Переплата земельного налога юридическими лицами

Важная информация в статье: "Переплата земельного налога юридическими лицами", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Изменения 2020: новые правила зачета и возврата налогов

Одна из многочисленных сентябрьских поправок Налогового кодекса, которые принес Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ – новые правила зачета и возврата налогов, сборов, пеней и штрафов. Несмотря на то, что изменения вступают в силу с 1 октября 2020 года, накануне нового финансового года считаем важным напомнить о них бухгалтерам.

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Как зачесть или вернуть переплату в 2020 году

Чтобы зачесть или вернуть переплаченный налог, нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/[email protected] Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Срок подачи заявлений и на зачет, и на возврат переплаты, один — три года с даты излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитывают со дня подачи годовой декларации (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете налоговая инспекция должна принять в течение 10 дней с момента получения заявления. Срок принятия решения о зачете переплаты при проведении камеральной проверки будут отсчитывать:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения.

А вот возврата налога придется ждать дольше – налоговым инспекторам на это дается месяц с момента получения заявления. Если переплата выявлена по уточненным декларациям, ждите денег в течение месяца после окончания камеральной проверки (п. 6 ст. 78 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговая инспекция может и отказать в возврате налога. В этом случае она должна сообщить о своем решении, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Жалобу можно подать в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Читайте в бераторе

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

Какую переплату ИФНС не сможет зачесть самостоятельно

Излишне уплаченную сумму налога (страховых взносов, сбора, пеней и штрафа) возвращает инспекция по письменному заявлению организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты данной суммы. Об этом сказано в пункте 7 статьи 78 НК РФ.

Излишне уплаченным налогом налогоплательщик может распорядиться так:

  • зачесть в счет будущих платежей по этому же налогу;
  • погасить недоимку по другому налогу;
  • вернуть на расчетный счет организации.

Порядок зачета излишне уплаченных сумм по налогам, пеням, штрафам таков: федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных.

Переплата по налогу может быть зачтена в счет уплаты этого или другого налога. По нормам Налогового кодекса для зачета переплаты организация также должна подать в налоговый орган соответствующее заявление. Если переплата засчитывается в счет другого налога, то заявление обязательно, так как оно является основанием для переноса переплаты из одной карточки “Расчеты с бюджетом” в другую карточку (например, из карточки по налогу на прибыль в карточку по НДС). Если у организации есть долги по налогам соответствующего вида, то вернуть она сможет только сумму, оставшуюся после зачета переплаты в погашение долга.

Если со дня внесения налоговых платежей в бюджет прошло более трех лет, действуют нормы Гражданского кодекса РФ об исчислении общего срока исковой давности. Три года считают со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 195, 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). В случае пропуска этого срока компания может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы.

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

  • Подать заявление на возврат налога вы можете не только в инспекцию, но и сразу в суд.
  • Для возврата налога налогоплательщик подает в налоговый орган заявление – срок для его подачи увеличен с 1 месяца до 3 лет. С какой даты увеличены сроки на подачу заявления, узнайте изпубликации.
  • У налоговиков есть 10 дней с момента получения заявления для принятия решения о возврате излишне взысканного налога.
  • Суммы возвращаются с процентами в любом случае, а не только при нарушении срока возврата.
Читайте так же:  Рбк как получить имущественный вычет

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

  1. Вы переплатили в бюджет.
  2. Налоги неправомерно взыскала ИФНС.
  3. У вас есть право на получение вычета.

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

  • в ИФНС — в этом случае действуют общие правила ст. 78 НК РФ;
  • на работе — тогда возврат налога должен происходить с учетом ст. 231 НК РФ.

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите здесь.

В чем принципиальная разница по сравнению с ранее действующими положениями?

До 1 января 2019 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2018 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Обзор документа

Излишне уплаченную сумму налога можно направить на предстоящие платежи по этому или иным налогам, на погашение недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Также ее могут вернуть.

Излишне внесенную сумму налога зачитывают в счет предстоящих платежей на основании заявления плательщика. Необходимо решение налогового органа.

Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговым органом самостоятельно.

Плательщик должен узнать о зачете в течение 5 дней с момента принятия решения.

