На какой счет списать штраф налоговой

Важная информация в статье: "На какой счет списать штраф налоговой", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

1С штраф ГИБДД: проводки

Здравствуйте, нам в офис пришло письмо с фотографией автомобиля нашей компании с квитанцией на штраф за превышение скорости. За рулем в этот день был один из наших водителей, в обязанности которого входит доставка имплантов в отделения нашей стоматологии. Автомобиль зарегистрирован на организацию. Водитель по окончании рабочего дня ставит автомобиль себе домой. Судя по времени, скорость была превышена в нерабочее время, когда сотрудник возвращался с работы домой. Скажите, кто в данном случае должен оплатить этот штраф: наша фирма или водитель? Ведь нарушение произошло в нерабочее время… Почему мы должны его оплачивать? Есть ли возможность перевести на недобросовестного водителя штраф гибдд? Бухпроводки в 1с 8.3 будут выглядеть так:

Дт 91.02 Кт 76.02 – отражаем расход в виде суммы штрафа

Дт 76.02 Кт 51 – уплата штрафа нашей фирмой.

А как это будет выглядеть, если штраф согласится оплатить работник?

Здравствуйте. Вообще по идее он должен оплачивать данный штраф, потому что нарушение было допущено по окончании рабочего дня, да, и это его косяк, а не вашей организации. В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. К такому ущербу относятся, в числе прочего, и суммы штрафа (Письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1), уплаченного работодателем из-за совершения работником административного правонарушения. В соответствии со ст. 241 ТК РФ материальная ответственность водителя ограничена средним месячным заработком. При этом такие штрафы не суммируются. Взыскать ущерб с работника можно по письменному распоряжению (приказу) руководителя организации. В соответствии со ст. 248 ТК РФ такой приказ должен выйти не позднее 1 месяца с даты получения квитанции работодателем.

Штраф ГИБДД проводки в 1с 8.3:

Дт 91.02 Кт 76.02

Дт 73.02 Кт 91.01 – отражаете принятие работником на себя обязательства возместить вам причиненный ущерб

Дт 50.01 Кт 73.02 – отражаете внесение работником суммы в кассу организации.

Организация уплатила административный штраф: отражение в учете

Как наложенный контролирующими органами на организацию административный штраф отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли учитывать сумму административного штрафа в целях налогообложения прибыли? Как сумма штрафа отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (часть 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Таким образом, расходы на уплату административных штрафов не могут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Пункт 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация), утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/[email protected], устанавливает, что по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации отражаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Учитывая, что административный штраф уплачивается в силу требований законодательства, а не вследствие нарушения договорных или долговых обязательств, а также то, что суммы данного штрафа не принимают участия при формировании налогооблагаемой прибыли, считаем, что они не подлежат отражению по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации, равно как и в других ее строках.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Читайте так же:  Возврат налога по рецепту

Учитывая изложенное, полагаем, что организация правомерно отражала в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате административного штрафа:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76
— начислен административный штраф;

Дебет 76 Кредит 51
— административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Подчеркнем, что данные регистров бухгалтерского учета не всегда могут напрямую использоваться для целей ведения налогового учета и формирования Декларации в силу наличия различных правил квалификации видов доходов и расходов и порядка их признания. Для этого регистры бухгалтерского учета следует «адаптировать» к требованиям главы 25 НК РФ, например, дополнив необходимыми реквизитами (ст. 313 НК РФ).

Отметим, что существует позиция, согласно которой суммы административных штрафов следует отражать по аналогии с суммами штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, то есть непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» (п. 15 ПБУ 10/99, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

21 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отражение в бухгалтерском учете штрафов за нарушение налогового законодательства

В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:

    неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее — Уведомление), совершенных в календарном году;

    представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).

    Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.

    За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

    Бухгалтерский учет

    В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

    Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

    В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.

    Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

    При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

    Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).

    Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

    В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

    На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 «Прочее» отчета о финансовых результатах.

