Предупреждение и пресечение налоговых правонарушений

Важная информация в статье: "Предупреждение и пресечение налоговых правонарушений", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Федеральные органы осуществляющие выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений

Федеральная служба осуществляющая выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступленийявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, защиты ее экономических интересов.

Задачами данных органов являются:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Данные органы в соответствии с возложенными на них основными задачами в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

— определяет основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов, обеспечивает исполнение федеральными органами федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

— обеспечивает получение, обработку и анализ информации об угрозе экономической безопасности Российской Федерации, разрабатывает на основе прогнозирования социально — экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по ее предупреждению и пресечению;

— участвует в разработке и реализации государственных программ обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;


— организует и осуществляет оперативно — розыскную деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, а также в порядке, установленном федеральным законодательством, осуществляет внедрение своих оперативных сотрудников в организации независимо от формы собственности;

— организует и производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях;

— организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимает меры по возмещению нанесенного государству ущерба;

— осуществляет производство по делам об административных правонарушениях;

— осуществляет в установленном порядке документальное оформление выявленных фактов сокрытия доходов от налогообложения, уклонения от уплаты налогов, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также фактов иной противоправной деятельности, направленной на причинение ущерба экономике государства.

Деятельность федеральных органов осуществляющих выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений в Российской Федерации осуществляется на основе принципов:

— уважения прав и свобод человека и гражданина;

— подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Данным федеральным органам не допускается создание политических партий и других общественных объединений. Их сотрудники не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Федеральным органам для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно — розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов, а также обеспечения собственной безопасности;

2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок;

4) беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.

За противоправные действия сотрудники несут установленную законом ответственность. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Действия сотрудника могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы, прокуратуру или суд.

Контроль за деятельностью федеральных органов в пределах своих полномочий осуществляют Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Надзор за законностью деятельности федеральных органов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/14_133691_federalnie-organi-osushchestvlyayushchie-viyavlenie-preduprezhdenie-i-presechenie-nalogovih-prestupleniy.html

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

студент юридического института ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

В связи со сложной экономической ситуацией внутри страны, а так же влиянием внешних капиталов на социально-политическую структуру РФ, остро встает вопрос об экономической безопасности. Сложности вызывают ситуации с санкциями, осложняющие экономику страны. В связи с этим экономика переживает не лучшие времена. Преступления в налоговой сфере становятся все более распространенными, налогоплательщики все больше стараются укрыться от налогов, либо уходят в тень, что приводит к дефициту бюджета. Так же внутренние реформы в стране, такие как приравнивание минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, а так же повышение налога на доходы физических лиц приведут к уклонению налогоплательщиков от уплаты налогов. Ниже представлена статистика налоговых правонарушений в последние годы.

Таблица 1. [1, c. 45]

Динамика изменений налоговой преступности с 2012-2016 годы

Год

Выявлено нарушений

Расследовано

Направлено в суд

Приостановлено

Ущерб в тыс. рублей

2012

2013

2014

2015

2016

Рассмотрев статистику, мы можем обратить внимание, что налоговых преступлений становится все больше, а схемы уклонения все сложнее, что создает проблемы в работе ФНС при выполнении своих полномочий. Вследствие, появляются «дыры в бюджете», которые влияют на работу органов власти и органов местного самоуправления. В результате чего, создаются проблемы в государственном устройстве, появляются социальные, политические, и другие проблемы, которые препятствуют развитию государства. Поэтому проблема борьбы с экономической и налоговой преступностью стоит очень остро.

Перед государством встает жесткий вопрос об экономической безопасности и об органах, которые должны ее осуществлять. Стоит отметить, что в России в прошлых десятилетиях складывалась практика расследования налоговых и экономических преступлений с помощью такой структуры, как налоговая полиция.

Сам по себе орган налоговой полиции был создан благодаря Закону РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» и упразднена в соответствии с указом президента с 1 июля 2003 года №306 от 11 марта 2003. Ниже представлены результаты деятельности органов налоговой полиции за годы ее существования.

