Этапы планирования выездных налоговых проверок

Важная информация в статье: "Этапы планирования выездных налоговых проверок", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Планирование выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (далее — налоговая отчетность);

анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

выбор объектов проверки;

подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

ФНС России разработана Концепция планирования выездных налоговых проверок утвержденная приказом от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected]

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами Концепции планирования выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция планирования также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Читайте так же:  Отказ от апелляционной жалобы возврат госпошлины

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Начальник контрольного отдела Д.В. Мокроусов

Планирование выездных налоговых проверок.

Планирование выездных налоговых проверок.

Качественное планирование выездных налоговых проверок является одним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой — достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] был утвержден документ, который давно ждали и налогоплательщики, и налоговые органы — Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), которая успешно работает вот уже полтора года.

Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Главный принцип Концепции — двухсторонняя ответственность налогоплательщиков и налоговых органов: предполагается, что налогоплательщики должны стремиться к правильному и своевременному исполнению обязанностей по уплате налогов, а налоговые органы — к обоснованному отбору кандидатов на проведение выездной проверки.

Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, о которой налогоплательщикам не сообщалось.

Критерии — это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.

При отборе кандидатов, для выездной налоговой проверки проводится всесторонний анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика на основе информации, поступившей налоговым органам из внутренних источников (информация, полученная налоговыми инспекторами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них обязанностей) и внешних источников (информация, полученная в рамках соглашений с другими контролирующими и правоохранительными органами). В частности, анализу подвергаются:

— суммы исчисленных налогов в динамике с целью выявления налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей;

— суммы уплаченных платежей по каждому виду налогов в динамике с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. С помощью такого анализа можно определить значительные отклонения показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Вероятность попасть в план проведения выездных налоговых проверок возрастает у тех налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Кроме того, концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.

Таким образом, одной из целей концепции является доведение до сведения налогоплательщиков информации о том, каким образом производится отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. В данном случае знание должно способствовать развитию у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок, Концепция установила алгоритм отбора, основанный на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определении на ее основе так называемых зон риска совершения налоговых правонарушений. Налоговой службой был предпринят беспрецедентный шаг — публикация на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы 11 критериев оценки рисков ведения налогоплательщиками бизнеса, к которым в 2008 году был добавлен еще один — двенадцатый критерий, по которым налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки, что значительно повысило их эффективность.

Налоговая служба не только преследовала цель по созданию новой составляющей организации налогового контроля, направленной на повышение его эффективности, но и выработала стратегию мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных налоговых проверок по следующим критериям:

1) отрицательные финансовые результаты, т.е. на протяжении нескольких лет налогоплательщик несет убытки.

2) низкая рентабельность — значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (отклонение — более 10%). При анализе этого показателя налоговые органы особое внимание уделяют:

— крупным импортерам, у которых происходит увеличение дебиторской и кредиторской задолженности;

— организациям с небольшой выручкой, но с возрастающей дебиторской и кредиторской задолженностью;

— организациям с возрастающей кредиторской задолженностью при значительных вычетах НДС.

Однако низкий уровень рентабельности отдельных гражданско-правовых сделок сам по себе не является достаточным доказательством недобросовестности участника налоговых правоотношений.

3) неадекватное соотношение доходов и расходов, когда темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг) или суммы расхода индивидуального предпринимателя максимально приближены к сумме его дохода, полученного за календарный год.

