Характеристика муниципального финансового контроля

Важная информация в статье: "Характеристика муниципального финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Виды муниципального финансового контроля

Содержание и виды госконтроля

Государственный или муниципальный финансовый контроль осуществляют специально созданные контрольные органы представительской и исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного). Например, Счетная палата РФ, ФНС, Минфин РФ.

Основная цель данного понятия — это обеспечение эффективной и экономически обоснованной финансово-экономической деятельности государства (мунобразования) на этапах формирования, распределения и исполнения бюджетных и средств внебюджетных организаций и фондов.

Классификация госконтроля по видам подразумевает разделение на предварительный и последующий финконтроль. При предварительном контрольные мероприятия направлены на предупреждение и максимальное пресечение нарушений в сфере бюджетных правоотношений. При последующих ревизионных мероприятиях проверяется законность и правомерность операций по исполнению бюджетов БС РФ и по их учету и отражению в отчетности.

Также государственный (муниципальный) финконтроль подразделяют на внутренний и внешний. Рассмотрим характерные особенности данных понятий более подробно.

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Внутренний контроль

Внутренний муниципальный финансовый надзор осуществляется управлениями Федерального казначейства РФ и органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов (финансовые отделы, территориальные налоговые инспекции, контрольно-ревизионные группы и отделы при администрациях муниципальных образований и т. д.).

Правовое регулирование вопроса закреплено в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах президента, прочих нормативно-правовых актах. Например, постановления субъекта или МО, устав поселения, финансовый муниципальный контроль, его порядок и правила организации закрепляют в нормативных актах организации.

Ранее мы рассказывали об особенностях организации внутреннего государственного финконтроля.

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

Государственный и муниципальный финансовый контроль

Структура внутреннего финконтроля

Рассмотрим действующую структуру внутреннего госконтроля в виде таблицы:

Контрольно-ревизионные управления, министерства и ведомства федерального уровня исполнительной власти

Федеральное казначейство РФ

Федеральная налоговая служба РФ

Министерство финансов РФ

Территориальные отделы, структуры и ведомства, созданные исполнительными органами власти субъекта РФ

Служба государственного финансового контроля Ивановской области

Местные представительства и отделения контролирующих органов, созданных при администрациях муниципальных образований и городов федерального значения

Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга

Деятельность органов каждого уровня регламентирована отдельными нормативными актами. На федеральном уровне: Конституция, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы и Указы Президента РФ. На региональном и местном уровнях создаются аналогичные НПА.

Тема 12. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Контроль в сфере закупок

Вправе осуществлять муниципальный финансовый контроль в сфере закупок органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.

Читайте так же:  Налог ип без деятельности

Объектами проверок являются:

  • правомерность и правильность выбранного способа закупки;
  • соблюдение правил определения начальной цены контракта;
  • выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
  • выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
  • соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
  • исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
  • прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.

Финансовый контроль в сфере закупок является приоритетным направлением государственного надзора. За нарушение действующего законодательства (44-ФЗ) органы госфинконтроля привлекут ответственных к административной, уголовной и бюджетной ответственности.

Кто и зачем проводит внутренний государственный финансовый контроль

Вопрос 1. Принципы организации финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль (ГМФК) является одной из важнейших функций государственного и муниципального управления и средством борьбы с коррупцией среди государственных и муниципальных чиновников. В рамках осуществления управленческого процесса контроль выступает, в том числе как способ установления обратной связи с составителями бюджетов, поскольку на основании данных, полученных в результате его проведения, может производиться обоснованная корректировка решений и планов. С другой стороны, ГМФК можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающую всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования бюджетных средств. Указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта ГМФК. Непосредственно же его предметом являются, во-первых, конкретные операции, осуществляемые с бюджетными средствами, характеризующие каждый этап бюджетного процесса.

