Финансовое планирование и финансовый контроль

Важная информация в статье: "Финансовое планирование и финансовый контроль", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Финансовое планирование и контроль (стр. 1 из 7)

1. Финансовое планирование 1.1. Содержание и значение финансового планирования 1.2. Принципы организации финансового планирования 1.3. Методы финансового планирования 1.4. Модели финансового планирования 1.5. Классификация, виды и формы финансовых планов 2. Финансовый контроль Заключение Список литературы

Управлять — значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование, в том числе финансовое.

В рыночной экономике планирование на предприятии — внутрифирменное планирование — не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:

* анализа финансовой ситуации и проблем;

* прогнозирования будущих финансовых условий;

* постановки финансовых задач;

* выбора оптимального варианта;

* составления финансового плана;

* корректировки, увязки и конкретизации финансового плана;

* выполнения финансового плана;

* анализа и контроля выполнения плана.

Финансовый контроль действует на всех стадиях кругооборота средств: финансирования, кредитования, взаимоотношения с бюджетом, при выполнении договоров поставок, при расчетах прибыли, рентабельности и т.д.

Особенность финансового контроля заключается в том, что он происходит непрерывно в процессе поступления и расходования средств, а также дополняется специальными проверками и обследованиями.

Объектами курсовой работы являются планирование и контроль.

Предметами — внутрифирменное финансовое планирование и контроль.

Цель изучения — взяв за основу принципы организации, методы и модели финансового планирования, проанализировав классификацию, виды и формы финансовых планов организаций, рассмотрев формы, виды и методы контроля, овладеть глубоким пониманием процессов финансового планирования и контроля.

Главная задача — показать сущность финансового планирования, раскрыв принципы, модели и методы используемые организациями (предприятиями) при проведении расчетов на перспективу своей деятельности по планам, а также виды, формы и методы финансового контроля.

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Содержание и значение финансового планирования

Необходимость финансового планирования неразрывно связана с желанием собственника или руководства предприятия иметь собственную картину своего производственного и финансового развития в настоящем и будущем периодах.

Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия посредством выбора объектов планирования, направления операционной и инвестиционной деятельности и получения отдачи от тех или иных мероприятий, предусмотренных в плане.

Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два аспекта:

— с позиции теории фирмы и ее экономической природы;

— конкретно-управленческий, как одна из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.

Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможность и необходимость планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала предприятия обусловлены общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия. Кроме того, устраняют излишние трансакционные издержки внутри предприятия по торговым сделкам.

Планирование помогает менеджменту ответить на следующие вопросы:

— на каком уровне развития находится предприятие (его экономический потенциал) и каковы результаты его финансово-хозяйственной деятельности в сравнении с планом;

— при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) могут быть достигнуты цели развития предприятия.

На основе долгосрочных и оперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку с помощью плановых показателей. Предприятие не в состоянии полностью устранить предпринимательский и финансовый риски, но может снизить их негативное влияние и последствия с помощью умелого прогнозирования показателей.

Использование планирования создает для предприятий следующие преимущества:

— позволяет подготовиться к использованию будущих благоприятных условий в рыночной конъюнктуре;

— проясняет многие возникающие проблемы;

— стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

— улучшает координацию действий между структурными подразделениями (филиалами) предприятия;

— увеличивает возможности в обеспечении предприятия полезной для него информацией;

— способствует более эффективному распределению ресурсов и усилению контроля на предприятии.

Как и управление в целом, планирование на предприятиях и в корпорациях представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т.п.

Финансовое планирование организаций (предприятий) — это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки (главным образом прибыли) в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации (предприятия) и интересами предпринимателя (собственника).

В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации (предприятия). Именно в этом процессе определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности.

Финансовое планирование организаций (предприятий) складывается из следующих взаимосвязанных этапов и включает в себя планирование отдельных финансовых показателей и планирование совокупности показателей, их взаимосвязи и взаимозависимости по организации (предприятию) в целом и по направлениям развития (рис. 1).

Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота.

Финансовый план — это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на ближайшие два-три года. В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой показателей).

Читайте так же:  Сумма имущественного налогового вычета в декларации

Бюджет — это оперативный финансовый план, составленный как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используют два вида бюджетов — операционный и финансовый.

Бюджетирование — это процесс разработки бюджетов (планов) в соответствии с целями оперативного планирования.

Этапы финансового планирования

Анализ показателей и составление проекта финансового плана

http://mirznanii.com/a/168965/finansovoe-planirovanie-i-kontrol

Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.12.2016 2016-12-07

Статья просмотрена: 922 раза

Библиографическое описание:

Баталкина Ж. А. Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 354-357. — URL https://moluch.ru/archive/131/36319/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «финансовый контроль». Рассмотрены процедуры финансового контроля, процесс их автоматизации и основные сложности, которые следует учитывать при проведении процедур финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетирование, финансовое планирование

Построение эффективного финансового контроля, ориентированного на исполнение целей финансового планирования, является актуальной проблемой многих российских предприятий на сегодняшний день.

Финансовый контроль и система финансового планирования на предприятии, хотя и являются двумя различными функциями управления, тесно связаны между собой. Контроль не может быть исполнен без плана или цели, а отсутствие оценки степени выполнения планов придает планированию бессмысленность.

Процесс планирования помимо планирования ключевых показателей деятельности предприятия, включает в себя функции контроля, такие как мониторинг выполнения плана и выявление отклонений. Планирование включает в себя описание задач, представление вероятных результатов и возможностей их достижения. Контроль представляет собой проверку совершенных операций, а также способствует выявлению и снижению уровня рисков. По результатам процедур финансового контроля совершенствуется система финансового планирования на предприятии. [1, с. 30]

Основной частью процесса финансового планирования является система бюджетирования. Бюджетирование — этопроцесс составления планов с целью установления суммы и структуры расходов предприятия на определенные цели и их финансовое обеспечение. [1, с. 30]

На сегодняшний день лишь малая часть российских предприятий рассматривает бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач.

Процедуры финансового контроля над процессом планирования на предприятии могут быть представлены в виде следующих шагов:

  1. Определение и проверка наличия и оформления политик и процедур по процессу, а также интервью с ответственными лицами.
  2. Определение первичных документов, отражающих данные по процессу.
  3. Определение контрольных точек для оценки реализации различных финансовых операций, оценки наличия и состояния ресурсов предприятия;
  4. Выбор методов проведения контроля;
  5. Установление контрольных точек, подверженных высокому риску возникновения ошибок и искажений. [2, с. 247]

При проведении процедур финансового контроля, важно учитывать все факторы, которые могут повлиять или значительно исказить результаты проверки.

К факторам, ведущим к возникновению ошибок в контроле можно отнести устаревание информации. Последние практики международных компаний отмечают, для того, чтобы финансовый план стал эффективным инструментом управления, он должен быть контролируемым в реальном времени на основе фактической информации, получаемой из управленческого учета. Информация должна получаться и анализироваться в реальном времени, а не тогда, когда она уже устаревает. Организация финансового контроля на предприятии полностью зависит от правильности составления документов и всей системы документооборота. [3]

Следующим недостатком является влияние затрат на оценку деятельности руководителей. Так как данные фактических показателей сравниваются с плановыми, полученные отклонения служат не только средством оценки экономической эффективности использования ресурсов, но и показателем оценки деятельности руководителей. Часто от выполнения этих показателей зависят премии, социальные выплаты и карьерный рост работников, поэтому плановые показатели могут быть умышлено занижены или завышены, а фактические данные могут быть искажены путем искусственного завышения или занижения. Такие несанкционированные мошеннические действия возможны при знании слабых сторон конкретной системы финансового контроля.

