День финансового контроля

Важная информация в статье: "День финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII — XIV вв.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений – Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну – общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины XVI в. на Руси не существовало единой системы налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения – «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна — действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие.

Лишь в XIX веке при реформах М.М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности.

Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля – В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу XIX века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль (Госконтроль) был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Читайте так же:  Выездная проверка налоговой инспекции сроки

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В статьях 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в статье 101 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Таким образом, с 1995 г. в соответствии с законодательством контрольно-счетные органы были образованы во всех субъектах Российской Федерации.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

магистрант, кафедра финансы и кредит ВСГУТУ,

канд. экон. наук, доцент ВСГУТУ,

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Krasikova Anastasya Andreevna

Undergraduate, Department of «Finance and Credit» East-Siberian state University of technology and management,

Kuklina Sayana Kimovna

PhD in Economics, Associate Professor East-Siberian state University of technology and management,

Аннотация. Сегодня механизмы финансового контроля направлены прежде всего на выявление резервов для эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Данная статья посвящена анализу развития и роли механизма государственного финансового и бюджетного контроля в современных условиях. За последние десятилетия механизм финансового контроля в Российской Федерации претерпел ряд существенных институциональных изменений.

Abstract. Today, financial control mechanisms are aimed primarily at identifying reserves for the effective use of budgetary funds at all levels of the budget system. This article is devoted to the analysis of the development and role of the mechanism of state financial and budgetary control in modern conditions. Over the past decades, the financial control mechanism in the Russian Federation has undergone a number of significant institutional changes.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, бюджет, механизм финансового контроля.

Keywords: state financial control, budgetary control, budget, mechanism of financial control.

На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, создана и функционирует система государственного финансового контроля. Однако ее современное состояние является результатом долго и сложного периода становления и преобразования самого государственного финансового контроля, а также многих политических и экономических процессов.

Современный этап развития действующей системы государственного финансового контроля в РФ стартовал в 1991 году. Были сформированы различные ведомства по финансовому контролю всех направлений финансовой деятельности государства. Финансовый контроль строился исходя из структуры всей финансовой системы страны, структура которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации 8

Законом 2013 года предусматривалось введение понятий внешнего и внутреннего финансового контроля. Внешний контроль для правительства вменен в функции Счетной палаты РФ, внутренний – главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Федерального казначейства. Кроме того, закон закрепил за Счетной палатой полномочия по проведению аудита эффективности расходования бюджетных средств. Общую структуру системы государственного финансового контроля можно представить в следующем виде (Рисунок 2).

Рисунок 2. Структура системы государственного финансового контроля

В период осуществления рыночных реформ в России активно развивался внутриведомственный финансовый контроль, созданный практически в каждом государственном учреждении и в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ уполномоченный оценивать эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Одновременно с этим, учреждения, участвующие в формировании доходной части, осуществляют прямой или косвенный контроль поступлений средств в казну. К данным государственным органам относятся Минфин России, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ и другие органы государственного управления финансами, в т. ч. государственные внебюджетные фонды. Последние выполняют функции контроля страхователей по начислению и уплате страховых взносов.

На сегодняшний день создано огромное количество контрольных органов финансовой системы страны. Они имеют статус независимых федеральных и территориальных структур, каждая из которых самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия (Рисунок 3).

Рисунок 3. Система органов государственного финансового контроля РФ

На рисунке 3 видно, что система государственного контроля в РФ представляет собой сложную структуру, разветвленную, как по типам контроля и уровню власти, так и по компетенции уполномоченных органов. При этом комплексный, системный подход к проведению государственного контроля на сегодняшний день не обеспечен.

Читайте так же:  Двойное налогообложение определение

Рассмотрим более подробно функциональные особенности построения системы ГФК. Задачей государства является контроль за соблюдением субъектами финансовой системы государства норм финансового и налогового права, прежде всего в части уплаты налогов, а также иных обязательных платежей в бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды.

