Отражение результатов налоговой проверки

Важная информация в статье: "Отражение результатов налоговой проверки", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения

Как правило, налоговая проверка заканчивается вынесением решения о доначислении налогов, пеней, а иногда и штрафов. «Отбиваться» от таких доначислений можно двумя способами. Первый (традиционный) предполагает оспаривание оснований для доначисления. То есть спор по существу тех нарушений в исчислении и уплате налогов, которые обнаружили проверяющие. Но есть и второй способ — оспаривание результатов проверки по процедурным основаниям. Другими словами, в этом случае предметом спора становятся действия инспекторов и оформленные ими документы. Давайте разберемся, какие процедурные ошибки инспекторов однозначно приводят, а какие — могут привести к отмене результатов проверки?

Вводная информация

Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.

Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ).

Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» по итогам года

В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. В корреспонденции с каким счетом 91 или 99 отразить в 2013 году снятие доначисленных и уплаченных в 2012 году по акту проверки налогов на прибыль и НДС , если в 2013 году организация перешла на УСНО. ?

Налоговые органы наделены правом проводить проверку правильности и полноты определения финансового результата до налогообложения согласно бухгалтерскому учету в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности (п 20.1.44 п. 20.1 ст. 20 НКУ).

Андрей Тамошюнас, партнер в Юридической компании «ADA Group», руководитель налоговой практики. 1.

Отражение результатов налоговой проверки в отчетности

В то же время существует судебная практика, поддерживающая налогоплательщиков, принявших НДС, уплаченный за счет собственных средств, в составе расходов.

АС Волго-Вятского округа от 07.05.2015 N Ф01-942/15 рассмотрена ситуация, при которой налогоплательщик учел в составе расходов в целях налогообложении прибыли суммы НДС, не предъявленные покупателю, а уплаченные налогоплательщиком за счет собственных средств.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

С одной стороны, подача апелляционной жалобы позволяет налогоплательщику отложить на несколько месяцев исполнение итогового решения по проверке.

Больше конкретики!

Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику. Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы. Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).

Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.

Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения. Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение. И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Читайте так же:  Несвоевременная уплата водного налога

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Безусловные ошибки

Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.

Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.

Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн». Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно. Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011). Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).

Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.

Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Результаты налоговой проверки в уточненке отражать не нужно

Налоговики напомнили, что при перерасчете налогоплательщиком сумм налога в уточненной декларации не нужно учитывать результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за налоговый (отчетный) период, по которому будет подана уточненная декларация. Это связано с тем, что при получении от налогоплательщика уточненной декларации орган ФНС отражает в его карточке расчета с бюджетом (КРСБ) разницу к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации (первичной или предыдущей уточненной) за соответствующий налоговый (отчетный) период. Результаты проверок по предыдущим налоговым декларациям при этом не учитываются.

Поэтому ФНС утверждает, что если к моменту ввода уточненной декларации в КРСБ инспекторы уже провели решения по камеральным проверкам по предыдущим декларациям за соответствующий налоговый (отчетный) период, либо решения по выездным проверкам, то в карточке будет указана разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации. По нормам статьи 100 НК РФ и статьи 101 НК РФ не предусмотрено специального порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок уточненной налоговой декларации. Результаты такой камеральной налоговой проверки органы ФНС оформляют в общем порядке.

Ранее ФНС России уже давала разъяснения в письме от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп «О порядке отражения в КРСБ уточненных налоговых деклараций», из которых следует, что если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларациюза налоговый (отчетный) период, в котором были проведены доначисления по камеральным или выездным налоговым проверкам, налоговый инспектор должен запросить у него пояснения в соответствии с п. 3 статьи 88 НК РФ , а также пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации. Это необходимо для того, чтобы выяснить, как налогоплательщик отразил результаты налоговой проверки по предыдущей налоговой декларации в представленной уточненной декларации. Только таким образом налоговики могут избежать возникновения в КРСБ сумм необоснованной налоговой задолженности. Если же такое произошло, то внести изменение в КРСБ по уточненной налоговой декларации налоговики могут только на основании служебной записки начальника отдела камеральных проверок, согласованной с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Отражаем в учёте недоимку по налогам, пени и штрафы по результатам налоговой проверки

РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ

Расходы, произведённые организацией, должны отвечать следующим требованиям:

  • расходы должны быть обоснованы;
  • расходы должны быть документально подтверждены;
  • расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведённых расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается 1 .

