Интересная статистика задолженность по налогам

Важная информация в статье: "Интересная статистика задолженность по налогам", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Проверка задолженности, оплата и подписка на уведомления о новых начислениях

Мы проверим все Ваши налоговые задолженности перед ФНС РФ в Государственной информационной системе ГИС ГМП

Мы отправим квитанцию оплаты Вам на электронную почту

Мы вовремя оповестим Вас о новых задолженностях

Безопасность

Возможность оплаты обеспечивается Платежным сервисом А3. Оператор Платежного сервиса «А3» – ООО «А 3», ОГРН 1107746155164. Перевод денежных средств осуществляет ПАО «Промсвязьбанк», лицензия 3251, ОГРН 1027739019142. Безопасность операций подтверждена сертификатом соответствия международному стандарту PCI DSS.

Задолженность россиян по налогам на имущество планомерно растет. На сегодняшний день цифра достигла 195 миллиардов рублей.

По информации Счётной палаты, за последние 3 года задолженность россиян по налогам выросла на 16%: с 167,8 млрд рублей до 194,3 млрд рублей. Государственные органы связывают это с непродуктивностью взыскания. Кроме того, среди основных причин отсутствия платежей являются сложное финансовое положение и обычная забывчивость граждан. Несмотря на это, доходы бюджета от налогов продолжают расти.

Статистика налоговой системы РФ

Для наполнения бюджета и решения общегосударственных вопросов используются общие и специальные налоги, а также сборы. ФНС относит к таким налогам:

  • транспортные;
  • сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Федеральная налоговая статистика распределяет соотношение общих налогов следующим образом:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Остальные налоги – 9%.

Статистика налоговых доходов за 2014–2016 год зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Транспортные налоги относятся к региональным сборам. Их размер во многом зависит от решений региональных властей. Им предоставлено право:

  • устанавливать региональные льготы;
  • изменять ставку транспортного налога по регионам, но не более чем в 10 раз (ст.361 НК РФ);
  • определять сроки и порядок уплаты транспортного налога для юридических лиц.

Самые большие ставки транспортного налога Росстат зафиксировал в Москве и Санкт-Петербурге.

Размеры сборов по воспроизводству минерально-сырьевой базы определяется правительство РФ. Как правило, это доля от стоимости фактической добычи. Часть их идет на нужды федеральных проектов, остаток распределяется по регионам.

Кому и зачем нужна статистика

Задача статистики – отслеживание процесса пополнения бюджетов разных уровней. Но она не только фиксирует размер фактических поступлений налогов и их динамику. В ФНС поступают сведения о недоимках налогов и бюджетных платежей от организаций и населения.

Анализ задолженности по налогам и сборам позволяет оценить положение дел в налоговой сфере, выявить резервы для пополнения казны, организовать работу с неплательщиками. Прокуратура вправе привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Государству статистика позволяет судить о налоговом бремени предприятий, а при необходимости законодательно его регулировать.

Статистика налоговых нарушений и задолженности

Отличительной чертой правонарушений в сфере налогообложения является их замаскированность. Статистика налоговых проверок показывает, что их надо проводить вовремя. Иначе результат оперативно-розыскных действий может оказаться отрицательным. Статистика налоговых нарушений:

  • занижение объемов реализации – 41 %;
  • сокрытие выручки – 18 %;
  • завышение себестоимости продукции – 17 %;
  • мелкие налоговые правонарушения – 24%.

Количество преступлений в 2016 году выросло на 2,7% по сравнению с 2015. Налоговые правонарушения выявлены в 9283 случаях. Статистика налоговых преступлений, которую предоставил Верховный суд, указывает на рост количества приговоров за отмывание средств:

  • 2012 год – осуждено 123 человека;
  • 2015 год – осуждено 311 человек;
  • 2016 год – осуждено 417 человек.

