Новое в валютном законодательстве для физических лиц

Важная информация в статье: "Новое в валютном законодательстве для физических лиц", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Изменения российского валютного контроля 2020

Государственная Дума РФ, 02.08.2019, утвердила изменения к Закону “О валютном регулировании и контроле”. Основная часть их, начнет действовать с 01 января 2020.

Мы рассмотрим наиболее важные из них, которые касаются частных лиц:

  1. С 2020 года, нужно будет сообщать об открытии счетов не только в иностранных банка, но и во всех организациях финансового рынка. Это означает, что если раньше не нужно было сообщать об открытии и движении средств в иностранных платежных системах, то со следующего года, это нужно делать обязательно. Кроме этого, практически все валютное регулирование, относящееся к иностранным банкам, теперь также относится и к платежным системам и иным финансовым организациям, осуществляющим управление средствами в интересах граждан России.
  2. Разрешены, без ограничений, зачисления средств от граждан России, которые провели более 183 дней вне территории России, на счета валютных резидентов и обратно. Раньше был не понятен статус подобных платежей, т.к. такие граждане переставали быть валютными резидентами России. Теперь в законе, такие операции являются разрешенными.
  3. Средства на счета иностранных банков и иных финансовых организаций, могут поступать только из банков стран-участниц ОЭСР и ФАТФ, причем только из тех стран, кто участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми органами России.

Очень странно, каким образом это будет осуществляться с такой страной, например, как Великобритания, которая отказалась от автоматического обмена данными с Россией. При этом известно, что большое количество россиян, кратковременно, или на длительный срок, посещают эту страну, периодически возвращаясь на родину.

Очевидно, что они будут стремиться оставаться там на срок более 183 дней, чтобы перестать быть валютными резидентами РФ.

Также непонятно, что делать с другими зарубежными счетами в странах, отказавшихся от автоматического обмена данными с Россией, а это: США, Канада, Турция, Таиланд, Грузия, Сербия, Черногория, Македония.

4. Граждане, попавшие под санкции США и являющиеся налоговыми плательщиками других государств, могут, по заявлению в налоговые органы, не отчитываться по зарубежным счетам. То есть, если вы есть в санкционных списках, то можете не отчитываться.

Не совсем понятно как граждане России, находящиеся под санкциями, могут быть налоговыми плательщиками других государств, кроме России. Но, вероятно — могут, и здесь, как говориться — без комментариев.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

5. Все граждане, имеющие иностранные счета в странах, с которыми поддерживается автоматический обмен финансовой информацией с российскими налоговыми органами, могут не подавать отчеты о движении средств за налоговый период в том случае, если общая сумма всех зачислений на данные счета в течение года, не превысила 600 тыс рублей. В законе не указаны на какие даты нужно фиксировать курсы валют и чей курс должен приниматься в расчеты. Скорее всего, это будет разъяснено позднее в ведомственных подзаконных актах.

Как использовать изменения валютного контроля в свою пользу?

При планировании своей деятельности на 2020-е годы, обязательно решите для себя, насколько будет критичном ваша отчетность перед налоговыми органами за счета в иностранных банках и финансовых компаниях. Если это будет неприемлемо по тем или иным причинам, то можно поступить следующим образом:

  • открыть счет в иностранной платежной системе до 01.01.2020. При желании, это можно сделать в нескольких платежных системах и/или в нескольких странах, в зависимости от того какие суммы будут поступать на данные счета. Главное чтобы каждый счет получил менее 600 тыс руб в пересчете на иностранные валюты в течение года,
  • продумайте возможность провести вне России более 183-х дней в году. В этом случае, вы теряете статус валютного резидента и можете не подавать отчеты о движении ваших средств в зарубежных банках и финансовых компаниях, даже в случае, если поступления на них превысят 600 тыс рублей в течение года.