Сообщение передается руководителю организации, ее представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возврат переплаты по земельному налогу

Вопрос:

Организация 03 октября 2016г. подала уточненную декларацию по земельному налогу за 2013 год (в которой сумма налога уменьшена) и заявление на возврат переплаты. 3 ноября 2016г. организация получила решение ФНС об отказе в осуществлении возврата, причина: срок камеральной проверки истекает 03 января 2017г.
Правомерен ли отказ?
Нужно ли повторно подать заявление 03 января 2016г. (по истечении срока каме.

Возврат налогов в 2019-2020 годах (заявление и порядок)

Возврат налога в 2019–2020 годах подчиняется тем же общим правилам, что действовали ранее. В данной рубрике собраны материалы, призванные помочь вам в таком не слишком легком деле, как налоговый возврат.

Пример

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2018 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2019 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

Может ли налогоплательщик вернуть переплаченную сумму земельного налога?

Когда ИФНС может погасить недоимку самостоятельно

Следуя пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса, налоговики могут самостоятельно зачесть переплату в счет погашения долгов организации перед бюджетом.

Читайте так же:  Подоходный налог сколько раз можно получить

Однако погасить недоимку по налогу переплатой по другому налогу, которая возникла больше трех лет назад, уже нельзя (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования”).

Так, в пункте 5 статьи 78 НК РФ внесены изменения, согласно которым устанавливается предельный трехлетний срок, в течение которого налоговые органы могут самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

Изменения вступили в силу 30 августа 2018 года.

Таким образом, срок самостоятельного зачета недоимки налоговиками ограничен. С 31 августа 2018 года налоговая инспекция сможет самостоятельно зачесть только ту переплату, которая образовалась не больше трех лет назад.

Напомним, ранее такого ограничительного срока не было. В счет недоимки налоговый орган мог зачесть переплату, возникшую даже за пределами трехлетнего срока.

Эксперт “НА” Е.В. Чимидова

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Переплата по земельному налогу для «упрощенки»: налоговые последствия

Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В 2015 году по решению суда была скорректирована кадастровая стоимость земли в сторону уменьшения. Как следствие, была скорректирована сумма налоговых обязательств по уплаченному в прошлые годы земельному налогу. Тем самым в карточке налогоплательщика у налогового органа образовалась сумма переплаты по земельному налогу, которая подтверждена актом сверки с налоговым органом. Организация обратилась в налоговый орган с просьбой зачесть образовавшуюся сумму переплаты в счет авансовых платежей текущего налогового периода. Налоговым органом принято положительное решение о зачете вновь возникшей переплаты в счет авансовых платежей по земельному налогу за текущий налоговый период.

Образуется ли облагаемый доход по УСН в сумме переплаты земельного налога за прошлые периоды, сформировавшейся в связи с корректировкой кадастровой стоимости земли по решению суда, если рассматривать переплату как вновь возникшую задолженность бюджета перед организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суммы излишне уплаченного земельного налога, признанные таковыми по решению суда, в том числе в результате корректировки кадастровой стоимости земельного участка, не увеличивают налоговую базу текущего налогового периода при применении УСН с объектом налогообложения «Доходы».

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, в частности, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации сумма вновь возникшей переплаты (задолженности бюджета перед организацией) не может рассматриваться как доход от реализации по смыслу, придаваемому реализации налоговым законодательством (п. 1 ст. 39, ст. 249 НК РФ). Таким образом, обратимся к внереализационным доходам, учитываемым в целях налогообложения, в том числе, налогоплательщиками, применяющими УСН.

Перечень внереализационных доходов, учитываемых в целях налогообложения, приведен в ст. 250 НК РФ «в частности» и не является исчерпывающим. В части 1 ст. 250 НК РФ приведено определение внереализационных доходов как «доходов, не указанных в ст. 249 НК РФ».

В постановлении от 17.01.2012 № 10077/11 Президиум ВАС РФ, отменяя решения судов трех нижестоящих инстанций по делу № А11-4707/2010, указал следующее: исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль. Корректировка налоговой базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы данного (земельного) налога в периоде совершения указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых согласно ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

Приведенная позиция Президиума ВАС РФ учитывается и Минфином России в его разъяснениях налогоплательщикам, находящимся на общей системе налогообложения, например, в письме Минфина России от 23.01.2014 № 03-03-10/2274.

