Основные принципы государственного финансового контроля

Важная информация в статье: "Основные принципы государственного финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Понятие финансового контроля и его принципы

Методы финансового контроля.

Государственные и муниципальные органы, осуществляющие финансовый контроль.

Виды финансового контроля.

Понятие финансового контроля и его принципы.

Лекция 3. Финансовый контроль

Существование финансового контроля обусловлено наличием присущей финансам контрольной функции. Такая функция проявляется в многогранной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов за законностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Исходя из определения, финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Основные задачи финансового контроля:

1) обеспечение соблюдения требований действующего финансового законодательства;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами;

3) обеспечение эффективного и рационального использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

4) поддержание оптимальных пропорций и соотношений между составляющими государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Основные направления финансового контроля:

1) проверка выполнения государственными органами и органами местного самоуправления функций по формирования, распределению и использованию финансовых ресурсов в пределов установленной компетенции;

2) проверка выполнения законодательно определенными субъектами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) проверка целевого характера использования финансовых ресурсов государственными и муниципальными предприятиями, а также учреждениями и организациями;

4) проверка соблюдения установленных правил финансового учета и отчетности, правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств и др.

Финансовому контролю как неотъемлемой составляющей финансовой деятельности государства присущи те же принципы, на которых она строится (федерализма, социальной направленности, законности, гласности и др.) Такие принципы приобретают определенные особенности применительно к осуществлению финансового контроля. В то же время финансовый контроль строится и на специфических принципах, таких как:

1) принцип независимости контроля требует, чтобы была обеспечена финансовая самостоятельность контролирующего органа, которая должна быть закреплена в нормативных документах соответствующего уровня (Конституции РФ, федеральных законах и т.д.);

2) принцип объективности и компетентности подразумевает неукоснительное соблюдение контролирующими органами и их должностными лицами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень последних;

3) принцип обоснованности и доказательности информации, приведенной в актах ревизий и проверок предполагает, что в процессе осуществления финансового контроля установленными методами важно собрать и проанализировать достоверную информацию, на основе которой должны быть аргументированы выводы. представленные в актах и др.

Финансовый контроль выступает одним из важнейших условий укрепления финансовой дисциплины, под которой понимается четкое соблюдение участниками финансовых правоотношений установленных нормативными актами предписаний по формированию, распределению и использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными органами государственной власти и местного самоуправления, в значительной мере зависит от их взаимодействия. Законодательство определяет формы такого взаимодействия, а также формы взаимодействия между ними и правоохранительными органами[7].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9243 — | 7347 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_20121_ponyatie-finansovogo-kontrolya-i-ego-printsipi.html

Понятие и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

Читайте так же:  Справки для возврата подоходного налога за квартиру

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Финансовому контролюкак неотъемлемой части финансовой деятельности присущи принципы:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. В ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9243 — | 7347 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/20_16750_ponyatie-i-printsipi-finansovogo-kontrolya.html

Принципы осуществления финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конститу­ции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим принципамотносятся: законность, гласность, федерализм, плановость и др.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами фи­нансового права, соблюдение которых обеспечивается возможно­стью применения к правонарушителям мер государственного при­нуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и ис­пользования фондов денежных средств может повлечь нестабиль­ность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельно­сти проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в веде­нии Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кре­дитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, феде­ральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от­несено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура ко­торых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляют­ся в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово-плановым актом бюджетной ор­ганизации — смета, баланс доходов и расходов — финансово-пла­новый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на cooтветствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы орга­низации государственного финансового контроля, к реализации ко­торых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (меж­дународная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансо­вой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительны­ми по сравнению с парламентскими сроками полномочий руково­дителей органов контроля; в) закреплением в конституции их ста­туса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснитель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, вы­сокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информа­ции.

Из этих базовых принципов вытекают специальные принципы, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и ло­гичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информа­ции, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контроли­рующих органов и др.

