Перспективы государственного финансового контроля

Важная информация в статье: "Перспективы государственного финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Юридическая и фактическая судьба авансового платежа при расторжении договоров лизинга

Дата размещения статьи: 10.07.2012

Д. ПЕРЕПЕЧИН

Ряд принятых судебных решений свидетельствует о том, что на сегодняшний день даже наличие ясных договорных положений об авансовом платеже при расторжении договора в связи с просрочкой уплаты не гарантирует удовлетворения иска лизингодателей. Суды все равно находят основания для взыскания неосновательного обогащения в пользу лизингополучателей. Автор статьи считает, что судами не принимается во внимание ряд существенных моментов.

определение в договоре момента зачета полученного авансового платежа. Для судов важно, как происходит зачет авансового платежа (сразу после получения либо равномерно в ходе всего действия договора), несмотря на то, что это больше относится к порядку финансового учета и налогообложения, а не к правам и обязанностям сторон по отношению друг к другу;
определение в договоре лизинга возможных последствий его расторжения в отношении авансового платежа. Это основной момент при определении перспективности взыскания неосновательного обогащения (авансового платежа).
Анализ судебной практики позволяет сделать следующий вывод. Лизинговые компании в большинстве случаев предусматривают в договоре, что просрочка оплаты за два периода дает лизингодателю право на его расторжение, и при этом прямо указывают последствия в отношении авансового платежа — он не возвращается, потому что является способом обеспечения исполнения сделки и своеобразной мерой договорной ответственности (штрафом, неустойкой) либо следствием недобросовестности лизингополучателя в части оплаты .
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2009 по делу N А55-11892/2008.

Первый вариант может повлечь отказ в иске, так как трактовка такого механизма применения мер ответственности не является обычной, здесь многое зависит от имеющихся в договоре формулировок и отношения суда к ним. Второй вариант потребует объяснений правового значения этих положений, а они могут быть объяснены таким образом, что буквальный смысл норм окажется комбинацией первого и (или) второго вариантов.
———————————
Постановление ФАС Московского округа от 17.02.2010 N КГ-А40/131-10, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 N 17АП-9913/2009-ГК.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что зачет аванса не может быть произведен: стороны определили юридическую судьбу авансового платежа при расторжении договора, следовательно, лизингополучатель не вправе произвольно использовать уже оплаченные денежные средства, с чем стороны, руководствуясь принципом свободы договора, согласились при заключении договора лизинга. Однако лизингополучатели, а вслед за ними и суды при наличии указанных положений в договоре указывают, что нормы, позволяющие не возвращать авансовый платеж, подпадают под признаки договора дарения либо противоречат нормам о предоставлении встречного исполнения обязательства (нет факта использования предмета лизинга как эквивалентного возмещения оплаты, а право на получение в собственность предмета лизинга утрачивается) и, соответственно, являются недействительными, что влечет их неприменение при вынесении решения .
———————————
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2010 по делу N А40-138217/09-28-988.

Отказывая сторонам в отражении в договоре лизинга положений об авансовом платеже, которые не противоречат ни одной норме закона, суды нарушают основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ) и нормы о свободе договора (ст. 421 ГК РФ).
Произвольно понимая незачтенные авансовые платежи как некий «страховой депозит», суды необоснованно лишают лизингодателей права на расторжение договора. Наличие незачтенного аванса, по крайней мере в первый период действия договора, когда размер аванса превышает любую очередную задолженность по лизинговым платежам, — это панацея для лизингополучателя от расторжения договора лизинга, т.е. лизингодатель лишается прав, предусмотренных договорами и ст. 13 Федерального закона о финансовой аренде (лизинге).
Ситуация на лизинговом рынке (когда каждый договор приобретает особую ценность для всех сторон сделки) вменяет судам в обязанность сбалансированно подходить к урегулированию споров и руководствоваться исключительно действующими нормами права и заключенными договорами, а не соображениями о социальной справедливости, которые в большинстве случаев приводят к правовому хаосу и злоупотреблению недобросовестных сторон.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

Похожие статьи

Совершенствование системы государственного финансового.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Оценка эффективности финансового контроля | Молодой ученый

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная система, Россия, перечень нарушений, финансовая сфера, неэффективное использование. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Читайте так же:  Применяет упрощенную систему налогообложения в качестве

Система государственного финансового контроля за рубежом

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Бюджетный кодекс РФ не определяет.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти.