Читайте так же:  Документы для заполнения декларации 3 ндфл

Таблица 2. [2, c. 61]

Результаты деятельности Налоговой полиции за годы ее существования

Год

Выявлено нарушений

В крупном и особо крупном размере

Возбуждено уголовных дел

Осуждено за налоговые преступления

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

За 10 лет своего существования ФСНП сложилась как орган полностью окупающий себя. Только за 2001 год налоговой полицией возбуждено 36 тысяч уголовных дел, которые по окончанию следствия вернули в государственный бюджет около 27 миллиардов рублей, а за весь период создания ФСНП было возращено более 100 млрд рублей. Так же стоит отметить, что предметом деятельности стали не только уголовные, но и административные дела. Так за аналогичный период было выявлено более 150 тысяч административных правонарушений, в результате которых виновные выплатили несколько тысяч миллионов рублей.

«Основой проблемой в деятельности нынешних административных органов в сфере налогов и экономической преступности» — выделил начальник следственного комитета России Бастрыкин Александр Иванович, потребовав от своих сотрудников «взаимодействовать с ФНС и финансовой разведкой, оперативно выявлять и расследовать наиболее сложные схемы ухода от уплаты налогов. В то же время глава СК потребовал от подчиненных «своевременно и жестко» реагировать и на факты невыплаты зарплат, пенсий и иных социальных пособий».[3, c. 26]

Стоит отметить, что с данной проблемой сталкивается не только Следственный Комитет РФ, но и Управление экономической безопасности и противодействию коррупции (УЭБиПК). Отсутствие налаженных каналов совместной деятельности с ФНС понижает количество раскрываемых преступлений, так как сотрудники обоих ведомств сталкиваются с элементарной бюрократией и сильной загруженностью своих ведомств.

На первый взгляд, решением сложившихся проблем может стать воссоздание такой структуры, как налоговой полиции или ведомства которое будет иметь аналогичные функции. Однако не в том виде, в котором она прекратило свое существование. Основным изменением должна подлежать статья 2 утратившего закона о налоговой полиции. В данной статье указываются функции данного органа, такие как

1)выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;

2)обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

3)предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Их перечень является закрытым.

Видео (кликните для воспроизведения).

По моему убеждению, данный перечень должен быть существенно расширен и не должен являться закрытым. Целью данного расширения должна стать гибкость нового органа, так как экономические преступления часто становятся более сложными и запутанными. Конкретным примером может послужить любая ситуация, когда лицо регистрирует свое недвижимое и движимое имущество на других лиц, укрываясь от уплаты долгов и налогов. Таким образом, он является «владеющим не собственником», что вызывает сложности для ФССП.

В других ситуациях, когда преступное деяние бывает уголовным, лицо, совершающее противоправное деяние заполучает то или иное имущество и передает другим лицам на сохранение или использование, а сам в результате раскрытия преступления остается «гол, как сокол». В таких ситуациях, нет возможности арестовать имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, но находящиеся в его владении. При раскрытии уголовного дела, и отбытия им уголовной ответственности, не возмещает ущерб нанесенный преступником в результате своих действий.

С точки зрения предоставления новых функций данного органа должна дополнить такая функция, как расследования и укрытие собственности в целях, не исполнения обязательств перед государственными органами или судом. Стоит дополнить, чтобы данная функция имела силу, нужно внести изменения в уголовный и административный кодекс и добавить данную статью как состав преступления.

Основной вопросом, является место структуры в системе правоохранительных органов. Проблемой появление данного органа как нового, связана с дублированием полномочий других правоохранительных органов, имеющих аналогичную функцию. Воссоздание такого органа, как налоговая полиция, может вновь породить противоречие в исполнительном аппарате следственных органов. На мой взгляд, не следует множить органы с функциями оперативно-розыскной деятельности, которые не будут работать консолидировано, а будут соперничать друг с другом при определении квалификации. Таким образом, вновь встает вопрос о появлении единого следственного органа, который будет обладать широким спектром полномочий по всем уголовным и административным направлениям, что позволит не просто понизить количество бюрократии в межведомственных отношениях, а повысит уровень и качество работы следственных органов во всех сферах.