Основываясь на упомянутых выше двух документах, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю.В. Подпорин*(1) приходит к следующему выводу: в случае представления уточненных расчетов по транспортному и земельному налогам, а также страховым взносам в связи с выявлением переплаты сумма этой переплаты увеличивает доходы при УСНО в периоде проведения корректировки. Объект налогообложения, при котором актуальны подобные выводы, напрямую не назван, однако в преамбуле упомянуто, что суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, уменьшают базу при УСН на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанное позволяет рассматривать данные г-ном Ю.В. Подпориным разъяснения как относящиеся к налогоплательщикам, применяющим УСН, но только с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Применительно к рассматриваемой нами ситуации необходимо, прежде всего, исходить из определения термина «доходы» в его понимании для целей налогообложения.

Так, согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая (в частности) в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Читайте так же:  Повышенный земельный налог
Видео (кликните для воспроизведения).

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль организаций и применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», как упомянуто выше, уплаченные в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы уменьшают налоговую базу.

Иными словами, из-под налогообложения выводится часть поступлений от предпринимательской деятельности, направленная на финансирование обязательных при осуществлении предпринимательской деятельности затрат, что является неотъемлемым условием самой возможности осуществления предпринимательской деятельности. Напомним, предпринимательская деятельность определена в законодательстве РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Тем самым средства, выведенные ранее из-под налогообложения в виде обязательных для предпринимателя расходов, при возникновении (признании) задолженности бюджета перед организацией в результате уточнения ее прошлых налоговых обязательств могут рассматриваться в текущем налоговом периоде в качестве полученной экономической выгоды.

При применении УСН с объектом налогообложения «Доходы» излишне уплаченные в прошлых налоговых периодах суммы налогов не уменьшали налогооблагаемую базу. Кроме того, исходя из ст. 41 НК РФ переплата по земельному налогу, выявленная за предыдущие налоговые периоды, не является экономической выгодой налогоплательщика. Излишне уплаченные за прошлые периоды суммы организация могла использовать по собственному усмотрению. Поэтому сумма указанной переплаты в состав доходов включаться не должна, при этом не имеет значения, будет ли сумма переплаты возвращена налоговым органом на расчетный счет организации, или будет зачтена налоговым органом в счет уплаты авансовых платежей по земельному налогу при принятии такого решения.

Таким образом, сумма излишне уплаченного в прошлых налоговых периодах земельного налога, признанная таковой по решению суда и налоговым органом, не увеличивает налоговую базу по УСН с объектом налогообложения «Доходы».

В подтверждение вышеизложенного можно привести разъяснения, данные Минфином России, например, в письмах от 08.11.2011 № 03-11-06/2/156, от 04.07.2005 № 03-11-04/2/11, а также ФНС России в письме от 07.07.2009 № 3-2-15/[email protected]

ФНС России рассказала, в каких случаях может быть пересчитан земельный налог физлиц

Как пояснило финансовое ведомство, налоговая инспекция имеет право осуществить перерасчет земельного налога только за три года, предшествующих году, в котором налоговый орган направил уведомление об уплате налога, и только в трех ситуациях (п. 4 ст. 397 НК РФ НК РФ, письмо ФНС России от 25 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге»).

Первый случай – когда органы, осуществляющие кадастровый учет недвижимого имущества, произвели корректировку налоговой базы в налоговом периоде, за который инспекция уже рассчитала сумму налога и составила уведомление. Причинами такой корректировки могут быть либо техническая ошибка самого органа кадастрового учета, либо судебное решение.

Вторая ситуация связана с несвоевременным получением налоговой инспекцией сведений, необходимых для исчисления земельного налога, от различных органов (например, Росреестра). К таким сведениям может относиться информация о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о его кадастровой стоимости, а также об изменении адреса места жительства физического лица.

В третьем случае перерасчет осуществляется на основании заявления налогоплательщика о льготе применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления. Форму такого заявления ФНС России утвердила недавно, и его можно применять в отношении льгот по любому имущественному налогу физлиц – транспортному, земельному или налогу на имущество (письмо ФНС России от 16 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected]). Отдельно нужно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.

БЛАНКИ, ОБРАЗЦЫ

Заявление о представлении льготы по имущественным налогам физлиц

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа)

Во всех трех случаях перерасчета налогоплательщику будет направлено уточненное налоговое уведомление. Если в результате перерасчета выяснится, что собственник должен доплатить налог, то в этом уведомлении будут указаны его сумма и последний день уплаты.

