План выездных налоговых проверок

Важная информация в статье: "План выездных налоговых проверок", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Кому из ИП и организаций готовиться к налоговой проверке в 2020 году

План налоговых проверок организаций и ИП на 2020 год содержит список налогоплательщиков, которых проинспектирует ФНС. Чего ждать от инспекторов, расскажем в статье.

ФНС опубликовала сводный план налоговых проверок на 2020 год. Проверки коснутся как ИП, так и юрлиц.

Как проходят налоговые проверки в 2020 году

Инспекторы ФНС могут проверить фирму по одному и тому же налогу не чаще одного раза за налоговый период. Проведение повторной инспекции назначает вышестоящий налоговый орган для проверки работы конкретной ИФНС. Также проверить фирму дважды могут после представления уточненной декларации.

Налоговая проверка длится не более двух месяцев. Только вышестоящий орган может продлить инспекцию на 2-4 месяца или приостановить.

Вероятность проверки компании можно спрогнозировать, руководствуясь критериями ФНС для назначения мероприятий налогового контроля.

Основания для выездной инспекции фирмы:

налоговая нагрузка фирмы ниже среднеотраслевой;

организация несет убытки несколько налоговых периодов подряд;

регулярные контракты с предприятиями-однодневками;

среднемесячная зарплата персонала ниже средней по виду деятельности в субъекте РФ;

непредставление пояснений по запросу инспекции.

Больше критериев для самоконтроля вы найдете в Приказе ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007.

Сомнительная деятельность налогоплательщика насторожит ФНС, и проверка может прийти на фирму вне плана. И напротив: если компания попала в список проверок, инспекторы могут и не приходить в офис.

Важно: налоговая предупреждает о плановых проверках не позднее чем за три рабочих дня до начала. О внеплановых проверках фирму уведомят не позднее чем за 24 часа.

Налоговая инспекция в рамках плановой проверки прежде всего направляет налогоплательщику требование. Если предприниматель обосновал то или иное действие договором, чеками и другими документами, инспектора не станут продолжать проверку.

Если фирма игнорирует требование ФНС или не может пояснить спорные моменты, предпринимателя пригласят в инспекцию для беседы. Тогда понадобятся документы, которые подтвердят законность и целесообразность спорных решений.

Также налоговики могут запросить информацию у банков. И только в крайнем случае инспектора придут в компанию, а плановый контроль закончится выемкой и экспертизой.

Облачный сервис Новый Астрал Отчет поможет вовремя ответить на требования ФНС. Он автоматически отправляет в налоговую подтверждение о получении требования, предоставляя пользователю время для подготовки ответа.

Сервис помогает подготовить отчеты быстро и без ошибок благодаря интерактивным подсказкам и автозаполнению форм. С сервисом Новый Астрал Отчет отправка отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и РАР проще, чем кажется.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Контрагент сообщил вам, что налоговики запросили у него документы по вашим совместным сделкам? Это один из тревожных звоночков, свидетельствующих о приближающейся выездной проверке

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер,

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Читайте так же:  Подоходный налог сколько раз можно получить

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/[email protected]) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 2017

Добрый день, наша фирма существует на рынке первый год. Мне сегодня знакомый с большим предпринимательским опытом порекомендовал оценить насколько мое предприятие соответствует критериям, установленным в концепции планирования выездных налоговых проверок 2017? Подскажите, как правильно это сделать? И есть ли в этом смысл?

Читайте так же:  Ребенок должен платить налог на имущество

День добрый, Ильдар. Смотрите какая ситуация сама по себе. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок была утверждена в 2007 году п. 1 Приказа от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] По большей части она была принята для облегчения работы контролирующих органов. Вы только представьте, насколько это затратное дело провести выездную налоговую проверку организации. Благодаря разработке данной Концепции налоговая может приходить с налоговой проверкой в первую очередь к тем организациям, чья деятельность вызывает у них вопросы и сомнения. В Концепции установлены финансово-экономические показатели деятельности, которые должны быть проанализированы инспекторами, чтобы оценить необходимость проведения выездной проверки у конкретного налогоплательщика.

Концепция включает в себя следующие критерии отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок:

Если ваше предприятие не подходит под большинство перечисленных критериев, то вам бояться нечего.