4) низкий уровень заработной платы, т.е. среднемесячная зарплата на одного сотрудника организации ниже среднего уровня зарплаты работников по данному виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

5) низкая налоговая нагрузка налогоплательщика — налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня налоговой нагрузки по отрасли или по виду экономической деятельности. Под налоговой нагрузкой подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Налогоплательщик определяет эту величину исходя из полученных данных и сравнивает ее со среднеотраслевой;

6) высокая доля налоговых вычетов: наличие значительных налоговых вычетов по НДС за определенный период. Так, в поле зрения попадут те налогоплательщики, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев;

7)отсутствие пояснений налогоплательщика: налогоплательщик не представляет пояснений при получении уведомления налогового органа о том, что было выявлено несоответствие показателей деятельности;

Читайте так же:  Как применить льготу по ндфл

8) построение финансово-экономической деятельности при отсутствии разумных экономических причин: деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических или иных причин (отсутствие деловой цели);

9) применение специальных налоговых режимов на пределе возможного: неоднократное приближение (около 5%) к предельному значению показателей, которые предоставляют право налогоплательщику на применение специальных налоговых режимов. Налоговые органы внимательно следят за тем, чтобы доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не превышали установленную законом предельную сумму. В случае превышения налогоплательщиком лимитов доходов ему доначисляются суммы налогов, подлежащих уплате согласно общему режиму налогообложения;

10) частая смена местонахождения («миграция» между налоговыми органами), т.е. два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, если вышеуказанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика;

11) получение необоснованной выгоды: организация получила необоснованную налоговую выгоду (в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения налоговой льготы, более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53):

— невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, могут быть признаны обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53:

— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

— взаимозависимость участников сделок;

— неритмичный характер хозяйственных операций;

— нарушение налогового законодательства в прошлом;

— разовый характер операции;

— осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

— производство расчетов с использованием одного банка;

— осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

— использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано:

— что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;

— что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц была направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Кроме того, при планировании налоговых проверок налоговые органы также обращают внимание на следующие обстоятельства:

— уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне дохода;

— несвоевременное выполнение требований ИФНС России о представлении документов;

— большие доначисления в результате проведения предыдущей выездной налоговой проверки.

В настоящее время контрольно-аналитическая работа при планировании налоговых проверок усиливается с учетом отраслевой направленности. Кроме того, в план проверок включаются налогоплательщики, у которых по двум и более критериям значения находятся в зоне риска, а также те налогоплательщики, в отношении которых получена соответствующая информация из внешних источников.

Вместе с тем, налоговые органы предлагают налогоплательщикам систематически самостоятельно оценивать налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности и своевременно, в добровольном порядке уточнять свои налоговые обязательства.

Управление ФНС России по Кемеровской области

Планирование выездных налоговых проверок

Качественное планирование выездных налоговых проверок является одним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой — достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] был утвержден документ, который давно ждали и налогоплательщики, и налоговые органы — Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), которая успешно работает вот уже полтора года.

Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Главный принцип Концепции — двухсторонняя ответственность налогоплательщиков и налоговых органов: предполагается, что налогоплательщики должны стремиться к правильному и своевременному исполнению обязанностей по уплате налогов, а налоговые органы — к обоснованному отбору кандидатов на проведение выездной проверки.

Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, о которой налогоплательщикам не сообщалось.

Критерии — это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.

При отборе кандидатов, для выездной налоговой проверки проводится всесторонний анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика на основе информации, поступившей налоговым органам из внутренних источников (информация, полученная налоговыми инспекторами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них обязанностей) и внешних источников (информация, полученная в рамках соглашений с другими контролирующими и правоохранительными органами). В частности, анализу подвергаются:

— суммы исчисленных налогов в динамике с целью выявления налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей;

— суммы уплаченных платежей по каждому виду налогов в динамике с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. С помощью такого анализа можно определить значительные отклонения показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

Читайте так же:  С мрот берется подоходный налог

— факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Вероятность попасть в план проведения выездных налоговых проверок возрастает у тех налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Кроме того, концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.

Таким образом, одной из целей концепции является доведение до сведения налогоплательщиков информации о том, каким образом производится отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. В данном случае знание должно способствовать развитию у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок, Концепция установила алгоритм отбора, основанный на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определении на ее основе так называемых зон риска совершения налоговых правонарушений. Налоговой службой был предпринят беспрецедентный шаг – публикация на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы 11 критериев оценки рисков ведения налогоплательщиками бизнеса, к которым в 2008 году был добавлен еще один — двенадцатый критерий, по которым налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки, что значительно повысило их эффективность.