Список литературы:

  1. Белова В.А., Жутаев А.С. Уголовная ответственность за налоговые преступления // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5 – C. 45.
  2. Гужавина А. А. Нужна ли нам финансовая полиция? // Научные записки молодых исследователей. 2014. №2. – C. 60-62
  3. Российская газета — Федеральный выпуск №7489 — C. 26
  4. Закон РФ от 24.06.1993 N 5238-1 (ред. от 31.12.2002) «О федеральных органах налоговой полиции»

http://sibac.info/studconf/science/xlii/102597

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ИНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

магистрант, юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета,

Для осуществления государством своей внешней и внутренней политики необходимо наличие определенных социально-экономических программ, финансовых ресурсов и непосредственного контроля за их законным формированием и расходованием. Финансам свойственна контрольная функция, реализуемая с помощью такого института как финансовый контроль. Налоговый контроль в свою очередь выступает одной из форм государственного финансового контроля в зависимости от сферы его осуществления.

Налоговый контроль – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах хозяйствующими субъектами.

Предупреждение правонарушения – это комплекс различных мер превентивного характера, оказывающий правовое воздействие на сознание, волю и поведение потенциального нарушителя. В рамках налоговых правонарушений таким нарушителем может быть налогоплательщик или плательщик сборов, плательщик страховых взносов, а также сами налоговые органы, их должностные лица и иные субъекты налогового права. При осуществлении деятельности по предупреждению налоговых правонарушений, налоговыми органами используются меры, направленные на их пресечение и недопущение.

Читайте так же:  Возврат налогового вычета за дом и землю

Основной инструмент предупреждения налоговых правонарушений – налоговый контроль, а в частности камеральные и выездные налоговые проверки.

Налоговые проверки направлены на выявление и предупреждение налоговых правонарушений. Данная форма предупреждения налоговых правонарушений способствует оперативному реагированию и направлена на предотвращение недоимки налогов в бюджет государства, так как многие налоговые правонарушения возможно выявить в ходе проведения налоговых проверок.

Думается, что увеличение числа налоговых проверок и доначислений по ним не сильно сократит задолженности и не сможет в значительной степени увеличить объемы поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

В связи с этим следует создать комплекс мер предупреждения налоговых правонарушений, включающих в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. [1, с. 65] Для этого необходимо проанализировать причины совершения налоговых правонарушений и дать оценку деятельности налоговых органов. Ученые юристы среди основных причин совершения правонарушений данного вида выделяют несовершенство законодательства, недостаточное теоретическое обоснование правовой базы, влияние политической и экономической ситуации, желание оптимизировать расходы и сэкономить, недостаток правовой культуры, недостаточная информированность.

Основным направлением профилактики выступает устранение пробелов налогового законодательства. Главный источник предотвращения налоговых правонарушений – это Налоговый кодекс Российской Федерации, поскольку он содержит в себе описание основ налогообложения, руководствуясь которыми налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги и сборы. То есть, чем конкретнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. [2, с. 47] Для этих целей принимаются федеральные законы о внесении изменений в НК РФ, уточняющие спорные моменты, уже содержащиеся в кодексе. Налоговый кодекс Российской Федерации на сегодняшний день и так является самым объемным, что говорит о недоступности и усложнению налогового законодательства. На наш взгляд, необходимо постараться сократить объемы налогового законодательства в связи с тем, что оно недоступно для понимания налогоплательщиками, являющимися субъектами налогового права. Совершенствование законодательства о налогах и сборах должно заключаться в его упрощении и доступности понимания. Также, пробелы налогового законодательства порождают правовой нигилизм среди налогоплательщиков.