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

Перспективы развития финансового контроля

Потребность и перспектива развития финансового контроля распределения и использования финансовых ресурсов вызваны следующими условиями финансовых отношений:

— реализацией программно-целевого бюджета, когда каждая программа должна иметь ориентиры, по которым можно контролировать ее выполнение;

— необходимостью рационального, результативного использования бюджетных средств, достижение которого возможно через внедрение новых механизмов контроля, способствующих выявлению возможностей сокращения неэффективных расходов;

— повышением эффективности контрольных мероприятий за расходованием средств государственной поддержки экономики.

— расширением границ самостоятельности государственных учреждений — учреждение автономных, казенных, бюджетных учреждений с видоизмененными правами, что в целях обеспечения выполнения государственных заданий обусловливает потребность в уточнении границ финансового контроля, основанного на создании новых методов финансового контроля;

— стратегическим прогнозированием и планированием социальноэкономического развития регионов. Принятие долгосрочных государственных программ требует совершенствования стратегического финансового контроля, нацеленного на предварительный контроль обоснованности прогнозов, возможности их реализации и оценки значимости конечных результатов управления экономикой регионов;

— усложнением задач финансового контроля и повышением требований к его эффективности, требующих развития теории финансового контроля, обоснованных методологических и методических рекомендаций, выработанных на основе обобщения положительного отечественного и мирового опыта, подготовки специалистов финансового контроля и повышения их квалификации на систематической основе;

— внедрением бюджетирования, ориентированного на результат. Эффективная парадигма финансово-бюджетного контроля выступает связующим звеном реализации реформ государственного управления и модернизации системы управления экономикой регионов, поскольку позволяет оценивать на постоянной основе результаты деятельности органов исполнительной власти в привязке к бюджетным расходам, контролировать на взаимоувязанной основе результаты проводимых реформ;

— институциональным развитием контрольно-счетных органов, совокупности финансовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе проведения контрольных мероприятий, инструментов и направлений повышения эффективности управления экономикой регионов;

— введением института Высшего органа финансового контроля (ФЗ «О счетной палате РФ» № 41);

— повышением роли внутреннего контроля при отсутствии его взаимодействия с внешним контролем, в том числе в сфере бюджетных учреждений, оказывающих значительный объем общественно значимых услуг населению, при недостаточно результативном государственном финансовом менеджменте;

— острой потребностью введения контрольных инструментов в деятельности хозяйствующих субъектов.

Перспектива развития финансового контроля и, соответственно, контрольно-ревизионной работы в современных условиях связана с эффективностью использования ресурсов и эффективности самой контрольноревизионной работы. Эффективность контроля достигается посредством результативно-ориентированной деятельности субъектов и объектов, средств и методов контроля, функционирующих как единое целое в процессе установления социально-экономических результатов исполнения, измерения состояния контрольных объектов, анализа и оценки данных измерения и выработки необходимых корректирующих воздействий, направленных на достижение целей социально-экономического развития государства.

1. Какие финансовые отношения вызывают потребность и перспективу развития финансового контроля?

2. Какие федеральные нормативные акты закрепили необходимость внешнего и внутреннего контроля?

3. Какой орган контроля играет роль института Высшего органа финансового контроля?

4. Какие данные являются основой для исследования тенденций в контрольной сфере?

5. В чем проявляется расширение границ финансового контроля?

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Похожие статьи

Совершенствование системы государственного финансового.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Оценка эффективности финансового контроля | Молодой ученый

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная система, Россия, перечень нарушений, финансовая сфера, неэффективное использование. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Система государственного финансового контроля за рубежом

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Бюджетный кодекс РФ не определяет.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти.

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Читайте так же:  Нулевая декларация по косвенным налогам

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

Экономика и управление

Роль государственного финансового контроля и перспективы его развития

Молодцова Анна Владимировна

Петрозаводский Государственный Университет (185005, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ломоносова, 65),
[email protected]

Научный руководитель:
Кадникова Татьяна Геннадьевна
Ключевые слова:
федеральное казначейство; счетная палата; бюджетная политика; исполнение бюджета; внутренний государственный финансовый контроль; внешний государственный финансовый контроль
Аннотация: Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственной финансовой политики. Без должного уровня контроля невозможно обеспечить эффективное формирование и использование бюджетных ресурсов. Так как от рациональности государственной бюджетной политики зависит эффективность всей экономики в целом, то контроль за её реализацией имеет первоочередное значение.
Рецензент: О. Н. Прохорова

