Неуплата налогов срок исковой давности

Важная информация в статье: "Неуплата налогов срок исковой давности", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

О сроке давности взыскания недоимки

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили . Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика) , которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

К сведению

Федеральным законом № 248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013). Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/2/26263). Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве .

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части – значения не имеет ), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Недоимка образована или выявлена?

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ) . Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:

– день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;

– день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010).

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц — в 3 года.

Читайте так же:  Штрафы за несдачу нулевой декларации

Информационное письмо Президиума ВАС

Этот документ разъясняет один из случаев судебной практики. Налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием о принудительном удержании с индивидуального предпринимателя недоимки по ЕНВД за март 1999 г., а также пеней, возникших вследствие просрочки погашения этого обязательства. В удовлетворении заявления контрольного органа было отказано. Суд мотивировал вынесенное постановление тем, что был пропущен пресекательный срок, определенный в п. 3 ст. 48 НК, в рамках которого допускается подать претензию. Вместе с этим инстанция указала, что установленный в ст. 70 НК трехмесячный период направления требования о необходимости погасить обязательство перед бюджетом закончился 30.05.1999 г. Сама сумма должна была быть отчислена не позже 28.02.1999 г. Требование же фактически было отправлено плательщику через год — 05.05.2000 г. А срок добровольного погашения обязательства в нем устанавливался на 15.05.2000 г.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК шестимесячный период, предусмотренный для обращения контрольным органом в судебную инстанцию с заявлением о принудительном взимании недоимки, который является пресекательным, начинается с даты окончания установленного для исполнения бюджетного обязательства временного промежутка. Пропуск налоговой службой срока, в который она могла направить требование о выплате вмененной плательщику по закону суммы, не предполагает изменения правил исчисления указанного выше срока. В связи с этим период для обращения контрольного органа в суд начинается с 10.06.1999 г., то есть через 10 дней с даты окончания предусмотренного в ст. 70 НК периода. В связи с тем, что исковое заявление было предъявлено 27.09.2000 г., то есть за рамками пресекательного срока, установленного в п. 3 ст. 48 НК, оно не подлежит удовлетворению.

ФЗ №2003-1

Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок. Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности. По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок. В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС. Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений. Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления. Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог. Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы. Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан — 6 мес.

Считаем процессуальные сроки

– для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70);

– для исполнения такого требования (ст. 69);

– для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46, 47).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ. Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

– 500 руб. и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

– менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета –

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Читайте так же:  Возмещение ндфл за дмс

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009).

Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УОот 15.05.2013 № Ф09-3617/13).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

– если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

– в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст. 45, п. 3 ст. 46, ст. 69, 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см. также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 № А40-145221/10-13-878 ).

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192).

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ, установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

Срок исковой давности по правонарушениям, связанным с уплатой налогов, начинается с налогового периода, следующего за тем, в котором не был выплачен налог

ФНС России на своем официальном сайте напомнила, что привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов можно в течение трех лет с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.

Налоговое ведомство рассмотрело конкретный пример, в котором налогоплательщик обжаловал решение ФНС России от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности за неуплату налога на прибыль организаций за 2012 год на основании окончания срока исковой давности по данному правонарушению. Однако представители ФНС России пояснили, что в данном случае срок уплаты налога установлен до 28 марта 2013 года. То есть правонарушение состоялось уже в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности начинается с 1 января 2014 года и заканчивается 31 декабря 2016 года. А следовательно, решение в отношении налогоплательщика признано правомерным.

Указанный вывод согласуется и с судебной практикой (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Напомним, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а также в размере 40%, если неуплата произошла умышленно (п. 1-2 ст. 122 НК РФ). Исчисление срока давности в данном случае начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) (ст. 113 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует помнить, что «соответствующий налоговый период» в целях применения ст. 113 НК РФ – это период уплаты соответствующего налога.

Читайте так же:  Налоговый вычет по налогу на имущество

«Золотая эра» налоговиков: ВС РФ отменяет сроки давности

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Новость, которая буквально взорвала интернет. ВС РФ предлагает считать уклонение от уплаты налогов преступлением, которое продолжается до тех пор, пока должник окончательно не рассчитается с государством. Т.е. ВС РФ предлагает отменить сроки исковой давности.