Налоговая служба не только преследовала цель по созданию новой составляющей организации налогового контроля, направленной на повышение его эффективности, но и выработала стратегию мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных налоговых проверок по следующим критериям:

1) отрицательные финансовые результаты, т.е. на протяжении нескольких лет налогоплательщик несет убытки.

2) низкая рентабельность — значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (отклонение — более 10%). При анализе этого показателя налоговые органы особое внимание уделяют:

— крупным импортерам, у которых происходит увеличение дебиторской и кредиторской задолженности;

— организациям с небольшой выручкой, но с возрастающей дебиторской и кредиторской задолженностью;

— организациям с возрастающей кредиторской задолженностью при значительных вычетах НДС.

Однако низкий уровень рентабельности отдельных гражданско-правовых сделок сам по себе не является достаточным доказательством недобросовестности участника налоговых правоотношений.

3) неадекватное соотношение доходов и расходов, когда темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг) или суммы расхода индивидуального предпринимателя максимально приближены к сумме его дохода, полученного за календарный год.

4) низкий уровень заработной платы, т.е. среднемесячная зарплата на одного сотрудника организации ниже среднего уровня зарплаты работников по данному виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

5) низкая налоговая нагрузка налогоплательщика — налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня налоговой нагрузки по отрасли или по виду экономической деятельности. Под налоговой нагрузкой подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Налогоплательщик определяет эту величину исходя из полученных данных и сравнивает ее со среднеотраслевой;

6) высокая доля налоговых вычетов: наличие значительных налоговых вычетов по НДС за определенный период. Так, в поле зрения попадут те налогоплательщики, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев;

7)отсутствие пояснений налогоплательщика: налогоплательщик не представляет пояснений при получении уведомления налогового органа о том, что было выявлено несоответствие показателей деятельности;

8) построение финансово-экономической деятельности при отсутствии разумных экономических причин: деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических или иных причин (отсутствие деловой цели);

9) применение специальных налоговых режимов на пределе возможного: неоднократное приближение (около 5%) к предельному значению показателей, которые предоставляют право налогоплательщику на применение специальных налоговых режимов. Налоговые органы внимательно следят за тем, чтобы доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не превышали установленную законом предельную сумму. В случае превышения налогоплательщиком лимитов доходов ему доначисляются суммы налогов, подлежащих уплате согласно общему режиму налогообложения;

10) частая смена местонахождения («миграция» между налоговыми органами), т.е. два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, если вышеуказанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика;

11) получение необоснованной выгоды: организация получила необоснованную налоговую выгоду (в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения налоговой льготы, более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53):

— невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, могут быть признаны обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53:

— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

— взаимозависимость участников сделок;

— неритмичный характер хозяйственных операций;

— нарушение налогового законодательства в прошлом;

Читайте так же:  Налоги ип сроки платежа

— разовый характер операции;

— осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

— производство расчетов с использованием одного банка;

— осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

— использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано:

— что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;

— что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц была направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Кроме того, при планировании налоговых проверок налоговые органы также обращают внимание на следующие обстоятельства:

— уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне дохода;

— несвоевременное выполнение требований ИФНС России о представлении документов;

— большие доначисления в результате проведения предыдущей выездной налоговой проверки.

В настоящее время контрольно-аналитическая работа при планировании налоговых проверок усиливается с учетом отраслевой направленности. Кроме того, в план проверок включаются налогоплательщики, у которых по двум и более критериям значения находятся в зоне риска, а также те налогоплательщики, в отношении которых получена соответствующая информация из внешних источников.

Вместе с тем, налоговые органы предлагают налогоплательщикам систематически самостоятельно оценивать налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности и своевременно, в добровольном порядке уточнять свои налоговые обязательства.

Управление ФНС России по Кемеровской области

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: сроки и порядок проведения ВНП

Настоящая статья написана нами с точки зрения государства. Размещая этот текст, мы хотели показать, что думают чиновники про тех, кого они будут проверять, и что вообще они хотели бы думать про свою работу, а так же о том, какие они «белые и пушистые».

