Налоговые проверки льгот

Важная информация в статье: "Налоговые проверки льгот", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Камеральная проверка. Как налоговики будут проверять обоснованность льгот по НДС

Популярное по теме

ФНС внедрила у себя специальную программу — Система управления рисками в рамках автоматизированной системы контроля «НДС-2» (СУР АСК НДС-2). Эта программа позволяет видеть всю цепочку поставщиков, отслеживать налоговые разрывы, а так же связи с фирмами-однодневками. Однако зачастую компания не платит налоги из-за операций, которые не подлежат обложению. Поэтому ФНС указывает своим подчиненным во время камеральных проверок учитывать:

  • уровень налогового риска, который присвоил компании СУР АСК НДС-2;
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций, в которых заявлены льготы по НДС.

Так же налоговые инспекторы должны истребовать у налогоплательщика пояснения налоговых льгот в виде реестра подтверждающих документов. Компании, которая заявила на льготы по декларации НДС, достаточно будет представить реестр по рекомендованной форме. Контролеры, должны определить объем документов для каждого кода льготной операции и истребовать у компании документы, которые подтверждают обоснованность применения льгот.

Как определяют уровень налогового риска налогоплательщика

Программа СУР АСК НДС-2 распределяет компании на три группы налогового риска:

Налогоплательщикам с реальной деятельностью, которые в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства, присваивают низкий уровень налогового риска. Такие компании располагают трудовыми и материальными ресурсами, и проходят плановые выездные проверки.

Высокий налоговый риск присваивают компаниям с признаками фирм-однодневок. У таких организаций нет ресурсов, они перечисляют налоги в бюджет в минимальном размере или же вовсе их не платят.

Компании, которые не подпадают под критерии низкого или высокого налогового риска относят к среднему.

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

Перенос срока проведения выездной проверки

Может ли налоговый орган по своей инициативе или по просьбе налогоплательщика перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении?

Законодательство не предусматривает оснований для переноса срока выездной проверки. Поэтому после назначения проверки изменить дату ее начала нельзя (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Штраф за опоздание с подачей декларации

Организация представила исходную декларацию позже установленного срока. Через некоторое время налогоплательщик обнаружил ошибку в расчете налога, и отправил (до окончания срока камеральной проверки первоначальной декларации) «уточненку» за тот же период. На основании какой декларации налоговики рассчитают сумму штрафа за несвоевременное представление отчетности?

В описанном случае сумма штрафа за несвоевременное представление декларации рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании уточненной декларации. При этом будут учтены результаты камеральной налоговой проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Налоговая проверка льгот будет упрощена 07 июня 2016

Налоговые проверки компаний, которые применяют льготы, будут упрощены. ФНС анализирует все льготы и изучает, как зависят нарушения от вида преференций и срока их применения. Если компания использует льготу дольше трех лет, нарушений почти не бывает, поэтому нет смысла ежеквартально требовать все документы.

Помочь налоговикам могут уже принятые поправки в Налоговый кодекс: с 1 июля компании обязаны объяснять, по каким операциям и на каких основаниях они применяют льготы. Пояснения они должны дать перед тем, как предоставить первичные документы при камеральной проверке. Благодаря возможности получать пояснения налоговики смогут запрашивать только необходимые документы, а если у компании до этого не было нарушений, то минимум документов.

Ежегодно расходы бюджета на льготы растут: с 2011 до 2013 гг. они увеличились на 500 млрд. руб. до 1,9 трлн. руб. Без пояснений налоговики получали коробки документов и были вынуждены их анализировать. Проблемы у тех, кто недавно начал применять льготу, или компания уже заплатила налог, но обнаружила, что могла претендовать на льготу.

Теперь компания должна просто дать пояснения по тем видам операций, на которые льгота распространяется. Например, вуз вместо всех договоров сможет предоставить их реестр по видам образовательных программ, после этого инспектор при необходимости выборочно потребует документы, которые подтверждают, что льгота используется правомерно. Это выгодно самим компаниям: чем подробнее будут описаны льготные операции, тем меньше документов у них потребуют.

– К счастью, ФНС отходит от стандартной процедуры «принесите все, что есть». Теперь налогоплательщику будет необходимо предоставить лишь самое важное. А у тех предпринимателей, за которыми не наблюдалось нарушений, документы будут просить гораздо реже, – говорит Юрий Бортников, председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике липецкой «Деловой России».

