Финансовый контроль сущность и формы

Важная информация в статье: "Финансовый контроль сущность и формы", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль

— это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Он включает: контроль, за соблюдением Финансово-экономического законодательства, в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности хозяйственно-финансовых операций и целесообразность произведенных расходов.

Финансовый контрольявляется формой реализации контрольной функции финансов.

Назначение финансового контроля заключается:

• в содействии реализации финансовой политики государства;

• обеспеченииэффективного использования бюджетных финансовых средств.

Задачами финансового контроля являются:

• контроль за соблюдением бюджетного законодательства;

• обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней;

• выявление резервов роста финансовых ресурсов;

• обеспечениесохранности государственной и муниципальной собственности.

Рассмотрим классификацию финансового контроля.

1.В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают финансовый контроль:

Государственный финансовый контроль

предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль на уровне государства включает в себя разработку, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Государственный финансовый контроль включает такие виды финансового контроля как:

• общегосударственный,имеющий наибольшее значение в силу особого статуса государственных органов (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ), которые осуществляют данный контроль на всех стадиях бюджетного процесса. Проводится с целью проверки законности и эффективности использования государственных средств, а также целесообразности осуществляемых расходов;

• вневедомственный,осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и др.) и направленный на объекты финансового контроля, независимо от их ведомственной принадлежности;

• ведомственный финансовый контроль,проводимый министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления (их самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями) в целях контроля производственной и финансовой деятельности их подведомственных предприятий и учреждений.

Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидии и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

осуществляется непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (экономическими службами) и направлен на производственную и финансовую деятельность самого предприятия.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль

проводится специально аттестованными аудиторами и аудиторскими фирмами в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.

Общественный контроль

производится неправительственными организациями. Объект контроля зависит от стоящих перед ним задач;

Международный контроль

осуществляется международными субъектами.

2. В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на следующие формы:

— предварительный финансовый контрольосуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии планирования и прогнозирования дополнительных финансовых ресурсов;

— текущий финансовый контрольпроводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществляется с целью предотвращения финансовых нарушений и возможных потерь в процессе расходования бюджетных средств в ходе финансовой деятельности государства.

последующий финансовый контрольосуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проводится с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки эффективности финансовой деятельности (например целесообразности расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций и т. д.) путем анализа и ревизии отчетной бюджетной документации.

Методами финансового контроля

являются следующие приемы и способы его осуществления:

• наблюдение — ознакомление с финансовой деятельностью объекта финансового контроля;

• обследование хозяйственной деятельности — представляет собой изучение показателей финансового состояния объекта финансового контроля;

• проверка финансовой деятельности проводится с целью финансового контроля основных вопросов финансовой деятельности объекта контроля с использованием балансовых, отчетных и расходных документов;

• финансовый анализ — осуществляется в целях оценки финансового состояния объекта контроля на основе использования системного подхода и различных аналитических приемов;

• ревизия (плановая, внеплановая) — представляет собой всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству с использованием комплекса методов, таких как:

• восстановление количественного учета;

• контрольное сличение и др.;

• надзор,осуществляемый контролирующими государственными органами, за финансовой деятельностью субъектов контроля(например за субъектами, имеющими лицензию на определенный вид деятельности).

Объектом финансового контроля

являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Финансовый контроль включает проверку:

· соблюдения требований экономических законов;

· составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

Читайте так же:  Подоходный налог прямой или косвенный

· эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 — | 7460 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/13_151613_finansoviy-balans-gosudarstva.html

19.Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономи­ческих процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

По видам финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств..

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода..

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйс­твенной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые..

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

http://studfile.net/preview/5712638/page:12/

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ Занимается соблюдением пропорций в распорядительном процессе. Главной контролируемой пропорцией явл. пропорция между Фондами Потребления и Накопления.

Читайте так же:  Документы при представлении декларации 3 ндфл

Конрольная ф-ция финансов — Контроль «рублем» в процессе объективно существующих денежных отношений.

