Пени за налоговые правонарушения

Важная информация в статье: "Пени за налоговые правонарушения", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Размер пени за налоговые правонарушения может быть увеличен в 1,7 раза

Минфин России в проекте основных направлений налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов сообщил о возможном повышении размера процентной ставки пени с 1/300 (п. 4 ст. 75 НК РФ) до 1/180 ставки рефинансирования Банка России. Напомним, что с 1 января 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке Банка России. С 19 сентября 2016 года ключевая ставка составляет 10%. Исходя из этого, размер процентной ставки пени предлагается увеличить с 3,3% до 5,5%.

Такая мера, по мнению финансистов, будет способствовать повышению эффективности использования в налоговых правоотношениях пеней, которые по своей правовой природе носят компенсационный характер. Кроме того, повышение размера пени обеспечит устойчивое формирование доходов бюджетов РФ.

Отметим, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В каких случаях пени не начисляются? Узнайте из материала «Пеня за несвоевременную уплату налога» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 1-3 ст. 75 НК РФ). Она определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ). Таким образом, для расчета размера пени необходимо сумму несвоевременно уплаченного налога (сбора, взноса) умножить на количество дней просрочки и на процентную ставку пени.

Уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и независимо от применения иных обеспечительных мер или мер ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Если организация самостоятельно пени не уплатит, то они могут быть взысканы в принудительном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Быстро и правильно рассчитать размер пени поможет наш Калькулятор пени по налогам, сборам, взносам. Для этого нужно ввести установленный день уплаты и день фактической уплаты, а также сумму недоимки.

Пени по налогам и сборам в 2017 году

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени — это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Налоговые пени в налоговом учете

Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99 , п. 11 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Подход к отражению штрафов в бухгалтерском и налоговом учете аналогичный: штраф за нарушение налогового законодательства отражаются по дебету счета 99 и в прибыли не учитывается, а по договорам с контрагентами – на счете 91 и принимается в расчет налога на прибыль.

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Учет пеней и штрафов по налогам

Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.
Читайте так же:  Земельный налог мкд

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Изменения 2017 года

C 1 января 2017 года порядок расчета пеней по налогам не изменился. Однако с 2017 года налоговое законодательство в полной мере распространяется на страховые взносы (пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В связи с этим, с 2017 года пени по указанным видам страховых взносов следует рассчитывать по правилам статьи 75 Налогового кодекса (п. 7 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

Изменения в расчете пеней произойдут 1 октября 2017 года — пени организации будут рассчитывать по новым правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Рекомендуем онлайн-курсы для бухгалтеров – по направлениям НДС, налог на прибыль, УСН. Документ об обучении по итогам тестирования.

«Налоговые» пени — вопросы и ответы

Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу. Пени взимаются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, по день уплаты недоимки включительн

С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке, размер которой составляет

Казалось бы, все просто, но вопросы о начислении пеней все равно возникают. На некоторые мы ответим в нашей статье.

Пени при наличии переплаты

В текущем периоде обнаружили занижение выручки в IV квартале 2013 г. Собираемся подавать уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль. Доплачивать налоги нам не надо, так как на сегодняшний день и на конец 2013 г. у нас есть и была переплата по этим налогам, которая покроет нашу недоплату. Надо ли в таком случае исчислить и заплатить пени? И если надо, то как их считать, ведь просрочки платежей по налогам не было.

: Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки. Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствуе Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщик После проведения зачета никаких потерь бюджет не несе Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплат

Пени до принятия решения о зачете

У нас была переплата по налогу на прибыль, которую мы хотели зачесть в счет уплаты НДС. Мы рассчитали НДС за IV квартал 2015 г. и 20 января 2016 г. подали в инспекцию заявление о зачете переплаты. Решение о зачете инспекция приняла только 29 января, то есть позже установленного срока уплаты НДС. Могут ли налоговики начислить нам пени?

: Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщик Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть. Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получени При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачет Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный ­ный срок) придется уплатить А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговико

Читайте так же:  Дарственная на квартиру между близкими родственниками налог

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен воврем Вопрос здесь только в периоде их начисления. Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога. Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78

Конечно же, такая позиция крайне невыгодна, тем более что за нарушение срока принятия решения о зачете излишне уплаченных сумм проценты в пользу налогоплательщика не начисляютс Так что подавать заявление о зачете нужно заблаговременно.

Штраф в случае неуплаты пени при подаче уточненки с увеличенным налогом

Наша организация сдала уточненную декларацию по НДС, сумма налога к доплате была уплачена до подачи уточненки, но пени мы не рассчитали и не уплатили. Может ли организация быть привлечена к ответственности?

Если над вами нависла угроза уплаты пеней, не тратьте время зря. Ведь чем быстрее погасите недоимку, тем меньше в итоге заплатите

: Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный

Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочк А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа

Суды в последнее время считают так

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственност То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два

Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст. 122

Начисление пеней налоговому агенту

После увольнения в 2015 г. работника обнаружено, что с части выплаченного ему дохода не был удержан НДФЛ. Могут ли в таком случае с компании как с налогового агента быть взысканы пени? Если да, то за какой период?