Читайте так же:  Куда подавать на налоговый вычет по ипотеке

Для обоснования льгот по НДС налоговики потребуют новый реестр

При проведении камеральных проверок деклараций по НДС, в которых заявлены освобожденные от налога операции, ФНС рекомендует контролерам учитывать совокупность следующих факторов (риск — ориентированный подход):

Получив от вас декларацию с операциями без НДС, налоговики попросят пояснения. Представлять их следует в виде реестра подтверждающих документов, рекомендуемая форма которого приводится в Приложении № 1 к письму ФНС от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Вместе с реестром нужно представить также перечень и формы типовых договоров, которые вы применяете для безНДС-ных операций.

На основании реестра и по особому алгоритму (Приложение № 2 к письму № ЕД-4-15/[email protected]) проверяющие определят объем необходимых для проверки документов.

Таким образом, проверка пойдет выборочно. И ее глубина будет зависеть от вашей «налоговой истории» и степени налогового риска совершения противоправных действий. При непредставлении реестра риск-ориентированный подход применяться не будет, а проверки будут проходить сплошным методом. Поэтому подача такого реестра – в ваших интересах.

О том, какие операции не облагаются НДС, узнайте из статьи «Ст. 149 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Налоговые проверки 2020 от ФНС

Налоговая служба на своем сайте разъяснила, как будут проходить проверки. В общем-то ничего нового. Но есть моменты, на которые нужно обратить внимание.

повышение юридических знаний

Упрощение налоговой проверки льгот

От компаний будут требовать меньше документов

Налоговые проверки компаний, которые применяют льготы, будут упрощены. ФНС анализирует все льготы и изучает, как зависят нарушения от вида преференций и срока их применения, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Все льготы будут разбиты на группы – например, разовые и постоянные. Если компания использует льготу дольше трех лет, нарушений почти не бывает, пересказывает он итоги предварительной оценки. Поэтому нет смысла ежеквартально требовать все документы, говорит чиновник.

Помочь налоговикам могут уже принятые поправки в Налоговый кодекс: с 1 июля компании обязаны объяснять, по каким операциям и на каких основаниях они применяют льготы. Пояснения они должны дать перед тем, как предоставить первичные документы при камеральной проверке. Благодаря возможности получать пояснения налоговики смогут запрашивать только необходимые документы, говорит чиновник, а если у компании до этого не было нарушений, то минимум документов.

Ежегодно расходы бюджета на льготы растут: с 2011 до 2013 гг. они увеличились на 500 млрд руб. до 1,9 трлн руб., свидетельствуют последние данные Минфина в Основных направлениях налоговой политики на 2016–2018 гг. (см. график). Без пояснений налоговики получали коробки документов и были вынуждены их анализировать, рассказывает старший юрист «Щекин и партнеры» Виктор Андреев. Проблемы у тех, кто недавно начал применять льготу, продолжает он, или компания уже заплатила налог, но обнаружила, что могла претендовать на льготу. Все зависит от числа операций, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. Один раз пришлось предоставить 28 600 страниц документов, вспоминает партнер KPMG Антон Зыков, это была одна из региональных льгот. Проще всего подтвердить реализацию конкретных товаров, не облагаемых НДС, льготы по имуществу (см. врез), рассказывает Андреев.

Теперь компания должна просто дать пояснения по тем видам операций, на которые льгота распространяется. Например, вуз вместо всех договоров сможет предоставить их реестр по видам образовательных программ, после этого инспектор при необходимости выборочно потребует документы, которые подтверждают, что льгота используется правомерно, рассказывает чиновник. Это выгодно самим компаниям, продолжает он: чем подробнее будут описаны льготные операции, тем меньше документов у них потребуют.

ФНС отходит от стандартной процедуры «принесите все, что есть», говорит Ильина. А с введением электронного оборота документов самой налоговой службе стало легче сопоставлять данные и анализировать всю цепочку операций, считает она. Чем меньше и реже просят документы, тем удобнее налогоплательщику, констатирует она. Сбор, систематизация, грамотное оформление документов – это дополнительные затраты для бизнеса, согласен старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Налоговики все равно будут требовать пояснения и документы, все будет зависеть от налоговых инспекций, скептичен Зыков. Без прямого указания, что потребовать документы они могут только после пояснений компаний, ничего не изменится, считает он.

Налоговики сейчас ужесточают контроль – например, иногда документы требуют даже без оснований, продолжает Зыков, особенно много документов запрашивали у компаний с высокой прибылью в 2015 г.

ФНС ответила на вопросы про налоговые проверки

Какие документы может запросить ИФНС в ходе камеральной проверки? Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках «встречной» проверки? Может ли налоговый орган перенести (отложить) выездную проверку после вынесения решения о ее назначении? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с организацией и осуществлением налоговых проверок, опубликованы на сайте ФНС.

