Акт проверки соблюдения валютного законодательства

Важная информация в статье: "Акт проверки соблюдения валютного законодательства", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Обновлен административный регламент осуществления ФНС России надзора за соблюдением валютного законодательства

Предмет надзора — соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

— применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60047.html/

«Валютные» проверки

Валютный контроль был введен в 1991 году и с тех пор значительно изменился. Тем не менее, существуют вещи, которые не меняются никогда: если ваша фирма проводит валютные операции, ждите «в гости» проверяющих.

Несмотря на то, что времена валютной монополии государства уже прошли, валютные операции и по сей день находятся под его контролем. Правда, контроль этот все более и более ослабевает и, вероятно, в ближайшем будущем практически сойдет на нет. Но Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) еще никто отменял, равно как и проверки по соблюдению его положений. Согласно этому документу, функции валютного контроля выполняют Центробанк и Правительство РФ, которое представляет Росфиннадзор. Кроме того, функции контроля достались банкам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, таможенникам и налоговикам. Они выступают в качестве агентов валютного контроля.

Объект валютного контроля

Объектом валютного контроля, независимо от того, кто решил проверить вашу фирму: банк, налоговики, таможенники или Росфиннадзор, являются валютные операции. Что же относится к подобным операциям?

Во-первых, это все расчеты в иностранной валюте. Не стоит их путать с рублевыми расчетами между российскими фирмами по договорам, которые только выражены в иностранной валюте. Они к валютным операциям никакого отношения не имеют. А вот если ваша фирма закупает товары, работы или услуги по импорту или, наоборот, продает их на экспорт и при этом отдает или получает валюту – она осуществляет валютные операции.

Чтобы организации не могли обойти контроль, с 1 ноября 1996 года было введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок (указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209). Поэтому даже если фирма вместо валюты за свои товары получает другое имущество, то все равно становится объектом валютного контроля.

Во-вторых, к валютным операциям относятся расчеты между российскими и иностранными фирмами, которые осуществляются в рублях. Поэтому, если за экспортный товар вы получите от иностранного покупателя не доллары или евро, а рубли, это тоже будет валютной операцией.

Кроме того, к таким операциям относятся любые денежные переводы неторгового характера в Россию и из нее. Например, кредиты, проценты, дивиденды, зарплаты, стипендии, авторские вознаграждения и т. д. Любой ввоз или вывоз иностранной валюты, например, при командировке, также является валютной операцией.

Учтите, что все валютные операции между резидентами запрещены. Правда, из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. Они приведены в статье 9 Закона № 173-ФЗ.

Операции текущие и капитальные

Все валютные операции условно подразделяются на текущие (их всегда можно было проводить без каких-либо ограничений) и капитальные (ради которых, собственно, и был затеян весь сыр-бор со всевозможными спецсчетами, резервированиями и прочими валютными «радостями»).

Например, к текущим операциям до 1 июля 2006 года относились экспортные и импортные операции с отсрочкой платежа до 180 дней. Причем, до 18 июня 2004 года такие операции можно было отнести к текущим, только если отсрочка платежа составляла до 90 дней. С 1 июля 2006 года никаких оговорок про отсрочку платежа Закон № 173-ФЗ не содержит.

Операции по движению капитала приведены в статье 8 Закона № 173-ФЗ. Это, прежде всего, получение и предоставление займов резидентами нерезидентам, и наоборот, и денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.

С тех пор, как новый закон вступил в действие, фирмам больше не нужно получать для капитальных операций индивидуальные разрешения, как было прежде. Однако многие ограничения до конца 2006 года все еще существовали.

Так, в законе изначально были предусмотрены три типа ограничений: резервирование, режим счета и обязательство проводить операции через уполномоченные банки.

Нормы резервирования с 1 мая 2006 года снижены вдвое, а с 1 июля 2006 года отменены совсем. Режим счета прекратил свое существование с 1 января 2007 года. А вот требование проводить многие виды валютных операций, указанных в Законе № 173-ФЗ только через уполномоченные банки, сохраняется и поныне. Поэтому именно банки ведут первоначальный контроль за проведением валютных операций.