В настоящее время, можно в безвизовом режиме находиться до 1 года в таких странах, как Грузия и Таиланд,

  • выберите страну наиболее подходящую для вашей работы, развития бизнеса, семейного благополучия и образования ваших детей. Не забудьте о медицинском обслуживании и стабильности политической и экономической системы.

Рассмотрите стратегию миграции в данную страну с учетом ментальности местного населения, их отношения к иностранцам и всего вышесказанного.

С точки зрения правительственной поддержки иммигрантов, выделяются законодательства таких стран, как Канада, Австралия и США. Здесь ваша адаптация будет проходить наименее болезненно, т.к. в этих странах многое сделано для того, чтобы иммигранты как можно быстрее социализировались и становились активными.

Что предлагает наша компания

Мы можем оказать профессиональную консультации по следующим вопросам:

  • Бесплатный подбор страны для переезда для любых добропорядочных целей. Это значит, что если вы не занимаетесь криминальной, шпионской или террористической деятельностью, то мы сможем оказать вам информационную поддержку по всему спектру вопросов, связанных с планами по вашей миграции в страну вашей мечты. Подробнее об этом, мы говорим в специальном разделе нашего сайта: “ВНЖ и ПМЖ за границей”.
  • Бесплатный подбориностранного банкаилиплатежной системы для открытия счета по вашим параметрам. Мы постоянно открываем счета в зарубежных финансовых организациях по всему миру. Лично знакомы с офицерами служб комплаенс многих банков и платежных систем.

Более того, мы можем организовать предварительное одобрение именно вашей кандидатуры в том или ином иностранном финансовом учреждении (процедура Pre-Approval). Более подробно о ней можно прочесть на этой странице нашего сайта.

  • Корпоративный консалтинг: юридическое сопровождение при переводе вашего бизнеса за рубеж или поиск инвестиций для вашего стартапа за рубежом. Мы подберем вам оптимальную страну для развития именно вашего бизнес-проекта.
Читайте так же:  Когда платить налог с дохода физических лиц

Все эти услуги можно комбинировать в комплекты с бесплатными или частично оплачиваемыми услугами. Это значительно экономит время и деньги, причем это взаимовыгодный процесс.

Для того, чтобы выяснить именно ваши потребности и подобрать индивидуальное решение, запишитесь, пожалуйста, к нам на бесплатную консультацию по email: [email protected]

Мы быстро и конфиденциально проведем с вами переговоры и подготовим для вас персональные рекомендации по составлению плана движения к лучшей жизни.

http://internationalwealth.info/offshore-bank-accounts/changes-in-russian-currency-control-2020/

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения какие расходы учитываются

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

http://www.alta.ru/expert_opinion/71327/

«Горячие» документы — Валютное регулирование

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел «Интернет-версии системы КонсультантПлюс», просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/t42/

Офисы компании

ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2 августа 2019 года Президент РФ утвердил федеральный закон, направленный на либерализацию репатриации денежных средств и ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием иностранных счетов[1]. В настоящем информационном письме приведён краткий обзор основных изменений валютного законодательства.

Расширен перечень операций по зачислению денежных средств на иностранные счёта

С 1 января 2020 года на счета резидентов в иностранных банках могут быть зачислены денежные средства в результате следующих операций:

Получатель (владелец счёта) Иностранный банк Операция по зачислению денежных средств
Физическое лицо – резидент Одновременно:
– Расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ
– Данное государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме
Денежные средства, получаемые от нерезидентов, – без ограничений
Физическое лицо – резидент Нет требований Доходы от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов в иностранных банках, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства
Физическое лицо – резидент Расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ Возврат суммы денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту (до 1 января 2020 года можно зачислять только доход, полученный от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг нерезиденту)
Резидент – сторона внешнеторгового договора (контракта) Нет требований Денежные средства в валюте РФ по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации

В отдельных случаях отменены требования о предоставлении ежегодных отчетов по иностранным счетам

С 1 января 2020 года физическое лицо – резидент вправе не представлять налоговым органам отчет о движении денежных средств по иностранному счету, если одновременно выполняются следующие условия:

  • счет открыт в банке, расположенном на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, и это государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме;
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на счет (списанных со счета) за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей, либо остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет не осуществлялось.

