Должна ли налоговая предупреждать о выездной проверке

Важная информация в статье: "Должна ли налоговая предупреждать о выездной проверке", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Должна ли налоговая предупреждать о выездной проверке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Проверки

Если сотрудники налоговых органов приехали на выездную проверку без предупреждения, может ли организация отказаться предоставить документы по требованию сотрудников инспекции?

Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Не установлены и сроки для вручения налогоплательщику принятого решения о ее проведении. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают в момент прихода проверяющих (письмо ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected], письмо ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853).

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку

Вместе с тем, доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика возможен лишь при предъявлении ими служебных удостоверений и указанного решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

При этом налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается уведомление.
Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 2 п. 12 ст. 89 НК РФ). Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий или в электронной форме по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Отметим, что возможность произвести выемку необходимых документов в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки прямо установлена в п. 4 ст. 93 НК РФ.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
В соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, указанная в абзаце первом настоящего пункта, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Должна ли налоговая предупреждать о проверке?

 Выездные проверки налоговой всегда могут проводиться без предупреждения. Не в том смысле, что в этот момент вы сразу должны предоставлять все необходимые документы, которые интересуют налоговиков по данной проверке, а для начала визит сотрудников налоговой имеет целью вручение решения о том, что по вашей организации будет проводиться выездная проверка налоговой и какие документы, соответственно, необходимо будет представить.

Без предварительного уведомления также налоговая может проводить осмотр и выемку документов. Правда, у сотрудников обязательно должны быть необходимые разрешительные документы для такой проверки. Кроме того, не предупреждая о своем визите, сотрудники налоговой могут выезжать по месту регистрации или фактического осуществления деятельности налогоплательщика для того, чтобы проконтролировать применение им кассовых аппаратов, проверить адрес юридического лица и т.д.

Уведомление о выездной налоговой проверке

Налоговая проверка является формой контроля за отчислениями государству. Согласно последним изменениям в законодательстве, налоговая служба должна предупреждать о проведении мероприятия. Уведомление о выездной налоговой проверке – это документ о решении провести проверку в офисе компании (Письмо ФНС РФ от 25.07.2013).

Как налоговая уведомляет о выездной проверке? Представители государственных органов передают уведомление о вызове в налоговую службу руководителю. Оно выглядит так.

Для передачи существует несколько способов:

  • Вручить извещение лично.
  • Отослать по почте заказным письмом под подпись о вручении.
  • Отправить в электронной форме по ТКС. В данном случае предприниматель должен направить квитанцию в ИНФС по ТКС в течение шести дней о том, что уведомление получено. В противном случае налоговики могут заблокировать ваши банковские счета.

После того как предприниматель или представитель организации явится в ФНС, ему отдадут копию решения о предстоящей проверке. На этом экземпляре решения нужно будет поставить свою подпись о том, что с документом ознакомлен.

Как происходит

Законодательством (НК РФ, п. 1 ст. 89) определено, что налоговый орган по месту жительства предпринимателя имеет право выехать в офис по месту регистрации или жительства индивидуального предпринимателя, чтобы проверить все нужные отчеты. Главная цель проверяющих – документально удостовериться в правильности начислений и сроков уплаты необходимых налогов.

Правильность ведения бухгалтерских книг и уплаты, как одного, так и нескольких видов налогов, может подвергаться проверке одновременно во время прихода налоговой в ваше помещение. Явка налоговиков с удостоверениями всей комиссией в полном составе может быть и неожиданной.

Читайте так же:  Налоговая инспекция заполнить платежное поручение

Этому предшествует заблаговременное и обоснованное решение, которое принимают сами органы контроля. С этого момента начинается процедура, и срок, в который она будет происходить, налоговая оглашать не обязана.

Проводить непосредственную офисную проверку положено в срок до двух месяцев, но он может быть продлен в случае необходимости. Если это филиал или представительство, время нахождения проверяющих в помещении должно по закону быть уменьшено до одного месяца, продлевать сроки налоговики в данном случае права не имеют, лишь приостанавливать свою работу.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке

Содержание статьи

Сотрудники ФНС в соответствии с Налоговым кодексом имеют право проводить два вида проверок: выездные и камеральные.

Основания для выездной проверки

Форма решения руководителя ФНС о проведении такого мероприятия предусмотрена Приложением 3 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-2/[email protected] от 08.05.2015 г. Выездная проверка проводится по местонахождению компании, как это предусматривает абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ.