Следовательно, ГФК призван устранять и предотвращать ошибки в деятельности объектов контроля, выполнять следующие задачи:

  • контроль целевого и эффективного расходования денежных средств государственными и муниципальными организациями, находящихся в их оперативном управлении;
  • проверка соблюдения бухгалтерских и финансовых правил при совершения кассовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление несоблюдений законодательства при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности субъекта проверки;
  • профилактика возможных нарушений финансового и налогового законодательства.

Основные положения и принципы проведения ГФК (независимости, гласности, законности, объективности, системности, сбалансированности и т.д.) были приняты еще в 1977 году. При практическом применении финансового контроля, наряду с перечисленными выше, законодательно закрепились и другие принципы, например, эффективность и оптимизация.

Рассмотрим современные модели систем финансового контроля в таких зарубежных странах, как США, Канада и Франция. Эти модели, по мнению экспертов, эффективны и имеют существенные отличия друг от друга.

На сегодняшний день в мировой практике выделяют две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Главные их отличия состоят в том, что в англосаксонской модели субъекты контроля осуществляют только непосредственно сам контроль, а полномочия наложения санкций делегированы исключительно административным и судебным государственным органам. Французская модель предоставляет возможность органам государственного контроля самостоятельно определять степень виновности лиц в нарушениях финансового законодательства, а также наделяет их полномочиями выставлять требования к возмещению ущерба.

Особенности ведения разными государствами финансово-хозяйственной деятельности явились причинами построения множества систем ГФК. Каждая из них, так или иначе, имеет черты англосаксонской или французской модели.

Как правило, создаются органы парламентского контроля, а также правительственного и президентского контроля, осуществляющих контроль по линии законодательной и исполнительной систем власти.

Данные системы контроля финансовых потоков государства характерны для каждой из рассматриваемых стран. В связи с разделением уровней власти на законодательную и исполнительную везде без исключения созданы соответствующие органы парламентского и правительственного контроля.

Современные мировые тенденции развития системы ГФК нашли свое отражение и в РФ, который также построен на международных принципах Лимской декларации и имеет органы парламентского и правительственного контроля.

Органами, осуществляющими в РФ парламентский контроль, являются Счетная палата РФ и территориальные контрольно-счетные органы.

Система правительственного контроля в РФ реализуется органы исполнительной власти — (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Федеральное казначейство, таможенные и налоговый органы и т.д.) [1].

Рассуждая об уровне контроля за эффективным исполнением бюджета и расходованием государственных средств, правомерно заключить, что парламентский и правительственный контроль есть ничто иное, как системы внешнего и внутреннего ГФК [2]. Несмотря на наличие в системе внешнего финансового контроля нескольких контрольных структур, принято считать, что главным субъектом контроля единолично выступает Счетная палата РФ. Её деятельность регламентируется Федеральным законом (далее — ФЗ) от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Приоритетными задачами являются организация и осуществление финансового аудита, аудита эффективного использования средств федерального бюджета.

Счетная палата осуществляет путем проведения внешнего государственного аудита (контроля). Система внутреннего ГФК представлена Минфином России, Федеральным Казначейством, таможенными и налоговыми органами и т.д. До недавнего времени ключевым органом внутреннего контроля выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Однако с 2016 года осуществилась передача полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральное казначейство. При этом органом валютного контроля были назначены Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Исходя из норм Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор проводил контроль в форме ревизий и проверок, которые ныне проводит Федеральное казначейство. Аналогичный вид контроля используют также ФНС и ФТС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства Российской Федерации: современное состояние и перспективы // «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал». – М. : NOTA BENE, 2014. – С. 66-69.
  2. Юдина Я.Е. «Юридическая наука и правоохранительная практика», № 1 (19) / 2012, – С.114-117.
  3. Ильин А. Ю. Проблемы и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля //Финансовое право. – 2017. – №. 10. – С. 12-16.
  4. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России //Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – №. 2. – С. 76-80.
  5. Носова Е. А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля //Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. – 2017. – С. 172-175.

