Момент совершения налогового правонарушения

Важная информация в статье: "Момент совершения налогового правонарушения", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Понятие «обнаружение налогового правонарушения» для целейприменения ст. 115 нк

Некорректность формулировки п. 1 ст. 115 НК РФ о дне обнаружения и составления соответствующего акта» вызвала на практике сложности в применении этой статьи. Как указывают некоторые авторы, составление акта и есть момент начала течения срока давности взыскания налоговой санкции. Однако, по нашему мнению, объективно, что дата фактического обнаружения налогового правонарушения и дата составления акта по данному правонарушению могут и не совпадать. Более того, как правильно указывает по этому поводу М.Ю. Евтеева, «между днем обнаружения налогового правонарушения и днем составления соответствующего акта не должен иметь место временной разрыв».*(189) Кроме того, как указывает по этому поводу судебная практика, день обнаружения налогового правонарушения и день составления акт должны совпадать (постановление ФАС СЗО от 06.03.2001 N А26-4098/00-02-04/222).

Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким — либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, «если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному».*(190)

Между тем, достаточно распространена практика, когда по результатам проведения камеральной проверки суды признают правомерным исчисление срока давности взыскания налоговой санкции не с момента фактического обнаружения налогового правонарушения, а с момента окончания трехмесячного срока, установленного для проведения данной проверки (постановления ФАС ВСО от 26.12.2001 N А19-12388/00-6-10-Ф02-3122/01-С1, от 07.05.2002 N А19-1523/01-42-Ф02-1078/02-С1, от 20.06.2002 N А19-2288/02-Ф02-1587/02-С1, от 14.02.03 N А19-13061/02-21-42-Ф02-162/03-С1; постановление ФАС ВВО от 26.02.2003 N А82-172/02-А/1; постановление ФАС ЗСО от 23.09.2002 N Ф04/3532-1080/А27-2002);

Ю.Л. Матюшенкова по этому поводу пишет, что «такой способ исчисления сроков имеет право на существование, если речь идет о выявлении правонарушения, требующего исследования документов на предмет выявления ошибок в подсчетах, несоответствия документов и т.п. «.*(191)

В таком случае нельзя признать обоснованным решение, в котором суд указал, что совершение налогоплательщиком налогового правонарушения может быть выявлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки в любой день в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации. В таком случае, шестимесячный срок взыскания налоговой санкции необходимо исчислять с момента истечения 3 месяцев, независимо от того, что правонарушение может быть обнаружено ранее данного срока (постановление ФАС ПО от 19.08.2004 N А 12-7436/04-С25).

Ведь по правонарушениям, предусмотренным ст. 119 НК РФ, а также по таким как несоблюдение сроков постановки на учет, сообщений об открытии (закрытии) счетов в банке и т.п. длительная проверка является совершенно излишней, поскольку сам факт нарушения норм законодательства о налогах и сборах может быть зафиксирован уже в момент подачи в налоговый орган документов. В связи с чем, исчисление срока, предусмотренного п. 1 ст. 115 НК РФ, с момента окончания трехмесячного срока, отведенного для камеральной проверки налоговой декларации, является необоснованным.

Исходя из указанного, можно сделать вывод о том, что исчисление срока давности взыскания налоговых санкций по результатам иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля каждый раз требует особого подхода. То есть, в одном случае, данный срок необходимо исчислять с момента фактического представления налоговому органу документов (налоговая декларация, уточненные расчеты по НДС и др.), на основании которых делается вывод о совершении налогового правонарушения (п. 12 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; постановление ФАС УО от 17.09.2003 N Ф09-3007/03-АК; постановление ФАС ЗСО от 16.04.2001 N 4639; ФАС ЗСО от 08.07.2002 N Ф04/2333-679/А27-2002; ФАС ЗСО от 11.06.2002 N Ф04/2103-379/А46-2002; ФАС МО от 13.03.2002 N КА-А41/1280-02).