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Читайте так же:  Максимальный срок проведения налоговых проверок

Подробности — в наших материалах:

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.
Читайте так же:  Подарили квартиру надо ли платить налог

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Выездные налоговые проверки

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является начальным этапом проведения выездных налоговых проверок. В рамках планирования осуществляется комплекс работ, который включает:

— определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

— определение сроков проведения проверок;

— уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

— подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспече­ния оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить наруше­ния законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступле­ние в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обя­зательных платежей), пени и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечива­ющих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок. а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок,

Процесс планирования и подготовки выездных налоговых про­верок состоит из восьми этапов. Рассмот­рим содержание каждого из этапов.

I этап.Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

обеспечение постоянного сбора, фикса и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

системности — создание информационных баз данных каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

-актуальности — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;

— полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения въездных налоговых проверок;

-достоверности — предварительный анализ поступающей налоговый орган информации на предмет ее соответствия Реальному положению дел.

В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной

налоговой про верки у налогоплательщика дополнительных сведений’ получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогопла­тельщиков в единую автоматизированную информационную систе­му обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Конечным результатом работы по сбору и обработке информа­ции о налогоплательщиках является формирование информаци­онных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состо­ящего на учете в налоговом органе.

Досье налогоплательщика состоит из следующих разделов.

Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифициру­ющие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руко­водителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.

Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяй­ственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосроч­ных кредитах и др.

Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.

Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимы­ми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Раздел V. Другие сведения.

2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа на­логовой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-

нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате ана­лиза бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).

Система контрольных соотношений включает в себя:

— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

— междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской от­четности и информации, полученной из внешних источни­ков.

На основании системы контрольных соотношений производится:

— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями предыдущего налогового (отчетного) пе­риода;

— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетно­сти и налоговых деклараций.

При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбо­ра налогоплательщиков для проведения выездной налоговой про­верки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгал­терской и налоговой отчетности налоговыми органами собирает­ся информация о физических объемах потребленных энергетичес­ких (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчет­ности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; дан­ные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных опера­циях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.

Читайте так же:  Налог за квартиру сколько платить

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерс­кой отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и нало­говой отчетности налогоплательщиков регламентируется методи­ческими указаниями и рекомендациями ФНС России.

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональ­ные обязанности которого входит проведение данного вида про­верок и анализа, составляется заключение по установленной фор­ме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответству­ющих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких вы­водов.

4 этап.Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение ана­лиза основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования ав­томатизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок дол­жны обеспечиваться:

— анализ и оценка динамики изменений основных финансо­вых показателей деятельности налогоплательщиков;

— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;

— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельнос­ти которых позволяет сделать вывод о возможности обнару­жения налоговых правонарушений.

По результатам анализа основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомен­дациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

5 этап.Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

1) организации, являющиеся крупнейшими и основными на­логоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;

2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых про­верок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;

3) ликвидируемые организации;

4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в от­ношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вы­текает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фа­милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщи­ка; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подле­жащие проверке; период деятельности, за который должна прово­диться проверка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух­галтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (рас­четов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых пра­вонарушений.

6 и 7 этапы,как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:

— предварительной подготовкой предложений о предполагае­мых затратах времени на проведение выездной налоговой про­верки;

— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

— необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

8 этап.Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.

Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах орга­низуется на основе ежеквартально составляемых планов проведе­ния выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверж­даемых руководителем налогового органа.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

Корректировка плана проведения выездных налоговых прове­рок может проводиться на основании решения руководителя на­логового органа при наличии следующих оснований:

— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

— поручений правоохранительных органов;

— мотивированных запросов других налоговых органов о про­ведении проверок;

— отсутствии возможности для проведения выездной налого­вой проверки в связи с временным отсутствием руководите­ля и(или) главного бухгалтера организации-налогоплатель­щика (индивидуального предпринимателя) и их представи­телей (отпуска, болезни и т. д.).

Контроль за выполнением плана проведения выездных налого­вых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и созда­ния благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необхо­димые организационные вопросы, связанные с ее проведением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11020 — | 7448 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

План выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here