Целью ГМФК является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также материальными ценностями и нематериальными объектами. Принцип законности предполагает соответствие финансово-хозяйственных операций субъектов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения на всех уровнях власти. Принцип целесообразности означает рациональность выделения средств на то или иное направление расходования, его соответствие целям социально-экономического развития территории. Принцип эффективности может трактоваться двояко: либо как достижение определенной цели с наименьшими затратами, либо как достижение наилучшего результата в рамках строго определенного объема ресурсов.

Приоритеты контроля изменяются в зависимости от того, о какой конкретно составляющей финансового контроля идет речь. Так, в налоговой сфере контролируется преимущественно соблюдение принципа законности. Бюджетный контроль ориентирован на все три перечисленных выше принципа, однако следует учитывать, что в настоящее время приоритет отдается контролю за законностью и результативностью использования бюджетных средств, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, современная бюджетная система долгое время основывалась на использовании так называемой затратной модели планирования и финансирования бюджетных расходов. Во-вторых, контроль за законностью при всей его важности является методически более простым, нежели контроль за эффективностью или результативностью, поскольку последний предполагает не только сравнение заданных показателей с фактическими, но также разработку критериев и показателей эффективности, являющихся, по сути, индивидуальными для каждого конкретного контрольного мероприятия. В последнее время роль контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств повышается, что обусловлено постепенным переходом от затратной модели планирования и финансирования бюджетных расходов к результативной модели.

Общественное назначение ГМФК выражается в выполняемых им функциях, к которым относятся:

— функция выявления нарушений в осуществлении финансово-хозяйственных операций;

— аналитическая функция, предполагающая установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;

— коррекционная функция, предполагающая устранение выявленных нарушений и отклонений; превентивная функция, заключающаяся в предупреждении возможных нарушений финансового законодательства.

Эффективный ГМФК возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению. Под системой государственного и муниципального финансового контроля следует понимать совокупность элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством РФ на осуществление данной деятельности.

Элементами системы ГМФК являются:

— органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и муниципальный финансовый контроль;

— кадровая база и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;

— нормативная база, устанавливающая основы функционирования и правила поведения контрольно-ревизионных мероприятий и правила ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателями;

— информационно-коммуникационная инфраструктура, включающая в себя процедуры взаимодействия и передачи информации между органами ГМФК.

Функционирование системы ГМФК должен осуществляться на базе соблюдения ряда принципов, основополагающими среди которых являются:

1. Принцип независимости, предполагающий, что органы ГМФК должен обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют.

2. Принцип гласности, означающий, что любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности за исключением тех данных, которые составляют государственную, коммерческую или налоговую тайну.

3. Принцип законности, предполагающий, что деятельность должностных лиц ГМФК должна осуществляться в строгом соответствии с законодательными и нормативными актами, регламентирующими финансовые отношения в РФ и без нарушения конституционных прав проверяемых организаций и лиц.

4. Принцип ответственности, в соответствии с которым все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

5. Принцип достаточности, означающий, что субъект контроля должен обладать тем объёмом прав и полномочий, которые необходимы для реализации вменённых ему контрольных функций.

Государственный и муниципальный финансовый контроль.

Фин. контроль – система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов, находящихся в распоряжении фед. правительства, а также региональных и местных органов власти.

  1. Предварительный (стадия рассмотрения проекта бюджета)
  2. Текущий (на этапе исполнения бюджета)
  3. Последующий (после завершения бюджетного года – стадия отчета об исполнении)

1. обеспечить экономическую безопасность гос-ва.

2. обеспечить контроль за формированием гос. доходов.

3. проверка выполнения гос.обязательств со стороны физ. и юр. лиц

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка осуществляется

4. проверка целевого использования бюджета

5. улучшение взаимодействия и координации деят-ти контролирующих органов в РФ

Методы финансового контроля это приемы и способы его осуществления.

3. Проверка (документальная, камеральная)

4. Ревизия (комплексная проверка финансовой деятельности проверяемой организации)

5. Экономический анализ

Объекты контроля — средства федерального бюджета.

1. Органы гос. власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы)

2. Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств.