Поэтому любые погрешности в оформлении первичных документов, малейшие сомнения в квалификации затрат – все это, по мнению налоговых органов, является веским основанием для того, чтобы убрать их (эти затраты) из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль либо не принять к вычету НДС.

И очень часто налогоплательщики не готовы отстаивать свои интересы в суде. Рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика, когда он имеет на руках решение налогового органа по факту проведения выездной проверки о том, что он необоснованно получил налоговую выгоду в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, а также необоснованных вычетов по НДС и не намерен оспаривать выводы проверяющих.

ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ

Читайте так же:  Положение о валютном контроле

Моделируем ситуацию

По итогам выездной налоговой проверки организации доначислены налог на прибыль в сумме 70 000 руб., НДС — 63 000 руб., а также соответствующие пени в сумме 5 000 руб. и штраф в сумме 80 000 руб. Причиной для доначисления налогов послужило мнение проверяющих о неправомерном включении в состав расходов стоимости маркетинговых услуг (из-за их документальной неподтверждённости) на сумму 350 000 руб., принятие к вычету «входного» НДС со стоимости данных услуг в сумме 63 000 руб. Организация не стала конфликтовать с проверяющими и согласилась, что данные расходы необоснованно уменьшили налогооблагаемую прибыль.

В проверяемом периоде (в 2013 г.) бухгалтерские записи выглядели так:

Дт 26 Кт 60 – 350 000 рублей – признаны расходы в виде стоимости оказанных маркетинговых услуг;
Дт 19 Кт 60 – 63 000 рублей – принят к учёту «входной» НДС;
Дт 68-НДС Кт 19 – 63 000 рублей – принят к вычету НДС со стоимости маркетинговых услуг;
Дт 60 Кт 51 – оплачены маркетинговые услуги.

В бухгалтерском учёте основанием для отражения суммы недоимки, пени и штрафа по результатам налоговой проверки является решение налогового органа. В нём уже указаны сведения о сумме задолженности по налогам, размер пеней и штрафных санкций. Пени, указанные в решении налогового органа, рассчитаны на момент его принятия. Решение налогового органа вступает в силу через один месяц с даты его вручения 2 .

Однако налогоплательщик вправе добровольно исполнить данное решение полностью или частично до вступления его в силу 3 . Если налогоплательщик не собирается обжаловать данное решение вообще или будет обжаловать его в какой-то части, то в целях снижения суммы пеней ему лучше уплатить недоимку (соответствующую часть недоимки) как можно раньше. Возникшая в этом случае на лицевом счёте налогоплательщика переплата по налогам закроется после вступления в силу решения налогового органа.

В нашем примере организация согласилась с выводами налоговиков, и поэтому она может отразить результаты проверки, не дожидаясь вступления в силу решения налоговой инспекции. Документальным основанием для исправительных бухгалтерских записей будет являться бухгалтерская справка.

Рассмотрим пошаговый алгоритм отражения недоимки по налогам и налоговых санкций за проверяемый период.

Шаг 1. Отражаем в бухгалтерском учёте суммы недоимки и штрафа на момент получения решения налогового органа.

Доначисленные суммы налога на прибыль организация отражает по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» 4 .

НДС не может быть принят к вычету, так как факт осуществления маркетинговых услуг не подтверждён и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль данная сумма не уменьшает 5 . В бухгалтерском учёте данная сумма будет отнесена к прочим расходам. Поэтому необходимо отразить постоянное налоговое обязательство 6 :

Дебет 99, субсчёт «ПНО», Кредит 68, субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».

Шаг 2. Уплачиваем недоимку по налогам на основании решения налогового органа.

Шаг 3. Отражаем в бухгалтерском учёте сумму пеней на дату погашения недоимки. Так как в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной 7 , то «доначисляем» себе пени за период с даты решения по акту проверки по дату уплаты недоимки и прибавляем эту сумму к сумме пеней, указанной в решении. Пени рассчитываются с применением 1/300 ставки рефинансирования, установленной Банком России 8 . (В нашем случае эта сумма условно составит 350 рублей.)

Сумму причитающихся к уплате пеней по налогам учитываем по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» 9 . Пени рассматриваем в качестве «иных аналогичных обязательных платежей, причитающихся за счёт прибыли» 10 .

Шаг 4. После вступления в силу решения по акту проверки, в сроки, установленные в требовании, уплачиваем пени и штраф.

Сведём все перечисленные действия в таблицу.

Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, обоснованно не применяющие ПБУ 8/2010, по акту налоговой проверки налог на прибыль не доначисляют.

