Новое в финансовом контроле

Важная информация в статье: "Новое в финансовом контроле", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Разработаны два федеральных стандарта внутреннего государственного финансового контроля

chagin / Depositphotos.com

В целях реализации положений Бюджетного кодекса Минфин России подготовил и представил на общественное обсуждение проекты федеральных стандартов:

  1. «Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» 1 ;
  2. «Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» 2 .

Цель первого из них – установление основных принципов контрольной деятельности органов внутреннего государственного/муниципального финконтроля. За указанными органами Стандарт «Основные принципы» закрепляет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением положений Бюджетного кодекса РФ, иных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, а также договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета;
  • контроль за достоверностью данных отчетности о достижении показателей результативности предоставления или использования бюджетных средств;
  • контроль за соблюдением требований к бухучету и составлению, представлению бюджетной и бухгалтерской отчетности в государственных и муниципальных учреждениях, госорганах, органах местного самоуправления и внебюджетных фондах;
  • контроль в сфере закупок.

Проект стандарта «Основные принципы» определяет нормы, которыми должностные лица органов финконтроля должны руководствоваться в своей деятельности:

  • этические нормы. Они включают в себя принципы ответственности, законности, компетентности, конфиденциальности, а также честности, независимости, объективности;
  • профессиональные нормы. Это принципы эффективности, превентивной направленности, риск-ориентированности, непрерывности, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости.

Цель стандарта «Планирование контрольной деятельности» – установление основных правил планирования контрольной деятельности органов внутреннего финансового контроля.

Планирование контрольной деятельности предполагается осуществлять с применением риск-ориентированного подхода для того, чтобы сосредоточить усилия на наиболее значимых направлениях и свести к минимуму контрольную нагрузку на тех, кто не допустили существенных нарушений. Необходимость проведения в очередном финансовом году контрольных мероприятий будет зависеть главным образом от того, к какой из шести категорий риска принадлежит объект контроля или его вид деятельности в бюджетной сфере. Помимо объектов, отобранных с применением вышеназванного подхода, в план контрольных мероприятий могут быть включены объекты на основании поручений органа власти субъекта РФ или местной администрации и предложений финоргана.

Контрольные мероприятия будут проводить в виде плановых и внеплановых проверок, ревизий, обследований. Проект стандарта «Планирование контрольной деятельности» предусматривает перечень типовых контрольных мероприятий, который может быть дополнен ведомственными стандартами органа внутреннего государственного/муниципального финконтроля. При формировании исходных данных для составления плана мероприятий может быть использована информация об объектах контроля, полученная в том числе из информационных систем казначейства, ФНС России, Минфина России, иных органов.

Рассмотренные федеральные стандарты планируется применять при осуществлении контрольной деятельности начиная с 1 января 2020 года.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/11-18/00085888).
2 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/11-18/00085886).

Новое в финансовом контроле

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Читайте так же:  Штраф налогового агента ндфл

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Читайте так же:  Дачная недвижимость налоги

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

Государственные закупки — в зоне прокурорского надзора

Органы прокуратуры в рамках работы по обеспечению законности при реализации национальных проектов оценили состояние законности в сфере контрактных отношений. По итогам этой работы Генеральная прокуратура РФ очертила ряд проблем, требующих скорейшего рассмотрения, и сформировала предложения, направленные на совершенствование Федерального закона № 44‑ФЗ.

Государственный финансовый контроль и аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственных программ

В 2018 году приняты новые Стандарты государственного финансового контроля и новые стандарты внутреннего финансового контроля и аудита: (Приказ Минфина России от 29.12.2017 №1401 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2016 года №822»;
Приказ Минфина России от 29.12.2017 №1394 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 7 сентября 2016 года №356»; приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2017 г. № 269н «Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка бюджетной (бухгалтерской) отчетности»; приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2017 г. № 268н «Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка предоставления из федерального бюджета и (или) использования субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям»).

Подготовлены изменения в Правила осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193) в части:

— «увязки» осуществления ВФК и ВФА с необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

— применения риск-ориентированного подхода по определению проверяемых данных и используемых в их отношении методов аудита в целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности;

— подчиненности субъекта ВФА непосредственно и исключительно руководителю ГАБС;

— анализа бюджетных рисков.

Подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ, направленные на повышение эффективности деятельности органов госфинконтроля. Изменения касаются:

— расширения сферы государственного (муниципального) финансового контроля;

— формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

— совершенствования порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;

— развития внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Цель нововведений – обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного (муниципального) финансового контроля, систем внутреннего финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита в целях снижения вероятности нарушений бюджетного законодательства, выявления финансовых (бюджетных) правонарушений и их пресечения.