В другом случае, данный срок начинает течь со дня, следующего за днем представления таких документов (постановление ФАС ЗСО от 14.07.2003 N Ф04/3251-503/А75-2003, постановление ФАС СКО от 22.09.2003 N Ф08-3587/2003-1386А) или с последнего установленного законом дня представления на проверку в налоговый орган необходимых документов (налоговых деклараций) (постановление ФАС ЗСО от 30.05.2001 N Ф04/1522-150/А81-2001).

Помимо указанных случаев, срок, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ, может исчисляться:

— со дня вынесения налоговым органом решения по результатам камеральной проверки (постановления ФАС СЗО от 08.05.2001 N А42-7625/00-8-1444/01, от 19.06.2003 N А05-1248/03-76/18);

— со дня выставления требования об уплате налога по результатам камеральной проверки (постановление ФАС СЗО от 15.01.2002 N А05-7853/01-390/19);

— с момента составления протокола о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (осмотра помещения налогоплательщика) (постановление ФАС СКО от 08.09.2003 N Ф08-3402/2003-1280А);

— со дня получения от регистрирующего органа информации о регистрации физического лица в качестве предпринимателя (ст. 116 НК РФ) (постановление ФАС СЗО от 16.10.2001 N А42-4545/01-16);

— с момента проведения в обособленном подразделении организации, которая не встала своевременно на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, проверки правильности применения ККМ (постановление ФАС СЗО от 13.08.2001 N А56-7044/01).

В соответствии с п. 12 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 суд, определяя момент начала течения срока давности взыскания налоговой санкции с организации — налогоплательщика за непредставление информации об открытии счета в банке, признал, что в данном случае факт несообщения налогоплательщиком об открытии счета в банке стал известен налоговому органу в день получения соответствующей информации банка.

Из этого положения исходила и ранее складывающаяся судебная практика (постановление ФАС СЗО от 04.06.2001 N А26-408/01-02-07/33).

Читайте так же:  Жалоба на акт налоговой проверки

Датой обнаружения налогового правонарушения в виде недоплаты (неуплаты) сумм налогов, уплата которых за структурные подразделения производится головной организацией на основе сводного баланса, можно считать момент обобщения налоговыми органами результатов проверки структурных подразделений и составления соответствующего сводного акта (постановление ФАС ВВО от 08.05.2002 N А82-63/01-А/2).

Как видно из приведенных примеров, единого мнения о том, какой момент считать днем обнаружения совершения налогового правонарушения, не существует. Такой однообразности и не может быть, причем даже в том случае, если имеется в виду состав, предусмотренный одной и той же статьей, поскольку в каждом из представленных примеров описана конкретная ситуация, непохожая на все остальные. Так, например, при уменьшении налоговым органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации сумм налога по лицевой карточке данного налогоплательщика днем обнаружения налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ необходимо считать день, когда налоговый орган произвел такое уменьшение, хотя в другом случае, днем обнаружения такого же налогового правонарушения будет являться день представления налоговых деклараций.

Как уже было отмечено выше, в соответствии с законодательством о налогах и сборах составление акта обязательно только по итогам выездной налоговой проверки. Тем не менее, это не означает, что составление данного документа по итогам камеральной проверки не допускается, то есть запрета на составление акта по итогам камеральной проверки не установлено. Однако, по нашему мнению, такой акт не играет никакой роли для целей исчисления срока давности взыскания налоговой санкции и исчисления срока привлечения к налоговой ответственности, если доказано, что налоговый орган обнаружил правонарушение раньше.

Между тем практике знакомы случаи, когда суды считали иначе и указывали на то, что в случае составления акта по итогам камеральной проверки днем обнаружения налогового правонарушения считается день составления данного акта. Свою позицию они обосновывали тем, что в ст. 100 НК РФ не конкретизируется вид проверки и речь идет об «акте налоговой проверки», а не об акте «выездной налоговой проверки» (постановление ФАС СЗО от 15.04.2003 N А05-13089/02-701/12).