Статистика выездных налоговых проверок разделяется на два вида:

Чаще применяется сплошной метод, чтобы исключить признание проверки недействительной. Проводится ревизия на основании решения начальника налоговой инспекции. Судебная статистика по рассмотрению налоговых преступлений выявила снижение их раскрываемости. В 2016 году нераскрытыми остались 4900 налоговых преступлений, что на 18,9% больше, чем в 2015. Ниже представлена статистика налоговой задолженности (2013–2015 гг.):

Статистика «зависших» налоговых платежей указывает на учащение случаев из-за отзыва лицензий у банков. Подобная задержка налоговых отчислений не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности. Взыскание недоимки должно проводиться с банка.

Статистика налоговых споров показывает, что только тщательная подготовка документов о характере услуг, их объеме и стоимости может гарантировать победу в суде. Аналогичная ситуация наблюдается в Украине.

Статистика задолженности

Первое место по поступлениям в государственный бюджет составляет транспортный налог. По нему за три года было перечислено в казну порядка 368, 8 млрд рублей. В 2016 году эта сумма составила 109,1 млрд рублей, а в 2018-м — 132 млрд рублей. Специалисты связывают это с увеличением транспорта на дорогах страны.

Второе место занимает налог на имущество физических лиц. Выплаты по нему по итогам трех лет составили 149,6 млрд рублей. Третье место у земельного налога, по которому перечисления россиян составили 125,7 млрд рублей.

Несмотря на ощутимый рост поступлений по налоговым платежам, задолженность по ним также увеличивается. В начале 2016-го года задолженность по трём видам налогов составляла 167,8 млрд рублей, а в начале 2019 года эта сумма стала равняться уже 194, 3 млрд рублей. При этом, Счётная палата называет в качестве причины недостаточно эффективную процедуру взыскания.

Представители налоговой службы отмечают, что должники не выплачивают задолженности по налогам по различным причинам: трудное финансовое положение, низкий уровень платёжной дисциплины и многое другое. В ФНС также утверждают, что они не видят негативных тенденций по накоплению задолженности, рост которой нужно оценивать, сравнивания отношение номинального долга к налогооблагаемой базе.

Налоговики отмечают, что в 2019 году им удалось добиться наименьшего прироста задолженности за последние 5 лет. Кроме того, представители службы ведут активную политику и напоминают гражданам о долгах.

Сюда входит электронная рассылка, информирование в местах скопления людей, а также пилотный проект с рассылкой sms-сообщений о задолженности.

Налоговая статистика это

Налоговая статистика – это учет реализации нормативного обложения доходов (имущества) юридических и физических лиц, полноты и своевременности внесения налогов. Это отдельная отрасль социально-экономической статистики.

Она собирает и анализирует виды и объекты обложения (суммы налогов, ставки, сроки и способы их уплаты).

Виды и функции налоговой статистики

Вопрос налогообложения в России регулируется Налоговым законодательством. Статистика налоговых поступлений свидетельствует о соблюдении принципов, которые в XVIII веке сформулировал английский экономист Адам Смит:

  • справедливость;
  • определенность;
  • удобство;
  • экономия.

Налоговая статистика РФ полностью соответствует опыту стран с федеративным устройством. Она является экономическим рычагом, позволяющим влиять на производство продукции в стране. В условиях недофинансирования госбюджета налоговая система должна в первую очередь стимулировать развитие экономики. Функции статистики налоговой системы:

  1. Сбор информации о процессах, происходящих в региональной экономике.
  2. Анализ и обработка собранных сведений.
  3. Выявление закономерностей в происходящих процессах.
  4. Изучение влияния внешних факторов на доходность бюджетов всех уровней.
Читайте так же:  Подоходный налог через личный кабинет

Налоговая статистика России подразделяет налоги на:

Сущность налогов раскрывают их функции – фискальная, регулирующая и контрольная. Фискальная функция позволяет покрывать расходную часть бюджета. Если возникает перевес в сторону регулирующей функции, то статистика налоговых поступлений может зафиксировать уменьшение их собираемости.

