Кипр россия соглашение двойное налогообложение

Важная информация в статье: "Кипр россия соглашение двойное налогообложение", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Содержание

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Протоколом, подписанным в Никосии 7 октября 2010 г., в настоящее Соглашение внесены изменения

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал
(Никосия, 5 декабря 1998 г.)

С изменениями и дополнениями от:

7 октября 2010 г.

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Кипр,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Никозии 5 декабря 1998 года в двух экземплярах на русском, греческом и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения между текстами на русском и греческом языках будет применяться текст на английском языке.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 167-ФЗ

Соглашение вступило в силу 17 августа 1999 г.

Применяется в отношении налогов с 1 января 2000 г.

Текст Соглашения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 сентября 1999 г., N 37, ст. 4447, в Бюллетене международных договоров, декабрь 1999 г., N 12

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. (Никосия, 7 октября 2010 г.)

Изменения применяются в обоих Государствах в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором Протокол вступает в силу, за исключением положений, указанных в статье XII Протокола

Аудиторская компания «Right Ways» — все виды услуг по аудиту

You are using an outdated browser.
Please upgrade your browser to improve your experience.

Москва, Тишинская площадь, д. 1 стр. 2

Избежание двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Кипр

Исходные данные:
В соответствии со ст. 312 НК РФ «при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода».

Вопрос 1: просим подтвердить, что письма о том, что Т и V будут являться конечными выгодополучателями ожидаемых дивидендов не являются и не могут являться законным основанием применения пониженной ставки налога на дивиденды в размере 5%, установленной в Соглашении об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Кипр.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» дивиденды могут облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
а) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму эквивалентную не менее 100 000 долларов США;
б) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Изложенные в письме налоговых органов подходы нашли отражение в сложившейся судебной практике, в том числе: в определении Верховного Суда РФ от 05.08.2016г. № 307-КГ16-7111 по делу № А13-5850/2014, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.01.2017г. по делу № А40-442/2015.

Таким образом, для применения пониженной ставки в размере 5 % в отношении дивидендов, выплаченных иностранной компании, российской организации помимо заверенного документа, подтверждающего местонахождение нерезидента на Кипре, необходимо запросить документы, удостоверяющие реальную финансово-экономическую деятельность нерезидента.
Вместе с тем, налоговые органы при проверках внешнеэкономических сделок будут использовать вышеуказанные критерии оценки в целях определения фактической предпринимательской деятельности иностранной компании.

Документы

от 09.07.2003 № 04-06-06/кипр

ПИСЬМО О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (№ 04-06-06/кипр от 26.06.03)

ПИСЬМО О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (№ 04-06-06/кипр от 26.06.03) Отправить по электронной почте

ПИСЬМО О применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (№ 04-06-06/кипр от 26.06.03) Поделиться в социальных сетях

Дата публикации: 09.07.2003

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам

Читайте так же:  Отчетность ип на патенте без работников

В соответствии со статьей 25 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 Минфин России и Министерство финансов Республики Кипр, как компетентные органы Договаривающихся Государств, согласовали ряд вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения.

Между компетентными органами достигнуто общее понимание в отношении подпункта а) пункта 2 статьи 10 Соглашения, касающегося минимальной доли участия в капитале для применения особого порядка налогообложения дивидендов.

Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 10 дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100.000 долларов США.

Согласовано, что указанное условие должно быть соблюдено на момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит ежегодному перерасчету на момент выплаты дивидендов.

Также согласовано, что размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной на дату приобретения акций или других прав на участие в прибыли, при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки.

Согласовано, что “прямое вложение” подразумевает как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца. При этом критерий “100.000 долларов США” применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.

Вышеизложенное применяется ко всем правоотношениям, возникшим с начала применения Соглашения.

Считаем необходимым довести настоящее письмо Минфина России до налоговых органов для руководства при осуществлении контроля за правильностью исчисления и удержания налоговыми агентами налогов у источника выплаты доходов кипрским организациям.

