Организация финансового контроля в банке

Важная информация в статье: "Организация финансового контроля в банке", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

кафедра экономической теории и финансового права

УТВЕРЖДАЮ

экономической теории и финансового права

к.э.н., доцент, полковник милиции И.П. Белозеров

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ КАК ФОРМА ПОСЛЕДУЮЩЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

Завальникова. Н.А. –к.э.н., доцент Академия Министерства Финансов России;

Лаврентьева Г.А.– к.э.н., доцент Омской академии МВД России.

Лекция по дисциплине «Судебная бухгалтерия» обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и финансового права «25» июня

2007 г., протокол № 13.

ПЛАН

Введение

§ 1.Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации

§ 2.Понятие документальной ревизии и ее виды

§ 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.

§ 4. Особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.

§ 5. Акт документальной ревизии, проверка и оценка его следователем.

Заключение

Список литературы

Введение

Среди основных задач управления экономикой важное место принадлежит финансово – экономическому контролю, который представляет собой систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономических субъектов, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, эффективному использованию бюджетных средств, помогающая выявить нарушения финансовой дисциплины.

Методами организации финансового контроля за финансового – хозяйственной деятельностью предприятий и организаций являются: аудит и документальная ревизия.

Целью лекции является рассмотреть сущность ревизии и аудита, основные методы их осуществления и нормативно – правовую базу а также выявить особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.

Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации.

Под финансовым контролем понимается — система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономического субъекта; одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающие выявить нарушения финансовой дисциплины. Финансово-хозяйственный контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий гражданам Российской Федерации. С помощью контроля осуществляется непрерывное сопоставление фактического состояния хозяйственной деятельности с ее заданными параметрами; определяются отклонения от нормального течения хозяйственных процессов.

Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
1. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.

2. Правильность ведения бухгалтерского и налогового учетов.

3. Правильность составления и исполнения бюджета.

4. Проверка состояния и эффективности использования финансовых,

материальных и трудовых ресурсов.

5. Обеспечение валютно-финансовой дисциплины.

В настоящее время система финансово-хозяйственного контроля в Российской Федерации включает в себя следующие организации:

‑ Счетная палата — которая является высшим, органом государственного контроля. Она осуществляет контроль за расходной частью бюджета.

‑ Налоговое ведомство, которое ведет контроль за доходной частью бюджета.

‑ Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и
ведомствах, которые ведут детальный контроль за правильностью расходования бюджетных средств, проверяют законность совершаемых хозяйственных операций.

1) Независимый аудиторский контроль (внешний аудит) Проводит
проверку на договорной основе отчетных данных, законности совершаемых операций и осуществляет оказание консультационных услуг.

2) Службы внутреннего аудита. Осуществляют самоконтроль за уровнем расходов, доходов, рентабельностью, выявляют резервы экономической деятельности предприятий.

Система финансово-хозяйственного контроля состоит из двух главнейших звеньев:

1. Внешнего контроля, который осуществляется государственными органами и независимыми аудиторскими службами.

2. Внутреннего контроля, который осуществляется непосредственно на самом предприятии (фирме, корпорации) его собственными экономическими службами (аудиторами, ревизорами, бухгалтерами).

Внешний финансовый контроль обеспечивает полноту поступления в бюджет налоговых платежёй способствует выявлению злоупотреблений и преступлений, приносящих ущерб имущество и государству в целом.
Служба государственного контроля в РФ подразделяется на:

‑ Ведомственный, осуществляемый министерствами и ведомствами;

‑ Вневедомственный, который проводят ЦБ России;
налоговая инспекция; МВД и т.д.

По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:

1) Предварительный; 2) Текущий; 3) Последующий.

1. Предварительный контроль осуществляется до производства хозяйственных операций с тем, чтобы предотвратить совершение незаконных или экономически нецелесообразных операций, Он осуществляется органами государственного управления руководителями предприятий, финансовыми органами, вышестоящими организациями.

2. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения
хозяйственных операций и реализуется в основном фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он проводится руководством, экономической службой и другими управленческими подразделениями.

3. Последующий контроль осуществляется после совершения
хозяйственных операции в форме проведения различных контрольных действий. Данный вид контроля может быть:

а) документальным (анализ отчетности предприятий, проводимый экономическими службами вышестоящих организаций, налоговыми инспекциями, аудиторскими службами);

б) фактическим (среди приемов фактического контроля наиболее часто используются следующие виды: инвентаризация, контрольный обмер, контрольный запуск сырья в производство, проведение лабораторных анализов и внесудебных экспертиз);

в) комбинированным, т.е. документально-фактическим.

Наиболее действенной формой комбинированного последующего финансового контроля является документальная ревизия.

http://megaobuchalka.ru/7/5127.html

Внутренний финансовый контроль в кредитной организации: понятие и значение

«Банковское право», 2007, N 1

Внутренний финансовый контроль играет важнейшую роль в деятельности каждой кредитной организации, поскольку от эффективности его осуществления напрямую зависит финансовая устойчивость, в целом коммерческая деятельность кредитной организации и как следствие — соблюдение прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации.

Проблемами эффективности внутреннего финансового контроля в кредитных организациях занимаются как Центральные банки различных государств, так и международные организации. В частности, рассмотрением вопросов организации и функционирования внутреннего финансового контроля в кредитных организациях занимается Базельский комитет по банковскому надзору, созданный в 1975 г. органами банковского надзора и центральных банков Англии, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки и Канады. В качестве примера международной организации, занимающейся рассмотрением специальных вопросов в сфере организации и функционирования внутреннего финансового контроля в кредитной организации, можно привести так называемую «Вольфсбергскую группу», состоящую из представителей одиннадцати ведущих банков мира (Сосьете-Женераль, Дойче-Банк, АБН АМРО Банк Н.В, Банко Сантандер Централ Испано С.А., Кредит Сьюис Групп, ЮБС А.Дж., АшСБЦ, Барклайс Банк, Чейз Манхэтэн Прайват Банк, Ситибанк Н.А., Джи.Пи. Морган).

Правительство Российской Федерации и Банк России уделяют особое внимание проблемам функционирования и развития внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., определенной в Заявлении Правительства Российской Федерации N 983п-П13 и Банка России N 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. ,закреплено, что в сфере корпоративного управления в кредитных организациях среди других вопросов особое внимание необходимо уделить повышению эффективности систем внутреннего финансового контроля в кредитных организациях.

Читайте так же:  Перечень лекарств возврат налога

Вестник Банка России, 2005, N 19.

Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва: Норма, 2004. С. 123.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва.: Норма, 2004. С. 126.
Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Москва.: Норма, 2004. С. 142.

Интересен при определении значения понятия внутреннего финансового контроля в кредитных организациях опыт зарубежных организаций, занимающихся проблемами внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. В начале 1990-х гг., основываясь на предложении объединить усилия по достижению договоренности об общих для всех основных понятиях внутреннего финансового контроля, рабочая группа под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) провела анализ существовавшей на тот момент литературы по данной тематике. Результат этой работы был представлен общественности в 1992 г. под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control — Integrated Framework) .

Вестник Банка России, 2001, N N 44 — 45.
http://www.bis.org/publ/bcbs40.pdf

Анализируя положения «Интегрированной концепции внутреннего контроля», а также Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в коммерческом банке: основа организации», можно прийти к выводу, что в двух документах, первый из которых можно считать фундаментальным исследованием в данной области, а второй — основополагающим документом с правовой точки зрения, выделяется три основных направления (концепта) внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым концептом является обеспечение соблюдения кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Вторым — обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. Третьим — обеспечение эффективности и результативности коммерческой деятельности кредитной организации.

