Аудит как вид финансового контроля

Важная информация в статье: "Аудит как вид финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Аудит как вид финансового контроля

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
    • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
    • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
    • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  2. По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  3. С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  4. По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

Как оформляются результаты аудита?

Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

  • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
  • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
  • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

Виды аудита. Аудит как форма независимого финансового контроля

Аудит — это составное звено в системе финансового контроля. Составные элементы системы контроля:

1.Государственный контроль

-осуществляет счетная плата, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и т.д. Основная их цель — контроль за формированием и расходованием государственных средств. Проверки этими органами назначаются президентом, гос. думой, советом федерации, Федеральными органами власти.

2.Внутрихозяйственный контроль осуществляется на самом предприятии для эффективной и упорядоченной работы (ревизоры в штате предприятия).

3.Общественный контроль

реализуется через общественные институты и законы, важная роль в общественном контроле принадлежит СМИ.

4.Аудит – это независимый вневедомственный (нет вышестоящих организаций) финансовый контроль.

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудиторы также оказывают предприятиям услуги, сопутствующие аудиту.

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности. Цели аудита и других видов финансового контроля схожи.

Цель аудита

– выразить мнение о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы.

Аудиторская проверка проводится на основе договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, носит возмездный характер.

Пользователей аудиторского заключения широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов. Одним из принципов аудита является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц.

Практическими же задачами аудита являются не только проверка достоверности финансовых показателей, но и оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, консультирование клиентов.

Виды аудита

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Аренда квартир юридическим лицом налог

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9020 — | 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 1. АУДИТ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА.

Контроль — важная функция управления. Это объективное яв­ление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регули­рования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансо­вый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ре­визионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы до­кументального и фактического контроля, экспертные оценки, ме­тоды анализа и другой инструментарий.

Существует множество определений аудита — одни из них за­креплены в официальных нормативных документах, как междуна­родных, так и национальных, другие определения даются специа­листами в области аудита.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость:

под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая сво­им результатом выражение мнения аудиторской организации о сте­пени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом ры­ночной инфраструктуры, необходимость функционирования ко­торого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия реше­ний ее заинтересованными пользователями, в том числе руковод­ством, участниками и собственниками имущества экономическо­го субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работ­никами и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажени­ям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных зна­чений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хо­зяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как пра­вило, не может быть самостоятельно оценена большинством заин­тересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учет­ной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Вот еще одно определение аудита из нормативных актов Рос­сийской Федерации:

Аудит — предпринимательская деятельность аудиторов (ауди­торских организаций) по осуществлению независимых проверок бух­галтерской отчетности, платежно-расчетной документации, нало­говых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими фи­нансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действую­щим в Российской Федерации.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эф­фективности системы управления предприятием, и прежде всего си­стемы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятель­ностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результа­там. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансо­вой отчетности — реальности статей баланса, достоверности бух­галтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг — возможное состоя­ние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показате­ли, качественные характеристики организационной структуры уп­равления, системы учета и контроля.

Цель аудита — конкретная задача, на решение которой на­правлена деятельность аудитора; она определяется законодатель­ством, системой нормативного регулирования аудиторской дея­тельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» определяет цели аудита бухгалтерской отчетности следующим образом:

целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирова­ние и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех суще­ственных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяю­щие аудиторской организации с достаточной степенью увереннос­ти сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих по­рядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская орга­низация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерс­кой отчетности может способствовать повышению доверия к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в ин­формации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не долж­ны трактовать мнение аудиторской организации как полную га­рантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно восприниматься как гарантия аудиторской организа­ции того, что какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторс­ком заключении) обстоятельства, влияющие или способные по­влиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, от­сутствуют.