Пленум ВС РФ готовит дополнение к своему предыдущему решению. И я очень надеюсь, что Верховные судьи, услышав тот шум, который они наделали, одумаются, и это Постановление не пройдет.

В предыдущем постановлении по налоговым преступлениям написано: «Уклонением от уплаты налога следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату» (ст. 198-199 УК РФ). Эти деяния должны повлечь полное или частичное непоступление налогов в бюджет. А теперь они собираются к этому добавить, что «Преступление следует считать оконченным с момента неуплаты налогов в установленный срок, но такие преступления являются длящимися, поэтому срок давности уголовного преследования по ним исчисляется с фактического прекращения преступной деятельности, т.е. со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки».

Раньше сроки давности длились с окончания налогового периода, в котором налоги не были заплачены. Т.е. если кто-то не заплатил налоги за 2018 год, и срок уплаты закончился, допустим, 25 марта 2019 года, то с 25 марта 2019 года начинает исчисляться срок давности.

Раньше как было? 2 года прошло и все, ты свободен. А теперь 5-7-10 лет прошло, не важно. Тебя поймали, а ты, чтобы освободиться от уголовной ответственности, внес первую копейку. И только с этого момента стартует срок давности. Но, если мы так будем идти по этому пути, каков смысл тогда в этих сроках давности? Ну, объявите, что их не существует ни по каким преступлениям, связанным с государством.

С другой стороны, почему только связанным с государством? Давайте так же сделаем: если человек у кого-то что-то украл, сроки давности будем исчислять с того момента, когда человека поймали. Вы скажете, что это бред?

Или другая ситуация: арендатор задолжал арендодателю денег. Они расторгли договор, но арендатор по-прежнему должен арендодателю. 1-2-3 года, и все, сроки прошли. Давайте и здесь сделаем бесконечным срок давности, пусть он стартует, когда арендатор заплатит первую копейку арендодателю. Чтобы можно было арендатора подтянуть и через 10-15-30 лет. Это поможет, между прочим, рейдерским захватам. Это просто реабилитирует волну рейдерских захватов, поднимет ее на небывало высокие уровни.

Что это означает? Правильно: отмену срока давности, да еще и с обратной силой. Представитель «Пепеляев Групп» объясняет, что последует за новым постановлением по ст. 198 ч. 1 и 199 УК РФ. «Чтобы освободиться от уголовного преследования, надо будет самому заплатить налог, пеню в размере налога и штраф, на который налоговая и не рассчитывала по истечению срока давности по НК, а также потому что выездную проверку за этот период не проводила». Так оно и есть, я полностью согласен с коллегой из «Пепеляев Групп». Налоговики потеряли всякую надежду, все нормально, все сроки прошли, 7-10 лет прошло. Но так как срок давности планируется сделать бесконечным, придут правоохранители и возбудят дело. Чтобы от дел освободиться необходимо заплатить.

Наступает «золотая эра» для налоговиков и правоохранителей. Если это перейдет из разряда проекта в разряд уже выпущенного постановления Пленума ВС РФ, это внесет хаос во всю судебную систему, во всю применительную практику. Это очень плохой прецедент. Так быть не должно.

Скажите, пожалуйста, коллеги. А вы верите, что здравый смысл возобладает? Напишите в комментариях. Мне просто интересно понять степень вашей веры или недоверия к государственному институту.

Жду ваши комментарии, а пока удачи в делах.

Срок давности по налогам физических лиц: разъяснения налогоплательщикам

Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее. Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно. Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.

