Экономическая сущность налога на доходы физических лиц

Важная информация в статье: "Экономическая сущность налога на доходы физических лиц", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц

Ключевые слова: НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ; НАЛОГ; БЮДЖЕТ; БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ; THE TAX TO THE INCOMES OF THE PHYSICAL PERSONS; TAX; BUDGET; BUDGET OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Согласно статье 8 части первой Налогового кодекса РФ, налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с предприятий и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов, исчисляемый в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13%.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это один из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:

— обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
— стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Преимущество НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Данный налог наибольшую значимость для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с Налоговым кодексом и нормами Бюджетного кодекса РФ распределение НДФЛ между бюджетами бюджетной системы РФ осуществляется следующим образом: в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ, а оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты. [1]

В условиях Российской экономики НДФЛ не является доминирующим в налоговой системе страны, но входит в число первых.

Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. [2]

Таблица 1.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2015-2017 г. (млрд. руб.)

Показатель 2015г. 2016г. 2017г.
Поступило в консолидированный бюджет РФ,

«федеральные налоги и сборы»,всего

12 126,0 12 770,4 15 419,2 Налог на прибыль организации 2 442,2 2 677,9 3 239 ,4 Налог на доходы физических лиц 2 805,2 3 017,2 3 251 ,6 Налог на добавленную стоимость 2 589,4 2 808,3 3 233 ,4 Акцизы 1 020,9 1 297,2 1 523,6 Налог на добычу полезных ископаемых 3 226,8 2 929,3 4 130,4 Остальные налоги и сборы 41,4 40,6 40,7

Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления. Структура поступления налогов и сборов за 2017 год представлена на рисунке 1.

Рис.1 Структура поступления налогов и сборов за 2017 г.

Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год, представленные в таблице 2. [2]

Таблица 2.

Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджетной системы РФ (млрд. руб.)

Значение НДФЛ в консолидированном бюджете РФ Значение НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ
Год Консолидированный бюджет РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% Консолидированный бюджет субъектов РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% 1 2 3 4 5 6 7 2015

2806,5 20,5 6 905,8 2806,5 40,6 2016

3017,2 20,9 7 551,4 3017,2 39,9 2017

17 197,1 3251,1 18,9 8 179,11 3251,1 39,7

Как мы видим, динамика налоговых поступлений в период 2015 по 2017 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, т.к. его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды. Для наглядности отобразим значение НДФЛ в рис.2.

Рис.2 Структура поступления НДФЛ по уровням бюджета за 2015-2017 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.

Экономическая сущность и основные элементы налога на доходы физических лиц.

Экономическая сущность и основные элементы налога на доходы физических лиц.

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Читайте так же:  Заполнение декларации на возврат налога за лечение

Доход, полученный налогоплательщиками:

1. физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ — от источников в РФ или за пределами РФ;

2. физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ — от источников в РФ.

Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ .

Налоговая база — все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды .

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база — денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база — денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Особенности определения налоговой базы:

· При получении доходов в натуральной форме

· При получении доходов в виде материальной выгоды

· По договорам страхования (в т.ч. обязательного пенсионного страхования)

· В отношении доходов от долевого участия в организации

· По операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

· При получении доходов в виде процентов по вкладам в банках

· По операциям займа ценными бумагами

Налоговый период — Календарный год

· Стандартные налоговые вычеты

· Социальные налоговые вычеты

· Имущественные налоговые вычеты

· Профессиональные налоговые вычеты

· Вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

Экономическая сущность и основные элементы налога на доходы физических лиц.

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Доход, полученный налогоплательщиками:

1. физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ — от источников в РФ или за пределами РФ;

2. физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ — от источников в РФ.

Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ .

Налоговая база — все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды .

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база — денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база — денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Особенности определения налоговой базы:

· При получении доходов в натуральной форме

· При получении доходов в виде материальной выгоды

· По договорам страхования (в т.ч. обязательного пенсионного страхования)

· В отношении доходов от долевого участия в организации

· По операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

· При получении доходов в виде процентов по вкладам в банках

· По операциям займа ценными бумагами

Налоговый период — Календарный год

· Стандартные налоговые вычеты

· Социальные налоговые вычеты

· Имущественные налоговые вычеты

· Профессиональные налоговые вычеты

· Вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов — явно недостаточна.