Рассмотрим правомерность и целесообразность такого деления с юридической точки зрения. В сущности, в данных документах говорится о двух направлениях внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым направлением является контроль за соблюдением кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Данное направление включает два элемента внутреннего контроля, указанные в документах, а именно: 1) обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов кредитной организацией и 2) обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. По нашему мнению, второй элемент примыкает к первому, поскольку, составляя и представляя отчетность о своей деятельности, кредитная организация выполняет обязанности, возложенные на нее в соответствии с законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, то есть в целом она осуществляет соблюдение нормативно-правовых актов. Вторым направлением является контроль за эффективностью проводимых операций и сделок.

В Российской Федерации нормативно-правовым актом, определяющим понятие внутреннего финансового контроля в кредитной организации, является Положение Центрального банка Российской Федерации от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (с изменениями от 30 ноября 2004 г.) .

Вестник Банка России, 2004, N 7.

В связи с проведенным анализом понятия «внутренний финансовый контроль в кредитной организации» представляется целесообразным внести некоторые изменения в основы концептуальных положений данного нормативно-правового документа Банка России, изложив определение внутреннего финансового контроля в следующей редакции:

«Внутренний финансовый контроль — контроль, осуществляемый кредитной организацией в целях соблюдения:

  • финансового законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг);
  • учредительных и внутренних документов кредитной организации.

В частности, внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение:

  1. достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);
  2. выявления, измерения и определения приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

постоянного наблюдения за банковскими рисками;

принятия мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;

  1. исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России;
  2. эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов.

Внутренний финансовый контроль в кредитной организации необходим для поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации».

Предлагаемые изменения приблизили бы нормы российского банковского права к международному опыту правового регулирования банковской деятельности и в целом служили бы совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений в сфере деятельности кредитных организаций в Российской Федерации.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/7945-vnutrennij-finansovyj-kontrol-kreditnoj-organizacii-ponyatie-znachenie

Банковский финансовый контроль

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского кон­троля (или банковского надзора) нашла свое законодательное за­крепление в законах о Центральном банке и банковской системе

Главная цель банковского контроля — поддержание стабильно­сти банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредито­ров. Для реализации этих задач контрольные органы наделены ши­рокими полномочиями: запрашивают у проверяемой кредитной ор-

Банковский контроль осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, ин­спекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.

Внутрихозяйственный финансовый контроль.

Независимый финансовый контроль.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Аудиторские фирмы осуществляют:

— проверку ревизий финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;

— контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;

— консультирование по вопросам организации учета и управления, составление отчетности, проблем налогообложения.

Аудиторский контроль – регулируется Указом Президента от1995 г. «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность, направленная на проверку финансово-хозяйственных документов любого юр. лица.

Аудит бывает двух видов:

Формы и методы финансового контроля

Формы проведения финансового контроля.

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

Читайте так же:  В какую ифнс сдавать отчетность ип

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

6. Наблюдение (мониторинг) .

Денежная система РФ

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

Видео (кликните для воспроизведения).

создание резервных фондов банкнот и монет;

определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

http://megaobuchalka.ru/2/31698.html

Современные проблемы организации внутреннего финансового контроля в банках

«Банковское право», 2013, N 5

В статье автор исследует ряд вопросов, связанных с организацией внутреннего финансового контроля в банковских кредитных организациях: принципы осуществления внутреннего финансового контроля; наличие квалификационных требований, предъявляемых к должностным лицам службы внутреннего контроля; деятельность куратора кредитных организаций. В статье также предложены пути совершенствования действующего законодательства.

Роль, место, задачи и принципы построения системы внутреннего финансового контроля в кредитных организациях стали сегодня предметом особенно пристального внимания. Исследование проблем организации внутрибанковского контроля является чрезвычайно актуальным как с точки зрения развития теории внутреннего контроля, так и с позиции практического его использования в процессе деятельности кредитных организаций, специфика которой обусловливает необходимость пристального контроля за ее осуществлением. Как известно, контрольно-надзорная деятельность в банковской системе осуществляется в различных формах, а также с помощью разнообразных методов.

