Финансовый контроль бюджетной системы

Важная информация в статье: "Финансовый контроль бюджетной системы", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Финансовый контроль бюджетной системы

Одним из важнейших условий эффективного функционирования российской экономики, обязательным элементом управления финансовой системой и экономическими процессами является финансовый контроль. По нашему мнению, назначение финансового контроля состоит в содействии государственной финансовой политике. Финансовый контроль также является формой реализации контрольной функции финансов.

Приоритетным направлением деятельности органов государственной власти в России является контроль за различными сферами жизни современного общества. В свою очередь финансово-бюджетный контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, которые возникают в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Функционирование эффективного механизма управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения предполагает разработки четкой системы финансового контроля, который будет способен обеспечить законность финансовой деятельности государства и дать оценку ее целесообразности и эффективности. Следует отметить, что проблемы обеспечения единства системы финансово-бюджетного контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Организация действенного финансово-бюджетного контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики [2].

Либерализация экономики, развитие рыночных отношений не означают отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля [4].

В общем смысле финансовый контроль определяется совокупностью действий и операций по проверке и анализу финансовой сферы с использованием специфических методов и форм его организации. Финансовый контроль так же понимается и как совокупность определенных операций и действий, которые осуществляют специально уполномоченные органы для контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Финансовый контроль проводится с использованием определенных приемов документального и фактического контроля, которые направлены на установление целесообразности, обоснованности и экономической эффективности осуществления хозяйственных операций. В область финансового контроля входят операции, которые связаны с использованием денег, включая выделение бюджетных средств, а также соблюдение финансовой дисциплины, сохранность объектов государственной собственности, точность и достоверность ведения учета и отчетности с целью определения нарушений, выявления недостатков в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т. д.

Таким образом, финансово-бюджетный контроль является составной частью государственного финансового контроля и трактуется как набор мероприятий, которые проводятся государственными органами для проверки законности, эффективности и целесообразности проводимых действий в процессе образования, распределения и использования денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины [7].

В настоящее время в России создано и функционирует множество государственных органов и служб, осуществляющих финансовый контроль. В их число входят органы федерального Казначейства, казначейские органы в субъектах Федерации и муниципалитетах, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, Департамент валютного контроля Министерства финансов, Центральный банк и его территориальные органы, налоговые и таможенные органы, контрольные органы главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, Счетная палата Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Определенные контрольные функции выполняет также вновь образованный Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства [3].

Однако следует отметить, что в деятельности указанных выше органов не разработан механизм взаимодействия и взаимозаменяемости. На сегодняшний день государственный финансовый контроль представляет собой набор министерств, ведомств и организаций, которые выполняют несогласованные, неупорядоченные и разобщенные контрольные функции. Их функции, статус и сферы контрольной деятельности определяют различные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты. В основном данные правовые и законодательные акты не могут обеспечить системность государственного финансового контроля и часто дублируют друг друга в процессе осуществлении контроля, что приводит к ситуации, когда одни и те же субъекты контроля могут проверяться в течение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что одной из главных задач государственной финансовой политики является создание механизма осуществления внешнего финансово-бюджетного контроля, который мог бы обеспечить защиту прав и законных интересов всех субъектов финансово-бюджетных отношений, реально гарантировать наведение порядка в данных отношениях и привлечение к ответственности всех виновных.

Региональные органы финансово-бюджетного контроля вносят существенный вклад в оздоровление финансово-экономического состояния регионов. Таким образом, на региональном уровне в настоящее время осуществляется модернизация как внешнего, так и внутреннего контроля. Вышесказанное проявляется в повышении качества взаимодействия контрольных органов различных видов на различных уровнях управления. Также происходит постоянное развитие и совершенствование методологической и информационно-технической базы, а также происходит определение границ и предмета деятельности органов внешнего и внутреннего контроля.

К основным целям управления региональными финансами, равно как и к стратегическим целям финансово-бюджетного контроля можно отнести: развитие финансово-экономической самостоятельности региона; повышение удовлетворенности населения качеством социально-значимых услуг; повышение качества бюджетного менеджмента; повышение эффективности, рациональности и результативности использования финансовых и материальных ресурсов [5].

Таким образом, финансово-бюджетный контроль на региональном и муниципальном уровне сегодня призван проводить «аудит «4-х качеств»: качества и слагаемых экономического роста (макроэкономические показатели эффективности бюджетных расходов); качества условий жизнедеятельности (показатели общественной эффективности бюджетных расходов); качества институтов и качества государственного имуниципального управления (качество процессов).

Читайте так же:  Программа по возмещению ндс экспорт

В целом можно выделить следующие основные направления совершенствования финансово-бюджетного контроля в отечественных регионах. Создание методологических основ финансово-бюджетного контроля на мезоэкономическом уровне является важнейшей составляющей регионального контроля, позволяющей всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансово-бюджетного контроля. Следует также законодательно определить: виды контроля, субъекты и объекты контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансово-бюджетного контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансово-бюджетного контроля, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения.

