Этапы проведения налоговых проверок

Важная информация в статье: "Этапы проведения налоговых проверок", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?

Проведение налоговых проверок – это осуществление надзора специалистами ИФНС за выполнением налогового и бухгалтерского законодательства организациями и ИП. При проведении налоговых проверок это подразумевает ревизию правильности начисления и уплаты налогов.

Налоговые проверки и их разновидности

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Налоги обеспечивают поступление денежных средств в бюджет, используя которые государство выполняет свои функции. Правильность исчисления налогов и их своевременную уплату контролирует налоговая служба (ФНС). Таким образом, проведение налоговых проверок — это существенное подспорье для пополнения бюджета государства.

Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 НК РФ). Это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно.

Как налоговики обеспечивают достоверность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, узнайте из сообщения.

Проведение налоговых проверок — это контроль за соблюдением законодательства по налогам. Согласно ст. 31 Налогового кодекса ФНС вправе получать от налогоплательщиков документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. Основными обязанностями сотрудников ФНС являются контроль поступающих документов и проведение налоговых проверок.

Проведение налоговых проверок – это служебные обязанности инспекторов ИФНС. Сотрудники налоговой службы вправе затребовать от проверяемых организаций документы (декларации, балансы, платежки, расчеты по налогам). При налоговой проверке производят сопоставление данных из полученных ИФНС деклараций по налогам с информацией из других источников, которые предоставил налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяют:

Кого могут включить в план налоговых проверок, узнайте из материала.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Читайте так же:  Возврат налогов тинькофф

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Обжалование ВНП

Еще раз повторимся, осуществление выездной налоговой проверки это тяжелый, долгий процесс, поэтому на любой стадии налоговики могут допустить различные ошибки и нарушения.

Так же, учитывая, что инспекторы внимательно выбирают кандидатов на проверку, они не имеют права позволить себе закончить ее ничем. Скованные сроками осуществления выездной налоговой проверки, а также потребностью собрать большое количество доказательств, инспекторы нередко превышают полномочия допускают нарушения прав налогоплательщика.

Любые нарушения процесса проведения проверки можно условно разделить на несущественные и существенные. Существенные нарушения Отменить итоговое решение вышестоящим налоговым органом или судом.

Безусловным нарушением для отмены постановления по результатам ВНП является лишение проверяемого возможности присутствовать при рассмотрении материалов ВНП и представлять возражения и пояснения. В остальных ситуациях вышестоящие налоговые органы будут оценивать, насколько допущенное налоговиками нарушение является препятствием в реализации налогоплательщиком своих прав.

Приведем только пару примеров, когда ошибки налоговиков были расценены судом как существенные и привели к отмене итогового решения по выездной налоговой проверке:

  • решение по результатам выездной налоговой проверки вынесено до истечения срока подачи возражений;
  • налоговая служба не рассмотрела представленные возражения налогоплательщика;
  • налоговая служба не передала акт ВНП либо дополнения к нему, которые подтверждают выводы налоговой инспекции;
  • налоговая служба не передала налогоплательщику постановление о проведении ВНП;
  • постановление на проведение выездной проверки подписано не уполномоченным на то лицом;
  • по итогам ВНП неправильно рассчитана сумма недоимки;

Если налоговики нарушают права налогоплательщика во время проведения каких-нибудь мероприятий налогового контроля (к примеру, проведении осмотра, при допросе, выемки), то док-ва, которые были добыты в ходе данных мероприятий, признаются судами добытыми незаконными.

В заключение скажем, что это далеко не все моменты, которые связаны с процессом проверки, позволяющие успешно оспорить ее итоги.

Подробную информацию, касающейся Вашей ситуации Вы можете получить, по телефону или направив запрос в Компанию.

Этапы проведения налоговой проверки

ВНП — это серьезная проверка для каждого предприятия. В ходе ее осуществления управление организации, бухгалтерия и юристы должны отключаться от главной деятельности организации и уделять много внимания налоговикам.

Текущая деятельность предприятия в это время, как водится, прекращается. Бухгалтерия быстро готовит всю финансовую и хозяйственную документацию за прошедшие три года, а руководство компании вынуждено откладывать свои встречи и командировки, чтобы постоянно давать проверяющим пояснения и получать различные постановления, требования, решения, которые обязательно сопровождают каждую проверку.

