Налоговая назначила камеральную проверку

Важная информация в статье: "Налоговая назначила камеральную проверку", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Налоговая назначила камеральную проверку

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

— налог на прибыль;

— налог на имущество;

— транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае — по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Читайте так же:  Узнать долги по налогам ооо

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

День представления отчетности

Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
Именно от этой даты налоговики будут считать сячный а не от даты отправки письма, как предписывает ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк
Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Срок решения по камеральной проверке

Датой окончания камеральной проверки являетс

Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность. Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Взимается ли налог при дарении квартиры

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Проверка факта представления налоговой отчетности

Законодательные нормы КНП

К сожалению, ст.88 НК РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь отличительные признаки КНП:

— КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового органа на основании отчетности, представленной налогоплательщиком;

камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК РФ).

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшей углубленной проверки

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Проверка налогов: вопросы камералки

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам? Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений? Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Сергей Александрович, здравствуйте! Нередко бухгалтеры сдают декларации по налогам или расчеты по авансовым платежам и переживают, будут инспекторы проверять сведения или нет. Скажите, должен ли налоговый инспектор сообщать фирме, что началась камеральная проверка декларации?

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих должностное лицо налогового органа сообщать о начале проведения камеральной налоговой проверки. Само по себе начало камеральной налоговой проверки, которое определяется фактом представления организацией налоговой декларации, не налагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей. Однако с момента представления декларации начинает течь трехмесячный срок, только в пределах которого налоговый орган вправе провести мероприятия налогового контроля, связанные с камеральной налоговой проверкой. Например, истребовать необходимые для проверки документы.

А какие документы налоговый инспектор может затребовать у фирмы в рамках камеральной проверки декларации?

Статьей 88 Налогового кодекса четко ограничен перечень случаев, в которых те или иные документы должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика. Так, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы 1 , за исключением:

  • подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, пользующихся такими льготами 2 ;
  • тех, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом 3 ;
  • подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога 4 .

При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов 5 .
Особняком стоит норма, согласно которой во всякое время без ограничений налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций 6 .

Налоговая инспекция запросила у компании документы в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация не может подготовить копии документов в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Можно ли представить инспектору оригиналы?

Если налоговые инспекторы не примут оригиналы, то будет ли это означать, что фирма не представила документы? Могут ли ее оштрафовать за это?

Да, в этом случае получается, что налогоплательщик не исполнил обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, не обеспечил налоговый орган необходимыми документами. В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы на ознакомление они могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса либо может быть осуществлена выемка документов согласно статье 94 Налогового кодекса.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность граждан и должностных лиц 7 .
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой штраф 8 в размере 50 рублей за каждый документ, который не будет представлен.

Читайте так же:  Возврат госпошлины общими судами

Если у инспектора после камеральной проверки нет претензий и вопросов к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?

Н.В. Дубровин,
ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе камеральной проверки инспектор выявил ошибки и, позвонив по телефону бухгалтеру, сообщил об этом и затребовал пояснения. Можно ли считать, что таким способом бухгалтер уведомлен должным образом? В какой форме последнему надо представить в инспекцию пояснения: письменной, устной, лично или по телефону?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Однако, как уже было сказано, чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данной процедуры, что предполагает наличие у него доказательств ее соблюдения. Поэтому на практике налогоплательщику об ошибках сообщается в письменной форме. Также и организации рекомендуется давать пояснения именно в такой форме, так как в ее интересах, чтобы комментарии были приобщены к материалам проверки.

Может ли инспектор в рамках камеральной проверки налога на имущество затребовать документы у фирмы? Компания не пользуется никакими льготами по налогу на имущество. Правомерны ли требования инспектора?

Согласно ограничениям, установленным статьей 88 Налогового кодекса, при таких условиях истребование документов у налогоплательщика не осуществляется.

В ходе проверки инспектор выявил нарушения, которые отражены в акте. Кроме того, указана сумма недоимки по налогу, а также штраф и пени. Должен ли в акте быть также расчет сумм штрафа и пеней?

Согласно форме акта налоговой проверки 10 указание конкретных размеров штрафов не предусмотрено. В акте только предлагается привлечь налогоплательщика к ответственности и дается описание всех существенных обстоятельств, в том числе конкретных данных, необходимых для исчисления штрафов. Дело в том, что акт проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, но вместе с тем не имеющими прерогативы налагать штрафы. Эти полномочия 11 относятся к руководителям (заместителям руководителя) налогового органа, которые при наложении штрафа решают вопросы о наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, вину, а также отягчающих и смягчающих обстоятельств. Итак, из акта должно быть видно, каким образом можно предварительно рассчитать размер штрафа. Расчет суммы пеней предусмотрен формой акта проверки.

Если налоговый орган затребовал копии документов в рамках проверки контрагента, а компания отказывается их представлять, могут ли фирму оштрафовать за это?

Да, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации подать имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налогового кодекса, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет за собой взыскание штрафа 12 в размере 5000 рублей независимо от количества документов, которые не были переданы в срок.

Компания в рамках налоговой проверки контрагента получила требование, в котором указано следующее: «Предоставить документы по хозяйственным операциям с ООО «Ромашка» за I квартал 2008 года». Как бухгалтеру понять, какие именно документы хочет увидеть проверяющий инспектор? Или ему необходимо ксерокопировать все договоры, накладные, акты и т. д. без исключения?

Способ описания запрашиваемых документов в требовании о представлении документов (информации), предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса, должен позволять их идентифицировать, с тем чтобы дать возможность налогоплательщику четко определить состав истребуемых документов и представить их налоговому органу. Указание на документы по хозяйственным операциям с конкретным контрагентом в совокупности со ссылкой на проверяемый налоговый период в этой связи представляется правомерным.