Читайте так же:  Фнс налоговый вычет за лечение

2. Виды государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется системой органов, функционирующих на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на уровне муници­пальных образований.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоо­хранительные органы;

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, та­моженные и иные правоохранительные органы;

3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

4) валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные ор­ганы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;

5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможен­ным комитетом.

Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено фи­нансовой деятельностью государства и муниципальных образова­ний, и разнообразием ее сфер. Выделяют раз­личные виды государственного и муниципального финансового контроля.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами мест­ного самоуправления в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный

финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им ор­ганизациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведом­ствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

Внутрихозяйственный

финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государствен­ной собственностью. Правовой базой такого контроля является Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечи­вает соответствие хозяйственных операций законодательству Рос­сийской Федерации и контролирует движение имущества и вы­полнение обязательств. Это достигается, в частности, через обя­зательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчет­ных документах, финансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).

В зависимости от времени проведения финансовый кон­троль подразделяется на: предварительный, текущий, после­дующий.

Предварительный

государственный и муниципальный фи­нансовый контроль производится соответствующими государст­венными органами и органами местного самоуправления до со­вершения финансовых операций, непосредственно обеспечиваю­щих образование, распределение и использование государствен­ных и муниципальных фондов денежных средств. Этот вид кон­троля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Пред­варительный финансовый контроль осуществляется в процессе разработки финансовых планов и смет, обоснованности расчетов прибыли и т.д.

Текущий

(оперативный) государственный и муниципаль­ный финансовый контроль производится ежедневно финансовы­ми службами в момент совершения финансовых операций, а имен­но: в процессе расходования организациями бюджетных средству совершения иных операций бухгалтерами предприятий и т.д.

Предварительный и текущий финансовый контроль осущест­вляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряже­ния, приказы в устной или письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установлен­ного порядка. Актами и справками такой контроль не оформля­ется.

Последующий

финансовый контроль осуществляется после со­вершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предваритель­ного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля государство и муниципальные образования проверяют законность использо­вания управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; со­блюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последу­ющего финансового контроля со стороны государства и муници­пальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисцип­лины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и иници­ативный.

Обязательный

финансовый контроль производится компетент­ными органами в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязатель­ный финансовый контроль за налогообложением осуществляют органы Министерства по налогам и сборам РФ. Обязательный фи­нансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назна­чается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является го­сударственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на отдельные виды в зависимости от сферы финансовой деятельности:

= бюджетный,

= налоговый контроль;

= контроль за денежной массой,

= валютный,

= страховой контроль

.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осущест­вляющих. В этом случае выделяется финансовый контроль:

= пред­ставительных органов власти и местного самоуправления;

= Прези­дента РФ;

= исполнительных органов власти: общей и специальной компетенции;

= ве­домственный финансовый контроль;

= внутрихозяйственный фи­нансовый контроль

.

3. Органы финансового контроля

Читайте так же:  Документы для возврата налога за лечение родителей

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1352 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_122659_printsipi-osushchestvleniya-finansovogo-kontrolya.html

Принципы финансового контроля

Понятие финансового контроля

Контроль — непременная составляющая управленческого процесса. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Фи­нансовый контроль — это проверка специально уполномоченными ор­ганами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, ус­тановленных государством и собственниками.

Финансовый контроль возникает потому, что движение финансо­вых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов — го­сударства, корпораций, частных граждан — перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную кар­тину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельнос­ти экономических субъектов.

Порядок осуществления финансового контроля, его правовые ос­новы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномо­чия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полно­мочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рас­сматривать как систему финансового контроля.

В системе финансового контроля на практике и в теории различа­ют внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специаль­ные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или неза­висимые от него органы финансового контроля. Под внутренним кон­тролем понимают контроль в пределах одной организации или отрас­ли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

Оба вида финансового контроля важны и необходимы. Но глав­ным средством обеспечения финансового порядка в стране следует считать внешний государственный финансовый контроль, независи-

мый от экономических субъектов и органов власти, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом.