Цель семинара:

Видео (кликните для воспроизведения).

дать разъяснения по осуществлению внутреннего финансового аудита в главных администраторах бюджетных средств (планирование, проведение аудиторских проверок, оценка рисков, документирование), а также рассмотреть вопросы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (риск-ориентированное планирование деятельности, особенности проверок межбюджетных трансфертов, государственных (муниципальных) учреждений, полномочия органов ГФК по контролю в сфере закупок (ч.8 ст. 99 закона № 44-ФЗ), а также типичные нарушения и ошибки, выявляемые по результатам контрольных мероприятий). На семинаре будут рассмотрены примеры нарушений, выявляемых органами государственного финансового контроля.

Семинар предназначен

для специалистов контрольных и финансово-экономических подразделений ФОИВ, государственных учреждений, финансовых органов региональных администраций и муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств, унитарных предприятий, получающих бюджетные средства.

Перспективы организации контроля и аудита в государственном секторе

26 июля текущего года принят Федеральный закон № 199 (Федеральный закон от 26 июля 2019 года № «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». ), в соответствии с которым из Бюджетного кодекса исключаются нормы о ВФК (из статьи 157 и статьи Также будут отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и Правила осуществления ВФК, утвержденные на региональном и местном уровнях. Как в этом случае главные администраторы (администраторы) бюджетных средств будут осуществлять внутренний контроль, который, по сути, является действенным инструментом управления?

Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

Изменения Бюджетного кодекса, касающиеся исключения из числа бюджетных полномочий ГА(А)БС полномочий по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, можно рассматривать как положительное явление, поскольку созданную к сегодняшнему дню систему ВФК можно характеризовать как излишне формализованную, что привело и к формальному отношению к самому внутреннему финансовому контролю. Конечно, от ВФК, точнее, от внутреннего контроля (ВК) отказываться не надо, так как за последние годы разработаны различные механизмы его осуществления как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, внедрены автоматизированные средства контроля, подготовлены кадры и приняты другие меры. Исключение же ВФК из бюджетного полномочия и выведение из-под контроля со стороны органов Г(М)ФК позволят существенно снизить заформализованность мероприятий в рамках осуществления контроля внутри ГА(А)БС, и их руководители смогут действовать более свободно. По своей сути ВК — это чисто управленческий инструмент руководителя, который был, есть и будет. Без управленческого контроля ни одна организация просто не может функционировать.

Читайте так же:  Имущественный вычет камин

Кроме того, Законом № 199 в БК РФ закрепляется новая норма о том, что внутренний финансовый аудит будет осуществляться согласно федеральным стандартам. Данные стандарты сейчас разрабатываются Минфином России в соответствии с утвержденной в конце 2018 года программой ( Программа разработки в Министерстве финансов РФ федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на (утв. Минфином России 14 ноября 2018 года).). Одним из таких стандартов будет регламентировано, что при проведении ВФА осуществляется оценка ВФК и готовятся рекомендации по повышению его эффективности.

Главный вопрос, который сейчас стоит перед идеологами реформирования ВФК и ВФА, — как интегрировать наработки в области ВФК в общую систему ВК. Основное изменение, которое должно состояться, — это чтобы система ВК была направлена не только на финансовые вопросы, но и на все подсистемы управления организации государственного сектора (управление кадрами, управление материальными ресурсами, управление информационными технологиями, управление реализацией государственных программ и т. д.). При такой трансформации контроля от некоторых атрибутов ВФК необходимо отказаться, поскольку они и стали причиной формального подхода к его организации и осуществлению. Но также есть и наработки, которые необходимо сохранить и развивать в дальнейшем.

Стандарты — в работе

В октябре текущего года в Чебоксарах в рамках круглого стола, проведенного Союзом развития государственных финансов, состоялось заседание рабочей группы Министерства финансов РФ по совершенствованию внутреннего государственного финансового контроля. Участники рабочей группы продолжили работу по формированию федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Замминистра финансов РФ Алексей Лавров рассказал о новациях закупочного законодательства 2020 года

Заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Михайлович Лавров рассказывает про новации закупочного законодательства 2020 года: федеральный закон от 27.12.2019 № и новые направления, по которым Минфин России только планирует изменения.

Поздравляем победителей!

Основная задача контроля — помощь в реализации нацпроектов

Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков принял участие в экспертной дискуссии «Финансовый контроль для реализации национальных целей», которая состоялась в рамках XI Гайдаровского форума.

