Финансовое планирование и методы финансового контроля

Важная информация в статье: "Финансовое планирование и методы финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.12.2016 2016-12-07

Статья просмотрена: 922 раза

Библиографическое описание:

Баталкина Ж. А. Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 354-357. — URL https://moluch.ru/archive/131/36319/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «финансовый контроль». Рассмотрены процедуры финансового контроля, процесс их автоматизации и основные сложности, которые следует учитывать при проведении процедур финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетирование, финансовое планирование

Построение эффективного финансового контроля, ориентированного на исполнение целей финансового планирования, является актуальной проблемой многих российских предприятий на сегодняшний день.

Финансовый контроль и система финансового планирования на предприятии, хотя и являются двумя различными функциями управления, тесно связаны между собой. Контроль не может быть исполнен без плана или цели, а отсутствие оценки степени выполнения планов придает планированию бессмысленность.

Процесс планирования помимо планирования ключевых показателей деятельности предприятия, включает в себя функции контроля, такие как мониторинг выполнения плана и выявление отклонений. Планирование включает в себя описание задач, представление вероятных результатов и возможностей их достижения. Контроль представляет собой проверку совершенных операций, а также способствует выявлению и снижению уровня рисков. По результатам процедур финансового контроля совершенствуется система финансового планирования на предприятии. [1, с. 30]

Основной частью процесса финансового планирования является система бюджетирования. Бюджетирование — этопроцесс составления планов с целью установления суммы и структуры расходов предприятия на определенные цели и их финансовое обеспечение. [1, с. 30]

На сегодняшний день лишь малая часть российских предприятий рассматривает бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач.

Процедуры финансового контроля над процессом планирования на предприятии могут быть представлены в виде следующих шагов:

  1. Определение и проверка наличия и оформления политик и процедур по процессу, а также интервью с ответственными лицами.
  2. Определение первичных документов, отражающих данные по процессу.
  3. Определение контрольных точек для оценки реализации различных финансовых операций, оценки наличия и состояния ресурсов предприятия;
  4. Выбор методов проведения контроля;
  5. Установление контрольных точек, подверженных высокому риску возникновения ошибок и искажений. [2, с. 247]

При проведении процедур финансового контроля, важно учитывать все факторы, которые могут повлиять или значительно исказить результаты проверки.

К факторам, ведущим к возникновению ошибок в контроле можно отнести устаревание информации. Последние практики международных компаний отмечают, для того, чтобы финансовый план стал эффективным инструментом управления, он должен быть контролируемым в реальном времени на основе фактической информации, получаемой из управленческого учета. Информация должна получаться и анализироваться в реальном времени, а не тогда, когда она уже устаревает. Организация финансового контроля на предприятии полностью зависит от правильности составления документов и всей системы документооборота. [3]

Следующим недостатком является влияние затрат на оценку деятельности руководителей. Так как данные фактических показателей сравниваются с плановыми, полученные отклонения служат не только средством оценки экономической эффективности использования ресурсов, но и показателем оценки деятельности руководителей. Часто от выполнения этих показателей зависят премии, социальные выплаты и карьерный рост работников, поэтому плановые показатели могут быть умышлено занижены или завышены, а фактические данные могут быть искажены путем искусственного завышения или занижения. Такие несанкционированные мошеннические действия возможны при знании слабых сторон конкретной системы финансового контроля.

К ошибкам в результатах финансового контроля может привести пренебрежение учетом нефинансовых показателей, например, таких как внутренние убытки от брака или простоев. Важно учитывать, что в некоторых случаях нефинансовые показатели имеют большую значимость, чем финансовые и их игнорирование или недооценка могут привести к существенным отклонениям контроля. [3]

В отчетах об исполнении бюджета чаще всего имеются такие статьи, влияние на которые у ответственного лица ограничено, отсутствует или управление которыми разделено. Примерами таких статей расходов могут быть закупка более дешевых, но менее качественных материалов чем планировалось, произвольное распределение затрат за централизованные услуги (газ, освещение, отопление, компьютерные услуги), также часть расходов на рекламу, оплату обучения, юридические и аудиторские услуги. Планировать и контролировать такие затраты представляет сложность, так как у таких затрат отсутствует взаимосвязь между их вложением и возможными выгодами. [3]

Важной проблемой финансового контроля является взаимосвязь между краткосрочными тактическими действиями и стратегией предприятия в целом. Используя тактику временных выгод путем постоянного сокращения текущих расходов, можно нанести огромный урон качеству и стратегическим целям предприятия. Важно осознавать, что между моментом принятия мер и моментом появления результатов существует временной интервал, а текущие тактические меры влияют на положение дел в стратегическом периоде. [4, с. 33–40]

Использование бюджета основанного на принципах маржинального калькулирования может оказаться существенной проблемой для финансового контроля. Так как калькулирования себестоимости по переменным затратам увеличивает контрольные функции над бюджетами. [3]

Инфляция и курсовые разницы могут оказывать существенное влияние на процессы бюджетирования и контроля, так как содержат в себе элементы случайного и неподконтрольного компанией характера. Инфляция и плановый курс могут быть учтены при составлении бюджета, однако уровень инфляции и будущий курс невозможно определить с точностью.

