Недостатки финансового контроля

Важная информация в статье: "Недостатки финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

2. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного контроля, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.

Не так давно Главное контрольное управление Президента Российской Федерации провело проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оздоровлению государственных финансов за счет укрепления финансовой и бюджетной дисциплины. В ходе проверки установлено, что федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полном объеме реализовывали задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох». При этом основные недостатки финансово-контрольной работы этих органов можно обобщить в следующих пунктах:

· МНС России, Минфин России, ГТК России и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета (не принимают исчерпывающих мер по сбору налогов и сборов (в результате чего растет дотационность региональных и местных бюджетов), неправомерно устанавливают различные льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей, не принимают должные меры по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);

· Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России;

· не выполняются требования соответствующих нормативных актов об обслуживании органов федерального казначейства в учреждениях Банка России;

· органы исполнительной власти субъектов РФ, Госкомсевер России и Минфин России не осуществляли должный контроль за эффективным расходованием средств государственной финансовой поддержки;

· в ряде регионов в нарушение указов Президента РФ имеет место практика исполнения бюджетов на основе использования денежных суррогатов, бартерных операций и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами);

· работа по мобилизации налоговых платежей и сборов «живыми» деньгами проводится неудовлетворительно;

· федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ не добились увеличения доходов от производства алкогольной продукции;

· не выполнены в полном объеме бюджетные задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

· ГТК России, ВЭК России и Банк России не полностью реализуют возможности увеличения доходной части федерального бюджета за счет возврата валютной выручки;

· нерационально и необоснованно расходуются иностранные займы, полученные под гарантии Правительства РФ;

· в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное социально-экономическое положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;

· в нарушение указов Президента РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность;

· органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления зачастую принимают нормативные акты, не соответствующие общим федеральным принципам налогообложения в РФ.

Примеров неэффективности организации и функционирования органов ГФК можно привести множество. Все вышеописанные негативные моменты существующей системы ГФК (если исходить из того, что эта система как таковая вообще существует), а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует организации адекватной системы ГФК и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия. Считаем, что если и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

Итак, основные пути организации и развития системы ГФК в России нам представляются в следующем:

· формирование системной и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация ГФК);

· реформирование организационных структур;

· приведение методологической основы в соответствие с современными условиями;

· формирование системы процедур контроля (методической базы);

· создание целостных научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового обеспечения;

· организация адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

· материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов. В настоящей статье кратко осветим два первых направления в связи с их важностью для развития системы.

http://www.kazedu.kz/referat/166216/1

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Читайте так же:  Перечень налоговых правонарушений устанавливается

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].


3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

Читайте так же:  Документы для возврата налога за лечение родителей

http://sibac.info/studconf/social/xlviii/63768

Недостатки финансового контроля

Потребность в эффективном государственном финансовом контроле (ГФК) вызывается тем обстоятельством, что контроль обеспечивает не­обходимую в экономике обратную связь, система­тическую сверку планов и фактических результа­тов.

Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов в этой области (И. А. Белобжецкого, Ю.А. Данилевского, Л.Н. Овсянникова, Н.Д. Погосяна, Ю.В. Петровой, В. В. Бурцева, В. А. Жукова, В. Ф. Палия и др.), можно отметить крайнюю оза­боченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в России.

Выделим главные проблемы и недостат­ки, стоящие перед ГФК в настоящее время:

— отсутствие четкой и полной нормативной и правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют об­щие для всех контрольных органов правила кон­троля, не регламентирована его периодичность;

— контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требовани­ям сегодняшнего дня, существующая система от­четности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;

— имеет место нерациональное разделение обя­занностей между субъектами контроля;

— неэффективность системы ГФК.

В рамках выделенных недостатков организа­ции ГФК в России необходимо произвести более детальное их описание.

Так, говоря об отсутствии четкой нормативно-правовой базы, необходимо отметить, что основ­ные идеи заключаются в создании единой концепции, правовой базы и системы органов го­сударственного контроля.