Регулирующая функция влияет на ослабление или усиление роста капиталов, темпы развития производственной деятельности, увеличение или уменьшение платежеспособности населения. Статистика налоговой отчетности отмечает так называемый «Эффект запаздывания» у регулирующей функции. Его суть заключается в непрямом воздействии на происходящие процессы и необходимости определенного времени для их реализации. За собираемость налогов отвечает контрольная функция. Ее задачи:

  • требовать соблюдение фискальной дисциплины;
  • определять порядок налоговых проверок;
  • предотвращать налоговые преступления.

Для реализации контрольной функции привлекается прокуратура РФ и органы МВД.

О причинах роста задолженности

Профессор РАНХиГС Людмила Дуканич назвала две объективные причины роста задолженности по имущественным налогам. Это снижение доходов населения и проблемы с администрированием на региональном уровне. Она считает, что налоговая служба уделяет внимание только федеральным сборам, в то же время регионы не так активно занимаются своими платежами.

Еще одно препятствие — проблемы, которые возникают у ФНС при взыскании задолженностей. У налоговиков большие полномочия: наложение запрета на выезд за границу, обращение в суд, инициирование процедуры банкротства. Но сотрудники налоговой службы могут воспользоваться ими далеко не всегда из-за сложности судебных процедур.

Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина, Владимир Назаров, отмечает: «Сейчас лучше не ужесточать налоговую дисциплину, потому что у нас наблюдается отрицательная динамика доходов населения. Когда эта ситуация исправится, можно будет проводить показательные акции по взысканию, в том числе через суд. Но здесь тоже важно не перегнуть палку и смотреть на социальный статус человека. Если он будет позволять надеяться на получение денег, можно запускать банкротство».

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы, Александра Суслина, отметила, что с 2015 года налог на имущество физлиц рассчитывается от кадастровой стоимости, оценка которой проводится налоговыми органами и не всегда оказывается реальной, что приводит к недовольству россиян и отказу от уплаты налога.

Она тоже согласна с одной из главных причин увеличения налоговой задолженности — сокращением платёжеспособности населения. Рост поступлений в бюджет при этом Александра объясняет пересмотром ставок.

Статистика

В разделе представлена актуальная статистическая информация о финансово-экономических показателях Российской Федерации.
При подготовке информации использованы данные Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и Центрального Банка Российской Федерации

Ответственные за подготовку информации, размещенной в разделе — Департамент доходов, Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Минфина России

Ознакомиться с графиком размещения информации в разделе «Статистика» можно здесь

№ п/п

Дата публикации

Наименование данных

Еженедельно, не позднее каждого вторника по состоянию на четверг предыдущей недели Оперативные сведения об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделкам РЕПО 14 рабочий день месяца, следующего за отчетным

Оперативные сведения об исполнении за отчетный месяц:

  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 1 ;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Уточненные данные об исполнении за месяц, предшествующий отчетному:

  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным

Данные о размере Резервного фонда, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России;

Данные о размере Фонда национального благосостояния, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России.

Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, 28 февраля очередного финансового года Данные об объеме долга субъектов Российской Федерации и долг муниципальных образований Не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным, 25 февраля очередного финансового года

Данные об объеме и структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации;

Данные об объеме и структуре государственного внешнего долга Российской Федерации.

Как избавиться от старых долгов по налогам

При добровольной ликвидации предприятия или ИП возникает необходимость проведения сверки расчетов с бюджетом. Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке. Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/[email protected]

Пытаясь ликвидировать предприятие или ИП, часто налогоплательщик с удивлением обнаруживает приличные долги по налогам за давно прошедшие периоды. Налоговики требуют их погасить. И пугают вместо добровольной ликвидации банкротством с привлечением к субсидиарной ответственности.