Нам не страшен строгий банк

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налогов беларусь

Как агенты валютного контроля банки требуют от фирм-резидентов все необходимые документы по внешнеторговым расчетам (п. 2.1 Положения Центробанка от 1 июня 2004 г. № 258-П). Если фирма не предоставит нужных бумаг, или в них будет ошибка, банк проводить валютную операцию не станет (п. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Все нарушения, совершенные фирмами (например, валютная выручка поступит на счет раньше, чем оформлен паспорт сделки), банк обязан зафиксировать в своих внутренних документах. Однако оштрафовать фирму за нарушение банк не может. Он должен передать информацию о нарушении в Росфиннадзор (п. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Правда, тут есть одна маленькая загвоздка. Официально утвержденного порядка передачи данных все еще нет. Поэтому банки просто собирают сведения о нарушениях и нарушителях. Эта ситуация, как ни странно, больше всех обеспокоила именно банки. Чтобы ее прояснить, президент Ассоциации российских банков написал письмо Министру финансов. В ответ президент получил письмо Минфина от 23 марта 2006 г. № 07-02/32. После прочтения этого документа создается впечатление, что порядок передачи данных принимать вообще не собираются. А должностным лицам Росфиннадзора рекомендуется самим обращаться в банки за интересующими их сведениями. Так что пока можно вздохнуть с облегчением: банки «стучать» на своих клиентов не обязаны.

Что проверяет таможня

Федеральная таможенная служба контролирует соблюдение валютного законодательства при перемещении товаров через границу. Ее региональные управления имеют право проверять документы, возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы выявляет возможных нарушителей по таможенным базам данных и отправляет информацию о них в региональные управления (подп. а, б п. 2 приказа ФТС России от 18 января 2005 г. № 18 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности»).

По каким же принципам они отбирают «пострадавших»? Возьмем, к примеру, экспортеров: на контроль берут фирмы, у которых истек срок действия паспорта сделки или заключен контракт на сумму свыше 100 тысяч долларов. Вызывают подозрение и искусственно «разбитые» контракты, то есть несколько одновременных контрактов с одними и теми же лицами.

Информацию о предполагаемых нарушениях таможенники обязаны передать на проверку в подразделение таможни, выполняющее функции валютного контроля, (подп. 5 п. 3 части I «Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок», направленных письмом ФТС России от 31 марта 2005 г. № 01-06/10139). Штрафовать же за нарушение закона о валютном регулировании таможенники, как и сотрудники банков, не вправе. Это миссия Росфиннадзора.

Налоговики с валютой не дружат

Налоговые инспекции также, как банки и таможенники, являются агентами валютного контроля. И проверку валютного законодательства они даже ставят первым пунктом в своих актах. Однако нарушения по данному вопросу находят не слишком часто. Причина проста: зачастую для этого у рядовых работников инспекций не хватает ни времени, ни знаний. Что ж, фирмам это только на руку.

Итак, считать ли действия вашей фирмы нарушением и штрафовать ли за них, решает Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ). Информацию о нарушителях эта служба собирает различными способами.

Во-первых, это данные, полученные от таможенников, налоговиков и банков. Во-вторых, это собственные проверки участников внешнеэкономической деятельности. Сразу оговоримся, вероятность личного визита сотрудников территориальных представительств Росфиннадзора не велика. Такое происходит, как правило, когда речь идет не только о валютном контроле, но и о проверке использования средств федерального бюджета. В противном случае проверяющие ограничиваются запросом необходимых им для проверки документов.

Убедившись в наличии нарушения, работники территориальных отделений Росфиннадзора выносят свое постановление о штрафе в соответствии со статьей 15.25 КоАп. Есть, правда, у Росфиннадзора и еще одна обязанность – разъяснять положения валютного законодательства (п. 5.14.8 «Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278). Если понадобится, обращайтесь, вам должны в течение месяца ответить.

Эволюция валютных «преступлений»

Чтобы встреча с представителями любых вышеперечисленных служб и учреждений прошла для вашей фирмы безболезненно, необходимо для себя четко представлять, что же, согласно валютному законодательству, делать нельзя, а что надо делать безоговорочно.