К ошибкам в результатах финансового контроля может привести пренебрежение учетом нефинансовых показателей, например, таких как внутренние убытки от брака или простоев. Важно учитывать, что в некоторых случаях нефинансовые показатели имеют большую значимость, чем финансовые и их игнорирование или недооценка могут привести к существенным отклонениям контроля. [3]

В отчетах об исполнении бюджета чаще всего имеются такие статьи, влияние на которые у ответственного лица ограничено, отсутствует или управление которыми разделено. Примерами таких статей расходов могут быть закупка более дешевых, но менее качественных материалов чем планировалось, произвольное распределение затрат за централизованные услуги (газ, освещение, отопление, компьютерные услуги), также часть расходов на рекламу, оплату обучения, юридические и аудиторские услуги. Планировать и контролировать такие затраты представляет сложность, так как у таких затрат отсутствует взаимосвязь между их вложением и возможными выгодами. [3]

Важной проблемой финансового контроля является взаимосвязь между краткосрочными тактическими действиями и стратегией предприятия в целом. Используя тактику временных выгод путем постоянного сокращения текущих расходов, можно нанести огромный урон качеству и стратегическим целям предприятия. Важно осознавать, что между моментом принятия мер и моментом появления результатов существует временной интервал, а текущие тактические меры влияют на положение дел в стратегическом периоде. [4, с. 33–40]

Использование бюджета основанного на принципах маржинального калькулирования может оказаться существенной проблемой для финансового контроля. Так как калькулирования себестоимости по переменным затратам увеличивает контрольные функции над бюджетами. [3]

Инфляция и курсовые разницы могут оказывать существенное влияние на процессы бюджетирования и контроля, так как содержат в себе элементы случайного и неподконтрольного компанией характера. Инфляция и плановый курс могут быть учтены при составлении бюджета, однако уровень инфляции и будущий курс невозможно определить с точностью.

Читайте так же:  Пленум уклонение от уплаты налогов

Для российской практики ведения управленческого учета характерна его низкая достоверность и оперативность получаемых данных. Среди ряда основных недостатков можно выделить, ошибки в первичных документах учета, территориальную удаленность и несогласованность подразделений предприятия, несоответствие системы учета задачам управления и нехватка человеческих и материальных ресурсов.

Острая конкуренция на рынке в настоящее время и рост уровня организации технологических процессов требует особой эффективности от процессов управления на предприятиях. Традиционные подходы использования систем управления, хотя во многом и влияют на успешность, часто уже не гарантируют рост конкурентоспособности компании на рынке. Всё больше компаний переходят к инновационным методам управления и планирования и их автоматизации.

Автоматизации финансового контроля обычно осуществляется в рамках уже разработанной системы бухгалтерского и управленческого учета.

Сюда, в первую очередь входят системы автоматизированных программ под названием ERP (от англ. EnterpriseResourcePlanning, планирование ресурсов предприятия). ERP-программы позволяют интегрировать данные и оптимизировать ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности предприятия. [5]

На мировом рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов автоматизации планирования и финансового контроля. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.

Примеры наиболее популярного программное обеспечения, которые позволяют работать нескольким пользователям одновременно и при этом объединяют финансовый контроль, бюджетирование и планирование:

− Контур Корпорация. Бюджет холдинга

− EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise

− AVACCO Корпоративное управление [5]

Однако, опыт российских компаний, осуществляющих учет на базе 1С, свидетельствует о том, что очень часто учетные процедуры и регистры бухгалтерского и управленческого учета не совпадают, что значительно затрудняет процедуры планирования и финансового контроля.

А автоматизация имеет важнейшее значение для всего процесса. Руководителям, менеджерам, финансовым контролёрам и экономистам компаний, составляющим планы и отвечающим за их точность и своевременность, а также бухгалтерским нужен программный продукт, способный оказать реальную помощь в повышении благосостояния их предприятия.