Внутренний государственный финансовый контроль

Пожалуйста, подождите. Документ загружается.

Наименование Файл

Навигация по сайту

  • Отчеты
  • Учетная политика
  • Выступления руководителя
  • Обращение граждан [ + 6]
    • Обзор обращений
    • График приема
    • Порядок подачи обращения
    • НПА
    • Общероссийский день приема граждан
    • Бесплатная юридическая помощь
  • Управление гос.долгом [ + 1]
    • Эмиссия государственных ценных бумаг
  • Информационные материалы [ + 6]
    • Годовой отчет 2015 год
    • Годовой отчет 2016 год
    • Годовой отчет 2018 год
    • ВКС
    • Федеральные стандарты бухгалтерского учета
    • Учет и отчетность
  • Дни финансовой грамотности [ + 7]
    • 2020 год
    • 2019 год
    • 2018 год
    • 2017 год
    • 2016 год
    • 2015 год
    • 2014 год
  • Порядок обжалования
  • Коллегия Минфина [ + 5]
    • Коллегия Минфина 2012 год
    • Коллегия Минфина 2013 год
    • Коллегия Минфина 2014 год
    • Коллегия Минфина 2015 год
    • Коллегия Минфина 2016 год
  • Официальные визиты, поездки
  • Отчет о работе Минфина
  • План работы Минфина
  • Итоги работы
  • Соглашение с Минфином РФ
  • Межбюджетные отношения
  • Государственные задания
  • Новости
  • Реализация государственной программы Камчатского края
  • Ведомственный контроль
  • Бюджетные кредиты
  • Внутренний государственный финансовый контроль
  • Общественный совет [ + 7]
    • Новости
    • Состав
    • Положение о совете
    • План работы совета
    • Отчет о деятельности совета
    • Протоколы заседания совета
    • НПА
  • Информационные системы [ + 2]
    • Модифицированная программа для ЭВМ «Управление мастер-данными организации»
    • Скиф — Бюджетный процесс
  • Государственные услуги
  • Работа с обращениями граждан
  • Коллегиальные органы
Читайте так же:  Имущественный вычет на землю и дом

Поддержка и развитие: «Реактив Медиа»

Тех.поддержка сайта: 8 (4152) 42-09-58, [email protected]

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© 2001–2020, Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края.
Все права защищены.

Размещение материалов возможно только при условии обязательной ссылки.

Отправить по почте

Финансовый контроль деятельности организаций, находящихся в ведении Минфина России

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

Измения в План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 31.12.2019

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

План по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2020 год

Дата публикации: 19.12.2019

Видео (кликните для воспроизведения).

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на 2020 год

Дата публикации: 12.12.2019

Отчет о результатах проведения МКФМ, осуществляемого подведомственными Минфину России ФКУ за 9 месяцев 2019 года

Дата публикации: 06.11.2019

Изменения в План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 28.10.2019

Изменения в План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 28.10.2019

План на 2019 год по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений

Дата публикации: 17.12.2018

План ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год

Дата публикации: 17.12.2018

Годовой отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2017 году

Дата публикации: 04.04.2018

Отчет о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита в 2016 году

Дата публикации: 02.03.2017

Отчет о контрольной деятельности Административного департамента за 12 месяцев 2015 г. и Пояснительная записка к нему

Сегодня день работников государственного финансового контроля

Как будут праздновать наши.

  • Подписка на новости
  • Добавить в избранное
  • Наш канал в Telegram
  • Читайте нас в городской ленте

В последнее время по оценкам некоторых экспертов, так как государственные бюджеты стали наполняться на несколько порядков больше, а также в связи с серьезными инвестиционными госпроектами у специалистов контрольных органов возникает все больше работы. Вот и вчера «главный контролер» страны Сергей Степашин высказал мнение, что за той же олимпиской госкорпарацией необходимо установить внешний государственный финансовый контроль.

