Правила валютного контроля для физических лиц

Важная информация в статье: "Правила валютного контроля для физических лиц", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Правовое регулирование валютных операций

Кто контролирует валютные операции?

Расчеты в иностранной валюте между резидентами: нюансы процедуры

Законодательство не запрещает резидентам РФ открывать валютные счета в банках, а вот безналичные валютные операции между резидентами не разрешены, о чем сказано в пункте 1 статьи 9 Закона №173-ФЗ. Но в этой же статье упомянуты особые случаи, когда расчеты в иностранной валюте между резидентами допускаются. И таких ситуаций довольно много:

На заметку

Валютными резидентами РФ автоматически считаются все граждане России, кроме тех, кто проживает за рубежом в течение года без въезда на территорию РФ. Но при посещении России даже на один день непрерывность данного срока нарушается, и человек автоматически превращается в валютного резидента.

Всего в законе указано 30 пунктов, на основании которых могут производиться валютные переводы между лицами-резидентами.

Со стороны соответствующих органов валютные операции, которые ведут юридические лица, подлежат обязательному валютному контролю. В частности, при оформлении расчетного документа в обязательном порядке требуется указывать соответствующий код, позволяющий определить экономический смысл этой операции. Отсутствие информации может послужить основанием для отказа в осуществлении перевода.

При переводе физическим лицам предоставление обосновывающих документов является обязательным в случае:

  • переводов денежных средств в размере не более 5000 долларов на счета физических лиц-резидентов;
  • переводов средств на счета физических лиц-резидентов, состоящих в близком родстве.

Если валютный перевод осуществляет юридическое лицо, то в некоторых случаях также требуется предоставление подтверждающих документов (в банк, кредитную организацию). К таким относятся счета-фактуры, договоры, контракты, инвойсы и прочие документы, на основании которых производится валютный перевод.

Оплата услуг иностранных контрагентов

В статье 6 Закона №173-ФЗ утверждается, что на валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ ограничения практически не распространяются. Исключением (и правомерным опасением государства) являются операции, которые могут вызвать серьезное сокращение золотовалютных резервов страны или привести к колебаниям валютного курса. Ограничения также могут быть установлены для поддержания стабильности платежного баланса РФ. При устранении обстоятельств, вызвавших ограничение подобного рода, контролирующие органы обычно разрешают проведение валютных операций.

Кроме этого, Центробанком РФ по отношению к кредитно-финансовым учреждениям установлен ряд требований, касающихся оформления документов для валютных сделок. Например, предусмотрена обязательная идентификация персоны, продающей или покупающей иностранную валюту. Эта информация должна вноситься в документы, оформляемые при совершении валютной сделки.

К самым распространенным операциями, производимым юридическими лицами-резидентами, можно отнести оплату услуг иностранных контрагентов. На объемы средств, выводимых за рубеж при осуществлении покупки товаров или услуг, российское законодательство ограничений не устанавливает. Но вместе с этим отношения экспорта-импорта с участием отечественных компаний полностью подпадают под Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года №181-И [1] . Указанный документ устанавливает определенные обязательства российских компаний в сфере оформления сделок в валюте с иностранными партнерами.

Согласно новой инструкции, пакет документов, которые нужно подавать в банк для валютного контроля, значительно изменился. Паспорт сделки был упразднен, и компании теперь необходимо только ставить контракт по импорту на сумму более трех млн рублей (или на эквивалентную сумму в валюте) на учет. Если сумма контракта меньше трех млн, но при этом больше 200 000 рублей, то его можно не ставить на учет, но потребуется направить в банк для подтверждения дополнительные документы по сделке. Если сумма не достигает 200 000 рублей, то ни ставить контракт на учет, ни предоставлять дополнительные документы не нужно.

В соответствии с новой инструкцией, больше не требуется готовить для банка справку о валютных операциях. До 2018 года при совершении сделки на сумму свыше 100 000 долларов организация должна была отослать агенту валютного контроля пакет документов, подтверждающих необходимость совершения такого платежа. С 2018 года для осуществления крупных валютных перечислений понадобится оформить лишь справку о подтверждающих документах. Сами документы нужно подавать в банк вместе со справкой, а их список определяется особенностями проведения операции. Например, для сделок по оплате товаров или услуг, полученных от иностранных контрагентов, подтверждающими документами будут являться таможенная декларация и прочие перевозочные или товаросопроводительные документы.

При необходимости списания валюты со счета в банк также подается распоряжение о списании средств и одновременно с этим предоставляется уникальный номер контракта, полученный при постановке на учет [2] .

Все основные документы по валютной сделке компания оформляет самостоятельно. Но, согласно инструкции, данную обязанность можно возложить на обслуживающий банк, конечно, только в том случае, если тот является агентом валютного контроля. Для этого потребуется направить в банк всего лишь пакет документов и заполнить соответствующее заявление.

Особенности учета валютных операций

Порядок любых валютных расчетов и учет таких операций регламентируется и детально описывается российским законодательством. Основными документами в этой сфере является Инструкция по применению единого плана счетов [3] , а также ранее упомянутый Закон №173-ФЗ.

В бухгалтерском учете валютные операции должны быть отражены одновременно и в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка, и в иностранной валюте. Обычно в отчетности все суммы валютных операций отражаются в рублях, а валютные суммы являются только дополнительной информацией, в первичных документах — и в рублях, и в валюте. Для правильного проведения учета валютных операций важно точно определить дату совершения самой операции. Именно от этой даты зависит валютный курс, на основании которого бухгалтер пересчитывает валюту в российские рубли.