Для счетов, открытых в иностранной валюте, пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

«Иная организация финансового рынка» – новое понятие валютного законодательства

С 1 января 2020 года требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новом законе, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Иными словами, в число таких организаций могут войти, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Читайте так же:  Налоговая декларация по земельному налогу форма

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

ЦБ РФ должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета резидентов в таких организациях или когда денежные средства могут быть списаны с таких счетов. По общему правилу юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом регулирование операций по счетам в иностранных организациях финансового рынка будет иметь сходство с регулированием операций по счетам в иностранных банках.

Отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам[2]

Во-первых, вводится поэтапная отмена требования о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта большей части сырьевых товаров (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 года полностью отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта всех иных товаров, за исключением товаров некоторых категорий (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Требования о репатриации будут отменены исключительно в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ.

Расчеты с российскими гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в других странах

С 1 января 2020 года физические лица — резиденты смогут переводить иностранную валюту без каких-либо ограничений по суммам со своих счетов в российских банках на иностранные счета физических лиц — резидентов в оплату переданных товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг.

Возможность осуществления такого перевода будут определять характеристики его получателя – срок пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и наличие статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства пребывания.

Расчеты с российскими образовательными организациями

Видео (кликните для воспроизведения).

Со 2 августа 2019 года перечень разрешенных валютных операций между резидентами пополнился операциями, совершаемыми за пределами территории РФ по договорам об образовании между физическими лицами — резидентами со сроком пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и российскими государственными образовательными организациями высшего образования (их зарубежными филиалами).

При оказании образовательных услуг за пределами территории РФ указанные организации (их зарубежные филиалы) смогут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с такими физическими лицами, а также с физическими лицами — нерезидентами без обязательного использования банковских счетов в российских банках.

Любопытно, что действие данных положений валютного законодательства распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

1 Федеральный закон № 265-ФЗ от 02 августа 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

2 Положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, поэтому в каждом отдельном случае необходим тщательный анализ внешнеторгового договора (контракта) на предмет наименования экспортируемого товара

© 1996–2020
Консультационная группа Прайм Эдвайс

http://www.hlbprime.com/news/company/2019/novoe_valjutnoe_regulirovanie/

С 1 января 2018 года изменяется понятие валютного резидентства в отношении физлиц

В новой редакции Закона о валютном регулировании отсутствует исключение, ранее предусмотренное для граждан РФ, постоянно проживающих (временно пребывающих) в иностранном государстве не менее одного года. Таким образом, валютными резидентами России теперь будут признаваться все граждане Российской Федерации, без исключений.

При этом применительно к физлицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, предусматривается освобождение от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами территории РФ, а также отнесены к разрешенным валютные операции, совершаемые такими лицами за пределами территории Российской Федерации.

Помимо этого принятым законом для целей осуществления валютного контроля введены положения, предусматривающие определение налоговых органов для резидентов юридических лиц и физических лиц, в том числе для случаев отсутствия у физлица на территории РФ места жительства (места пребывания), недвижимого имущества.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/52053.html/

Подробный обзор изменений валютного регулирования

Дата публикации: 29 ноября 2019 .

На этой неделе Совет Федерации одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании…» (Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ) и в Федеральный Закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании…» — в тот самый, который вступает в силу с 1 января 2020-го года и, с одной стороны, вносит либеральные поправки в валютный контроль, а с другой, устанавливает обязанность уведомлять о счетах и отчитываться о движении средств по счетам, открытым в «иных организациях финансового рынка».

Читайте так же:  Компенсация ндс возмещение объекты культурного наследия

Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что данный законопроект приобретет статус действующего закона до конца этого, 2019-го года, может быть даже раньше (дата вступления данного законопроекта в силу – очень важна, чуть ниже мы вернемся к этому вопросу).