: Да, с компании могут взыскать На это указывают суды, в том числе

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налог Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюдже

Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего

А у ФНС свой взгляд на этот вопрос. Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судо Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете.

Пени по уточненке, поданной после выездной проверки

По результатам выездной налоговой проверки нашей организации отказано в принятии к вычету НДС за I квартал 2015 г. Вычет был заявлен в квартале оформления счета-фактуры, а товар фактически поступил в следующем квартале. Нам начислили штраф и пени. После вынесения ИФНС решения мы сдали уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 г., то есть заявили вычет в периоде поступления товара. Штраф уплачен полностью. Мы полагали, что налоговая инспекция должна пересчитать сумму пеней с учетом уменьшения срока недоимки по уточненной декларации. Но в ИФНС ответили, что суммы пеней по акту не пересматриваются. Права ли налоговая инспекция?

: Инспекция права. К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данны Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.

Наказание за неуплату штрафа

Наша компания несвоевременно представила в ИФНС налоговую декларацию. В результате нас оштрафовали. Начисляются ли пени на штраф в случае, если мы не уплатим его в положенный срок?

: Нет. Обязанность уплатить пени возникает в случае несвоевременной уплаты налогов или сборо Штраф же является мерой налоговой ответственности, а не налогом (сбором), поэтому при задержке с уплатой штрафа пени не начисляются. Как только пройдет срок уплаты штрафа, налоговики приступят к его взысканию в бесспорном (внесудебном) порядке за счет денег на расчетных счетах, электронных денег или же за счет имущества вашей организаци

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:

  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.
Читайте так же:  Налог на земельный участок для юридических лиц

Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Видео (кликните для воспроизведения).

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, е сли ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = [100 000 х 8,25%/300 х 2] + [100 000 х 10%/300 х 7] = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = [100 000 х 8,25%/300 х 2] + [100 000 х 10%/300 х 6] = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней Комментарии
Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного периода и итоговый авансовый платеж по завершении этого периода

Последним днем начисления пеней по ежемесячному авансовому платежу является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день фактической уплаты ежемесячного авансового платежа;
  • установленная дата уплаты авансового платежа по итогам отчетного периода

Начисленная сумма пеней может быть уменьшена соразмерно если авансовый платеж за отчетный период меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетного периода

Применяется, например, по налогу на прибыль организаций

Авансовые платежи уплачиваются по итогам отчетного периода

Пени начисляются до наиболее ранней из следующих дат:

  • даты фактической уплаты авансового платежа;
  • установленной даты уплаты налога

Начисленная сумма пеней может быть уменьшена соразмерно если сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода, меньше суммы авансовых платежей, которые следовало уплатить в течение этого периода

Применяется, например, по налогу при УСН

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Штрафы ГИБДД: бухгалтерский и налоговый учет

Учитывая, что штрафы ГИБДД не относятся к плате за нарушение налогового законодательства, вполне обоснованно отражать их на счете 91, а не 99:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Но, несмотря на то, что порядок бухгалтерского учета таких штрафов схож с учетом штрафов за нарушение хозяйственных договоров, уменьшить на них налогооблагаемую прибыль не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Со 2 сентября увеличиваются штрафы за налоговые правонарушения

Опубликовано на сайте журнала «БУХ.1С»

Со 2 сентября вступают в силу многие изменения, внесенные в НК Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Среди важнейших поправок, внесенных в часть I НК РФ, следует отметить поправки в главу 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ. Ужесточаются штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений. По различным составам налоговых правонарушений размеры штрафов увеличиваются от 2 до 5 раз. Вводятся новые виды ответственности как налоговой, так и административной. Увеличение штрафов объясняют тем, что они не пересматривались уже десять лет и «не оказывают действенного влияния на правонарушителей». Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант, рассмотрит основные отличия нового и старого порядков наложения взысканий на налогоплательщиков.

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Внесены изменения в статьи 116 и 117 НК РФ, которые определяли размер штрафных санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и ведение деятельности без постановки на учет.

Теперь нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ) по основаниям, предусмотренным НК РФ, повлечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.

Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет. Ранее размер штрафа зависел от продолжительности этого срока и составлял 5 тыс. руб., если срок нарушения не превышал 90 дней, и 10 тыс. руб., если срок был нарушен на более длительный период (п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ).

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) влечет наложение штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч руб. Продолжительность срока, в течение которого длиться нарушение, на размер штрафа не влияет.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 90 календарных либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Ранее размер штрафа составлял также 10%, но не мог быть менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ), если срок постановки на учет был нарушен менее чем на 90 дней. А если срок нарушения превышал 90 дней, штраф взыскивался в размере 20% доходов, но не менее 40 тыс. руб.

