Контроль материальных и финансовых ресурсов

Важная информация в статье: "Контроль материальных и финансовых ресурсов", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Предварительный контроль

Контроль напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Некоторые наиболее важные виды контроля данной организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдений — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области .состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

Читайте так же:  Заплатить налог енвд квитанция

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Читайте так же:  Проверка инн на сайте налоговой юридического лица

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9657 — | 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

55. Понятие контроля, его цели и области

Контроль – это наблюдение и регулирование процессов и деятельности людей в организации для достижения запланированных целей.

Цель контроля – обеспечить менеджеров информацией для оценки выполнения запланированных показателей деятельности организации и соответствия разработанным планам в определенный период времени.

Управление, а значит и контроль включают в себя распределение и комбинирование следующих основных ресурсов организации: материальных, человеческих, финансовых и информационных.

Контроль материальных ресурсов включает контроль запасов сырья, материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе организации и в торговле. Однако запасы должны быть достаточными, чтобы обеспечить непрерывность производства и реализации продукции.

Кроме того, контроль материальных ресурсов включает контроль качества продукции и технических характеристик оборудования.

Контроль человеческих ресурсов включает оценку и контроль качества отбора, распределения работников в организации, их подготовку и развитие, оценку деятельности и ее результатов, уровни вознаграждения персонала и его справедливость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль информационных ресурсов включает маркетинговые прогнозы и прогнозы продаж, производственные планы, анализ внешней среды, экономические прогнозы и паблик рилейшнз.

Финансовые ресурсы находятся в центре рисунка, так как все перечисленные ресурсы имеют стоимостную оценку, в связи с чем финансовые ресурсы взаимосвязаны с контролем за ними. Финансовые ресурсы – это денежные средства организации, которые формируются при ее образовании и пополняются в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества, а также путем привлечения внешних источников финансирования. Они обеспечивают движение и использование всех других ресурсов в организации.

Финансовых ресурсов должно быть достаточно, чтобы обеспечить текущее функционирование и устойчивое развитие организации в долгосрочной перспективе.

Уровневый подход к классификации контроля выделяет три вида контроля: производственный, организационный и стратегический.

Производственный (операционный) контроль фокусируется на одной или нескольких производственных системах в организации. Контроль качества – один из видов производственного контроля.

Организационный контроль связан с функционированием организации в целом. Он регулирует ее деятельность в соответствии с целями, планами и нормативными показателями.

Стратегический контроль отслеживает процесс адаптации организации к внешней среде, поддерживает баланс в системе «организация-среда» и способствует достижению миссии и стратегических целей организации.

Предварительный контроль

По каким направлениям происходит информатизация, смысл и важность информатизации

Осуществляется до фактического начала работ.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

Предварительный контроль в области материальных ресурсов осуществляется путем:

  1. выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям;
  2. обеспечения запасов материальных ресурсов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
Читайте так же:  Где узнать долги по налогам физических

Предварительный контроль в области финансовых ресурсов заключается в обеспечении уверенности: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

Заказать маркетинговое исследование для дипломной работы или иной другой работе в страховом брокере Абсида по телефону +7(926)777-76-80

Маркетинговое исследование рынка страхования в Москве 2016

Вид деятельности : страховой брокер (КАСКО, ОСАГО)

Год основания : 2007

Доля на рынке страхования (удаленные продажи) в Москве: 17,1% в 2016 году.

Статья 27. Управление и контроль за наличием, состоянием и использованием материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве

Статья 27. Управление и контроль за наличием, состоянием и использованием материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве

Организация учета и отчетности о наличии, движении и состоянии запасов материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и контроль за этой деятельностью осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия.

Распоряжение средствами запаса резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Республики Бурятия в соответствии с настоящим законодательством.

Распоряжение средствами неснижаемого запаса резерва материальных и финансовых ресурсом для ликвидации чрезвычайных ситуации осуществляется Правительством Республики Бурятия.

Выделение средств резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органам местного самоуправления производится Правительством Республики Бурятия в случае недостатка у них собственных средств для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за использованием средств резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Республики Бурятия.

Отчет органов местного самоуправления в Республике Бурятия об использовании выделенных им средств резерва материальных и финансовых ресурсов утверждается Правительством Республики Бурятия.

>
Ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение требований законодательства о резервах материальных и финансовых.
Содержание
Закон Республики Бурятия от 26 января 1999 г. N 98-II «О защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 27. Управление и контроль за наличием, состоянием и использованием материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве

Статья 27. Управление и контроль за наличием, состоянием и использованием материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве

Организация учета и отчетности о наличии, движении и состоянии запасов материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и контроль за этой деятельностью осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия.