    С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:

    Читайте так же:  Райффайзенбанк возврат налоговых вычетов

    Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налоговые санкции»
    — отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;

    Дебет 68, субсчет «Налоговые санкции» Кредит 51
    — отражена оплата штрафа.

    Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.

    Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Рекомендуем ознакомиться с материалом:

    — Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

    Ответ прошел контроль качества

    15 февраля 2017 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Правила бухучета штрафов по налогам и договорам

    Компанию могут оштрафовать налоговые органы, к примеру, за несвоевременную сдачу отчетности. Штрафы могут предъявить контрагенты за нарушение условий договоров. Может случиться и обратное — организация сама получит денежную компенсацию от поставщика, который вовремя не отгрузил товар. Учет санкций в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

    Новая позиция

    Однако в комментируемом письме (от 08.05.14 № 02-08-12/22232) специалисты Минфина сделали противоположный вывод: требование о бесспорном списании пеней и штрафов по налогам и сборам удовлетворяется в ту же очередь, что и поручения инспекции на уплату налогов, то есть в третью очередь. Обоснование такое. Пунктом 4 статьи 46 НК РФ установлено, что поручение инспекции на перечисление сумм налога подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством. А согласно пунктам 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения данной статьи Налогового кодекса применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, установленных НК РФ.

    В этом же письме чиновники напомнили, что платежные поручения самих налогоплательщиков (то есть добровольная уплата задолженности по налогам и сборам) исполняются в пятую очередь. См. также «Минфин сообщил, какую очередность платежа указывать в платежке при перечислении налогов и взносов».

    Особенности отражения в бухгалтерском учете налоговых санкций

    Никто не застрахован от ошибок. К сожалению, российское законодательство позволяет наказать организацию и должностных лиц не только за свои ошибки, но и за действия тех, с кем мы работаем – наших контрагентов. И прежде, чем начать разговор об учете санкций, давайте определимся, что же они из себя представляют.

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (часть 1 ст. 106 НК РФ).

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 107 НК РФ).

    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 114 НК РФ).

    Итак, налоговые санкции – это штраф, который налоговые органы накладывают за нарушение налогового законодательства. Пени к ним не относятся. Но, поскольку организациям приходится платить и то, и другое, расскажем, как следует отразить такие начисления в бухгалтерском учете, а также об особенностях отражения в бухгалтерском учете административных штрафов.

    Штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений существуют давно, а единого подхода к их учету в бухгалтерском учете до сих пор нет, вернее, специалисты не всегда соглашаются с мнением Минфина России.

    Минфин в письме от 15.02.2006 № 07-05-06/31 предлагает суммы причитающихся налоговых санкций отражать на счете 99 «Прибыли и убытки». Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обратимся к другим документам. В приказе Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» указано, что счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного периода отражаются:

    • прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
    • сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

    Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в п. 83 подтверждает данные положения.

    В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

    В отчете о прибылях и убытках по строке «Прочее» отражаются в том числе и штрафные санкции, уплачиваемые организациями за нарушения налогового и иного законодательства, а также доначисления (суммы к уменьшению) по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды в связи с выявлением несущественных ошибок (п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

    И вроде бы все понятно, делаем следующую проводку:

    • Д-т счета 99 «Прибыли и убытки», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – при начислении штрафных санкций.

    При перечислении их в бюджет:

    • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».
    Читайте так же:  Список документов на возврат процентов по ипотеке

    Однако некоторые эксперты считают, что подобным образом нужно учитывать только штрафные санкции по налогу на прибыль. Штрафные санкции, не связанные с исчислением налога на прибыль, следует учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы», так как санкции по налогам, за исключением налога на прибыль, являются прочими расходами, что соответствует ПБУ 10/99 «Расходы организаций». В таком случае начисление и перечисление штрафных санкций оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

    • Д-т счета 91-1 «Прочие доходы и расходы», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
    • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».