В целях профилактики необходимо донести до сведения налогоплательщиков измененный нормативный правовой акт, а также обеспечить его единообразное понимание и последующее применение всеми субъектами права. Следует сформировать правильное отношение к налоговым обязанностям путем консультаций со стороны государственных структур и пропагандой в СМИ.

Также эффективным способ профилактики налоговых правонарушений может стать поощрение добросовестных налогоплательщиков. Этого можно достичь путем снижения налоговой нагрузки некоторым категориям налогоплательщиков.

Важным инструментом предупреждения налоговых правонарушений выступает индивидуальная профилактика, которая предполагает взаимодействие правоохранительных и налоговых органов в рамках проводимой налоговой политики по осуществлению воздействия на лиц, совершавших налоговые правонарушения и лиц, которые систематически нарушают налоговое законодательство. Наиболее действенными методами в этом направлении могут стать метод убеждения, принуждения, оказания помощи и так далее.

Многие ученые полагают, что цель предупредительной деятельности в данной сфере неизменна, а направления такой деятельности могут изменяться в соответствии с различными условиями и обстоятельствами. [3, с. 49] Поскольку налоги, сборы и страховые взносы относятся к публичной сфере, то и все меры, рассматриваемые в рамках данной статьи, должны применяться на общегосударственном уровне.

Среди недостатков мер пресечения налоговых правонарушений можно выделить то, что санкции направлены именно на последствия совершенного правонарушения, не учитывая при этом обстоятельства, побудившие на совершение такого деяния. Таким образом, недобросовестный налогоплательщик, понеся наказание в виде уплаты пени, штрафов и недоимок может снова совершить налоговое правонарушение.

Налоговый контроль в Российской Федерации направлен на стабилизацию функционирования системы самостоятельного определения налогоплательщиками и плательщиками сборов и взносов своих налоговых обязательств, а также выявление и расследование налоговых злоупотреблений. Таким образом, на налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль, налагается обязанность оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам и плательщикам сборов и взносов, а для тех, кто совершает налоговые правонарушения, должны более тщательно проводиться налоговые проверки налоговыми органами в качестве инструмента принуждения и последующего наказания.

Для улучшения ситуации в сфере уплаты налогов и сборов необходимо обеспечить максимальное равенство и справедливость при налогообложении путем упрощения налоговой системы и методов обложения, а также отчетности и соответственного снижения высоких ставок отдельных налогов.[4, с. 237] Следовательно, эффективность мер по предупреждению налоговых правонарушений зависит от правового регулирования налоговых отношений, а также соблюдения участниками налоговых правоотношений налогового законодательства, целей и задач предупредительной деятельности.

Как было отмечено ранее, развитие налоговой системы и ее эффективное функционирование напрямую зависит от отношения налогоплательщиков и плательщиков сборов и взносов к своим обязанностям по уплате налогов, сборов и взносов соответственно. Большинство налогоплательщиков совершают правонарушения в сфере налогов и сборов по причине незнания налогового законодательства или неверного его толкования, а также по причине сложности составления налоговой отчетности и иных видов взаимодействия с налоговыми органами. Таким образом, если упрощение налогового законодательства невозможно, то существует необходимость создать систему налогового образования граждан, а также расширить спектр инструментов информационно-разъяснительной работы. Помимо этого, необходимо повысить лояльность и образованность должностных лиц в налоговых органах и упростить процедуру оформления уплаты налогов и сборов в связи с тем, что признаком налогов является удобство его уплаты.

С развитием налоговой системы появляется необходимость совершенствования контроля за уплатой налогов, сборов и взносов, а также создания системы предупреждения налоговых правонарушений или преступлений с помощью выявления и последующего устранения причин, способствующих их совершению.