Одной из составляющих банковского финансового надзора выступает внутренний контроль . Внутренний финансовый контроль, как указывала Е.Б. Лаутс, является инструментом банковского саморегулирования, потому что контроль в данной ситуации проводится непосредственно самим банком, который ответственен за надлежащее качество его осуществления.

Ни ученые, ни законодатель не выработали целостного и единого представления о понятии «внутренний финансовый контроль». Далее по тексту автор рассматривает понятия «внутренний финансовый контроль» и «внутренний контроль» как тождественные.

Из различных видов финансового контроля особая роль отводится внутреннему финансовому контролю. Как отмечает Д.С. Пастушенко, «. внутренний финансовый контроль играет важнейшую роль в деятельности каждой кредитной организации, поскольку от эффективности его осуществления напрямую зависит финансовая устойчивость, в целом коммерческая деятельность кредитной организации и, как следствие, соблюдение прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации» .

Пастушенко Д.С. Контроль в сфере банковского кредитования: финансово-правовые аспекты: Автореф. дис. . к. ю. н. Саратов, 2009. С. 19.

Можно констатировать, что правовое регулирование внутреннего финансового контроля за деятельностью банковских кредитных организаций в России в настоящее время осуществляется с учетом международных нормативов и стандартов. Прежде всего об этом говорит законодательно закрепленное в ст. 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и в ст. ст. 10, 24 Закона «О банках и банковской деятельности» требование об организации внутреннего контроля в кредитной организации. Согласно требованиям указанных Законов Советом директоров Банка России утверждено Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (далее Положение об организации внутреннего контроля).

Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.
Вестник Банка России. 2004. N 7.

Тем не менее говорить о том, что внутренний финансовый контроль на сегодняшний день является эффективным инструментом банковского регулирования, представляется преждевременным. В связи с этим попытаемся определить и сформулировать наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы организации внутреннего финансового контроля и наметить пути их разрешения.

Пункт 4.2 Положения об организации внутреннего контроля содержит требование о включении во внутренний документ, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля, принципов (стандартов) деятельности службы внутреннего контроля. Однако при общей оценке содержания как вышеназванных Законов, так и Положения об организации внутреннего контроля можно сделать вывод, что в них отсутствуют четко сформулированные принципы организации и проведения внутреннего финансового контроля. Как известно, само понятие «принцип» является не только основополагающим началом, присущим какой-либо сфере общественных отношений, но и основным правилом деятельности, основой устройства или действия различных механизмов, в том числе и в области организации внутреннего финансового контроля. Более того, учитывая значение правовых принципов, можно с уверенностью сказать, что само качество нормативных правовых актов во многом зависит от того, как в них сформулированы и раскрыты эти принципы. Таким образом, представляется логичным закрепить единые, для всех без исключения кредитных организаций, принципы организации и проведения внутреннего финансового контроля именно в нормативном правовом акте.

А.В. Турбанов выделяет следующие принципы, которые могут быть заложены в основу организации внутреннего финансового контроля в банках: независимость службы внутреннего контроля от отраслевых подразделений; всесторонность внутреннего финансового контроля (контролем должны охватываться все направления деятельности банка); многоуровневый характер внутреннего финансового контроля (под контролем находятся как уровень исполнителей, так и все уровни управления в системе исполнительного руководства); компетентность внутреннего финансового контроля, которая предполагает наличие квалификационных требований при подборе кадров в службу внутреннего контроля; соответствие системы внутреннего финансового контроля характеру и масштабам проводимых банком операций .

Турбанов А.В. О внутреннем контроле в российских банках // Деньги и кредит. 1997. N 9. С. 30 — 32.