В заключение хотелось бы обратить внимание на те ситуации, когда один налоговый орган передает все имеющиеся материалы по делу в другой налоговый орган, который завершает проведение тех или иных мероприятий налогового контроля и обращается в суд за взысканием налоговой санкции. Некоторые представители налоговых органов полагают, что в таких случаях днем обнаружения является день фактической передачи материалов из одной инспекции в другую. Между тем, как указано в одном из судебных решений: «доводы жалобы о том, что досмотр и составление протокола осуществлялось ИМНС России N 4, а затем материалы проверки были направлены в ИМНС России N 2, которой заявление о взыскании налоговых санкций в суд было заявлено до истечения шестимесячного срока с момента получения материалов проверки, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции» (постановление ФАС СКО от 08.09.2003 N Ф08-3402/2003-1280А).

Налоговые органы, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О налоговых органах в РФ» представляют собой единую систему. Поэтому момент установления факта совершения налогового правонарушения налоговым органом, проводящим проверку, признается моментом обнаружения данного факта всей системой в целом. Следовательно, неправомерно каждый раз при передаче материалов дела из одного налогового органа в другой устанавливать такой момент заново, продляя тем самым срок давности взыскания налоговых санкций.

Налоговое правонарушение и налоговая ответственность

Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Вина, противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая должна быть направлена, в том числе, на предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст.107 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 114 Кодекса налоговые санкции устанавливаются и применяются только в виде денежного штрафа, т.е. налоговая ответственность имеет имущественный характер. Однако необходимо оговориться, что оплата плательщиком налоговых санкций не освобождает его от уплаты соответствующих сумм налогов.

Привлечение плательщиков к налоговой ответственности не носит тотальный характер. Так, статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых исключает возможность привлечение лица к ответственности:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Событие налогового правонарушения – это юридический факт, который выражается в неправомерном поведении плательщика, в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.

Наличие события правонарушения обязан доказать налоговый орган. Если оно не доказано, нет оснований для привлечения лица к ответственности.

Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.

Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика.

Итак, вина плательщика является необходимым условием для привлечения его к налоговой ответственности. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены в статье 111 НК РФ. Однако данный перечень является открытым в силу того, что с 01.01.2007 года суды и налоговые органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях, получили право признавать в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, помимо тех, что указаны в статье 111 Кодекса.

Статьей 110 НК РФ определено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. И если в отношении физических лиц вопросов не возникает, то по юридическим лицам необходимо уточнить, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 №202-О отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.

Еще одним фактором, определяющим возможность привлечения к ответственности, является срок давности.

Так, согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Исчисление срока давности определено налоговым законодательством и применяется относительно конкретного налогового правонарушения.

Помимо исключения ответственности за совершение правонарушения налоговым законодательством предусмотрена также возможность смягчения санкций, если состав правонарушения носит явный характер.

Читайте так же:  Порядок получения имущественного налогового вычета

Статья 112 НК РФ предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, — это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Данный перечень, как и в случае со статьей 111 НК РФ, является открытым.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суды и налоговые органы имеют право признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.

Наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, позволяет суду снизить размер налоговой санкции не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако, не стоит забывать о том, что ответственность за налоговое правонарушение может быть не только смягчена, но и увеличена.

В силу статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим ответственность обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100 процентов.

Помимо прочего, налогоплательщик должен знать, что согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Тема 9: Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение — это виновное, противоправное деяние лица, за которое НК РФ установлена налоговая ответственность. Противоправное – это значит в нарушении законодательства о налогах и сборах. Деяние включает в себя действие и бездействие. Виновность определяется умышленным или не осторожным деянием.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

-совершение деяния, вследствие непреодолимых обстоятельств

-совершение деяния невменяемым лицом

-выполнение налогоплательщиком разъяснений финансового органа

Налоговая ответственность – это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущества имущественного характера.

Стадии налоговой ответственности:

1. Стадия возникновения налоговой ответственности. Данная стадия начинается с момента совершения налогового правонарушения и длится до момента обнаружения должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку.

2. Стадия конкретизации налоговой ответственности. Данная стадия начинается с момента обнаружения налогового правонарушения и заканчивается с момента вступления в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

3. Стадия реализации налоговой ответственности. Возникает с момента вступления в законную силу и заканчивается исполнения данного решения, либо в добровольном, либо в принудительном порядке.

Общие условия привлечения к налоговой ответственности:

-никто не может быть привлечен к налоговой ответственности иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ.

-привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной и иной ответственности.

-лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном НК РФ порядке.

-неустранимое сомнение в виновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности, толкуется в пользу это лица.

Обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности:

1. Отсутствие вины лица, в совершении налогового правонарушения.

2. Отсутствие события налогового правонарушения.

3. Совершение налогового правонарушения лицом, не достигшим 16 лет.

4. Истечение сроков давности, привлечения к налоговой ответственности.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет 3 года.

Срок давности начинает исчисляться:

1. Со дня совершения налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, кроме правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

2. Со следующего дня, после окончания соответствующего налогового периода, если совершенное налоговое правонарушение предусмотрено ст. 120 и 122 НК РФ.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность:

1. Тяжелые личные или семейные обстоятельства

2. Угроза принуждения или материальная, служебная зависимость.

3. Тяжелое материальное положение физического лица.

Обстоятельство, отягчающие налоговую ответственность – это совершение лицом правонарушения, за которое ранее привлекалось к налоговой ответственность за аналогичное правонарушения.

Налоговая санкция — это мера налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. За каждое налоговое правонарушение взыскивается отдельная налоговая санкция, без поглощения более строгой санкцией менее строгой санкцией. Если имеется хотя бы одно смягчающее обстоятельство, то размер штрафа должен быть уменьшен в 2 или более раза.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушений.

К лицу в отношении которого составлен акт налоговой проверки в праве представить в налоговый орган который проводил налоговую проверку возражения на акт в целом или в части срок подачи возражения в течении 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. К возражениям могут быть приложены любые документы подтверждающие их обоснованность. Налоговый орган, проводивший проверку обязан вынести решение либо привлечение в ответственности, либо по отказе в привлечении в ответственности в течении 10 дней со дня истечения выше указанного 15 дневного срока (в течении 25 дней со дня получения акта налоговой органа налогоплательщика). Вынесение решения должно осуществляться, с обязательным, предварительным извещении об этом налогоплательщика. Неявка лица в отношении, которого проводилась налоговая проверка, не является препятствием для вынесения такого решения.

Порядок рассмотрения материалов проверки при вынесении указанного решения.

1. Налоговый орган выясняет, совершало ли указанное в акте лицо налоговое правонарушение.

2. Устанавливает, образует ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Устанавливает, имеются ли основания для привлечения к налоговой ответственности.

4. Выявляет обстоятельства исключающие, смягчающие, отягчающие налоговой ответственность.

После того как налоговым органом совершены выше указанные действия выносятся одно из дву решений.

1. Решение о привлечении к налоговой ответственности

2. Решение об отказе привлечении к налоговой ответственности.

Как в первом, так и во втором случае в решении указывается суммы недоимки и пении которые выявлены в ходе налоговой проверки и которые должны быть уплачены налогоплательщиком.

Тема: Порядок составления акта об обнаружении фактов свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях за исключением правонарушений по ст. 120, 122, 123.

Данный порядок расписан в ст. 101.4 НК РФ.

— нарушение сроков предоставления документов об открытии расчетного счета.

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116).

— непредставление третьими лицами документов о налогоплательщике (ст. 129.1).

При обнаружении фактов указанных правонарушений составляется акт о совершении налогового правонарушения. Лицо, в отношении которого составлен акт вправе представить письменные возражения по акту, как в целом, так и в части.

Возражения подаются в течение 10 дней со дня получения акта. Указанное лицо может приложить к возражениям документы их подтверждающие.

Тема: Производство по делу о налоговых правонарушениях, по которому составляется акт в соответствии со ст. 101.4.

Акт рассматривается в течение 10 днем со дня истечения срока отведенного для предоставления возражений на акт.

Лицу, в отношении которого составлен акт должно быть заблаговременно уведомлено о времени и месте его рассмотрения.

Порядок рассмотрения материалов проверки при вынесении указанного решения.

1. Налоговый орган выясняет, совершало ли указанное в акте лицо налоговое правонарушение.

Читайте так же:  Ответственность за налоговые правонарушения совершенные налогоплательщиком

2. Устанавливает, образует ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.