3. Финансово-экономические службы предприятий и орг-ций.

4. Аудиторские фирмы

5. Неправительственные орг-ции

Осн. направления гос. финансового контроля:

1) контроль за полным и своевременным поступлением всех видов гос. доходов, страховых взносов в фед. внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита фед. бюджета;

2) контроль за своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.

Гос. финн. контроль — необходимость проведения не реже 1раза в год соотв-щими контрольными фин. органами.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение 1 мес. после выявления таких нарушений.

• Бюджетными полномочиями в РФ обладают финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, гос. и муниципального фин. контроля. Органы гос. и муниципального контроля осущ-ют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и гос. внебюджетных фондов.

• Главный распорядитель средств имеет право распределять средства фед. бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов фед.о бюджета. Он контролирует обеспечение целевого использования средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению гос. и муниципальных услуг.

• Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. МинФин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в РФ и координацию деят-ти в этой сфере других фед. органов исполнительной власти.

• В РФ функционирует единая централизованная система органов Фед. казначейства, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы.

• Счетная палата РФ организует и осущ-т контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и бюджетов фед. внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, проводит фин. экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей бюджета и внебюджетных фондов, контролирует законность и своевременность движения бюджетных средств и др.

• Учреждения ЦБ РФ принимают и зачисляют средства, поступающие в доход бюджета, распределяют в установленных размерах доходы между звеньями бюджетной системы, выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов.

• Налоговый контроль в РФ осуществляют органы налоговой службы, таможенные органы, органы, осущ-щие контроль за уплатой гос. пошлины и др. сборов.

• Государственный таможенный комитет РФ относится к органам, обеспечивающим экономическую безопасность и защиту экономических интересов, единство таможенной территории, организацию таможенного дела, мобилизацию таможенных и других обязательных платежей в фед. бюджет

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10363 — | 7648 — или читать все.

Понятие и характеристика финансового контроля.

Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспе­чить строгое и неукоснительное исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Сущность и назначение контроля со­стоят: в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъек­та; в получении объективной и достоверной информации о со­стоянии законности и дисциплины на нем; в выявлении при­чин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законнос­ти и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государствен­ные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Установление контроля за финансовой деятельностью явля­ется одним из направлений финансовой политики государства. Государственный и муниципальный финансовый контроль осу­ществляется в целях реализации финансовой политики и в та­ком качестве он имеет несколько аспектов.

Во-первых, государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственно­го управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятель­ности участников финансовых правоотношений в целях пре­дотвращения или выявления нарушений норм права.

Во-вторых, государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой стадию конкретных управленчес­ких действий государства. Так, установив правило подачи физи­ческими лицами налоговой декларации, государство в лице на­логовых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.

В-третьих, государственный и муниципальный финансовый контроль — это форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

В-четвертых, государственный и муниципальный финансо­вый контроль представляет собой способ поддержания право­порядка в финансовой сфере, так как он направлен на обеспе­чение соблюдения норм финансового права.

С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте государственный и муниципальный финан­совый контроль — это совокупность мер государственного регули­рования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопас­ность России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

В узком аспекте государственный и муниципальный финан­совый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных упол­номоченных органов за законностью и целесообразностью дей­ствий в процессе аккумулирования, распределения и использо­вания денежных фондов государства и муниципальных образо­ваний в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Читайте так же:  Ип затраты налоги

Финансовый контроль, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансо­вом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой дея­тельности. Поскольку финансовый контроль является разновид­ностью государственного контроля, он несет в себе все сущност­ные черты последнего. В то же время государственный и муниципальный финансовый контроль имеет некоторые спе­цифические черты, отличающие его от иных направлений кон­трольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и аген­тов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного и муниципального финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятель­ности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сферах, сферах денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.

Цель государственного и муниципального финансового кон­троля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наибо­лее ярко это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансо­вый контроль за законностью распространяется и на соверше­ние финансовых действий (операций), установленных не толь­ко запрещающими нормами. Например, подконтрольными яв­ляются требования о предоставлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля, за­конодательным (представительным) органам, представитель­ным органам местного самоуправления в пределах их компетен­ции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).