Однако, на наш взгляд, такая точка зрения не совсем полно отражает сущность организации и проведения внутреннего финансового контроля, так как одним из основных принципов функционирования любой системы является законность. Более того, проведение мероприятий внутреннего финансового контроля без сотрудничества с иными структурами как внутри банка, так и вне его вряд ли можно считать эффективным.

Читайте так же:  Восстановление ндс по лизингу авансовые платежи

В связи с изложенным предлагается дополнить разд. 1 Положения об организации внутреннего контроля пунктом следующего содержания: «При осуществлении контрольной деятельности работники службы внутреннего финансового контроля руководствуются следующими принципами: законность; конфиденциальность; профессиональная компетентность; независимость, самостоятельность и объективность при осуществлении мероприятий по контролю в указанной сфере деятельности; всесторонность внутреннего контроля; непрерывность процесса осуществления внутреннего контроля; сотрудничество».

Еще одной проблемой существующего законодательства, регулирующего организацию проведения внутреннего финансового контроля, является отсутствие требований к квалификации сотрудников служб внутреннего контроля. Между тем это чревато серьезными негативными последствиями, заключающимися, в частности, в том, что выводы лица, не обладающего достаточными опытом и квалификацией, ложатся в основу принимаемого решения (случайно или намеренно). Что интересно, п. 4 ранее действующего Положения об организации внутреннего контроля в банках устанавливал ряд требований к руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля: образование, опыт работы и т.п. Современное законодательство устанавливает квалификационные требования, но только к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях . И это представляется вполне логичным: ведь именно в установлении законодателем требований к профессиональным знаниям и навыкам, уровню образования и стажу работы прослеживается соблюдение принципа «профессиональная компетентность».

Приказ Банка России от 28.08.1997 N 02-372 «О введении в действие Положения «Об организации внутреннего контроля в банках» утратил силу с 15 февраля 2004 г. в связи с изданием Указания Банка России от 16.12.2003 N 1354-У // Вестник Банка России. 1997. N 56-57.
Указание Банка России от 09.08.2004 N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 2004. N 54.

«4.1. Куратор, несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него функций, служебных обязанностей, а также совершения противоправных действий (бездействия)».

Вестник Банка России. 2007. N 57.
Власов К.А. Кураторство кредитных организаций как разновидность банковского надзора // Административное и муниципальное право. 2009. N 11 (23). С. 73.
Власов К.А. Указ. соч. С. 76.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Соответственно, необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство в части установления конкретных мер ответственности за действия (бездействие) куратора.

В настоящее время нормативное регулирование в сфере банковского контроля в России развивается по пути установления дифференцированной системы эффективности деятельности кредитных организаций, внедрения комплексной оценки экономического состояния банков. Дальнейшее развитие банковского контроля, несомненно, должно быть направлено на предотвращение негативных явлений в банковской сфере, что позволит сохранять высокую устойчивость всей финансовой системы .

Серебренников А.С. Актуальные направления совершенствования банковского контроля // Финансовое право. 2012. N 8.

В заключение следует отметить, что проблема организации внутреннего финансового контроля в банках сложна и многогранна. Кредитным банковским организациям необходимо четко уяснить, что система внутреннего финансового контроля — это комплекс мер и мероприятий, направленных на принятие эффективных управленческих решений и адекватную оценку банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе банковской деятельности. В связи с этим проблемы, возникающие в сфере организации внутреннего финансового контроля в банковских кредитных организациях, требуют дополнительного и тщательного исследования.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/82283-sovremennye-problemy-organizacii-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-bankax

Финансовый контроль бизнеса: банки хуже налоговиков

В ходе структурирования бизнеса в обязательном порядке должны учитываться все внешние факторы, влияющие на успешность жизни будущей модели. Один из наиболее важных — взаимодействие компаний с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчетного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект, а с другой, при открытии счетов и настройке отношений с банками необходимо учитывать все более возрастающий с их стороны контроль за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно если речь идет о группе компаний.