В бухгалтерском плане счетов для обобщения сведений о движении валютных денежных средств на счете любого резидента служит счет 52. Именно он используется для проведения операций с валютой в бухгалтерском учете любого предприятия. Кроме того, компания может дополнительно открывать субсчета для российских кредитных учреждений и для счетов в иностранных банках (субсчета 52-1 и 52-2).

Читайте так же:  Получить налоговый вычет за обучение в вузе

Чтобы грамотно осуществлять расчеты в иностранной валюте, необходимо не только хорошо знать российское законодательство, но и иметь некоторый опыт в оформлении документов. Помощь надежного банка позволит не запутаться в тонкостях законодательства и при этом не переплатить за услуги.

Через какой банк можно проводить расчеты в иностранной валюте?

Всеми валютными переводами в России уполномочены заниматься только банки-агенты валютного контроля. Они скрупулезно проверяют правильность оформления всех документов, осуществляют валютный контроль при сделках и даже могут взять на себя обязанность заполнения всех необходимых документов.

В качестве примера такого банка можно привести «ЮниКредит Банк», основанный в 1989 году как «Международный Московский Банк» и ставший первой отечественной финансово-кредитной организацией, привлекшей к формированию своего капитала средства иностранных банковских учреждений. Сегодня 100% акций «ЮниКредит Банк» принадлежат UniCredit Group.

Сейчас банк является одной из крупнейших кредитных организаций в России. Он предлагает исчерпывающий перечень банковских услуг практически любым клиентам: физическим лицам, финансово-кредитным учреждениям, малому и среднему бизнесу. Оказывает банк и услуги валютного контроля.

Обратившись в «ЮниКредит Банк», клиент способен выполнить операцию в иностранной валюте в отношении почти всех стран мира. Это возможно благодаря обширной корреспондентской сети кредитной организации. Если у клиента имеется счет только в одной конвертируемой иностранной валюте, он может отправить перевод практически в любой валюте мира, включая редкие: банк конвертирует средства при переводе.

В 2019 году «ЮниКредит Банк» отметил свое тридцатилетие и занял первое место в рейтинге «100 надежных российских банков — 2019» по версии журнала Forbes.

* «ЮниКредит Банк» работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

Читайте так же:  Узнать штрафы налоговой инспекции

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Читайте так же:  Комитет внутреннего государственного финансового контроля

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Валютный контроль: когда паспорт сделки не нужен

Участники ВЭД при валютном регулировании руководствуются Инструкцией Банка России №181-И. В статье разберем изменения в учете внешнеторговых сделок, предоставлении отчетной документации, сроках регистрации договоров.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Лимиты в валютном контроле

Инструкция №181-И предусматривает увеличенные суммы для регулирования международных сделок. Также применяется отдельная градация по различным видам соглашений (ранее была единая величина в 50 тыс. долл.). Участник ВЭД обязан зарегистрировать договор в банке, где открыт счет для международных расчетов с контрагентом, при сумме операции:

  • 3 миллиона рублей — для импортных соглашений;
  • 6 миллионов рублей — для экспортных сделок.

Если сумма внешнеторгового соглашения не превышает 200 000 рублей, компания не предоставляет договор в банк. Отметим, что законодательно не запрещено заключать на каждую поставку отдельный договор на сумму до 200 тыс. руб. В таких случаях участнику внешнеэкономической сделки придется проходить полную процедуру валютного регулирования в банке.

Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль определение

При операциях в диапазоне 200 тыс. рублей — 3 и 6 млн руб. внешнеторговые компании предоставляют в банковскую организацию договор без оформления УНК.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Читайте так же:  Декларация усн торговый сбор

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Расчеты в иностранной валюте между резидентами и оплата услуг иностранных контрагентов: как сделать все по закону?

Все расчеты, выполняемые в иностранной валюте, в нашей стране регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьей 317 Гражданского кодекса РФ. В положениях этих документов изложен законный порядок осуществления процедуры валютных операций между резидентами и нерезидентами России и другие особенности валютных платежей.

Валютный контроль: что такое УНК

До марта 2018 года действовала инструкция 138-И, согласно которой участники ВЭД получали паспорт сделки (ПС). Лимит для контрактов — превышение суммы 50 000 долларов. Больше года российские экспортные и импортные компании не оформляют ПС, который был главным документом валютного контроля. Сейчас внешнеторговые соглашения ставятся на учет в банке при определенных суммах поставки.

Теперь в целях регулирования обслуживающие банковские организации присваивают УНК, который состоит из такого же набора цифр, что и отмененный ПС. Расшифровка УНК — уникальный номер контракта.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Процедура учета контрактов

Когда сумма внешнеэкономического соглашения превысила установленные лимиты, контрактодержатель обязан учитывать договор в обслуживающей банковской организации. Для получения уникального номера требуется предоставить полные сведения о внешнеэкономической операции по форме банка или текст соглашения.

Банк присваивает номер контракта не позднее следующего рабочего дня. Ранее оформление ПС занимало до 3 рабочих дней. Банк не вправе отказать в присвоении УНК при достаточности сведений и представленных документов.

Импортно-экспортная организация может продлить действие УНК, продолжив работу по зарегистрированному контракту. Для этого нужно предоставить в банковскую организацию документы о пролонгации сроков договора — дополнительные соглашения с контрагентом. Сроки — до 15 дней. В целях валютного регулирования участник ВЭД обязан сообщать о любых изменениях с предоставлением подтверждающей документации в течение 15 рабочих дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Новым участникам ВЭД сложно самостоятельно разбираться в валютном законодательстве, отслеживать изменения и сроки. Банки в 2019 году предоставляют расширенную услугу валютного контроля с консультациями и обучением. Закрепленный персональный менеджер помогает оформлять отчеты, напоминает о сроках предоставления документов, консультирует по возникающим вопросам.

Источники

Правила валютного контроля для физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here