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения налоговой инспекции, на основании которого организации доначислены налоги.

Порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и от периода, в котором они были допущены.

Акт налоговой проверки

Составив справку о проверке, инспекторы не могут больше находиться на территории организации, истребовать документы и проводить другие мероприятия налогового контроля.

После оформления справки они должны составить акт налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189). В общем случае акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ИФНС, другой передается организации.

Сделать это нужно в течение двух месяцев со дня составления справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем акт придется составить и в том случае, если нарушений налогового законодательства при проверке не выявлено (подп. 12. п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт нужно вручить организации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания (п. 5 ст. 100 НК РФ). ИФНС может передать его представителю организации лично или же иным способом, который свидетельствует о дате получения. Например, через службу доставки или через интернет (п. 5ст. 100 НК РФ).

Если компания уклоняется от получения акта, то ИФНС направит акт проверки по почте заказным письмом, отразив данный факт в акте. Датой вручения акта будет считаться шестой день, считая со дня отправки налоговой инспекцией заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Компания, получив акт проверки, может составить и отправить в налоговую инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Завершающий этап — решение ИФНС по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение принимается на основе всех материалов проверки (акта, возражений и т д.). Оформленное решение налоговая инспекция передаст представителю компании.

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Вручение справки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Читайте так же:  Основные средства облагаются налогом на имущество

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Незаконные доказательства

Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.

В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых. Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие. То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.

Бухгалтерская запись Д99 К09 формируется в следующих случаях:

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года (ст. 113 НК РФ).

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

По строке 160 указывается сумма НДС, ранее исчисленная при выполнении СМР собственными силами, принимаемая к вычету.

Отражение результатов налоговой проверки в учетной документации

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. В данном случае организация не представляет в налоговые органы уточненную декларацию по налогу на имущество за 2008 г., так как нарушения в исчислении налога выявлены в ходе выездной налоговой проверки.

Налог на прибыль организаций

В целях исчисления налога на прибыль сумма налога на имущество учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Указанный расход признается на дату начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, в данном случае организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль за 2008 г. на 40 000 руб.

Сумма пеней, начисленная за нарушение налогового законодательства, не учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

На основании абз. 2 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ организация вправе подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2008 г. Сумма излишне уплаченного налога на прибыль организаций может быть возвращена организации или зачтена в счет уплаты налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации доначисления, произведенные по итогам выездной налоговой проверки, организация отражает записями августа 2010 г. на основании требования об уплате налога, выставленного налоговым органом. Указанная сумма налога отражается в составе прочих расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

Таким образом, доначисленную сумму налога организация отражает по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а сумму пеней — по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Применение ПБУ 18/02

Как указано выше, в данном случае организация в составе прочих расходов признала в бухгалтерском учете доначисленную сумму налога на имущество. То есть указанная сумма будет формировать финансовый результат в 2010 г. При этом, если организация представит в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2008 г., доначисленная сумма налога на имущество не будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в 2010 г. В связи с этим в учете возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В отношении доначисленных пеней заметим, что суммы, отраженные на счете 99, не учитываются при определении бухгалтерской прибыли (убытка), исходя из величины которой исчисляется условный расход (условный доход) по налогу на прибыль согласно требованиям ПБУ 18/02.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

Видео (кликните для воспроизведения).

К балансовому счету 68:

68-им «Расчеты по налогу на имущество»;

68-пр «Расчеты по налогу на прибыль организаций».

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Доначислен налог на имущество по результатам выездной налоговой проверки 91-2 68-им 40 000 Требование об уплате налога
Отражена сумма пеней, доначисленная по результатам выездной налоговой проверки 99 68-им 1 746 Требование об уплате налога
Перечислены в бюджет доначисленные суммы (40 000 + 1746) 68-им 51 41 746 Выписка банка по расчетному счету
Отражено ПНО (40 000 x 20%) 99 68-пр 8 000 Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшена сумма налога на прибыль по уточненной декларации за 2008 г. (40 000 x 20%) 68-пр 99 8 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражен условный доход по налогу на прибыль (без учета других операций) (40 000 x 20%) 68-пр 99 8 000 Бухгалтерская справка-расчет
Читайте так же:  Мероприятия проведения внутреннего финансового контроля

Н.В.Чаплыгина, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Внимание на сроки

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.

В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.