Од­на­ко пра­виль­но было бы го­во­рить не о сроке дав­но­сти по неупла­те на­ло­гов, а о сроке дав­но­сти взыс­ка­ния на­ло­га. Ведь важно то, в те­че­ние ка­ко­го вре­ме­ни с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать неупла­чен­ный налог.

За­яв­ле­ние в суд долж­но быть по­да­но в те­че­ние шести ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, опре­де­лен­но­го в тре­бо­ва­нии (п. 3 ст. 46 НК РФ). С учетом срока, указанного в требовании, срок об­ра­ще­ния в суд со­став­ля­ет от четырех до шести ме­ся­цев.Это и есть срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Таким образом, при пропуске установленных сроков взыскания недоимки налоговый орган не вправе предпринимать меры по ее взысканию.

По общему правилу срок давности по налоговым правонарушениям составляеттри года.

Это значит, что лицо можно привлечь к ответственности, если еще не прошло три года:

  • или со дня совершения им налогового правонарушения;
  • или со дня, следующего за налоговым (расчетным) периодом, в котором им было совершено правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Если налогоплательщик допустил грубое нарушение правил учета доходов, расходов и/или объектов налогообложения, либо не уплатил в срок (не полностью уплатил) сумму налога, сбора, взноса в результате занижения налоговой базы или иного неверного исчисления, то срок давности начинает течь со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода (ст. 120, 122 НК РФ).

В соответствии с позицией ВАС РФ это означает, что срок давности считается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен (п. 15 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Причем данное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет год (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

В остальных случаях срок привлечения к налоговой ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения налогового правонарушения.

Читайте так же:  Текущий финансовый контроль осуществляется

По смыслу положений ст. 44 НК, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

По подп. 5 п. 3 статьи 44 и подп. 4 п. 1 ст. НК исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Но инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе, путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Рекомендация:

При наличии задолженности по налогам более трех лет, при ликвидации предприятия и при пропуске установленных сроков взыскания недоимки надо обратиться в суд требованием:

— признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена;

— обязать инспекцию устранить допущенные нарушения ваших прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии этой задолженности.

При исследовании дела нужные нам факты будут установлены, старые требования и решения налоговая должна будет представить сама по ст. 200 АПК.

В мотивировочной части решения суд укажет, что такие-то налоги уже не могут быть взысканы в связи с пропуском срока.

Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Показатели эффективности снижения уровня налоговой задолженности

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 1759 раз

Библиографическое описание:

Бондарь О. А. Показатели эффективности снижения уровня налоговой задолженности // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 59-63. — URL https://moluch.ru/archive/21/2186/ (дата обращения: 17.02.2020).

Определяется удельный вес налоговой задолженности в консолидированный бюджет по отношению валовому внутреннему продукту России и к валовому региональному продукту Забайкальского края. Обосновываются причины увеличения задолженности по налоговым обязательствам. Определяется алгоритм расчета результативности снижения уровня задолженности по отношению к совокупной задолженности и налоговым поступлениям.

Ключевые слова: задолженность по налоговым обязательствам, удельный вес налоговой задолженности по отношению к ВВП и ВРП, результативность снижения уровня задолженности

Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Решая взаимно противоречивые задачи налоговой системы, необходимо соблюдение баланса интересов бизнеса и государства. С одной стороны, должны быть обеспечены достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ, с другой, – развитие предпринимательства в России и стимулирование роста объемов производства [1]. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.

Задолженность по налоговым обязательствам в консолидированный бюджет Российской Федерации в сравнении с 2005 годом снизилась на 37.3 %, или почти на 333 млн. руб. и достигла по состоянию на 1 января 2009 года 559 млн. руб. Сумма задолженности определяется с нарастающим итогом на первое число последующего года (Рис. 1.). Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, налоговые органы с 2005 года усилили внимание к урегулированию задолженности по России [2].