Основной текст

Контроль является необходимым элементом в любой деятельности. Его нельзя рассматривать обособленно, т.к. зачастую на практике контрольные функции реализуются параллельно с выполнением каждой отдельной задачи. На начальном этапе важно сопоставить имеющиеся средства и планируемые результаты (т.е. провести контроль достаточности ресурсов и адекватность их количества для реализации намеченной цели). По мере выполнения задачи важно контролировать сроки и объемы используемых ресурсов, при необходимости внося корректировки. И наконец, без заключительного контроля нельзя говорить о достижении поставленной цели прежде, чем будут сопоставлены фактические и плановые показатели. Поэтому, существует 3 вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Исследования, посвященные государственному финансовому контролю, проводили многие авторы: Александров A.M., Андреев В.Д., Белобжецкий И.А., Вознесенский Э.А., Иванова О.Б., Мизинцев В.В. Родионова В.М., Романовский М.В. и другие.

Особенно важным является контроль в бюджетной сфере. Деятельность государства можно сравнить с деятельностью предприятия: у обоих есть активы, за счет которых они должны обеспечивать выполнение своих обязательств; собственники, вкладывающие свои средства и заинтересованные в их эффективном функционировании; и управляющие — профессиональные менеджеры, которым собственники могут делегировать управление.

Таблица 1. Общие черты государства и предприятия

Признак Предприятие Государство
Наличие активов Денежные средства, материалы, основные средства Национальное богатство
Наличие обязательств Обязательства перед собственниками, работниками, кредиторами, поставщиками Обязательства перед обществом, международными организациями, иностранными государствами
Собственники Учредители, акционеры Население страны
Люди, обеспечивающие управление Руководство, менеджеры среднего звена, специалисты Правительство, министерства и ведомства, бюджетные учреждения
Контролирующие органы Федеральная налоговая служба, аудиторские компании Счетная палата, Федеральное казначейство, Центральный банк

«Собственником» государства по праву можно назвать проживающий в нем народ, т.к. именно население обеспечивает существенную долю поступлений в государственный бюджет в виде налоговых платежей (сюда же относятся налоговые поступления от деятельности предприятий). От эффективности управления этими ресурсами напрямую зависит уровень благосостояния «собственников», т.е. людей (важно, чтобы преобладало расширенное воспроизводство, обеспечивающее рост ВВП). А управлением занимаются, как было отмечено выше, специально уполномоченные органы в числе отдельных народных представителей. Поэтому важность контроля за обеспечением открытости, прозрачности, а главное рациональности их деятельности играет общеэкономическое значение. Если деятельность предприятия оказывает влияние на строго определенное число заинтересованных лиц, то деятельность государства — на всё население. В связи с этим выбранная тема чрезвычайно важна и обладает высокой степенью актуальности.

До недавнего времени экономика России несла особенно существенные потери в связи с низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплиной, что было связано с недостаточно развитой системы контроля за использованием бюджетных средств. Нельзя не сказать о наличии таких проблем как криминализация экономики, проявляющаяся в коррупционной составляющей, отсутствие целевых ориентиров и невозможность проанализировать достигнутые результаты, несовершенство законодательной и методологической базы финансового контроля.

Главным органом, ответственным за внутренний государственный контроль, является Федеральное казначейство. Оно наделено полномочиями государственного финансового контроля в предварительной форме, т.е. до проведения платежных операций (однако, в Федеральном казначействе также существуют и другие формы контроля). Данная функция реализуется через контроль за непревышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, контроль за наличием подтверждающих возникновение обязательств документов, санкционирование операций и т.д. Таким образом, внутренний контроль является непрерывным процессом, осуществляемым руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями.

Кроме того, Федеральным казначейством ежегодно составляется План контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и отчет о его исполнении. Также Федеральное казначейство тщательно проверяет и свою собственную деятельность. Согласно Годовому плану внутреннего контроля и внутреннего аудита на 2019 год проверки подлежат 18 управлений центрального аппарата Федерального казначейства и 18 территориальных органов Федерального казначейства [1].

Высшим органом внешнего государственного контроля является Счетная палата РФ. Её основной задачей является контроль за законностью и целевым характером использования государственных ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни, инновационного развития российской экономики и общего экономического роста. Счетная палата выполняет функции последующего контроля, проводимого после совершения операций.

Таблица 2. Показатели контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 2015-2017 гг.