Цель проверки финансовых отчетов:

подтверждение достоверности отчетов или констатация их не­достоверности;

контроль за соблюдением законодательства и нормативных до­кументов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен­ного капитала;

подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

Читайте так же:  Арест имущества за неуплату налогов

выявление резервов лучшего использования собственных ос­новных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Основная цель аудита финансовых отчетов — объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчет­ности активов, обязательств, собственных средств и финансо­вых результатов деятельности предприятия за определенный пе­риод, проверка соответствия принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным ак­там.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается та­кая степень точности данных отчетности, которая позволяет ква­лифицированному пользователю информации отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и ре­зультатах деятельности аудируемых организаций и принимать со­ответствующие обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными до­говором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления нало­гов, разработкой мероприятий по улучшению финансового поло­жения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельно­сти, доходов и расходов.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.

1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчет­ность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не со­держит ли противоречивой информации;

2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат ком­пании;

4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать раз­личные способы накопления необходимой информации.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских ус­луг:

проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетнос­ти, законности хозяйственных операций;

помощь в организации бухгалтерского учета;

помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бух­галтерской (финансовой) отчетности;

помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

Видео (кликните для воспроизведения).

консультирование по отдельным вопросам ведения учета и со­ставления отчетности;

экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной де­ятельности;

консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологи­ческое консультирование и др.;

разработка учредительных документов и др.;

предоставление информации о будущих партнерах;

информационное обслуживание клиентов;

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинно­сти и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета. Роль оценочной функции — интерпретации фактов, подтверж­дающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов — сильно возросла в последние два десятилетия. От­части это явилось следствием успешного совершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы часто считают более целесообразным проверить сис­тему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эф­фективности ее организации и работы, нежели подвергать проверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количе­ственный рост сложных сделок, сделок нового типа и необхо­димости оценивать способ их отражения в отчетности админи­страцией.

Указанные две функции не являются исчерпывающими, по­скольку аудиторы выполняют также консультационную, инфор­мационную и другие функции.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все эконо­мические организации независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом ауди­та — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независи­мость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы до­кументального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтер­ских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации кон­троля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Аудиторский контроль в системе финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – это вневедомственный независимый контроль, реализуемый как аудиторская деятельность — разновидность предпринимательской деятельности.

Понятие и сущность аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль является одним из негосударственных видов финансового контроля. Он состоит в общей системе, которая включает такие виды контроля как:

  • ведомственный контроль;
  • внутрихозяйственный контроль;
  • общественный контроль.

Важность аудиторского контроля обусловлена развитием рыночных отношений в Российской Федерации, что требует определенных требований в установлении финансовой надежности предприятий. В особенности это касается предприятий такой формы собственности как акционерные общества.

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторская проверка сама по себе является разновидностью финансового контроля. Это обусловлено тем, что в ходе аудита, устанавливаются полнота, достоверность, законность и правильность оформления всех хозяйственных операций на предприятиях. Подтверждение данных критериев является подтверждением обоснованного использования финансовых ресурсов в организации. Это могут быть:

  • подтверждение правильности расчетных операций между контрагентами, что исключает незаконную передачу денежных средств;
  • правильность исчисления себестоимости произведенной продукции, что определяет достоверность показателя себестоимости продукции, влияющего на расчет налогооблагаемой базы;
  • правильность расчета по заработной плате с работниками, что исключает факты «заплаты в конвертах» и нарушений сроков и порядка ее выплаты;
  • и т.д.
Читайте так же:  Заявление налогоплательщика на получение имущественного вычета

То есть, каждый объект аудита, так или иначе формирует финансовый контроль в организации, что делает аудит важной процедурой.

Особенностью аудиторского контроля является сочетание интересов двух сторон: аудируемого предприятия и контролирующих органов. Причем без расходования бюджетных средств на такой контроль. В результате аудита могут быть выявлены нарушения, которые в конечном итоге – повлияли на уплату различных налогов и сборов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Такие нарушения своевременно устраняются, что помогает предприятию избежать штрафов и пени, а в бюджет поступают дополнительные средства в виде доплат по налогам и сборам.

