Налог за пользование водными ресурсами

Важная информация в статье: "Налог за пользование водными ресурсами", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Как заполнить справку об авансовых платежах по «налогу на воду» за 2020 год

Сроки сдачи справки об авансовых платежах и их уплаты

В течение налогового периода – календарного года налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами. Эта норма не распространяется на:

  • сельхозпредприятия;
  • юридических лиц – нерезидентов, действующих через ПУ;
  • дехканские хозяйства.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту водопользования или водопотребления справку о сумме налога за текущий календарный год в следующие сроки:

  • вновь созданные – не позднее 30 дней с даты госрегистрации;
  • налогоплательщики, у которых обязательства по налогу возникли в течение налогового периода, – не позднее 30 дней с даты возникновения налогового обязательства;
  • остальные – до 20 января текущего налогового периода (т.е. по НК последний день сдачи – 19 января). Но так как 19 января 2020 года – выходной день, последним днем представления справки за 2020 год является следующий за ним рабочий день – 20 января 2020 года.

Авансовые платежи уплачивают:

  • юрлица, за исключением плательщиков налога с оборота, у которых сумма налога за налоговый период превышает 200 БРВ, – не позднее 20 числа каждого месяца в размере 1/12 части годовой суммы налога;
  • юрлица, не являющиеся плательщиками налога с оборота, у которых сумма налога за налоговый период составляет менее 200 БРВ, а также плательщики налога с оборота и индивидуальные предприниматели – не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога.

200 БРВ в январе 2020 года равен 44 600 000 сум. (223 000 х 200).

По какой форме сдавать справку об авансовых платежах

Справка о предполагаемой сумме налога на пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.

В системе приема налоговой отчетности (my.soliq.uz ) размещены рекомендуемые формы справки за 2020 год, из которых нужно выбрать подходящую для вас форму.

Как подготовить информацию для заполнения справки

Авансовые платежи рассчитываются исходя из предполагаемой налоговой базы (объема использования воды) и соответствующих налоговых ставок.

Чтобы заполнить справку, необходимо определить следующие показатели:

1. Предполагаемый объем использования воды, подлежащий налогообложению (в кубических метрах).

Этот показатель вам помогут рассчитать технические специалисты вашей организации исходя из:

  • запланированного объема производства на 2020 год, норм расхода водных ресурсов;
  • объемов использованной воды в предыдущие годы – с учетом текущих потребностей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Не включайте в расчеты следующие водные ресурсы, которые не являются объектом налогообложения:

1) водные ресурсы, используемые некоммерческими организациями в рамках осуществления некоммерческой деятельности;

2) минеральные подземные воды, используемые учреждениями здравоохранения в лечебных целях, за исключением объема воды, использованного для реализации в торговой сети;

3) подземные воды, извлеченные в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, за исключением объема воды, использованного для производственных и технических нужд;

4) подземные воды, извлеченные из шахтного водоотлива попутно с добычей полезных ископаемых и обратно закачиваемые в недра для поддержания пластового давления, за исключением объема воды, использованного для производственных и технических нужд;

5) водные ресурсы, используемые для действия гидравлических турбин гидроэлектростанций;

6) водные ресурсы, обратно сливаемые тепловыми электрическими станциями и тепловыми электроцентралями;

7) водные ресурсы, используемые для промывки засоленных земель сельхозназначения, в пределах объемов промывной нормы, утвержденной уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления.

Объем

Объем воды, забранной из поверхностных и подземных источников, определяйте на основании показаний водоизмерительных приборов.

Если водоизмерительные приборы, установленные на вашем предприятии, позволяют вести раздельный учет воды, забранной из поверхностных и подземных источников, предполагаемый объем использования определяйте раздельно по обоим видам источников.

Если водоизмерительных приборов нет, предполагаемый объем использования воды определяйте исходя из лимитов водозабора из водных объектов, технологических и санитарных норм потребления воды, норм полива посевов и зеленых насаждений или других применимых методов.

Налоговая база

Если вы используете воду из водопроводной сети, куда вода поступает из поверхностных и подземных источников, налоговую базу определяйте исходя из соотношения объемов воды.

Соотношение на каждый календарный год представляют в налоговые органы юрлица – поставщики воды до 15 января текущего налогового периода. В свою очередь налоговые органы в течение трех дней доводят эти данные до налогоплательщиков.

2. Предполагаемый объем использования водопроводной воды.

Если вы используете воду из водопроводной сети, определите предполагаемый объем использования воды исходя из процентного соотношения поверхностных и подземных источников, информацию о котором представляют организации – поставщики.

