Негосударственные формы финансового контроля

Важная информация в статье: "Негосударственные формы финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Негосударственный финансовый контроль

К негосударственному относятся следующие виды финансового контроля:

• контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

Внутрифирменный (корпоративный) финансовый контроль. Он

осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими — за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля контролируют эффективность и целесообразность денежных затрат как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Коммерческие банки. По закону они обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность клиента и ликвидность его баланса для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль. Это новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х годов в целях осуществления независимой экспертизы финансовой отчетности частных коммерческих структур. Основные задачи аудиторского контроля:

• установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

• контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

• проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

• постановку и ведение бухгалтерского учета;

• составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах;

• анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

• обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства;

• проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта.

Обязательная проверка проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат

все кредитные организации, включая ЦБ РФ, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Ежегодному аудиторскому контролю подлежат также предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. Организация проведения аттестации в России возложена на Министерство финансов Российской Федерации (общий аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов) и Банк России (банковский аудит). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, установленным Правительством Российской Федерации, а в случае финансовой несостоятельности — из средств федерального бюджета (бюджета соответствующей территории) с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформ

ляется в виде заключения аудитора или аудиторской фирмы. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

(1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

(2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее не только об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе заключения;

(3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов на предприятии;

(4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления и развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

1. Что понимается под управлением финансами и системой управления финансами?

2. Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами. Раскройте содержание функций управления финансами.

3. Что понимается под финансовым аппаратом? Какие органы власти к нему относятся? Перечислите их функции по управлению финансами.

Читайте так же:  Валютный контроль втб перевод денег

4. Назовите функции Президента Российской Федерации в управлении финансами.

5. Какие органы осуществляют оперативное управление финансами в Российской Федерации? Их функции, задачи.

6. Перечислите основные функции и задачи Министерства финансов Российской Федерации.

7. Расскажите о полномочиях министра финансов Российской Федерации.

8. Охарактеризуйте структуру Министерства Российской Федерации.

9. Назовите органы, осуществляющие управление финансами на субфедеральном и местном уровнях, задачи, решаемые ими.

10. Какие органы осуществляют управление финансами коммерческих и некоммерческих организаций? Перечислите их функции.

11. Что понимается под финансовым контролем, каково его содержание?

12. Назовите принципы организации и проведения финансового контроля, принятые IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в г. Лиме (Франция), которые нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля. Раскройте их содержание.

13. По каким признакам классифицируется финансовый контроль?

14. Охарактеризуйте формы проведения финансового контроля, приведите примеры.

15. Какие приемы и способы используются в практике финансового контроля? Охарактеризуйте их.

16. Какие органы осуществляют государственный финансовый контроль в Российской Федерации? Перечислите их функции.

Финансовый контроль

Органы негосударственного финансового контроля различаются по его видам: аудиторский, внутрихозяйственный и общественный. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского конт­роля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и инициативного аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определенных случаях государственных унитарных предприятий и организаций. По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы государственной власти (для проверки организаций, использующих бюджетные средства).

Основной целью ауди­та является составление (со стороны аудитора) и получение (со сторо­ны аудируемого лица) независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, от­ражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее ко­нечные результаты и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостат­ков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и до­стоверность показателей отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется ад­министрацией и специальными подразделениями организаций с целью контроля результативности и эффек­тивности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хо­зяйстве. Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются: органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров и т.д.), администрация организации, специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита), ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых небюджетных некоммерческих организаций). Состав и структура органов внутрихозяйственного контроля определяются, как правило, решением собственников организации или ее руководителя, за исключением финансовых институтов, для которых органы внутреннего контроля являются обязательными (напри­мер, коммерческие банки). Внутрихозяйственный контроль органи­заций может осуществляться по инициативе их руководства сторонней аудиторской фирмой (аудитором) на договорных условиях.

Еще одна разновидность негосударственного финансового конт­роля — общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества: общественными организациями и объеди­нениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федера­ции, профессиональные союзы, религиозные организации, обществен­ные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и пред­принимателей и др. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом — де­нежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных со­циальных и профессиональных групп со стороны органов государственной (местной) власти и работодателей.

Негосударственный финансовый контроль. С начала 90-х гг. все большее значение приобретают те виды финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных

С начала 90-х гг. все большее значение приобретают те виды финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. Как отмечалось, к негосударственным видам финан­сового контроля относятся внутрифирменный (корпоратив­ный) контроль со стороны коммерческих банков за организа­циями-клиентами, аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляет­ся экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельно­стью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффек­тивностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результа­тов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состо­яние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит озна­чает сравнение фактических финансовых результатов на каж­дой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; ана­лиз и устранение причин их несоответствия; поиск путей сни­жения издержек и улучшения методов финансового прогно­зирования.

Контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государствен­ного банка СССР контролировали всю финансовую деятель­ность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности тре­бует от банка оценки финансового состояния и кредитоспо­собности предприятий — потенциальных заемщиков. В слу­чае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиен­та для оценки вероятности возврата ссуды с причитающими­ся процентами в установленный срок. Такой контроль со сто­роны банка — важный элемент управления кредитным рис­ком.

Читайте так же:  Образец бланка на налоговый вычет

Аудиторский контроль. Это новый вид финансового кон­троля, возникший в Российской Федерации с конца, 80-х гг. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повы­сились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установле­ние достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежей по расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств про­веряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обяза­тельная проводится в установленном порядке во всех случа­ях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подле­жат все кредитные организации (включая Банк России); стра­ховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создавае­мые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого ак­ционерного общества, независимо от числа акционеров и раз­мера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвес­торам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю под­лежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превыша­ют критерии, установленные Правительством РФ. Обязатель­ная аудиторская проверка может быть проведена и по поруче­нию государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юриди­ческого лица от проведения обязательной аудиторской про­верки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме откры­того акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включа­ются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятель­ностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудитор­ской фирмы с клиентами, как правило, оформляются догово­ром с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных орга­нов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой орга­низации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств го­сударственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом бан­кротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Ука­зом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудитор­ской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государствен­ных и судебных органов. Различают четыре варианта заклю­чения;

1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает досто­верность показателей финансовой и бухгалтерской отчет­ности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельству­ющее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, при наличии отдельных упу­щений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодатель­ства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудито­ру не была предоставлена возможность получить необ­ходимую информацию о проверяемом объекте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта финансового менеджмента.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

Читайте так же:  Какие налоги надо платить при енвд

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

Видео (кликните для воспроизведения).

заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

ЛЕКЦИЯ 8.

Рассматриваются следующие вопросы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11020 — | 7448 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государ­ственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля отно­сятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организация­ми-клиентами;

3) аудиторский контроль. [8]

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпо­рации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансо­вого менеджмента и прочими — за финансами своего предприя­тия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финан­совые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Читайте так же:  Выплата дивидендов сроки порядок оформления

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Основной целью аудиторской деятельности является установле­ние достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Рос­сийской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности по­нимается такая степень точности ее данных, которая позволяет ком­петентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения. [9]

В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный ау­дит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности со­стояния бухгалтерского учета и отчетности.

Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предпола­гает (включает в себя) и оценку эффективности использования госу­дарственных средств.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов орга­низации и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.

Среди основных задач, возлагаемых на подразделения внутреннего аудита, можно выделить следующие:

· проведение проверок отдельных вопросов деятельности органи­зации, составление различных справок-докладов по результатам та­ких проверок и предоставление их руководству,

· проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетно­сти, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;

· проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов;

· экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг), точности формирования финансовых резуль­татов, правомерности использования прибыли и фондов;

· разработка и предоставление руководству организации предло­жений по улучшению организации бухгалтерского учета и системы контроля;

· организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам нало­говых и других органов внешнего контроля. [9]

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поруче­нию государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой службы.

Инициативная аудиторская проверка — проводится по решению самого экономического субъекта, когда клиенты аудиторских фирм, почувствовавшие насущную потребность в аудиторской проверке, решали провести проверку по собственной инициативе. Причинами подобных ситуаций чаще всего являлись и по настоящее время являются:

а)- смена учредителей, руководства или главного бухгалтера;

б)- необходимость квалифицированных экономико — правовых консультаций;

в)- потеря управления над финансами в отдельных компаниях по мере их развития и расширения деятельности, а также по мере обрастания филиалами;

г)- тупиковые ситуации, когда компания платит в бюджет из-за запутанного налогового законодательства слишком много;

д)- необходимость обеспечения эффективной системы управления финансами, финансовой безопасности клиента;

е)- боязнь налоговой полиции или инспекции либо потребности в защите своих интересов и др. [9]

Негосударственный финансовый контроль

Понятие и сущность финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Виды негосударственного финансового контроля

Государственные органы власти заинтересованы в осуществлении финансового контроля, так как от правильности, полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств субъектами зависит функционирование аппарата управления. Однако, экономические агенты могут использовать средства негосударственного финансового контроля для оптимизации собственной деятельности.

К видам негосударственного финансового контроля относят:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Контроль, осуществляемый денежно-кредитными организациями.
  2. Внутрихозяйственный контроль на предприятиях.
  3. Аудиторский контроль.

