Подоходный налог республики казахстан

Важная информация в статье: "Подоходный налог республики казахстан", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Корпоративный подоходный налог

Одним из основных видов налогов уплачиваемых предпринимателями РК является корпоративный подоходный налог (Далее — КПН).

Плательщиками КПН являются:

— юридические лица – резиденты Республики Казахстан,

— юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

Объектами налогообложения при КПН является

— доход, облагаемый у источника выплаты

— чистый доход юридического лица – нерезидента осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок и вычетов. В совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза. Вычетами признаются расходы налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Налогоплательщик имеет право на корректировку доходов и вычетов т.е. увеличение или уменьшение размера дохода или вычета отчетного налогового периода в пределах суммы ранее признанного дохода или вычета, при этом совокупный годовой доход с учетом корректировок может иметь отрицательное значение.

К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся:

1) выигрыши, выплачиваемые юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан, юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, юридическому лицу-резиденту Республики Казахстан, юридическому лицу-нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

2) доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов;

3) доходы выплачиваемые структурному подразделению юридического лица или постоянному учреждению нерезидента;

4) вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан, юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, юридическому лицу-резиденту Республики Казахстан, юридическому лицу-нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

5) дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом, производящим уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов по деятельности, в том числе осуществляемой в рамках инвестиционного контракта, по которой предусмотрено такое уменьшение, в случае начисления таких дивидендов за период, в котором произведено уменьшение, при условии, если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов, в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу, выплачивающему дивиденды, составляет 50 и более процентов.

Налогоплательщик обязан, по месту нахождения перечислить сумму корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты, не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, облагаемого у источника выплаты.

Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, производит перечисление суммы корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты, в бюджет по месту нахождения постоянного учреждения.

Расчет по суммам корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты, налогоплательщиками предоставляются не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором была произведена выплата дохода, облагаемого у источника выплаты.

Чистый доход юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение определяется как: налогооблагаемый доход, уменьшенный на сумму доходов и расходов, а также на сумму убытков, минус сумма корпоративного подоходного налога, исчисленного путем произведения ставки, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан и налогооблагаемого дохода, уменьшенного на сумму доходов и расходов, а также на сумму убытков. Исчисленная сумма корпоративного подоходного налога отражается в декларации по корпоративному подоходному налогу.

Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, производит уплату корпоративного подоходного налога на чистый доход в бюджет по месту нахождения постоянного учреждения в течение 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу.

Налогооблагаемый доход налогоплательщика подлежит обложению налогом по общей ставке 20%.

Налогооблагаемый доход юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), подлежит обложению налогом по ставке 10 %

Доход облагаемый у источника выплаты подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 15%.

Чистый доход юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение дополнительно к корпоративному подоходному налогу облагается налогом по ставке 15%.

Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. Плательщик корпоративного подоходного налога представляет в налоговый орган по месту нахождения декларацию по корпоративному подоходному налогу не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а окончательный расчет по итогам налогового периода налогоплательщик осуществляет не позднее 10 календарных дней со дня срока установленного для сдачи декларации.

© 2017-2020 kazint.kz
Bсе права защищены

Копирование материалов и информации с данного ресурса разрешается только при наличии прямой ссылки на сайт Разработка сайта

Законодательство Казахстана

База данных «Законодательство Казахстана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций платежное поручение

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база — стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы
Читайте так же:  Налоговые вычеты на троих детей сумма

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Возврат Российскими организациями налога при выполнении работ (оказании услуг) в республике казахстан

«Ваш налоговый адвокат», 2009, N 4

Рассмотрим порядок возврата российскими юридическими лицами подоходного налога, удержанного у источника выплаты, при выполнении работ, оказании услуг в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения. Рекомендации, которые содержатся в статье, основаны на официальных материалах, опубликованных налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, практическом опыте автора и предназначены для бухгалтеров предприятий, имеющих хозяйственные связи с организациями, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Казахстана.

Порядок налогообложения операций по выполнению работ, оказанию услуг организациями, зарегистрированными в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации (далее — российские организации), юридическим лицам, зарегистрированным на территории Республики Казахстан (далее — казахстанские организации), регулируется Конвенцией от 18 октября 1996 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее — Конвенция).