Процедура проверки довольно сложная и зачастую руководство компании, не успев разобраться в ее деталях, дает согласие на все, что предъявляют инспекторы. Но налоговики постоянно ошибаются и нарушают процесс проверки. С помощью этих ошибок возможно свести на нет полученные ими доказательства, а также отменить начисления вышестоящим судом либо налоговым органом. Следовательно результаты проверки можно и нужно оспорить!

Когда есть смысл это делать, мы расскажем в данной статье.

Оформление результатов налоговых проверок

Оформление результатов проведения налоговых проверок — это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:

Камеральная проверка

По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:

  1. Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки — это основание для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают. За исключением случая, когда камеральная проверка проводилась для возврата налога. По ее результатам выносится решение о возврате, о чем налоговики сообщают налогоплательщику.
  2. При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.

Выездная проверка

  1. По результатам проведения этой налоговой проверки должна быть составлена справка о проверке (приложение 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением 24 к этому же приказу.
  2. При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.
Читайте так же:  Оплата налога на имущество и землю

Кстати, доначисления по проверкам теперь можно оплатить в рассрочку.

Подробнее см. здесь.

Отбор налогоплательщиков для осуществления выездных проверок

Выездная налоговая проверка является самым затратным и трудоемким процессом для налоговой службы. На период проведения проверки требуется постоянное участие минимум 1 проверяющего и нечасто проверяющие проводят одновременно несколько выездной налоговой проверки. Легко провести подсчет, что за один год проверяющий в общем может провести не больше 6 выездной проверки. Всего же по РФ за за год проверками подвергается лишь один процент налогоплательщиков.

Поэтому налоговики все внимательнее относятся к отбору налогоплательщиков и проводят анализ всех доступных о них данных, прежде чем начать процедуру проверки. Это значит, что если Вас навестили инспекторы, вероятно, у них имеются конкретные подозрения, касающиеся Вашей работы.

Выездной налоговой проверки является закрытой процедурой. Налогоплательщики точно не знают, будет ли проверка или когда именно это произойдет. Тем временем ФНС России немного приоткрыла завесу тайны этого процесса и опубликовала «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденную ФНС Российской Федерации приказом № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007.

В рамках данного приказа предусматривается 12 критериев на основании которых налоговики выбирают налогоплательщиков для проверок. Вероятность проверки тем выше, чем больше критериев финансовой деятельности выйдет за рамки, установленные данными пунктами.

Но закон не заставляет налоговую службу при отборе налогоплательщика следовать данному приказу. Это значит, что даже если у налогоплательщика с этими показателями все в хорошо – это не является гарантией того, что выездная налоговая проверка не затронет его. Проверяющие могут не объяснять проверяемому, зачем было принято решение проверить его. Но нужно отметить, что на практике часто данная Концепция на самом деле применяется инспекциями при отборе объекта проверки.

Рассмотрение материалов ВНП

После истечения 1 месяца на представление возражений у налоговой службы имеется десять дней, чтобы рассмотреть итоги проверки и принять решение.

Данные материалы выездной налоговой проверки и возражения налогоплательщика рассматриваются начальником инспекции либо его замом. Налогоплательщик во время рассмотрения материалов может присутствовать, заявлять ходатайства и давать пояснения.

В некоторых случаях инспекция имеет право отложить рассмотрение материалов в пределах десяти дней, отведенных на принятие решения или же провести доп. Процедуры налогового контроля.

Итогом рассмотрения документов налоговой проверки является постановление инспекции о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности. Данное постановление проверяющие обязаны вручить налогоплательщику не позже 5.

Итоги

Налоговая проверка представляет собой контроль налоговиками за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, взносов налогоплательщиком.

НК РФ предусматривает налоговые проверки 2 видов: выездные и камеральные. По результатам выездной проверки всегда оформляется акт, по результатам камеральной проверки акт составляется только при выявлении нарушений.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Проведение камеральной проверки

Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.

