Коап рф статья 15 25 нарушение валютного законодательства

Важная информация в статье: "Коап рф статья 15 25 нарушение валютного законодательства", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Дело N309-АД16-11251 по делу N А76-17359/2015. О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2016 г. N 309-АД16-11251

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. рассмотрел жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17359/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу

по заявлению открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/150-2015/02-174 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, компании Солар Интернэшнл ФЗЕ,

открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/150-2015/02-174 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее — управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 118 675 рублей 46 копеек.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 , заявление удовлетворено частично; размер назначенного штрафа, с учетом положений частей 3.2 , 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снижен до 59 337 рублей 73 копеек.

В жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.

При рассмотрении доводов жалобы и приложенных к ней документов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

Как следует из оспоренных судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил факт неисполнения обществом обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле «, по обеспечению получения на банковский счет в уполномоченном банке валютной выручки за поставленный нерезиденту (Солар Интернэшнл ФЗЕ, Объединенные Арабские Эмираты) товар на сумму 579 743,01 долларов США.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы общества об отсутствии вины во вмененном правонарушении являлись предметом рассмотрения судов и получили должную правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Принимая во внимание положения статьи 2.1 КоАП РФ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 02.04.2009 N 486-О-О, суды пришли к выводу о том, что общество не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в целях исполнения возложенной на него нормами валютного законодательства публично-правовой обязанности. При этом суды исходили из того, что представленные заявителем доказательства не подтверждают принятие им всех необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору поставки в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами по имеющимся в деле доказательствам, и переоценке не подлежат.

Ссылки заявителя на правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанные в постановлениях от 28.04.2009 N 15714/08 , от 30.03.2010 N 15970/09 по делам, в которых установлены фактические обстоятельства, отличные от рассматриваемого спора, несостоятельны.

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Назначенный обществу постановлением управления штраф снижен судом первой инстанции до 59 337 рублей 73 копеек с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17359/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» — без удовлетворения.

Штрафы за нарушение валютного контроля – законодательные основы

Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.

Читайте так же:  Отчетность ип на бумажном носителе

Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность

Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:

  1. Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
  2. Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
  3. Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
  4. Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
  5. Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.

В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:

  • административной (подразумевает штрафные санкции);
  • гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
  • уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).

Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:

  • Центральный Банк РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная таможенная служба.

Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.

Штрафы

Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.

Общие сведения

Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.

В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:

  • отчётности по передвижению валютных средств;
  • паспортов сделки;
  • информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
  • других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.

Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.

Таблица

Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.

Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, руб.
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию Пункты 4 и 5 0,75 суммы – полная сумма контракта
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) П.6 40 000 – 50 000
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов 5 000 – 50 000
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу 40 000 – 50 000
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации 400 000 – 600 000
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях П.2 800 000 – 1 000 000
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов П.2 50 000 – 100 000
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте П.1 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции

В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.

Как оспорить штраф – возможно ли это?

Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:

  • апеллирование к малозначительности нарушения;
  • указание на смягчающие факторы.

Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.

Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:

  • безупречная репутация организации;
  • непростое финансовое положение;
  • факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
  • т.д.

Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.

Последние законодательные изменения

Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.

Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).

Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го. В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату. Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.

Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.

Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.

Пример 3. Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.

Читайте так же:  Проверка правильности проведения налоговой проверки

Исковая давность

Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.

На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.

Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год. Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями. Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.

Заключение

Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.

Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)

Таблица нарушений валютного законодательства

Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос эксперту. (Задать вопрос)

Нарушение Административное наказание

Осуществление незаконных валютных операций

· купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;

· осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;

· осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

· на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

подачи уведомления в ФНС РФ:

· об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета (вклада) в зарубежном банке

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб.;

· на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 руб.;

· на юридических лиц –от 50.000 до 100.000 руб.

Непредставление в ФНС РФ уведомления

· об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета в зарубежном банке

· на граждан в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на должностных лиц –от 40.000 до 50.000 руб.;

· на юридических лиц –от 800.000 до 1.000.000 руб.

Неполучение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом, договором займа), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента (фактора)-резидента) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них и т.д. переданные нерезиденту

Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств

в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

· на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб. ;

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Невозврат (невыполнение обязанности по возврату) в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1. и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

· на срок от 6 месяцев до 3-х лет

· правил и сроков оформления,

· нарушение сроков хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, форм учета, отчетов и информации по валютным операциям.

· неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

· на граждан в размере от 2.000 до 3.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

не более чем на 10 дней.

Предупреждение или наложение штрафа

Видео (кликните для воспроизведения).

· на граждан в размере от 300 до 500 руб.;

· на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 руб.;

· на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб;

· на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 руб;

· на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

Читайте так же:  Сроки возврата излишне уплаченного налога физическим лицом

более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 2.500 до 3.000 руб;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 10.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 руб.;

· на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 20.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.;

· на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 руб.

· Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Ответственность по статье 15.25 КоАП РФ

СРОК давности – 2 года

Правонарушение – НЕ ДЛЯЩЕЕСЯ, то есть, если какое либо действие должно быть совершено в определенный момент, но не было совершено в данный момент, то именно с данного момента исчисляется срок привлечения к ответственности.

В нашей практике наиболее частным случаем является привлечение к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, по за несвоевременно представленные в банк где учтен внешнеторговый контракт документов и сведений (например):

  • внести изменения в контракт, но не уведомили банк,
  • получили товар (вам оказана услуга) но вы опять не уведомили банк.

Второй по распространенности случай (про него в видео) это невозвращение валютной выручки в срок (части 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ).

