Основными видами финансового контроля являются

Важная информация в статье: "Основными видами финансового контроля являются", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Понятие и виды финансового контроля

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями[15].

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

— обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

— правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;

правильность ведения валютных операций;

— увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий(оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующийфинансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контрольза финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контрольне вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Финансы и кредит. Тема 7. Финансовый контроль. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Мониторинг – это …
периодический контроль финансового состояния субъекта
совокупность проверок финансового состояния субъекта
постоянный контроль финансового состояния субъекта в целом или одной из сторон.
специальная программа финансового контроля субъекта

Читайте так же:  Строка 040 в декларации по земельному налогу

2. Минфин РФ не осуществляет …
контроль поступления и расходования средств федерального бюджета
проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций
контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти
контроль целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов

3. Федеральное казначейство не осуществляет …
контроль исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов
кассовый контроль деятельности бюджетных организаций
контроль состояния государственных финансов в целом по стране
контроль совместно с Центральным банком состояния государственного внутреннего и внешнего долга

4. Ревизия не бывает …
предварительной
тематической
полной
частичной

5. Основным методом финансового контроля не является …
ревизия
счетная проверка счетов
экономический анализ
социологическое исследование

6. Главным направлением реформирования финансового контроля является …
разработка и реализация единого правового акта контроля
повышение ответственности финансовых работников за некачественную работу и нарушения законодательства
унификация различных контрольных органов
устранение дублирующих и параллельных функций различных контрольных органов

7. Основным видом финансового контроля не является …
предварительный контроль
комплексный контроль
текущий контроль
заключительный контроль

8. Финансовый контроль – это …
одна из стадий управления финансами
совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов
совокупность действий по проверке вопросов деятельности субъектов хозяйствования
форма реализации контрольной функции финансов

9. К функциям Счетной палаты РФ не относится …
контроль поступления и расходования средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности
назначение и освобождение от должности министра финансов
финансовая оценка проектов федеральных законов

10. К основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов не относится …
отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии процессов
важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций
желание развития успеха конкретной деятельности
выявление финансовых нарушений

11. К публичным финансовым нарушениям не относится …
нецелевое использование денежных ресурсов
убыточная деятельность организаций
тайное заимствование средств одних субъектов у других
коррупция

12. В функции финансового контроля не входит …
обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств
предупреждение кризисных ситуаций в финансовой системе
стимулирование интенсификации финансовых процессов
обеспечение своевременного поступления и расходования денежных средств

13. Главный орган государственного финансового контроля в РФ
Счетная палата
Министерство финансов
Государственная Дума
МВД

14. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
проверка расходов всех звеньев финансовой системы
соблюдение правил учета и отчетности
недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств
проверка правильности и своевременности поступления доходов

15. К основным проблемам финансового контроля не относится …
отсутствие единой правовой базы финансового контроля
низкая ответственность финансовых работников за некачественную работу и нарушения законодательства
огромное множество различных контрольных органов
большая текучесть работников контрольных органов

Виды финансового контроля

Финансовый надзор – это составное звено либо отдельная отрасль контроля, который осуществляется на территории Российской Федерации. Он представляет собой своего рода проверку на предмет законности и уместности работы в сфере образования, рассредоточение и расходование денежных фондов страны и субъектов регионального самоуправления. Всё это осуществляется с целью прогрессивного социально-экономического развития как отдельно взятых регионов, так и государства в целом.

Ввиду того, что финансовый надзор касается разного рода отраслей финансово-экономической жизни страны, его плодотворность является предметов оптимально выбранной организации и вида осуществления ревизии. Проверку финансовых средств классифицируют по разным критериям. В соответствии с субъектами, которые его осуществляют, включают следующие виды финансового контроля:

  • Государственный – его контроль реализуется федеральными силами органов государственной власти, а также целенаправленной сформированными для этого структурами. В сферу его влияния входят такие сферы деятельности, как реализация федерального бюджета, предоставление и распределение кредитных средств бюджетного уровня, погашение государственного займа, предоставление налоговых льгот и тому подобное. В состав системы государственного контроля входит такая финансовая структура, как Центральный банк, который ведёт контроль за всей банковской сферой, а также осуществляет проверку денежного обращения;

Внимание! Помимо Центрального Банка РФ, обязательный финансовый контроль государственного уровня ведут органы власти субъектов нашей страны!