Рис. 1. Динамика изменения задолженности по налоговым платежам и недоимки в консолидированный бюджет Российской Федерации

Недоимка по налогам и сборам в консолидированный бюджет также уменьшается, то есть налоговыми органами своевременно и системно применяются меры урегулирования возникшей задолженности по налогам.

По отношению к валовому внутреннему продукту Российской Федерации на начало отчетного периода с 2005 г. по 2009 г. удельный вес задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет в среднем составляет 2,4 % (Таб. 1.).

Таблица 1. Удельный вес задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет России по отношению к Валовому внутреннему продукту России

Валовой внутренний продукт (ВВП) Российской Федерации по текущим ценам, в млрд. руб. [3]

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет (КБ) Российской Федерации, в млрд. руб.

Удельный вес налоговой задолженности по отношению к ВВП РФ, в процентах

В результате ежегодного снижения налоговой задолженности и увеличения ВВП России удельный вес значительно уменьшается в 2008 и 2009 годах по отношению к предыдущим годам. Данные факты позволяют определить незначительные масштабы налоговой задолженности в консолидированный бюджет по России.

В последние годы в экономическом развитии Забайкальского края прослеживается положительная динамика по показателям валового регионального продукта. Абсолютный размер ВРП является объективным показателем вклада края в экономику страны, поскольку суммарный ВРП всех регионов составляет около 90 % валового внутреннего продукта России.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2008 году объем валового регионального продукта края составил 141 млрд. рублей, что на 21 % выше уровня предыдущего года и на 57 % выше уровня 2004 года. Согласно структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности транспорт и связь, оптовая и розничная торговля занимают ведущее место в развитии Забайкальского края.

От эффективности хозяйственной деятельности предприятий в крае зависит объем валового регионального продукта. Общепринятым показателем в налоговой нагрузке, является доля валового регионального продукта, поступающего в бюджетную систему. Собираемость налогов и сборов характеризует эффективность механизма налоговой системы на региональную экономику и формирования финансовых ресурсов края.

В сравнении с российскими показателями удельный вес налоговой задолженности в консолидированный бюджет Забайкальского края по отношению к ВРП края значительно выше, то есть по итогам 2008 года удельный вес налоговой задолженности к ВРП составляет 16,7 %, а по российским показателям в аналогичный период по отношению к ВВП доля составляет 1,4 %.

В анализируемый период с 2006 г. по 2009 г. удельный вес задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Забайкальского края снизился с 25,5 % до 16,7 %, за счет увеличения налоговых поступлений и соответственно от эффективности хозяйственной деятельности (Таб. 1.).

Таблица 2. Удельный вес задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Забайкальского края по отношению к Валовому региональному продукту края

Валовой региональный продукт (ВРП) Забайкальского края по текущим ценам, в млрд. руб. [4]

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет (КБ) в Забайкальском крае, в млрд. руб. [5]

Удельный вес налоговой задолженности по отношению к ВРП Забайкальского края, в процентах

Доля консолидированного бюджета Забайкальского края от общей совокупной налоговой задолженности края составляет 43 %. Налоговая задолженность увеличивается по результатам выездных налоговых проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по заготовке, переработке, реализации и экспорту древесины. Теневое производство сектора деятельности по обработке древесины накапливает «скрытую» задолженность по налогам ежегодно в среднем на 4 %. Скрытая задолженность возникает в случае ее неотражения в налоговой отчетности и неуплаты налогоплательщиком налогов.

Читайте так же:  Задолженность по налогу на прибыль проводка

Систематический рост задолженности по налоговым обязательствам является важной проблемой организации эффективных способов ее снижения. Для проведения прогнозируемой оценки мы предлагаем алгоритм расчета по реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня налоговой задолженности по отношению к совокупной задолженности и по отношению к налоговым поступлениям.