Для российской практики ведения управленческого учета характерна его низкая достоверность и оперативность получаемых данных. Среди ряда основных недостатков можно выделить, ошибки в первичных документах учета, территориальную удаленность и несогласованность подразделений предприятия, несоответствие системы учета задачам управления и нехватка человеческих и материальных ресурсов.

Острая конкуренция на рынке в настоящее время и рост уровня организации технологических процессов требует особой эффективности от процессов управления на предприятиях. Традиционные подходы использования систем управления, хотя во многом и влияют на успешность, часто уже не гарантируют рост конкурентоспособности компании на рынке. Всё больше компаний переходят к инновационным методам управления и планирования и их автоматизации.

Читайте так же:  Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении

Автоматизации финансового контроля обычно осуществляется в рамках уже разработанной системы бухгалтерского и управленческого учета.

Сюда, в первую очередь входят системы автоматизированных программ под названием ERP (от англ. EnterpriseResourcePlanning, планирование ресурсов предприятия). ERP-программы позволяют интегрировать данные и оптимизировать ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности предприятия. [5]

На мировом рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов автоматизации планирования и финансового контроля. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.

Примеры наиболее популярного программное обеспечения, которые позволяют работать нескольким пользователям одновременно и при этом объединяют финансовый контроль, бюджетирование и планирование:

− Контур Корпорация. Бюджет холдинга

− EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise

− AVACCO Корпоративное управление [5]

Однако, опыт российских компаний, осуществляющих учет на базе 1С, свидетельствует о том, что очень часто учетные процедуры и регистры бухгалтерского и управленческого учета не совпадают, что значительно затрудняет процедуры планирования и финансового контроля.

А автоматизация имеет важнейшее значение для всего процесса. Руководителям, менеджерам, финансовым контролёрам и экономистам компаний, составляющим планы и отвечающим за их точность и своевременность, а также бухгалтерским нужен программный продукт, способный оказать реальную помощь в повышении благосостояния их предприятия.

Очевидная взаимосвязь финансового планирования и финансового контроля свидетельствует о том, что для успешного функционирования единой системы нужно четко определить стратегию, цели и задачи развития предприятия (рис.1). [6, с. 515]

Рис. 1. Система финансового планирования и контроля

Подводя итоги, важно отметить:

− Работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с обнаружения и решения уже существующих проблем;

− Систему финансового контроля необходимо рассматривать как составную часть системы планирования в целом на предприятии, применяя единый подход методов и инструментов;

− Оптимизируя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо выявить проблемы предприятия и обозначить элементы системы, которые подлежат совершенствованию.

http://moluch.ru/archive/131/36319/

Тема №10: Финансовое планирование и финансовый контроль в организациях

1. Значение и задачи финансового планирования в организации

2. Виды финансовых планов. Принципы, методы финансового планирования

3. Содержание перспективных и годовых финансовых планов

4. Содержание платёжного календаря, кассовый план организации

5. Финансовые расчёты в составе бизнес план

1.Финансовое планирование — разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Значение финансового планирования заключается в следующем:

1 намеченные цели организации в финансово-экономических показателях — объёме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2 устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации ввиде финансовых планов и отчётов об их исполнении

3 определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации

4 оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии

Основные задачи финансового планирования:

1 обеспечение нормального кругооборота д/с организации, включая их вложения в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, соц. развитие

2 выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организации

3 соблюдение интересов акционеров и инвесторов

4 определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми, вышестоящими организациями, работниками организации

5 контроль за финансовым состоянием организации, целесообразностью планируемых операций и ситуацией

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами:

1 принцип единства т.е планирование должно иметь системный х-р, т.е представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые развиваются в едином направлении ради общей цели

2 принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения организации вне связи с другим

3 принцип участия означает, что каждый специалист организации независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании

4 принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла

5 принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств

6 принцип точности предполагает, что планы организации должны быть конкретизированными и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации

Существуют т.ж специфические принципы финансового планирования:

1 принцип соотношения сроков получения и использования средств — капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств

2 принцип платёжеспособности — планирование д/с должно постоянно обеспечивать платёжеспособность организации

3 принцип приспособленности к потребованиям рынка

4 принцип предельной рентабельности, т.е целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают тех. рентабельность и д.р

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования

1 Расчётно- аналитический —основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущей период. Этот метод применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и др. показатели

2 Нормативный метод т.е потребность организации в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

3 Балансовый метод, сущность в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводит в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления квартального плана доходов и расходов и т.п

4 Метод оптимизации плановых решений предполагает составления нескольких вариантов плановых расчётов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критерий

Читайте так же:  Налог на имущество организаций ленинградская область

5 Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через уравнения, графики, таблицы и др.