3. Устанавливает, имеются ли основания для привлечения к налоговой ответственности.

4. Выявляет обстоятельства исключающие, смягчающие, отягчающие налоговой ответственность.

После того как налоговым органом совершены выше указанные действия выносятся одно из двух решений: Решение о привлечении к налоговой ответственности или Решение об отказе привлечении к налоговой ответственности.

Налоговое планирование – это процесс разработки плановых решений связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговое планирование осуществляется не после совершения какой – либо хозяйственной операции, не после налогового или отчетного периода, а до этого.

НП включает в себя:

— налоговую оптимизацию (оптимизация налогообложения) – это действие налогоплательщиков, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога или уменьшение суммы налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщиком законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или уплаты части налога или с выбором наиболее выгодных для налогоплательщика форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида и размера налога.

— оценку налоговых рисков – это оценка вероятности наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, связанных с налоговыми обязанностями, в результате действия органов власти (внесение изменений в НК, изменение судебной практики).

Одним из правовых актов позволяющим оценить налоговые риски является ППВС РФ от 12.10.2006г. №53 в котором дано определение налоговой выгоды и перечислены признаки необоснованной налоговой выгоды.

Признаки необоснованной налоговой выгоды:

— у налогоплательщика нет ресурсов для выполнения необходимого объема работ, а по документам работы были выполнены.

— использование посредников при осуществлении хозяйственной операции.

Досудебный порядок защиты прав налогоплательщика.

Данный порядок регулируется ст. 101.2, 139 – 141.

После того, как налоговый орган вынес решение о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе к привлечению налоговой ответственности, налогоплательщик вправе его обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик не может обратится в суд, пока не обжалует решение в вышестоящий налоговый орган.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 606 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ ( гл. 15 — 18 ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры ( гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные ( ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120 , 122 и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19 , 20 НК , а именно ст. 137 , частично 138 , о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ( ст. 101.3 НК ).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).
Читайте так же:  Подоходный налог 15000

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

  • нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК « , ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
  • фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
  • процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:

  • стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
  • угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение — для физического лица;
  • иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.

Отягчает ответственность рецидив нарушения.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Момент определения начала исчисления срока давности взыскания налоговых санкций за правонарушения с формальным составом

Автор: Евсеев Артем

2006-03-05

Статья опубликована в журнале «Налоговые споры: теория и практика», март 2006 г.

Институт юридической ответственности в целом и налоговой ответственности в частности неразрывно связан с таким понятием, как срок давности привлечения к ответственности. Несмотря на то, что часть первая НК РФ действует уже более семи лет, «камнем преткновения» налоговых органов и налогоплательщиков является порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушений.

Настоящая статья посвящена одному из спорных элементов исковой давности — определению момента начала исчисления срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушений с формальным составом, т. е. за такие правонарушения, ответственность за которые наступает вне зависимости от наступления вредных последствий. Примером такого правонарушения может стать норма ст. 119 НК РФ предусматривающая ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации.

Согласно существующей сейчас точке зрения срок давности взыскания налоговой санкции следует исчислять либо с момента фактического представления декларации, либо с момента составления акта выездной проверки. Между тем, в данной статье будет дана попытка обосновать иной порядок — исчислять срок давности взыскания санкций, начиная с последнего дня, в котором налогоплательщик должен был исполнить свою обязанность (например сдать декларацию), так как именно в этот день он совершил правонарушение — не исполнил обязанность в срок, при этом момент совершения правонарушения будет совпадать с моментом начала исчисления срока взыскания налоговых санкций. Фактически, определяя срок давности взыскания налоговой санкции за совершение правонарушений с формальным составом, в том случае, если налоговому органу, необходимо применять общие критерии, установленные гражданским законодательством, и исчислять его не только с момента, когда лицо узнало о правонарушении, но и с того момента, когда оно должно было о нем узнать.