Динамика показателей уровня совокупной налоговой задолженности на начало года и налоговых поступлений за год зависит от суммы доначисленных (за вычетом уменьшенных) платежей по результатам налоговых проверок и представлением налоговых деклараций налогоплательщиками в зависимости от объекта налогообложения. Таким образом, в рамках налогового администрирования проявляются во взаимосвязи как результативность механизма налогового контроля, то есть выявления скрытой налоговой задолженности, а для Забайкальского края систематическое преобладание налоговой задолженности от обработки древесины — 91 % от общей совокупной налоговой задолженности (вид экономической деятельности развитой в крае как теневой), так и результативность механизма налогового урегулирования задолженности. (Рис. 2.)

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений по отношению к уровню совокупной налоговой задолженности на начало года, млн. руб.

Источники: статистическая отчетность по форме 4-НМ, 1-НМ УФНС России по Забайкальскому краю

Для проведения анализа и выявления динамики соотношения снижения уровня задолженности к совокупной задолженности и налоговым поступлениям приведем статистические данные по Забайкальскому краю за каждый анализируемый год с 2006 г. по 2010 г. (Таб. 3.)

Таб. 3. Показатели динамики уровня сниженной задолженности по отношению к совокупной задолженности и показатели динамики взысканных сумм по отношению к налоговым поступлениям, в млн. руб.

Взысканная задолженность [6]

Списанная задолженность, безнадежная к взысканию

Общая совокупная задолженность на начало года

Результативность снижения уровня задолженности (списанной + взысканной) по отношению к совокупной задолженности на начало года, в %

Общая сумма налоговых поступлений за год [7]

Результативность взысканных сумм налоговой задолженности по отношению к налоговым поступлениям за год, в %

«Результативность снижения уровня задолженности (списанной + взысканной) по отношению к совокупной задолженности на начало года» является сводным показателем, который позволяет определить уровень сниженной задолженности, который включает в себя результаты методов и инструментов уведомительно-предупридительной, обеспечительной и принудительной форм механизма урегулирований налоговой задолженности, к уровню общей совокупной задолженности. Данный показатель определяется по следующей формуле:

(Вз + Сп) : ОбЗ * 100 = Рез1,

где Вз — Взысканная задолженность,

Сп — Списанная задолженность, безнадежная к взысканию,

ОбЗ — Общая совокупная задолженность на начало года,

Рез1 — Результативность снижения уровня задолженности.

Сводный показатель «Результативность взысканных сумм налоговой задолженности по отношению к налоговым поступлениям за год» позволяет оценить меру влияния механизма взыскания налоговой задолженности на увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Показатель по отношению к налоговым поступлениям можно найти по следующей формуле:

Вз : НалП * 100 = Рез2,

где Вз — Взысканная задолженность,

НалП — Общая сумма налоговых поступлений за год,

Рез2 — Результативность повышения уровня налоговых поступлений.

Динамика соотношения двух обобщающих показателей представляет собой целевой критерий, достижение и превышение которого может быть использовано в системе комплексного анализа деятельности налоговых органов. (Рис. 3.)

Рис. 3. Динамика соотношения результативности взысканных сумм к уровню налоговых поступлений и уровню совокупной налоговой задолженности по Забайкальскому краю, в %

Источники: статистическая отчетность по форме 4-НМ, 1-НМ, 4-ОР УФНС России по Забайкальскому краю

По оценкам полученных результатов можно сделать однозначные выводы о действенности изменения показателей, то есть в случае уменьшения или увеличения разницы данных результативности снижения уровня задолженности (списанной + взысканной) по отношению к совокупной задолженности на начало года и данных результативности взысканных сумм налоговой задолженности по отношению к налоговым поступлениям за год, означает, что эффективность механизма урегулирования налоговой задолженности влияет на снижение или увеличение уровня совокупной налоговой задолженности и, соответственно, на повышение или снижение уровня налоговых поступлений.

