Камеральная проверка форма налогового контроля

Важная информация в статье: "Камеральная проверка форма налогового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Похожие публикации

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Основы налогового контроля. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения

Содержание, формы и методы налогового контроля установлены в главе 14 НК РФ.

Основой налогового контроля являются: учет налогоплательщиков и налоговые проверки.

Налоговые проверки двух видов: камеральная и выездная.

Основной формой налогового контроля являются камеральные проверки, порядок проведения которых закреплен ст. 88 НК РФ. Камеральная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов авансовых платежей), иных документов и сведений о налогоплательщике; проверка проводится без принятия какого-либо специального решения в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган форм налоговой декларации (расчета) 5 .

Продление срока КНП НК РФ не предусмотрено.

Проверка проводится по месту деятельности налогового органа.

Предмет проверки – содержание налоговых деклараций (расчетов) в отдельных случаях дополнительно представленных документов, сведений, пояснений.

Проверка проводится в автоматизированном режиме в системе ЭОД, при этом выполняются следующие процедуры:

регистрация и ввод данных налоговых декларацийи автоматизированный арифметический контроль с использованием внутридокументных контрольных соотношений;

автоматизированный междокументный контроль налоговой в отношении всех форм отчетности;

автоматически формируются протоколы ошибок взаимоувязки показателей форм налоговой, бухгалтерской отчетности, документов, имеющихся в распоряжении налогового органа.

анализ протоколов, данных документов, ввод и обработка сведений о налоговых нарушениях.

При проведении камеральной проверки полномочия налогового органа позволяют:

требовать от налогоплательщика пояснений (в письменной форме), при этом налогоплательщик вправе представить дополнительные документы, подтверждающие правильность и обоснованность расчетов (случаи 2 и 3 , по п. 3 и 4 статьи 88 НК РФ);

требовать представления дополнительных документов и сведений (случаи 4, 5, 6, 7, 8, 9) по требованию – не право, а обязанность налогоплательщика;

проводить осмотр помещений и территорий, используемых ля осуществления деятельность (4, 5) – по постановлению руководителя налогового органа;

истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц, а также проводить допрос свидетелей, привлекать эксперта.

Срок представления пояснений для налогоплательщика — 5 дней 6 .

Порядок истребования документов установлен статьей 93 НК РФ. Срок представления документов – 10 рабочих дней со дня получения требования. Срок может быть увеличен, если налогоплательщик в течение следующего дня письменно обратится к руководителю налогового органа с просьбой предоставить отсрочку, укажет причину, по который документы не могут быть предоставлены в установленный срок.

Требование о представлении документов (информации) составляется по утвержденной форме.

За непредставление налогоплательщиком документов по требованию налогового органа предусмотрены: административная ответственность для должностных лиц организации-налогоплательщика; налоговая ответственность, как минимум, взыскание штрафа в размере 200 рублейза каждый непредставленный документ;

Возможно назначение процедуры выемки документов, если есть основания полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

С 1 января 2015 г. налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае, если налогоплательщик в течение 10 рабочихдней, следующих за окончанием установленного срока представления налоговой отчетности в налоговый орган ее не направил.

Камеральная налоговая проверка

(в течение 3-х месяцев с даты представления (регистрации) налоговой декларации, расчета авансовых платежей)

Автоматизированный арифметический и камеральный контроль — сверка контрольных соотношений по представленной отчетности, выборка информации из внешних источников, документов, полученных на законных основаниях (статья 88 НК РФ)

ошибки не выявлены

выявлены ошибки, несоответствия и противоречия данных налогоплательщика сведениям, имеющимся у налогового органа

в уточненной налоговой декларации, уменьшена сумма налога, подлежащая уплате или получен убыток

налоговая декларация по НДС заявлена с возмещением налога;

Читайте так же:  Проверить долги по налогам по фамилии

налоговая декларация по НДС не прошла «встречную» проверку

налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, НДФЛ участников И Т;

уточненная декларация представлена по истечении 2-х лет с уменьшением суммы налога

заявлено использование налоговых льгот;

налоговая декларация представлена в связи с использованием природных ресурсов

акт не составляется, результаты проверки налогоплательщику не сообщаются

требование о представлении пояснений и внесении изменений в НД в течение 5 дней

вправе представить дополнительные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета

требование о представлении пояснений в течение 5 дней

вправе представить дополнительные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета

требование о представлении дополнительных документов, регистров в течение 10 дней

статья 93 НК РФ

или сведений о деятельности инвестиционного товарищества

требование о представлении дополнительных документов, сведений, расчетов в течение 5 дней

осмотр помещений, территорий, предметов по постановлению руководителя налогового органа

статья 92 НК РФ

Рассмотрение, анализ представленных налогоплательщиков документов, пояснений

ошибки не выявлены

выявлены налоговые правонарушения→акт КНП в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки в 2-х экз. (статья 100 НК РФ)