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Кипром и Латвией

24 мая 2016 года правительства Кипра и Латвии подписали соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно вступило в силу с 1 января 2017 года.

Соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют разделить между договаривающимися странами право налогообложения, обеспечить равные права и комфортные условия для налогоплательщиков, тем самым предотвратив уклонение от уплаты налогов.

Кипр имеет широкую сеть соглашений об избежании двойного налогообложения, предоставляющую возможность воспользоваться преимуществами международного налогового планирования. В этой статье мы рассмотрим налоговое соглашение между Кипром и Латвией.

Положения договора об избежании двойного налогообложения между Кипром и Латвией

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Латвией и Кипром распространяется на следующие налоги:

  1. В отношении Кипра:
    • подоходный налог;
    • подоходный налог с предприятий;
    • специальный взнос на оборону;
    • налог на прирост капитала.
  2. В отношении Латвии:
    • подоходный налог с предприятий;
    • налог на доходы физических лиц.

Дивиденды

Дивиденды, выплачиваемые компанией из одной договаривающейся страны («страна А») компании, которая является резидентом другой договаривающейся страны («страна В»), облагаются налогом в стране В. Тем не менее, эти дивиденды могут также облагаться налогом в стране А, в которой компания выплачивает дивиденды, в соответствии с законодательством этой страны. Однако, если бенефициарным владельцем дивидендов является резидент страны В, то ставка взимаемого налога не должна превышать:

  1. 0% от общей суммы дивидендов, если бенефициарным владельцем является компания (кроме товарищества);
  2. 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Проценты

Проценты, которые возникают стране А и выплачиваются резиденту в стране В, подлежат налогообложению в стране В.

Эти проценты также могут облагаться налогом в стране А, в которой они возникают, в согласии с ее законодательством. Однако, если получатель – бенефициарный владелец процентов, ставка взимаемого налога не должна превышать:

  1. 0% от общей суммы процентов, если проценты выплачиваются компанией, которая является резидентом страны А, компании (не являющейся партнерством), которая является резидентом страны В и бенефициарным владельцем процентов;
  2. 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Роялти

Роялти, которые возникают в стране А и выплачиваются резиденту в стране В, подлежат налогообложению в стране В. Тем не менее, роялти также могут подлежать налогообложению в стране А, в которой они возникают, на основании законодательства этой страны. В случаях, когда бенефициарный владелец роялти является резидентом страны В, ставка взимаемого налога не должна превышать:

  1. 0% от общей суммы роялти, если роялти выплачиваются компанией, которая является резидентом страны А, компании (не являющейся партнерством), которая является резидентом страны В и бенефициарным владельцем роялти.

Важно отметить:

Вышеупомянутые положения не применяются в тех случаях, когда бенефициарный владелец является резидентом страны В и:

  • осуществляет предпринимательскую деятельность в стране А, в стране, в которой компания, выплачивающая роялти/проценты/дивиденды, является резидентом и где находится его постоянное представительство; или
  • в случае, если получатель занимается оказанием независимых персональных услуг из фиксированной базы, расположенной в стране А, и владение, в связи с которым выплачиваются роялти/проценты/дивиденды, фактически связано с этим постоянным представительством или базой.

В случае, когда компания, являющаяся резидентом страны А, получает доход в стране В, страна В не должна облагаться налогом дивиденды, которые выплачиваются компанией, за исключением случаев, когда эти дивиденды не выплачиваются резиденту страны В в той мере, в какой это относится к ее постоянному представительству в стране В.

Доход от недвижимого имущества

Доход, полученный от недвижимого имущества резидентом одной из договаривающихся стран (включая доход от сельского и лесного хозяйства), облагается налогом в той стране, где находится это недвижимое имущество.

Доход от отчуждения собственности

Прибыль, которую получил резидент страны А от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в стране В, подлежит налогообложению в стране В.