Видео (кликните для воспроизведения).

Существующими налогами, на которые распространяется данная Конвенция, являются в том числе: в Республике Казахстан — подоходный налог с юридических лиц, в Российской Федерации — налог на прибыль (доход) предприятий и организаций.

В общем случае в соответствии со ст. 7 Конвенции прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом исключительно в этом государстве, если только такое предприятие не ведет или не вело предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение. В Конвенции содержится ограниченный перечень доходов российских организаций, обложение которых подоходным налогом в соответствии с Конвенцией может осуществляться в Республике Казахстан. Это роялти, проценты и иные аналогичные доходы. Остальные доходы, полученные российскими организациями в Казахстане, не приводящие к образованию постоянного учреждения, например доходы от выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан, подлежат налогообложению только в РФ.

Механизм применения указанных положений Конвенции при выплате доходов российским организациям казахстанскими предприятиями установлен действующими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан, основным из которых в настоящее время является Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», введенный в действие с 1 января 2009 г. (далее — НК РК).

Особенности международного налогообложения определяются разд. 7 НК РК. Сравнительный анализ норм данного Кодекса и положений Конвенции не является целью настоящей статьи. Однако следует отметить, что нормы НК РК, регулирующие порядок выплаты нерезидентам доходов, полученных от предпринимательской деятельности в Республике Казахстан, не в полной мере соответствуют положениям Конвенции.

Статьей 212 Налогового кодекса РК определен порядок применения международного договора в отношении полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидента, полученных из источников в Казахстане. В частности, в ней указано, что налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором, в момент выплаты дохода нерезиденту или при отнесении дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор. Согласно ст. 216 НК РК в случае неприменения налоговым агентом порядка, установленного ст. 212 Кодекса, налоговый агент обязан в момент выплаты дохода нерезиденту удержать подоходный налог у источника выплаты по ставке, определенной п. 1 ст. 158 или ст. 194 НК РК, и перечислить сумму удержанного подоходного налога в сроки, установленные ст. ст. 161, 195 Кодекса, в бюджет или на условный банковский вклад, открытый на нерезидента.

Читайте так же:  Пени за налоговые правонарушения

Таким образом, на дату выплаты дохода российской организации казахстанская организация, выполняющая обязанности налогового агента в отношении производимых выплат, должна принять решение:

  • самостоятельно применить полное или частичное освобождение от удержания подоходного налога в соответствии с нормами международного договора;
  • удержать налог по ставкам, установленным действующим налоговым законодательством Республики Казахстан, и разместить его на условном банковском вкладе;
  • удержать налог по ставкам, установленным действующим налоговым законодательством Казахстана, и перечислить его в бюджет Республики Казахстан.

Практика показывает, что наиболее простым и безопасным способом исполнения обязанностей налогового агента для казахстанских предприятий являются удержание подоходного налога при выплате доходов российским организациям и его перечисление в государственный республиканский бюджет. При этом указанный подход не всегда соответствует положениям Конвенции и создает ряд проблем у российских организаций. Помимо финансовых потерь данный факт приводит к нарушениям норм валютного законодательства в части соблюдения требования обеспечения полноты получения валютной выручки, а также исключает возможность применения вычета при расчете налога на прибыль в России, если в Конвенции в качестве места уплаты налога прямо предусмотрена Российская Федерация.

В целях устранения указанных проблем, а также в случае, когда имеется намерение вернуть удержанный налог, а не зачесть его при расчете налога на прибыль в РФ, российская организация имеет право обратиться в налоговые органы Республики Казахстан с заявлением о возврате налога.

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты, является государственной услугой. Стандарты оказания государственных услуг по налоговым вопросам утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 декабря 2007 г. N 469 и имеют целью повысить информированность общества в налоговых вопросах и качество предоставляемых налоговых услуг. В целях реализации установленных Стандартов приняты Регламенты оказания налоговых услуг, которые детально описывают порядок предоставления тех или иных налоговых услуг, оказываемых налоговыми органами потребителям налоговых услуг — налогоплательщикам. Регламенты оказания государственных услуг, оказываемых органами налоговой службы, утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2007 г. N 494.