Поэтому эта статья будет исключительно полезна с точки зрения того, как надо себя вести и что говорить, например, в суде, как подбирать слова, чтобы достучаться до «глубин души» судьи и правильно выстроить с ним диалог (это как фундамент), показать, что вы в рамках этой Концепции, никогда за ее пределы не выходили и вы полностью «одобряете и понимаете».

На самом деле, о том, как работает Концепция системы выездных налоговых проверок, и работает ли она вообще вы можете почитать в других моих статьях (просто почитайте и сравните направление содержания) статей:

Ну, а теперь поговорим с точки зрения налоговиков.

Что представляет собой концепция системы планирования выездных налоговых проверок?

Выездные налоговые проверки как в Москве, так и в других субъектах Российской Федерации уполномоченные органы проводят, чтобы улучшать налоговую дисциплину и повышать грамотность налогоплательщиков. Концепция планирования выездных налоговых проверок выработана также в целях сокращения числа «теневых предпринимателей», а также доведения до лиц, уплачивающих налоги, информации об основных параметрах отбора компаний и ИП для проведения выездных налоговых проверок.

Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как определил Президент РФ, при формировании государственной налоговой политики следует стремиться к финансово благоприятным структурным переменам во всех субъектах Российской Федерации, постепенному снижению общей налоговой нагрузки и усовершенствованию налогового администрирования. В течение последних нескольких лет государство всячески старается облегчить налоговую нагрузку в работе налогоплательщиков.

Налоговая система и государственная экономика в целом начнут эффективно функционировать лишь в том случае, если налоговый контроль будет качественным. Выездные налоговые проверки — его главная и самая действенная форма налогового контроля, поскольку позволяет выявлять, устранять и предупреждать совершение налоговых правонарушений.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом от 30.05.2007 года N MM-3-06/[email protected] На основании нее, процесс планирования выездных налоговых должен быть открытым. Проверяют, в первую очередь, предприятия и ИП с высоким риском совершения налоговых правонарушений. Отбирая налогоплательщиков, сотрудники ИФНС анализируют все имеющиеся у них данные, а также информацию из внешних источников.

О чем говорится в Приложении № 5 (пояснительной записке к уточненной налоговой декларации)?

На основании Приказа N ММ-3-06/[email protected], если налогоплательщики полагают, что в их хозяйственной деятельности есть процедуры, способные вызвать подозрение у налоговых инспекторов, и они стремятся избежать пристального внимания налоговиков, то должны исключить эти процедуры при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и сообщить в налоговый орган о мерах, принятых для исправления ситуации. Налогоплательщики должны подать в налоговый орган уточненную декларацию за период, в который проводились сомнительные финансово-хозяйственные операции, а также пояснительную записку по форме, установленной ФНС (Приложение 5 к Приказу N ММ-3-06/[email protected] от 10.05.2012 года).

Порядок отбора налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке.

Налоговый орган в рамках системы планирования ВНП выбирает налогоплательщиков, состоящих на учете. Также ИФНС анализирует имеющуюся информацию и переходит к составлению программы ВНП.

Проверять уполномоченные органы предпочитают работу тех организаций, юридических и физических лиц, вероятность серьезных налоговых доначислений у которых самая высокая.

При отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговики:

  • Анализируют финансово-экономические показатели компании, сравнивая их со среднеотраслевыми или с показателями компаний и ИП, работающих в этой же сфере;
  • Оценивают, как меняется динамика отчетных показателей или их соотношение за несколько последовательных отчетных периодов;
  • Изучает данные по уже проведенным ВНП;
  • Анализирует информацию по налогоплательщикам, полученную в ходе проведенных неналоговых ВНП, и осуществляет итоговый отбор.

По каким критериям налоговики выбирают лиц для ВНП?