Однако целью государственного и муниципального финан­сового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового конт­роля не должно препятствовать или делать невозможным акку­мулирование, распределение или использование денежных фон­дов государства и муниципальных образований.

Выполнение основной цели государственного и муници­пального финансового контроля — обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности — осуществля&гря путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализо­ванных денежных фондов;

обеспечение надлежащего контроля за формированием госу­дарственных доходов и рациональным их использованием;

улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями функций по аккумули­рованию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;

проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством и муниципальными образованиями со стороны орга­низаций и физических лиц;

проверка целевого использования бюджетными получателя­ми и распорядителями выделенных бюджетных средств;

проверка финансовой деятельности предприятий, учрежде­ний, организаций;

проверка осуществления субъектами финансового права де­нежных расчетов и правил ведения кассовых операций;

обеспечение соблюдения правил совершения операций с ва­лютой и валютными ценностями;

пресечение и предупреждение правонарушений в финансо­вой сфере.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

Формы муниципального финансового контроля

А.С. Обухова, канд. экон. наук, ст. преподаватель, Юго-Западный государственный университет

Муниципальный финансовый контроль является одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, содействующей успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств местного бюджета. Особую значимость муниципальный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ. Так принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стимулировало процесс реформирования местного самоуправления [1].

При этом основными проблемами эффективной деятельности органов местного самоуправления в области финансового контроля являются [3, с.48]:

Отсутствие в федеральном законодательстве общих принципов взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, поскольку Конституция РФ устанавливает только законность в качестве принципа местного самоуправления в РФ. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают вопросы местного значения.

Незавершенность в вопросах формирования правовой базы регулирования, вследствие чего усилия контролирующих органов направляются на осуществление контроля в основном в своих ведомственных интересах. При этом требуют существенного развития и вопросы усиления ответственности за нарушение требований законности, эффективности формирования и экономии расходования бюджетных средств на местном уровне.

Слабая реализация функций предварительного контроля, который носит во многом формальный характер и не подкреплен мерами, направленными на устранение выявленных недостатков. В результате сужается диапазон контрольной деятельности за поступлением доходов бюджета.

Отсутствие на муниципальном уровне утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, при использовании которых допущены финансовые нарушения, что в первую очередь сказывается на уровне наполнения бюджета на последующий период.

Отсутствие единой методологии, стандартов и методик проведения контрольных мероприятий, в том числе при взаимодействии с другими органами финансового контроля. На практике получается, что контрольные органы никак не координируют свои контрольные функции, и каждый действует в границах своей компетенции.

Законодательством предусмотрена возможность (но не обязанность) наличия контрольного органа в структуре местного самоуправления, который образуется в целях: контроля за исполнением местного бюджета; соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета; отчета об его исполнении; контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы муниципального финансового контроля, как:

превентивный контроль проводится на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования средств бюджета, т.е. он предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Его цель — выявить возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования средств;

текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе формирования и использования средств, с его помощью оперативно устраняются допускаемые нарушения;

Читайте так же:  Может ли пенсионер подать на налоговый вычет

последующий контроль представляет собой контроль использования средств с установленной периодичностью или в разовом порядке с целью проверки правильности и эффективности их расходования.

Следует отметить, что эти три формы контроля получили законодательное обоснование и обеспечение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах о Счетной палате РФ и об аудиторской деятельности, Указе Президента РФ от 25.07.1996г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [2] и других нормативноправовых документах.

Особое место в системе финансового контроля, на наш взгляд, должно отводиться превентивному контролю как более эффективной по сравнению с последующим контролем форме [4, с.31].

Превентивный контроль за бюджетным расходованием имеет важное значение, поскольку он осуществляется как в процессе составления, рассмотрения, утверждения и распределения лимитов и смет расходов бюджетопользователей, так и проведения расчетов для получения средств из бюджета. Система предварительного контроля представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов механизма казначейского исполнения бюджета в форме предварительного контроля и управленческих решений для достижения значимого результата (рис.).