Цели камеральной проверки:

  • контроль за исполнением фирмой или ИП законодательства о налогах, сборах и страховых взносах;
  • подтверждение права налогоплательщика на возврат налога (с оформлением по результатам проверки решения на возврат либо обоснованного отказа);
  • выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.

При проведении камеральной проверки контролируется:

  • состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
  • правильность их оформления;
  • правильность проведения расчетов по налогам;
  • наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
  • правильность расчета налогооблагаемой базы;

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ)..

Подведение результатов выездной проверки

После оформления справки о завершенной ВНП у проводящих имеется не более 2-х месяцев для того, чтобы оформить ее итоги, то есть составить акт.

Акт составляется согласно форме, утвержденной Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации. В нем отражаются сведения о налогоплательщике, выявленных нарушениях, а также доказательствах их подтверждающих, проведенных контрольных мероприятиях, проверенных налогах.

В заключение налоговик пишет оценки, а также предложения по ликвидации выявленных нарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Акт обязан быть вручен налогоплательщику не позднее пяти дней с даты оформления. Вместе с ним инспекторы обязаны вручить ксерокопии всех документов, подтверждающих обнаруженные нарушения. После у налогоплательщика есть один месяц на представление его возражений.

При оформлении возражений нужно знать некоторые моменты. Практика показывает, что не следует в возражениях указывать на все недостатки иошибки, которые допущены инспекторами, особенно, если это касается процедурных вопросов (нарушения выемки, процедуры допроса, истребования документов). Шанс того, что налоговая служба их признает, а также уменьшит начисления крайне мала. Но обозначенные Вами ошибки инспекторы устранят до вынесения решения.

Читайте так же:  Соглашение между супругами о распределении имущественного вычета

Проведение выездной проверки

Выездная проверка — это проведение налоговых проверок сотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.

Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.

Перечень документов, которые может затребовать ФНС для проверки, приводится в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:

  • название проверяемой фирмы или ИП,
  • перечень проверяемых налогов,
  • период деятельности фирмы или ИП;
  • должности и Ф. И. О. сотрудников ИФНС.

При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):

  • наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • налогоплательщик не представил нужные документы;
  • другие причины.

Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]).

При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).

О документах, которые могут быть затребованы у контрагента для проверки, читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Проведение налоговых проверок — это работа инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).

В процессе проверки инспектор может:

  • осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение 14 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]);
  • провести инвентаризацию имущества.

О правилах проведения осмотра узнайте по ссылке.

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Стадии выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — это сложная проверка для любой компании. В ходе ее проведения руководство компании, юристы и бухгалтерия должны отключаться от ключевой деятельности фирмы и уделять много внимания людям, осуществляющим проверку.

Текущая работа фирмы в это время, по большей части, приостанавливается. Бухгалтеры быстро подготавливают хозяйственнуюи финансовую документацию за период в три года. Тем временем руководителю фирмы необходимо откладывать встречи и командировки, чтобы все время давать проверяющим разъяснения, а также получать от них всевозможные решения, постановления, требования, включающиеся в любую проверку.

Процедура проверки достаточно сложна и достаточно часто руководитель организации, не до конца разобравшись в ее деталях, дает согласие на то, что предъявляют проверяющие. Однако инспекторы нередко ошибаются и нарушают процедуру проверки. Эти ошибки, могут свести на нет приобретенные доводы и добиться отмены начислений вышестоящим судом либо налоговым органом. Из этого следует, что у Вас имеется шанс обжаловать результаты налоговой проверки!

Когда стоит это сделать, мы расскажем в этой статье.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Этапы проведения налоговой проверки

Процедуру проведения проверки можно разделить на несколько этапов:

  • Выбор лиц для проведения выездных проверок;
  • Проведения выездной налоговой проверки;
  • Подведение результатов ВНП;
  • Рассмотрение документации ВНП и вынесение окончательного решения.

Рассмотрим все их немного подробно.

Осуществление налоговой проверки

Непосредственное проведение ВНП начинается после того, как начальник (или заместитель) налогового органа сделает необходимое постановление (а не с даты вручения решения проверяемому).

