Отказ валютного контроля

Важная информация в статье: "Отказ валютного контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Список причин для отказа в проведении банком валютной операции существенно расширили

Банки смогут отказывать клиентам в проведении валютных операций, если посчитают, что они нарушают требования валютного законодательства, резидентам придется указывать точные сроки получения денежных средств, а также получения товаров, работ и услуг от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, а должностных лиц организаций, совершивших валютные правонарушения, будут привлекать к административной ответственности. Закон с соответствующими поправками вступит в силу в мае 2018 г.

На прошлой неделе Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Этот документ вносит поправки в требования законодательства о репатриации денежных средств. В частности, изменения внесены в п. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ). Теперь в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ в контрактах, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по таким договорам. Соответственно, резидентам придется представлять уполномоченным банкам информацию о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также о сроках поставки, выполнения и оказания нерезидентами оплаченных товаров, работ и услуг и возврата авансовых платежей. Напомним, что в прежней редакции эта норма обязывала резидентов предоставлять банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках исполнения обязанностей по договорам их контрагентами-нерезидентами.

Еще одно изменение, ужесточающее валютное регулирование, предусмотрено в п. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Эта норма устанавливает основания, по которым уполномоченный банк может отказать в осуществлении валютной операции. Прежняя редакция предусматривала только одно основание — непредставление или предоставление лицом недостоверных документов, требуемых на основании ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ (документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию компании или ИП, свидетельство о постановке на учет в налоговой, паспорт сделки и др.). Теперь список эти оснований существенно расширился. По сути, банки получили право отказывать клиентам в совершении валютных операций, если такие операции, по их мнению, противоречат требованиям валютного законодательства РФ.

Кроме того, поправки касаются вопросов привлечения к административной ответственности за валютные правонарушения. В частности, в ст. 15.25 КоАП РФ теперь предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ от нерезидентов, а также ряд других валютных нарушений, в том числе и для должностных лиц, — в виде штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. Также для должностных лиц, повторно совершивших валютное нарушение, предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.

Изменения, вносимые Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступят в силу в мае 2018 г. — по истечении 180 дней с момента официального опубликования.

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.
Читайте так же:  Подоходный налог бухгалтерия

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

Читайте так же:  Налоговый вычет на детей 350000

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

Читайте так же:  Права налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Банки получили право блокировать валютные контракты клиентов

Центробанк предоставил российским банкам право отказывать компаниям (как отечественным, так и зарубежным) в приеме на обслуживание валютных контрактов и оформлении паспорта сделки, если у них возникли подозрения, что валютные операции проводятся с целью легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Такие изменения внесены в инструкцию Банка России 138-И и уже вступили в силу. При принятии решения об отказе компаниям банки могут руководствоваться собственными правилами внутреннего контроля, говорится в обновленной редакции инструкции.

По инструкции ЦБ 138-И («О порядке предоставления резидентами и нерезидентами документов. связанных с проведением валютных операций») паспорт сделки по валютным контактам оформляет, в частности, если между резидентом и нерезидентом заключен внешнеторговый контракт на экспорт/импорт товаров. В 2014 году объем экспорта товаров/услуг РФ в страны дальнего зарубежья составил $55,7 млрд, из стран СНГ — $10,1 млрд; объем импорта из стран дальнего зарубежья составил $113 млрд, со странами СНГ — $8,1 млрд.

В рамках своих правил внутреннего контроля банки присваивают каждой компании низкий, средний или высокий уровень риска. Правила внутреннего контроля противодействия легализации преступных доходов разрабатывает каждый банк индивидуально — в зависимости от своей специфики, стратегии, клиентского сегмента. При высоких значениях риска клиенты получают отказ, при промежуточных — от клиента могут потребовать дополнительные документы, подтверждающие законность операций. Традиционно подозрения банка вызывают такие характеристики компании-клиента, как отсутствие главного бухгалтера, минимальный уставный капитал (10 тыс. рублей), совершение транзитных операций, зачисление на счет компании средств от различных контрагентов, обналичивание средств, активное выведение денег за рубеж.

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что действия ЦБ направлены на усиление борьбы с незаконными финансовыми операциями, основная цель которых — вывод капитала из России. В то же время собеседники не уверены, что банки будут активно пользоваться новым правом по блокировке валютных контрактов. Дело в том, что сейчас ЦБ также требует, чтобы после двух отказов в проведении операции банк прекращал обслуживание клиента. Павел Ливадный, замдиректора Росфинмониторинга, в разговоре с «Известиями» сообщил, что сейчас банки ежегодно отказывают в проведении операций 30 тыс. клиентов (в статистике учитываются и физлица), а случаев прекращения их обслуживания — в 10 раз меньше.

Логика банков, не желающих расставаться с корпоративными клиентами и смотрящих сквозь пальцы на небольшие нарушения антиотмывочного закона, понятна, ведь клиентские деньги являются чуть ли не главным источником ликвидности в условиях закрытого для них западного рынка капитала. Однако и игнорирование рекомендаций ЦБ может обернуться для банков неприятностями, в том числе ростом числа внеплановых проверок со стороны регулятора.