В связи с отменой дифференциации по срокам нарушения все нарушения порядка постановки на учет в налоговых органах и ответственность за их совершение отражены в статье 116 НК РФ, а статья 117 НК РФ, предусматривавшая ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, признана утратившей силу.

Непредставление налоговой декларации

В соответствии с новой редакцией статьи 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей. Иными словами, за несдачу нулевых деклараций будут взыскивать штраф в размере до 1000 рублей, а не 100 рублей, как было ранее. Вместе с тем, пропуск срока подачи декларации более чем на 180 дней уже не превратится для налогоплательщика в штраф, превышающий 30% от указанной в декларации суммы, что происходило ранее.

Предусмотрено, что штраф определяется, исходя из фактически неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате, а не суммы налога, указанной в декларации.

До внесения поправок размеры штрафов за нарушение налогоплательщиком срока представления налоговых деклараций зависели от продолжительности такой просрочки (в пределах 180 рабочих дней соответственно либо сверх этих сроков). Теперь подобной дифференциации ответственности больше нет. Поэтому статья 119 НК РФ, в которой установлена ответственность за непредставление налоговой декларации, сокращена до одного пункта.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Еще одна важная поправка — вводится штраф за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). Так, если согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность в электронном виде, но в нарушение этого требования сдает ее только на бумажных носителях, c него взыскивается штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Новый вид штрафа неразрывно связан с развитием системы электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Напомним, что представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек. Кроме того, исключительно в электронном виде представляют все налоговые декларации (расчеты) налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Изменения претерпела и статья 120 НК РФ, которой закрепляется ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Теперь грубое нарушение влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей — если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (ранее было 5 000 руб.); 30 тысяч рублей — если они совершены в течение более чем одного налогового периода (ранее было 15 000 руб.). Эти изменения внесены в п. 1 и п. 2 ст. 120 НК РФ.

В случае же, если указанные деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, устанавливается штраф в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей. Ранее размер штрафа составлял 10% и не мог быть менее 15 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Кроме того, дополнительно в п. 3 теперь установили, что данный вид ответственности может быть применен за отсутствие регистров налогового учета или за неправильное отражение в них хозяйственных операций.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Вводится ответственность за неудержание и несвоевременное перечисление обязательного платежа налоговым агентом (новая редакция ст. 123 НК РФ). Размер санкции остался тем же — 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

Напомним, что в соответствии с действующей нормой данной статьи НК РФ штраф полагается только за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога налоговым агентом. При этом Пленум ВАС России разъяснил, что ответственность по данной статье наступает независимо от того, был удержан обязательный платеж или нет (п. 44 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Неправомерное несообщение (непредставление) сведений налоговому органу

С 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей повышается и размер санкции за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии c НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ). При повторном совершении этого нарушении в течение года нарушении штраф составит 20 000 руб. (ранее был 5 000 руб.).

Часто используемое налоговиками наказание за непредставление необходимых им документов для контроля (ст. 126 НК РФ) вырастет вчетверо: до 200 рублей вместо 50 руб. за каждый непредставленный документ. А в случае отказа в предоставлении документов либо предоставления документов с заведомо недостоверными данными штраф возрастет с прежних 5 000 рублей до 10 000 рублей.

Неисполнение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

20 тыс. руб. составляет штраф за непредставление банком или иной кредитной организацией в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 135.1 НК РФ). Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на банковских счетах, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке (п. 5 ст. 76 НК РФ).

Неисполнение банком или иной кредитной организацией решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам клиента будет стоить ему уже не 10 тысяч, а 20 тысяч рублей (ст. 134 НК РФ).

Предусмотрено, что решение о приостановлении операций подлежит исполнению банком, в случае если налогоплательщик изменил наименование или реквизиты счета в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Действие статьи 125 НК распространено на случае несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Размер штрафа увеличен с 10 000 до 30 000 рублей.

Предоставление заведомо ложного заключения (перевода)

В 5 раз — с 1 000 рублей до 5 000 рублей увеличивается размер штрафа за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Препятствия в осмотре помещений

С 2 сентября 2010 года вводится административная ответственность должностных лиц организаций за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных c содержанием объектов налогообложения. За такой отказ на должностное лицо организации может быть наложен административный штраф в размере 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

Переходные положения

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание: в соответствии с пунктом 11 статьи 10 Закона № 229-ФЗ с учетом рассмотренных поправок будут проводиться налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, начавшиеся 2 сентября 2010 г. и позднее. Если решение привлечь компанию к ответственности налоговая инспекция вынесла до вступления закона в силу, штрафы нужно заплатить по старым ставкам (п. 12 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

Если новая редакции Налогового кодекса РФ предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее, то за правонарушения, совершенные до 2 сентября 2010 г., назначается штраф согласно новой редакции Налогового кодекса РФ (п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ). При этом после вступления в силу Закона № 229-ФЗ взыскать ранее назначенный штраф можно будет только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.

Источники

Пени за налоговые правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1