Ключевым направлением совершенствования финансово-бюджетного контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в России и повышения его эффективности является принятие единой концепции финансово-бюджетного контроля в Российской Федерации, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления финансово-бюджетного контроля, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов финансово-бюджетного контроля.

Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов финансово-бюджетного контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. Также открытым остается вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о финансово-бюджетном контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.

Для повышения эффективности расходования государственных средств на современном этапе одним из перспективных направлений повышения качества контрольных мероприятий может являться переход к аудиту эффективности государственных расходов, который характеризуется как направление в работе контрольных органов, которое предполагает проведение анализа экономичности и результативности расходования государственных средств и проведение оценки всех возможных резервов по их увеличению и обоснованности расходования.

В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование [1].

Наибольший удельный вес в общем объеме всех выявленных в ходе осуществления финансового контроля нарушений имеет нецелевое использование бюджетных средств. При этом следует отметить, что не четко обозначены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, также не разработаны правовые механизмы, которые могли бы быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Одной из важных проблем проведения контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. Поэтому существует необходимость принятия комплекса мер, нацеленных на повышение уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; на повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансово-бюджетного контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Одним из важных вопросов по совершенствованию проведения контроля является, на наш взгляд, исключение дублирования действий контрольных органов, которые состоят в совершении контрольными органами своих функций по отношению к объектам контроля.

В современных условиях для повышения эффективности проводимого финансово-бюджетного контроля необходимо широкое использование новых информационных технологий, так как процесс информатизации деятельности органов государственной власти и финансово-бюджетного контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. По нашему мнению, именно с использованием новых информационных технологий будет возможно в полной мере организовать открытость бюджетов всех уровней, появится шанс в реальном режиме времени осуществлять контроль за расходами и доходами всех получателей бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Следует отметить, что для создания единого информационного пространства важна совместимость имеющихся результатов работы контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами.

Рецензенты:

Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Калугин В.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве) НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

Читайте так же:  Подготовить отчетность ип

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

Читайте так же:  Организация применяет упрощенную систему налогообложения объект

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Функциональные возможности

  • Ведение нормативно-справочной информации, в т.ч. классификатора нарушений
  • Формирование планов. Возможность планирования контрольных мероприятий на основе многокритериального отбора объектов контроля (риск-ориентированное планирование). Учет доступных ресурсов в процессе планирования
  • Организация электронного документооборота в процессе планирования, подготовки и проведения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий
  • Формирование типовых программ контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий (унифицированные программы в зависимости от типов мероприятий)
  • Автоматизированное формирование регламентированных документов на всех этапах контрольной деятельности, в том числе актов и отчетов по итогам контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Выгрузка сформированных документов в форматы MS Office, с возможностью их последующего редактирования и хранения
  • Электронная подпись
  • Реализация результатов контрольной деятельности: формирование представлений, предписаний по выявленным нарушениям и мониторинг их исполнения
  • Мониторинг выполнения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Оперативное получение информации о выполнении контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Отслеживание выполнения плана и соблюдения административных сроков
  • Формирование различной аналитической отчетности
  • Интеграция с информационными системами в сферах закупок, планирования и исполнения бюджета для получения информации в разрезе объектов контроля. Мониторинг нарушений, выявляемых в результате оперативного и послеоперационного контроля
  • Информационное взаимодействие с ГИС ЕСГФК

В состав ПК «ФБК» входят взаимосвязанные функциональные подсистемы:

  • Подсистема «Личный кабинет»
  • Подсистема «Планирование»
  • Подсистема «Исполнение»
  • Подсистема «Контроль за устранением нарушений»
  • Подсистема сбора и свода отчетности
  • Аналитическая подсистема

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права [2].

Финансовый контроль, это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы. Финансовый контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро) [4].

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

— проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

— проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

— выявлении внутренних резервов производства;

— устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [4].

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

— правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

— соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчётности;

— эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

— выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

— успешную реализацию межбюджетных отношений;

— эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

— пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;

— улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы [6].

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ- совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права [1]. Она состоит из бюджетов трех уровней:

Читайте так же:  Выплата дивидендов с расчетного счета

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Однако, помимо этого, финансовый контроль распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-планового законодательства [6].

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчинённости. Этот контроль ведётся как в масштабе РФ, так и в её субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль [3].

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счётная палата РФ, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента госу­дарственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счётные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет некоторые задачи и функции. К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями [3].

Основные функции включают: проверку правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­реннего и внешнего долга [3].

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министер­ством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Использование государственных средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создавае­мые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений [7].