Извещение налогоплательщику о времени и месте вручения акта КНП – не позднее 5 дней с даты его составления под расписку (или по почте направляется 2-ой экз.) (статья 101 НК РФ)

В течение 15 рабочих дней со дня вручения акта налогоплательщик вправе представить письменные возражения→налогоплательщику направляется извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки в течение следующих 10 дней

Отложение рассмотрения в случае ненадлежащего извещения

Назначение дополнительных мероприятий контроля (максимальный срок – 1 месяц)

Извещение о времени и месте совместного повторного рассмотрения материалов проверки, ознакомление налогоплательщика с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий, повторное рассмотрение материалов дела

О привлечении к ответственности;

Об отказе в привлечении к ответственности.

Вручение налогоплательщику в течение 5-ти дней с даты вынесения решения.

По истечение 10 дней Решение вступает в законную силу, принимается решение об обеспечительных мерах.

с 1 января 2015 года налоговые органы вправе будут запрашивать у налогоплательщиков первичные документы и аналитические регистры в том случае, если данные налоговых деклараций будут противоречить данным соответствующих деклараций их контрагентов.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Формы и виды налогового контроля

Формы и виды налогового контроля

Похожие публикации

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

Видео (кликните для воспроизведения).

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога работающим пенсионерам

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами — налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок, не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.
Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет код 104 что означает

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению, отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки, экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.


При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения возврат ндс

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Понятие камеральной проверки

Налоговый кодекс не содержит официального определения камеральной налоговой проверки. В ст. 88 НК РФсодержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.

Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления.

В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.

В-четвертых, она проводится на анализе документов — как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

И в-пятых, правом проводить мероприятия налогового контроля, в число которых входят и камеральные налоговые проверки, полномочны лишь те органы, которым данное правомочие предоставлено законодательством о налогах и сборах. Особую актуальность данный момент получает в связи с вышедшими Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию

от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний1.Вопросу правомерности проведения камеральных проверок отчетности по страховым взносам, являющимся частью единого социального налога, органами фонда социального страхования мы посвятим отдельный параграф. Сейчас же ограничимся лишь указанием на необходимость законодательного закрепления правомочий контрольных органов на осуществление такого контроля.

Таким образом, камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.

Начало камеральной проверки

Как уже было показано в предыдущем разделе, камеральная проверка проводится на основе представленной налогоплательщиком отчетности и других документов, служащих основанием исчисления и уплаты налогов.

Однако когда именно начинается процедура камеральной налоговой проверки? В момент фактического получения представляемой налогоплательщиком отчетности представителем налоговой инспекции, зачастую являющимся лишь техническим работником, проставляющим лишь штамп о принятии налоговой отчетности? Или несколько позже, когда к проверке приступит именно должностное лицо налогового органа, полномочного осуществлять камеральные проверки в соответствии со своими должностными обязанностями?

Данный вопрос имеет принципиальное значение для определения круга правомочий налоговых органов, осуществляемых в процессе процедуры приемки налоговой отчетности. Нами уже отмечалось в разделе, касающемся вопроса сдачи налоговой отчетности, что в практике имеют место многочисленные случаи, когда инспектор, заметив какие-либо недочеты или ошибки в отчетности, отказывает в ее приемке, возвращая для исправлений налогоплательщику. Мы уже показали неправомерность данных действий налоговых органов с позиции общего запрета на отказ в приемке налоговой отчетности, предусмотренного в абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ. Сейчас же к аналогичному выводу мы придем, анализируя положения, касающиеся такой формы налогового контроля, как камеральная налоговая проверка.

Итак, налогоплательщик получает отказ в приемке отчетности по причине каких-либо недочетов в заполнении формы или отсутствия каких-либо приложений, являющихся обязательным элементом налоговой отчетности. Какой процедурой налогового контроля охватывается подобное действие или, если сказать точнее, бездействие налогового инспектора? Если данный отказ в приемке налоговой отчетности осуществляется в процессе камеральной проверки, то такого правомочия налоговых органов при обнаружении ошибок или неполноты отражения данных, как возврат отчетности, законодательство о налогах и сборах не содержит. В ст. 88 НК РФ содержится лишь правомочие налоговых органов сообщить налогоплательщику об обнаруженных ошибках и требовать от последнего исправления ошибок, не более.

«Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то обэтом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок». (абз. 3 ст. 88 НК РФ).О возврате отчетности, тем более об отказе в ее принятии в НК РФ не содержится ни слова.

Если же данный отказ налоговым органом реализуется не в рамках камеральной налоговой проверки, то в рамках какой налоговой процедуры? Попробуем разобраться.

