Объектом налогообложения по водному налогу не является

Важная информация в статье: "Объектом налогообложения по водному налогу не является", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Объектом налогообложения по водному налогу не является

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 мая 2012 года N ЕД-4-3/7611

О водном налоге

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

Приложение. О лимитах водозабора

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О лимитах водозабора

1. Поскольку в п.2 ст.333.12 главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ не отражено исчисление водного налога при заборе воды сверх установленных суточных лимитов водопользования, следует ли при отражении лицензии суточного предельного допустимого водоотбора в целях налогообложения квартальный лимит определять умножением суточного лимита на количество дней в квартале (по одной действующей скважине (N 2 или N 3) за I квартал 2010 года — 90 дней х 225 куб.м = 20250 куб.м или годовой лимит (количество дней в году умножить на суточный лимит) делить на 4 в соответствии с п.2 ст.333.12 Налогового кодекса РФ?

2. Как в данном случае по ОАО «Нижегородский водоканал» определить лимит водозабора для водоснабжения населения и для прочих целей в целях исчисления водного налога, и следует ли применять для определения лимита водозабора для водоснабжения населения и для прочих целей расчет обоснованной потребности в подземных водах на 2009 год в приложении N 7 к лицензии, а также следует ли применять расчет обоснованной потребности в подземных водах для исчисления лимита для водоснабжения населения и для прочих нужд на весь период действия лицензии или только на 2009 год? Если плательщик не ведет отдельный учет водозабора для водоснабжения населения и для прочих нужд отдельно из разных скважин, а только в целом по участку недропользования, как определить сверхлимитный водозабор по каждой скважине и по целям водопотребления?

3. Является ли каждая скважина на участке водозабора в соответствии с выданной лицензией отдельным подземным водным объектом в целях исчисления водного налога и определения лимита по каждому водному объекту, или весь участок водозабора (3 скважины) является подземным водным объектом, и тогда лимит водозабора следует исчислять в целом по участку недропользования?

4. Осуществляется ли забор воды ОАО «Нижегородский водоканал» из резервной скважины сверхлимитно (сверх предельно допустимого водоотбора для действующих скважин) или водозабор из резервной скважины осуществляется без наличия предельно допустимого водоотбора в лицензии, то есть без наличия установленного лимита и к какому количеству воды в данном случае применить ставку водного налога в 5-кратном размере за сверхлимитный водозабор в целях исчисления водного налога?

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Как сельхозорганизации воспользоваться льготой по водному налогу

Слобцова О. И., главный эксперт ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налого­обложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «. добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

Читайте так же:  Федеральная служба задолженности налогов

Статья 333.9. Объекты налогообложения

Статья 333.9 . Объекты налогообложения

ГАРАНТ:

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 333.9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в подпункт 9 пункта 2 статьи 333.9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в подпункт 12 пункта 2 статьи 333.9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по водному налогу

12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

Информация об изменениях:

Подпункт 13 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 321-ФЗ

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садовых, огородных земельных участков и земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Кто является плательщиком водного налога?

Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.

Комментарий

Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. (ст. 333.8 НК РФ).

Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (ст. 333.9 НК РФ):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

Читайте так же:  Кбк возврат ндфл за обучение

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

Статья 333.10. Налоговая база

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налоговые ставки

Налоговые ставки определены в ст. 333.12 НК РФ.

Порядок исчисления налога

Статья 333.13. Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 настоящего Кодекса.

3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога

Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога

1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Водный налог

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Какие ставки у налога?

Размеры ставок ВН установлены в рублях за единицу налоговой базы. Ставки зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Налоговые ставки установлены в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Они изменяются каждый год. Еще ежегодно происходит индексация базовой ставки на водный налог: коэффициент 2019 года — 1,75.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он также пересматривается каждый год. В 2019 году он составляет 122 рубля за 1000 м3 воды.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Видео (кликните для воспроизведения).

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Что относится к налоговой базе?

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду пользования водой. Исчисляется база так:

  • забор воды за 1 ед. объема — 1000 м3 воды;
  • использование акватории за 1 ед. площади — 1 км2 водного пространства;
  • гидроэнергетика за 1 ед. — 1000 кВтч электроэнергии;
  • лесосплав в плотах и кошелях за 1 ед. — 1000 м3 леса за 100 км сплава.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки возрастают в пять раз с учетом коэффициента 1,15.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

Читайте так же:  Какой налог на приватизированную квартиру

использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Какие сроки уплаты?

ВН уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Платить нужно по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация сдается также по местонахождению. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены.

Объект налогообложения

Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:

  • если производится забор воды из водных объектов;
  • используется акватория водного объекта;
  • водный объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • водный объект используется для лесосплава.

Кроме того, в п. 2 ст. 333.8 НК РФ приведен закрытый перечень видов водопользования, которые не являются объектом налогообложения. В частности, это:

  • водозабор для неотложных целей — ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;
  • использование воды для технологических целей морскими и речными судами;
  • использование акватории для рыболовства.