Показатель 2015 2016 2017
Количество контрольных мероприятий, шт. 244 259 236
Количество охваченных объектов, шт. 2594 3211 4841
Количество нарушений при поступлении и использовании средств бюджетов БС, шт. 3445 3845 6455
(млрд. руб.) 516,5 965,8 1865,6
в т.ч. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов БС (млрд.оуб.) 152,8 488,3 599
Количество нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, шт. 566 898 2317
(млрд. руб.) 126,1 53,1 118,4
Объем нецелевого использования бюджетных средств, млрд. руб. 3,7 1,1 4,7
Объем неэффективного использования бюджетных средств, млрд. руб. 81,2 33,3 34,8
Объем средств, возвращенных в бюджеты БС, млрд. руб. 10,32 8,82 19,2
Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за учебу ребенка

Как видно государственный финансовый контроль — важная составляющая контрольной деятельности государства. Поэтому особо важно обеспечивать её совершенствование и развитие.

В качестве общих тенденций развития можно выявить следующее:

1) Формирование новых подходов и методов проведения контрольных мероприятий, а также совершенствование уже использующихся.

Видео (кликните для воспроизведения).

2) Повышение эффективности проводимых мероприятий, снижение количества безрезультативных проверок.

3) Использование риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления.

4) Повышение доступности информации путем создания автоматизированных баз данных и систем управления.

5) Организация взаимодействия и слаженной работы всех контрольных органов.

6) Повышение персональной ответственности, разработка систем персональных показателей эффективности руководства органов власти.

Таким образом, система государственного контроля имеет особую значимость в отношениях, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. В Российской Федерации существует несколько контрольных органов, ответственных за надзор и пресечение нарушений в сфере финансово-бюджетных отношений. Для качественного выполнения данных функций необходимо двигаться по пути комплексного взаимодействия и формирования системы непрерывного контроля, несущего всепронизывающий характер и учитывающего результаты работы иных контрольных органов на основе единой методологической базы проведения контрольных мероприятий и системы показателей их эффективности.

Список литературы

1. Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на 2019 год: от 30.07.2018 г. // Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. – Электрон. дан. – Москва. — URL : http://www.roskazna.ru, свободный. – Яз. рус, англ. – (07.10.2018).

2. Бюджет Карелии на 2018 год принят в первом чтении [Электронный ресурс] / . — Электрон. ст. — Республика Карелия, 2017. — URL: http://karelinform.ru, свободный. — Яз. рус. — (07.10.2018).

3. Лелари Д.Д. Финансовый контроль в Российской Федерации и перспективы его развития / Д.Д. Лелари // Современная экономика. — 2017. — С. 192-196.

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Статья просмотрена: 9938 раз

Библиографическое описание:

Горбунова И. Е., Папоян С. А. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/357/ (дата обращения: 17.02.2020).

Роль государственного финансового контроля в среднесрочной перспективе: вектор развития

Роль государственного финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования государственного финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности деятельности органов его осуществляющих, то есть увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов).

Главные проблемы, предстоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время:

— отсутствие полноценной и качественной законодательной базы контроля.

— несоответствие контрольной деятельности государственных органов требованиям сегодняшнего дня.

— не определено место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе.

— пересечение направлений в деятельности контролирующих органов, отсутствие соответствующей координации, что порождает неоправданное дублирование.

Органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними не организованы.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля, законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих ор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Читайте так же:  Налог на ренту квартиры

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер:

-по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью;

-по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов;

— по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд.

Важным направлением повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов Российской Федерации, органов федерального казначейства, Счетной палаты Российской Федерации, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Актуальными остаются вопросы координации деятельности органов государственного финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЫ

1.Конституция Российской Федерации. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)

2.Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) //Справочно-правовая система консультант плюс (дата обращения: 18.02.2018)

3. Федеральный Закон от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)

4. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Бюджетное финансирование и контроль эффективности расходов в учреждениях культуры //Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. № 14 (428). С. 810-827.

5. Меликсетян С.Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования //Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26 (746). С. 1545-1562.

6. Юсупов М. Г. Государственный финансовый контроль: состояние, проблемы и пути модернизации //Евразийский Научный Журнал №11. 2015

7. Кузькин А.П., Лукин А.Г Современные проблемы организации государственного финансового контроля в российской федерации // Государство и право. Юридические науки. 2016

8. Шейхислямова С.Б. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Таврический научный обозреватель № 5(10) —2016

9. Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].

Читайте так же:  Сколько можно сделать возврат налога

3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

Источники

Перспективы государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here