Объект камеральной налоговой проверки

Важная информация в статье: "Объект камеральной налоговой проверки", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период

Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период

Из положений ст. 88 НК РФ следует, что предметом камеральной налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, контроль за порядком возмещения, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, акцизу, за правомерностью заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.

Внимание

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Камеральная проверка проводится на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Следовательно, такой проверке подвергается только один определенный налог, по которому представлена декларация (расчет), а проверяемый период соответствует периоду, указанному в декларации.

Камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).

Внимание

Не проводится камеральная налоговая проверка в отношении специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

В ходе камеральной проверки проводится контроль исчисления определенного налога по представленной налоговой декларации (расчету). При этом налоговые органы проверяют:

— своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);

— сопоставимость показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;

— взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;

— достоверность показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;

— полноту и качество представленных в налоговый орган документов (информации), представленных налогоплательщиком и иными лицами (банками, контрагентами и т.д.).

При проведении камеральных проверок помимо документов, представленных налогоплательщиком, налоговые органы могут также использовать информацию из уже имеющихся у них документов, в том числе:

— представленных ранее налоговых деклараций (расчетов);

— документов, полученных (составленных) в ходе ранее проведенных выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

— решений (постановлений) налоговых органов;

— информации и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц;

— иных документов, полученных налоговым органом на законных основаниях (в том числе, при осуществлении иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов).

НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку.

Проверка уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации нацелена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом учитываются изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате на основании данной декларации (письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576).

При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета) также могут использоваться документы, полученные налоговым органом вместе с первоначальной или ранее представленной уточненной налоговой декларацией (расчетом).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Объект камеральной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Читайте так же:  Оплата торгового сбора за 4 квартал

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Предмет проверок

Предмет для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка).

А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ).

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Основание для проведения проверок

Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая — на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение ребенка

Основание для проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Причина проведения проверки

План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333.

Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов.

Разрешения со стороны руководства инспекции

Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Порядок проведения проверок

Основаниями для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка. При использовании налоговых льгот, налоговый орган вправе запросить документы, подтверждающие право на льготу.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).

Так, в отношении каждого налога, ФНС разработаны контрольные соотношения, позволяющие проверить взаимоувязку основных показателей (строк) декларации (налогового расчета).

Для выездной проверки установлены специальные правила. При проведении проверки могут быть запрошены подлинники документов. Срок представления документов – в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Однако с 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в определенных случаях. Такими случаями являются:

представление налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;

выявление противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 г. №134-ФЗ в п.1 ст.91 НК РФ и п.1, п.1 ст.92 НК РФ. И в настоящее время мы наблюдаем увеличение потока запросов от ИФНС в рамках камеральной проверки.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Читайте так же:  Документы для льготы ндфл

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Читайте так же:  Отчетность ип до какого числа сдавать

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная — на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель — своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Осмотр территории при проведении проверок

Выездная проверка, как правило, проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. И лишь в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.

Несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), имеются существенные различия между ними.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Сроки проведения проверок

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Основной срок проверки

В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета).

Дополнительный срок проверки

Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]):

— полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения);

— наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев);

— большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса.

Право приостановки проверки

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз).

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого либо решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

Цель камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

1) провести контроль за соблюдением налогового законодательства;

2) выявить и предотвратить налоговые правонарушения;

3) взыскать суммы неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

4) привлечь виновных лиц к ответственности;

5) подготовить необходимую информацию в целях отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной, приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок.

Читайте так же:  Налог на землю на кладбище

Основными этапами проведения камеральной проверки являются:

1) проверка полноты представления налогоплательщиком документов;

2) проверка налоговой отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах;

3) проверка своевременности представления налоговой отчетности;

4) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

5) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

6) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Исходной информацией для проведения камеральных налоговых проверок являются:

1) данные налоговой декларации;

2) документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога;

3) сведения, полученные от органов государственной власти и местного самоуправления, от организаций, осуществляющих энерго-, водо-, теплоснабжение, услуги телефонной связи;

4) сведения, опубликованные в средствах массовой информации, Интернете и др.