Если прибыль получена резидентом страны А от отчуждения акций или какого-либо другого сопоставимого интереса в компании, получающий более 50% их стоимости прямо или косвенно от недвижимого имущества, находящегося в стране В, тогда прибыль подлежит налогообложению в стране В.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 июля 2012 г. N 03-08-05 О применении положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно применения положений статьи 10 «Дивиденды» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее — Соглашение) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Соглашения доход в виде дивидендов, выплачиваемых компанией — резидентом одного государства в пользу резидента другого государства, может облагаться налогом как в государстве источника дохода, так и в государстве резидентства получателя доходов.

Читайте так же:  Оформление налогового вычета за обучение ребенка

При этом в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Соглашения налогообложение дивидендов в государстве источника дохода производится по ставкам налога в размере 5 или 10 процентов.

Так, согласно подпункту а) пункта 2 статьи 10 «Дивиденды» 5-ти процентная ставка налога от общей суммы дивидендов применяется в случае, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму эквивалентную не менее 100000 долларов США.; а 10-ти процентная ставка налога — во всех иных случаях.

В соответствии с нормами статьи 25 «Взаимосогласительная процедура» между компетентными органами России и Кипра было согласовано следующее единообразное понимание и толкование норм статьи 10 Соглашения.

Понятие «прямое вложение» в капитал компании, выплачивающей дивиденды, подразумевает как приобретение её акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупку акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца. При этом критерий «100000 долл. США» применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.

Таким образом, понятие «прямо вложило» указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром.

Размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной при приобретении акций или других прав на участие в прибыли с соблюдением принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки, и не подлежит ежегодному перерасчету на дату выплаты дивидендов.

Соглашение не содержит положений, предусматривающих, что применение норм подпункта «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения возможно исключительно в случае, если лицо становится владельцем доли в капитале компании в результате осуществления однократной инвестиции в капитал компании в размере, установленном в подпункте «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения.

Резидент Кипра может достигнуть размера вложения в капитал компании, установленного подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения, как в результате осуществления однократной инвестиции соответствующего объема, так и в результате нескольких инвестиций, соответствующих критериям, определяющим «прямое вложение». Таким образом, ставка в размере 5 процентов подлежит применению с момента достижения вложения в капитал в сумме 100000 долл. США.

Порядок определения стоимости имущества, получаемого российской организацией в виде взноса в уставный капитал, установлен подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 277 Кодекса при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Таким образом, стоимость имущества, передаваемого кипрской компанией в уставный капитал российской организации, по нашему мнению, должна подтверждаться кипрским независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством Республики Кипр, и может применяться при определении объема «прямого вложения в капитал компании» для целей применения Соглашения.

Обращаем внимание, что Протоколом от 07.10.2010 о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, который вступил в силу 2 апреля 2012, и положения которого, за исключением статей VII и X, начнут применяться на территории обоих государств с 1 января 2013 года, текст Соглашения дополнен статьей 29 «Ограничение льгот».

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно нормам данной статьи резидент одного государства не будет иметь право на какое-либо снижение или освобождение от налогов, предусмотренные настоящим Соглашением в отношении доходов, полученных из другого государства, если в результате консультаций между компетентными органами обоих государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение льгот в соответствии с Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.

Одновременно сообщаем что, настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Как воспользоваться преимуществами налогового соглашения между Кипром и Латвией?

Для того, чтобы кипрская компания имела право воспользоваться положениями договора об избежании двойного налогообложения, она должна считаться резидентом Кипра. Для этого у нее должен быть директор, проживающий на Кипре; заседания совета директоров и принятие решений тоже должно происходить на территории Кипра. Больше об этом можно узнать здесь.

Крупные бизнес-организации и специалисты по налогам по всей Европе неизменно признают налоговый режим Кипра одним из самых привлекательных в ЕС. За счет этого Кипр активно используется для холдингов, торговых компаний, финансов и роялти. Многие отмечают стабильность и последовательность в толковании его налогового законодательства, а также низкие ставки налогов и НДС. Стандартная ставка налог на прибыль составляет всего 12,5%.

