Правовое регулирование земельного налога

Важная информация в статье: "Правовое регулирование земельного налога", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

2. Правовое регулирование взимания земельного налога.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

1. Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 388. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве

собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки,

расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость

земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

2. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования)

5. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые

представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Статья 394. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

(законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Статья 395. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов,

— в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,

— в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурноспортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для

сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Читайте так же:  Подоходный налог в бизнесе

Правовое регулирование земельного налога

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Земельный налог — первый из местных налогов, вводимый в действие по правилам Налогового кодекса РФ, что требует особого внимания со стороны органов местного самоуправления. Ранее по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I «Об основах налоговой системы в РФ» он взимался на всей территории Российской Федерации независимо от принятия нормативных актов на местном уровне. Теперь же бездействие местных законодателей может серьезно ударить по местным бюджетам. Третьяков С., Стрельников В. Применение норм налогового кодекса РФ об установлении региональных и местных налогов//Адвокат, 2005, N 3

Э.Д. Соколова отмечает: «Налоговый Кодекс — важнейший законодательный акт, кодифицирующий нормы налогового права, установил в п. 6 ст. 12 принципиальное правило, согласно которому «. не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги, не предусмотренные настоящим Кодексом». Эта норма направлена на соблюдение законности в сфере налогообложения». Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / Под ред. проф. Е.Ю.Грачевой. — М.: «Юриспруденция», 2006. С.74

Статья 388. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.11.2010 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ)

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Кадастровая стоимость — массовая оценка объемов недвижимости соответствующих категорий земельного фонда, усредненная для субъектов РФ или муниципальных образований.

При принятии решения о налогооблагаемой базе на основе рыночной стоимости годовой арендной стоимости определяющим фактором является соотношение общих объемов сделок трех видов. Если большинство рыночных сделок составляют сделки купли-продажи, то принимается система оценки на основе рыночной стоимости недвижимости, а в случае преобладания на рынке соглашений о сдаче в аренду — система на основе годовой арендной стоимости недвижимости. Так как информации по первым двум видам недостаточно, то налогооблагаемая база исчисляется по кадастровой стоимости.

Дата оценки должна быть единой для всех объектов налогобложения и всегда предшествовать дате вступления налога в силу, чтобы обеспечить возможность сбора данных и проведения оценки. Под датой оценки понимают дату, по состоянию на которую фиксируют стоимость, а не дату фактического проведения оценки.

Методологической основой разрабатываемых методик налогообложения недвижимости является использование наиболее широко применяемых в практике методов оценки недвижимости (сравнительного анализа продаж, затратного метода и доходного метода), а целью — выявление рыночной стоимости объектов недвижимости, особенно в случаях продажи имущества, сдачи его в аренду, предоставления на инвестиционных условиях с последующим переходом объекта в собственность инвестора.

Выбор возможен и у региона, например между извлечением дополнительного дохода от налогообложения объектов недвижимости и потерей дохода, связанных со снижением деловой активности на территории региона: повышая уровень налогообложения, органы государственной власти региона могут сделать регион менее привлекательным, что в конечном счете снизит все доходы на территории региона.

Важность проблемы налогообложения недвижимости для развития экономической активности на территории региона требует серьезного анализа современного состояния налогообложения недвижимости и земли в России и возможных направлений ее развития.

86 Земельный налог: налоговый период, отчетный период, налоговые ставки; налоговые льготы; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу; порядок и сроки представления налоговой декларации.

70. Правовое регулирование земельного налога: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства.

Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

71. Правовое регулирование налога на имущество физических лиц: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

6) иное строение, помещение и сооружение;

Статья 4. Льготы по налогам

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

(см. текст в предыдущей редакции)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях.

Читайте так же:  Расчет налоговой базы земельного налога

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

70. Правовое регулирование земельного налога: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства.

Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

земельный налог.doc

Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики

по дисциплине: Налоги и налогообложение

Студент: Федоровых А.

Отделение: заочное курс:4

Преподаватель: Антоненко О. О.

1. Правовое регулирование с. 3

2. Налогоплательщики земельного налога с. 5

3. Объект налогообложения с. 8

4. Налоговая база с.11

5. Исчисление земельного налога и особенности его уплаты с.17

6. Налоговая ставка с.20

7. Налоговые льготы с.21

Земельный налог в Российской Федерации

1. Правовое регулирование.

Земельный налог регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ. Эта глава была включена в него Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ.

Земельный налог относится к местным налогам, ставки которого устанавливаются органами местного самоуправления.

Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании положений Налогового кодекса РФ, обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

Муниципальными образованиями в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ являются:

Исключение сделано для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. В них земельный налог вводится законами этих субъектов Федерации и действует на всей их территории.

Субъекты правоотношений по земельному налогу могут устанавливать налоговые ставки только в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Некоторая свобода предоставлена в отношении льгот по налогу – их соответствующие органы могут устанавливать самостоятельно.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками (земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами) по следующим основаниям:

    • На праве собственности;
    • На праве постоянного (бессрочного) пользования;
    • На праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются налогоплательщиками лица, если земельные участки находятся у них:

    • На праве безвозмездного срочного пользования;
    • Переданы по договору аренды.