Так, ГУП «Сувсоз» г. Ташкента сообщило о процентном соотношении поверхностных и подземных вод в водопроводной воде на 2020 год:

  • поверхностные воды – 90,1%;
  • подземные воды – 9,9%.

3. Налоговые ставки исходя из сферы деятельности вашего предприятия.

Налоговые ставки для поверхностных и подземных источников в пределах установленного лимита устанавливаются в абсолютной величине за один кубический метр. Размер налоговых ставок устанавливается Законом о Государственном бюджете.

Ставки налога на 2020 год утверждены Законом от 9 декабря 2019 года №ЗРУ-589 ( приложение №11 ):

СТАВКИ
налога за пользование водными ресурсами

N

Плательщики

Читайте так же:  Стандартный имущественный вычет

Ставка за 1 куб. метр (сум.)

Поверхностные источники водных ресурсов

Подземные источники водных ресурсов

Предприятия всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2 — 6), дехканские хозяйства (юридические и физические лица), а также физические лица, использующие водные ресурсы в процессе предпринимательской деятельности

Предприятия промышленности (за исключением указанных в пунктах 3 — 6)

Предприятия, специализирующиеся на мойке автотранспортных средств

Налог за пользование водными ресурсами

Российский налоговый курьер, N 12, 2007 год
Рубрика: Налоговое администрирование. Ресурсные и имущественные налоги

Р.Л.Кошкин
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
В.В.Петрунин
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России.

Договор водопользования

Введенная с 2007 года неналоговая плата за пользование водными объектами взимается с водопользователей, которые заключили соответствующие договоры. Договор водопользования заключается между водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности находится водный объект. Договор признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре (ст.12 Водного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 установлено, что государственный реестр договоров пользования водными объектами и государственный водный кадастр ведет Федеральное агентство водных ресурсов.

В соответствии со статьей 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Кто платит?

Объекты водного налога – это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

Расчет налога к уплате

При расчете налогового платежа для всех видов водопользования, кроме водоснабжения населения, сначала необходимо рассчитать действующую ставку. Ежегодно происходит индексация базовой ставки, установленной на водный налог: коэффициент 2020 года установлен в размере 1,75.

Если вода забирается из подземных источников для дальнейшего бутилирования и продажи, то ставка увеличивается в 10 раз.

Далее расчет производится по формуле:

Важно помнить о лимитировании забора воды и с объемов превышения исчислять налог в пятикратном размере.

При невозможности налогоплательщиком организовать учет объема забора расчет следует производить по формуле:

Для расчета налогового платежа при водоснабжении населения установлена особая ставка и особый порядок расчета. Исходя из установленной ставки на текущий год и объема изъятого ресурса, в 2020 году расчет необходимо производить так:

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая). Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике – ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

Отчетность

Как для любого налогового платежа, для плательщиков установлена соответствующая отчетность. Декларация утверждена Приказом ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-3/[email protected]

Предоставлять ее необходимо ежеквартально по месту нахождения объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Водный налог. Расчет водного налога. Объекты водного налога

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог. Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения. Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Читайте так же:  Ставка единого налога для ип

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Водный налог 2020: ставки

Видео (кликните для воспроизведения).

Статьей 333.12 устанавливаются ставки водного налога в 2020 году; таблица базовых тарифов пункта 1 указанной статьи дифференцирована:

  • отдельно по каждому виду водопользования;
  • в зависимости от экономического района;
  • по бассейнам рек, озер и морей.

Если забор воды происходит в размере, превышающем установленные лимиты водопользования, то тариф увеличивается в пять раз.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он пересматривается каждый год. В 2020 году он составляет 122 рубля за одну тысячу кубических метров забранных ресурсов.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2020 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.

Читайте так же:  Налоговая составляет протокол об административном правонарушении

Ставки налога на воду см. в материале «Каковы ставки водного налога на 2020 год».

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Итоги

Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Налог за пользование водными ресурсами

Плательщиками налога за пользование водными ресурсами являются юридические лица, использующие воду в своей деятельности, дехканские хозяйства, как сообразования, так и без образования юридического лица, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии с действующими нормативными документами к плательщикам данного налога не относится целый ряд юридических лиц, основными из которых являются: микрофирмы и малые предприятия, являющиеся плательщиками единого налога; предприятия торговли и общественного питания – в части основной деятельности и др.

Объектом налогообложения является весь объем использованных водных ресурсов из поверхностных и подземных источников за фактический объем потребляемой воды.