За счет своей обширной сети договоров об избежании двойного налогообложения, Кипр считается предпочтительной юрисдикцией для инвестиций по следующим направлениям:

  • Европейский Союз: Кипр обычно называют воротами для ведения бизнеса в ЕС. Его выбирают инвесторы из США, Канады, Китая, России и других стран для структурирования инвестиций в ЕС. Благодаря использованию Директив ЕС о материнских и дочерних компаниях и о процентах и роялти, кипрская холдинговая, торговая или финансовая компания является наиболее эффективным средством ведения бизнеса в ЕС.
  • Восточная Европа: Кипр исторически был главным выбором для направления инвестиций в Восточную Европу, а именно в Болгарию, Чехию, Венгрию, Польшу и Румынию.
  • Россия: по статистике Кипр является одним из крупнейших иностранных инвесторов в России. Дивиденды, выплачиваемые из России на Кипр, облагаются налогом в размере всего 5%.
  • Китай: Кипр часто используется в международных налоговых стратегиях по глобализации китайских компаний и компаний, стремящихся к расширению в Китае.
  • Другие юрисдикции: Кипр нередко используется для направления инвестиций на Ближний и Дальний Восток, а также в Африку.

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией

В декабре 1998 года Россия и Кипр подписали соглашение об избежании двойного налогообложения с целью содействия экономическому сотрудничеству двух государств. Договор вступил в силу в 1999 году.

Однако спустя время это соглашение больше не устраивало Россию, поэтому она внесла Кипр в свой «черный список», вступивший в силу с января 2008 года. В частности, представители Минфина РФ заявили о неэффективности процедуры обмена налоговой информацией между Кипром и Россией. Они жаловались на то, что после отправления запроса в кипрские налоговые органы российская сторона в течении 6 месяцев (срок проведения налоговой проверки) не получала никакого ответа. То есть, по сути, российские налоговые органы не могли получить доказательства, которые помогли бы привлечь граждан к ответственности за налоговые нарушения.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл возврат ипотеки

Поскольку внесение Кипра в «список оффшоров» было не выгодно обеих странам, в октябре 2010 года во время официального визита президента России на Кипр был подписан протокол о внесении изменений в соглашение. После этого Кипр был вычеркнут из «черного списка» Минфина России.

Ратифицирован протокол был лишь весной 2012 года. Рассмотрим основные изменения, которые были внесены в соглашение этим протоколом:

Протокол привел процедуру обмена информацией между Кипром и Россией в соответствие с Типовой конвенцией ОЭСР и увеличил объем данных, которые Россия может запрашивать у кипрских налоговых органов. Таким образом, протокол повысил эффективность обмена информацией с налоговыми органами Кипра, в том числе касательно реальных получателей дохода в виде процентов, дивидендов и роялти из источников в России.

Однако внесенные изменения не сделали процедуру обмена информацией автоматической. Как и раньше, данные о налогоплательщиках могут предоставляться только по запросу и при условии соблюдения всех формальностей.

Например, запрос российских налоговых органов в Департамент внутренних доходов Министерства финансов Кипра должен соответствовать строгим требованиям, а именно содержать:

  • сведения о лице, в отношении которого проводится расследование;
  • описание информации, которую нужно предоставить;
  • подтверждение, что эта информация будет использоваться только в налоговых целях;
  • причины, по которым российские налоговики считают, что эта информация имеется у кипрских налоговых органов;
  • доказательства того, что российские налоговые органы исчерпали все доступные в России средства для получения нужных сведений.

Только в том случае, если запрос соответствует всем этим требованиям, он будет передан на рассмотрение Генеральному прокурору Кипра. Без разрешения Генерального прокурора налоговые органы Кипра не имеют права передавать информацию России.