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [5].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

Читайте так же:  Получить налоговый вычет без 2 ндфл

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу [5].

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.)

2. Белоусов Д.С. Финансовое право: учебник — М.: Финансы и статистика, 2010. – 504 с.

3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. — М.: Маркетинг, 2009. – 417 с.

4. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Финансовый контроль. Курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 232 с.

5. Е.В. Терехова. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. — 2011. — №11. – 158 с.

6. Шавров А.В., Финансовое право Российской Федерации — Учебное пособие. — 2011. — 318 с.

7. Щуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012.- 145 с.

ПК «Финансовый бюджетный контроль»

Программный комплекс Финансовый бюджетный контроль – решение для автоматизации контрольной деятельности на всех этапах, от планирования и проведения контрольных мероприятий, до реализации их результатов.

Решение для субъектов РФ, МО

Для органов внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля и главных администраторов бюджетных средств.

Единая система финансового контроля

Программный комплекс обеспечивает возможность построения единой системы контроля на региональном и (или) муниципальном уровне. Непрерывный государственный бюджетный контроль.

Решение на WEB-технологиях

Не требует установки дополнительного программного обеспечения у пользователей, развертывается на базе ОС Linux и СУБД PostgreSQL.

Комплексная автоматизация
финансово-бюджетного контроля

ПК ФБК предназначен для следующих групп пользователей:

  • Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля
  • Органы внешнего финансового контроля
  • Главные распорядители средств бюджета, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования бюджета
  • Выполняющие контрольные функции структурные подразделения органов государственной власти (местного самоуправления)

Возможные варианты реализации системы финансового контроля на основе ПК ФБК

Единая информационная системы для органов государственного (муниципального) финансового контроля, главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета, органов государственной власти (местного самоуправления) на уровне региона (муниципального образования) на основе ПК ФБК

  • Построение единой системы контроля на региональном и (или) муниципальном уровне. Непрерывный государственный бюджетный контроль
  • Единое информационное пространство между органами финансового контроля, главными распорядителями, администраторами бюджетных средств, финансовыми органами и органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению финансового контроля
  • Единый классификатор нарушений
  • Мониторинг эффективности контрольной деятельности как отдельных участников, так и в целом, в субъекте РФ (муниципальном образовании)
  • Мониторинг факторов риска

Автоматизация деятельности органа внутреннего (внешнего) государственного (муниципального) финансового контроля.

  • Автоматизация всего комплекса контрольных процедур – от планирования и проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, до реализации их результатов. Автоматизированное формирование документов на всех этапах работы
  • Структурированный учет информации о результатах контрольных мероприятий
  • Мониторинг контрольных мероприятий на каждом этапе, в любой момент времени
  • Анализ эффективности и результативности контрольных мероприятий и деятельности органов контроля (структурных подразделений)
  • Мобильность (возможность работы с Системой с удаленного персонального компьютера, ноутбука, планшета посредством Интернет)
  • Автоматизированное взаимодействие с государственными информационными системами – Единой системой государственного финансового контроля, информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ЕСГФК, ГИС ГМП)
  • Автоматизированный сбор и обработка и анализ информации по объектам контроля, в т.ч. анализ выполнения государственных программ и государственных закупок
  • Риск-ориентированное планирование контрольной деятельности

ПК ФБК для главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета.

  • Автоматизация внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита для главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета
  • Автоматизированный учет, оценка и мониторинг факторов риска в разрезе объектов контроля
  • Оперативный учет результатов внутреннего финансового контроля при планировании и проведении аудита. Риск-ориентированное планирование аудиторских мероприятий
  • Единое информационное пространство для работы главного администратора бюджетных средств и контролируемых им организаций и учреждений
  • Мониторинг эффективности внутреннего финансового контроля
  • Структурированный учет информации о результатах аудита
  • Мобильность, возможность работы с Системой с удаленного персонального компьютера, ноутбука, планшета посредством Интернет
  • Автоматизированный сбор и обработка и анализ информации по объектам контроля, в т.ч. анализ выполнения государственных программ и государственных закупок

Взаимодействие с системами Регионального Электронного бюджета

Видео (кликните для воспроизведения).

Применение программного комплекса Финансово-бюджетный контроль в интеграции с другими системами Регионального Электронного бюджета позволяет:

  • Получать объективную информацию в разрезе факторов риска и широко использовать возможности замены выездной проверки на камеральную благодаря прямому доступу к первичной информации
  • Получать документы, запрашиваемые у объектов контроля, в электронном виде, с применением электронной подписи, что позволяет сократить время и затраты на подготовку и проведение проверки
  • Получать информацию о результатах текущего или оперативного и последующего оперативного внутриведомственного автоматизированного контроля в непосредственной увязке с выявленными факторами риска

Источники

Финансовый контроль бюджетной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here