Стандарт оказания государственной услуги «Возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты» устанавливает:

  • порядок возврата нерезиденту ранее удержанной суммы подоходного налога согласно соответствующему заявлению по завершении выполнения работ (оказания услуг) в Республике Казахстан и при выполнении условий международного договора;
  • отказ в возврате сумм подоходного налога, уплаченных в государственный бюджет либо размещенных на условных банковских вкладах.

Лицами, обратившимися за получением услуги по возврату подоходного налога, удержанного у источника выплаты (заявителем), могут быть налогоплательщик (российская организация — юридическое лицо, являющееся нерезидентом Республики Казахстан, имеющее право на применение положений международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы), налоговый агент (казахстанская организация — резидент Республики Казахстан, источник выплаты дохода) или его представитель.

Рассмотрим подробнее порядок подготовки необходимых документов в случае, когда в качестве заявителя выступает налогоплательщик — российская организация.

Для возврата подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Казахстане, необходимо подготовить заявление на возврат налога с дохода из источников в Республике Казахстан по форме 102.01 (заявление) и дополнительные формы к нему с приложением копий:

  • контрактов (договоров, соглашений) на выполнение работ (оказание услуг) или на иные цели;
  • учредительных документов с указанием учредителей (участников) юридического лица — нерезидента;
  • актов выполненных работ и (или) иных документов, подтверждающих факт и сроки выполнения нерезидентом различных видов работ;
  • счета, платежного документа, подтверждающего суммы выплаченных доходов и суммы уплаченных налогов, а также иные документы, установленные Стандартом для определенных видов работ, услуг.

Помимо указанного необходимо также представить документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента, заверенный компетентным или уполномоченным органом Российской Федерации (так называемый сертификат резидентства). Вместо оригинала документа, подтверждающего резидентство, можно подать нотариально засвидетельствованную копию.

Заявление может быть составлено на русском языке и представлено как в электронной форме, так и на бумажных носителях. Заявление с приложенными необходимыми документами подается после завершения выполнения работ (оказания услуг) в Казахстане, за исключением долгосрочных контрактов (по долгосрочным контрактам — в течение срока исковой давности, по мере их фактического исполнения). Заявление может быть подано в налоговые органы Республики Казахстан для возврата подоходного налога, удержанного у источника выплаты, т.е. в течение пяти лет после окончания налогового периода.

Результатом оказываемой услуги по возврату нерезидентам подоходного налога, удержанного у источника выплаты, являются:

  • решение налогового органа о возврате налога;
  • отказ в возврате подоходного налога.

Решение о возврате подоходного налога, удержанного у источника выплаты доходов, оформляется проставлением суммы налога, подлежащей возврату в соответствии с положениями международного договора, на представленном заявлении и его заверением.

Сроки оказания услуги по возврату нерезидентам подоходного налога — 30 рабочих дней с момента подачи необходимых документов. Срок получения отказа в рассмотрении заявления — 3 рабочих дня с момента сдачи документов (при наличии основания для отказа). Срок возврата суммы подоходного налога, указанной в заявлении, из государственного бюджета — 15 рабочих дней со дня заверения заявления.

Таким образом, отметим, что возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан, является задачей, решение которой доступно любой российской организации, ведущей предпринимательскую деятельность в рамках действующего законодательства. Получить сертификат резидентства можно в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, это не вызывает особых трудностей. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что следует подтвердить факт уплаты удержанного налога в государственный бюджет Республики Казахстан, для чего целесообразно запросить у казахстанской организации соответствующие документы перед подготовкой заявления на возврат удержанного налога.

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение от гепатита

Налоги в Казахстане: за что платят граждане РК?

Редакция informburo.kz внимательно прочла Налоговый кодекс РК и выделила все налоги и государственные пошлины, которые обязаны платить рядовые граждане.

№5. Сбор с аукционов

№1. Индивидуальный подоходный налог

Этот вид пошлины в размере 10% налагается на следующие доходы физического лица:

  • заработная плата;
  • пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда;
  • доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
  • стипендии;
  • доход по договорам накопительного страхования;
  • имущественный доход (к примеру, прирост стоимости при перепродаже квартиры в течение одного года с момента покупки и продажи).

