Финансовый контроль в системе финансового права

Важная информация в статье: "Финансовый контроль в системе финансового права", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Электронная библиотека

Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу финансовой деятельности государства и его субъекта.

За счет норм финансового права функционирует и управляется финансовая система государства. Эти нормы также призваны регулировать организационно-финансовые отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования денежных средств государства и других субъектов финансового права.

В бывшем Союзе ССР финансовое право было выделено в самостоятельную отрасль права, поскольку переход основных средств производства в собственность государства и непосредственное руководство государства народным хозяйством страны значительно расширило масштабы финансовой деятельности, нуждающейся в правовом регулировании. Действующая Конституция РФ является главной базой государственного права, поэтому финансовое право как отрасль права должно быть приведено в соответствии с ней.

Финансовое право имеет следующую структуру:

1) общую часть, содержащую принципы и положения, распространяющиеся на все институты финансового права;

2) особенную часть, здесь основным институтом финансового права является бюджетное право, а также институты государственных доходов, государственных расходов и институт финансовой деятельности.

Отчетливо проявляется в сфере финансов верховенство закона, который наиболее важен в областях установления налогов и иных платежей в бюджет, регулирования бюджетной деятельности государства. Финансовое право также устанавливает правовые основы финансовых расчетов, например, обязывает все предприятия хранить денежные средства на счетах в банках.

Важнейшей функцией государственного финансового управления является финансовый контроль, роль которого в условиях перехода России к рыночным отношениям весьма значительна и выражается активным воздействием на интенсивность пере

строечных процессов. В соответствии с финансовым правом финансовый контроль – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Это одна из форм государственного контроля, направленная на обеспечение законности, охрану собственности, эффективное и экономное использование бюджетных, заемных и собственных средств, вскрытие нарушений финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов.

Назначение финансового контроля – содействие реализации финансовой политики и эффективному использованию финансовых ресурсов. Деятельность его органов регламентируется юридическими нормами, закрепленными в законах и подзаконных актах. Финансовый контроль в странах с развитыми рыночными отношениями строится следующим образом (табл. 14.1).

Таблица 14.1 Построение финансового контроля

http://libraryno.ru/14-2-finansovoe-pravo-i-finansovyy-kontrol-osobregfin/

Понятие и виды финансового контроля

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями[15].

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

— обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

— правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;

правильность ведения валютных операций;

— увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Читайте так же:  Форма заявления на имущественный вычет

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий(оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующийфинансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контрольза финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контрольне вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_66759_ponyatie-i-vidi-finansovogo-kontrolya.html

Понятие и значение финансового контроля

Понятие и значение финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

.1 Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль — это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Читайте так же:  Возврат неправильно уплаченной госпошлины

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.


2. Виды финансового контроля.

1.2 Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль

а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды: 1) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) аудиторский.

Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т.е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на: а) бюджетный; б) налоговый; в) валютный; г) банковский; д) за страховой деятельностью.

Финансовый контроль классифицируется в зависимости от:

— времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим;

— органов (субъектов), осуществляющих его, он может быть представительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентский контроль, контроль исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский финансовый контроль.

— ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, он может быть бюджетный, налоговый, валютный, банковский, за страховой деятельностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9020 — | 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/17_59999_ponyatie-i-znachenie-finansovogo-kontrolya.html

Вопрос 19: Понятие финансового контроля как института финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовый контроль – регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Читайте так же:  Налоговый вычет по дорогостоящему лечению максимальная сумма

Виды финансового контроля:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

г) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

2) контроль исполнительных органов:

а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств – финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Формы финансового контроля:

1) предварительный — контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий — контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий — контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективностьосуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

http://studfile.net/preview/2094450/page:18/

Понятие финансового контроля. Правовое обеспечение финансового контроля. Место финансового контроля в системе финансового права.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: 1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля); 2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий); 3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки), 4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины); 5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

http://studfile.net/preview/1477667/page:6/

Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования.

Финансовый контроль (ФК) – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов МСУ в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. ФК –важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи ФК:

· проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ организациями и гражданами;

· проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хоз. ведении или оперативном управлении;

· проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

· выявлении внутренних резервов производства;

· устранении и предупреждении нарушений фин. дисциплины.

Виды ФК:

1) общегосударственный (осуществляется ФНС РФ, Федеральным казначейством в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности);

· внутриведомственный – осуществляют федеральные службы, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им организациям;

· внутрихозяйственный – проводится в самой организации специальными службами – бухгалтериями, финансовыми отделами унитарных предприятий

ФК подразделяется по форме проведения:

1) обязательный (производится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства);

2) инициативный (назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности)

ФК подразделяется в зависимости от той сферы финансовой деятельности государства, в которых он имеет место:

Читайте так же:  Общегосударственный финансовый контроль осуществляют

1) бюджетный контроль;

2) налоговый контроль;

3) контроль за денежной массой;

4) валютный контроль;

5) страховой контроль.

ФК в зависимости от органов, его осуществляющих:

1) ФК представительных (законодательных) органов власти;

2) ФК Президента РФ;

3) ФК исполнительных органов власти общей компетенции;

4) ФК исполнительных органов власти специальной компетенции.