Распоряжение средствами запаса резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Республики Бурятия в соответствии с настоящим законодательством.

Распоряжение средствами неснижаемого запаса резерва материальных и финансовых ресурсом для ликвидации чрезвычайных ситуации осуществляется Правительством Республики Бурятия.

Выделение средств резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органам местного самоуправления производится Правительством Республики Бурятия в случае недостатка у них собственных средств для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за использованием средств резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Республики Бурятия.

Отчет органов местного самоуправления в Республике Бурятия об использовании выделенных им средств резерва материальных и финансовых ресурсов утверждается Правительством Республики Бурятия.

>
Ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение требований законодательства о резервах материальных и финансовых.
Содержание
Закон Республики Бурятия от 26 января 1999 г. N 98-II «О защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 27. Управление и контроль за наличием, состоянием и использованием материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве

Статья 27. Управление и контроль за наличием, состоянием и использованием материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве

Организация учета и отчетности о наличии, движении и состоянии запасов материальных и финансовых ресурсов, находящихся в резерве для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и контроль за этой деятельностью осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия.

Распоряжение средствами запаса резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Республики Бурятия в соответствии с настоящим законодательством.

Распоряжение средствами неснижаемого запаса резерва материальных и финансовых ресурсом для ликвидации чрезвычайных ситуации осуществляется Правительством Республики Бурятия.

Выделение средств резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органам местного самоуправления производится Правительством Республики Бурятия в случае недостатка у них собственных средств для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за использованием средств резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется Правительством Республики Бурятия.

Отчет органов местного самоуправления в Республике Бурятия об использовании выделенных им средств резерва материальных и финансовых ресурсов утверждается Правительством Республики Бурятия.

>
Ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение требований законодательства о резервах материальных и финансовых.
Содержание
Закон Республики Бурятия от 26 января 1999 г. N 98-II «О защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Контроль ресурсов и работ/услуг

При работе над созданием операционного уровня системы владельческого контроля бизнеса большое внимание нужно уделять разработке системы контроля ресурсов, а также выполняемых другими организациями работ и оказываемых ими услуг.

Сразу нужно отметить, что в данном случае под ресурсами и работами/услугами подразумевается и то, что потребляется компанией, и то, что ею производится и продается.

Для работы компании требуются различные ресурсы. Эффективность их использования напрямую влияет на итоговое финансово-экономическое состояние компании, а значит и на финансовое благополучие ее владельцев.

Ресурсы, используемые в компании (входящие ресурсы), могут быть нескольких видов (в зависимости от бизнеса):

Читайте так же:  Нужно ли заявление на налоговый вычет
  • материальные (сырье и материалы, товары, запчасти, комплектующие и т.д.);
  • трудовые (сотрудники компании);
  • энергетические (потребляемая энергия);
  • информационные (программные продукты, базы данных);
  • финансовые (кредиты и инвестиции от владельцев).
  • Ресурсы, производимые и продаваемые компанией (исходящие ресурсы), также могут быть нескольких видов (в зависимости от бизнеса):

  • готовая продукция/товары (для производственных/торговых компаний);
  • персонал (для компаний, «сдающих» своих сотрудников «в аренду»);
  • энергия (для компаний, производящих и продающих энергию различного типа);
  • информационные (для компаний, занимающихся разработкой программных продуктов);
  • деньги (для организаций, зарабатывающих на предоставлении кредитов другим компаниям).
  • Контроль материальных ресурсов

    Материальные ресурсы (входящие и исходящие) требуют контроля по следующим основным параметрам:

  • цены;
  • объемы;
  • запасы.
  • Понятно, что запасы должны быть прямым следствием объемов, если четко соблюдается технология, и нет воровства. Но поскольку, к сожалению, не всегда выполняются эти два важных условия, приходится отдельно контролировать и запасы, как входящих, так и исходящих ресурсов.

    Для этого нужно проводить инвентаризации, желательно внезапные, а не плановые. Поэтому на контроль объемов и запасов материальных ресурсов может уходить немало времени.

    С контролем цен тоже не все так просто, особенно если поставщиков очень много и у них разные условия работы. Ведь помимо цен есть и другие важные параметры, например, такие как качество, сроки поставки, условия оплаты и т.д.