В последнее время эта сфера небезосновательно вызывает у собственников бизнеса особое беспокойство. С учетом недавних изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), о которых уже немало говорилось ранее, банк получил право запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании. В этой связи бизнес все чаще начал сталкиваться с ограничениями деятельности со стороны банков: в части проведения расчетов, снятия наличных и т.д.

Рассмотрим основные проблемные моменты, с которыми сталкивается большинство компаний, выстраивающих свою деятельность в рамках группы субъектов с целью обеспечения безопасности собственников и бизнеса, что не всегда соответствует стремлению банка полностью контролировать финансовую активность клиента:

1) Отношения банка и клиента в свете 115-ФЗ: контроль за клиентами, выявление бенефициаров.

С 2013 г. банки обязали самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиентов – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Банкам также запрещено заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов, необходимых для идентификации и установления бенефициара.

При этом банки не имеют никакого механизма проверки подлинности предоставленной информации в части реальных бенефициаров и принимают информацию клиентов на веру.

Однако с учетом того, что с принятием изменений в 115-ФЗ дополнен и перечень оснований для отзыва банковской лицензии в случае неоднократного нарушения банком в течение одного года описанных выше требований, банки с особой тщательностью подошли к выполнению возложенных на них обязанностей.

Это привело к тому, что в последнее время у клиентов, кроме информации о бенефициарах, требуют предоставить следующие сведения (часто достаточно конфиденциального характера и напрямую не касающиеся взаимоотношений банка и компании):

Очевидно, что большинству компаний такие требования кажутся абсурдными, ведь банк даже не является контролирующим органом и его требования кажутся безосновательными. При этом без банковского обслуживания организация существовать не может, а значит рано или поздно ей придется в каком-то объеме предоставлять запрашиваемые сведения. Поэтому рекомендуем тщательно продумывать объем и вид предоставляемой банку информации. В большинстве случаев это необходимо для соблюдения банковских формальностей, и при минимальном выполнении требований банк сочтет свою проверочную миссию выполненной.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет пп4 п1 ст218

Такой плотный контроль связан в том числе и с тем, что и сами банки проверяются на выполнение требований по сбору максимального объема информации о своих клиентах. Так, например, в Методических рекомендациях по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (Письмо ЦБР от 10 января 2007 г. № 1-Т) предписывается проверять фиксацию банками всех случаев поступления или расходования со счета компании-клиента банка денежных средств на сумму, превышающую 600 000 руб. (если операция не соответствует обычной хозяйственной деятельности организации). По таким операциям банками ведется отдельный учет. При этом должны быть сопоставлены источники поступления наличных и цели расходования в дальнейшем этих денежных средств с целями деятельности юридического лица.

Для установления целей деятельности банк анализирует учредительные документы организации, ее лицевые счета, назначение сумм платежей и т.д.

При несоответствии операции деятельности компании данные должны быть переданы в Росфинмониторинг, а зачисление или трата денежных средств признана сомнительной, что может повлечь в том числе и приостановление операций по счетам компании в случае отсутствия пояснений о сути сделки.

Исходя из такой методики работы по подобным операциям, становится понятной причина все увеличивающегося объема информации, запрашиваемого банком по каждому клиенту.

К тому же, Банк России снизил порог вовлеченности в сомнительные сделки банков (к которым относятся в том числе и сделки по снятию наличных средств юридических лиц и ИП) с 5 млрд. руб. или с 5% от дебетового оборота клиентов банка до 3 млрд. руб. или 4% от оборота в квартал (1) , что влечет для банка более пристальное внимание к нему Центробанка, вплоть до ежедневного мониторинга отчетности. В связи с этим вполне понятна все более усиливающаяся тенденция не выдавать наличные денежные средства с расчетных счетов, особенно ИП на личные расходы, которые невозможно проконтролировать в крупных суммах, и склонность всячески этому препятствовать: запрашивать множество документов, держать на особом контроле, устанавливать лимиты по корпоративным и личным картам и т.д.