Данные поправки будут касаться операций с валютой и иностранными счетами как юридических, так и физических лиц. Традиционно, мы сосредоточимся именно на физических лицах.

И так, что же ждать физическим лицам – резидентам после того, как рассматриваемый законопроект обретет силу закона?

  1. Изменение принципа «разрешения» операций.
  2. Действие нового принципа во времени.
  3. Изменение принципа «разрешения» операций

Вообще, Закон «О валютном регулировании…» в основном разрешает российским валютным резидентам операции с иностранными счетами, связанные с оттоком (или расходованием) денег с иностранного счета, конечно, не без исключений, а вот операции, связанные с зачислением средств на иностранные счета (получение доходов, поступлений) – серьезно ограничены.

Фактически, в действующей редакции Закона «О валютном контроле…» установлено два перечня разрешенных операций, связанных с зачислением денег на счет:

Первый перечень — это операции по зачислению средств на счета вне зависимости от того, в какой стране находится банк, где открыт счет. Это самые простые операции, внесение наличных средств на иностранный счет, перевод на иностранный счет денег из России или с другого иностранного счета, получение от нерезидентов заработной платы, выплат по судам и выплат социального характера, страховых выплат и возврата денежных средств в некоторых случаях. Этот перечень содержится в пунктах 4 и 5 статьи 12 действующей редакции Закона «О валютном контроле…».

Второй перечень – это дополнительные операции по зачислению средств на иностранный счет, но в только том случае, если счет открыт на территории страны ОЭСР и/или ФАТФ. Данный перечень операций установлен пунктом 5.1. статьи 12 Закона «О валютном регулировании…».

К таким операциям, в частности, относятся:

— получение доходов от аренды, продажи недвижимого имущества, выплаты по ценным бумагам и доход от продажи ценных бумаг(если они прошли листинг на утвержденном перечне бирж), доход от продажи металлов (с 1 января 2020 года) с металлических счетов, доход от доверительного управления, а так же получение кредитов (но на срок свыше двух лет).

В августе 2019 года был приняты поправки в действующую редакцию Закона «О валютном регулировании…» (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265 – ФЗ), и этим законом был введен пункт 5.2. в статью 12, гласящий, что если счет открыт на территории страны ОЭСР / ФАТФ и одновременно с этим данная страна автоматически (это важно – именно автоматически) обменивается информацией по финансовым с Россией, то на эти счета можно зачислять денежные средства без ограничений, т.е. от любой операции.

Поясняем на примере:

Возьмем четыре страны: США, Великобританию, Кипр и Швейцарию. По действующей редакции Закона и с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2020 года (НО! Без учета обсуждаемого законопроекта) ситуация выглядит следующим образом:

Счет в США – операции ограничены перечнем из пунктов 4,5 и 5.1 – поскольку США хоть и является членом ОЭСР и ФАТФ, но – не обменивается с Россией автоматически, даже не подписало соответствующего соглашения.

Счет в Великобритании – операции так же ограничены перечнем из пунктов 4, 5 и 5.1, поскольку, несмотря на то, что Великобритания – член ОЭСР и ФАТФ и подписала соглашение об обмене и даже предоставила данные в Россию за 2017-й год, но в 2018-м такой обмен в отношении России – приостановила.

Счет на Кипре – операции вообще ограничены пунктами 4 и 5, даже 5.1 в данном случае – «не работает», поскольку Кипр не является членом ОЭСР или ФАТФ, хотя обменивается автоматически с Россией информацией по счетам.

Счет в Швейцарии – а вот тут – все хорошо: член ОЭСР и ФАТФ, и осуществляет (правда только с 2018-го года) обмен с Россией. Значит, все пункты с 4 по 5.1 – применимы, а с 1 января вступил бы в силу пункт 5.2 и тогда по счетам в Швейцарии можно будет совершать операции без ограничений.