С 1 января 2007 года налоговики должны проводить камеральную проверку только на основании документов, которые предоставил им налогоплательщик, а также документов, которые уже имеются у инспекции.

Установлены всего четыре вида документов, которые инспекция может дополнительно затребовать при проверке:

· документы, подтверждающие право на налоговые льготы;

· документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов по НДС в соответствии со ст.172 НК РФ;

· документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

· документы, которые плательщик должен представить вместе с декларацией, но не представил.

Эффективность камерального налогового контроля в значительной мере предопределяется содержанием действующих форм налоговых деклараций. Необходимо отметить, что к настоящему времени разработаны новые декларации по налогам. При их разработке преследовались следующие цели:

· декларация должна быть максимально сжатой и не содержать ничего лишнего;

· информация, содержащаяся в декларациях, должна давать максимальное количество «отправных точек» для налогового инспектора.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, которые содержатся в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие изменения в установленный срок. Проверяющие обязаны рассмотреть представленные пояснения и учесть их при вынесении решения.

По результатам камеральной проверки, которая выявила нарушения налогового законодательства составляется акт в течение 10 дней после окончания проверки. Этот акт вручается налогоплательщику в течение пяти дней с даты составления акта под расписку или передан иным способом. Дается возможность плательщику представить свои возражения на этот акт в течение 15 дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений, и в согласованный срок передать в налоговый орган. Потом в течение 10 дней со дня истечения срока, не превышающего одного месяца, инспекция должна вынести решение. Налогоплательщик может участвовать при рассмотрении материалов проверки.

На до начисленные суммы доплат по налогам, выявленные в процессе проведения камеральной проверки, налоговый орган направляет требование налогоплательщику об уплате соответствующей суммы налога и пени. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки от неуплаченной суммы налога.

Камеральная проверка в настоящее время ведется в автоматическом режиме с соблюдением технологии работы в программном комплексе.

Инспектор налогового органа формирует графу «По данным ГНИ) во введенном ранее в базу данных расчете, автоматически подсчитывается сумма, подлежащая уплате в бюджет, с учетом ранее начисленных сумм по лицевой карточке плательщика за предыдущие отчетные периоды.

При проверке правильности исчисления налогооблагаемой базы на данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, который включает в себя:

проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;

проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

взаимную увязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

При проведении камеральных налоговых проверок должностные лица налогового органа руководствуются НК РФ, а также методическими рекомендациями по проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) по отдельным налогам и сборам, утвержденными Федеральной налоговой службой России.

Камеральный анализ показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет основан на применении следующих методов контроля:

метод, основанный на расчетах, соотношениях и сравнении (эффективен при автоматизированной обработке имеющейся информации и баз данных, сформированных на основании сведений, полученных из внутренних и внешних источников);

метод, основанный на знаниях, опыте и интуиции налоговых инспекторов.

В налоговом органе ведется автоматизированный арифметический контроль еще на стадии ввода показателей налоговых деклараций (расчетов). Используется база введенных данных. По показателям формируются списки организаций:

имеющих «нулевую» выручку от реализации продукции, убыток по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

показавших сумму к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость;

длительное время не представляющих отчетность;

показавших сумму льготы по определенной строке налоговой декларации и так далее.

При проведении камеральной проверки отчетности каждой организации инспектор обязательно сверяет сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, показанную в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» с аналогичными показателями в расчетах, указанных в декларациях по налогу на добавленную стоимость. В случае расхождения показателей инспектор осуществляет логический анализ его причин с учетом видов деятельности проверяемой организации.

В обязательном порядке при проверке расчетов земельного налога сверяются данные о площади земельных участков и назначении земель с их кадастровыми номерами, представляемых земельным комитетом.

При проверке деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ правомерность налоговых вычетов.

При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе истребовать документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11020 — | 7448 — или читать все.

Источники

Объект камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here