Понятые при осмотре помещения

Кто может быть понятым при осмотре территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого осуществляется выездная проверка?

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 3 и п. 4 ст. 98 НК РФ).

Кого ждут проверки в 2020 году

Традиционно камеральные проверки проводятся по всем налоговым декларациям по НДС, в которых заявлены вычеты. Компании, которые работают с НДС, хорошо знают процедуру проверки и требования налоговиков.

Потребуются документы подтверждающие и обосновывающие налоговый вычет: первичка и, возможно, документы по оплате. Тоже самое в отношении налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению. (ст. 88 НК РФ).

Вторая категория подпадающих под камеральные проверки – компании, которые получили налоговые льготы.

Если вы пользуетесь налоговыми льготами, будьте готовы к проверке. Вас попросят предоставить все документы, подтверждающие право на применение вашей компанией льгот.

Если вы пользуетесь налоговыми льготами в качестве участника регионального инвестиционного проекта, налоговики потребуют документы, которые подтверждают, что ваша деятельность соответствует условиям регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК).

Еще одна причина для проверки — представление уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет либо увеличение суммы полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией.

Читайте так же:  Налоговый вычет 2ндфл

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Истребование документов в ходе камералки

Какие сведения и документы могут быть запрошены в рамках камеральной налоговой проверки?

Налоговый орган может истребовать документы:

  • подтверждающие право на получение налоговых льгот;
  • подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
  • представление которых предусмотрено Налоговым кодексом вместе с декларацией (п. 6 — 9 ст. 88 НК РФ).

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Сроки проведения проверки

Федеральным законом № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года были внесены изменения, в результате которых срок камеральной проверки декларации по НДС был уменьшен до двух месяцев. Ранее этот срок составлял три месяца. Закон вступил в силу в сентябре 2018 года. Но, имейте в виду, у налоговой инспекции есть право продлить проверку до трех месяцев. Минфин России в письме от 2 октября 2018 года № 03-02-07/1/70615 рассказал по каким причинам могут продлить камеральную налоговой проверку декларации по НДС. При этом инспекторы не обязаны сообщать о продлении срока.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому, ориентируйтесь на то, что камеральная проверка будет проходить 3 месяца со дня сдачи налоговой декларации. Или в течение 6 месяцев со дня сдачи налоговой декларации иностранной компанией. Кроме проверки НДС во всех остальных случаях камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев.

Бухгалтер обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, предоставить все документы, которые запрашивает ИФНС для проведения камеральной проверки.

Ответственность за непредставление документов предусмотрена статьей 126 НК РФ. Штраф составит от 200 рублей за каждый не предоставленный документ до 100 000 рублей за отказ или уклонение предоставить документов с заведомо ложными сведениями.

Руководитель может быть свидетелем

Руководитель компании может быть вызван в налоговую инспекцию как свидетель для дачи показаний в рамках камеральной проверки.

В письме от 9 августа 2019 г № ЕД-4-15/[email protected] ФНС России отмечает, что список лиц, которых нельзя допрашивать налоговикам, установлен п. 2 ст. 90 НК РФ. И руководитель организации-налогоплательщика в нем не упоминается.

Какой объем документов нужен, чтобы подтвердить налоговые льготы

Порядок истребования документов, который подтверждает право на налоговые льготы по НДС, одинаков для всех трех категорий налогоплательщиков.

Сначала всем компаниям нужно представить налоговикам подтверждения обоснованности льгот виде реестра документов (приложение № 1 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/[email protected]).

В реестре нужно указать код и суму операции, название контрагента, его ИНН и КПП, а так же наименование и реквизиты документов, которые подтверждают применение льгот. Пример такого документа можно посмотреть в приложении №3 к письму ФНС России от 26.01.17 № ЕД-4-15/[email protected]

Затем налоговики обрабатывают полученный реестр и рассчитывают объем документов, которые в дальнейшем потребуют от компании. По какому алгоритму действуют налоговики можно посмотреть в приложении № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/[email protected]

Читайте так же:  Штраф за неуплату вовремя налогов

Следующим шагом налоговики проверяют документы, которые истребовали у компании. По результатам анализа инспекторы либо подтвердят обоснованность применения льгот, либо предъявят претензии и составят акт камеральной проверки.

Если же налогоплательщик не представит реестр, фиксалы запросят все документы по сделкам. То есть истребуют бумаги без использования риск-ориентированного подхода. Такой же подход налоговики применят к компаниям, которые представили реестр документов не по рекомендованной форме. Например, налогоплательщик не смог идентифицировать подтверждающие документы, соотнести их с используемыми льготами или в реестре не указана сумма операции.