Например, водопотребление для разведения рыбы не облагается водным налогом, так как прямо указано, что такой вид использования водного объекта налогом не облагается (пп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

при заборе воды мира;

при использовании акватории;

при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Кто и за что платит?

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:

  • забор воды;
  • использование акватории водоемов;
  • гидроэнергетика;
  • лесосплав в плотах и кошелях.

Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:

  • полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами;
  • создание летних лагерей и санаториев;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.
Читайте так же:  Управленческая отчетность ип

Как рассчитывается налог?

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

Компания «Водица» имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2019 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.

40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей

Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2019 года:

192 960 + 120 600 = 313 560 рублей

Уплата водного налога, если нет лицензии

В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.

Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.

Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.

Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.

При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354 ).

Если не заплатить?

Ответственность предусмотрена в рамках общих положений об ответственности за налоговые правонарушения:

Водный налог

— федеральный налог в России, которым облагаются виды пользования водными объектами.

Налоговая база по водному налогу

Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

При этом в ст. 333.10 НК РФ определены измерители для каждого вида:

  • при заборе воды – объем забранной воды за налоговый период;
  • в отношении использования акватории водных объектов – площадь водного пространства, которая определяется по данным лицензии, а если в лицензии не указано, то учитываются данные проектной и технической документации;
  • при использовании для гидроэнергетики без забора воды – количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при лесосплаве — по формуле – объем сплавляемой древесины в тысячах кубометров, умноженный на расстояние сплава в км, делится на 100.

При этом в отношении объема забранной воды предусмотрен порядок расчета как при наличии водоизмерительных приборов, так и при их отсутствии, но тем не менее могут быть неурегулированные ситуации, например в том случае, если устройства для измерения воды не действуют или в ремонте. В этом случае применяются правила, установленные для ситуаций, когда у налогоплательщика не имеется приборов для измерения забора воды (Письмо Минфина РФ от 28.12.2015 N 03-06-06-02/76582 ).

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.

Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.

Объектом налогообложения по водному налогу не является

Налоговый консультант
О.А. Воропаева

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с главой 25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.
Напомним, что водный объект — это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, ледники и снежники);
подземные воды;
внутренние морские воды;
территориальное море РФ.

Способы водопользования

Всего существует три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст. 21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (пункты 7 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383 ).

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом Минприроды России от 19.03.1998 № 11-2-19/55, а перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам установлен приказом Минприроды России от 23.03.2005 № 70.
Специальное водопользование — это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Читайте так же:  Имущественный вычет за учебу

Водный налог — что это?

За пользование водой чаще всего платить не нужно. Однако, если организация занимается сплавом леса или гидроэнергетикой, придется обратиться в ФНС.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Он сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Все связанные с ним вопросы регулируются главой 25.2 НК РФ. Разберемся, в каких случаях пользование водой становится платным.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Кто и как платит водный налог?

Глава 25.2 Налогового кодекса РФ «Водный налог», вступившая в силу с 1 января 2005 года, отменила нормы Федерального закона от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Теперь в соответствии со статьей 333.8 НК (Налогового кодекса) РФ, в категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством России.
В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации, к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Порядок лицензирования специального водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

Этим постановлением, в частности, предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта России.

Согласно статье 27 Водного кодекса, водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии на водопользование. И в этом случае он является налогоплательщиком водного налога.

Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются плательщиками водного налога.

Следует обратить внимание на то, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам статьями 31 и 88 Налогового кодекса.

В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объем забранной воды, объемы рассчитывается, исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.

Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.

Принятая глава 25.2 Налогового кодекса не предусматривает возможности предоставлять льготы законодательными органами субъектов РФ. Кроме того, данной главой Налогового кодекса установлены фиксированные ставки водного налога (а не интервал ставок, как было ранее). Что касается забора воды для водоснабжения населения, то на всей территории Российской Федерации устанавливается единая пониженная ставка – 70 рублей за 1 тыс. кубических метров.

Статьей 5 Водного кодекса РФ, принятого в 2006 г., предусмотрено, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г. № 173-ФЗ) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Это норма относится и к случаям использования недр для добычи подземных вод.

Главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ установлены ставки налога за забор воды, в том числе из подземных водных объектов. При этом в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 333.9 гл. 25.2 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Прямой забор указанных вод облагается налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в порядке, установленном гл. 26 Налогового кодекса.

Наличие или отсутствие лицензии не влияет на размер уплачиваемого налога, а данные лицензии на водопользование используются только для определения площади предоставленного водного пространства. Наряду с лицензией для определения размера налоговой базы могут использоваться данные договора на водопользование, а также материалы соответствующей технической и проектной документации.

Таким образом, увеличенные в пять раз ставки буду применяться только в случае осуществления водопользования сверх установленных лимитов.

Налоговым периодом для всех категорий плательщиков будет являться квартал, а не месяц, как было ранее.

Администрирование водного налога будет осуществляться по местонахождению объекта налогообложения.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 Налогового кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любовь СУСНАЛИЕВА, гл. государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по КБР.

Источники

Объектом налогообложения по водному налогу не является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here