Памятка «Проверьте проверяющих»

Итак, подведем краткий итог. Решение можно оспорить если:
1. Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела.
2. Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем.
3. В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка.
4. Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ.
5. Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ.
6. Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Как отразить в уточненной декларации результаты проверки. Разъяснения ФНС

Плюсы и минусы апелляционного обжалования

С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями.

Документы получены после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год. Поэтому все исправления, связанные с доначислением налогов, бухгалтер «Альфы» вносит в данные текущего месяца (май 2013 года) и отражает в бухгалтерской отчетности за 2013 год.

Если вы обоснованно не применяете ПБУ 18/02 либо исправляете ошибки в налоговом учете за периоды, предшествующие отчетному, то в бухгалтерском учете доначисление налога на прибыль отражайте записью по дебету счета 99 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов, Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).

В этом порядке обжалуется абсолютное большинство актов налоговых органов, которые принимаются в ходе проверки и при рассмотрении ее материалов.

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Таким образом, базой для расчета объекта налогообложения налогом на прибыль является финансовый результат до налогообложения, определенный на основании данных бухгалтерского учета. Если срок на подачу декларации еще не прошел, то чтобы избежать штрафа, нужно просто подать «уточненку» до окончания этого срока. В этом случае будет считаться, что первоначальную декларацию вы подали в день уточненной (п. 2 ст. 81 НК РФ).

Проведение самостоятельных исправлений в соответствии со ст. 50 НКУ увеличенных / уменьшенных налоговых обязательств по налогу на прибыль за проверяемый период, не осуществляется.

В заключение отметим, что выводы налоговой инспекции касались только НДС. Однако допущенные нарушения могут повлечь за собой проведение выездной проверки по налогу на прибыль.

Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, то есть по датам вынесения решения о проведении проверки и составления справки о проведенной проверке. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

Если вы сами себе доначислили налог из-за ошибки в учете за период, по которому уже подана декларация, то вам нужно сдать уточненную декларацию и доплатить налог (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период ст. 89 НК РФ запрещены.

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечивать обособленное отражение в Отчете о финансовых результатах сумм налога на прибыль, доначисленного за периоды, предшествующие отчетному, а также сумм оценочных обязательств, признанных в связи с вероятными доначислениями налога за прошедшие периоды.

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Сегодня нет специального уполномоченного органа по проверке данных бухгалтерского учета. Однако без контроля мы не остались.

Читайте так же:  Сравнение камеральной и выездной налоговой проверки таблица

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется в установленной форме акт налоговой проверки.

Помимо самого налога инспекторы, разумеется, начисляют соответствующие суммы пеней и штрафов. При этом у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.

Что случилось?

ФНС России опубликовала письмо от 25.08.2017 № АС-4-15/[email protected], в котором разъяснила всем налогоплательщикам, что результаты налоговой проверки не нужно отражать в уточненных декларациях. В частности налоговики напомнили, что действующее законодательство не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки конкретного налогового (расчетного) периода. Аналогично нет запрета и на подачу уточненной налоговой декларации после принятия решения по результатам выездной (либо камеральной) налоговой проверки. Срок предоставления такой уточненной декларации также никак налоговым законодательством не ограничен.

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ проверка данных учета и отчетности выступает как одна из форм проведения налогового контроля.

Форма акта выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС от 21.12.06 №САЭ-3-06/892 «Об утверждении форм документов применяемых при проведении оформлении налоговых проверок; основании и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручения об не требовании документа; требования к составлению акта налоговой проверки».

Если же ошибка привела к возникновению переплаты по налогу, который не проверялся, вы можете решать сами: подавать уточненную отчетность или нет. Такое право вам дает абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ.

В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

К письменным возражениям следует приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

По нашему мнению, говорить о возникновении ошибки и, как следствие, о возникновении обязанности по корректировке данных налогового учета в данной ситуации следует только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Упрощёнка» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, АС Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3052/16, решениях АС г. Москвы от 24.12.2015 по делу N А40-141199/2015 и от 08.12.2015 по делу N А40-141266/2015, ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2014 N Ф03-2381/14.

В каждой налоговой инспекции есть методические рекомендации по камеральной проверке налоговых деклараций. В таблице 1 представлен пример согласованности контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС.

Таким образом, исходя из изложенного, в данной ситуации представления уточненной декларации по НДС не требуется.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. То есть налоговые органы отражают доначисленные налоги на основании решения. Налоговые декларации для этого не нужны.

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/[email protected]).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Источники

Отражение результатов налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here