Читайте так же:  Налоговый вычет 2ндфл

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Таблица 1 – Зачисление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ

1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц

1.1 Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц

1.2 Основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц

В последние годы в мировой практике налогообложения происходит снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.
Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных групп обложения налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только две ставки – 15 и 28%, в Великобритании тоже две — 25 и 40%.
В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок – от 13 до 60%.
За время действия Закона РФ «О подоходном налоге» была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992 – 2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях, минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная устанавливалась в размере 60, 45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.
Так, по доходам, полученным в 2000 году, налог взимался по следующей шкале ставок:

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 2.1
Ставки налога на доходы физических лиц применяемые 2000 г.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в 2000 году Ставка налога
До 50 000 руб. 12%
От 50 001 руб. до 150 000 руб. 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб.
От 150 000 руб. и выше 26 000 руб. + 30% с суммы превышающей 150 000 руб.

Ставки налога на доходы физических лиц в 2011 году

Вид дохода Размер ставки
Все доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ 30%
Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх 35%
и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части
превышающей 2000 руб.
Страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышающей
установленный размер
Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, расчитанной
исходя из:
— действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ — по рублевым вкладам, за
исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести
месяцев
— 9% годовых — по вкладам в иностранной валюте
Суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, если
сумма процентов по условиям договора меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ
на дату получения средств (9% годовых — по валютным заемным средствам), за
исключением экономии на процентах за пользование целевыми займами
(кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически
израсходованными на новое строительство либо приобретение на территории РФ
жилого дома, квартиры или доли (долей) в них
Дивиденды 9%
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные
на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных
управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007
Доходы ,полученные в виде дивидендов от долевого участия в Р.Ф.(нерезиденты) 15%

Таблица 2.2 Налог на доходы физических лиц по ставкам 30%,35%,9% и 15%.

1.1 Понятие и сущность налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц  основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством 1.

К налогоплательщикам НДФЛ согласно ст. 207 НК РФ относятся физические лица, которые в свою очередь делятся на две группы: налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ 2, с.155.

К налоговым резидентам относятся физические лица, пребывающие на территории РФ не менее 183 календарных дней, в течение следующих подряд 12 месяцев, начиная со дня регистрации в России физического лица.

Статус налогового резидента сохраняется при краткосрочном выезде из России (менее 6 месяцев) на лечение и обучение.

Читайте так же:  Документы для заполнения декларации 3 ндфл

Для военнослужащих, проходящих службу за границей, а также работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за границу, статус налогового резидента сохраняется независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Согласно п. 2.1 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации 3.

Для физических лиц выделяют общий, или валовый доход – сумма всех денежных поступлений за период плюс имущество, полученное от других лиц, и чистый доход – валовый доход минус средства, израсходованные на потребительские цели за тот же период 4, с. 209.

Объектом НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиками в течении налогового периода, который считается календарный год:

от источников в РФ или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами;

от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

В соответствии со ст. 208 НК РФ к доходам, облагаемыми НДФЛ относят:

от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

от сдачи имущества в аренду;

доходы от источников за пределами Российской Федерации;

доходы в виде разного рода выигрышей и иные доходы.

Также следует отделять доходы, которые не облагаются НДФЛ (ст. 217 НК РФ):

доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;

доходы, полученные в порядке наследования;

доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер) и иные доходы.

Налог на доходы физических лиц: сущность, назначение, основные элементы.

Налог на доходы физических лиц является одним из важнейших федеральных налогов. С точки зрения доходов бюджета налог занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль организаций.

Налог на доходы физических лиц — прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Подоходный налог по своей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства).

Налогоплательщиками НДФЛ являются:

-налоговые резиденты РФ (физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в календарном году);

-физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами государства.

Объект налогообложения НДФЛ

Обязанность заплатить налог возникает, как следует из его названия, в случае получения физическим лицом

1. дохода как в денежной, так и в натуральной форме;

2. материальный выгоды.

Объект подоходного налогообложения для физических лиц-резидентов

-любой доход, полученный как от источников в РФ, так и за ее пределами, а для физических лиц-нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории России.

Особенности налогообложения НДФЛ:

-не подлежат налогообложению доходы физических лиц — налоговых резидентов РФ от продажи имущества (кроме ценных бумаг), находившегося в их собственности три года и более. Данное положение не распространяется на доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

-не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, полученные в порядке наследования. Данное правило не распространяется на вознаграждение, выплачиваемое наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

Схожий порядок действует в отношении доходов, полученных по договору дарения. Так, по общему правилу, не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, полученные в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, которые освобождаются от налогообложения только в случае их дарения физическому лицу близким родственником.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Налоговым периодом НДФЛ в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

Всего Налоговым кодексом РФ по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок (ст. 224 НК РФ):

Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков.

