Направления совершенствования финансового контроля

Важная информация в статье: "Направления совершенствования финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Контрольных органов; по установлению правовых норм, закреп-Яйощих механизм возврата бюджетных средств и ответствен-Н0сти должностных лиц за предоставление необеспеченных бюд-явегных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих Право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Читайте так же:  О налоге на имущество предприятий закон

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расшилить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

  • Каково содержание финансового контроля, его цели и задачи?
  • Какие принципы лежат в основе организации финансового контроля?
  • Раскройте понятия «система финансового контроля» и «механизм финансового контроля».
  • Какая связь существует между финансовым контролем и бухгалтерским учетом?
  • Какова специфика аудиторского контроля?
  • По каким признакам классифицируется государственный финансовый контроль?
  • Каково назначение внутрихозяйственного финансового контроля?
  • Охарактеризуйте основные формы и методы финансового контроля.
  • В чем заключаются полномочия органов государственного финансового контроля?
  • Каковы основные направления развития системы финансового контроля в РФ?

Задания для самостоятельной работы

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 333 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/18_168238_puti-sovershenstvovaniya-finansovogo-kontrolya-v-rossii.html

Направление совершенствования государственного финансового контроля

Действующая в РФ система финансового контроля далека от совершенства, об этом свидетельствуют многочисленные факты казнокрадства, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, масштабы теневой экономики (по различным оценкам до 40% ВВП), низкая собираемость налогов, высокая доля убыточных и низкорентабельных предприятий, несовместимая с экономикой рыночного типа и т.д. В этой связи следует отметить наиболее важные направления развития системы финансового контроля.

Основные направления совершенствования государственного и негосударственного контроля – это создание методологических основ финансового контроля как важнейшей составляющей общенационального контроля, что позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля. Для развития государственного финансового контроля необходимо:

Читайте так же:  Порядок получения имущественного налогового вычета

1. принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна устанавливать единые как методологические, так и правовые основы осуществления государственного финансового контроля;

2. четко определить систему органов, осуществляющих контроль;

3. разработка результативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и увязка ее с системой оплаты труда их работников;

4. переход к аудиту результативности и эффективности бюджетных и внебюджетных расходов. Разработка и законодательное закрепление методики и критериев результативности и эффективности расходов;

5. ключевым вопросом организации государственного финансового контроля является разработка механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной, представительной, исполнительной власти. Важным вопросом явяляется также определение органа, обладающего статусов высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля. До сих пор, к сожалению, не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как федеральный закон «О государственном финансовом контроле», «О статусе контрольно-счетных органов»;

6. создание и внедрение системы контроля результативности государственных доходов, получение которых может быть преимущественно за счет эффективности работы реального сектора экономики, а не за счет продажи сырьевых ресурсов;

7. исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами (Минфином, органами федерального казначейства, Счетной палатой, контролирующими органами, созданными главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении ими последующего финансового контроля) по отношении к одним и тем же объектам контроля;

8. четкое определение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевое использование государственных средств;

9. более тесное взаимодействие органов налогового и таможенного контроля с контролирующими органами исполнительной власти, прежде всего, с органами Федерального казначейства и Счетной палаты;

10. обеспечение результативности ревизий и проверок (финансовых и налоговых), то есть возврата бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

11. использование новых информационных технологий, что позволит в полной мере обеспечивать открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств, наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса – будет способствовать предупреждению нарушений;

12. повышение значимости и эффективности предварительного казначейского контроля целевого и эффективного использования государственных средств.

В области негосударственного финансового контроля:

1. разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций, помимо соблюдения ими действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита и упрощение системы судебного делопроизводства;

2. законодательное закрепление основ функционирования служб внутреннего контроля и установление их взаимодействия с другими органами финансового контроля;

3. расширение контрольных полномочий аудиторских проверок, результаты которых давали бы возможность пользователям судить о финансовом состоянии проверяемого субъекта в целом;

4. создание условий для формирования независимых профсоюзов, расширение деятельности попечительских советов.