При планировании проведения выездных налоговых проверок сотрудники ИФНС анализируют, насколько велика вероятность того, что тот или иной налогоплательщик совершит налоговое правонарушение. Особое внимание уделяется следующим потенциальным объектам исследования:

При анализе этой информации представители налогового органа оценивают, есть ли вероятность или факт того, что налогоплательщик получит/получил необоснованную налоговую выгоду, и есть ли основание для проведения выездной налоговой проверки.

Дополнительную информацию о системе планирования выездных налоговых проверок любой желающий может получить на сайте ФНС России.

Налогоплательщик вправе и сам провести оценку рисков по итогам своей хозяйственной деятельности, уточнив налоговые обязательства и трезво оценив ситуацию. Например, если он не раз приближал к установленным НК РФ величинам свои финансово-экономические показатели, дающие право пользоваться специальными налоговыми режимами, то вероятность ВНП в его отношении очень велика.

Как предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском?

Существуют схемы ведения хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В их числе:

  • Использование инвалидов. Предприятия, использующие льготу на налогообложение по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, часто применяют данный способ. В схеме участвует уплачивающая налоги компания, где работает не менее 50% инвалидов от общего количества всего персонала. Доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не меньше 25%. Также в схеме участвует предприятие-аутсорсер, предоставляющее данной компании квалифицированных сотрудников. Организация пользуется их услугами, при этом полностью отвечает требованиям для компаний, в составе которой есть инвалиды, и освобождается от уплаты НДС.
Читайте так же:  Имущественный вычет в декабре

Специалисты в штате данной организации не могут по причине недостаточной квалификации или слабого здоровья создавать товар или услугу должного качества и в необходимом для реализации объеме. Льгота по НДС используется по отношению ко всему объему продукции, выпускаемому предприятием. То есть, фирма намеренно создает ситуацию, когда нужно применять данную льготу по товару, произведенному с привлечением специалистов-аутсорсеров. Привлеченные сотрудники не учитываются при подсчете средней численности персонала компании и фонда оплаты труда. Иными словами, организация злоупотребляет правом на применение льготы по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

  • Использование фирм-однодневок. В этом случае организация включает в цепочку хозяйственных связей предприятия, не выполняющие свои налоговые обязательства. Компания может использовать фирмы-однодневки, чтобы создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам при отсутствии товарооборота. Еще один вариант — она использует такие фирмы, чтобы увеличивать добавленную стоимость товара, снижать нагрузку по налогам на производственные подразделения.
  • Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества. В одной из схем принимают участие агентства недвижимости, инвесторы и страховые компании. Покупателя, заключающего договор инвестирования, побуждают рассчитаться векселями, купленными у предприятий, которые зависят от агентства недвижимости. Еще вариант: покупателя просто направляют заключать договор в другую организацию и расплачиваться там собственными векселями. После этого зависимые предприятия делают налоговые отчисления не в полном объеме, за счет чего достигается экономия на налоге на прибыль, что, конечно, не устраивает ИФНС.

Другой способ применения этой же схемы заключается в обязательном страховании инвестиционных рисков. Покупателей недвижимости убеждают в необходимости страхования инвестиционных рисков агентства. Далее средства, полученные от покупателя, организация выплачивает страховщикам и снижает доходы на сумму страховой премии. И вновь экономия на налоге на прибыль.

  • Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. По закону РФ, для производства алкоголя может применяться как этиловый спирт, так и продукция с содержанием спирта — бражные дистилляты, спиртованные настои и т. д. Если для производства водки используется этиловый спирт, то нагрузка по налогам акцизу будет гораздо выше, чем при изготовлении водки с использованием спиртовых настоев или бражных дистиллятов. Это связано с разницей в сумме акциза, которая подлежит вычету производителем по приобретенной продукции (вычет по спиртосодержащему сырью равен 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб). Этим и пользуются организации, желающие снизить нагрузку по налоговым обязательствам. Для изготовления водки они используют этиловый спирт, но оформляют продукт как изготовленный из спиртосодержащего сырья.

С понятием оценки рисков более детально каждый желающий может ознакомиться на сайте ФНС России.