Во время ВНП проверяющие вправе:

  • требовать копии документов;
  • осуществлять инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • осуществлять осмотры территорий и помещений налогоплательщика;
  • допрашивать учредителя, сотрудников и других лиц;
  • ознакомится с хозяйственной документацией организации;
  • осуществлять выемки документов, экспертизы, встречные проверки и так далее;
Читайте так же:  Написать заявление на упрощенную систему налогообложения

На данном этапе налоговики выискивают нарушения, а также находят доказательства, подтверждающие найденные нарушения.

Процедура проведения выездной налоговой проверки регламентирована множеством ст. НК Российской Федерации и другими актами. Именно поэтому налоговики на этой стадии часто допускают ошибки и нарушают права налогоплательщиков, а это приводит к отмене итогового постановления по проверке.

Стадия именно осуществления налоговой проверки обычно продолжается не более 2 месяцев. Но данный период на практике может увеличиться. Потому что налоговики в отдельных случаях могут приостанавливать либо продлевать ВНП.

Проведение проверки заканчивается вручением проверяемому справки. Потом налоговые органы уже не могут проводить контрольные мероприятия, находиться территории и требовать документацию.

Отбор налогоплательщиков для осуществления выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – самая трудная и дорогая процедура для налоговых органов. На период ее проведения требуется непрерывное участие как минимум 1 инспектора и очень редко, когда проверяющие ведут сразу несколько выездной проверки одновременно. Нетрудно провести подсчет, что в течение 1 года инспектор может провести не более 6 ВНП. В общем же в РФ за в течение 1 года проверками подвергается только 1% налогоплательщиков.

Поэтому налоговики внимательнее подходят к выбору налогоплательщиков и проводят анализ всех доступных о них данных, прежде чем начать проверку. Это означает, что если к Вам нагрянули налоговики, будьте уверены, у них уже имеются конкретные подозрения, касающиеся Вашей деятельности.

Выездной налоговой проверки является закрытым процессом. Никто из налогоплательщиков не знает точно, нагрянет ли проверяющий к нему или когда это случится. Тем временем ФНС Российской Федерации чуть-чуть раскрала секреты данного процессаопубликовав «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденную ФНС России приказом № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007.

В данной Концепции предусмотрено двенадцать пунктов на основании которых налоговая служба отбирает налогоплательщиков для выездных проверок. Вероятность проверки тем больше, чем больше критериев финансово-хозяйственной деятельности выйдет за рамки, которые устанавливаются этими показателями.

Однако, закон не обязывает налоговые органы при выборе проыеряемого следовать данному приказу. Поэтому, если у проверяемого все в хорошо с этими пунктами – это не является гарантией того, что выездная проверка не коснется его. Налоговики могут не объяснять налогоплательщику, почему было решено проверить его. Однако, нужно отметить, что зачастую на практике данная Концепция действительно применяется налоговиками при выборе проверяемого.

Этапы осуществления ВНП

Процесс осуществления выездной налоговой проверки воз можно разбить на 4 шага:

  • Выбор лиц для осуществления ВНП;
  • Проведения ВНП;
  • Оформление итогов проверки;
  • Рассмотрение материалов выездной проверки и вынесение окончательного решения.

Рассмотрим все их немного подробнее.

Что такое ВНП?

Наиболее удобным способом налогового контроля для ФНС является налоговая проверка. По статистике самые большие доначисления штрафов, налогов и пеней проводятся инспекторами как раз во время выездных проверок.

Порядок осуществления ВНП описывается в статье 89 Налогового Кодекса Российской Федерации. Однако, большей части мероприятий подобного рода, проходящим в ходе выездной проверки, посвящаются отдельные статьи НК РФ.

Более того, есть ряд вопросов, которые не урегулированы законом. В таких случаях рассматривают разъяснения судебной практики, Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной Налоговой Службы РФ.

Цель ВНП – контролирование правильности расчета и своевременной уплатой налогов.