Субъектами предварительного контроля выступают органы местного самоуправления (в процессе составления, рассмотрения, утверждения и распределения лимитов и смет расходов) и специальные органы местного финансового контроля (в процессе казначейского исполнения бюджета).

Предметом предварительного контроля является вся система денежных (финансовых) отношений, возникающих в процессе функционирования объектов контроля между его субъектами и органами муниципальной власти, бюджетными учреждениями (организациями) и хозяйствующими субъектами по поводу распределения и использования бюджетных средств на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью надлежащего исполнения местных бюджетов.

Объектом предварительного контроля в наиболее общем виде является детальность органов законодательной и исполнительной власти, имеющая отношение к распределению и использованию бюджетных средств, а также финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений.

Предварительный контроль за распределением и расходованием средств местного бюджета, будучи частью общей системы государственного финансового контроля, строится на общих принципах и задачах последнего. Однако предварительный контроль имеет свои принципы и задачи, которыми являются: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; проверка эффективности и целевогоиспользования бюджетных

средств; выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью укрепления бюджетнофинансовой дисциплины.

Рис. Элементы системы предварительного контроля и их взаимосвязь

В более развернутом виде объектами предварительного контроля выступает деятельность его субъектов на этапах составления, рассмотрения, утверждения и исполнение бюджета, а также деятельность хозяйствующих субъектов в части ведения бухгалтерского учета и отчетности, целевого использования бюджетных фондов, осуществления рационального финансирования текущих расходов. Перечень объектов, которые подвергаются проверке при предварительном контроле, довольно обширен. Он охватывает практически все стороны финансовохозяйственной деятельности и финансирования бюджетных расходов непосредственно, существенно влияет на результаты выполнения органами местного самоуправления своих функций и задач и являются одним из эффективных рычагов проведения общеэкономических, финансовых и бюджетных преобразований.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций. Он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений. В процессе осуществления текущего контроля оперативность в выявлении проблем и скорость принятия решений по их устранению имеют первостепенное значение.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансовохозяйственных операций. Смысл его заключается в анализе и сравнении полученных финансовых результатов с заранее спрогнозированными и запланированными финансовыми показателями. Кроме того, проверяется законность, эффективность и целесообразность использования финансовых ресурсов. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным и текущим контролем, но отличается более глубоким изучением объекта контроля (например, контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов).

Таким образом, муниципальный финансовый контроль — это составная часть государственного финансового контроля в системе управления государственными финансами в процессе формирования и использования средств местного бюджета и управления муниципальной собственностью на основе контрольной функции финансов и управления с целью обеспечения законности и эффективности принимаемых управленческих решений и степени их реализации.

Список литературы

Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.07.1996г.№1095». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс».

Бликанов А.В. Государственный аудит региональных бюджетов // Финансы и кредит. 2008. № 4(292). С.47-51.

Зырянова Т.В., Даниленко Н.И. Методологические и концептуальные подходы к созданию единой системы государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2006. № 12 (216). С.30-34.

В чем заключаются функции финансового контроля

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

С какой целью проводится

Внутренний государственный и муниципальный финконтроль направлен на соблюдение действующего законодательства в бюджетной сфере и предупреждение правонарушений в планировании и исполнении бюджетов. Этот вид госнадзора выполняется специально созданными отделами в структурах исполнительной власти всех уровней.

Например, финотдел при администрации муниципального образования Красногвардейского района или служба государственного финансового контроля Иркутской области. Иными словами, внутренний контроль осуществляют органы и(или) должностные лица, созданные внутри структуры государства, субъекта или муниципального образования.

Читайте так же:  Ведомости подоходный налог

Государственный финконтроль довольно часто связан с негосударственным надзором, это обусловлено необходимостью получения независимой сторонней оценки деятельности экономического субъекта. Негосударственный финансовый контроль включает в себя три вида надзора: общественный, аудиторский и внутрифирменный.