№10. Государственная пошлина на оформление документов

Это обязательный платёж, который взимают за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

№8. Плата за пользование животным миром

Любители охоты должны получить специальное разрешение и заплатить за пользование животным миром.

№3. Земельный налог

Земельный налог обязаны платить физические лица, имеющие объекты обложения:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного землепользования;
  • на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

От этого налога освобождаются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста по следующим объектам:

  • земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нём;
  • придомовым земельным участкам;
  • земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
  • земельным участкам, занятым под гаражи.

Многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награждённые подвеской «Алтын алқа», а также отдельно проживающие пенсионеры освобождаются от налога по:

  • земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нём;
  • придомовым земельным участкам.

№9. Плата за использование лесного фонда

Этот вид пошлины взимается за следующие виды работ на участках государственного лесного фонда:

  • заготовка древесины;
  • заготовка живицы и древесных соков;
  • заготовка второстепенных древесных ресурсов (коры, ветвей, пней, корней, листьев, почек деревьев и кустарников);
  • побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственных растений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша).

№6. Плата за пользование земельными участками

Если вы решили взять у государства в аренду участок земли, то вам придётся оплатить налог за временное землепользование (речь не идёт о крестьянских и фермерских хозяйствах).

№7. Плата за пользование водными ресурсами

№2. Налог на транспорт

№4. Налог на имущество

Этот налог распространяется на всё недвижимое имущество: жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения.

От налога на имущество освобождаются участники ВОВ и приравненные к ним лица, труженики тыла, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награждённые орденом Славы трёх степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награждённые подвеской «Алтын алқа», отдельно проживающие пенсионеры, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Пошлина зависит от стоимости имущества. Чем дороже стоимость, тем выше налог. Стоимость квартир определяет БТИ и уже согласно этой стоимости по ст. 408 применяется налоговая ставка.

№11. Консульский сбор

Это платёж, который взимают дипломатические представительства и консульские учреждения РК , а также МИД РК за совершение консульских действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение:

  • оформление паспорта гражданина РК, за исключением оформления дипломатического и служебного паспортов Республики Казахстан;
  • выдача свидетельства на возвращение в Республику Казахстан;
  • оформление ходатайств граждан РК по вопросам пребывания за границей;
  • оформление документов по вопросам гражданства Республики Казахстан;
  • регистрация актов гражданского состояния;
  • истребование документов;
  • легализация документов, а также приём и препровождение документов для апостилирования;
  • совершение нотариальных действий;
  • хранение завещания, пакета с документами (кроме завещания), денег, ценных бумаг и других ценностей (за исключением наследственных) в консульском учреждении;
  • направление документов дипломатической почтой в адрес юридических лиц;
  • составление или заверение любой декларации или другого документа, предусмотренных законодательством РК или международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, в отношении судов Республики Казахстан;
  • выдача иных документов (справок), имеющих юридическое значение.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Подоходный налог республики казахстан

М ногие предприятия сейчас пользуются услугами работников нерезидентов и у бухгалтеров возникает много вопросов по налогообложению этих работников.

Давайте рассмотрим эту тему поподробнее:

Налогообложение доходов физического лица-нерезидента

В Республике Казахстан имеется две категории иностранных граждан:

-иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (лица, получившие вид на жительство или удостоверение лица без гражданства);

-иностранцы, временно пребывающие в Республике Казахстан.

В соответствии с законом «О правовом положении иностранцев», иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

В соответствии с Трудовым кодексом не допускается заключение трудового договора с иностранцами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы Под нерезидентами, согласно статье 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс), рассматриваются иностранцы, которые не соответствуют положениям статьи 189 Налогового кодекса.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога на недвижимость

Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы:

-от реализации товаров на территории Республики Казахстан, а также доходы от реализации товаров, находящихся в Республике Казахстан, за ее пределы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности;

-от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан

-от оказания услуг по международной перевозке.

В соответствии со статьей 201 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс), доходы физического лица-нерезидента облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан.

Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту.