Обжаловать истребование лишних документов нецелесообразно. Кодекс не ограничивает их объем (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ). В требовании о представлении документов также нет никаких ограничений (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]). Ограничить право проверяющих на истребование документов, ссылаясь на письмо от 26.01.17 № ЕД-4-15/[email protected], так же не получится. Если компания не предоставить реестр налоговикам, они вправе ее оштрафовать на 5 тыс. рублей, при повторном нарушении – на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Если компания представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, то максимальное количество запрошенных бумаг составит 40 процентов от их общего объема.

Компании с высоким уровнем налогового риска. У такой организации результаты предыдущих камеральных проверок налоговики учитывать не будут. Они истребуют не менее 40 процентов от объема документов, которые подлежат истребованию в разрезе кодов операций, но не более 500 документов. Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, то инспекторы истребуют их в полном объеме (приложение № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/[email protected]).

Компании со средним уровнем налогового риска. Такие организации должны представить максимальное количество документов, если:

  • заявили льготу по коду операции впервые;
  • по результатам предыдущей камеральной проверки налоговики выявили нарушения в части конкретной льготы.

Если по результатам предыдущей камералки инспекторы не нашли нарушений в части конкретной льготы, они истребуют у компании уже не более 10 процентов от общего объема документов. При типовых договорах, налоговики попросят не более 5 процентов документов. Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и при этом контролеры не выявили нарушений, то в течение трех периодов она может представлять только реестр.

Компании с низким уровнем налогового риска. У таких организаций попросят предъявить максимальное количество документов, только если налоговики выявили нарушения по итогам предыдущей камералки. Если компания первый раз заявила льготу, инспекторы запросят не более 10 процентов от общего объема документов. Если налоговики обнаружат нарушения, то в следующий раз запросят уже 40 процентов от объема документов.

Что налоговики считают нарушением?

Фактически любое нарушение, которое налоговики зафиксировали в акте предыдущей камералки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Часто налоговые правонарушения не связаны с занижением налоговой базы. Чтобы в акте проверки появились нарушения достаточно не представить один документ (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ). Ни в кодексе, ни в письме от 26.01.17 № ЕД-4-15/[email protected] нет разъяснений, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Повторная выездная проверка

Что является предметом рассмотрения повторной выездной проверки, которая назначена на основании представления уточненной декларации с суммой налога к уменьшению (увеличен убыток)?

Предметом повторной выездной проверки, основанием для которой послужило представление уточненной декларации с уменьшенной суммой налога или увеличенным убытком, может быть только правильность исчисления налога на основании измененных показателей. То есть тех показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Истребование документов в рамках «встречной» проверки

Ограничен ли период, за который инспекторы вправе запросить документы в рамках «встречной» проверки? Могут ли налоговики в ходе камеральной проверки истребовать у контрагентов документы за период, превышающий тот период, за который представлены декларации?

Статья 93.1 НК РФ не ограничивает период времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации, правомерно. Но запрашиваемые документы должны относиться к проверяемому периоду (влиять на исчисление и уплату налогов за этот период).

Рассмотрение материалов проверки

Могут ли инспекторы рассмотреть материалы налоговой проверки в отсутствии лица, в отношении которого осуществлялась проверка?

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки. Исключением является случай, когда участие этого лица признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Возражения на акт проверки

На какие документы, составленные по результатам налогового контроля, можно представить возражения?

Возражения можно представить на акт, составленный по результатам налоговой проверки, и акт, составленный в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 и ст. 101.4 НК РФ).

Читайте так же:  Сколько лет не облагается налогом недвижимость

Экспертиза и допрос свидетелей

Налоговая инспекция в рамках камералки провела дополнительные мероприятия налогового контроля: экспертизу и допрос свидетелей. Имеет ли право лицо, в отношении которого производилась проверка, ознакомиться с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля?

Лицо, в отношении которого осуществлялась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика со всеми материалами дела (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Какие операции подпадают под понятие «налоговая льгота»

Во время камеральной проверке инспекторы вправе запросить документы в следующих случаях:

  • если компания заявила в декларации НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявление противоречий (ошибок) между операциями, отраженными в декларациях организации и ее контрагентов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если общество представило уточненку к уменьшению по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если декларацию подала иностранная организация, то инспекторы вправе истребовать документы, подтверждающие, что местом оказания услуг признается РФ (п. 8.5 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики могут систематически запрашивать документы, ссылаясь на необходимость проверки обоснованности применения льгот по НДС. А именно, пояснения и документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Понятие «налоговая льгота» контролеры пытаются распространить на операции, которые не подлежат налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ).