Мы связались сегодня со Счетной палатой, чтобы узнать, как отмечают «контролеры» свой профессиональный праздник. Выяснилось, что председатель Счетной палаты Андрей Измоденов находится в командировке в Сочи, где руководителей всех контрольных органов собрал их федеральный коллега, а остальные работники в большинстве своем находятся в различных проверках. Источники пожелавшие оставаться неизвестными поделились с нами, что свой праздник свердловская палата будет отмечать 22 октября, когда нашему региональному контрольному органу исполнится первы й юбилей — 5 лет.

Новости партнеров

«Очень хочется лета, чтобы можно было танцевать на улице»

Правительство Архангельской области

Главное

Губернатор

Правительство

Администрация

Исполнительная власть

Госслужба

Госконтроль

Антикоррупция

Внутренний государственный финансовый контроль

Внутренний государственный финансовый контроль для обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области осуществляет контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области.

Предмет

Обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области.

Способы

Внутренний финансовый контроль инспекция осуществляет путём проведения плановых и внеплановых проверок, ревизии и обследований.

При наличии бюджетных нарушений по результатам контрольных мероприятий должностные лица инспекции:

Читайте так же:  Какие налоги надо платить при енвд

  • возбуждают дела об административных правонарушениях;
  • направляют представления и (или) предписания;
  • направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения в министерство финансов Архангельской области;
  • направляют акты контрольных мероприятий в органы предварительного расследования.

Должностные лица

Внутренний государственный финансовый контроль уполномочены осуществлять

  • руководитель инспекции;
  • начальник, ведущие консультанты отдела контроля исполнительных органов и муниципальных образований;
  • начальник, ведущие консультанты отдела контроля учреждений бюджетной сферы;
  • заместитель руководителя – начальник, заместитель начальника, ведущие консультанты, консультанты отдела контроля производственной сферы.

21 ноября 2018, контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области

Отправить по почте

Развитие государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего контроля и аудита

Протокол восьмого заседания Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля от 30 октября 2015 г. №8

Дата публикации: 11.11.2015

Рекомендации по заполнению формы документа «Отчет о результатах проведения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере»

Дата публикации: 28.04.2015

Материалы седьмого заседания Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля 28-30 мая 2015 г. Доклад О.В. Михайловой «Предложения по оценке эффективности деятельности органов внутреннего гос.

Дата публикации: 16.06.2015

Материалы седьмого заседания Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля 28-30 мая 2015 г. Доклад А.Г. Ладюкова «Итоги заседания малой рабочей группы»

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

Читайте так же:  Подготовить отчетность ип

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Сегодня день работников государственного финансового контроля

Как будут праздновать наши.

  • Подписка на новости
  • Добавить в избранное
  • Наш канал в Telegram
  • Читайте нас в городской ленте

В последнее время по оценкам некоторых экспертов, так как государственные бюджеты стали наполняться на несколько порядков больше, а также в связи с серьезными инвестиционными госпроектами у специалистов контрольных органов возникает все больше работы. Вот и вчера «главный контролер» страны Сергей Степашин высказал мнение, что за той же олимпиской госкорпарацией необходимо установить внешний государственный финансовый контроль.

Мы связались сегодня со Счетной палатой, чтобы узнать, как отмечают «контролеры» свой профессиональный праздник. Выяснилось, что председатель Счетной палаты Андрей Измоденов находится в командировке в Сочи, где руководителей всех контрольных органов собрал их федеральный коллега, а остальные работники в большинстве своем находятся в различных проверках. Источники пожелавшие оставаться неизвестными поделились с нами, что свой праздник свердловская палата будет отмечать 22 октября, когда нашему региональному контрольному органу исполнится первы й юбилей — 5 лет.

Новости партнеров

«Очень хочется лета, чтобы можно было танцевать на улице»

Источники

День финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here