Действия контрольных органов

Принудительное взыскание осуществляется в соответствии с решением ФНС. Процедура предполагает направление в банковскую организацию инкассового поручения на списание средств со счета плательщика или агента. Данное распоряжение должно быть выполнено не позже 1 операционного дня, который следует за датой его получения (для рублевых р/с). В случае отсутствия либо недостаточного объема средств на счету плательщика исполнение требования ФНС осуществляется по мере поступления денег. Если у контрольного органа нет информации о р/с субъекта, он вправе взыскать сумму за счет имущества обязанного лица. Принудительное взимание недоимки осуществляется по решению руководителя подразделения ФНС. На протяжении трехдневного срока с даты его вынесения судебному приставу отправляется постановление. Период его исполнения — 2 месяца. Требования удовлетворяются последовательно по отношению к:

  1. Наличным средствам.
  2. Имуществу, не участвующему в производстве товаров.
  3. Готовой продукции.
  4. Материалам и сырью, используемым непосредственно в производстве, станкам, зданиям, оборудованию, сооружениям и проч.
  5. Имуществу, которое передается в соответствии с договором в распоряжение, пользование, владение иным лицам без получения ими права собственности.
  6. Другим материальным ценностям.

Обязательство перед бюджетом будет считаться исполненным с момента реализации изъятого имущества у плательщика и погашения образовавшейся задолженности за счет вырученной суммы.

Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц зависят от тяжести преступления. Но если до назначения суда возместить ущерб казне, уголовное преследование прекратится.

Уклонение от уплаты налогов является налоговым преступлением. Обязанность налогоплательщиков платить налоги, сборы и взносы устанавливает ст. 45 НК РФ. Также в кодексе установлены сроки дав­но­сти, в которые с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать недоимку.

Важно помнить, что ответственность за налоговые правонарушения регулирует НК, а за преступления — УК.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно. При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК. В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам. На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.

Читайте так же:  Расчет налога на прибыль иностранной организации

Существует, в частности, в НК статья 48. В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика — гражданина либо его налогового агента — может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной). Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления «более прогрессивной» части НК. В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Ч. 3 ст. 363 НК

В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание — истечение срока давности.

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление. Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

Срок давности по налогам физических лиц

В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками. Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество — второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует ФЗ №2003-1.

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу. В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней. Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение. Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует. Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования. Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.

Исполнение обязательства перед бюджетом

В законодательстве установлено, что лица, признающиеся налогоплательщиками, должны осуществлять отчисления, предусмотренные в НК. Обязательства перед бюджетом будут считаться исполненными с момента предъявления поручения в банк на совершение соответствующей операции при наличии достаточного объема средств на счету субъекта. Если лицо имеет непогашенные платежи и не обладает достаточным количеством финансов для удовлетворения предъявленных требований, налог будет признан невыплаченным. Обязательства будут также считаться непогашенными в случае отзыва поручения из банка. Если выплату должен осуществлять налоговый агент, то требование законодательства признается исполненным с момента удержания им установленной суммы из дохода. Невыполнение обязательства перед бюджетом выступает в качестве основания для применения принудительных мер по взиманию недоимки.

Срок исковой давности по налогам, переплаченным налогоплательщиком

С заявлением в суд по налогам могут обратиться не только контролирующие органы, но и организации или ИП, которые хотели бы зачесть или вернуть свою переплату по налогам, пеням или штрафам.

Итак, если налогоплательщик переплатил налог, то он может подать в инспекцию заявление о зачете или заявление о возврате излишне уплаченной суммы. Срок давности по налогам для целей их возврата составляет 3 года со дня уплаты в бюджет суммы в завышенном размере (п. 7,14 ст. 78 НК РФ). Если налоговики откажут организации либо оставят ее заявление без ответа, компания будет вправе обратиться в суд (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Читайте так же:  Торговый сбор отзывы

Другая ситуация складывается, если налоговики взыскали с организации (ИП) излишнюю сумму налога, пеней, штрафа. Тогда налогоплательщик вправе подать заявление о возврате переплаты в ИФНС в течение месяца с того дня, когда:

  • ему стало известно об излишнем взыскании налога;
  • вступило в силу решение суда о том, что инспекция взыскала сумму в большем размере, чем было нужно.

Если же месяц уже истек, то можно обратиться в суд. В этом случае срок исковой давности по налогам юридических лиц и предпринимателей – 3 года со дня, когда стало известно об излишнем взыскании налога или когда налогоплательщик должен был об этом узнать. Отметим, что налогоплательщик в ситуации с излишне взысканным налогом может пропустить этап обращения в налоговый орган и сразу писать заявление в суд.

Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

Налоговое преступление — это сокрытие денежных средств либо имущества организации, вследствие чего происходят недоимки по налогам, сборам и страховым взносам. За такие действия установлен штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет.