НО! Когда комментируемый законопроект вступит в силу – а он, скорее всего вступит в силу уже до конца этого года, ситуация поменяется следующим образом:

«Разрешение» операции, предусмотренных пунктом 5.1 и вообще разрешение всех операций согласно пункту 5.2 будет зависеть не от того, является ли страна, где открыт счет, членом ОЭСР / ФАТФ, а только от того, является ли она членом ЕАЭС.

Т.е. в законопроекте предусматривается замена фразы:

[счета открыты на территории] иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство [осуществляет автоматический обмен]

[счета открыты на территории] государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое [осуществляет автоматический обмен].

Что же это будет значить? Давайте вернемся к примеру:

Счет в США – только операции, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 12 Закона «О валютном контроле …», а вот операции по пункту 5.1, такие, как получение доходов от аренды, продажи недвижимого имущества, выплаты по ценным бумагам и доход от продажи ценных бумаг – вне зависимости от того, прошли ли эти бумаги листинг или нет – уже осуществлять будет нельзя. Потому, что США – не осуществляет и даже не подписали соглашение с Россией (не присоединились к многостороннему соглашению) автоматический обмен с Россией, а то, что они являются членом ОЭСР или ФАТФ – не важно.

Счет в Великобритании – ровно такая же ситуация в отношении операций, как и с США: только 4 и 5 пункты двенадцатой статьи и – ничего более. Потому что Великобритания не осуществляет автоматический обмен, хотя и является участником многостороннего соглашения об автоматическом обмене – просто не предоставляет сведения России.

Но при этом, обращаем внимание на то, что и с Великобританией, и с США работают механизмы обмена информацией по запросу.

Читайте так же:  Найти налог на землю по инн

Счет на Кипре – все великолепно. Хоть Кипр и не является членом ОЭСР / ФАТФ, но осуществляет автоматический обмен с Россией – поэтому можно совершать операции, предусмотренные и пунктом 5.1, да и вообще – любые без ограничения по пункту 5.2 – тоже можно (о пунктах 5.1 и 5.2 статьи 12 Закона «О валютном регулировании…» чуть ниже поговорим отдельно.

Счет в Швейцарии – так же, как и на Кипре, все хорошо: Швейцария автоматически обменивается с Россией информацией по финансовым счетам.

Разумеется, «все хорошо» со счетами на Кипре и в Швейцарии только до тех пор, пока эти страны фактически осуществляют обмен. Но если по каким-то причинам перестанут – тогда см. «Счет в Великобритании».

С какими же странами осуществляется автоматический обмен? Их перечень можно посмотреть в Приказе ФНС от 4 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/[email protected] В этом приказе 75 стран и 13 отдельных территорий (можно ознакомится в приложении).

С этим разобрались, давайте, перейдём к следующему важному пункту.

  1. Действие нового принципа во времени.

И так, сам закон об изменениях в закон вступит в силу с дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения, но оно – вне контекста того, о чем мы пишем.

Но при этом, действия обновленных редакций пункта 5.1 и 5.2. статьи 12 Закона «О валютном регулировании…» будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 -го года.

Это значит, что, например, все операции, совершенные и в 2018-м, и в 2019 -м годах в банке, находящемся на Кипре, будут считаться законными, если они попадают в перечень пункта 5.1, либо – вообще законными в силу пункта 5.2 (к этой коллизии между пунктами 5.1 и 5.2 мы еще вернемся) статьи 12 в новой редакции.

НО при этом, все операции, совершенные в банках США и Великобритании, проходившие ранее по перечню пункта 5.1 статьи 12 Закона «О валютном контроле…», такие, как получение денег за аренду, получение выплат по внешним бумагам, продажа прошедших листинг на бирже ценных бумаг, получение дохода от доверительного управления — с 1 января 2018-го года автоматически признаются незаконными!