Важно! Если компания является крупным плательщиком налогов, то ФНС вправе назначить проверку по месту постановки на учет, а не по месту нахождения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Уведомление о выездной проверке

В НК не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать вас о предстоящей выездной проверк Хотя обычно они это делают в своих же интересах, дабы избежать неприятных сюрпризов вроде отпуска главбуха компании или отъезда предпринимателя. Ведь, как мы уже говорили, срок на проведение проверки считается с даты вынесения решени

Просить налоговиков перенести проверку на удобный для вас период того, что сейчас у вас нет времени уделять им должное внимание, к примеру если бухгалтерия готовит годовую отчетность, не имеет смысла. Навстречу вам в ИФНС не пойдут. И терять время на оспаривание этого в суде бесполезно, он будет на стороне налоговико

В какой срок нужно представить документы

О сроках представления документов налогоплательщику необходимо знать следующее (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • 10 дней отводится на представление документов, истребованных в ходе обычной налоговой проверки;
  • 20 дней – при налоговой проверке КГН (консолидированной группы налогоплательщиков);
  • 30 дней – при проверке иностранной компании, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Отсчет срока начинается с момента получения от налоговиков требования о представлении документов.

Если налогоплательщик не может в указанные сроки представить документы, ему необходимо в течение 1 дня после получения требования письменно уведомить налоговиков о невозможности представления документов в установленные сроки и причине, по которой истребуемые документы не могут быть представлены, а также сообщить срок, в течение которого документы будут переданы контролерам.

Решение о продлении срока или об отказе в его продлении налоговики принимают в течение 2 дней после получения уведомления от налогоплательщика.

При проведении налоговой проверки КГН продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Проверка закончена – выполнять ли требование налоговиков по представлению документов и в какой срок

Инспекция не вправе истребовать документы по окончании срока налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

На неправомерность учета при принятии решения по проверке налоговыми органами документов, истребованных после истечения сроков, предусмотренных для проведения проверки и допмероприятий, указал Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления № 57.

При этом ФНС РФ уточнила, что инспекция вправе использовать доказательства, полученные после окончания налоговой проверки и до составления акта, если требование о представлении документов было направлено в пределах указанных сроков (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Поэтому если контролеры направили требование до окончания срока проверки, а срок исполнения требования выходит за эти рамки, его лучше исполнить. Иначе ответственности по ст. 126 НК РФ не избежать.

Особенности проведения выездной проверки

Перед тем как провести выездную проверку, сотрудники налоговой должны иметь на руках соответствующее решение руководителя ФНС или его заместителя. После этого у налогоплательщика возникает резонный вопрос: должна ли налоговая предупреждать о проверке? Ответ на этот вопрос дает ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Протокол о выплате дивидендов единственному учредителю образец

Согласно ей в своем решении о проведении выездной проверки ФНС обязана предупредить налогоплательщика, каких именно налогов будет касаться проверка и в течение какого срока она будет происходить.

Пункт 3 ст. 93 НК РФ обязывает налоговый орган указать в уведомлении о предстоящей выездной проверке список документов, которые должны быть представлены плательщиком налога. На их подготовку ему будет дано 10 суток.

Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки

Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают налоговый инспектор, который осуществлял проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась (п. 2 ст. 100 НК РФ). Может ли налогоплательщик отказаться от подписания акта?

Да, налогоплательщик вправе не подписывать акт проверки. В этом случае инспектор укажет в своем экземпляре акта, что налогоплательщик отказался подписывать акт. Эту запись инспектор заверит собственной подписью (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Налоговый кодекс не устанавливает конкретных критериев, которыми должна руководствоваться ФНС при выборе компании для проверки. Тем не менее существует разработанная руководством ФНС РФ Концепция системы планирования выездных проверок. В соответствии с нею установлены критерии, по которым осуществляется отбор компании для выездной проверки.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Перенос срока проведения выездной проверки

Может ли налоговый орган по своей инициативе или по просьбе налогоплательщика перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении?

Законодательство не предусматривает оснований для переноса срока выездной проверки. Поэтому после назначения проверки изменить дату ее начала нельзя (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Как узнать о выездной проверке

Выездная проверка начнется с того дня, который указан в решении о ее назначении. С этой даты будет отсчитываться общий срок, отведенный на проверк

Понятые при осмотре помещения

Кто может быть понятым при осмотре территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого осуществляется выездная проверка?

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 3 и п. 4 ст. 98 НК РФ).

Штраф за опоздание с подачей декларации

Организация представила исходную декларацию позже установленного срока. Через некоторое время налогоплательщик обнаружил ошибку в расчете налога, и отправил (до окончания срока камеральной проверки первоначальной декларации) «уточненку» за тот же период. На основании какой декларации налоговики рассчитают сумму штрафа за несвоевременное представление отчетности?