    Чем больше параметров нужно учитывать, тем больше возможностей у менеджеров по снабжению придумать «научное» обоснование закупок материальных ресурсов по завышенным ценам.

    Аналогичное примечание можно сделать и для исходящих ресурсов. Если у компании много конкурентов, а для клиентов помимо цены важными являются и другие параметры продукта или услуги, то менеджерам по продажам также будет легче обосновать большие скидки или предоставление отсрочек по оплате.

    Таким образом, контроль цен может занимать не меньше времени, чем контроль объемов и запасов материальных ресурсов.

    Контроль энергетических ресурсов

    Энергетические ресурсы требуют контроля по следующим основным параметрам:

  • цена;
  • объем.
  • Входящие энергетические ресурсы отличаются от всех остальных типов ресурсов тем, что здесь сотрудникам компании гораздо сложнее, если не сказать невозможно, организовать какую-то схему воровства. Ведь энергетические ресурсы, в отличие от материальных, с предприятия не вынесешь. Договориться об откатах при закупках тоже проблематично.

    Несмотря на масштабную реформу, проведенную в электроэнергетике России, ситуация принципиально не изменилась. Цены как росли так и продолжают расти. Кроме того, зачастую не удается уйти от монопольного поставщика энергоресурсов.

    В таком случае таким параметром как «цена» управлять практически невозможно, но зато его легко контролировать.

    Остается следить в основном за объемным параметром. Как уже выше было отмечено, вряд ли кто из сотрудников будет раздувать объемный параметр из-за корыстных целей. Но это не значит, что нет резервов экономии на объемах потребляемой энергии. Просто никто из сотрудников этим заниматься не хочет. Поэтому для контроля придется внедрять систему управленческого учету и систему мотивации, нацеленную на эффективное использование энергетических ресурсов (впрочем, это замечание относится практически ко всем типам ресурсов).

    Контроль трудовых ресурсов

    Трудовые ресурсы требуют контроля по следующим основным параметрам:

  • стоимость;
  • количество.
  • На самом деле для некоторых компаний сюда можно было бы добавить и «запасы трудовых ресурсов», несмотря на то, что это смешно звучит. Понятно, что такая проблема может быть актуальной в основном для крупных компаний.

    В малом бизнесе все, как говорится, на виду, поэтому халявить там не получается. В крупных же компаниях, действительно, нередко возникают ненужные «запасы сотрудников».

    Речь здесь, естественно, идет не о кадровом резерве, а о том, что штат у некоторых компаний сильно раздут. Я так уверенно об этом пишу, потому что работаю консультантом по управлению с 1995 года. Я видел изнутри многие компании. В крупных компаниях, действительно, очень часто можно обнаружить избыточный персонал.

    Некоторые компании начинают от него избавляться только в кризисы, а какие-то компании, особенно государственные, этого вообще никогда не делают,

    Итак, трудовые ресурсы также нужно контролировать по их стоимости и количеству. Это значит, что необходимо регулярно мониторить рынок труда, чтобы понимать завышен сейчас или занижен уровень оплаты труда по каждой должностной позиции.

    С контролем количества сотрудников дела обстоят сложнее. Проблема здесь связана с тем, что сложно занормировать абсолютно все должности компании, привязав количество сотрудников к объемам деятельности. Особенно это сложно сделать для тех специалистов, у которых доля интеллектуальной составляющей в труде очень большая. Гораздо легче занормировать количество производственных рабочих или грузчиков на складе, чем, например, экономистов. Хотя в наших компаниях умеют раздувать штат практически у всех типов сотрудников.

    Читайте так же:  Отражение выплаты дивидендов в бухгалтерском учете

    Я не раз видел объявления в региональных СМИ, где за вознаграждение предлагали помочь с трудоустройством в местные офисы крупных компаний федерального масштаба.

    Контроль финансовых ресурсов

    Финансовые ресурсы требуют контроля по следующим основным параметрам:

  • стоимость;
  • объем.
  • Финансовые ресурсы, по аналогии с энергетическими, также достаточно проблематично своровать, хотя принципиальная возможность здесь все-таки есть. Конечно же, речь идет не о том, что деньги можно также вынести с предприятия как материалы или готовую продукцию.

    Но здесь, также как и в случае с закупками материальных ресурсов, можно получить откат. Хотя такую схему сложно провернуть с банком, но в принципе такое возможно.