Перспективное планирование — исследование и разработка возможных путей развития финансов организации в перспективе в течении 3-х -5 лет, оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования

Перспективным планом некоторые учёные считают бизнес-план. Он позволяет экономистам решать 4 основные задачи:

1 изучить ёмкость и перспективы будущего рынка сбыта

2 оценить затраты и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары и получать прибыль

3 обнаружить все трудности, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации

4 определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояния дел

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации или его бюджет

Бизнесс-план состоит из ряда разделов:

— оценка рынка сбыта

— оценка риска и страхование

2. Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре-декабре года предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчёты с учётом основных показателей плана экономического и социального развития народно-хозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимании следует принять сведение о росте з/п и минимальной её уровне, изменяя индексов цен на материальные и топлевно-энергетические ресурсы, а также изменение налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям организации, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчётами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.

Формой финансового плана организации служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

1. доходы от поступления средств

2. расходы и отчисления

3. взаимоотношения с бюджетом

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчётов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет, а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку финансового плана как свободного документа.

Выполненные расчёты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначение в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы организации по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учётом их целевого использования и очерёдности по статьям затрат.

Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста, норматива собственных оборотных средств , а в оставшейся части оборотных средств — на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами, банками и другими заёмными ресурсами.

3.Платёжный календарь — основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надёжным инструментом оперативного управления денежными потоками организации.

Основная цель разработки платёжного календаря: установление конкретных сроков поступления д/с и платежей организации и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется организацией самостоятельно с учётом специфики деятельности и экономической целесообразности. Установленной формы нет. Наиболее распространённой формой является форма, имеющая два раздела.

1. Предстоящие расходы и платежи. Здесь указываются все расходы и платежи, проходящие через расчётный или другие счета в банке.

2. Предстоящие поступления д/с. Здесь указываются планируемые источники покрытия затрат: выручка от реализации, доходы от операций с ценными бумагами, поступления дебиторской задолженности, прочие доходы и поступления.

В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированны. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платёжнои календаре планируется излишек средств, т.е. денежных сбережений для последующего периода. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления средств, то в платёжном календаре отражается недостаток д/с. В этом случае необходимо изыскать дополнительные источники средств.

Меры по сбалансированию расходов и поступлений:

— изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты

— получения коммерческого кредита у поставщиков

— решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (налогового кредита) и др.

4. Кассовый план — план оборота наличных д/с, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации. Финансовая служба организации осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата з/п и других причитающихся рабочим сумм характеризует состояние финансовых отношений между организацией и её трудовым коллективом, её платёжеспособность. Поэтому составление кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для организаций, которые выплачивают з/п через свои кассы.

Кассовый план составляется на квартал и состоит из 4-х разделов:

1) В нём указываются поступления наличных денег в кассу организации, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и др. поступления.

2) Указываются все расходы наличными деньгами — з/п, премии, командировочные расходы, хоз-операционные расходы и др.

3) Приводится расчёт суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты з/п и на др. цели

Читайте так же:  Субъектами налоговых правонарушений признаются

4) Указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

5.Бизнес-план — программа деятельности организации, обоснование её стратегий и тактических мер по их осуществлению. Бизнес-планы разрабатываются организациями для обоснования:

— текущего и перспективного планирования развития организации, выбора новых видов деятельности.

— возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заёмных средств.

— предложений по созданию совместных и иностранных организаций

— целесообразности оказания мер гос. поддержке.

В зависимости от целей составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от 4 до 12). Обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план, финансовые расчёты к нему).

Финансовые расчёты в составе бизнес-плана

1 Прогноз объёма реализации. Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана и необходим для обоснования прогнозируемых сумм выручки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прогноз объёма реализации

Наименование продукции Количество штук Цена за 1 единицу в рублях Сумма в рублях
А Б В

2 Таблица доходов и затрат. Показывает алгоритм определения чистой прибыли организации и её долю в выручке от реализации, т.е расчёт должен подтвердить доходность бизнеса.