Тема 8: Финансы коммерческих предприятий (организаций)

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 951 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/3_45671_napravlenie-sovershenstvovaniya-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Дата публикации: 14.12.2017 2017-12-14

Статья просмотрена: 1007 раз

Библиографическое описание:

Олейникова А. Я., Лукьянова А. Ю. Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 309-311. — URL https://moluch.ru/archive/184/47127/ (дата обращения: 17.02.2020).

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, стандарты, местный бюджет, аудит эффективности.

Кризисные явления в мировой экономике неизбежно породили необходимость рационального использования государственных финансовых ресурсов. Значительная доля денежных средств, направляемых из федерального бюджета на покрытие расходов муниципальных образований, предопределяет исключительную важность организации эффективного контроля за их использованием [1].

Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Муниципальный финансовый контроль необходим как неотъемлемое структурное звено единой системы финансового контроля в Российской Федерации и действенный инструмент повышения результативности бюджетного расходования на местном уровне, сбалансированности местных бюджетов, усиления ответственности и расширения независимости участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Для координации действий контрольных органов и повышения эффективности их работы представляется необходимым разработка стандартов муниципального финансового контроля, которая должна базироваться на положительном международном и российском опыте и включать в себя:

‒ общие стандарты, устанавливающие базовые основы контрольной деятельности на муниципальном уровне, а именно независимость, компетентность, гласность, конфиденциальность;

‒ рабочие стандарты, которые призваны упорядочить действия работников органов контроля в аспекте функций планирования, надзора, доказательства и документации;

‒ стандарт отчетности, которым установлены требования к форме и содержанию отчетов. Его цель заключена в обеспечении прозрачности контроля, укреплении финансовой дисциплины и обеспечении координации деятельности между органами контроля путем унификации отчетов;

Читайте так же:  Налоги ип пенсионера

‒ стандарт управления и контроля качеством, который устанавливает требования к осуществлению руководства деятельностью муниципальных контрольно-счетных органов и их работников.


Целью стандарта «Управление» являются формирование оптимально организованного и компетентного коллектива, а также обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля.

Целью стандарта «Контроль качества» является обеспечение соответствия деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и их работников стандартам.

Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля затруднено также вследствие отсутствия методик, оптимальных для осуществления контроля за экономным использованием бюджетных средств муниципального образования, согласно их целевому назначению.

Аудит эффективности, в отличие от широко используемого сейчас финансового аудита, нацелен на оценку эффективности процессов расходования бюджетных средств, выделяемых для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ [2].

Неоспоримое первенство в механизме осуществления функции аудита принадлежит Счетной палате Российской Федерации. На наш взгляд, было бы целесообразно расширить ее спектр действий и численность штата, а также открыть на ее базе методический центр, который, используя средства федерального бюджета, мог бы оказывать помощь муниципальным образованиям в области подготовки и переподготовки специалистов, чья специализация сосредоточена вокруг проведения аудита эффективности использования бюджетных средств муниципальных образований.

Это логично и актуально на сегодняшний день, поскольку использование бюджетных средств согласно нормативным требованиям и достоверная отчетность сами по себе не являются фактором, очевидно свидетельствующим об эффективности их использования.

Если финансовый аудит в Российской Федерации уже обладает развитой методологией, длительной историей своего формирования и многолетними традициями проведения ревизий и проверок, то аудит эффективности является относительно новым явлением.

Аудит эффективности нацелен, главным образом, на осуществление комплексной оценки результативности деятельности структурных подразделений местных администраций и подведомственных организаций в сфере использования ими ресурсов муниципального образования. Очевидно, что его внедрение неизбежно породит сложности, обусловленные современной российской практикой управления муниципальными финансами.

Одна из базовых проблем заключена в незавершенности реформирования бюджетного процесса в аспекте внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях бюджетной системы.

Отсюда, в подавляющем большинстве случаев проведение аудита эффективности невозможно вследствие отсутствия информационной базы: отчетности о достижении поставленных целей и задач и о достижении итоговых целей деятельности, сведений относительно качества предоставленных государственных и муниципальных услуг.

Опыт зарубежных стран демонстрирует, что аудит эффективности становится реальным инструментом лишь в случае, когда уже задействована система бюджетирования, ориентированного на результат, а бюджетное законодательство содержит базисные положения о программах с заданными результатами использования бюджетных средств.