Рассчитанная нами разница совокупных показателей составила в 2006 г. — 1.3, в 2007 г. – 2.7, в 2008 г. – 2.8, в 2009 г. – 4.0. Это говорит о том, что ежегодное увеличение размера доначисленных сумм по налогам, пени и штрафам преобладает над сводной величиной налоговых поступлений, в состав которой входит взысканная задолженность. На величину и динамику предложенных расчетов показателей оказывает влияние разнонаправленных факторов, в том числе территориальная мобильность предприятий и их налогового потенциала, степень корпоративности предприятий, функционирующих в регионе, уровень налоговой дисциплины предприятий – налогоплательщиков, содержание региональной бюджетной политики в части регулирования процесса погашения задолженности.

Анализ тенденций экономического развития Забайкальского края в целом позволяет сделать вывод, что налоговая задолженность является одним из существенных дестабилизирующих социально – экономических факторов, а также ее значительная сумма, растущая из года в год в абсолютном выражении, продолжает оставаться серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов края.

1. Р.И. Шумяцкий. Налоговый полис: новые гарантии для государства. Сибирская финансовая школа. 2004, N2, 52 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./ Росстат. – М., 2009. – 795 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./ Росстат. – М., 2009. – 305 с.

4. Объем и динамика валового регионального продукта. Территориальный орган государственной статистики по Забайкальскому краю (Забайкалкрайстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://chita.gks.ru/digital/region8/default.aspx, свободный

5. Отчеты о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r75.nalog.ru/document.php? >

6. Отчеты о результатах работы по взысканию задолженности по налоговым платежам по Забайкальскому краю по форме 4-ОР. Статистическая налоговая отчетность УФНС России по Забайкальскому краю

Налоговая задолженность

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Читайте так же:  Как определить налог на недвижимость

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Читайте так же:  Штраф налогового агента ндфл

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

Как узнать размер своей задолженности

Проверить налоговую задолженность можно несколькими способами:

  • с помощью сервиса официального сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика»
  • воспользоваться сервисом «Узнай свою задолженность» на Едином портале государственных услуг
  • проверить наличие информации в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.

Проверить наличие задолженности за городскую телефонную связь также можно несколькими способами, которые, однако, различаются в зависимости от оператора:

  • позвонить по телефону горячей линии своего оператора (например у «Ростелекома» — 8-800-100-0800);
  • через личный кабинет абонента на сайте оператора;
  • посетив офис оператора и проконсультировавшись у менеджера;
  • абоненты «Ростелекома» могут обратиться в любое отделение «Почты России» и проверить задолженность там при наличии документов, подтверждающих личность владельца номера.

Задолженность по ЖКХ можно узнать:

  • в районной дирекции единого заказчика по месту жительства;
  • на сайте госуслуг;
  • у уполномоченных банков — в Москве подобную услугу предоставляет «ВТБ Банк Москвы»;
  • задолженность по оплате электроэнергии можно узнать непосредственно у региональной энергосбытовой компании (в том числе на их сайте, в Москве это Мосэнергосбыт).

Задолженность по штрафам ГИБДД можно узнать:

  • непосредственно в ГИБДД или на сайте инспекции;
  • на сайтах госуслуг (здесь или здесь);
  • в Москве информацию о штрафах ГИБДД можно получить на сайте и мобильном приложении Московского паркинга.

Кроме того, информацию о задолженности физического лица предоставляют различные онлайн-сервисы — «Автокод», «Яндекс.Деньги», Всероссийский портал контроля задолженностей, peney.net, «Штрафы ГИБДД» и других ресурсах, в том числе банковских. К примеру, услугу проверки и оплаты штрафов ГИБДД предлагает Тинькофф Банк.

Многие онлайн-ресурсы, включая официальные, предлагают версии своих мобильных приложений.

ТОП-100 компаний по сумме налоговых долгов

У каждой третьей компании в России оказалась задолженность хотя бы по одному налогу. В списке должников — 1,4 млн организаций, в то время как в России на конец сентября было зарегистрировано 4,2 млн юрлиц, включая некоммерческие.