Несмотря на то, что аудиторская проверка – это независимая процедура, существуют регламенты в законодательстве РФ, которые определяют набор определенных стандартов проведения аудита.

Данные стандарты разработаны для единства основных положений при проведении аудита, которые определяют оптимизацию результатов аудиторской проверки.

Также, одним из методов государственного финансового контроля является регламент обязательного аудита для некоторых субъектов хозяйствования. К примеру, Центральный Банк Российской Федерации обязан ежегодно предоставлять аудиторское заключение, которое публикуется в свободном доступе. Данные требования касаются и других коммерческих предприятий.

Обязательность аудита и обнародование его данных носит публичный характер аудиторского финансового контроля. Таким образом, правительство учитывает интересы вкладчиков, акционеров и т.д.

Для гарантии качества аудиторских проверок, государством устанавливаются порядок и правила аттестации аудиторов, нормы их квалификации и т.д. За нарушения действующего законодательства при проведении аудиторских проверок, государством предусмотрена ответственность аудиторских компаний или индивидуальных аудиторов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

21. Аудиторский контроль, его значение, виды, этапы

Аудиторский контроль (аудит) — это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Основная задача аудита — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д.

Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

Аудиторская проверка — это основное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средство аудиторского контроля. Инструментами аудиторской проверки (контроля) являются две группы методов: это методы фактической проверки и методы документальной проверки.

К основным методам фактической проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.

Методы документальной проверки подразделяются на методы формальной проверки и методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств. Методы формальной проверки документов:

В ходе проверки аудитор составляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качество выполняемой им работы. В ней содержится необходимая информация о клиенте, краткое описание выполненной работы, метод проведения проверки (сплошной или выборочной), объем проверенной документации, замечания по результатам проверки, перечень непредставленных к проверке первичных и других документов, нарушения действующего законодательства, а также мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков и рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. В рабочих документах находят отражение система внутрихозяйственного контроля у клиента (с выделением слабых и положительных сторон), программа аудита, и результаты аудита за прошлый год.

ВОПРОС 14 Аудит как вид независимого финансового контроля, его содержание и правовое регулирование

ОТВЕТ: Становление в России рыночных отношений, создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государства.

82. Аудит как особый вид финансового контроля.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Читайте так же:  Подоходный налог в бизнесе

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельностиустановление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Методы финансового контроля

На текущий момент есть пять основных способов проверки:

3)анализ финансового планирования;

5)оценка информации о руководящем составе.

Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2–5.

Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

Задачи аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль в системе финансового контроля выполняет две основные задачи.

  1. Установление достоверности отраженных данных в формируемой отчетности.
  2. Соответствие хозяйственных операций действующему законодательству и нормам отраслевых положений и требований.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации

В настоящее время финансовое право развивается в контексте рыночной политики государства. По большей части это связано с развитием самого рынка и участием России в мировых рыночных отношениях.Если раньше акцент делался на качественной подготовке управленцев,то сейчас акцентируется внимание на актуальном спросе, что и является двигателем развития финансового права как науки в одном направлении.

10. Особенности аудита как вида финансового контроля Аудиторский финансовый контроль

Разновидностью финансового контроля является аудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. Впоследствии был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ). Нормы последнего Закона поэтапно вступали в силу по группам норм: с 1 января 2009 г., с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

Сохранив основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с названным Законом (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Вместе с тем с 1 января 2010 г. отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

Читайте так же:  Возмещение импортного ндс порядок и сроки возмещения

В обновленном Законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, обоснованно разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, очерчен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Теперь согласно Закону (п. 2, 3 ст. 1) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законе аудируемыми лицами(вместо «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу). Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение: официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Согласно Закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, какобязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5).

Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

За нарушение законодательства в сфере аудита установлена ответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

При Министерстве финансов РФ создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается министром финансов РФ. В него должны входить представители государственных органов. Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава совета.

Источники

Аудит как вид финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here