При формировании и в деятельности системы финансового кон­троля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования ко­торым результативность финансового контроля невозможна. Эти принципы выработаны многолетней мировой практикой.

Эффективные системы финансового, в том числе государственно­го финансового, контроля существуют сейчас практически во всех экономически развитых странах. С 1953 г. действует Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), объединяю­щая более 120 стран-членов. В ее состав входит и Счетная палата Рос­сийской Федерации. Существует принципиально важный методоло­гический документ, получивший по месту его принятия конгрессом ИНТОСАИ название Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Декларация закрепила признанное в большинстве стран мирового сообщества мнение, что финансовый контроль — не самоцель, а не­отъемлемая часть системы регулирования, осуществляемого государ­ством в финансовой сфере рыночной экономики. Задача контроля — «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принци­пов законности, эффективности и экономии расходования матери­альных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

К общим принципам финансового контроля, способствующим ре­шению его задач, относятся:

• разграничение функций и полномочий между различными орга­
нами финансового контроля;

1 подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

Эти принципы являются выражением объективности происхожде­ния и действия финансового контроля, а в более широком смысле контроля как обязательной функции управления.

Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансо­вого контроля законность означает прежде всего, что содержание кон­троля определяется Конституцией страны, законодательными и дру­гими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отно­шений, банковской деятельности. В свою очередь, полномочия кон­трольных органов также устанавливаются законом и конкретизируются нормативно-правовыми актами, принимаемыми в развитие законов. Органы контроля не могут самостоятельно превышать или ограничи­вать свои полномочия.

Законность финансового контроля с точки зрения общества про­является и в том, что документы, создаваемые органами контроля по результатам проверок, имеют юридическое значение для всех участни­ков финансовых отношений, для организаций, властных структур, су­дебных органов. По ним судят о результатах использования тех или иных средств, правомерности действий юридических лиц, оценивают состоятельность собственников, возможность взаимодействия с ними.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценива­ет их всесторонне и беспристрастно. Проверяющим запрещается вме­шиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта. Их зада­ча — оценить эту деятельность с точки зрения закона и финансовых правил.

Принцип объективности определяет высокие требования к подго­товке и компетенции работников контрольных органов. Их квалифи­кация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать повода усомнить­ся в способности контролеров выполнять свою работу на требуемом уровне. В целях объективности обязательным является привлечение к участию в контроле экспертов соответствующей компетентности в случаях, когда проверяющие не располагают необходимыми узкими специальными знаниями.

Важным условием объективности контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, направленная на то, чтобы мак­симально снизить риск возможной дорогостоящей ошибки. Этому же требованию отвечает принцип двух подписей под документом о ре­зультатах проверки — проверяющей и проверяемой стороны.

Читайте так же:  Вернуть налог на имущество физических лиц

Независимость финансового контроля гарантируется Конститу­цией и соответствующими законами. Она состоит прежде всего в том, что органы контроля, их руководители и работники должны быть мак-

симально ограждены от возможного влияния на результаты их дея­тельности со стороны проверяемых. Органам финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти, начиная с парламента и правительства. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, под­чиняются только закону и отвечают только перед законом.

Организационно независимость обеспечивается тем, что кон­трольный орган формируется и комплектуется на длительный срок таким образом, чтобы органы власти и контролируемые объекты не могли влиять на его состав и направления работы. Во многих странах полномочия руководителей и членов учреждений контроля продол­жительнее полномочий членов парламента и руководителей прави­тельства, их нельзя освободить от должности по чьему-либо желанию. Основные объекты контроля и периодичность проверок устанавлива­ются и могут изменяться только законом. В свою очередь, контроль­ный орган самостоятелен в определении объема и способов проверки, а также в выборе объектов, не зафиксированных в законе.

В обеспечении самостоятельности и независимости органов кон­троля важна финансовая составляющая. Они получают из государст­венного бюджета целевым назначением средства, необходимые и до­статочные для выполнения возложенных задач, и используют выде­ленные суммы без ограничений.

Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно не­сколько органов. Поэтому важно, чтобы они не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном законом по­рядке или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности использования в интересах общества и государства од­ними органами результатов проверок других органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что госу­дарственная власть, как правило, делится на законодательную и ис­полнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть со­зданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Существуют ведомственные органы финансового кон­троля, которыми, естественно, руководят сами ведомства. Те органы финансового контроля, которые обслуживают интересы собственни­ков, отчитываются перед собственниками.

В большинстве развитых стран есть орган финансового контроля,

торый имеет статус высшего или фактически является таковым. Это

не значит, что он руководит всеми остальными органами контроля, а

предполагается, что он решает основную задачу финансового контро­ля, определяемую конституцией страны. Таким органом является обычно общегосударственная Счетная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с наибольшей полнотой.

Может возникнуть впечатление, что принцип подотчетности противоречит принципам законности, объективности и независи­мости. Это не так. Каждый следующий принцип действует только в рамках, ограниченных предыдущим. Но тут, действительно, имеют­ся и сложности. Для их разрешения требуются продуманное и де­тальное законодательство, опыт и гибкость государственного управ­ления.

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность, если речь идет о государственных средствах, обеспечивается обычно двумя способами: представлением докладов контрольных органов соответствующим структурам для обсуждения и принятия мер по устранению наруше­ний и публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печа­ти. В отношении частных средств, охраняемых коммерческой тайной, применяется публичное подтверждение законности их образования и использования, если такое подтверждение получено проверкой, пуб­ликуемое в средствах массовой информации.

Понятно, что здесь также возможны трудности, поскольку некото­рые результаты финансовых проверок в интересах принятия реальных мер по возмещению ущерба не могут быть преданы гласности неза­медлительно. Важно другое. Государство обязано исключить исполь­зование для сокрытия от общественности злоупотреблений, выявлен­ных контролерами, под разными благовидными предлогами типа ссы­лок на коммерческую и банковскую тайну.

Дата добавления: 2014-11-09 ; Просмотров: 2363 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/12_16081_printsipi-finansovogo-kontrolya.html

Принципы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль: Понятие, принципы, органы управления.

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

— ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

— несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

— недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Предмет и метод государственного финансового контроля

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Читайте так же:  Штраф за несдачу нулевой декларации по ндс

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Принципы государственного финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях — до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

В Российской Федерации государственный финансовый конт­роль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Мини­стерство финансов Российской Федерации, федеральное казначей­ство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ, Федеральная на­логовая служба, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные службы федеральных органов исполнительной власти и др.

Ведущим органом государственного финансового контроля исполнительной власти является Министерство финансов РФ. В его состав входят различные контролирующие службы.

Одна из главных ролей при осуществлении финансового конт­роля отводится Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Специалисты Службы проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использу­ющих средства федерального бюджета. Они контролируют целевое использование бюджетных средств, осуществляют встречные провер­ки предприятий и организаций — контрагентов ревизуемого хозяй­ствующего субъекта, контролируют эффективность использования бюджетных средств, следят за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой по­мощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций и т.п.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществ­ляет функции по противодействию легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

Федеральное казначейство контролирует соблюдение действу­ющего законодательства в области исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по доходам и расходам. В субъектах Российской Федерации могут быть созданы собственные казначейские органы для осуществления контроля за испол­нением территориальных бюджетов.

К органам государственного финансового контроля относятся также органы, осуществляющие налоговый контроль. Это в первую очередь Федеральная налоговая служба. Инспекции этой службы ведут учет налогоплательщиков, проводят налоговые проверки по соблюдению налогового законодательства, контролируют полноту и своевременность перечисления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Определенные полномочия по осуществлению государствен­ного финансового контроля в соответствии с Налоговым и Таможен­ным кодексами Российской Федерации имеют таможенные органы, обеспечивающие поступление примерно третьей части доходов феде­рального бюджета

Специально созданная в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ Счетная палата РФ является постоянно действующим органом финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/4/11888.html

Основные принципы государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here