    При этом следует помнить, что суммы перечисляемых в бюджет санкций не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) независимо от того, в корреспонденции с каким счетом сделана проводка в бухгалтерском учете. Поэтому организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» должны учесть следующее.

    При выборе первого способа отражения операции по начислению штрафа различий в порядке признания доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает. При этом способе условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной без учета суммы штрафа (п. 20 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

    При выборе второго способа отражения операции по начислению штрафа его сумма в бухгалтерском учете включается в состав расходов. Это значит, что условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной с учетом суммы прочего расхода в виде штрафа (п. 20 ПБУ 18/02).

    Так как в налоговом учете данный расход не учитывается, у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (абз. 2 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Возникновение постоянного налогового обязательства отражается записью по дебету счета 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)», и кредиту счета 68.

    Штраф может быть административным, наложенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на основании п. 1 ст. 23.5 налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 14.5, ст. 15.1, 19.7.6 КоАП РФ.

    Например, организацию могут оштрафовать за неприменение ККТ. Начисление и уплату данного штрафа необходимо отразить следующими бухгалтерскими проводками:

    • Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Уплата штрафа отражается:

    • Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», К-т счета 51 «Расчетные счета».

    Сумма административного штрафа, подлежащая уплате организацией, учитывается в составе прочих расходов на основании п. 11 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

    Следует отметить, что организация должна оплачивать только те санкции, которые наложены на предприятие, а не на конкретное физическое лицо. Должностные лица оплачивают наложенные на них штрафные санкции за счет собственных средств. В противном случае организация, оплатившая такой штраф, выплатила доход физическому лицу и должна исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ, т.е. удержать с оплаченной суммы налог и перечислить его в бюджет. Кроме того, ей придется начислить на оплаченную сумму и страховые взносы (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

    Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням

    Виды существующих штрафных санкций

    Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

    1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
    2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

    Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

    Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

    Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

    Суть вопроса

    Полгода назад изменилась очередность списания денег с заблокированных счетов (см. «Принят закон, корректирующий очередность списания денежных средств со счета должника»). Согласно поправкам в статью 855 Гражданского кодекса (внесены Федеральным законом от 02.12.13 № 345-ФЗ) при недостаточности средств на счете порядок списания следующий:
    — в первую очередь перечисляются средства по исполнительным документам на оплату алиментов и на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;
    — во вторую очередь списываются средства по исполнительным документам на взыскание зарплаты по трудовому договору (контракту), вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, выходных пособий;
    — в третью очередь списываются средства: по платежным документам на выплату зарплаты; по поручениям контролирующих ведомств «на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов», а также страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС;
    — в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
    — в пятую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

    Согласно указанной норме в третью очередь списываются средства на уплату налогов по поручениям контролирующих органов. А вот списание средств в счет уплаты пеней и штрафов по поручениям инспекторов в третьей очереди не упомянуто. Означает ли это, что такие платежи относятся к пятой очереди?

    Читайте так же:  Изменение налогов для ип

    Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

    Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

    Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

    То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

    • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
    • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

    Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

    Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

    Штрафы и пени по налогам

    Проводки будут такими:

    Дебет 99 Кредит 68 (69) — начислен штраф по налогу (страховым взносам).

    Дебет 68 (69) Кредит 51 — перечислен штраф по налогу (страховым взносам).

    Важно! Налоговые штрафы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

    Кроме штрафных санкций, за просрочку платежа контролирующие органы могут начислить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 75 НК РФ). Пени = Недоимка по налогу x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования. Пени начинают начисляться со следующего дня после наступления срока уплаты налога.

    По мнению ФНС, пени нужно начислять вплоть до дня погашения недоимки по налогам, включая и сам этот день (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Суды и Минфин не согласны с таким подходом (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Арбитры и финансисты считают, что за день погашения задолженности пени начислять неправомерно.

    Важно! С 01.10.2017 при просрочке более 30 дней пени начисляются исходя из 1/150 ставки рефинансирования (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

    Чаще всего бухгалтеры списывают пени на счет 99:

    Дебет 99 Кредит 68 — начислены пени.