Помимо прочего, явным «тормозящим» фактором является фрагментарность методической базы. Для занятия аудитом эффективности надлежащего места в системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и его активной роли в процессах модернизации бюджетного процесса необходимо создание ряда фундаментальных предпосылок для его дальнейшего развития и сближения с передовым международным опытом.

Прежде всего, следует создать адекватную нормативную и методологическую основу для проведения аудита эффективности, в частности, осуществить разработку концепции развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации с ее последующим утверждением на федеральном уровне.

Далее станет необходимым внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, прежде всего, в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Кроме того, в современных условиях назрела потребность в разработке и утверждении с учетом лучшей международной практики общих стандартов профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере муниципальных финансов [3].

В настоящее время очевидно проявляет себя необходимость гибкого планирования контрольными органами своих планов проверок и их своевременного осуществления, так как практика явно демонстрирует, что контрольные органы при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств в течение отчетного периода, в подавляющем большинстве ситуаций не могут рассчитывать на преследование виновных лиц в административном порядке по причине истечения сроков давности [4].

Невозможно обойти стороной также проблему подготовки кадров контрольных органов. Вследствие динамичных изменений нормативно-правовой базы представляется необходимым проводимое на регулярной основе повышение профессионального уровня сотрудников контрольных органов и содействие им в обмене опытом.

Безусловно, не представляется возможным переоценить значение адекватной современным реалиям системы управления муниципальными финансами. В связи с этим, особо значимой становится проблема совершенствования финансового контроля с целью повышения его эффективности, выражающейся в максимальном соответствии достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям при одновременном учете произведенных затрат временных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Таким образом, необходимыми предпосылками функционирования муниципального финансового контроля выступают четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности с определением ее видов, пределов, форм и методов реализации, а также нормативное закрепление правового статуса контрольных органов, вбирающего в себя спектр всех необходимых прав и обязанностей.

Развивая общую мысль о целесообразности расширения сферы деятельности контрольно-счетных органов и упрочнения их статуса, представляется необходимым произвести разработку стратегии развития муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

Цель данной стратегии заключена в содействии последующему повышению экономического потенциала муниципального образования путем проведения эффективных контрольно-аналитических мероприятий, нацеленных на совершенствование финансовой дисциплины, обеспечение большей прозрачности и эффективности управления активами муниципального образования.

Достижение указанной цели будет возможным при параллельном усилении независимости и наращивании потенциала муниципальных контрольных структур; налаживании системы конструктивного взаимодействия с представительными и исполнительными органами государственного управления и местного самоуправления; обозначении новых траекторий контрольно-аналитической и методической деятельности; совершенствовании профессионального развития кадровых ресурсов.

Читайте так же:  Выплата дивидендов с расчетного счета

В целом, анализ сущностной природы и современного состояния муниципального финансового контроля, а также проблемных аспектов его функционирования позволяет сделать следующий вывод.

От того, насколько квалифицированно и добросовестно контрольно-финансовые органы выполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит обеспечение финансовой стабильности государства, прогрессивное развитие экономики, рациональное использование всех видов муниципальных ресурсов, а в целом — социально-экономическое благополучие российских граждан.

Вместе с тем, реальное воплощение в жизнь указанных выше целей и преодоление наиболее острых проблем представляется возможным лишь в условиях трансформации курса экономической политики государства в целом на всех уровнях властной иерархии и оздоровления морально-нравственного климата в обществе.

  1. Артамонов В. А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформы // Бюджет. — 2011.- № 1.- С. 28–31.
  2. Васильева М. В. Стратегические направления развития муниципального финансового контроля // Финансовый вестник. — 2011.- № 2. — С. 27.
  3. Данилевский Ю. А., Овсянников Л. Н. Финансовый контроль: нарушения и наказания // Бухгалтерский учет. — 2009. — № 3. — С. 12. 60
  4. Аветисян И. А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Вестник АКСОР. — 2015. — № 2. — С. 128.

http://moluch.ru/archive/184/47127/

Пути совершенствования финансового контроля

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ 19 , которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разра­ботки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер:

по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью;

Читайте так же:  Сумма земельного налога с физических лиц

по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов;

по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансово­го контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/1492035/page:8/

Направления совершенствования финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here