Нынешнее состояние института государствен­ного финансового контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «государствен­ный финансовый контроль», когда существует си­стема контролирующих органов, объединенных одной целью, но тем не менее имеющих разную правовую основу и пересекающихся и порой ду­блирующих направления деятельности, не может удовлетворить потребности общества в эффек­тивной реализации задач хозяйственной деятель­ности.

Вместе с тем распространено мнение, что основ­ные проблемы нормативно-правового регулиро­вания государственного финансового контроля решены Бюджетным кодексом РФ. На самом деле положения Кодекса в отношении контроля далеко не совершенны. К тому же текст Кодекса излишне часто изменяется и дополняется, что приводит к появлению новых неясностей и упущений, все эти изменения можно узнать при чтении самых свежих новости со всего мира.

Главный же недостаток контрольной состав­ляющей Бюджетного кодекса РФ в том, что до­кумент фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и ГФК. Бюджетный кон­троль — основная, но не исчерпывающая и не ис­ключительная сфера деятельности органов фи­нансового контроля. Между тем в Бюджетном кодексе РФ нет содержательного определения ни государственного, ни бюджетного контроля, не сформулированы их задачи. Уже только поэтому контроль должен регламентироваться самостоя­тельным законодательным актом. Также следует учесть, что интересы государства в области фи­нансов не ограничиваются лишь бюджетом, кон­трольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы.

В рамках второго выделенного недостатка ор­ганизации ГФК (не соответствие на сегодняшний день предъявленным требованиям) можно выде­лить следующие проблемы – не приведены к еди­нообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эф­фективности, нет сводной отчетности ГФК.

Большинство существующих контрольных органов использует только метод последующего контроля, то есть какое-либо событие уже произо­шло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время упущено, и только после этого контроль­ные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные органы не отвеча­ют за конкретные результаты. Создание же науч­но обоснованной системы государственного контроля позволит решить крупную экономическую проблему — превратить формальный контроль в созидательный контроль.

Третий недостаток – нерациональное разде­ление обязанностей между субъектами контроля проявляется в следующем. В настоящее время в России существует не столько система, сколько совокупность контрольных органов и регламен­тирующих их деятельность правовых актов. Эта совокупность характеризуется избыточностью и органов, и правовых актов, нередко параллелиз­мом и дублированием и, как следствие, недоста­точно высокой эффективностью деятельности.

Системным же недостатком действующей си­стемы государственного финансового контроля является ориентация на прошлое. Основным ин­струментарием проверок является методология бухгалтерского учета и аудита, которая повернута в прошлое. Современные методы, позволяющие прогнозировать и конструировать будущее, как, например, управленческий учет, практически не используются. Созидательный контроль ориен­тирован на будущие события, а не только на про­шедшие. Созидательный контроль направляет внимание руководителей на достижение заплани­рованной цели в изменяющихся условиях.

И, наконец, говоря об основной проблеме не­эффективности системы финансового контроля необходимо сказать, что до сих пор нет достаточ­но четкого определения места и роли каждого контрольного органа, отсутствует четкое разгра­ничение сфер их деятельности, имеет место не­рациональное разделение обязанностей между субъектами контроля.

Таким образом, развитие рыночных отношений в России и несовершенство системы межбюджет­ных отношений требует коренной реорганизации системы органов финансового контроля.

http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/problemy-i-nedostatki-organizatsii-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolja-v-rossijskoj-federatsii.html

4. Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития

В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного контроля, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система государственного финансового контроля в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации провело проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оздоровлению государственных финансов за счет укрепления финансовой и бюджетной дисциплины. В ходе проверки установлено, что федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полном объеме реализовывали задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох». При этом основные недостатки финансово-контрольной работы этих органов можно обобщить в следующих пунктах:

— МНС России, Минфин России, ГТК России и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета (не принимают исчерпывающих мер по сбору налогов и сборов (в результате чего растет дотационность региональных и местных бюджетов), неправомерно устанавливают различные льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей, не принимают должные меры по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);

Читайте так же:  Куда подавать на возврат налога

— Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России;

— не выполняются требования соответствующих нормативных актов об обслуживании органов федерального казначейства в учреждениях Банка России;

— органы исполнительной власти субъектов РФ, Госкомсевер России и Минфин России не осуществляли должный контроль за эффективным расходованием средств государственной финансовой поддержки;

— в ряде регионов в нарушение указов Президента РФ имеет место практика исполнения бюджетов на основе использования денежных суррогатов, бартерных операций и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами);

— работа по мобилизации налоговых платежей и сборов «живыми» деньгами проводится неудовлетворительно;

— федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ не добились увеличения доходов от производства алкогольной продукции;

— не выполнены в полном объеме бюджетные задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

Видео (кликните для воспроизведения).