Следующие черты ВНП являются основными:

  • проверяющие обладают более обширными полномочиями по сравнению, например, с камеральной проверкой.
  • Выездная налоговая проверка может осуществляться по одному (тематическая), нескольким или сразу по всем налогам, выплачеваемым налогоплательщиком (комплексная проверка);
  • выездная проверка осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, т. Е. Проверяющие проводят большинство ключевых мероприятий и ознакамливаются с документацией на Вашей территории;
  • период, подвергающийся проверки, составляет до 3 календарных лет, которые предшествовали началу ВНП. Испекторы также могут проверить и идущий год, включая дату решения о проведении проверки;

Существуют также и ограничения по ВНП, призванные оградить налогоплательщика от навящего контроля со стороны проверяющих. Таким образом, по общим правилам:

  • налоговики не вправе проводить больше 2 ВНП в 1 году;
  • выездная налоговая проверка не должна идти более двух месяцев.
  • Инспекторы в рамках выездных проверок не вправе проверять дважды один налог за определенный период;

Однако, в этих правилах имеется ряд исключений, который позволяет в некоторых случаях продлить ВНП, приостановить ВНПили провести повторную проверку.

Рассмотрение материалов выездной проверки

После истечения 1 месяца на представление возражений у налогового органа имеется срок 10 дней для того, чтобы рассмотреть материалы проверки и принять решение.

Материалы материалы налоговой проверкивместе с возражениями налогоплательщика рассматривает начальник налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик во время рассмотрения материалов может присутствовать, давать пояснения и заявлять ходатайства.

В отдельных случаях инспекция может отложить рассмотрение документов в пределах десяти дней, отведенных на вынесение решения или же провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Результатом рассмотрения данных выездной проверки является постановление инспекции об отказе в привлечении к ответственности или о привлечении к ответственности. Это решение налоговики обязаны передать налогоплательщику не позже пяти.

Проведение выездной налоговой проверки

Проведение ВНП начинается как только начальник (либо заместитель) налоговой службы вынесет необходимое постановление (а не с даты передачи решения проверяемому).

В процессе налоговой проверки проверяющие вправе:

  • осуществлять осмотры помещений и территорий проверяемого;
  • ознакомится с финансово-хозяйственной документацией компании;
  • проводить допрос директора, работников и других лиц;
  • требовать экземпляры документов;
  • осуществлять инвентаризацию имущества проверяемого;
  • осуществлять выемки документов, встречные проверки, экспертизы и так далее;

На данной стадии инспекторы выискивают нарушения налогового законодательства и собирают док-ва, которые подтвердят данные нарушения.

Процедура проведения выездной налоговой проверки регламентирована массой ст. НК Российской Федерации и иными актами. Именно поэтому налоговики на данной стадии часто совершают ошибки и нарушают права налогоплательщиков, а это может привести к отмене итогового постановления по проверке.

Читайте так же:  Зачет и возврат излишне взысканного налога

Этап именно осуществления выездной налоговой проверки, как правило, продолжается не больше двух месяцев. Хотя этот срок на практике может быть больше. Так как налоговики в некоторых ситуациях могут приостановить или продлить налоговую проверку.

Проведение проверки заканчивается вручением налогоплательщику соответствующей справки. Потом налоговые органы уже не должны требовать документацию, присутствовать территории и проводить контрольные мероприятия.

Подведение итогов ВНП

После выдачи справки о проведенной выездной налоговой проверке у проводящих есть два месяца для того, чтобы оформить ее итоги т. Е. Составить акт.

Акт составляется согласно форме, установленной ФНС России. В нем указываются сведения о проверяемом лице, выявленных нарушениях, а также доказательствах их подтверждающих, проведенных контрольных мероприятиях, проверенных налогах.

В заключение инспектор пишет выводы, а также предложения по устранению выявленных нарушений.

Акт должен обязательно быть вручен налогоплательщику не позже 5 дней с момент оформления. Вместе с актом налоговики обязаны передать копии всей документации, которая подтверждает найденный нарушения. После этого у налогоплательщика есть один месяц на то, чтобы дать свои возражения.

При оформлении возражений следует знать некоторые нюансы. Из практики становится понятно, что не стоит в возражениях указывать все недостатки иошибки, которые допущены проверяющими, особенно, если это затрагивает процедурные вопросы (нарушения выемки, процедуры допроса, истребования документов). Шанс того, что налоговый орган признает их и уменьшит начисления очень мала. Однако, указанные Вами ошибки инспекторы постараются устранить до вынесения решения.

Что такое ВНП?