Формы ФК (закреплены в БК РФ):

1) предварительный контроль – осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов формирования и использования государственных средств (направлен на недопущение возможности незаконного, нерационального или неэффективного использования государственных финансовых или материальных ресурсов);

2) текущий контроль – ведется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения;

3) последующий контроль – осуществляется по итогам хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами) (по результатам мероприятий составляются акты, имеющие юридическую силу.

Методы ФК(используются для конкретной реализации контрольных мероприятий):

1) Ревизия (комплексная проверка) – взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций.

Участники ревизионной группы (исходя из программы ревизии) самостоятельно определяют необходимость и возможность применения ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных в целях обеспечения надежной возможности сбора требуемых сведений и доказательств.

2) Проверка – контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации (представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации).

3) Обследование – оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки (базируется на предварительном изучении документов, изъятых или имеющихся в ревизуемой организации с целью решения вопроса о необходимости или документальной возможности проведения намечаемой ревизии или проверки).

4) Экспертиза – метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.

15.2. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета РФ.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадиясоставление проекта бюджета (ей предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов).

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ). Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.

Вторая стадия – это рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в ГД проекты ФЗ (до 1 августа):

· о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

· о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

· о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

После принятия соответствующего проекта ФЗ к рассмотрению ГД он должен направляться в СФ РФ, комитеты ГД, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. ГД рассматривает проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в ГД – обсуждается его концепция, основные характеристики федерального бюджета (доходы, дефицит, расходы). В случае отклонения в первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете ГД может: передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, СФ и Правительства; вернуть указанный проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 196, 198-204 БК РФ).

1) В первом чтении (в пределах 30 дней с даты внесения проекта Правительством в ГД) обсуждаются основные хар-ки проекта:

· доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

· распределение доходов от федеральных налогов и сборов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

· дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита бюджета;

· общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении ГД рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ) – утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

Происходит конкретизация показателей бюджета, утвержденных в первом чтении. Утверждаются:

Читайте так же:  Срок возврата налога по заявлению юридического лица

· расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;

· размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении (ст. 206 БК РФ). ГД рассматривает законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении – утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам.

Утверждаются основные показатели бюджета:

· расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;

· распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

· основные показатели государственного оборонного заказа;

· расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ и прочих программ.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. ФЗ должен быть принят ГД до 1 декабря текущего года (ст. 207 БК РФ).

Принятый ФЗ о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации ФЗ направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208-210 БК РФ).

Третьей стадиейисполнение бюджета (до 31 декабря).

Четвертая, завершающей, стадия – подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Билет № 16

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/13x4e46.html

Электронная библиотека

Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу финансовой деятельности государства и его субъекта.

За счет норм финансового права функционирует и управляется финансовая система государства. Эти нормы также призваны регулировать организационно-финансовые отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования денежных средств государства и других субъектов финансового права.

В бывшем Союзе ССР финансовое право было выделено в самостоятельную отрасль права, поскольку переход основных средств производства в собственность государства и непосредственное руководство государства народным хозяйством страны значительно расширило масштабы финансовой деятельности, нуждающейся в правовом регулировании. Действующая Конституция РФ является главной базой государственного права, поэтому финансовое право как отрасль права должно быть приведено в соответствии с ней.

Финансовое право имеет следующую структуру:

1) общую часть, содержащую принципы и положения, распространяющиеся на все институты финансового права;

2) особенную часть, здесь основным институтом финансового права является бюджетное право, а также институты государственных доходов, государственных расходов и институт финансовой деятельности.

Отчетливо проявляется в сфере финансов верховенство закона, который наиболее важен в областях установления налогов и иных платежей в бюджет, регулирования бюджетной деятельности государства. Финансовое право также устанавливает правовые основы финансовых расчетов, например, обязывает все предприятия хранить денежные средства на счетах в банках.

Важнейшей функцией государственного финансового управления является финансовый контроль, роль которого в условиях перехода России к рыночным отношениям весьма значительна и выражается активным воздействием на интенсивность пере

строечных процессов. В соответствии с финансовым правом финансовый контроль – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Это одна из форм государственного контроля, направленная на обеспечение законности, охрану собственности, эффективное и экономное использование бюджетных, заемных и собственных средств, вскрытие нарушений финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов.

Назначение финансового контроля – содействие реализации финансовой политики и эффективному использованию финансовых ресурсов. Деятельность его органов регламентируется юридическими нормами, закрепленными в законах и подзаконных актах. Финансовый контроль в странах с развитыми рыночными отношениями строится следующим образом (табл. 14.1).

Таблица 14.1 Построение финансового контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

http://libraryno.ru/14-2-finansovoe-pravo-i-finansovyy-kontrol-osobregfin/

Понятие финансового контроля. Правовое обеспечение финансового контроля. Место финансового контроля в системе финансового права.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: 1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля); 2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий); 3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки), 4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины); 5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).


http://studfile.net/preview/1477667/page:6/
Финансовый контроль в системе финансового права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here