  • Муниципальный – его сущность заключается в осуществлении исполнения бюджетов местного значения, контрактов муниципального типа на поставку товаров, оказание услуг и выполнения работ, а также выполнение долговых обязательств. Ключевую роль при реализации данного вида контроля играют операции с бюджетными средствами, их целевое расходование. Пристальное внимание уделяется также муниципальным унитарным организациям. Для выполнения муниципального контроля формируются соответствующие финансово-контрольные органы (например, муниципальное казначейство);

Важно! Следует отметить, что хоть понятия государственного и муниципального контроль имеют общий характер (цели, задачи и ключевые направления), у них всё же есть принципиальное отличие. Всё дело в том, что контроль муниципального характера распространяется исключительно на направления финансовой деятельности муниципального образования!

  • Внутренний или как его ещё называют внутрифирменный контроль выполняется главным образом на фирмах, в организациях, а также учреждениях разного рода форм собственности. Ключевой задачей ревизии данного вида является поиск фактов хищения, недостач денег и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрифирменный надзор касается всех направлений финансовых операций (ведение учёта и отчётности, соблюдение условий договоров и так далее). Для этих задач могут быть сформированы контрольные подразделения (отделы ревизии, внутрипроверочные комиссии и так далее). Как правило, все функции внутрифирменного контроля возлагаются на главного бухгалтера и директора;
  • Независимый (аудиторский) контроль — это своего рода независимый анализ финансовой отчётности компании и бухгалтерского учёта. Аудиторская проверка не считается альтернативой государственному и внутрихозяйственному контролю, так как его ключевой задачей является самопроверка на предмет соответствия всех финансовых операций и отчётов действующему законодательству;
Читайте так же:  Альтернативные способы разрешения налоговых споров клиентоориентированный подход

Виды и формы финансового контроля

Помимо типов финансового надзора в зависимости от субъектов, ниже кратко изложены типы проверок по направлениям финансовой деятельности:

  • Бюджетный – входит в список основных видов финансовой ревизии, задачей которой является сверка использованного бюджета с утверждённым;
  • Налоговый контроль;
  • Таможенный контроль осуществляется для своевременной и в полной объёме уплаты таможенных отчислений;
  • Валютный контроль;
  • Кредитный контроль;
  • Страховой контроль необходим для реализации правильного осуществления страховых действий.

Примеры видов финансового контроля

И напоследок в качестве примера следует отметить предварительный финансовый надзор, результаты которого записываются в качестве экспертного заключения по проектам, сметам или же иным аспектам публичной финансовой деятельности.

О финансовом контроле деятельности организации, вы можете узнать, посмотрев данное видео:

Виды государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это своего рода функциональное звено общей системы управления государственными и муниципальными денежными средствами. Иначе говоря, он представляет собой инструмент финансовой политики, главная задача которого — выполнение бюджетного законодательства. Государственный финансовый надзор – это форма осуществления контрольной функции финансов.

Целью данного вида надзора в РФ является анализ эффективности и экономности расхода (дохода) денежных средств бюджетного характера, их достоверности, направленности и целевого использования.

На сегодняшний день государственный финансовый надзор классифицируют на следующие органы:

  • Президентский контроль. Согласно законодательству нашей страны, а также Конституции РФ, Президент определяет приоритеты и основные задачи данного вида контроля;
  • Парламентский контроль проводится специальными представителями органов законодательной власти в сфере влияния их компетенции, которая утверждается Конституцией РФ;
  • Административный контроль могу проводить индивидуально сформированные для этого органы исполнительной власти, а также те структуры, для которых финансовый контроль является не основным полномочием, а лишь их часть;
  • Независимый контроль реализуется Счётной палатой, а также подконтрольными учреждениями.