В ст. 119 НК РФ предусматривается ответственность налогоплательщика за несвоевременное представление налоговой декларации, при этом мера ответственности зависит от величины срока пропуска такого представления.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» срок давности привлечения к ответственности по ст. 115 НК РФ за совершение правонарушений по ст. 119 НК РФ является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Проблема исчисления срока давности привлечения к налоговой ответственности дискуссионная изначально: налогоплательщики — физические и юридические лица заинтересованы в его сокращении, тогда как государственные органы — в увеличении. В настоящее время наибольший спор вызывает определение момента начала его отсчета при совершении правонарушений с формальным составом.

Судебная практика относительно определения момента, с которого начинает исчисляться срок давности взыскания санкций по ст. 119 НК РФ, исходит из того, что его следует определять со дня, когда налоговый орган по результатам выездной проверки составил акт об обнаружении правонарушения, либо с момента фактического представления налоговой декларации с пропуском срока. При этом началом исчисления срока давности считается наиболее ранняя из указанных выше дат. Аргументируя свою позицию, суды ссылаются на следующее:

1. В соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. То есть закон связывает момент начала исчисления срока давности только с моментом обнаружения. Прямое указание на возможность исчислять срок с иного момента (например, с момента, когда налоговый орган не только узнал, но и должен был узнать о совершенном правонарушении) в законе отсутствует.

2. В п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 указано: «учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления».

Применяя вышеуказанное Постановление ВАС РФ, суды указывают, что моментом обнаружения правонарушения необходимо считать день представления декларации или проведения проверки, так как именно в это время налоговый орган узнает о совершенном правонарушении. По мнению судов, в более ранние сроки налоговый орган не может узнать о совершенном правонарушении 1 .

Однако с данными выводами согласится нельзя, так как они сделаны без учета следующих оснований:

1. Состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 119 НК РФ, является формальным, а значит, для того чтобы правонарушение считалось оконченным, наступления определенных последствий не требуется.

Даже если непредставление декларации не повлекло никаких последствий, а сумма, указанная в декларации, равна нулю, налогоплательщик все равно привлекается к ответственности в размере 100 руб., так как это прямо установлено ст. 119 НК РФ как минимальный штраф, наложение которого необходимо в любом случае.

Налогоплательщик не будет освобожден от ответственности и в том случае, если уплатит всю сумму налога в установленный срок, но сдаст налоговую декларацию с нарушением сроков. В этом случае налогоплательщик также будет обязан уплатить штраф 2 .

Читайте так же:  Неуплата налога в таджикистан

2. Обязанность представлять налоговые декларации, например по НДС, не поставлена в зависимость от необходимости уплаты налога. Так в решении ВАС РФ от 03.02.2004 № 16125/03 указано, что «отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода объекта обложения и (или) суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления декларации по налогу на добавленную стоимость». Таким образом, обязанность представления декларации по НДС является периодической, возникающей ежемесячно в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 174 НК РФ), либо ежеквартально.

3. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 113 НК РФ «исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 настоящего Кодекса». Так как рассматриваемое правонарушение не относится к исключениям, приведенным в названных статьях, срок давности за его совершение должен исчисляться со дня совершения правонарушения.

В случае со ст. 119 НК РФ день совершения правонарушения — это последний день срока, в течение которого налогоплательщик должен был представить декларацию, так как именно в этот, последний день он не выполнил предписания закона, не отправил необходимые сведения.

Следовательно, учитывая формальный состав данного правонарушения, момент обнаружения налогового правонарушения, должен совпадать с моментом начала исчисления давности привлечения налогоплательщика к ответственности.

Таким образом, моментом обнаружения такого правонарушения должен считаться последний день срока исполнения обязанности по представлению необходимых документов.

Данный вывод также обусловлен толкованием понятия «обнаружение», изложенным в ст. 115 НК РФ как момент, когда «налоговый орган узнал или должен был узнать о правонарушении». По мнению автора, обнаружение может быть как активным, так и пассивным. Ведь, если налоговый орган знает, что документ должен быть предоставлен ему первого числа, но первого числа ничего не получает, говорить, что он этого не обнаружил, наверное нельзя.