Ревизорские будни, или Негласный кодекс контролера

Контролеры — удивительные люди. Очень ответственные, внимательные и педантичные, порой до занудства, и вместе с тем у них в наличии потрясающее чувство юмора и большой запас контролерских баек, которые можно слушать часами. Вот мы и подумали, а почему бы журналу «Финконтроль» не открыть такую рубрику, как «Однажды на проверке», где можно поделиться смешными (а может быть, страшными) случаями, произошедшими на проверке, открыть секрет профессиональных приемов, которые всегда помогают в работе. Если вы вспомнили такой случай, пишите и звоните нам!

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Внесены поправки в порядок проведения государственного финансового контроля

GeneGlavitsky / Depositphotos.com

Принят новый федеральный закон, вносящий изменения в Бюджетный кодекс в части совершенствования процедур ведения финансового контроля и аудита (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»). Основные положения закона вступают в силу с 6 августа 2019 года.

Поправки направлены на расширение сферы государственного (муниципального) финконтроля, формирование федеральной системы стандартов такого контроля, совершенствование порядка реализации его результатов, а также развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Так, прежде всего, расширяется предмет госконтроля и детализируется перечень объектов проверки. Объекты контроля определяются дифференцировано, с учетом необходимости сопровождения соответствующих средств до достижения конечной цели их предоставления, для межбюджетных трансфертов:

  • из федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), включая межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований;
  • из бюджетов субъектов РФ;
  • из местных бюджетов.

Например, устанавливается, что контроль за соблюдением порядка, целей и условий предоставления из бюджета целевых межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий соглашений об их предоставлении осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении:

  • главных администраторов средств бюджета;
  • финансовых органов и главных администраторов средств бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, местных администраций;
  • юридических и физических лиц, ИП, которым предоставлены средства из бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение отзывы

Такие меры помогут применить ответственность в отношении нарушителей муниципального уровня за несоблюдение целей и условий предоставления «транзитных» субсидий.

Основные изменения Бюджетного кодекса в части контроля

Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

26 июля 2019 года вышел Федеральный закон № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Документ стал очередным шагом на пути реформирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

По нашему мнению, самые главные и принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом № 199‑ФЗ, относятся к статье 160.2-1 БК РФ. Во-первых, изменено ее название: «Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита». Это изменение связано с тем, что внутренний финансовый аудит (ВФА) будут осуществлять и получатели бюджетных средств (ПБС).

Во-вторых, осуществление внутреннего финансового контроля (ВФК) исключено из бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (ГА(А)БС). Такое изменение позволит снизить излишнюю заформализованность, присущую в настоящее время ВФК, а руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и использовать данный управленческий инструмент с большей эффективностью.

В-третьих, в пункте 1 дано определение ВФА. Ранее оно сформулировано не было. «Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента».

В-четвертых, в подпункте 1 пункта 2 косвенно дано определение ВФК: «Внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий».

В-пятых, администраторам бюджетных средств предоставлено право передать полномочия по осуществлению ВФА главному администратору бюджетных средств или другому администратору бюджетных средств.

В-шестых, с 1 января 2020 года вводятся федеральные стандарты осуществления ВФА, таким образом, должны быть отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и аналогичные постановления на региональном и местном уровнях.

В-седьмых, предполагается, что ГА(А)БС получат возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. При этом в соответствии со статьей 165 БК РФ за Минфином России оставлено полномочие по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового контроля, что оставляет открытым вопрос о том, в каком виде это будет реализовано и как это повлияет на осуществление ВФК внутри ГА(А)БС.

В-восьмых, введена обязанность проведения мониторинга качества финансового менеджмента финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), ГАБС (пункт 6 статьи 160.2.-1 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 160.2-1 БК РФ порядок проведения мониторинга определяет самостоятельно тот, кто его проводит. При этом в соответствии с абзацем 40 статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мониторинга качества финансового менеджмента. Возникает вопрос: если этот процесс нормативно будет регулировать Минфин России, то по каким правилам — регулятора или определенным самостоятельно — будет в итоге осуществляться мониторинг качества финансового менеджмента? Кроме того, стоит отметить, что появилась обязанность по осуществлению данного мониторинга, но определения, что такое финансовый менеджмент в государственном секторе, до сих пор нет.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»

Что изменится в регламентации внутреннего финансового контроля и аудита с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года утрачивает силу положение Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому работу по выстраиванию системы внутреннего финансового контроля и аудита возлагается на субъекты РФ.