Проверить, не попала ли ваша компания в список должников, можно на «Клерке». В наш инструмент по открытым данным добавлены сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам и сведения о налоговых правонарушениях и мерах ответственности (общая сумма штрафов) за их совершение, которые образовались до 31 декабря 2017 года, и не были уплачены до 1 октября 2018 года. Именно эти данные и выложила ФНС 1 декабря в соответствии со статьей 102 НК РФ.

А вот список 100 компаний, у которые самые большие суммы недоимок перед налоговой.

Налоговая статистика

Поступления от налогов являются основой государственного бюджета. Налоговая статистика позволяет отслеживать, как собираются налоги и сборы по регионам, сравнивать данные с показателями прошлых периодов и вовремя реагировать на возникшие проблемы. Сбор и анализ информации способствует выработке решений по улучшению финансовой дисциплины и, при необходимости, изменению законодательства.

Налоги для малого бизнеса

Правительство всячески старается облегчить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса. Налоговая статистика помогла разработать несколько налоговых режимов.

№1. Общая система налогообложения (ОСНО). Почти не применяется в малом бизнесе. Требует выплаты всех налогов на общих основаниях. Чтобы вести отчетность обычно необходимо содержать штат бухгалтеров. ОСНО включает:

  1. Налог на прибыль для организаций.
  2. НДС.
  3. НДФЛ.
  4. Имущественный налог.
  5. Транспортный сбор.

№2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Малый бизнес обычно предпочитает этот налоговый режим. Переход на УСН доброволен и не содержит каких-либо условий. Закон предусматривает два способа исчисления налога:

  • 6% от всех доходов;
  • 15% от всех доходов, за вычетом издержек.

№3. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Предназначен для малого бизнеса, который специализируется на производстве с/х продукции. Если предприятие совмещает в своей деятельности производство и переработку, то оно может пользоваться ЕСХН. При одной лишь переработке – нет. Для перехода на ЕСХН необходимо получать доходы от продажи собственной продукции. Объем – не менее 70%. Ставка налога составляет 6%. Хозяйствующий субъект освобождается от уплаты:

  1. Налога на прибыль.
  2. НДС.
  3. Имущественного сбора.
  4. Страховых взносов.

№4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Предусмотрен как добровольный, так и принудительный переход. Налог вводится по решению местных властей. Чтобы узнать о возможности применения ЕНВД, необходимо обращаться в налоговый орган по месту регистрации бизнеса.

№5. Патентная система.

Устанавливается только для отдельных видов деятельности. Покупая патент, предприниматель уплачивает необходимый платеж и освобождается от НДС, подоходного налога, имущественного сбора. При этом необязательно платить полную стоимость патента сразу. Допускается рассрочка на весь срок использования.

Налоговые системы разных стран мира

Налоговая система США представлена в таблице:

Одним из самых наказуемых преступлений в Америке считается неуплата налогов. На графике видно, сколько денег поступает в бюджет США:

Налоговая система Германии очень похожа на Российскую. Ее принцип – количество собранных налогов должно соответствовать уровню услуг, предоставляемых государством. Однако уклонение от уплаты налогов в ФРГ не так сильно преследуется законом. Взыскания с организаций, которые уклоняются от уплаты налогов, осуществляются редко. Закон предусматривает особую разновидность деятельного раскаяния, исключающего наказуемость субъекта. Структура сбора налогов в Германии:

Видео (кликните для воспроизведения).

Около 80% всех доходов бюджет Германии получает от налогов. Правительство использует ресурсы для решения задач по развитию экономики. Таким способом удалось решить проблему с охраной окружающей среды. Например, снизив налог на автомобили с катализаторами и понизив акциз на бензин, правительство смогло сломить сопротивление промышленников. В Германии применяется вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов, чего, к сожалению, не видно в России.

Источники

Интересная статистика задолженность по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here