  1. Изменения в налогообложении прироста капитала от косвенной продажи недвижимого имущества

Статья 13 протокола предусматривает, что при продаже акций компании, более половины активов которой составляет недвижимое имущество, налог на прирост капитала имеет право взимать та страна, на территории которой расположено это имущество. То есть, при купле-продаже акционерами из Кипра акций российских компаний, чьи активы более чем на половину состоят из недвижимости на территории России, будет выплачиваться российский налог.

Это положение протокола не распространяется на доходы от акций, зарегистрированных на фондовой бирже, и на отчуждение акций в ходе корпоративной реорганизации, а также на ценные бумаги пенсионных фондов и государственные ценные бумаги.

Однако в конце 2016 года Министерство финансов Кипра объявило, что обе стороны решили отложить выполнение этой статьи протокола. Такое решение было принято в связи с намерением России пересмотреть аналогичные положения в своих собственных соглашениях об избежании двойного налогообложения с другими странами. Однако перезаключение так и не состоялось из-за санкций, наложенных на РФ. Кипр в настоящее время находится в процессе внесения поправок в протокол, а также полного удаления этого положения.

  1. Изменения в отношении удержания налога на дивиденды

Согласно соглашению, налог на дивиденды не может превышать 5% от общей суммы. Однако протокол внес некоторые поправки. Теперь, чтобы воспользоваться выгодной ставкой в размере 5% бенецифиарный владелец компании, распределяющей дивиденды, должен инвестировать в ее акционерный капитал не меньше 100 тысяч евро (раньше необходимая сумма инвестиций составляла 100 тысяч долларов США).

Во всех остальных случаях ставка налога на дивиденды составляет 10% от общей суммы.

Протокол включает в себя новую статью 29 под названием «Ограничение льгот». Согласно ей преимущества, предлагаемые соглашением резидентам обеих стран, не будут использоваться, если компетентные органы двух государств сделают вывод, что основным намерением для создания такого резидентства является получение налоговых льгот, предлагаемых соглашением, которые в любом другом случае не были бы доступны.

В целом, Россия и Кипр имеют прочные экономические и политические отношения. Принятие протокола о внесении изменений в соглашение внесло положительный вклад в эти отношения.

Кипр был и продолжает являться привлекательным местом для российских предпринимателей в плане налогового планирования. Создание реального присутствия на Кипре позволит предпринимателям пользоваться льготами, предусмотренными налоговым соглашением, и обеспечить стабильность бизнеса.

Скорректировано межправительственное Соглашение России и Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и капитала

Скорректировано межправительственное Соглашение России и Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и капитала.

Оно касается резидентов указанных государств. Если лицо, не являющееся физическим, признается резидентом обоих стран, оно считается резидентом того государства, где находится его место эффективного управления. Поправками закреплено следующее. Если такое место нельзя определить, компетентные органы устанавливают его по взаимному согласию в каждом конкретном случае.

Расширен перечень случаев, когда деятельность считается приводящей к образованию постоянного представительства. По общему правилу к ним теперь относится оказание услуг предприятием одной страны в другой в течение срока или сроков, превышающих в совокупности 183 дня в любом 12-ти месячном периоде. Данная норма касается 2-х ситуаций. Первая — услуги оказываются через физлицо, которое находится в этой другой стране. При этом в течение упомянутых срока или сроков более 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности предприятия приходится на названные услуги. Второй — услуги оказываются в рамках одного проекта или связанных проектов одним или нескольким физлицами, которые присутствуют и предоставляют такие услуги в указанной другой стране.

Установлено, что к доходам от недвижимости в т. ч. относятся те, что получены через посредство коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в указанное имущество. Это могут быть трасты, паевые фонды недвижимости или аналогичные им формы.

Уточнено, что доходы от международных перевозок облагаются налогами в том государстве, где расположено место эффективного управления получающих их лиц. Ранее налоги взимались в той стране, резидентом которой являлся получатель доходов.

Подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении государствами внутренних процедур. Протокол будет применяться в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором вступает в силу.