Государственный муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях:

  • выявления и пресечения ошибок и недостатков в управлении денежными средствами и материальными активами государства;
  • максимального предупреждения несоблюдения финансового, налогового, бюджетного и прочего законодательства России;
  • определения недостатков в действующей системе управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью государства;
  • оптимизации методологической базы и повышения эффективности контрольно-ревизионных мероприятий;
  • устранения и предотвращения угроз финансово-экономической безопасности государства.

Также к целям внутреннего госконтроля относят проверку и анализ бюджетной отчетности администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств в части полноты, достоверности и правомерности составления.

Особенности внешнего госконтроля

Внешний госфинконтроль осуществляют представители Счетной палаты РФ и сотрудники региональных и муниципальных контрольно-счетных управлений и органов. Нормативно правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6 (с изм. и доп.), Федеральном законе от 05.04.2013 № 41.

Для проведения разработаны стандарты внешнего муниципального финансового контроля, они утверждены Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

К полномочиям органов внешнего финконтроля, в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, относят:

  • организацию и проведение надзора за исполнением бюджетного законодательства и иных НПА в ходе исполнения бюджетов всех уровней;
  • проверку достоверности, полноты и правильности составления бюджетной отчетности главными администраторами доходов и расходов бюджетных средств;
  • иную контрольно-счетную деятельность, закрепленную в российском законодательстве.

§ 1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового контроля в широком смысле слова. Помимо государственного и муниципального финансового контроля, существует и негосударственный фи­нансовый контроль. Он представлен финансовым контролем не­зависимых аудиторских служб, внутренним финансовым кон­тролем частных предприятий, некоммерческих организаций

Объектом финансово-правового регулирования является толь­ко государственный и муниципальный финансовый контроль, ко­торый осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

Существование государственного и муниципального финансо­вого контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Вы­полнение этой функции обеспечивает «контроль рублем» за соби­ранием, распределением и использованием государством и муни­ципальными образованиями денежных средств бюджета и госу­дарственных и муниципальных внебюджетных фондов. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний, т.е. на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.

Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использова­нием выделенных государственных средств.

В широком понимании целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики, создание эффективного финансового механизма.

Содержанием государственного и муниципального финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государст­ва и муниципальных образований. Конкретно государственный и муниципальный финансовый контроль состоит в:

— проверках выполнения финансовых обязательств перед го­сударством и муниципальными образованиями со стороны физи­ческих лиц и организаций;

— проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

—проверках и ревизиях целевого использования средств, вы­деленных из бюджетов;

— проверках правил ведения кассовых операций на предпри­ятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

— ревизиях финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и др.

Государственный и муниципальный финансовый контроль от­личается от экологического, различных видов технического кон­троля по объекту. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является не состояние окружающей при­родной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использова­нии государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом государственного и муни­ципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

С юридической точки зрения государственный и муниципаль­ной финансовый контроль представляет собой финансово-правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Институт государственного и муниципального контроля яв­ляется комплексным институтом финансового права, посколь­ку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, право­вые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются со­ставной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере на­логообложения, использования средств государственных внебюд­жетных фондов, валютного регулирования и т.д., являются, соот­ветственно, составными частями налогового права как подотрас­ли права финансового, института расходов государственных вне­бюджетных фондов, финансово-правового института валютного регулирования и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в комплексный финансово-правовой институт госу­дарственного и муниципального финансового контроля включают­ся и нормы финансового права, регулирующие организацию и по­рядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществле­ния финансового контроля, характеристику его форм и методов. В целях наибольшей доступности восприятия материала в дан­ной главе будут рассмотрены общие вопросы государственного и муниципального финансового контроля, а государственный фи­нансовый контроль в бюджетной, налоговой сфере и т.д. будет освещен в главах, посвященных бюджетному, налоговому праву и др.

Источники

Характеристика муниципального финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here