Право собственности предусматривает владение, пользование, распоряжение имуществом (ст.209 ГК РФ). Граждане и юридические лица приобретают права собственности на земельные участки по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст.268 ГК РФ).

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Как известно, гражданское законодательство понимает под лицами как физических, так и юридических лиц.

Земельный кодекс РФ установил резкое ограничение по этому виду пользования, предусмотрев следующее:

    1. в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
    2. гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются;
    3. право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется;
    4. граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

    Право пожизненного наследуемого владения не предоставляется гражданам после введения в действие Земельного кодекса РФ, оно сохраняется только за теми, кто приобрел его по законодательству РСФСР.

    Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

    Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

    Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (ст. 21 ЗК РФ).

    В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

      1. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям на срок не более чем один год;
      2. из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
      3. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям в соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.24).
      Читайте так же:  Учет подоходного налога

      Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

      Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

      3. Объект налогообложения.

      Объектами налогообложения являются земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований и городов федерального значения, на территории которых введен налог.

      Не являются объектами налогообложения следующие земельные участки:

        • изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
        • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
        • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны (разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов), безопасности и таможенных нужд;
        • из земель лесного фонда (земли, покрытые лесной растительностью и предназначенные для ведения лесного хозяйства налесные земли);
        • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

      Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате земельного налога

      71. Правовое регулирование налога на имущество физических лиц: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства.

      Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

      Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

      Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

      Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

      6) иное строение, помещение и сооружение;

      Статья 4. Льготы по налогам

      От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

      Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

      инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

      лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях.

      Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

      Земельный налог

      Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:31, контрольная работа

      Краткое описание

      В работе развернуто рассматривается тема земельного налога. Описываются объект налогообложения, плательщики налога, ставки налога, период налогообложения и т.д

      Содержание работы

      1. Правовое регулирование с. 3
      2. Налогоплательщики земельного налога с. 5
      3. Объект налогообложения с. 8
      4. Налоговая база с.11
      5. Исчисление земельного налога и особенности его уплаты с.17
      6. Налоговая ставка с.20
      7. Налоговые льготы с.21
      Задачи с.25

      Содержимое работы — 1 файл

      О земельном налоге. /Алексей Сухоруков, юрист Консалтинговой группы «УралИНКО»/

      Основными нормативными актами, регулирующими отношения по уплате земельного налога являются: Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1, а также Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1.

      Целью настоящей работы является анализ новелл действующего законодательства, регулирующего отношения по уплате земельного налога, с точки зрения выявления существующих противоречий в правовом регулировании, означающих в первую очередь реальную возможность для снижения платежей по земельному налогу для различных категорий налогоплательщиков. Учитывая, что наиболее многочисленными являются плательщики земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения – акцент в настоящей работе делается именно на нормативное регулирование отношений по уплате налога именно за земли несельскохозяйственного назначения.

      С учетом указанного обстоятельства, настоящая работа не претендует на полный и всесторонний анализ действующего законодательства, ограничивая круг исследуемых отношений лишь рядом направлений, направленных на достижение цели указанной выше.

      Направления же эти следующие:

      — анализ норм, связанных с установлением земельного налога;

      — анализ норм, связанных с определением объекта налогообложения;

      — анализ норм, связанных с установлением ставок земельного налога;

      — анализ норм, связанных с установлением отдельных льгот по уплате земельного налога.

      Анализ норм, связанных с установлением земельного налога

      В соответствии с пп. б) п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», земельный налог относится к числу местных налогов.

      При этом, п. 2 ст. 21 указанного закона установлено, что налоги, указанные в подпунктах «а» — «в» [1] пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно- территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации .

      В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к закону [2] ; средние ставки налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления .

      В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О плате за землю», органы законодательной (представительной власти) субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм налога, находящихся в распоряжении субъекта РФ; в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О плате за землю», органы местного самоуправления также имеют право на установление льгот по земельному налогу, и также в пределах сумм налога, находящихся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

      Таким образом, федеральный законодатель указывает на наличие трех уровней регулирования отношений по установлению и уплате земельного налога: федеральный уровень , уровень субъекта РФ , и уровень органа местного самоуправления .

      Читайте так же:  Сроки возврата налогового вычета за обучение

      Наиболее интересным в рассматриваемом аспекте представляется вопрос, заключающийся в очевидной коллизии нормы п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», предоставляющей субъекту РФ право на установление конкретных ставок земельного налога, и норм ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», в которой соответствующее право субъекта РФ на установление ставок налога на земли несельскохозяйственного назначения не подтверждается. Т.е. на примитивном уровне, эту коллизию можно сформулировать в виде отдельного вопроса: вправе ли субъект РФ принимать нормативные акты, направленные на установление ставки земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения?

      Вопрос не так прост, как хотелось бы. И очевидная его сложность заключается в том, что Закон РФ «О плате за землю» является актом более ранним , нежели Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Т.е., казалось бы, по общему правилу, следовало бы сделать вывод, заключающийся в том, что прямому применению подлежит норма, принятая позднее, т.е. именно норма п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» – результатом чего было бы подтверждение права субъекта РФ на установление ставок земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения.