Налогообложение компаний Кипра с учетом последний изменений в соглашении об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией

C 2004 года в связи с вступлением Кипра в Европейский Союз налоговая система острова была приведена в соответствие с требованиями ЕС, в результате чего Кипр перестал являться оффшорной зоной. Компании могут осуществлять деятельность на Кипре в следующих организационно-правовых формах:

Читайте так же:  Электронное заявление на возврат налога

— Общество с ограниченной ответственностью,

— Филиал иностранной организации.

Общества с ограниченной ответственностью составляют подавляющее большинство компаний, зарегистрированных на Кипре для ведения международного бизнеса. Информация об акционерах и директорах компаний является открытой и находится в публичном доступе. Все компании-резиденты должны уплачивать налоги, проходить ежегодный аудит и предоставлять финансовую отчетность. Кипрская налоговая система включает следующие налоги и сборы:

Income Tax (IT) and Corporation tax (CT)

Value Added Tax (VAT)

Capital Gains Tax (CGT)

Special Defence Contribution (SDC)

Immovable Property Tax (IPT)

Social Insurance Contribution (SIC)

Social Cohesion Fund Contribution (SCFC)

Motor Vehicle Taxes (MVT)

Import and Excise Duties (IED)

Immovable Property Transfer Fees (IPTF)

Наибольшее значение для ведения бизнеса с использованием кипрских компаний представляют первые два вида налогов. Налогом на прибыль облагаются компании-резиденты (чье управление и контроль осуществляется с территории Кипра), а также нерезиденты Кипра, извлекающие доход на территории Республики. Чистая прибыль компаний-резидентов Кипра облагается налогом в размере 10%. Прибыль товариществ полностью освобождена от налогов. Прибыли филиалов, управление и контроль которых осуществляется за пределами Кипра, полностью освобождены от налогов. Не взимается налог у источника на выплачиваемые за рубеж проценты, дивиденды и роялти.

Компании имеют также следующие освобождения от налога на прибыль:
а)
доход от продажи ценных бумаг (за исключением долговых обязательств — promissory notes) – в размере 100% от дохода;
б) пассивный доход, например, проценты по депозитам и иные проценты, не возникающие от обычной деятельности компании – в размере 50% от дохода. При этом проценты от обычной деятельности и деятельности, связанной с обычной, облагаются налогом в полном объеме (обычной деятельностью по получению процентов и тесно связанной с ней являются деятельность банков, страховых, финансовых и лизинговых компаний, компаний, выступающих инструментом финансирования группы компаний);
в) дивиденды – в размере 100% от дохода.

Налог на добавленную стоимость. НДС (VAT) является внутренним налогом. Налог на добавленную стоимость уплачивается с доходов от операций по реализации товаров и услуг на территории Кипра, а также при импорте товаров. На данный момент действуют три ставки налога: 15% — стандартная; 5% — пониженная; 0% — нулевая. Налог подлежит исчислению и уплате, если местом реализации товаров или услуг является республика Кипр.

При возникновении обязанности уплатить НДС налогоплательщик указывает в декларации налог и уменьшает его на сумму налоговых вычетов. Зачету подлежит «входной» налог (НДС, уплаченный поставщикам товаров и услуг), когда полученные товары или услуги используются для облагаемых НДС сделок.

Компании Кипра в настоящее время являются одним из самых популярных механизмов международного налогового планирования. Между тем, налоговое и корпоративное законодательство Кипра претерпевает значительные изменения, во многом благодаря давлению со стороны международных организаций.

7 октября Россия и Кипр подписали протокол поправок к Соглашению об избежании двойного налогообложения. Документ носит название «Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г.»

Надо отметить, что Поправки вызвали довольно сильный резонанс в российских СМИ и здесь нет ничего удивительного. Кипр — лидер по числу иностранных инвестиций в Россию (около 20% по состоянию на июнь 2010), в основном это возвращенные репатриации российского капитала. Основные изменения произошли в налогообложение сделок с акциями компаний Кипра, владеющих недвижимостью в РФ, сотрудничестве государств по взысканию налогов, обмене информацией между странами и отмене льгот нерезидентным компаниям.