4. Кроме того, исчисление срока давности с момента фактического представления декларации ставит налогоплательщика и налоговый орган в неравное положение. Так, согласно абз. 2 ст. 79 НК РФ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Это положение коррелирует со ст. 200 ГК РФ, устанавливающей общий подход к определению начала течения сроков исковой давности, а также с совместным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

Следовательно, оспариваемая трактовка ст. 119 НК РФ ставит налоговые органы в преимущественное по отношению к налогоплательщикам положение, позволяя им отдалять исчисление пресекательного срока и фактически увеличивать его, что противоречит ст. 19 Конституции РФ, указывающей о равенстве всех перед законом и судом. При этом необходимо учитывать положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которыми все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Предлагаемый автором порядок исчисления срока давности взыскания налоговых санкций при формальном составе правонарушения суды используют применительно к положениям ст. 93 НК РФ за несвоевременное представление истребуемых в рамках налоговой проверки документов, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ 3 . При этом суды указывают, что срок давности взыскания санкций исчисляется не с момента получения истребуемых документов, а в день, когда такие сведения должны были быть представлены с учетом сроков на почтовый пробег, считая его с последнего дня истечения срока.

Необходимо отметить, что по своему смыслу ответственность по ст. 93, 126 НК РФ за непредставление документов, напрямую истребуемых налоговым органом, аналогична ситуации со ст. 119 НК РФ. Единственным отличием является то, что в случае со ст. 93 документы истребует налоговый орган, а в случае со ст. 119 — закон. Между тем сходным является то, что это формальные составы правонарушений, и то, что в обоих случаях налоговый орган точно знает сроки представления документов и сроки исполнения обязанностей.

Такой подход правоприменителя к толкованию ст. 93, 126 НК РФ как раз и означает, что установленное ст. 115 НК РФ понятие «обнаружение» толкуется как момент, когда налоговый орган не только узнал, но и должен был узнать и правонарушении.

5. При нарушении сроков представления документов, истребуемых налоговым органом по ст. 93 НК РФ, суды учитывают контрольные сроки пробега почтовой корреспонденции, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 472 «Об утверждении нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции», и порядок получения документов в электроном виде, изложенный в Приказе МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Действительно, если понятие «обнаружение» учитывает момент, с которого налоговый орган должен был узнать о совершенном правонарушении, то учет сроков пробега корреспонденции необходим, поскольку ранее налоговый орган не мог узнать о совершенном правонарушении, считая, например, что декларация отправлена, но еще не доставлена.

Так как время пробега больше времени отправки электронного сообщения, то необходимо использовать именно его, что является надлежащей защитой прав налогового органа.

Допустим, например, что некоторая фирма в январе не выполнила обязанность, предусмотренную ст. 23, 80, 174 НК РФ, и не сдала в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларацию по НДС. Учитывая, что данная обязанность является периодической, ее неисполнение должно быть выявлено налоговым органом в последний день срока, необходимого для представления декларации, с учетом времени, необходимого на пробег почтовой документации. Значит, срок привлечения к ответственности включает в себя период с 20 января по 20 июля, по истечении которого юридическое лицо привлечению к ответственности не подлежит.

Таким образом, состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 119 НК РФ, является формальным и для того, чтобы правонарушение считалось оконченным, наступления определенных последствий не требуется. При таких обстоятельствах срок давности привлечения к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, как, впрочем, и за все правонарушения с формальным составом, должен исчисляться со дня фактического совершения правонарушения, с учетом контрольных сроков пробега почтовой корреспонденции. В случаях с правонарушениями по ст. 119, 126 НК РФ — это последний день срока исполнения обязанности по представлению необходимых документов, плюс контрольные сроки пробега почтовой документации.

1 Подобные доводы изложены, в частности, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 № Ф04-1277/2005(9407-А70-7) и от 10.10.2005 № Ф04-6999/2005(15444-А27-6), ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2005 по делу № А33-2810/2005-Ф02-5200/05-С1.

2 Пункт 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, постановление ФАС Уральского округа от 09.03.2005 № Ф09-663/04АК.

Видео (кликните для воспроизведения).

3 См., напр.: постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 по делу № А38-2265-12/11-2005, ФАС Уральского округа от 25.08.2005 № Ф09-3672/05-C2.

Источники

Момент совершения налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here