Так, в том случае если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13%. К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также некоторые иные доходы.

Налогообложение по ставке 9% производится в следующих случаях:

1. при получении дивидендов;

2. при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;

3. при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

Все прочие доходы физических лиц — нерезидентов облагаются по ставке 30%.

Ставка НДФЛ в размере 35% является максимальной. Она применяется:

1. при получении выигрышей и призов в проводимых конкурсах со стоимости таких выигрышей свыше 4000 руб.;

Читайте так же:  Приговоры уклонения налогов

2. при размещении денежных средств во вклады в банках под высокий процент (по вкладам в иностранной валюте – свыше 9% годовых, в рублях — исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%);

3. при получении займов (кредитов) под минимальный процент (по займам в иностранной валюте – менее 9% годовых, в рублях – менее 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Налоговым кодексом РФ установлен большой перечень до­ходов, не облагаемых данным налогом.

Освобождаются от уплаты НДФЛ (ст. 217 НК РФ):

1. государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (при этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам);

2. пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

3. все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;

4. выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров;

5. вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

6. алименты, получаемые налогоплательщиками;

7. суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ;

8. суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Социально-экономическая сущность налогообложения физических лиц в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:56, реферат

Описание работы

Выявление социальных аспектов и функций налоговой системы представляют собой крайне сложный объект научного анализа. Его изучение необходимо в рамках комплексного, междисциплинарного исследования и требует использования различных подходов, особенно социологических, политологических и правоведческих. Налоговая система является объектом исследования не только экономики, но и социологии, так как субъектами любых налоговых правоотношений (прямо или косвенно) является население страны.

Содержание

Введение. 3
Социально-экономический аспект налогообложения физических лиц 4
Пути совершенствования налоговой системы 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

И наконец, если такой олигарх и члены его семьи возьмут за практику приобретать товары в странах Европы и затем ввозить их в Россию, то они освобождаются и от уплаты НДС (в обеих странах), и от обложения таможенными пошлинами (при соблюдении некоторых ограничений).

Все перечисленные экономические агенты — бизнесмены. Они занимаются бизнесом и отстаивают его интересы. При этом далеко не всегда под «интересами бизнеса» понимают одно и то же.

Таким образом, низкооплачиваемые наемные работники производственной сферы получают на руки около 50% общего дохода и 50% платят государству в виде налогов. А те, кто в минимальной степени участвует в реальном процессе производства, но имеет возможность получать высокие доходы, на руки получают 85 — 91% этих доходов, а в виде налогов платят 9 — 15%.

Из этих примеров видно, что низкий средний уровень налогообложения в РФ ни о чем не говорит. Он просто прикрывает тот факт, что в полном соответствии с принятой в России системой налогообложения налоги платит не тот, кто имеет большие доходы, а тот, кто едва зарабатывает на покрытие своих экономических затрат по содержанию себя и своей семьи. И это заложено непосредственно в налоговое законодательство.

Из сказанного следует, что у налогоплательщиков, несущих более высокую долю налогового бремени, будет сохраняться стремление обойти налоговые законы (с закономерным ростом числа и интенсивности налоговых споров). А поскольку к числу этих «обиженных» налогоплательщиков принадлежат все субъекты экономической деятельности в сфере материального производства, от них нельзя будет ожидать наращивания темпов экономического роста (на что надеется правительство), пока не будет изменена соответствующим образом общая налоговая политика государства.

В нашей стране расслоение населения по уровню доходов достигло угрожающих размеров. С каждым годом растет так называемый коэффициент фондов (отношение средней заработной платы 10% занятых с наиболее высокой зарплатой к средней заработной плате 10% занятых с самой низкой заработной платой): в 2005 г. он составил 15,2; 2006 — 16,0; 2007 — 16,8 раза. [14]

По мнению экспертов Российской академии наук, ситуация еще хуже: «коэффициент фондов составляет округленно 25 раз. . В долгосрочной перспективе следует ориентироваться на достижение значения коэффициента фондов примерно в 6 раз» .

Проблема снижения социального неравенства и нищеты значительной части нашего населения также может быть в значительной степени решена методами налогового регулирования. Необходимо модернизировать налог на доходы физических лиц и ликвидировать регрессию единого социального налога.