выручка от реализации

косвенные налоги и отчисления

прибыль от реализации продукции

финансовый результат от реализации иных ценностей и от в нереализованных операций

налоги из прибыли

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

3 Баланс денежных расходов и поступлений. Этот документ призван подтвердить платёжеспособность организации. Цель разработки: обеспечение синхронности поступления д/с с расходами организации. По экономическому содержанию баланс денежных расходов и поступлений отражает движение всех денежных ресурсов организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/2_29291_tema—finansovoe-planirovanie-i-finansoviy-kontrol-v-organizatsiyah.html

Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовая политика

Финансовый контроль

Сущность и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование

Тема 2

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой – субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций устанавливается

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) Счетную палату РФ;

2) Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство по налогам и сборам РФ;

5) Государственный таможенный комитет РФ;

6) Федеральную комиссию по ценным бумагам;

7) Министерство государственного имущества РФ;

8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

— совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

— обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

— разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

— участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

— разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

— осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

— методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на подоходный налог

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10101 — | 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/3_41354_sushchnost-i-metodi-upravleniya-finansami-finansovoe-planirovanie-i-prognozirovanie.html

§ 2. Финансовое планирование и финансовый контроль

Его главными объектами являются формирование, регулирование состава и структуры и распределения финансовых ресурсов.

Принципами финансового планирования являются:

выбор направлений вложения средств, обеспечивающих предельно высокую рентабельность;

учет срока окупаемости;

использование наиболее экономичных способов финансирования долгосрочных затрат;

обеспечение сбалансированности рисков, учет инфляционных процессов.

Финансовое планирование бывает текущим и перспективным.

Перспективное является способом реализации финансовой стратегии и обеспечивает оптимизацию величины продаж, себестоимости, прибыли, рентабельности, финансовую устойчивость, платежеспособность. Оно конкретизируется в годовых финансовых планах (бюджетах), увязывающих вложения средств и источники их финансирования.

Общий плановый бюджет состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса, бюджета денежных средств и подразделяется на операционный и финансовый.

В состав операционного бюджета входят: бюджет затрат на производство, реализацию, бюджет материальных запасов, бюджет общих административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Бюджет затрат на производство отражает объем производства и изменение материальных запасов.

В бюджете реализации определяется сумма денежных средств, которые фирма может получить от клиентов.

Бюджет материальных запасов определяет потребности в них и служит основой планирования закупок.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.

Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:

1) доходы и поступления средств (включаются все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);

2) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, например благотворительность, приобретение ценных бумаг);

3) кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;

4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел также состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджет, внебюджетные фонды и ассигнования из них.

Третий и четвертый разделы — балансирующие. Превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над ассигнованиями должно быть равно разнице между доходами (1 разд.) и расходами (2 разд.) с учетом сальдо по кредитным взаимоотношениям.

Баланс доходов и расходов позволяет:

выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;

проверить правильность расчетов; рассчитать финансовые коэффициенты;

определить желательный объем реализации продукции и услуг.

Для облегчения работы может составляться вспомогательная «шахматная таблица» к годовому плану, в которой по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали — их источники. Она позволяет балансировать доходы и расходы по статьям, определять резервы, формировать фонды денежных средств.

Помимо баланса доходов и расходов на предприятиях составляется также платежный баланс.

Структура платежного баланса выглядит следующим образом.

1. Доходы и поступления.

1.2. Поступление средств в течение периода: от реализации продукции и услуг;

от реализации материальных средств и материальных ресурсов;

авансовые поступления, в том числе предоплата;

планируемые внереализационные поступления;

поступления по лизингу;

поступления по векселям;

выручка по ценным бумагам;

выручка от продажи валюты;

2. Расходы и отчисления.

2.1. Первоочередные платежи на неотложные нужды.

2.2. Налоговые платежи в бюджетную систему.

2.3. Отчисления на социальное страхование и во внебюджетные фонды.

2.4. Платежи по усмотрению предприятия: расходы на оплату труда;

оплата поставок материалов, работ, услуг, в том числе авансы, предоплата, аренда, командировки, хозяйственные расходы, погашение ссуд, займов и процентов, оплата векселей, плата подрядчикам, прочие платежи.

Всего расходов. г

Превышение поступлений над расходами и платежами.

Превышение расходов и платежей над поступлениями.

Остаток денежных ресурсов на конец периода.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря — финансового документа, отражающего поступление и использование денежных средств. С его помощью создается полное представление о состоянии и использовании финансовых ресурсов предприятия, платежей и расчетов, контролируется составление смет, выпуск и реализация продукции и т. п.

Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, позволяет отслеживать состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.

Финансовое планирование включает финансовый контроль, объектами которого являются:

правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;

соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;

целесообразность и эффективность использования финансовых ресурсов;

осуществление платежей и расчетов; состояние финансовых показателей.

Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фондов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления относятся:

1) проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

2) анализ по периодической или годовой отчетности с целью выявления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;

3) обследование, отличающееся от проверки более широким кругом вопросов;

4) ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Ревизии могут быть полными и частичными, тематическими и комплексными, плановыми н внеплановыми, выборочными и сплошными, документальными и фактическими, иметь в качестве объектов денежные средства или материальные ценности. По результатам ревизий составляется акт.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lib.sale/osnovyi-menedjmenta-besplatno/finansovoe-planirovanie-finansovyiy.html

Финансовое планирование и методы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here