В зависимости от субъектов осуществления фин. контроль различают:

независимый или аудит

Общегосударственный контроль осущ. органы гос. власти и управлени. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный фин. контроль — проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осущ. контроль фин.-хоз. деятельности подведомств. пп и организаций

Внутрихозяйств. фин. котроль — службами на пп. В их функции входит проверка проихв. и финансовой деятельности самого пп, а также его структурных подразделений

Общественный фин. контроль — выполняют отд. физич. лица на добровольных началах.

Независимый фин. контроль (аудит) — аудиторские фирмы или службы. Объектом данного контроля явл. деятельность всех экон. субъектов.

На государственном уровне — Федер. Собрание: ГД и СФ. Федер. Собрание образует СЧЕТНУЮ ПАЛАТУ как постоянно действующ. орган гос. фин. контроля. СП контролирует своевременное выполнение доходных и расходных частей бюджета, законность и своевременность движения бюдж. ср-в. Задача — определить эффективность и целесообразн. использования ср-в и проведение фин. экспертиз (как правило с проектами исполнения бюджета) Контрольные положения СП распространяются на все гос органы и учреждения РФ и на федеральные внебюдж. Фонды.

На региональном уровне фин. контроль проводится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми органами. Контроль за состоянием республик. бюджета и его исполнения осущ. Комитет по Бюджету, Налогам, Банкам и Финансам ГД РФ.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием гос. ср-в возложен на органы Федерального Казначейства МинФина РФ. Главная задача Казначейства — организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и гос. внебюдж. фондов.

Эффективным явл. контроль, проводимый гос. налоговыми инспекциями. В их задачу входят: контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджеты.

Налоговая инспекция имеет право:

приостанавливать операции пп по расчетным счетам в банках (блокир. счетов)

изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов

применять фин. санкции и штрафы и предъявлять в суде иски о ликвидации пп

Для пресечения налоговых преступлений и правонарушений, а также обеспечения безопасности деятельности налоговой инспекции был создан Департамент Налоговой Полиции. ЦБ контролирует деятельность кредитных учреждений и в целом денежных отношений в стране.

Помимо контроля в зависимости от субъекта различают контроль по времени проведения:

Предварительный фин. контроль осуществл. до совершения фин. операции и необходим для предупреждения фин. нарушений. Предусматривает оценку обоснованности фин. программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств (проект бюджета).

Текущий (оперативный контроль) — в момент совершения сделки, фин. операции, выдачи кредитов и т. д.

Последующий фин. контроль — путем анализа и ревизий отчетной документации и предназначен для оценки результатов фин. деятельности экономич. субъектов. Больше внимания — предварительный.

Контроль по форме проведения

инициативный (внутренний) Аудиторские службы

Цели внешнего контроля — проверка достоверности фин. и бух. отчетности, экспертиза фин-хоз. состояний, оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хоз. деятельности, фин. планировани. и проч.

Внутренний аудит — нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели определяются в зависимости от требований руковод. пп.

По методам проведения:

Проверка — рассматривает отдельные вопросы фин. деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование — охватывает более широкий спектр фин. показателей. Применяется для определения фин. состояния пп и возможных перспектив развития.

Надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на некот. вид фин. деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ фин. деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой фин-бух. отчетности с целью общей оценки результатов хоз. деятельности, оценки фин. состояния и обеспеченности собств. ресурсами и эффективностью их использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль за использованием выданных кредитов и за фин состоянием.

Ревизии — полное обследование фин-хоз. деятельности экон. субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

http://all-sci.net/finansyi-kredit_738/suschnost-vidyi-formyi-metodyi-provedeniya.html

Финансовый контроль: сущность ,виды .формы и методы проведения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/8_7237_finansoviy-kontrol-sushchnost-vidi-formi-i-metodi-provedeniya.html

Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль это регламентированная норма­ми права деятельность государствен-ных, муниципальных, об­щественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевремен-ности и точности финансового планирования, обо­снованности и полноты поступления доходов в соответствую­щие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Он призван обеспечить соблюдение действующего законода­тельства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д. Действенность финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и другими субъектами, в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики госу-дарства, он помогает созданию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ
«О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 23 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресур-сов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Читайте так же:  Какими налогами облагается дарение

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение данного контроля не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических сверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федераль­ного бюджета.

Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют также органы представительной (законодатель­ной) и исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. Субъектами государственного финансового контроля в соответствии с установленным законода-тельством Российской Федерации разграничением функций и полномочий являются следующие органы:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Глав­ное управление Федерального казна-чейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионное управление);

– Министерство Российской Феде­рации по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств феде-рального бюджета и феде­ральных внебюджетных фондов.

Среди правоохранительных органов, осуществляющих финансовый контроль, следует назвать Прокуратуру РФ, МВД России (в частности, Управление по борьбе с экономическими преступ-лениями), Государственный таможенный комитет РФ.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разделить на:

а) предварительный,который применяется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба финансовой деятельности предприятия, учреждения;

б) текущий, который осуществляется в процессе реализации финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций, а также при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов местного самоуправления, парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами, при этом ему свойственны оперативность и гибкость;

в) последующий, который организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций, в процессе рассмотрения и утвержде-ния отчетов об исполнении бюджетов. Его задачами являются: выявление недостатков и упущений, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной ответственности виновных лиц.

Посубъектам контроляфинансовый контроль классифицируется на:

б) контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

в) контроль исполнительных органов власти;

г) контроль финансово-кредитных органов;

Формами финансового контроля являются способы конк­ретного выражения и организации контрольных действий. По форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внеш-ний) и инициативный(внутренний).

http://megaobuchalka.ru/8/16479.html

Понятие и сущность финансового контроля

Тема: «Финансовый контроль»

Цель – изучить основы проведения финансового контроля.

— рассмотреть понятие, элементы, значение, задачи, содержание и сущность финансового контроля;

— раскрыть основные виды и методы финансового контроля;

— охарактеризовать основы проведения государственного финансового контроля;

— рассмотреть органы финансового контроля и раскрыть их функции.

План лекции

1.Понятие и сущность финансового контроля

2.Виды и методы финансового контроля

3.Органы финансового контроля

Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных механизмов, и одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) как регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль;

объект контроля — тот, в отношении кого проводится контроль;

предмет контроля — деятельность, применительно к которой осуществляется контроль.

Значение финансового контроля в том, что он позволяет выявить соблюдение установленного законодательства, экономическую обоснованность и эффективность проводимой финансово-экономической деятельности.

Задачи финансового контроля:

-проверить выполнение финансовых обязательств перед государством, организациями, гражданами;

-проверить правильность использования финансовых ресурсов, в первую очередь, бюджетных средств;

-проверить соблюдение законности совершения расчетов и хранения денежных средств;

-обеспечить выявление внутренних резервов производства;

-обеспечить не только устранение последствий нарушений, но и предупредить их дальнейшее появление;

-выявить недостатки в ведении учета и наметить мероприятия по их устранению.

Финансовый контроль включает (содержание):

1) соблюдение требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения валового продукта;

2) рациональность составления и использования бюджета (бюджетный контроль);

3) эффективность использования ресурсов;

4) своевременность и полноту платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Системная сущность финансового контроля раскрывается со следующих позиций:

Читайте так же:  Причины неуплаты налогов для налоговой

— финансовый контроль как система институтов, инструментов и методов;

— финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов;

— финансовый контроль как совокупность действий и операций;

— финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система;

— финансовый контроль как составная часть общего механизма управления экономикой.

Таким образом, финансовый контроль — контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Правовую основу государственного финансового контроля в РФ составляют: Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК ТС, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами — участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Основными проблемами финансового контроля являются:

1. Неопределенность (незаконченность) основных направлений организации ГФК.

2. Не представлена в этой сфере системная нормативная правовая база.

3. До сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

4. ГФК реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

5. Отсутствие законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами.

6. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

2.Виды и методы финансового контроля

Классификация финансового контроля:

1.По времени проведения:

2.По сфере финансовой деятельности:

-контроль за денежной массой.

3.По субъектам контроля:

-государственный (президентский; представительных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти);

-общественный (различный ассоциаций и обществ).

4.По форме проведения:

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рисунок 1).

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

Рисунок 1 — Общая структура видов финансового контроля

В свою очередь внешний финансовый контроль включает: государственный и негосударственный.

1.Государственный финансовый контроль (ГФК). Его субъектами являются государственные контролирующие органы, объектами — органы государственной власти, организации, физические лица, предметом — финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит — вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти. На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ; на региональном уровне — органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов РФ; на местном уровне — органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Налоговый контроль — это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах РФ, инспекции на местах).

Бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов. Органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

— Счетная палата РФ;

— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

— контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Валютный контроль — контроль со стороны государственных контролирующих органов за соблюдением валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной валюты на территории РФ и российской валюты — за пределами ее территории. Органами валютного контроля в РФ являются: ЦБ РФ (Банк России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, профессиональные участники РЦБ, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) — Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с агентами валютного контроля. Уполномоченные в качестве агентов валютного контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.

Таможенный контроль — контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы РФ. Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

Проводятся и иные виды государственного финансового контроля.

К основным принципам осуществления государственного финансового контроля РФ относятся:

1) принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие ГФК, и их должностные лица;

Читайте так же:  Приговоры уклонения налогов

2) принцип независимости гласит, что органы ГФК независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения;

3) объективность — принцип, который означает, что ГФК осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации;

4) ответственность — означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов ГФК несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области ГФК противоправные действия в соответствии с законом;

5) принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

6) принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов ГФК. Этот постулат подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.

│Контроль за исполнением│

│ и бюджетов федеральных│

│ Контроль │ │ │ Контроль за │

│ за состоянием │ ┌─────────┴─────────┐ │предоставлением│

http://megaobuchalka.ru/2/36273.html

Финансовый контроль, его сущность, виды и формы проведения. Органы финансового контроля

Содержание и значение финансового контроля. Финансовый контроль как форма проявления контрольной функции финансов. Принципы финансового контроля. Объекты и сфера применения финансового контроля. Субъекты финансового контроля, сферы их деятельности.

Организация государственного финансового контроля. Негосударственный финансовый контроль: направления и нормативное регулирование. Реформирование финансового контроля в РФ.

финансовый контроль — это совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов их деятельности и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность.

Объектом

финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Сферой

финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Финансовый контроль

включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

задачи финансового контроля: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; и др.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления; включает в себя бюджетный контроль и налоговый контроль. Посредством бюджетного контроля обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса. Посредством налогового контроля осуществляется проверка правильности уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами;

внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций;

независимый (аудиторский) контроль осуществляется специализированными аудиторскими фирмами или службами с целью предоставления пользователям финансовой отчетности дополнительного подтверждения достоверности данных деятельности компании.

v В зависимости от времени проведения:

v В зависимости от степени охвата данных:

— полный (комплексный, сплошной);

— частичный (тематический, выборочный)

v В зависимости от срочности:

v По характеру материала, на основе которого осуществляется финансовый контроль:

Существуют различные методы осуществления контроля:

1.проверки

– проверяются акты деятельности по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2.обследования

охватывают отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но в отличие от проверок охватывают более широкий круг обследуемых предметов. Проводится анкетирование и опросы, выявляются финансовое положение предприятия и перспективы его развития.

3.анализ.

Как метод финансовый контроль может быть системным и пофакторным, т.е. выявить причины, снижающие производительность труда и т.д. В результате выявляются недостатки выполнения производственных заданий, соблюдения норм расходов материалов, финансовых ресурсов и финансовой дисциплины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9061 — | 7684 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/9_90616_finansoviy-kontrol-ego-sushchnost-vidi-i-formi-provedeniya-organi-finansovogo-kontrolya.html

Финансовый контроль сущность и формы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here