Наиболее лучшим методом налогового контроля для налоговых органов является выездная проверка. Опираясь на статистику самые большие доначисления налогов, штрафов и пеней производятся проверяющими именно в ходе налоговых проверок.

Общий порядок осуществления ВНП описывается в ст. Восемьдесят девятой НК Российской Федерации. Однако, большинству мероприятий налогового контроля, проходящим в ходе ВНП, посвящаются целые статьи Налогового Кодекса Российской Федерации.

Так же, есть множество вопросов, неурегулированных законами. В таких случаях обращаются к разъяснениям ФНС РФ, судебной практики и Минфина РФ.

Задача выездной проверки – контролирование правильности расчета и своевременности уплаты налогов.

Следующие черты ВНП являются главными:

  • налоговики имеют более широкие возможности в сравнении, например, с камеральными проверками.
  • Налоговая проверка осуществляется по одному, нескольким либо по всем налогам, выплачеваемым налогоплательщиком (комплексная проверка);
  • ВНП осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, то есть проверяющие проводят большую часть контрольных мероприятий и ознакамливаются с документами на территории налогоплательщика;
  • проверяемый период составляет до трех лет, которые предшествовали началу выездной налоговой проверки. Проверяющие также имеют право проверить и текущий год, вплоть до даты вынесения решения о необходимости налоговой проверки;

Также существуют ограничения по выездным налоговым проверкам, призванные оградить налогоплательщика от чрезмерного контроля проверяющих. Таким образом, согласно общему правилу:

  • налоговики не вправе осуществлять более двух выездных проверок в 1 году;
  • проверяющие в рамках ВНП не вправе проверять дважды один и тот же налог за определенный период;
  • ВНП не может проходить более 2-х месяцев.

Хотя из данных правил имеется ряд исключений, который позволяет в некоторых случаях продлить выездную налоговую проверку, приостановить ВНПили провести повторную проверку.

Обжалование налоговой проверки

Еще раз повторимся, осуществление ВНП это трудная, многостадийная процедура и на любой стадии налоговики могут допускать различные нарушения и ошибки.

Так же, если учитывать, что проверяющие внимательно отбирают кандидатов на проверку, они не имеют права не достигнуть хоть какого результата. Скованные сроками осуществления ВНП, а также потребностью как можно больше собрать доказательств, инспекторы часто допускают нарушения прав налогоплательщика превышают полномочия.

Любые нарушения процедуры осуществление ВНП возможно примерно разделить на существенные и несущественные. Существенные нарушения Могут привести к отмене конечного решения судом либо вышестоящим налоговым органом.

Безусловным основанием для отмены постановления по результатам выездной налоговой проверки является лишение налогоплательщика возможности находиться при рассмотрении материалов ВНП и представлять пояснения и возражения. В остальных случаях вышестоящие налоговые органы будут давать оценку, как допущенное налоговым органом нарушение стало препятствием в реализации налогоплательщиком своих прав.

Представим лишь пару ситуаций, когда нарушения инспекторов были расценены судом как существенные и повлекли отмену окончательного решения по проверке:

  • по результатам выездной проверки неверно рассчитаны суммы недоимки;
  • решение на осуществление проверки подписано не уполномоченным на то лицом;
  • налоговый орган не рассмотрел предоставленные возражения проверяемого;
  • постановление по итогам налоговой проверки было постановлено до окончания срока предоставления возражений;
  • налоговый орган не вручил проверяемому решение о необходимости проверки;
  • налоговый орган не не передал акт выездной налоговой проверки или приложения к нему, подтверждающие выводы налогового органа;

В том случае, если налоговики нарушают права налогоплательщика во время проведения отдельных мероприятий налогового контроля (например, при допросе свидетелей, проведении осмотра, выемки), то док-ва, которые были добыты в ходе этих мероприятий, будут признаны судом полученными с нарушением закона.

В конце скажем, что это далеко не все случаи, которые связаны с процедурой налоговой проверки, которые позволяют успешно оспорить ее итоги.

Видео (кликните для воспроизведения).

Больше информации индивидуально по Вашей ситуации Вы можете получить, по телефону или направив запрос в Компанию.

Источники

Этапы проведения налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here