В случае излишне уплаченного налога переплату можно будет либо зачесть в счет предстоящих платежей, либо вернуть (ст. 78-79 НК РФ). Зачет (возврат) производится в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Причем зачесть или вернуть деньги можно только если со дня уплаты оспариваемого налога прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Как в 2019-м пересчитать налоги по пересмотренной кадастровой стоимости

С 1 января 2019 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

В этом выпуске

Новая бухгалтерская отчетность; бумажная отчетность отменяется; с 2020 года отменены 2 декларации; и др. темы.

Переплата земельного налога юридическими лицами

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июня 2010 г. N 03-02-07/1-295 О зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика

Вопрос: Организация является плательщиком земельного налога. В 2008 — 2009 годах у организации возникла задолженность по уплате земельного налога.

В 2009 году бухгалтерией организации было обнаружено, что за 2006 год организацией был излишне уплачен земельный налог, в связи с чем была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2006 год.

Одновременно с подачей указанной уточненной декларации организация подала заявление о зачете возникшей переплаты в счет имеющейся задолженности за 2008 — 2009 годы, в счет предстоящих платежей по этому налогу.

В результате подачи указанной уточненной налоговой декларации за 2006 год на лицевом счете организации переплата за 2006 год была зачтена в счет задолженности организации по земельному налогу за 2008 — 2009 годы.

В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Форма такого решения утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2008 г. N ММ-3-1/[email protected]

Решение о зачете указанной переплаты налоговым органом вынесено не было.

Читайте так же:  Выплата дивидендов пик

Организация неоднократно обращалась устно и письменно в налоговый орган с требованием выдать соответствующее решение о зачете. В ответ налоговый орган сообщал, что «переплата по земельному налогу в размере 9590160 руб., образовавшаяся в результате уменьшения расчетов за 2006 год, в автоматическом режиме зачтена в счет начислений по данному налогу».

Таким образом, налоговый орган сообщает, что решение о зачете выдать не может, т.к. на момент вынесения указанного решения переплаты не имеется, т.к. она уже была зачтена в момент подачи уточненной налоговой декларации за 2006 год по земельному налогу в счет начислений (задолженности) по этому же налогу за 2008 — 2009 годы.

Должен ли в данном случае налоговый орган вынести решение о зачете, если налоговый орган произвел зачет в лицевом счете налогоплательщика (организации) в автоматическом режиме в момент подачи уточненной налоговой декларации за 2006 год, но без вынесения решения о зачете?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 22.06.2010 N 01/22 по вопросу о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика и сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (пункт 4 статьи 78 Кодекса).

На основании пункта 5 статьи 78 Кодекса налоговыми органами самостоятельно производится зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 9 статьи 78 Кодекса).

Указанное сообщение передается руководителю организации, ее представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июня 2010 г. N 03-02-07/1-295

Текст письма официально опубликован не был

Как сейчас?

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2019. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2019.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2019.

Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2020 году

С 1 октября 2020 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.

К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.

Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2020 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

На вопросы читателей «РБГ» отвечают заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская и член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Александр Медведев

— Имеет ли право организация, являющаяся одновременно заказчиком-застройщиком и инвестором, предъявлять НДС к налоговому вычету на основании выставляемых подрядной организацией ежемесячно актов и справок форм КС-2 и КС-2 по капитальному строительству, если договором строительного подряда не предусмотрены этапы строительства и переход права собственности?

— В главе 21 НК РФ для налоговых вычетов НДС установлены три условия:

— приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171 НК РФ);

— приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ);

— имеются в наличии счета-фактуры (ст. 169 НК РФ).

Таким образом, выполненные подрядчиком работы принимаются заказчиком-застройщиком, являющимся одновременно и инвестором, на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», что дает право на налоговые вычеты.

Однако, по мнению налоговых органов, налогоплательщик не вправе принимать к вычету НДС по работам, принятым на учет на основании ежемесячных актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, а вправе это сделать только после принятия заказчиком результата выполненных работ в полном объеме согласно договорам.

Но арбитражная практика поддерживает позицию налогоплательщиков.

Ярким примером является постановление ФАС Московского округа от 07.04.2011 г. N КА-А40/2227-11 по делу N А40-60156/10-35-331.

В частности, суд подтвердил правомерность принятия к учету работ по капитальному строительству на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Довод налогового органа о том, что подписание актов выполненных работ (ф. КС-2) не означает приемки работ заказчиком, а принимается как «расшифровка объемов выполненных подрядчиком работ с целью определить стоимость, по которой будут производиться предварительные расчеты с подрядчиками» несостоятельным, противоречащим действующему законодательству.