Теперь внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

«Регламентация будет осуществляться только в отношении внутреннего финансового аудита, поскольку на внутреннего финансового аудитора и возлагается теперь задача организации внутреннего финансового контроля. То есть те должностные лица, которые будут выполнять функции финансового аудита, сами будут определять порядок, те требования, те документы, которые будут разрабатываться для осуществления внутреннего финансового контроля», – пояснила она.

В настоящее время регулятором уже утверждены два стандарта, устанавливающие определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита, права и обязанности должностных лиц при его осуществлении.

По словам Ирины Зайко в Минфине России также завершается разработка основного стандарта, определяющего основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по его осуществлению.

Материалы заседания размещены на сайте Главконтроля.

Новое в финансовом контроле

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В связи с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита рассмотрим уточнение полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ и № 247-ФЗ.
Читайте так же:  Налоговая декларация по ип доход

Цели и причины оптимизации внутреннего финансового контроля

Основные направления оптимизации внутреннего контроля — 2019

Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — Закон № 199-ФЗ) направлен на повышение эффективности финансового контроля и аудита по следующим основным направлениям:

определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее — госфинконтроль, Г(М)ФК), внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА);
усиление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств , положений правовых актов , обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ;
совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения (БМП);
формирование федеральной системы стандартов ВФА , которые должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения ВФА, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА;
определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения).

Модель осуществления государственного финансового контроля в России

Виды государственного контроля Органы — субъекты государственного финансового контроля Объекты контроля
Внешний государственный финансовый контроль Счетная палата Российской Федерации — высший орган внешнего государственного аудита Учредители, ГРБС — органы исполнительной власти (государственные органы) (федеральные и субъектов РФ), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения;
Учреждения — получатели средств бюджета:
— казенные учреждения — получатели бюджетных средств (участники бюджетного процесса);
— бюджетные и автономные учреждения — получатели субсидий (неучастники бюджетного процесса)
Внутренний государственный финансовый контроль Федеральное казначейство осуществляет:
— контроль в финансово-бюджетной сфере;
— анализ осуществления полномочий по ВФК и ВФА
Внутриведомственный контроль Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) осуществляет:
— внутренний финансовый контроль (ВФК);
— внутренний финансовый аудит (ВФА)
— Получатели субсидий, инвестиций, кредитов и займов;
— Получатели бюджетных средств;
— Получатели межбюджетных трансфертов;
— Региональные операторы;
— Федеральные государственные бюджетные учреждения;
— Иные юридические и физические лица, получающие средства из федерального бюджета, а также совершающие операции с ними;
— Средства Фонда ЖКХ

Проблемы реализации внутреннего контроля как самостоятельного бюджетного полномочия следующие:

излишняя формализация процедур внутреннего контроля;
субъективная оценка рисков исполнителями операций, демотивация «показывать» результаты внутреннего контроля;
отсутствие единой регламентации к осуществлению внутреннего контроля по уровням бюджетной систем;
отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и внутреннего контроля.

Решение проблем с учетом принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (в редакции Закона № 199-ФЗ):

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Публикации

В Самарской области успешно завершен первый этап проекта централизации бюджетного учета и отчетности

В Самарской области последовательно реализуется политика повышения качества управления общественными финансами, в том числе — комплекс мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Черные пакеты «взяток»

Работа ревизора, с одной стороны, интересная, а с другой — очень тяжелая, требующая от человека принципиальности, бескомпромиссности

Отказываемся от нынешних карт ВФК

На наш взгляд, в первую очередь стоит отказаться от существующих условно универсальных (единообразных) карт ВФК. В настоящее время карты ВФК в том виде, в котором они утверждены, представляют интерес скорее для внешних проверяющих, а не для руководства организаций. Кроме того, их ведение — это дополнительная нагрузка на сотрудников и руководителей ГА(А)БС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, в карте ВФК указана подлежащая контролю операция, которая состоит из большого количества действий и к тому же выполняется не за один день. Возникает вопрос: как технически руководитель будет проверять, осуществляют ли сотрудники контроль в соответствии с утвержденной картой ВФК? Давайте разберем процесс осуществления ВФК на примере операций «Формирование ОБАС» (ОБАС) и «Формирование заявки на кассовый расход по установленной форме» (Заявка). Так, в соответствии с приказом Минфина России № 356 ( Приказ Минфина России от 7 сентября 2016 года № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля».) в карте ВФК должны быть отражены в том числе следующие позиции:

  • метод контроля;
  • периодичность контроля;
  • контрольные действия;
  • способ контроля.

Источники

Новое в финансовом контроле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here