Репатриация и обязательная продажа. Основное и главное правило закона о валютном регулировании надо знать как «Отче наш». Если вы перечисляете валюту иностранной фирме, вы должны получить от нее товары, работы и услуги на эту сумму либо вернуть деньги. Если же компания экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату. Вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна попасть в Россию. На языке валютного законодательства это называется стопроцентной репатриацией (ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

Обязательная продажа валютной выручки. С требованием об обязательной продаже части валютной выручки дело обстоит совершенно иначе. Статья 21 Закона № 173-ФЗ установила предельный норматив в 30 процентов, который Центробанк вправе снижать. Своим правом наш главный банк воспользовался по полной программе. Сначала норматив продажи валютной выручки составлял 25 процентов, затем стал равняться 10 процентам (указание Банка России от 26 ноября 2004 г. № 1520-У), а с 7 мая 2006 года – 0 процентов (указание Банка России от 29 марта 2006 г. № 1676-У). С 1 января 2007 года даже упоминание об обязательной продаже иностранной валюты из Закона № 173-ФЗ исчезло.

Счета за границей. Новый закон о валютном регулировании разрешил российским фирмам и гражданам открывать банковские счета в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Закон установил и единственное условие открытия счетов: фирмы и граждане должны уведомлять о них свою налоговую инспекцию.

Открыть счет в других странах было несколько сложнее: сперва надо было пройти процедуру предварительной регистрации счета у налоговиков. Правда, с 1 января 2007 года порядок открытия счетов в любой стране стал уведомительный, так что открыть счет ваша фирма теперь вправе даже в самой маленькой «банановой» республике (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-09/ [email protected]).

Читайте так же:  Имущественный вычет через приложение

http://www.klerk.ru/buh/articles/69596/

Приложение N 3. Типовая программа проведения проверки соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования

Приложение N 3
к Административному регламенту
Федеральной службы финансово-
бюджетного надзора по исполнению
государственной функции органа
валютного контроля

Типовая программа
проведения проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Предупреждение, выявление и пресечение нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Резиденты и нерезиденты (за исключением кредитных организаций и валютных бирж)

Проведение валютных операций, открытие и ведение счетов

Вопросы для включения в программу проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

I. Проверка соблюдения резидентом/нерезидентом (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) запрета на осуществление валютных операций с резидентами; требования об использовании счетов в уполномоченных банках при осуществлении валютных операций; требования об осуществлении через уполномоченные банки купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; требования об осуществлении денежных расчетов по операциям с внутренними ценными бумагами в валюте Российской Федерации.

II. Проверка выполнения резидентом/нерезидентом (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) требования о резервировании и использовании специального счета при осуществлении внешнеторговой деятельности; приобретении долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц; предоставлении (получении) кредитов (займов), осуществлении операций с ценными бумагами; переводе средств на свои счета (во вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках.

III. Проверка соблюдения резидентом/нерезидентом (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) порядка открытия (закрытия) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации; выполнения требования о предварительной регистрации открываемого счета (вклада); соблюдения порядка представления в налоговые органы отчетности о движении средств по счетам (вкладам) и остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации.

IV. Проверка выполнения резидентом/нерезидентом (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, соблюдение порядка обязательной продажи части валютной выручки.

V. Проверка соблюдения резидентом/нерезидентом (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) единых правил оформления (переоформления) в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций с нерезидентом, установленных порядка и сроков представления отчетности по валютным операциям, установленных сроков хранения документов и материалов по проводимым ими валютным операциям, соответствия проводимых валютных операций ранее выданным лицензиям и разрешениям.

>
N 4. Список адресов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах РФ
Содержание
Приказ Минфина РФ от 6 ноября 2007 г. N 98н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы финансово-бюджетного.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


http://base.garant.ru/5636246/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/

Акт проверки соблюдения валютного законодательства

Здравствуйте,
Ваш вопрос требует достаточно объемного ответа.
Поэтому предлагаем Вам для ознакомления официальный текст с сайта ФНС РФ http://www.nalog.ru:

Проведение проверки и оформление её результатов

Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.