Вот это поворот! Но ведь если операции – незаконные, то значит за них могут оштрафовать? На 75-100 процентов от суммы?!

Строго говоря – нет. Незаконная валютная операция – это административное правонарушение. И в данном случае несмотря на то, что сам закон «О валютном контроле…» имеет обратную силу, применить «в обратном порядке» административное наказание – нельзя, что прямо установлено пунктом 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

Ну и напоследок –

Коллизия пунктов 5.1 и 5.2 статьи 12 в новой редакции с учетом рассматриваемого законопроекта.

В новой редакции (с учетом рассматриваемого законопроекта) пункт 5.1. устанавливает конкретный закрытый перечень операций по зачислению на счет физического лица – резидента в случае, если счет открыт в стране ЕАЭС или в стране, осуществляющей обмен с Россией.

При этом в новой же редакции пункта 5.2 (который, кстати, вступит в силу только с 1 января 2020 года, но его действие будет распространяться на отношения, возникшие после 1 января 2018 года) указано, что если счет открыт в стране ЕАЭС или стране, осуществляющей автоматический обмен с Россией, то зачисление на такой счет производится без ограничений.

Все же просто, правда?

И так, есть счет в Швейцарском банке (напомним, Швейцария – осуществляет обмен, а больше ничего и не нужно) и есть три потенциальных вида доходов, которые мы хотим получить на этот счет:

— продажа недвижимого имущества (нерезиденту);

— продажа акции, непрошедшей листинг ни на одной из бирж компании;

— продажа слитка золота, хранящегося в том же швейцарском банке.

Какие из этих операций можно будет сделать? Давайте разбираться:

Продажа недвижимого имущества – прямо поименована в девятом абзаце пункта 5.1 как в действующей, так и в предполагаемой законопроектом редакции, значит – можно.

Продажа акции непрошедшей листинг – нет, в 5.1 – не поименована, как разрешенная операция (наоборот – разрешено зачислять доход только от продажи «листингованных» бумаг), впрочем, получение дохода от продажи золота в слитках (а также иного имущества, кроме недвижимости и транспортных средств) – так же в 5.1 непоименованы. Так что, получается, нельзя?

Конечно можно! Ведь пункт 5.2 гласит: если страна автоматически обменивается, то операции по зачислению – без ограничений!

Но зачем тогда пункт 5.1, если 5.2 ровно в той же самой ситуации говорит «да делайте все операции»? Скорее всего, пункт 5.1 будет упразднен. Но пока это смотрится довольно забавно.

http://mnp.ru/about/news/190-podrobnyj-obzor-izmenenij-valyutnogo-regulirovaniya

​ЦБ намерен ужесточить требования к валютным вкладам 

«Действующее законодательство по вкладам предполагает, что размер предельного отклонения доходности вкладов от базовой доходности для уплаты повышенных ставок страховых взносов одинаков для вкладов в рублях и в иностранной валюте. Учитывая, что уровень рублевых и валютных ставок заметно различается, можно рассмотреть возможность установления более жесткого ограничения по вкладам в иностранной валюте», — сказала представитель регулятора.

«Доля вкладов физических лиц в иностранной валюте в общем объеме вкладов за первый квартал 2019 года выросла с 20,3 до 21,5% с устранением курсовой переоценки. Хотя рост валоризации не выглядит значительным, тем не менее, смена тенденции может свидетельствовать об усилении уязвимостей», — сказала представитель регулятора.

«В первом квартале прирост средств на счетах клиентов оказался рекордным, он составил около 11 миллиардов долларов США, из них 5,8 миллиарда приходится на юридических лиц и 5,5 — на физических. Если по юридическим лицам это объясняется, в основном, сезонными факторами, то по физическим — требует внимания и изучения», — отметила Юдаева.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://finance.rambler.ru/money/42055566-tsb-nameren-uzhestochit-trebovaniya-k-valyutnym-vkladam/

Новое в валютном законодательстве для физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here