Действующая в настоящее время единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, в сущности, несправедлива, поскольку не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует их справедливому перераспределению. Единая ставка налога привела к тому, что лица, извлекающие крупные доходы, несут меньшую тяжесть налоговых обязательств, нежели граждане с низкими и средними доходами. Кроме того, плоская шкала подоходного налога вступает в противоречие с регрессивной шкалой единого социального налога. Целесообразно вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц, установить ставки подоходного налога, возлагающие повышенную налоговую нагрузку на крупные доходы» .

Совершенствование подоходного налога и связанная с ним реформа оплаты труда — одно из обязательных направлений промышленной политики. При этом, по мнению ученых Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, «необходимой предпосылкой является осознание того, что рыночная реформа заработной платы и сопутствующие ей изменения — это не борьба с бедностью, а борьба за эффективность производства» .

Эксперты Всероссийского центра уровня жизни считают, что «ответ на вопрос об истинных причинах введения действующей системы подоходного налога на доходы физических лиц состоит в том, что государство ошибочно предпочло интересы сравнительно небольшой социальной группы россиян, имеющих широкие возможности влияния на политику, экономику и финансы страны, интересам большинства граждан и страны в целом».

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл возврат процентов

По этой же причине в нашей стране действует и льгота для богатых — регрессия единого социального налога, согласно которой при налоговой базе (годовом доходе физического лица) до 280 тыс. руб. налог уплачивается по полной ставке 26%, от 280 до 600 тыс. руб. ЕСН — 10%, а свыше 600 тыс. руб. — 2%. Чем зарплата больше, тем меньше налог.

Вместе с тем следует согласиться, что администрирование налогообложения при плоской шкале намного проще, чем при прогрессивной шкале.

В качестве альтернативного варианта можно предложить «плоскую» шкалу подоходного налога (НДФЛ) со ставкой, например, 20% с одновременным увеличением не облагаемого налогом дохода до 10 тыс. руб. При такой «плоской» шкале доля налога в доходе не превысит 13% при зарплате до 28 750 руб. в месяц, а при 20 000 — доля налога в зарплате составит 10%. При этом уменьшение налоговой нагрузки и рост доходов почувствует более 90% населения России.

Одним из недостатков предлагаемого варианта может стать существенное снижение налоговых поступлений в бюджеты местных властей бедных регионов, для которых именно подоходный налог является бюджетообразующим и формируется в основном за счет налогов с низкооплачиваемых граждан. Если поднять не облагаемый подоходным налогом доход с 400 руб. до 10 тыс. руб., большая часть российского населения от налога будет освобождена.

Повышение ставки налога до 20% с высокооплачиваемых граждан в бедных регионах не сможет компенсировать потери, связанные с повышением необлагаемого дохода. И сегодня местные бюджеты получают подоходный налог не в полном объеме. Дело в том, что Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, снижающие сумму подоходного налога к уплате. Это — хорошее дело. Но осуществляется оно за счет местных бюджетов, которые и так сидят без денег.

Одним из способов решения проблемы могла бы стать передача местным бюджетам части поступлений налога на добавленную стоимость. Помимо того, что эта мера помогла бы компенсировать потери, связанные с предлагаемым реформированием подоходного налога, она повысила бы заинтересованность местных властей в увеличении добавленной стоимости в регионе и в соответствующем росте производства.[10]

Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизационном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей.

Организация работы с налогоплательщиками является прерогативой Государственной налоговой службы Российской Федерации. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.

Важным шагом в указанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательства Российской Федерации, предпринимаемая в настоящее время.

Современная налоговая система в России не может быть эффективной, если она не обладает развитой регулирующей функцией, которая выступала бы одним из основных государственных инструментов предотвращения возможных и ослабления существующих социально-политических трений в обществе, ориентировалась бы на формирование устойчиво функционирующей социальной системы.

Список использованной литературы

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

курсовая работа Налогообложение физического лица Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Год: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………2
1МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц………………………………………… …………………………………. 4
1.2 Основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации……………………………………………………… ……………. 6
2 АНАЛИЗ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………… ………12
2.2 Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации……………………………………………………… . 21
2.3 Особенности исчисления и уплаты налога на доходы индивидуальных предпринимателей…………………………………… ……………………. 25
2.4 .Изменение налога на доходы физических лиц в 2012 году……………..30
3РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………. . 33
Заключение…………………………………………………… ……………36
Список использованной литературы……………………………38

ВВЕДЕНИЕ

1 МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА.

2.2 Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Порядок исчисления налога – это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе, (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).
Для упорядочения процесса внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога – нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
Существует три основных способа уплаты налога:

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

Видео (кликните для воспроизведения).

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источники

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here