Очевидная взаимосвязь финансового планирования и финансового контроля свидетельствует о том, что для успешного функционирования единой системы нужно четко определить стратегию, цели и задачи развития предприятия (рис.1). [6, с. 515]

Рис. 1. Система финансового планирования и контроля

Подводя итоги, важно отметить:

− Работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с обнаружения и решения уже существующих проблем;

− Систему финансового контроля необходимо рассматривать как составную часть системы планирования в целом на предприятии, применяя единый подход методов и инструментов;

− Оптимизируя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо выявить проблемы предприятия и обозначить элементы системы, которые подлежат совершенствованию.

http://moluch.ru/archive/131/36319/

Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовая политика

Финансовый контроль

Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Тема 2

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой – субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее.

Читайте так же:  Льготы родителям по подоходному налогу

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) Счетную палату РФ;

2) Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство по налогам и сборам РФ;

5) Государственный таможенный комитет РФ;

6) Федеральную комиссию по ценным бумагам;

7) Министерство государственного имущества РФ;

8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

— совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

— обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

— разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

— участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Читайте так же:  Снимается ли подоходный налог с пенсии

— разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

— осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

— методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10363 — | 7648 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/3_41354_sushchnost-i-metodi-upravleniya-finansami-finansovoe-planirovanie-i-prognozirovanie.html

Билет №4. 1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль

1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль

Финансовая политика и управление финансами. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Методы финансового планирования:

1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);

3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.

Господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости, при этом планирование выступает как экономическая категория.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. Гибкость планов должна обеспечивать их жизнеспособность, а финансовая техника придумала принцип «скользящего бюджета». Этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:

Читайте так же:  Какая сумма налогового вычета за квартиру

1) цифра второго года – твердая;

2) цифра третьего года – относительно твердая;

3) цифра четвертого года – предварительная;

4) цифра пятого года – приблизительная.

3) математического моделирования;

Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности.

В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, определения риска банкротства используются различные экономико-математические методы. В нашей стране для прогнозирования возможного банкротства предприятий предусматривается двухфакторная система. Целью проведения анализа является обоснование решения о признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия – неплатежеспособным. Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и долговых прав предприятия-должника, при котором в связи с недостаточной степенью ликвидности его активов не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед банками, поставщиками и кредиторами.

В соответствии с методикой анализ степени удовлетворительности структуры баланса предприятия проводится на основе следующих показателей:

1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (Кп);

2) (коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кс).

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является наличие одной из ситуаций: 1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) на конец отчетного периода имеет значение менее 200 %;

2) коэффициент обеспеченности собственными средствам на конец отчетного периода имеет значение менее 10 %.

Если предприятие не обеспечивает устойчивые темпы роста основных показателей хозяйственной деятельности, то для восстановления платежеспособности оно вынуждено прибегнуть к чрезвычайным мерам:

1) к продаже части недвижимого имущества;

2) к увеличению уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

3) к получению долгосрочных ссуд или займа на дополнение оборотных средств;

4) к целевому финансированию и поступлению средств из бюджета, из отраслевых внебюджетных фондов. К платежеспособному относится предприятие, у которого сумма текущих активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и других активов) больше или равна его внешней задолженности (обязательствам).

Внешняя задолженность предприятия определяется по данным II и III разделов пассива баланса. К ней относятся кратко-, средне– и долгосрочные кредиты, а также кредиторская задолженность.

Сравнивая текущие активы с внешними обязательствами, делаем вывод, что предприятие является платежеспособным. Однако необходимо учитывать, что наличие запасов на предприятии не определяет реальную платежеспособность, потому что в условиях рыночной экономики запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве предприятия могут оказаться нереализуемыми для погашения внешних долгов (часть их неликвидная, а на балансе они числятся как запасы).

Финансовый контроль – это:

1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;

2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:

1) по времени проведения:

2) по субъектам контроля:

б) органов представительной власти и местного самоуправления;

в) органов исполнительной власти;

г) финансово-кредитных органов;

3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;

4) по форме проведения: обязательный; инициативный;

5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:

1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;

2) Счетная палата РФ.

Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);

3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.

Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9243 — | 7347 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/6_147556_bilet-.html

Финансовое планирование и финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here