Самым серьезным новшеством протокола является положение о налогообложении доходов, получаемых от продажи акций компаний, владеющих недвижимостью в России. Согласно действующему соглашению налогом облагаются только доходы от продажи недвижимого имущества, принадлежащего нерезидентной компании. Поэтому наиболее часто совершаются сделки с долями российских организаций, владеющей объектом недвижимости.

Например, при продаже кипрской компанией доли в российской компании, владеющей объектом недвижимости, налога на прибыль не возникает. Начиная с 2015 года ситуация поменяется, доходы кипрской компании от продажи акций или аналогичных прав российской компании, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, будут облагаться налогом в России. Исключение — случаи, когда получателем прибыли по таким сделкам будут пенсионные фонды и государственные структуры Кипра и РФ.

Правда и в этом случае существуют схемы, когда налогообложения можно избежать, продаваться будут акции “материнской” компании, которой принадлежат доли в российской компании, владеющей недвижимостью. Налог по новой редакции соглашения придется платить через четыре года после вступления в силу основной части протокола, т. е. не раньше 2015 года.

Статья 27 Соглашения «Помощь в сборе налогов» изложена в новой редакции и предусматривает оказание содействия обоими государствами по взысканию налоговых обязательств. Означает ли это, что Кипр станет первой страной, согласившейся взыскивать с компаний-резидентов налоги в пользу российского бюджета? Согласно статье Протокола, если налоговое обязательство перед одним из Договаривающихся Государств подлежит взысканию, то такое налоговое обязательство по запросу компетентных органов этого Государства принимается для взыскания компетентными органами другого Договаривающегося Государства. Причем, процедуры по установлению наличия, действительности или размера налогового обязательства не выносятся на рассмотрение судебных или административных органов другого Договаривающегося Государства. Например, если кипрская компания задолжает российскому бюджету, то кипрские налоговые органы смогут взыскивать ее налоговые обязательства на Кипре, но такие ситуации маловероятны — ни российские ни кипрские компании как правило не имеют реального бизнеса на территории обоих государств. Кроме того поправки к Соглашению вступают в силу когда Кипр введет в свое законодательство нормы о помощи в сборе налогов.

Определенные негативные последствия для российских предпринимателей предусмотрены статьей 26, устанавливающей порядок обмена информацией между странами. Стороны расширили перечень лиц, обязанных предоставить информацию по запросу. Теперь сторона соглашения не вправе отказать в предоставлении информации на основании того, что такая информация находится в распоряжении банка, любой финансовой организации, номинального держателя, агента доверительного управляющего. Соглашение четко определяет и круг лиц имеющих право на подачу запроса — это отделы международных отношений Прокуратуры, ФНС, суды, службы судебных приставов, Минфин. Запросы должны быть обоснованными т. е. необходимо направить детальную информацию о лице, в отношении которого проводится расследование, позволяющую однозначно идентифицировать такое лицо, четко обозначить причину получения информации, заявление о том, что запрашивающая сторона использовала все имеющиеся в ее распоряжении возможности для получения информации у себя в стране. Например на Кипре информация предоставляется на основании решения генерального прокурора Кипра с санкции верховного суда. Лицо в отношении которого ведется данная процедура, вправе начать встречный судебный процесс и запретить раскрытие информации по запросу.

Читайте так же:  Ребенок должен платить налог на имущество

В части отмены льгот компаниям серьезных изменений не произошло. Статья 29 Протокола предусматривает ограничивает использование льгот лицами, не являющимися налоговыми резидентами Кипра и России (то есть зарегистрированные в других юрисдикциях, но являющимися резидентами Кипра, осуществляя контроль и управление на его территории). Необходимо отметить, что такая схема практически не приминается при оптимизации налогообложения с использованием кипрских компаний.