То есть, негосударственный контроль финансов осуществляется специальными организациями, имеющими соответствующее разрешение, а также собственными силами коммерческих организаций. Например, кредитно-денежные организации внедряют в свою деятельность принципы финансового мониторинга. Они в режиме реального времени отслеживают все операции, связанные с движением денежных средств и финансовых активов, так как доходы банков напрямую зависят от рационального использования финансовых ресурсов. Чаще всего данные финансового мониторинга применяются для принятия специалистом решения о выдаче денежного займа. Исследование клиента позволяет вынести взвешенное решение, минимизировать риски потерь.

Внутрихозяйственный контроль в реальном секторе применяется для оптимизации внутренних и внешних финансовых процессов. Рациональность использования средств, своевременность их отражения на счетах бухгалтерского учета, позволяет эффективно управлять работой предприятия. Для проведения финансового контроля может использоваться программное обеспечение, данные которого обрабатываются специалистами соответствующих служб. Для получения полной независимой картины текущего состояния финансово деятельности компании собственники часто пользуются услугами сторонних независимых аудиторских предприятий.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Читайте так же:  Проверить долги по налогам по фамилии

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения — официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Виды негосударственного финансового контроля

Особенности финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, выполняемые специализированными надзорными органами с целью определения законности и оптимизации финансовой деятельности субъектов в части накопления, распределения и использования финансовых средств.

Особенностью финансового контроля является его направленность. Прежде всего, он помогает сформировать и реализовать систему финансового обращения согласно принципам законности и правомерности. Кроме того, контроль финансов гарантирует сохранность имущества и исполнения прав всех сторон финансовых отношений. Финансовый контроль является частью управления хозяйственными системами. Состояние финансов оказывает прямое воздействие на экономику. С помощью контроля решаются следующие задачи:

  1. Создаются единые условия финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Определяются функции и полномочия надзорных органов, либо лиц, проводящих контрольные мероприятия.
  3. Проверяются надзорные органы на предмет злоупотребления полномочиями, использование власти в корыстных целях.
  4. Отслеживаются статьи расходов бюджета и внебюджетных целевых фондов.
  5. Проверяется правильность и своевременность заполнения финансовой документации.
  6. Анализируются данные управленческого, финансового и бухгалтерского учета, проводится свекра данных требованиям местного законодательства.
  7. Осуществляется контроль ценообразования в сферах, подвластных государственному управлению.
  8. Определяются меры наказания в случае выявления нарушений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансов так же позволяет сохранить имущество за собственником, вступившим в хозяйственные или финансовые отношения. Он гарантирует соблюдение прав субъекта в случае, если тот придерживается законодательных и правовых норм. Причем, под имуществом понимается не только собственность, но и деньги, финансовые обязательства.

Предметом финансового контроля выступают хозяйственные операции, любые экономические действия, влияющие на изменение стоимости имущества.

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский контроль обычно осуществляется силами сторонних специализированных организаций, либо специалистами, прошедшими аттестацию. Крупные предприятия могут создавать отдел, отвечающий за аудиторскую проверку. Основная задача аудита заключается в составлении экспертного мнения о достоверности проведенных и отраженных в документации финансовых операций.

Помимо финансовых проверок аудиторские компании могут предоставлять услуги по:

  1. Ведению бухгалтерского учета.
  2. Составлению деклараций.
  3. Аналитической финансовой работе.
  4. Обучение сотрудников бухгалтерскому и финансовому учету.
  5. Проверке законности проведенных финансовых операций.

Аудиторская проверка проводится в несколько этапов. Сначала определяется ее цель, затем выбираются документы и иные данные, необходимые для анализа. В конце проверки выдается заключение, содержащее информацию о выявленных несоответствиях и нарушениях. Аудитор создает свою экспертную оценку.

Аудит позволяет выполнять требования сразу двух сторон финансовых отношений. Он может быть инициирован государственными надзорными органами с целью выявления сокрытия доходов, неполноты выполнения финансовых обязательств субъектов хозяйствования. Однако, аудит не заменяет государственный финансовый контроль, а используется в качестве инструмента оптимизации финансовых процессов. Данные аудиторской проверки, как правило, носят публичный характер. На государственном уровне они используются в качестве подтверждения предоставляемых данных в высшие органы власти. На микроуровне публичность аудиторского заключения повышает лояльность контрагентов, участников экономических отношений.

Для обеспечения достоверности аудиторских проверок на законодательном уровне установлена ответственность компаний, предоставляющих этот вид услуг. Контролирующим органом аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ. В нем создан Совет, отвечающий за регулирование аудиторских услуг на территории страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Негосударственные формы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here