Решение о проведении проверки
Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников.
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

Запрос документов и информации
В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:

  • проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ;
  • уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций органам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 № 98.

Рассмотрение материалов проверки. Составления акта проверки
По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции в отношении которых проводится проверка имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами.

Административное производство
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы
В соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в случаях, если после выявления административного правонарушения в области валютного законодательства осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Читайте так же:  Возврат неправильно уплаченной госпошлины

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможно при наличии документов, свидетельствующих об извещении данного лица о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок.

Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении
Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ, согласно которым в протоколе указываются:

  • дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела;
  • разъяснение прав и обязанностей законному представителю лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу, о чем делается запись в протоколе;
  • сведения об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола.

В соответствии со статьей 25.1. КоАП РФ лицу, в отношении которого проводится административное расследование, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись согласно статье 28.2 КоАП РФ.
Отсутствие подписи проверяемого лица после разъяснения ему прав и обязанностей, указывает на несоблюдение процедуры оформления протокола и влечет недействительность данного процессуального документа.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

http://www.vedpro.com/question/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2

Акт проверки соблюдения валютного законодательства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

от 5 февраля 2009 года N 125

Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности

В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 30 (ч.I), ст.3101; 2006, N 31 (ч.I), ст.3430; 2007, N 1 (ч.I), ст.30, N 22, ст.2563, N 29, ст.3480, N 45, ст.5419; 2008, N 30 (ч.I), ст.3606), принятых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов органов валютного регулирования, за счет введения системы ежемесячного планирования проверок на основании информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, и в соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст.3569; 2008, N 17, ст.1883, N 24, ст.2867, N 46, ст.5337)

приказываю:

5) возбуждение уполномоченными лицами дел об административных правонарушениях в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) направление протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

7) направление в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием КПС «Агент ВК» информации о результатах проверок в течение 10 рабочих дней со дня их завершения (если иное не предусмотрено поручением ФТС России).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить формирование ежемесячных планов по установленной форме (приложение N 2) по результатам анализа сведений региональных баз данных валютного контроля (для региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, — центральной и региональной баз данных валютного контроля) с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок.

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить ежеквартальное формирование перечня участников ВЭД, в отношении которых планируется проведение проверок и государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности соответствующего таможенного органа (далее — перечень), и его направление до 7-го числа месяца, предшествующего очередному кварталу, в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием комплекса программных средств «Ведение РБД ВК» и досылкой на бумажном носителе по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему приказу.

4. Начальникам региональных таможенных управлений обеспечить:

1) установление плановых показателей работы подчиненных таможен по проведению проверок соблюдения валютного законодательства на основе установленных ФТС России значений плановых показателей работы регионального таможенного управления по проведению проверок соблюдения валютного законодательства;

2) контроль за проведением подчиненными таможнями проверок соблюдения валютного законодательства, их результатами, а также за формированием таможенными органами ежемесячных планов с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок;

3) формирование сводных ежемесячных планов подчиненных таможенных органов и подразделения валютного контроля регионального таможенного управления и их направление до 7-го числа каждого месяца в ФТС России по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде в порядке, определяемом Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;

4) проведение анализа поручений ФТС России, распределение и доведение данных поручений до таможенных органов региона в течение трех рабочих дней со дня их получения.

Читайте так же:  Штраф за неуплату вовремя налогов

5. Начальникам таможен обеспечить направление до 5-го числа каждого месяца в вышестоящий таможенный орган в определяемом им порядке ежемесячных планов проверок по телекоммуникационным каналам связи.

6. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков):

1) обеспечить проведение анализа и учета ежемесячных планов подразделений валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;

2) формировать и направлять в таможенные органы поручения ФТС России с учетом сформированных ежемесячных планов проверок на основании информации о предполагаемых нарушениях, получаемой в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящего приказа, а также о нарушениях, не выявленных на региональном уровне, по результатам анализа центральной и региональных баз данных валютного контроля и информации о предполагаемых нарушениях, полученной из структурных подразделений ФТС России, налоговых и иных контролирующих органов;

3) осуществлять контроль за проведением подчиненными таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства, их результатами, а также за формированием таможенными органами ежемесячных планов с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок;

4) рассматривать ходатайства таможенных органов о продлении сроков проведения проверок по поручениям ФТС России в течение 7 рабочих дней;

5) обеспечить анализ и актуализацию перечней, направляемых региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа;

6) разработать до 30 апреля 2009 года методику учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в том числе порядка учета и ведения перечней по регионам для обеспечения удаленного доступа таможенных органов к региональным базам данных валютного контроля (далее — Методика учета и обработки данных).*6.6)

7. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков) совместно с Главным управлением информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (О.П.Пучков) обеспечить на основании Методики учета и обработки данных использование перечней, направляемых в соответствии с пунктом 3.

8. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (О.П.Пучков) совместно с Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков) до 1 ноября 2009 года провести модернизацию и доработку программных средств.

11. Считать настоящий приказ вступившим в силу с 13 февраля 2009 года.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.

ВрИО руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
В.М.Малинин

Приложение N 1. Ходатайство о продлении сроков проведения проверок по поручениям ФТС России и по информации, полученной из налоговых и иных контролирующих органов

Приложение N 1
к приказу ФТС России
от 5 февраля 2009 года N 125

http://docs.cntd.ru/document/902142686

Валютный контроль: будьте бдительны!

Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает вопросы процедурного характера: какие документы должны предъявить проверяющие; какие сведения должны быть в них отражены; каков объем запрашиваемых для проведения проверки документов; каковы сроки проведения проверки; каков порядок оформления ее результатов? К сожалению, анализ законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не позволяет однозначно ответить на эти вопросы, что порождает массу сложностей на практике.

В силу ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 (в ред. 30.12.2006) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Росфиннадзор осуществляет функции органа валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы.

Статьей 23 Закона установлено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок проведения указанных проверок регламентируется Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 № 42н (далее – Инструкция).

Буквальное прочтение данной Инструкции позволяет говорить о разграничении таких понятий, как «ревизия» и «проверка». Если по п. 4 Инструкции «Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий…», то «Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации». При этом цели проведения ревизий и проверок совпадают, как совпадает и их процедура, при изложении которой в Инструкции используется лишь одно понятие — «ревизия».

Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает у проверяемого ряд вопросов процедурного характера, а именно:

Какой документ должны предъявить проверяющие?

На проведение каждой ревизии (проверки) участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем назначившего ревизию контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным (как правило, это руководитель территориального управления Росфиннадзора). Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянное служебное удостоверение установленного образца. Кроме этого, руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии.

Какие сведения должно содержать удостоверение на проведение ревизии (проверки)?

В удостоверении должны быть проставлены дата и номер, должно быть приведено наименование проверяемой организации, уточнено, кому поручено проведение ревизии (проверки) с указанием занимаемой должности и звания. В краткой форме обозначается тема ревизии (проверки), проверяемый период с указанием даты начала и окончания ревизии (проверки), а также основание, к примеру «План работы Территориального управления Росфиннадзора на 2007 год», учитывая, что ревизии осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке. В завершении проставляется подпись руководителя, которая заверяется печатью контрольно-ревизионного органа.

Документы, которые могут быть истребованы

По всей вероятности, объем запрашиваемых для проведения проверки документов может ограничиваться лишь указанием ее темы. На практике особый интерес вызывает сама форма запроса каких-либо документов у проверяемой организации.

При этом приходится констатировать, что нигде не отражена процедура получения от проверяемой организации документов, первоначально необходимых для проведения проверки. Неясно, должен ли быть составлен определенный документ с перечнем истребуемых документов; представляются подлинники или копии документов; кому они передаются и кто отвечает за их сохранность во время проведения проверки.

Читайте так же:  Вернуть налог на имущество физических лиц

Не совсем понятной остается и процедура получения со стороны ревизуемых органов дополнительных документов: кто и как вправе их запрашивать, должны ли данные документы соответствующим образом оформляться — заверяться печатью и подписью определенного должностного лица.

Неурегулированность столь важных процедурных вопросов на практике порождает массу сложностей, которые напрямую влияют на участников рассматриваемых правоотношений, в определенной степени затрагивая права и интересы каждой из сторон.