Методы проведения финансового контроля

По времени проведения он классифицируется на:

  • Предварительный финансовый контроль реализуется до осуществления всех финансовых действий. Его суть состоит в прогнозе показателей, расчётов и финансовых планов. Данный вид проверки является предупредительным и направлен на предотвращение нецелесообразного использования денежных средств. С помощью предварительного контроля можно подобрать наиболее оптимальное решение по инвестиционным программам, которые принесут наибольший объём дивидендов;
  • Оперативный финансовый контроль (текущий) выполняется как раз в момент исполнения финансовых операций;
  • Последующий финансовый контроль выполняется после выполнения финансовых операций или по истечению финансового года.

Виды проверок финансового контроля

Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

  • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
  • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
  • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
  • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
  • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
  • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.

Виды негосударственного финансового контроля

Государственные органы власти заинтересованы в осуществлении финансового контроля, так как от правильности, полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств субъектами зависит функционирование аппарата управления. Однако, экономические агенты могут использовать средства негосударственного финансового контроля для оптимизации собственной деятельности.

К видам негосударственного финансового контроля относят:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Контроль, осуществляемый денежно-кредитными организациями.
  2. Внутрихозяйственный контроль на предприятиях.
  3. Аудиторский контроль.

То есть, негосударственный контроль финансов осуществляется специальными организациями, имеющими соответствующее разрешение, а также собственными силами коммерческих организаций. Например, кредитно-денежные организации внедряют в свою деятельность принципы финансового мониторинга. Они в режиме реального времени отслеживают все операции, связанные с движением денежных средств и финансовых активов, так как доходы банков напрямую зависят от рационального использования финансовых ресурсов. Чаще всего данные финансового мониторинга применяются для принятия специалистом решения о выдаче денежного займа. Исследование клиента позволяет вынести взвешенное решение, минимизировать риски потерь.

Внутрихозяйственный контроль в реальном секторе применяется для оптимизации внутренних и внешних финансовых процессов. Рациональность использования средств, своевременность их отражения на счетах бухгалтерского учета, позволяет эффективно управлять работой предприятия. Для проведения финансового контроля может использоваться программное обеспечение, данные которого обрабатываются специалистами соответствующих служб. Для получения полной независимой картины текущего состояния финансово деятельности компании собственники часто пользуются услугами сторонних независимых аудиторских предприятий.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Данный тип контроля выполняется специально сформированными, а также федеральными структурами муниципального (государственного) надзора. Многообразие надзорных структур является следствием богатым разнообразием финансовой деятельности и её сфер в пределах Российской Федерации.

В соответствии со всем вышеизложенным, муниципальный государственный контроль реализуют на основании следующих методов:

  • Общемуниципальный — реализуется Министерством по налогам и сборам, Федеральным казначейством, а также соответствующими структурами местного уровня;
  • Ведомственный, который классифицируется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.
Видео (кликните для воспроизведения).

Этот финансового надзор, как специализированный вид, производится с целью чёткого следования бюджетному законодательству РФ и прочих правовых актов.

Важно! Муниципальный финансовый надзор проводится для гарантированного исполнения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов, которые устанавливают бюджетные правоотношения!

Государственный (муниципальный) финансовый надзор следующие виды контроля:

  • Внешний – является основным направлением муниципальных структур, Счётной палаты и подведомственных органов;
  • Внутренний – является ключевым направлением деятельности Федерального казначейства, структур финансового надзора и муниципальных образований;
  • Предварительный – производится с целью недопущения правонарушений в бюджетный вопросах;
  • Последующий – осуществляется для проверки на предмет законности распределения бюджетных ресурсов, а также его достоверности.
Читайте так же:  При дарении недвижимости надо ли платить налог

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Что относится к видам государственного финансового контроля?

И заключение данной статьи стоит отметить, что государственный финансовый надзор можно классифицировать на три основных вида:

  • Общегосударственный, который направлен на соблюдение в полной мере финансового законодательства. Он проводится органами государственной власти и управления (прокуратура), а также индивидуально сформированными для этих целей ведомствами;
  • Ведомственный надзор представляет собой контроль внутреннего типа отдельно взятых ведомств государственного уровня (например, концернов или министерств). Он осуществляется с помощью структур ведомственного финансового надзора, а также специализированных подразделений. Главной целью данного надзора является контроль за финансовым и производственным процессами организаций;
  • И заключительный вид контроль, именуемый как специальный надзор, выполняется Министерством финансов, Центральным банком и их управлениями.