    Поэтому контролировать стоимость привлекаемых финансовых ресурсов все равно нужно. Кроме того, даже если в процессе привлечения кредита не будет какой-то коррупционной составляющей, то сотрудники, отвечающие за эту работу, могут пойти по пути наименьшего сопротивления и договориться с тем банком, который дает кредит по очень высокой ставке, но по более простой процедуре.

    Что касается объема привлекаемых кредитных ресурсов, то и по этому параметру они могут быть завышены, причем и без всякой коррупционной составляющей.

    Практика показывает, что из-за отсутствия в компании эффективной системы управления она теряет деньги из-за того, что приходится привлекать кредиты. Во многих случаях размер кредита для финансирования текущей деятельности можно уменьшить или вообще свести его к нулю.

    Одно из направлений, в котором для этого нужно работать, связано с управлением дебиторской и кредиторской задолженностью.

    В завершении рассмотрения вопросов, связанных с контролем ресурсов, нужно еще раз напомнить о том, что для материальных, трудовых и информационных ресурсов немаловажным параметром является и качество, а не только цена. К сожалению, контролировать качество в некоторых случаях гораздо сложнее, чем цену, но это все равно нужно делать.

    Кстати, качество нужно проверять не только у входящих ресурсов, но и у исходящих. Ведь может получиться так, что материальный баланс сходится, но, тем не менее, потери объемов были. Например, компания могла приобрести материальные ресурсы, а затем произвести из них готовую продукцию.

    При этом если контролировать объем приобретенных материалов и объем отгруженной продукции (с учетом остатков материалов и готовой продукции), то все может сходиться, если считать, что материалы при производстве расходовались строго в соответствии с утвержденными нормативами. В таком случае вроде как и придраться не к чему.

    Но если материалы, использовались в меньших объемах, чем это предусмотрено нормативами («сэкономленные» таким образом материалы ушли «налево»), то значит, что качество готовой продукции получилось хуже, чем должно было быть.

    Скорее всего, в будущем это может привести к потере клиентов и как следствие к ухудшению финансово-экономического состояния компании. Таким образом, должна быть предусмотрена процедура контроля качества не только входящих ресурсов, но и исходящих тоже.

    Контроль информационных ресурсов

    Информационные ресурсы требуют контроля по следующим основным параметрам:

  • стоимость;
  • количество.
  • Если речь идет о приобретении каких-то коробочных программных продуктов, то контролировать их стоимость сравнительно легко. В таком случае нужно внимательно следить за количеством рабочих мест. Когда приобретается какой-то дорогой софт, который требует очень сложной и дорогостоящей настройки, то это просто раздолье для тех, кто курирует данный проект. С большой вероятностью этот проект будет выполняться по откатной схеме, причем будет подготовлено на первый взгляд очень даже логичное обоснование того, что нужен именно такой софт, именно в такой конфигурации и потребуются именно такие сроки внедрения с привлечение высокооплачиваемых специалистов со стороны поставщика (или разработчика) программного продукта.

    Что касается количества закупаемых рабочих мест, то, по моему мнению, нет смысла сразу приобретать много лицензий. Только в процессе эксплуатации можно будет понять, сколько на самом деле рабочих мест нужно автоматизировать.

    Кстати, именно по этой причине, когда мы разрабатывали наш программный комплекс «ИНТЕГРАЛ», то сразу решили, что под рабочим местом мы будем подразумевать не компьютер, на котором установлена программа, а пользователя работающего с базой. Поэтому клиент может приобрести всего одно рабочее место, но установить программу хоть на сто компьютеров. При этом с одной базой одновременно сможет работать только один пользователь, но по очереди все сто. Затем по мере необходимости уже можно будет постепенно увеличивать количество рабочих мест.

    Контроль работ и услуг

    Что касается работ и услуг, то их необходимо контролировать по следующим основным параметрам:

  • цены;
  • объемы.
  • Компании могут как потреблять от внешних подрядчиков (поставщиков), так и производить (оказывать) клиентам различные виды работ (услуг). Поэтому эта деятельность также требует контроля как в части объемов, так и в части цен.

    При этом нужно учесть, что в работах тоже используются ресурсы (материальные, трудовые и т.д.). Кроме того, те, кто выполняет определенную работу или оказывает услугу, могут привлекать и других исполнителей на субподряд. Те, в свою очередь также могут использовать различные ресурсы и т.д.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При отсутствии должного контроля те, кто привлекает сторонние компании для выполнения какой-то работы или оказания услуг, могут договориться с исполнителями и «попилить» между собой ту сумму, на которую завысили стоимость контракта.

    Источники

    Контроль материальных и финансовых ресурсов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here