Сроки проведения ревизии (проверки)

Общее правило, изложенное в Инструкции, звучит так: «Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора)».

Однако механизм такого продления не обозначен в рассматриваемой Инструкции: не определена необходимость указания на какие-либо основания для него, не уточнено, может ли оно осуществляться неоднократно и др. По сути, предложенная в Инструкции формулировка не ограничивает срок проведения ревизии (проверки) каким-либо временным интервалом, что может быть истолковано как нарушение прав ревизуемого субъекта.

Оформление результатов ревизии (проверки)

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который, как правило, подписывается руководителем ревизионной группы. Один экземпляр оформленного акта должен быть вручен руководителю ревизуемой организации или уполномоченному лицу под роспись с указанием даты получения.

По согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок для ознакомления с актом ревизии и его подписания до 5 рабочих дней. Возражения и замечания по акту рассматриваются руководителем ревизионной группы в пределах данного временного срока. По ним в обязательном порядке дается письменное заключение, которое вручается по тем же правилам, что и акт ревизии (проверки).

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая из них, кроме обязательной информации, может содержать и иную информацию, относящуюся к предмету ревизии. Вторая включает описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии с обязательным указанием, какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, приведение размера документально подтвержденного ущерба и других последствий этих нарушений.

В обязанности руководителя ревизионной группы на стадии предъявления документов о проведении ревизии (проверки) входит ознакомление руководителя ревизуемой организации с основными задачами ревизии (проверки), представление участвующих в ревизии работников, а также решение организационно-технических вопросов и составление рабочего плана.

Несмотря на наличие обобщенно регламентирующих процедуру и сроки проведения ревизий (проверок) положений Инструкции, в существующей судебной практике отсутствуют дела, в которых их нарушение повлекло бы отмену постановления по делам об административных правонарушениях (Постановление ФАС СКО от 19.10.2006 № Ф08-5210/2006-2180А).

Законодательно не определена возможная частота проведения проверок и охватываемый ею период. Контролирующие органы ссылаются на ст. 24 Закона, согласно которой резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Таким образом, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле не предусмотрен запрет на проведение повторных проверок, а также практически не ограничен срок их проведения (Письмо Министерства финансов РФ от 30.11.99 №04-00-11).

Наряду с практически безграничными возможностями контрольно-ревизионных органов относительно процедуры проведения ревизий (проверок) у них имеются дополнительные права. К примеру, территориальные управления имеют право в силу п.5.14.9 вышеозначенного Положения о территориальных органах «требовать от руководителей проверяемых организаций создания надлежащих условий для проведения контрольных мероприятий — предоставления необходимого помещения, оргтехники, услуг связи, транспорта, канцелярских принадлежностей и обеспечения работ по делопроизводству».

Также следует отметить, что у Росфиннадзора и его территориальных органов существует исключительно право, а не обязанность давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к их компетенции (п. 5.14.8 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства от 15.06.2004 № 278 и п. 5.14.12 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 № 89н).

Правом составления протокола об административном правонарушении обладают практически все должностные лица Росфиннадзора, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере (Приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Рассматриваемые ревизии (проверки) соблюдения резидентами валютного законодательства не подпадают под действие Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает дополнительные требования к проведению проверок и дополнительные гарантии для проверяемых хозяйствующих субъектов.

В настоящее время существует ряд соглашений, заключенных между Росфиннадзором и ФТС, ФСБ, Генпрокуратурой РФ. Основной целью таких соглашений является обмен информацией, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности (Приказ Минфина, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.99 № 89Н/1033,717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)». Соглашение от 15.08.2005 № 06-30/21 Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службы № 01-48/9 «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля»).

Формально-декларативные ограничения в сфере проведения проверок напрямую затрагивают права и законные интересы проверяемых организаций. Закон устанавливает лишь общие правовые основы и принципы проводимого валютного контроля, прямое назначение издаваемых на их основе инструкций — детальное регулирование механизма проведения такого рода ревизий (проверок).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.klerk.ru/buh/articles/72609/

Акт проверки соблюдения валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here