Узнать о изменениях государственного финансового контроля, вы можете из данного видео:

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл возврат процентов

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Особенности финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, выполняемые специализированными надзорными органами с целью определения законности и оптимизации финансовой деятельности субъектов в части накопления, распределения и использования финансовых средств.

Особенностью финансового контроля является его направленность. Прежде всего, он помогает сформировать и реализовать систему финансового обращения согласно принципам законности и правомерности. Кроме того, контроль финансов гарантирует сохранность имущества и исполнения прав всех сторон финансовых отношений. Финансовый контроль является частью управления хозяйственными системами. Состояние финансов оказывает прямое воздействие на экономику. С помощью контроля решаются следующие задачи:

  1. Создаются единые условия финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Определяются функции и полномочия надзорных органов, либо лиц, проводящих контрольные мероприятия.
  3. Проверяются надзорные органы на предмет злоупотребления полномочиями, использование власти в корыстных целях.
  4. Отслеживаются статьи расходов бюджета и внебюджетных целевых фондов.
  5. Проверяется правильность и своевременность заполнения финансовой документации.
  6. Анализируются данные управленческого, финансового и бухгалтерского учета, проводится свекра данных требованиям местного законодательства.
  7. Осуществляется контроль ценообразования в сферах, подвластных государственному управлению.
  8. Определяются меры наказания в случае выявления нарушений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансов так же позволяет сохранить имущество за собственником, вступившим в хозяйственные или финансовые отношения. Он гарантирует соблюдение прав субъекта в случае, если тот придерживается законодательных и правовых норм. Причем, под имуществом понимается не только собственность, но и деньги, финансовые обязательства.

Предметом финансового контроля выступают хозяйственные операции, любые экономические действия, влияющие на изменение стоимости имущества.

Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль В Российской Федерации производят различные структуры и ведомства. К органам, его осуществляющим, относятся:

  • Законодательная власть: Государственная дума, Совет Федерации (их комитеты) и Счётная палата;
  • Контрольное управление Президента;
  • Исполнительная власть: Правительство РФ, а также администрации и правительства субъектов Федерации;
  • Государственные органы, которые ведут свою деятельность исключительно в финансовой сфере. Сюда входят органы исполнительной власти, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Кредитные организации (банки).

Методы финансового контроля

Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.

Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.

От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.

Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методы финансового контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Охарактеризуем каждый из них.

Наблюдение — это ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и анализа информации.

Обследование является одним из ключевых методов предварительного контроля, и направлено на изучение отдельных сторон хозяйственной деятельности. Обследование позволяет выявить факты, свидетельствующие о соблюдении (не соблюдении) финансовой дисциплины, определить целесообразность глубокой проверки объекта. Основной целью обследования является проведение общего анализа финансово-хозяйственной деятельности, определение ее недостатков.

Анализ — это специальный метод контроля финансовой документации, при котором используются аналитические приемы математического аппарата. В обычном случае объекты финансового анализа — бухгалтерские балансы и счета. Данный метод используют финансовые органы, ведущие расчета субъектов хозяйствования по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

При проверке исследуется определенный круг вопросов с целью выявления нарушений в области финансового законодательства. Контролирующие органы в ходе проверки проводят анализ финансовой деятельности субъекта с привлечением максимального количества документальных источников данных. К субъектам, которые имеют право проведения проверок, относятся почти все органы финансового контроля и их агенты.

Проверки могут быть комплексными, тематическими, документальными, камеральными, выездными, встречными и т. д.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, которая направлена на исследование финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов. К характерным особенностям ревизии относятся максимальный охват юридических и экономических сторон работы, участие специалистов и экспертов, сочетание нескольких приемов финансового контроля. Целью осуществления ревизии является выявление законности, целесообразности, достоверности финансовых операций.