    Некоторые специалисты считают, что пени нужно относить на счет 91.

    Организации предстоит самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить соответствующие правила в учетной политике. Обратите внимание, что пени по своей экономической сути схожи со штрафами. А для учета штрафов предназначен счет 99. Но если компания учитывает пени на счете 91, то нужно отражать постоянное налоговое обязательство (по требованиям ПБУ 18/02).

    ИФНС выставила в адрес ООО «Меч» требование об уплате пеней в размере 620 рублей. В учетной политике ООО «Меч» закреплено, что пени отражаются на счете 91. Компания отразит операцию такими проводками: Дебет 91-2 Кредит 68 620 — начислены и отражены в учете пени; Дебет 99 Кредит 68 124 — рассчитано постоянное налоговое обязательство (620 x 20 %).

    Какие по административному штрафу проводки необходимы в налоговом учете и бухгалтерском?

    Добрый день, за последний месяц пришло два постановления о привлечение к административной ответственности по ч.1 ст. 15.3 КоАП РФ-за несвоевременное представление документов о постановке на налоговый учет и ч.3 ст.18.15 КоАП – за несвоевременное уведомление миграционной службы о заключении трудового договора с иностранным сотрудником. Ранее нам не приходилось сталкиваться с такими видами санкций, в связи с чем, возникает вопрос относительно начисления административного штрафа бухгалтерскими проводками и о том, какие проводки в налоговом учете, а также можно ли признать данные расходы при исчислении налога на прибыль. Спасибо

    Ekaterina_, здравствуйте. Для начала хотел бы обратить внимание, что первое правонарушение предусматривает наложение административного штрафа на должностное лицо. Поэтому в бухучете по данному административному штрафу проводки никакие делать не нужно, также как и производить оплату штрафа. В данном случае должностному лицу необходимо самостоятельно оплатить данную санкцию личными денежными средствами. Если вдруг Вы решите оплатить данный административный штраф за счет средств организации, то это будет расценено как выплата дохода физическому лицу, с которой необходимо удержать и уплатить в бюджет НДФЛ, т.е. исполнить функцию налогового агента. Помимо НДФЛ нужно будет произвести начисление и оплату страховых взносов. В связи с чем, во избежание указанных последствий – передайте данное постановление своему должностному лицу, если у Вас нет возможности не платить данный штраф, в случае соблюдения налогового законодательства, то есть, если у Вас есть подтверждение, что Вы направили уведомление о постановке на учет в регламентированные сроки.

    По Вашему второму вопросу: здесь уже другая ситуация, к ответственности привлекается организация. Проводки по административному штрафу по постановлению необходимо делать в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», а точнее субсчет 91.2 «Прочие расходы». Таким образом, штраф за административное правонарушение в проводках отражается так:

    Дебет счета 91.2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета».

    Об отражении штрафов в бухгалтерском учете на сайте есть интересная статья, рекомендую к прочтению «Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням», ссылка на статью https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/buhgalterskie-provodki-po-shtrafam-i-penyam/

    Административный штраф в бухгалтерских проводках в 1с 8.3 будет выглядеть также.

    В отношении налогового учета, напомню, что штрафы, которые перечисляются в бюджет, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, на основании п.2 ст. 270 НК РФ. Таким образом, на сумму штрафа у Вас будет сформировано постоянное налоговое обязательство, т.к. в бухгалтерском учете у Вас есть расход, а в налоговом учете данного расхода нет, на данную разницу будет сделана проводка Дебет 99 Кредит 68, если Вы пользуетесь 1с – это все будет сделано автоматически регламентной операцией «Закрытие месяца».

    Читайте так же:  Закон о неуплате подоходного налога

    Минфин разъяснил, в какой очередности с заблокированного счета по поручению налоговиков списываются средства на уплату пеней и штрафов

    Налоги, а также пени и штрафы по ним, перечисляемые на основании поручений налоговых органов, относятся к платежам третьей очереди. Об этом сообщил Минфин России в недавно опубликованном письме от 08.05.14 № 02-08-12/22232.

    Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

    Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

    • решения по результатам проведенной проверки;
    • требования об уплате налогов (взносов).

    Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который План счетов бухучета рекомендует на счете 99. Однако не будет нарушением и использование для этой цели счета 91 (допускающего расширение перечня перечисленных в Плане счетов бухучета прочих расходов) при условии отделения их в аналитике от штрафных санкций, начисляемых в пользу контрагентов. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

    Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

    Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

    • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
    • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

    Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

    Неустойка по договору поставки

    Штраф можно предъявить как покупателю, так и поставщику товара в таких ситуациях:

    1. Поставщик нарушил сроки поставки товара, указанные в договоре.

    2. Покупатель не оплатил товар в сроки, прописанные в договоре поставки.

    Чаще всего нарушитель платит пени, рассчитанные за каждый день просрочки платежа. При нарушении условий договора виновная сторона должна заплатить неустойку согласно договору. Компания, права которой нарушены, выставляет в адрес виновной организации письменное требование (претензию) об уплате неустойки (ст. 331 ГК РФ). Стороны могут договориться о переносе сроков выплаты штрафа, подписав дополнительное соглашение.

    Нередко нарушитель договора отказывается платить штраф. В таком случае можно подать иск в суд. Если суд вынесет положительное решение, контрагент будет обязан выплатить штраф. Скорее всего, нарушителя обяжут возместить судебные издержки и государственную пошлину, уплаченную истцом за рассмотрение дела в суде.

    Учет у пострадавшей стороны

    В налоговом учете полученная пострадавшей стороной неустойка отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими доходами (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

    Проводки будут такими:

    Дебет 76 Кредит 91.01 — отражена сумма неустойки в учете

    Дебет 91.02 Кредит 68 — отражена госпошлина за рассмотрение иска в суде

    Дебет 76 Кредит 91.01 — сумма госпошлины по решению суда предъявлена к возмещению нарушителем

    Дебет 51 Кредит 76 — сумма неустойки поступила на расчетный счет

    Учет у нарушителя

    В налоговом учете сторона договора, допустившая нарушение, включает неустойку в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

    В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99).

    Проводки будут такими:

    Дебет 91.02 Кредит 76 — начислена неустойка

    Дебет 76 Кредит 51 — сумма неустойки перечислена пострадавшей стороне.

    ООО «Глобус» отгрузило ООО «Меч» электростанцию на сумму 826 000 рублей, в том числе НДС — 126 000 рублей. ООО «Меч» по условиям договора должно заплатить за товар до 15.05.2017 включительно. Деньги на счет ООО «Глобус» поступили 25.05.2017. Размер неустойки составляет 0,3 % от суммы договора за каждый день просрочки. Начисление неустойки начнется с 16.05.2017. Неустойка = 826 000 х 0,3 % х 10 дней = 24 780 рублей. ООО «Глобус» отразит неустойку в составе внереализационных доходов: Дебет 76 Кредит 91.01 — 24 780 ООО «Меч» отразит неустойку в составе внереализационных расходов: Дебет 91.02 Кредит 76 — 24 780

    Прежняя позиция Минфина

    Из более раннего письма Минфина от 19.02.14 № 03-02-07/1/6932 можно было сделать вывод, что пени и штрафы за нарушение налогового законодательства списываются в пятую очередь. Как заявили чиновники, пункт 2 статьи 855 ГК РФ не предусматривает, что денежные средства в счет погашения задолженности по пеням и штрафам на основании поручений налоговых органов перечисляются в третью очередь. А списание средств по платежкам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется в пятую очередь.

    Итоги

    Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

    • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
    • при несоблюдении требований налогового законодательства.

    И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

    • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
    • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

    Источники

    На какой счет списать штраф налоговой
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here