Буквальное толкование положений НК РФ не позволяют нам сделать вывод, что камеральная проверка осуществляется с

момента поступления налоговой отчетности в налоговую инспекцию. Абз. 2 ст. 88 НК РФ содержит недвусмысленную по содержанию фразу: «Камеральная проверка проводится … в течение трех месяцев со дня представленияналогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога». Анализ данного положения в системной связи с содержащейся в последнем абзаце ст. 6.1 НК РФ нормы, в соответствии с которой «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной датыили наступления события, которыми определено его начало», позволяет сделать только один-единственный вывод: камеральная проверка может начаться только на следующий день после представления налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов.

Как показал анализ положений «жутко засекреченного» документа с грифом «для служебного пользования», посвященного процедуре проведения камеральных проверок, в Министерстве по налогам и сборам понимают данный момент аналогичным образом. Документ, о котором идет речь, называется «Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов» 2 . В соответствии с его пп. 2.7 «не позднее следующего рабочего дня с момента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющими ее принятие, и передается в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок».

Читайте так же:  Сумма пени за неуплату налогов

В п. 2.1 устанавливается ограничение, согласно которому «при наличии возможности функции проведения камеральных проверок налоговой отчетности возлагаются на лица, которые не осуществляли принятие налоговой отчетности в данном отчетном периоде». Анализ данных положений позволяет сделать вывод, что и в анализируемом документе налоговые органы связывают начало срока проведения камеральной налоговой проверки не с моментом принятия отчетности, а именно со следующим рабочим днем. Как мы уже отмечали, данное положение полностью согласуется с нормами законодательства о налогах и сборах и не может быть нами оспорено.

Однако тогда на каком же основании имеют место столь частые отказы в принятии налоговой отчетности по каким-либо замечаниям по их оформлению и составу? Честно скажем, что анализ данного документа не дал ответа на этот вопрос. Несмотря на то что процедура приемки налоговой отчетности в понимании составителей анализируемого Регламента не входит в процедуру камеральной налоговой проверки, ей в данном документе отводится серьезное место.

В соответствии с пп. 2.4 Регламента «на стадии принятия налоговой отчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия следующим требованиям:

— полнота представления налоговой отчетности: на данной стадии работник налогового органа устанавливает физическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков; при этом лицо, принимающее налоговую отчетность, не вправе отказать в ее принятии по причине отсутствия в составе этой отчетности какого-либо предусмотренного действующими законодательными и иными нормативными актами документа;

— наличие полного наименования (ФИО) налогоплательщика, идентификационного номера налогоплательщика, периода, за который составлена отчетность, подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика), а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов. В случае отсутствия оснований для заполнения какого-либо реквизита в соответствующей строке (графе) бланка налоговой отчетности должен быть поставлен прочерк либо на этом бланке должна быть сделана запись об отсутствии оснований для заполнения данных строк (граф), заверенная подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика);

— четкое заполнение реквизитов форм отчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей ка

рандашом и т. п. В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций».

Вопросы, решаемые в процессе камеральной проверки

Итак, налоговая и бухгалтерская отчетность сдана налогоплательщиками и передана должностному лицу налогового органа, правомочному проводить камеральную налоговую проверку. С чего она начинается, что выявляет налоговый инспектор в процессе проверки?

Хотелось бы обратить внимание наших читателей еще на один момент .Сравнительный анализ пп. 2.4, посвященного процедуре принятия отчетности, и пп. 3.2, речь в котором идет уже о самой камеральной проверке, показывает, что некоторые вопро

сы включены как в первый подпункт, так и во второй. Это можно сказать, в частности, о вопросе проверки полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. Казалось бы, в данном моменте содержится некая нестыковка. Конечно, если бы не одно «но». Если мы вспомним о полном запрете на отказ в принятии отчетности, то причина такого «несоответствия» окажется, что называется, на поверхности. Выполнение данного требования в процессе приемки отчетности в отличие от нее же при осуществлении непосредственно камеральной проверки несет совершенно другую функцию, решает совершенно другую задачу. В соответствии с духом Регламента данный вопрос решается исключительно в информативных целях, то есть содержит задачу информирования налогоплательщика об имеющихся нарушениях, не более. Это же можно сказать и о других моментах, которые одновременно стоят в перечне вопросов, решаемых как при принятии отчетности, так и при проведении камеральной проверки.

Для того чтобы у наших читателей сложилось полное представление о тех вопросах, которые решаются в процессе камеральной проверки, приведем дословно содержание пп. 3.2 Регламента ее проведения, который непосредственно и посвящен данному вопросу. В соответствии с ним «основными этапами камеральной проверки являются:

а) проверка полноты представления налогоплательщиком налоговой отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах;

б) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т. д.);

в) проверка своевременности представления налоговой отчетности;

г) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

д) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников».

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Источники

Камеральная проверка форма налогового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here