Из остальных значимых положений Протокола можно отметить:

— дополнено понятие «резидент Договаривающегося Государства» — если место эффективного управления предприятия не может быть определено, стороны определяют его по взаимному согласию, исходя из сложившейся ситуации;

— внесены поправки в определение «постоянного представительства» — если Кипрская компания оказывает услуги на территории России через физическое лицо, которое находится в России более 183 дней в году и более чем 50 процентов валового дохода от активной предпринимательской деятельности компании приходится на услуги, оказанные в России, либо услуги оказываются в рамках одного проекта, то налогообложение таких доходов будет осуществляться по Российским ставкам. Ранее предприятие одного договаривающегося Государства не рассматривалось как имеющее постоянное представительство в другом, только на основании деятельности ведущейся через агента;

— в статью 10 Протокола к Соглашению внесены следующие поправки — 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму эквивалентную не менее 100000 евро, ранее валюта уставного капитала была выражена в долларах США. Также, дополнено понятие «дивиденды», данный термин означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы — даже выплачиваемые в форме процентов — которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды. Данный термин также означает любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования, т. е. при выплате таких доходов будет возникать налогу источника — 20%.

— статья 11 Соглашения рассматривает любые повышенные проценты, выплачиваемые резидентом одного договаривающегося государства другому, как дивиденды, кроме штрафов. Соответственно, у компании-источника возникает налог — 20%.

Подписание Протокола является следствием исключения Кипра из «черного списка» Минфина РФ. Напомним, что в 2007 году Министерством Финансов РФ был утвержден перечень территорий предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Утвержденный список оффшорных зон в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 налогового кодекса имеет значение при получении дивидендов российской организацией.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК (в редакции с 01.01.2008) к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

К положительным моментам можно отнести, также, то что ратификация Протокола по многим статьям назначена на 2014 год, а некоторые статьи, например ст.27 — на неопределенные период времени. Вместе с этим, установление порядка обмена информацией и определение резидентности потребует от многих компаний изменений в структурах управления, что в некоторых случаях может привести к удорожанию холдинговой схемы. Тем не менее, многие склоняются к тому, что Кипр будет так же популярен в течении следующих десяти лет, и объем инвестиций в Россию сохранится на прежнем уровне. Во-первых не существует приемлемой альтернативы кипрским компаниям, а во-вторых, несмотря на значительные поправки к Соглашению, его условия по прежнему остаются привлекательными для российских предпринимателей.

Кипр россия соглашение двойное налогообложение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Между Кипром и Россией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно предусматривает следующее.

Дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом одного государства в пользу резидента иной страны, могут облагаться налогом в обоих государствах.

При этом в стране источника доходов они облагаются по ставкам 5% или 10%. Первая применяется, если лицо, имеющее право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании не менее 100 тыс. долл. США. Вторая — во всех остальных.

Разъяснено, что под прямым вложением понимается приобретение акций компании при первичной или последующих эмиссиях, на РЦБ или у предыдущего владельца. При этом критерий «100 тыс. долл. США» применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней организациями.

Таким образом, прямое вложение предполагает, что инвестиция вкладывается самим бенефициаром.

Разъяснено, что указанная сумма может быть достигнута как при разовой инвестиции, так и в результате нескольких. В последнем случае ставка 5% применяется с момента, когда вложение достигнет 100 тыс. долл. США.

По мнению Минфина России, стоимость имущества, передаваемого кипрской компанией в уставный капитал российской, должна подтверждаться кипрским независимым оценщиком (в соответствии с законодательством Кипра). Определенная им цена может применяться при расчете объема прямого вложения в капитал компании для целей применения соглашения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, отмечено, что в соглашение вносились поправки, предусматривающие следующее. Если компетентные органы государств установят, что главной целью (одной из них) резидента является получение льгот, предусмотренных соглашением, такие льготы предоставляться не будут.

Источники

Кипр россия соглашение двойное налогообложение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here