В описанном случае сумма штрафа за несвоевременное представление декларации рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании уточненной декларации. При этом будут учтены результаты камеральной налоговой проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Чем может руководствоваться ФНС

К критериям отбора относятся показатели деятельности компании или те обстоятельства, при наличии которых плательщик налога попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Если, к примеру, компания часто меняет юридический адрес или отражает в своих отчётах несколько лет подряд постоянные убытки, то это будет являться основанием для назначения выездной проверки.

Заметим, что точное число критериев, которые станут основанием для включения организации в план проверок, Концепция не определяет.

Важно! Инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

К основаниям проверки можно также отнести информацию, которая была подготовлена ранее комиссиями по легализации налоговой базы, созданными при ФНС. Среди дополнительных критериев и участие компании в действующем региональном инвестиционном проекте, который предполагает специальные налоговые льготы. Сотрудники ФНС могут захотеть убедиться в правомерности применения таких льгот в отношении участников проекта.

Читайте так же:  Расчет налога на квартиру физических лиц

Если ваша компания получила уведомление о проведении выездной проверки, то не стоит паниковать и готовить все имеющиеся документы. Следует обратиться за помощью к квалифицированным юристам в области проведения таких мероприятий. Они дадут консультации, помогут собрать нужные документы и сделают все возможное, чтобы по результатам проверки компания избежала налоговых санкций.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Инспекция не обязана сообщать налогоплательщикам о причинах продления выездной налоговой проверки

Fotofabrika / Depositphotos.com

На налоговые органы не возложена обязанность по доведению до проверяемых лиц обоснования причин и исключительности причин для продления проверки. Суд кассационной инстанции поддержал такой вывод апелляции (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 ноября 2018 г. № Ф02-4973/18 по делу № А19-853/2018).

В рассматриваемой ситуации в ходе проведения выездной налоговой проверки у инспекции возникла необходимость в продлении ее сроков. Сначала срок проверки был продлен до четырех месяцев, а впоследствии – до шести. Однако организация подала жалобу в ФНС России в связи с продлением проверки во второй раз, и не получив ответа, обратилась в суд. Напомним, что налоговый орган вправе продлить срок выездной проверки до шести месяцев лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса).

Видео (кликните для воспроизведения).

Суды первой и апелляционной инстанции поддержали налоговиков, так как основанием для продления проверки до шести месяцев послужила необходимость установления фактической транспортной схемы движения товара, полного состава ее участников, стоимости транспортировки товаров, уточнения ранее представленной неполной информации, и, как следствие, получение ответов на запросы в иностранные государства, предоставление которых занимает длительный период времени.

Может ли проверка ККТ проводиться одновременно с выездной налоговой проверкой? Узнайте из материала «Налоговые правонарушения, отражаемые в акте выездной налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом основания для продления проверки не имели формального характера и признаны достаточными с учетом объема документов, статуса налогоплательщика, действий налогового органа по получению информации. По результатам рассмотрения дела суд оставил кассационную жалобу налогоплательщика без удовлетворения, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда – без изменений.

Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках

Передача налоговикам документов по требованию в срок означает избавление налогоплательщика от штрафов. Что нужно знать о сроках в такой ситуации, узнайте из нашего материала.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Повторная выездная проверка

Что является предметом рассмотрения повторной выездной проверки, которая назначена на основании представления уточненной декларации с суммой налога к уменьшению (увеличен убыток)?

Предметом повторной выездной проверки, основанием для которой послужило представление уточненной декларации с уменьшенной суммой налога или увеличенным убытком, может быть только правильность исчисления налога на основании измененных показателей. То есть тех показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Ознакомление с решением о проверке

С решением о проведении выездной проверки (о внесении изменений в него) налоговики обязаны вас ознакомить. О том, как они должны это делать, в НК не сказано. ФНС разрешает использовать различные способ

СПОСОБ 1. Проверяющие приедут к вам сами и тут же предъявят решение о проведении проверки вместе со своими служебными удостоверениями. В решении руководитель организации (ее представитель по доверенност или ИП должен расписаться.

СПОСОБ 2. Руководителя организации/ИП вызовут в ИФНС и вручат ему копию решения о проведении проверки, а на своем экземпляре попросят расписаться, мол, что с решением ознакомлен Для этого вам направят уведомление о вызове по утвержденной ФНС форм В нем ИФНС укажет:

Это уведомление инспекция может передать вам как угодн

Вместо руководителя организации в назначенное время в ИФНС может прийти и представитель организации по доверенност

Если же вы проигнорируете вызов в инспекцию, то с подачи налоговиков суд может оштрафовать руководителя организации (предпринимателя) на А для ознакомления вас с решением о проведении проверки налоговики воспользуются способом 1 или 3.