А если ситуация обратная. У компании с контрагентом было всего 2—3 операции, а в требовании налоговой инспекции указано представить книгу продаж за I квартал 2008 года с отражением счетов фактур по реализации. Надо ли компании распечатывать всю книгу продаж за этот период или достаточно выписки по операциям с этим контрагентом?

Думаю, что в данном случае достаточно представить выписку из книги продаж по операциям с данным контрагентом и одновременно в сопроводительном письме указать на отсутствие иных продаж этому контрагенту.

Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепленные в Налогового кодекса, не допускают проведения более 2 выездных налоговых проверок за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом, и проверки, проводимые ранее проверявшим налоговым органом, в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Факт проведения выездных проверок до камеральных при назначении следующих выездных проверок не учитывается. Ведь камеральные проверки проводятся в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Как правило, налоговые органы стараются проводить выездные налоговые проверки сразу за календарный год и по всем налогам и сборам, так как комплексный подход является более целесообразным с точки зрения эффективности контрольных мероприятий. Кроме того, налоговые органы учитывают, что они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Камералка по-французски

Во Франции в год проверяется примерно 45 000 деклараций от организаций. Имеющаяся в базе информация сравнивается со сведениями, содержащимися в представленном отчете. При обнаружении каких-либо расхождений инспектор вправе затребовать у компании объяснения. Если таковые проверяющих не удовлетворят, то они могут потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более внимательной проверки. Отметим, что в ходе проверки в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговики применяют различные санкции. Так, за просрочку представления отчета взимается штраф в размере 9 процентов в год от просроченной суммы. Если выявлены умышленные действия по сокрытию доходов, то штраф будет 40—80 процентов от суммы налога.

Читайте так же:  Возмещение ндс по билетам

Подготовила Елена Полянских

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 7 ст. 88 НК РФ
2 п. 6 ст. 88 НК РФ
3 п. 7 ст. 88 НК РФ
4 п. 8 ст. 88 НК РФ
5 п. 9 ст. 88 НК РФ
6 подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
7 ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
8 п. 1 ст. 126 НК РФ
9 определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
10 утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]
11 ст. 101 НК РФ
12 п. 2 ст. 126 НК РФ

Что такое камеральная проверка

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной.

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Подача уточненки во время проверки

Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс

Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде то подать уточненку вы можете, но не обязан

Налоговая назначила камеральную проверку

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 год
Рубрика: Налоговый контроль
С.Сафронов,
эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Рано или поздно любое бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах. Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой Налогового кодекса. Речь идет о главе 14 «Налоговый контроль». Ею определены мероприятия, которые налоговые органы вправе проводить в рамках налогового контроля:

встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК РФ);

— выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ);

— доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК РФ);

— выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);

— привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.96 НК РФ);

Следует отметить, что среди них основное место отводится налоговым проверкам — выездной и камеральной. Проведение встречных налоговых проверок, равно как и получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью мероприятий, проводимых при камеральной и выездной проверках.

На практике КНП носит массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, так как объектом ее исследования являются «слабые места» и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе КНП.

Поэтому сегодня речь пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

Камеральная проверка отчетности (этапы ее проведения)

Камеральную проверку отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган, можно разделить на несколько этапов.

1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.

Данная проверка осуществляется сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками.

2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности.

На данном этапе сотрудниками отдела по работе с налогоплательщиками проверяется полнота заполнения всех необходимых реквизитов налоговой отчетности, четкость их заполнения и т.д. При этом инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением случаев, если налогоплательщик представил ее по неустановленной форме (п.2.1.4 Регламента работы с налогоплательщиками*). Также п.2.1.5 данного документа предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком по почте налоговой декларации по не установленной законодательством форме должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в 3-дневный срок подготавливается уведомление** о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.
_______________________
* Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС РФ от 09.09.05 N САЭ-3-01/444.

Камеральная налоговая проверка

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения
Читайте так же:  Как заполнить социальные налоговые вычеты

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Срок камеральной налоговой проверки

На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться Также в пределах ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности истребование у налогоплательщика документов и сведени осмотр помещения или территории (при камеральной проверке НДС-деклараци

Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном

Как проводится налоговая проверка

Проанализировав положения ст.88 НК РФ, налоговики в Письме ФНС РФ N 06-1-04/648 пришли к выводу, что КНП должна проводиться в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган (см. также п.1.5 Регламента), причем независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Следовательно, КНП начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета, причем дополнительно о начале КНП налогоплательщик не информируется.

Таким образом, первое, с чего начинается КНП, — проверка факта представления налоговой отчетности.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Период и сроки проведения проверки

Обратите внимание: составление акта по результатам КНП налоговым законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, на практике должностные лица налоговых органов, осуществляющие КНП, пользуются внутреннем документом — Регламентом проведения камеральных налоговых проверок* (далее — Регламент). В соответствии с п.1.4 Регламента налоговики обязаны провести КНП в течение 75 календарных дней со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности. При этом руководитель налогового органа либо его заместитель на основании служебной записки отдела камеральных проверок могут принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев в случае:
_________________
* Приказ МНС РФ от 21.08.03 N БГ-4-06/24дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

— проведения КНП крупнейших и основных («бюджетообразующих») налогоплательщиков;

— если при проведении КНП были выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;

— необходимости проведения встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

Следует отметить, что срок проведения КНП, установленный НК РФ, — в течение трех месяцев, не является пресекательным. Так, в соответствии с п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71* истечение срока проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
______________________
* Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

Источники

Налоговая назначила камеральную проверку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here