Читайте так же:  Оплата штрафа по акту налоговой проверки

Во исполнение Закона «О бухгалтерском учете», Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. N 100 утверждена унифицированная форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», подлежащая применению для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Таким образом, правилами бухгалтерского учета установлена обязанность отражать в учете все имевшие место хозяйственные операции, при этом для оформления приемки выполненных работ установлена унифицированная форма КС-2.

Также суд признал необоснованной ссылку налогового органа на п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, которым разъяснено, что подписание промежуточных актов приемки работ не означает перехода к заказчику риска гибели объекта. Так, указанное положение Информационного письма лишь разъясняет порядок урегулирования гражданско-правовых споров, возникающих между сторонами договора строительного подряда. Правилами бухгалтерского учета отражение выполненных подрядчиком работ на счете 08 не ставится в зависимость от перехода рисков гибели объектов от подрядчика к заказчику. Отсутствие перехода риска к заказчику при подписании актов КС-2 не препятствует принятию заказчиком выполненных работ к бухгалтерскому и вычету НДС у заказчика, принявшего работы у подрядчика по акту формы КС-2.

Иными словами, организация, являющаяся одновременно заказчиком-застройщиком и инвестором, вправе принимать НДС к вычету по работам, выполненным подрядчиком, при соблюдении общих условий ст. 171 и 172 НК РФ, не дожидаясь готовности объекта в целом.

— При регистрации филиала на обособленном балансе возникает ли необходимость сдавать дополнительные отчеты в ИФНС по месту регистрации филиала в отличие от филиала не на обособленном балансе, как то: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д., или перечень сдаваемой отчет ности в двух случаях одинаковый?

— В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ филиал, имеющий обособленный баланс, равно как и не имеющий такового, признаются для целей налогообложения обособленным подразделением организации.

Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Порядок предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы регулируется подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом в данной норме установлено, что бухгалтерская отчетность представляется по месту нахождения организации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом 21.11 1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Налоговый кодекс РФ не содержит специального понятия «место нахождения организации» (в отличие от понятия «место нахождения обособленного подразделения»). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации — местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Не содержит специальных норм, регулирующих представление бухгалтерской отчетности по месту нахождения филиалов или иных обособленных подразделений, и Закон «О бухгалтерском учете».

Таким образом, ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не обязывает организации, имеющие обособленные подразделения, представлять бухгалтерскую отчетность по месту их нахождения.

Однако по вопросу представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений имеются две точки зрения.

По мнению Минфина России, организация не должна представлять бухгалтерскую отчетность по месту нахождения обособленного подразделения организации. Она представляется только по месту нахождения головной организации. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 18.08.2009 N 03-03-06/1/527. Однако налогоплательщик вправе представить бухгалтерскую отчетность по месту нахождения обособленного подразделения.

Противоположную позицию занимают налоговые органы. Например, в письме УФНС по г. Москве от 14.07.2008 N 18-11/[email protected] указывается на необходимость представления в налоговые органы налогоплательщиками-организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, бухгалтерской отчетности по каждому месту постановки на учет, т.е. по местам постановки на учет каждого обособленного подразделения.

Если организация примет решение о представлении отчетности в налоговые органы по месту нахождения каждого филиала (на отдельном балансе и без такового), то объем отчетности должен быть идентичен объему, сдаваемому по месту нахождения головной организации.

Невозможно пройти мимо письма Минфина России от 10.03.11 N 03-05-04-02/20. Приведенная в этом письме информация является достаточно важной, чтобы о ней знать налогоплательщикам земельного налога.

Итак. Органы власти отменили результаты государственной кадастровой оценки земли за прошлые периоды и утвердили новые результаты. (Предположим, что были выявлены грубые нарушения при проведении прошлой оценки.) Новая оценка оказалась меньше старой, и получается, что налогоплательщик переплатил земельный налог. Может ли он вернуть переплаченную сумму?

Согласно Определению КС РФ от 03.02.10 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 390 и 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков прямо влияют на сумму земельного налога. Поэтому такие акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том же порядке, какой определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом положения, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным ст. 5 НК РФ для актов законодательства о налогах и сборах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому если новая кадастровая стоимость, введенная в отношении уже прошедших налоговых периодов, позволяет налогоплательщику пересчитать и уменьшить сумму ранее исчисленного земельного налога, он должен воспользоваться этим.

Источники

Переплата земельного налога юридическими лицами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here