СПОСОБ 3. Копию решения направят по почте заказным письмом по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в

Если к вам пришли инспекторы, предъявили служебные удостоверения и решение о назначении проверки, вы все проверили и убедились, что решение составлено правильно и пришли именно те инспекторы, которые указаны в решении, не пускать их к себе неразумно. Ведь последствия такого шага для вас будут очень неприятные, поскольку:

— организации — в размере от 5000 до 10 000 руб.;

— руководителю (предпринимателю) — в размере от 2000 до 4000 руб.;

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Истребование документов в рамках «встречной» проверки

Ограничен ли период, за который инспекторы вправе запросить документы в рамках «встречной» проверки? Могут ли налоговики в ходе камеральной проверки истребовать у контрагентов документы за период, превышающий тот период, за который представлены декларации?

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения в строительстве

Статья 93.1 НК РФ не ограничивает период времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации, правомерно. Но запрашиваемые документы должны относиться к проверяемому периоду (влиять на исчисление и уплату налогов за этот период).

Возражения на акт проверки

На какие документы, составленные по результатам налогового контроля, можно представить возражения?

Возражения можно представить на акт, составленный по результатам налоговой проверки, и акт, составленный в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 и ст. 101.4 НК РФ).

Какие документы налоговики могут запросить в рамках выездной проверки, а какие нет

В ходе налоговых проверок инспекторы вправе запрашивать у вас документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Причем в рамках выездной проверки это могут быть любые документы, которые связаны с предметом проверки и проверяемым периодом. Из общей массы документов, которые мы привыкли передавать налоговикам во время проверки, в настоящее время исключены:

  • бумаги, которые уже были ранее представлены инспекторам;
  • документы, содержащие сведения, имеющиеся в распоряжении госорганов и в официальных госреестрах (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения о численности работников и т. д.).

Изучайте нюансы законодательства с помощью материалов нашего сайта:

Экспертиза и допрос свидетелей

Налоговая инспекция в рамках камералки провела дополнительные мероприятия налогового контроля: экспертизу и допрос свидетелей. Имеет ли право лицо, в отношении которого производилась проверка, ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля?

Лицо, в отношении которого осуществлялась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика со всеми материалами дела (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.
Читайте так же:  Наказание за неуплату налогов юридическим лицом

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Истребование документов в ходе камералки

Какие сведения и документы могут быть запрошены в рамках камеральной налоговой проверки?

Налоговый орган может истребовать документы:

  • подтверждающие право на получение налоговых льгот;
  • подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
  • представление которых предусмотрено Налоговым кодексом вместе с декларацией (п. 6 — 9 ст. 88 НК РФ).

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

ФНС ответила на вопросы про налоговые проверки

Какие документы может запросить ИФНС в ходе камеральной проверки? Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках «встречной» проверки? Может ли налоговый орган перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с организацией и осуществлением налоговых проверок, опубликованы на сайте ФНС.

Нужно ли представлять документы, если проверка приостановлена

Выше мы рассказали о сроках представления документов, запрошенных в рамках налоговой проверки. А нужно ли соблюдать сроки представления документов, если они запрошены в период приостановления проверки или после ее окончания? Ответим на эти вопросы.

На период приостановления выездной проверки налоговый орган обязан (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • приостановить действия по истребованию у вас документов;
  • вернуть все истребованные у вас подлинники, за исключением документов, полученных в ходе выемки;
  • приостановить все связанные с проверкой действия на вашей территории (в помещении).

В то же время вы обязаны представить контролерам те документы, которые были запрошены до момента приостановления (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Обратите внимание, документы безопаснее представить в обычном порядке, в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Ведь чиновники считают, что течение срока на их представление на период приостановления проверки не приостанавливается (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Рассмотрение материалов проверки

Могут ли инспекторы рассмотреть материалы налоговой проверки в отсутствии лица, в отношении которого осуществлялась проверка?

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки. Исключением является случай, когда участие этого лица признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Итоги

На представление документов в рамках налоговой проверки отводится 10 дней со дня получения требования (20 дней для консолидированной группы налогоплательщиков, 30 – для иностранной компании, подлежащей постановке на учет по п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в указанные сроки документы представить не получается, письменно уведомите об этом налоговиков. Сделать это нужно не позднее следующего дня после получения требования. Контролерам отводится 2 дня с момента получения от вас уведомления на то, чтобы принять решение о продлении сроков или отказать налогоплательщику в удлинении сроков представления документов.

Источники

Должна ли налоговая предупреждать о выездной проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here