Как организуются и в каком порядке проводятся выездные налоговые проверки?

Основанием для проведения выездных налоговых проверок является решение руководителя ФНС по месту расположения организации. Всегда составляется план выездных налоговых проверок, в который включают все подлежащие анализу вопросы. Они зависят от целей ВНП. Более подробно с организацией и методикой ВНП вы можете ознакомиться на сайте ФНС России.

В ходе проверки инспекция вправе изучать как один, так и несколько налогов в отношении налогоплательщика. При этом следует помнить, что Федеральная служба по налогам не может проводить две и более ВНП по показателям одного и того же налога за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда руководитель налогового органа дает распоряжение проверить уплачивающее налоги лицо сверх указанной нормы.

В рамках ВНП инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика необходимую документацию. В течение 10 дней с момента получения соответствующего требования проверяемый субъект обязан предоставить запрошенную информацию. Если сделать этого он не может, то в течение дня, следующего за днем выдвижения данного требования, письменно уведомляет налоговый орган о невозможности предъявления документов и указывает причины. Помимо этого, налогоплательщик обозначает сроки, в течение которых предъявит бумаги.

Руководитель ИНФС вправе приостановить ВНП, чтобы истребовать документы или получить нужную информацию, сведения от иностранных государственных органов в рамках международных соглашений РФ, провести анализ или перевести на русский язык документы, которые налогоплательщик предоставил на иностранном.

В последний день налоговой проверки проверяющий выдает проверяемому субъекту справку. Также по итогам ВНП формируют акт, проводят анализ полученных данных и выносят соответствующее решение.

Какая налоговая нагрузка действует по видам экономической деятельности?

Расчет нагрузки по налоговым обязательствам, начиная с 2006 года, по основным видам финансово-экономической деятельности приведен в приложении №3 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

К каким благоприятным результатам позволяет прийти Концепция планирования ВНП?

Благодаря Концепции планирования выездных налоговых проверок:

  • Честным плательщикам создаются благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности;
  • Выявляются и пресекаются действия недобросовестных плательщиков по уклонению от налогов;
  • Уполномоченным органам предоставляется возможность своевременно выявлять вероятные налоговые правонарушения и принимать соответствующие меры.

Опираясь на информацию и критерии и принципы отбора объектов для ВНП, опубликованные налоговым органом, каждая компания в России может предположить, что именно ее деятельность будет проверена, и провести качественную подготовку. В большей или меньшей степени все предприятия попадают под критерии отбора. Однако фактическим поводом для проведения выездных налоговых проверок становятся все критерии в совокупности:

  • Компания ведет свою хозяйственную деятельность уже больше 2 лет. По мнению налоговых органов, за меньший срок предприятия не успевают накопить достаточную сумму задолженностей по налогам.
  • У предприятия существенные обороты — около 20 млн в год. Почему проверяют показатели деятельности именно таких организаций, отдавая им предпочтение при отборе? ВНП, как правило, проводят не чтобы предупредить, а чтобы выявить нарушения у лиц, уплачивающих налоги.
  • Наличие у фирмы «реального» директора. Почему бы не проверить компанию-однодневку? Потому что в случае с ней ловить некого. А если есть настоящий руководитель, то есть и с кого взыскать.
  • Фирма обладает реальными активами. При выполнении ВНП здесь снова встает вопрос рентабельности.
  • Компания ведет деятельность по ОСН или УСН. Повышается вероятность доначислений.
  • Фирма в ходе своей деятельности взаимодействует с организациями-однодневками или государственными заказами (в этом случае она стопроцентно обналичивает средства).
  • Лицо сотрудничает со взаимозависимыми лицами — проводит агрессивное налоговое планирование и как результат доначисление.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая все упомянутые моменты, каждое предприятие может проверить свою отчетность, понять, что от него хочет налоговый орган, и, если не исключить вероятность проведения выездных налоговых проверок, то хотя бы сохранить имущество после того, как ВНП будет проведена.

Источники

Этапы планирования выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here