— ГТК России, ВЭК России и Банк России не полностью реализуют возможности увеличения доходной части федерального бюджета за счет возврата валютной выручки;

— нерационально и необоснованно расходуются иностранные займы, полученные под гарантии Правительства РФ;

— в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное социально-экономическое положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;

— в нарушение указов Президента РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность;

— органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления зачастую принимают нормативные акты, не соответствующие общим федеральным принципам налогообложения в РФ.

Примеров неэффективности организации и функционирования органов государственного финансового контроля можно привести множество.

Все вышеописанные негативные моменты существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует организации адекватной системы государственного финансового контроля и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия.

Если и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы государственный финансовый контроль в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

Итак, основные пути организации и развития системы государственного финансового контроля в России представляются в следующем:

формирование системной и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация государственного финансового контроля);

реформирование организационных структур;

приведение методологической основы в соответствие с современными условиями;

формирование системы процедур контроля (методической базы);

создание целостных научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового обеспечения;

организация адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов.

В принципе законодательство о государственном финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы государственного финансового контроля (объединяющую и справедливую для органов государственного финансового контроля всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов государственного финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).

При этом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля должна строиться при учете следующих основных требований:

— нормативно-правовые акты государственного финансового контроля не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга (то же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа в общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования государственного финансового контроля;

— должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы государственного финансового контроля рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования, как он взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень;

— должна быть четко определена обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов государственного финансового контроля.

Представляется необходимой скорейшая разработка Закона, который положит правовое начало развитию отечественного государственного финансового контроля, переходу его на качественно иной уровень, отвечающий потребностям современного государственного управления, установкам государственной политики. При этом основная цель Закона — установление нормативно-правовой основы (фундамента) функционирования, развития и совершенствования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации и ее субъектах, обеспечивающей сохранение и эффективное использование национальной собственности и рост благосостояния граждан.

Государственный финансовый контроль — в Российской Федерации – это государственный контроль:

— за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— за организацией денежного обращения;

— за использованием кредитных ресурсов;

— за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

— за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Читайте так же:  Расчет налога квартира доля

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. – М.: Пресс, 2000. – 672 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 // Российская газета. – 1998.- 12 августа.

3. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996 // Российская газета. – 1996. — 6 ноября.

4. О Счетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 // Российская газета. – 1995.- 14 января

5. Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. – 2004. — № 9. – с. 17-22.

6. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 417 с.

7. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. — М: ИД Дашков и К. – 2005. — 496 с.

8. Бурцев В.В Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях // Финансовый менеджмент. – 2005. — №2. с. 21-25.

9. Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. – 2005. — № 11-12.

10. Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы «круглого стола» Петербургского экономического форума. – М.: Издательство: Финансовый контроль. — 2003. – 219 с.

11. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. – 2004. — № 4. – с. 19-23.

12. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. – 2006. — № 5. – с. 37-39.

13. Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. – 2006. — № 5-6.

14. Степашин С.В. Новые задачи — новые способы решения // Финансовый контроль. – 2004. — № 1. – с. 9-12.

15. Степашин С. В., Столяров Н. С, Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 557 с.

16. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2005. – 287 с.

17. Финансы: учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 389 с.

18. Финансовый контроль: Учеб. пособие /Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А.— М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 272 с.

19. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 291 с.

http://studfile.net/preview/2848986/page:10/

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

Читайте так же:  Проверка долгов налоговая

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].

3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/studconf/social/xlviii/63768

Недостатки финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here