— Отказ в принятии валютного контракта и открытии по нему паспорта сделки — это очередная превентивная мера от ЦБ в числе тех, что имеют целью не допустить использование банковских услуг, продуктов в целях легализации преступных доходов, — комментирует начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова. — В самом деле, банку проще не допустить проведения операций в рамках сомнительного контракта, чем впоследствии отслеживать такие операции, направлять клиенту запросы и осуществлять разнообразные проверки, чтобы в конечном итоге пресечь сомнительные расчеты.

Впрочем, новация полна белых пятен, констатирует Багатова, — в частности, отсутствует конкретизация оснований для отказа компаниям в 138-И. Всего в классификаторе ЦБ значится более 100 признаков операций, связанных с отмыванием. В том числе — наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, которые использует клиент — такие транзакции отличаются от рыночной практики и от операций, которые гражданин проводил ранее. Подозрение банка может вызвать возврат клиентом средств контрагенту в течение короткого промежутка времени на счет контрагента, но отличный от счета, с которого деньги ему поступили.

— Кроме того, изменения в 138-И провоцируют вопрос: а как быть с сомнительным контрактом, не требующим оформления паспорта сделки? — продолжает Багатова. — Казалось бы, всё просто: тоже отказывать в принятии и действовать в соответствии с правилами банка по ПОД/ФТ, однако действия сотрудников валютного контроля жестко регламентированы валютным законодательством и соответствующими нормативными документами, которые не дают ответа на возникший вопрос, рекомендации регулятора по такому случаю также отсутствуют, то есть порядка отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) без оформления по нему паспорта сделки попросту нет. Учитывая динамику ужесточения контроля ЦБ по основаниям антиотмывочного законодательства, банки ужесточают риск-ориентированный подход в отношении клиентов, стараясь тем не менее сохранить и наполнить клиентскую базу.

Зампредседателя Национального совета финансового рынка Александр Наумов отмечает, что появление изменений в 138-И логично, поскольку с 2013 года действует норма об отказе в совершении операции или одностороннем расторжении договора банковского счета с клиентами, вызывающими у банков подозрения в нарушении антиотмывочного законодательства.

— При оформлении паспорта сделки операции еще нет, а деятельность клиента на момент ее оформления уже может быть признана подозрительной, — поясняет Наумов. — Прошлая редакция 138-И не позволяла только на основании подозрений отказывать в оформлении паспорта сделки, некоторые сомнительные схемы как раз и строились на этом принципе: паспорт сделки оформлялся в одной организации, а операции по нему проводились в другой. Это давало возможность совершить 2–3 операции до того момента, как банк обнаружит подозрительную деятельность и ее прикроет. Банки пытались под разными предлогами не оформлять паспорта сомнительным клиентам, сейчас 138-И закрепило за финансистами это право.

Рустам Мухаметшин, старший менеджер группы по проведению финансовых расследований «Deloitte СНГ», полагает, что новация от ЦБ повлечет увеличение банками штата сотрудников подразделений финмониторинга — с каждым новым сигналом от регулятора увеличивается глубина анализа клиентов в рамках ПОД/ФТ, а также само количество клиентов и их операций, требующих детального изучения.

Появилось новое основание для отказа в проведении валютных операций

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Зачем это нужно и когда вступит в силу

Как объясняли в правительстве, где разработали поправки, нововведения должны помочь усовершенствовать администрирование доходов бюджета, повысить эффективность работы с дебиторской задолженностью по штрафам за нарушения валютного законодательства. Что касается введения отдельных санкций для должностных лиц, то это сократит количество незаконных валютных операций, надеются чиновники.

Документ был официально опубликован 14 ноября. Он вступит в силу через 180 дней.

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Что случилось?

Глава государства Владимир Путин подписал Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Документом предусмотрено несколько крупных поправок, а именно:

  • в договорах (контрактах), заключенных для осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по этим договорам (контрактам). Делается это с целью усилить контроль за репатриацией иностранной и российской валюты;
  • резиденты будут обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках получения денег от нерезидентов по договорам, а также о сроках исполнения обязательств контрагентами;
  • в случае нарушения валютного законодательства, в том числе непредставления положенной информации, уполномоченные банки имеют право отказать в осуществлении валютной операции. О принятом решении резидента должны проинформировать в письменном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения. Ранее отказать в проведении операции разрешалось, если у банкиров были имелись подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или для финансирования терроризма.

Новые штрафы за нарушение валютного законодательства

Помимо уточнения норм, Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ содержит поправки к ст. 15.25 КоАП РФ. По ним, штрафы за осуществление незаконных валютных операций, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков, минуя уполномоченные банки, для разных категорий нарушителей будут отличаться. Если сейчас граждан, должностных лиц и юридических лиц штрафуют на ¾ — 1 размер суммы незаконной валютной операции, то после вступления в силу поправок штрафы составят для граждан, ИП и юридических лиц – тот же размер, а для должностных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Аналогичное наказание предусмотрено для должностных лиц резидента за:

  • невыполнение требований закона по информированию уполномоченных банков;
  • невыполнение в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета валюты по контрактам;
  • невыполнение в срок обязанности по возврату в РФ денежных средств.

В случае, если правонарушение будет совершено повторно, должностному лицу грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Отметим, что для остальных категорий правонарушителей – ИП и юрлиц – размеры штрафов по вышеназванным правонарушениям сохраняются на прежнем уровне.

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Источники

Отказ валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here