От уплаты налога за пользование водными ресурсами освобождаются, прежде всего, некоммерческие организации, кроме использующих водные ресурсы, для предпринимательской деятельности исходя из объема воды, использованного для этой деятельности.

Налог за пользование водными ресурсами исчисляется плательщиками самостоятельно, за исключением дехканских хозяйств, по утвержденным ставкам исходя из фактического объема забранной воды, подлежащих налогообложению.

Исчисленные налоги за пользование водными ресурсами для дехканских хозяйств производится исходя из расхода объема воды на 1га орошенных земель в целом по хозяйству, которые уплачивают налог один раз в год до 15 декабря отчетного года.

Сумма начисленного налога за пользование водными ресурсами относится на расходы периода.

Местные налоги и сборы

Налог на имущество, юридических лиц производится в соответствии с Налоговым кодексом и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество юридических лиц.

Плательщиками налога на имущество являются юридические лица, имеющие налогооблагаемое имущество за исключением:

  • микрофирм и малых предприятий – плательщиков единого налога;
  • сельхозпроизводителей — плательщиков единого земельного налога – по основному виду деятельности;
  • юридических лиц, осуществляющих только виды предпринимательской деятельности, по которым установлена уплата фиксированного налога; и некоторые другие предприятия.

Объектом налогообложения являются среднегодовая остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, а также стоимость незавершенного в установленные сроки объекта строительства.

Имущество предприятий облагается налогом по ставке 3,5%.

Ставка применяется к остаточной стоимости имущества с учетом его переоценки.

Установленная ставка налога на имущество снижается:

* на 30% при доле экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства в размере от 15 до 30% в общем объеме реализации;

* на 50% — при доле экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства в размере более 30% для всех форм собственности, производящие экспортную продукцию.

Налогом не облагается имущество:

  • а) некоммерческих организаций, кроме имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
  • б) используемое для нужд учреждений народного образования и культуры;
  • в) предприятий жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского пользования;
  • г) предприятий, в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов;
  • д) вновь созданных предприятий в течении двух лет с момента регистрации.

Исчисленная сумма налога учитывается в расходах периода:

  • Дебет 9430 «Прочие операционные расходы»
  • Кредит 6410 «Задолженность по платежам в бюджет»
  • Дебет 6410 «Задолженность по платежам в бюджет»
  • Кредит 5110 «Расчетный счет»

Налог на имущество физических лиц. Плательщиками налога на имущество являются физические лица, имеющие в собственности налогооблагаемое имущество.

Объектом налогообложения являются: стоимость жилых домов, квартир, дачных и садовых домиков, гаражей и иных строений, помещений и сооружений по ставкам, утвержденным КМ Р.Уз.

ПКМ Р.Уз. от 31 декабря 2001 г. № 490 взамен налога на имущество с физических лиц, уплачиваемого по транспортным средствам, вводится налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

Водный налог 2020: кто должен платить и по каким правилам

Правилам расчета водного налога посвящена отдельная глава 25.2 НК РФ . Налогообложение использования объектов воды встречается в работе бухгалтера редко. Постараемся рассказать об особенностях этого фискального платежа.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Читайте так же:  Изменения в положение о земельном налоге

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы. В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Порядок расчета водного налога

Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:

  • объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;

Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/[email protected]).

  • ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
  • 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.

Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:

Пример расчета водного налога см. здесь.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс. Главная задача государства – это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны. При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог – это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Читайте так же:  Альтернативные способы разрешения налоговых споров клиентоориентированный подход

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют лицензируемое пользование объектами и источниками воды. Из числа налогоплательщиков исключаются лица, которые осуществляют такую деятельность на основании договоров водопользования или предоставления объектов в пользование.

Объектами обложения являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории, за исключением лесосплава;
  • использование водных объектов для гидроэнергетики (без забора воды);
  • сплав по воде древесины в плотах и кошелях.

Основными плательщиками фискального сбора являются лица, осуществляющие забор воды. Рассмотрим далее более подробно, как рассчитывают и уплачивают налоговый платеж такие плательщики.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты. Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта. Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Сроки уплаты

Перечисляется налоговый платеж ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ ). Если день платежа выпадает на нерабочий праздничный или выходной день, то срок оплаты переносится на ближайший рабочий день. Так, например за 3 квартал 2020 г. налоговый платеж необходимо осуществить не позднее 22 октября, поскольку 20 октября — суббота.

Уплачивается фискальный сбор по месту нахождения объекта налогообложения. При перечислении необходимо в платежных документах указать КБК 18210703000011000110.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды. Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств. Налоговым периодом считается квартал. Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Источники

Налог за пользование водными ресурсами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here