Когда контролеры истребуют документы по льготам, они руководствуются мнением Пленума ВАС РФ (п. 14 постановления от 30.05.14 № 33). Льготы по налогам — преимущества, которые предоставляют отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Такое понятие нужно принимать во внимание при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ. Действие этой нормы распространяется на операции, которые не подлежат налогообложению и по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Например, закон устанавливает налоговую льготу в отношении религиозных организаций, общественных организаций инвалидов, коллегий адвокатов (подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Так же под налоговую льготу в целях исчисления НДС подпадают операции, которые вправе совершать компании, имеющие соответствующую лицензию. Например, на оказание медицинских услуг.

Так же налоговики вправе потребовать по отдельным видам операций подтверждение того, что сделки совершает компания с определенным статусом. Например, если организация реставрирует объекты культурного наследия (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ), она должна представить фиксалам договор с контрагентом.

Контролеры не вправе запросить документы по операциям, которые не подпадают под объект налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). Тоже самое касается и документов по освобожденным от НДС операциям, когда такое освобождение не связано с предоставлением преимуществ определенной категории лиц. По таким операциям действует специальные правила обложения (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Например, сделки по выдаче займов, реализации долей в уставном капитале и т. д.

Если операции доступны налогоплательщикам любых форм собственности и не ограничены видом деятельности, они не предоставляют налоговых преимуществ. Поэтому такие операции нельзя отнести к разряду льготируемых (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.12 № 4517/12).

Так же налоговики рассказали, какую судебную практику будут использовать в работе. Подробности читайте в статье.

Налоговые проверки в 2019 году. Кто интересен ФНС в первую очередь

Новые формы налогового контроля

Проверка ценообразования при трансфертном ценообразовании

Проверка применения налоговых льгот и НДС в чеках

Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере, пока. Соответственно, налоговый орган может проверять выделяемый НДС в чеках, при этом с 2019 года должны использоваться чеки с выделенным НДС 20%. Критерии проверок контрольно-кассовой дисциплины в налоговом законодательстве не установлены.

Обмен информацией между ведомствами и риск попадания в выездную налоговую проверку

Достаточно давно существует электронный обмен информацией между ведомствами. Теперь в рамках экспортных и импортных операций налоговый орган может запросить информацию только 1 (один) раз. По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС также только 1 (один) раз.

Налоги и Право

Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки

Оба экземпляра акта камеральной проверки подписывают налоговый инспектор, который осуществлял проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась (п. 2 ст. 100 НК РФ). Может ли налогоплательщик отказаться от подписания акта?

Да, налогоплательщик вправе не подписывать акт проверки. В этом случае инспектор укажет в своем экземпляре акта, что налогоплательщик отказался подписывать акт. Эту запись инспектор заверит собственной подписью (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Вызов на рассмотрение материалов проверки

Директор компании, которую проверяли налоговики, вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки лично. ИФНС обязана предоставить материалы налоговой проверки не позднее двух дней со дня подачи директором проверяемой компании заявления.

При обнаружении неуплаты налогов ИФНС вызывает руководителя компании на рассмотрение материалов проверки.

Неявка директора или представителя фирмы на рассмотрение материалов налоговой проверки, не будет препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Кроме случаев, когда участие представителя компании является обязательным для рассмотрения материалов.

Если директор проверяемой фирмы не согласен с актом налоговой проверки, он вправе представить в налоговую письменные возражения. Срок подачи письменных возражений на акт налоговой проверки составляет 1 месяц со дня получения акта.

Если директор согласен с актом проверки и теми фактами, которые в нем изложены, он может отказаться от визита в налоговую и участия в рассмотрении материалов проверки. И дальше, просто платить доначисленные налоги. За неявку на допрос предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей. Но выписывают его редко.

Если акт составлен с нарушениями и изложенные в нем факты не подтверждены никакими документами, содержат только умозаключения налоговиков, игнорировать рассмотрение материалов проверки нельзя. Нужно писать письменные возражения и затем, после получения окончательного акта, писать жалобу в вышестоящий орган – УФНС. По процедуре досудебного урегулирования многим удается изменить либо совсем отменить ранее выписанный акт налоговой проверки. Причем в большинстве случаев, подготовить письменные возражения можно без привлечения юриста, с этим справится профессиональный бухгалтер и сам директор.

Читайте так же:  Экспорт в казахстан валютный контроль

Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной

Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?

Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.

Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?

Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.

Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.

Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.

Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.

При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.

Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.

Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.

Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.

Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.

При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.

Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:

• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.

• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.

• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.

Видео (кликните для воспроизведения).

• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.

Источники

Налоговые проверки льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here