Финансово-экономическая экспертиза представляет собой изучение специалистами действительных объемов и направлений использования финансовых средств с целью определения рациональности, целесообразности и эффективности проведенных операций с финансами. Данный метод наиболее сложный, трудоемкий, но необходимый и для контролирующего органа, и для подконтрольного субъекта.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Виды негосударственного финансового контроля

Субъекты и объекты финансового контроля

К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.

С позиции финансового контроля различаются:

Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.

Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.

Читайте так же:  Задолженность по налогам что грозит

Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:

  • Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
  • Созданные по инициативе управляющих субъектов;
  • Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.

Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Предмет контроля в области финансов — это процессы формирования и использования денежных средств на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства.

Объекты финансового контроля — конкретные предприятия, организации, органы управления, чья хозяйственная деятельность вызвала перечисленные выше процессы.

Задачи и виды финансового контроля

Под финансовым контролем следует понимать стадию проверки, позволяющую выявить нарушения в осуществлении финансовой деятельности. Такими функциями наделены органы законодательной и исполнительной власти. Государственные органы проводят проверки работы различных организаций на предмет законности.

Главная функция контрольных органов заключается в контроле использования выделяемых бюджетных средств по назначению. Если же требуемые условия не выполняются, то наступает ответственность.

Финансовый контроль может быть:

  • Предварительным, который осуществляется до совершения операций. Данный вид контроль очень важен, поскольку позволяет предупредить нарушения финансового порядка в будущем;
  • Оперативным, при котором изучаются объекты финансового контроля и информация о денежных операциях;
  • Завершающим, который осуществляется по завершении операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Аудит как вид финансового контроля

Аудит (независимый контроль) – это вид деятельности, который даёт оценку функционирования организации и выражает мнение о правильности его бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Независимый контроль относится к следующим видам аудиторских проверок:

  • Финансовая;
  • Ценовая;
  • Налоговая;
  • Аудит хозяйственной деятельности;
  • Управленческая.

Кроме того, стоит выделить такой вид независимого контроля, как особый (специальный) аудит, который направлен на анализ деятельности организации.

Внимание! Аудит – это негосударственный вид финансовых проверок, ключевыми целями которых являются проверка достоверности отчётности экономических субъектов.

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Субъекты и объекты финансового контроля

Субъекты финансового контроля со стороны государства – это государственные органы, предприятия с долей участия государства, а также организации частично или полностью финансируемые из государственного бюджета.

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский контроль обычно осуществляется силами сторонних специализированных организаций, либо специалистами, прошедшими аттестацию. Крупные предприятия могут создавать отдел, отвечающий за аудиторскую проверку. Основная задача аудита заключается в составлении экспертного мнения о достоверности проведенных и отраженных в документации финансовых операций.

Помимо финансовых проверок аудиторские компании могут предоставлять услуги по:

  1. Ведению бухгалтерского учета.
  2. Составлению деклараций.
  3. Аналитической финансовой работе.
  4. Обучение сотрудников бухгалтерскому и финансовому учету.
  5. Проверке законности проведенных финансовых операций.

Аудиторская проверка проводится в несколько этапов. Сначала определяется ее цель, затем выбираются документы и иные данные, необходимые для анализа. В конце проверки выдается заключение, содержащее информацию о выявленных несоответствиях и нарушениях. Аудитор создает свою экспертную оценку.

Аудит позволяет выполнять требования сразу двух сторон финансовых отношений. Он может быть инициирован государственными надзорными органами с целью выявления сокрытия доходов, неполноты выполнения финансовых обязательств субъектов хозяйствования. Однако, аудит не заменяет государственный финансовый контроль, а используется в качестве инструмента оптимизации финансовых процессов. Данные аудиторской проверки, как правило, носят публичный характер. На государственном уровне они используются в качестве подтверждения предоставляемых данных в высшие органы власти. На микроуровне публичность аудиторского заключения повышает лояльность контрагентов, участников экономических отношений.

Для обеспечения достоверности аудиторских проверок на законодательном уровне установлена ответственность компаний, предоставляющих этот вид услуг. Контролирующим органом аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ. В нем создан Совет, отвечающий за регулирование аудиторских услуг на территории страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Основными видами финансового контроля являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here