При выплате дохода в иностранной валюте размер дохода, облагаемого у источника выплаты, пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют на дату выплаты дохода.

Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента в бюджет производится налоговым агентом по месту своего нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию в соответствии с настоящим пунктом.

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

Согласно пункту 4 статьи 201 Налогового кодекса, подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту независимо от формы и места осуществления выплаты дохода. Перечисление сумм подоходного с доходов нерезидента у источника выплаты в государственный бюджет осуществляется налоговым агентом по месту нахождения.

Налогообложение доходов — иностранных физических лиц зависит от вида договора, который заключен с ними организацией. Если с иностранным физическим лицом заключен трудовой договор, то он является работником и его доходы должны облагаться налогами в соответствии с порядком, предусмотренным в статьях 201,202,203 Налогового кодекса.

В целях налогообложения работники иностранные физические лица подразделяются в соответствии со статьей 189,190 Налогового кодекса на две категории: резиденты и нерезиденты. Иностранный работник – резидент облагается в том же порядке, что и граждане Казахстана: работодатель удерживает из его дохода по ставкам статьи 158 Налогового кодекса индивидуальный подоходный налог и начисляет и уплачивает социальный налог согласно ст. 358 Налогового кодекса.

В соответствии с Трудовым кодексом не допускается заключение трудового договора с иностранцами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы.

Обязательные пенсионные взносы удерживаются из доходов тех иностранных работников, которые получили вид на жительство на территории Казахстана. За эту же категорию работников работодатель обязан перечислять социальные отчисления.

Если работник – иностранное физическое лицо и, согласно статье 189, 190 Налогового кодекса, не является в целях налогообложения резидентом (основной признак резидентства- пребывание на территории Казахстана 183 и более дней), то работодатель с его дохода обязан удержать индивидуальный подоходный налог у источника выплаты по ставкам статьи 158 Налогового кодекса, но без предоставления вычетов, предусмотренных налоговым законодательством РК. Также с затрат на выплату дохода работнику- иностранному физическому лицу работодатель обязан уплатить в бюджет социальный налог.

При отсутствии трудового договора с иностранного физического лица должен удерживаться индивидуальный подоходный налог у источника выплаты по ставке 20 процентов согласно статье 194 Налогового кодекса.

Данные об индивидуальном подоходном налоге , удержанном с дохода иностранного физического лица у источника выплаты, должны отражаться: по резидентам и нерезидентам в квартальном расчете по форме 210.00 (вместо ранее предусмотренной формы по резидентам 201.00, по нерезидентам- в квартальном расчете по форме 201.01).

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу 210.00 составляется налоговыми агентами, за исключением применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, по отношению к иностранцам и лицам без гражданства согласно главам 18, 19 раздела 6, главе 25 раздела 7, разделу 12 Налогового кодекса.

Декларация состоит из самой Декларации (форма 210.00) и приложений к ней (формы с 210.01 по 210.03), предназначенных для детального отражения информации об исчислении налогового обязательства.

При отсутствии трудового договора с иностранного физического лица должен удерживаться индивидуальный подоходный налог у источника выплаты по ставке 20 процентов согласно статье 194 Налогового кодекса.

Данные об индивидуальном подоходном налоге , удержанном с дохода иностранного физического лица у источника выплаты, должны отражаться: по резидентам и нерезидентам в квартальном расчете по форме 210.00 (вместо ранее предусмотренной формы по резидентам 201.00, по нерезидентам- в квартальном расчете по форме 201.01).

Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу 210.00 составляется налоговыми агентами, за исключением применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, по отношению к иностранцам и лицам без гражданства согласно главам 18, 19 раздела 6, главе 25 раздела 7, разделу 12 Налогового кодекса.

Декларация состоит из самой Декларации (форма 210.00) и приложений к ней (формы с 210.01 по 210.03), предназначенных для детального отражения информации об исчислении налогового обязательства.

Возникает ли НДС за нерезидента?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ндс возникает при оказнии услуг нерезидентом Рк резиденту, тогда уплачивается КПН за нерезидента и Ндс за нерезидента. и сдается форма 101.04. И в 300 форме заполняется 5 приложение.

Источники

Подоходный налог республики казахстан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here