      Представляется, однако, что такой вывод неверен, и вот почему:

      Первое: как уже отмечено в выше процитированном тексте п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» соответствующее правомочие субъекта РФ презюмируется при отсутствии иного установления в законодательном акта РФ (при этом, отсутствует указание на то, что соответствующий законодательный акт должен быть принят позднее принятия этой нормы закона). Иное установление же имеет место быть, и состоит оно именно в положениях ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», которыми право на установление ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения передано федеральному законодателю (через установление так называемых «средних» ставок налога), и органу местного самоуправления через установление ставок налога дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Таким образом, субъект РФ не вправе устанавливать ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения в силу прямого исключения, предусмотренного п. 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

      Второе: анализ иных норм Закона РФ «О плате за землю» показывает, что законодатель вполне осознанно вывел вопрос об установлении ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения из компетенции субъекта РФ. Так, субъектом РФ предоставлено право по установлению ставок налога в отношении: земель, используемых в качестве оленьих пастбищ, и расположенных в районах проживания малочисленных народов Севера (ст. 3 Закона), а также в отношении земель, составляющих сельскохозяйственные угодья (ст. 5 Закона). Таким образом, федеральным законодателем в рассматриваемом аспекте реализован дифференцированный подход к предоставлению полномочий по установлению земельного налога различным уровням власти. Применительно к налогу за земли несельскохозяйственного назначения воля законодателя выражена таким образом, что вопросы по установлению ставок налога выведены из компетенции субъекта РФ и оставлены в компетенции федерального законодателя и органов местного самоуправления.

      Подытоживая сказанное по рассматриваемому направлению можно смело делать вывод о том, что субъекты РФ не вправе устанавливать ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения . Представляется, что такой вывод наиболее интересен будет тем налогоплательщикам, которые уплачивают земельный налог в субъектах РФ, установивших ставки налога выше, нежели те (средние ставки), которые установлены на федеральном уровне.

      Анализ норм, связанных с определением объекта обложения земельным налогом

      В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О плате за землю», налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков [3] , взимается с лиц, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки.

      Таким образом, объектом обложения земельным налогом является земельный участок (участки), которым налогоплательщик обладает на праве собственности, владения или пользования .

      И, казалось бы, на этом вопрос об объекте обложения земельным налогом мог бы быть закрыт, если бы не специальное положение ст. 15 Закона РФ «О плате за землю», согласно которому основанием для установления налога… является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования… земельным участком .

      Таким образом, фактически федеральным законодателем введен дополнительный специальный критерий для определения объекта обложения земельным налогом, в соответствии с которым соответствующий земельный участок является объектом налогообложения, лишь при условии наличия на него соответствующего правоустанавливающего документа (свидетельства о праве).

      Учитывая сказанное, по мнению автора, использование лицом земельного участка в отсутствие правоустанавливающего документа на него (участок), означает, что соответствующий участок не составляет объекта налогообложения, и, следовательно, соответствующее лицо не несет обязанности по уплате земельного налога в отношении такого участка.

      Вместе с тем, необходимо учитывать существующую арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, которая складывается не в пользу налогоплательщика в тех случаях, когда налогоплательщик, используя земельный участок не предпринимает никаких действий, направленных на оформление прав на землю [4] . По мнению автора, в рассматриваемых вопросах выводы Высшего арбитражного суда более чем спорны, однако, этими выводами арбитражная практика сформирована, и её, безусловно, следует принимать во внимание.

      Таким образом, исходя из действующего законодательства и существующей арбитражной практики, можно сделать вывод о том, что налогоплательщик не несет обязанности по уплате земельного налога в случаях отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок, но только при условии, что им каким-либо образом оформление прав на землю все-таки инициировалось.

      Анализ норм, связанных с установлением ставок земельного налога

      Как уже отмечалось выше, установление ставок налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения осуществляется двумя уровнями:

      — через установление средних ставок налога – федеральный уровень;

      — через установление ставок налога, дифференцированных по местоположению и зонам градостроительной ценности территории – уровень органа местного самоуправления.

      Соответственно, и анализ норм, связанных с установлением ставок налога за земли несельскохозяйственного назначения в данной работе будет проводиться по двум названным направлением.

      Анализ норм, устанавливающих средние ставки налога:

      Изначально средние ставки земельного налога определены Законом РФ «О плате за землю», а именно по правилам, предусмотренным ст. 8 закона, через применение ставок, указанных в Приложении 2 к закону (таблицы 1,2,3 Приложения). При использовании применительно к конкретной территории средней ставки, указанной в таблице 1 Приложения 2 к закону и перемножении этой ставки на коэффициенты, указанные в таблицах 2,3 Приложения 2 к закону – и получится первоначальная средняя ставка налога за земли несельскохозяйственного назначения.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Однако, как известно, на протяжении ряда периодов, средняя ставка земельного налога увеличивалась в связи с принятием на федеральном уровне соответствующих нормативных актов. Проследить изменение средней ставки можно на основании таблицы, приводимой ниже:

      Источники

      Правовое регулирование земельного налога
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here