За то же преступление, совершенное в особо крупном размере, уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 2 млн рублей либо лишение свободы на срок до семи лет.

Первое основание, по которому прекращается уголовное преследование по налоговому преступлению — это возмещение в полном размере недоимки, штрафов и пеней. Юридическое лицо должно возместить ущерб, причиненный бюджету, до назначения судебного заседания. Такой порядок установлен ст. 28.1 УПК РФ.

Второе основание — это давность. Точнее, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 УК РФ. Он зависит от тяжести преступления:

для преступлений небольшой тяжести — два года;

после преступлений средней тяжести — шесть лет;

для тяжких преступлений — десять лет;

после особо тяжких преступлений — 15 лет.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Важно: если организация впервые нарушила закон, и совершила преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, оно может быть освобождено от уголовной ответственности. Условие — полное возмещение ущерба, причиненного бюджету.

Срок исковой давности по налогам

Есть ли срок давности по налогам? Безусловно, НК РФ устанавливает определенные сроки давности в сфере уплаты налогов и сборов. Однако правильнее было бы говорить не о сроке давности по неуплате налогов, а о сроке давности взыскания налога. Ведь важно то, в течение какого времени с налогоплательщика могут взыскать неуплаченный налог.

Для ИФНС неуплата налога в срок – основание направить налогоплательщику требование об уплате налога (п. 1 ст. 45, ст. 69 НК РФ). Кроме того, если организация (ИП) в установленный срок не уплатила налог в бюджет, то по общему правилу у налоговиков появляется право взыскать с нее сумму налога в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ). Причем решение о взыскании контролеры должны вынести в течение 2 месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. А после истечения этих 2 месяцев взыскать задолженность они могут только в судебном порядке.

Заявление в суд должно быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока, определенного в требовании (п. 3 ст. 46 НК РФ). Иными словами, срок обращения в суд составляет 4 месяца. Это и есть срок исковой давности по уплате налогов.

Срок давности налоговых правонарушений для юридических лиц

При неуплате налога в срок ИФНС направляет на­ло­го­пла­тель­щи­ку тре­бо­ва­ние. Согласно ст. 69 НК РФ, его нужно исполнить за восемь дней, если более продолжительный период не указан в документе.

Налоговый орган может взыскать недоимку в бесспорном порядке, если юридическое лицо не оплатит задолженность по требованию. Ре­ше­ние о взыс­ка­нии выносят в те­че­ние двух ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, уста­нов­лен­но­го в тре­бо­ва­нии об упла­те на­ло­га. Налоговики производят взыскание в первую очередь со счетов организации–должника.

Спустя два месяца за­дол­жен­ность можно взыскать толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке. На это у налоговиков есть еще четыре месяца, которые и составляют срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Однако на решение о взыскании неуплаты за счет имущества организации у налоговиков есть целый год после ис­те­че­ния срока тре­бо­ва­ния об упла­те. Затем в течение еще двух лет они могут об­ра­тить­ся в суд.

Давность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение — это период, когда ИФНС начисляет штраф за задолженность. Срок дав­но­сти зависит от вида пра­во­на­ру­ше­ния.

Согласно ст. 113 НК РФ, юридическое лицо можно при­влечь к от­вет­ствен­но­сти и начислить ему штраф, если не про­шло три года:

1. со дня совершения налогового правонарушения;

2. со дня, следующего за налоговым или расчетным периодом, в котором совершено правонарушение.

Второй пункт актуален в случае грубых нарушений налогового кодекса, занижения налоговой базы. Первый пункт применяют в большинстве остальных случаев.

Важный момент

Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании. Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел. Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.

Срок давности по налогам физических лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок исковой давности по налогам физических лиц установлен ст. 48 НК РФ. Так, ИФНС может обратиться в суд при сумме задолженности физлица по налогам (сборам, пеням, штрафам), превышающей 3000 руб., в течение 6 месяцев со дня, когда истек срок на исполнение налогового требования (п. 1,2 ст. 48 НК РФ). А также в некоторых других случаях.

Источники

Неуплата налогов срок исковой давности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here