(1) см. Письмо Банка России от 21.05.2014 г. № 92-Т « О критериях признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и наличных операций»

Таким образом, ЦБ контролирует и держит в страхе банки (ведь пристальный контроль к ним регулятора в последнее время завершается лишением лицензии), а банкам ничего не остается, как доводить до абсурда работу с клиентами, зачастую теряя не худшую их часть.

Наиболее пристальным вниманием при этом банки одарили индивидуальных предпринимателей, поэтому о них следует упомянуть отдельно.

2) Банк и индивидуальный предприниматель

Форма ИП для ведения деятельности или передачи ему части вспомогательных функций в группе компаний выбирается, как правило, в связи с возможностью беспрепятственного доступа к наличным средствам ИП после их налогообложения. Это, например, позволяет оформлять получение дохода от бизнеса собственника как альтернативу дивидендам или выплачивать вознаграждение ключевому сотруднику, функция которого отделена от основной компании.

Однако объяснить банку, что целью ИП при открытии счета в банке с намерением периодически снимать наличные средства или тратить их на личные нужды не является обналичивание становится все более затруднительно. Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счета, или лимитировать объем средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счете.

С учетом описанного выше порога по сомнительным сделкам, после превышения которого банк попадает под пристальный контроль Банка России, нежелание работать с ИП также становится понятным.

Поэтому даже если вы собственник компании, который одновременно выполняет функции ИП-управляющего, и получаете вознаграждение в виде процента от выручки (что абсолютно соответствует деловому обороту) или получаете роялти за использование товарного знака, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно (скорее рано) банк потребует разъяснений об источниках получения подобных сумм, порекомендует не снимать их в полном объеме со счета, запросит документы, подтверждающие уплату налога с дохода и т.д. И нужно понимать, что в ситуации, когда банкам вменили в обязанность фактически выявлять обналичников и отказывать им в банковском обслуживании, спорить с ними практически бесполезно. Банку проще отказать ИП в обслуживании, чем подвергать себя риску отзыва лицензии или применении иных санкций Центробанком.

Отдельно следует сказать и о финансовой составляющей обслуживания ИП. Если раньше, как правило, снятие наличных обходилось ИП в 1% от суммы, то теперь процент вырос в среднем до 2 —3%. При этом банки устанавливают месячные и квартальные лимиты снятия наличных (в среднем не более 1 млн. руб. в месяц), что не всегда может соответствовать потребностям и целям бизнеса.

Более того, банк вправе установить персональный лимит по снятию наличных, даже если изначально его не было, что признается соответствующим законодательству и судебной практикой (см. например, Постановление ФАС Центрального округа от 28.09.2012 г. по делу № А62-530/2012).

Однако, если доходы ИП имеют под собой реальный бизнес-процесс, экономически обоснованы, и в модели группы компаний он не является искусственным источником получения наличных — наладить взаимоотношения с банком, конечно, получится, хотя и потребует определенных затрат времени с предоставлением документов и разъяснений. К этому нужно быть готовым заранее еще при моделировании новой структуры бизнеса.

В любом случае эти временные затраты нужно учитывать при перестройке или создании группы компаний, при перераспределении ролей в группе. Любое построение гибкой и устойчивой модели, способной решать все запросы бизнеса, требует долгой и трудоемкой настройки и согласования в том числе и с банками, в которых бизнес будет обслуживаться.

Стоит также отметить, что при доступе к информации, накопленной банком, налоговых органов, потенциал информированности (с учетом уже имеющихся информационных баз с информацией о налогоплательщице, например, АИС Налог) становится еще более внушающим, что приводит к необходимости еще более грамотно и основательно подходить к проектированию любой структуры бизнеса.

http://www.klerk.ru/buh/articles/406856/

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

К задачам ГФК относят:

проверка сохранности, эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;

Читайте так же:  Сумма земельного налога определяется

экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;

предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;

обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;

проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.

Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля.

В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового регулирования.

Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это – установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики — выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

Если рассматривать банковскую сферу, то в настоящее время государственным финансовым контролем является финансовый мониторинг в банках.

Финансовый мониторинг — деятельность организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами и любой собственностью, по выявлению процессов, требующих обязательного контроля, и операций с доходами или имуществом, связанных с «отмыванием» денежных средств, добытых нелегальным методом, и финансированием терроризма.

Этот процесс, контролирует финансовую сторону каждой организации. Финансовый мониторинг включает внешние процессы, связанные с финансами, и внутренние процессы с денежными связями предприятий.

Финансовый мониторинг в банках подразумевает наблюдение за банковскими средствами в целях предотвращения денежных преступлений, а также с операциями, нацеленными на «отмывание» нелегальных доходов и финансирование терроризма.

В Российской Федерации финансовым мониторингом занимается Федеральная служба Росфинмониторинг.

Функции структуры финансового мониторинга.

Обычно, система финансового мониторинга банков подразумевает такие процессы как:


1. Операция финансового мониторинга без исключения требует регистрации, сведения о финансовых операциях, требующих мониторинга, могут вводиться без существования счетов, вручную;


2. При мониторинге ведутся анкеты клиентов банка и создаются файлы информационного обмена финансового мониторинга, создается получение квитанций на документы финансового мониторинга;

3. Создается так называемый «черный список» юридических и физических лиц, которые подозреваются в поддержке и финансировании террористических и экстремальных движений и организаций. В «черный список» также занесены лица, предположительно связанные с совершением финансовых махинаций;

4. Отбор финансовых операций, по которым происходит мониторинг, делается на основании документов, предоставляемых в конце рабочего дня банка. Правила, по которым делается отбор, есть в системе мониторинга.

При этом в каждом коммерческом банке организована служба внутреннего контроля, которая управляется руководством и советом директоров банка. Конкретно эта служба занимается финансовым мониторингом внутренних денежных операций в самом банке, задачей этой операции является предотвращение несоблюдения правил внутри организации.

У начальника данной службы есть доступ даже к данным о высшем руководстве банка, и он подчиняется непосредственно председателю совета директоров. Таким образом, работники службы внутреннего контроля имеют доступ ко всем документам банка и за объяснениями имеют право обратиться исключительно к любому сотруднику своего банка.

Процесс внутреннего контроля регулируется структурами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга над процессом работы системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля.

Одной из мер против «отмывания» средств и доходов, полученных незаконным путем, является запрет на информирование клиентов и других лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах.

Существует три стадии «отмывания» средств:

Размещение в течение, которого наличные деньги, полученные от преступной деятельности, воплощаются в иные менее подозрительные формы.

Процесс наслаивания состоит в отделении незаконных доходов от их источника с помощью проведения денежных операций для скрытия настоящей природы финансов и обеспечения анонимности.

Процесс интеграции размещает «отмытые» деньги в экономический оборот наравне с легально полученными доходами.

Главные требования к организации:

Вычисление необычных операций;

Направление данных в подразделения финансовой службы;

Идентификация юридического лица представляется в проверке и оценке документов, предоставленных для уточнения его правового статуса и удостоверяющих его государственную регистрацию, в установлении собственников этой организации, и в действиях, нацеленных на получение точных данных о цели и возможном характере деловых связей.

Большое значение при уточнении личности клиента юридического лица имеет идентификация физических лиц, занимающихся, в конечном счете, реальным контролем над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые являются представителями юридического лица в работе с банком.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банки должны устанавливать правила внутреннего контроля и системы его осуществления, устанавливать специальных должностных лиц, отвечающих за соблюдение данных правил и реализацию назначенных программ, а также предпринимать внутренние организационные меры в целях борьбы с легализацией грязных денег и финансированием терроризма.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://scienceforum.ru/2017/2264/31510

Организация финансового контроля в банке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here