То есть вы отправили предоплату, но не получили товар или услугу в срок который сами же и установили в договоре, или наоборот, вы отгрузили товар, но не получили оплату за товар в срок который сами же и установили в договоре, то организацию оштрафуют и возможно привлекут руководство к уголовной ответственности по статье 193 УК РФ

Уголовная ответственность возникает, если если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей

Чтобы не привлекали к ответственности, надо ЗАБЛАГОВРЕМЕННО продлять срок поступления оплаты (товара, услуги) по контракту.

Заблаговременно, то есть до того как этот срок истечет.

Если срок поступления денег (товара) например 01.05.2018 г., то продлить надо соглашением датированным не позднее 01.05.2018 г., и более того желательно, чтобы оно не только было датировано, но и фактически имелось в вашем распоряжении до 01.05.2018 г.

Кроме того, очень важно, чтобы оно не только имелось у Вас, но и о его существовании было сообщено уполномоченному банку (тому где открыт счет) до того как наступит срок по предыдущему условию договора, о котором банку Вы сообщили ранее.

Также очень важно, чтобы в этом дополнительном соглашении было прямо указано, что оно распространяет свое действие на правоотношения возникшие до его подписания.

АС СКО (на собственном опыте это прочувствовали) такие факты как:

  • подписание одной из сторон после истечения срока;
  • получение экземпляра после наступления срока (почту получили 05.05.2018);
  • неуведомление банка о продлении срока действия договора

трактует в пользу административных органов

КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования полный текст по ссылке

Минфин России. Приказ от 28 сентября 2015 N 369

Об утверждении методических рекомендаций по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных

исполнение “пунктов 6” и “26” плана мероприятий (“дорожной карты”) “Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта”, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1128-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 N 593-р), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические “рекомендации” по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по “части 4 статьи 15.25” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Методические рекомендации).
2. Начальнику Управления валютного контроля, руководителям территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора обеспечить применение Методических “рекомендаций” в практической деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Н.В. Плотникову.

Утверждены
приказом Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора
от 28.09.2015 N 369

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,
ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 15.25 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 302-АД15-14285
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 20 ноября 2015 г.
….
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона № 173-ФЗ, Инструкцией № 138-И, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суды пришли к выводу о неправильной квалификации ответчиками совершенного обществом административного правонарушения, поскольку период просрочки представления обществом документов в банк составил не 24 календарных дня, а 10 рабочих дней, в связи с чем деяние общества не образует события административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

При этом суды исходили из того, что поскольку в соответствии с пунктом 9.8 Инструкции № 138-И срок исполнения обязанности по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется в рабочих днях, то и количество дней просрочки исполнения этой обязанности для цели применения статьи 15.25 КоАП РФ должно исчисляться в РАБОЧИХ днях, а не в календарных.

Читайте так же:  Ип налоги и обязательные платежи патент

Дело N309-АД16-11251 по делу N А76-17359/2015. О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2016 г. N 309-АД16-11251

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. рассмотрел жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17359/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу

по заявлению открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/150-2015/02-174 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, компании Солар Интернэшнл ФЗЕ,

открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2015 N 69-11-23-38/150-2015/02-174 Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее — управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 118 675 рублей 46 копеек.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 , заявление удовлетворено частично; размер назначенного штрафа, с учетом положений частей 3.2 , 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, снижен до 59 337 рублей 73 копеек.

В жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.

При рассмотрении доводов жалобы и приложенных к ней документов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

Как следует из оспоренных судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил факт неисполнения обществом обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле «, по обеспечению получения на банковский счет в уполномоченном банке валютной выручки за поставленный нерезиденту (Солар Интернэшнл ФЗЕ, Объединенные Арабские Эмираты) товар на сумму 579 743,01 долларов США.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы общества об отсутствии вины во вмененном правонарушении являлись предметом рассмотрения судов и получили должную правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Принимая во внимание положения статьи 2.1 КоАП РФ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 02.04.2009 N 486-О-О, суды пришли к выводу о том, что общество не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в целях исполнения возложенной на него нормами валютного законодательства публично-правовой обязанности. При этом суды исходили из того, что представленные заявителем доказательства не подтверждают принятие им всех необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору поставки в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами по имеющимся в деле доказательствам, и переоценке не подлежат.

Ссылки заявителя на правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанные в постановлениях от 28.04.2009 N 15714/08 , от 30.03.2010 N 15970/09 по делам, в которых установлены фактические обстоятельства, отличные от рассматриваемого спора, несостоятельны.

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Назначенный обществу постановлением управления штраф снижен судом первой инстанции до 59 337 рублей 73 копеек с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2015 по делу N А76-17359/2015, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 и Арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ-Челябинский электродный завод» — без удовлетворения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля

Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.

Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.

Читайте так же:  Как налоговая списывает долги по налогам

В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.

Таблица 2. Уголовные последствия.

Сумма, руб. Размер штрафа, руб. Срок лишения свободы
> 9 000 000 От 200 000 до 500 000 До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы

До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц

> 45 000 000 До 1 000 000 До пяти лет

Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб. или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег. Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

Статья 16 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливавшая требование о резервировании, не действует с 1 января 2007 года.
Пункт 10 части 1 статьи 1 и статья 8 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» об использовании специальных счетов не действуют с 1 января 2007 года.

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки —
(введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ)

Статья 21 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливавшая обязанность продажи части валютной выручки, не действует с 1 января 2007 года.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок —
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 174-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Источники

Коап рф статья 15 25 нарушение валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here