Необходимо заметить, что на сегодняшний день налоговое правосознание и правовая культура граждан оставляет желать лучшего. В связи с этим стоит признать, что налоговый контроль является лишь одним из способов предупреждения налоговых правонарушений, который на сегодняшний день помогает, но не решает проблему огромного количества недобросовестных налогоплательщиков, а значит, существует необходимость разработки и утверждения новых инструментов по предупреждению налоговых правонарушений.

Читайте так же:  Земельный налог для инвалидов 2 группы

Относительно новой формой налогового контроля и предупреждения налоговых правонарушения соответственно выступает налоговый мониторинг, позволяющий осуществить проверку правильности исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и иных обязательных платежей. Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой налогоплательщик добровольно раскрывает информацию налоговому органу.

Данное сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов основывается на стимулировании плательщика налогов самостоятельно исполнять свои обязанности. Считается, что этот инструмент положительно повлияет на формирование законопослушности налогоплательщика.

Список литературы:

  1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. С. 237
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 47.
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2009. С. 149
  4. Чайковская Н. В. Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений. — М.: Финпресс, 2010. – С. 65

http://sibac.info/studconf/social/lxiv/104924

Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями

Дата публикации: 22.09.2018 2018-09-22

Статья просмотрена: 696 раз

Библиографическое описание:

Смирнова А. Г. Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями // Молодой ученый. — 2018. — №38. — С. 154-156. — URL https://moluch.ru/archive/224/52739/ (дата обращения: 17.02.2020).

Налоговые поступления являются основной составляющей доходов бюджета Российской Федерации, без которых маловероятно здоровое функционирование государства. За счет налоговых платежей финансируются учреждения здравоохранения и образования, выплачиваются пенсии и пособия, реализуются национальные проекты и программы. Конечно же страны увеличивают финансовые расходы на проведение экономических и социальных мероприятий, что требует привлечения дополнительных средств, поэтому особое значение представляет система правового регулирования противодействия уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, в которой уголовно-правовым мерам отведена превалирующая роль.

Степень важности и актуальности проблемы преступлений в налоговой сфере подтверждается особым вниманием, постоянно уделяемым ей на уровне Правительства и Президента Российской Федерации. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 в очередной раз указывалось на то, что «нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств». Правительством Российской Федерации регулярно проводится совершенствование налоговой политики. Так, с 1 июля 2018 года вступили в силу поправки к статье 86 Налогового Кодекса Российской Федерации, которые регламентируют предоставление банками информации о движении средств на банковских картах налоговой службе.

Однако анализ правоприменительной деятельности свидетельствует о недостаточной эффективности норм об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Сложившаяся ситуация обусловлена, прежде всего, наличием неоднозначно разрешаемых на практике и в теории вопросов квалификации преступлений, предусмотренных статьями 198–199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершенством законодательных формулировок, игнорированием при установлении уголовно-правовых запретов изменений, сопровождающих экономическое развитие государства.

В настоящее время Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации установлено, что поводом к возбуждению уголовных дел по налоговым преступлениям, установленным статьями 198–199.4 Уголовного Кодекса Российской Федерации, являются, помимо прочего, сообщения от налоговых органов. Однако ни законодательно, ни ведомственными актами не дано понятие материалов налоговых органов, не установлен перечень этих материалов и не указан конкретный, индивидуально определенный источник, служащий предпосылкой для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении, который должен быть подготовлен и отправлен следователю на рассмотрение.

Федеральный закон от 29.12.2009 № 383- ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил процедуру, согласно которой налоговый орган, выявив факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, направляет недобросовестному налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) требование об уплате налога (п. 3 ст. 32 НК РФ). И только после неисполнения данного требования в течение двух месяцев налоговый орган не позднее 10 суток направляет материалы налоговой проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проведенный нами анализ следственной практики показал, что недобросовестные налогоплательщики после получения уведомления от налогового органа не стремятся возместить денежные средства в государственную казну, а оказывают активное сопротивление процессуальным мероприятиям. Так, многие налоговые уклонисты пытаются ввести налоговые органы в заблуждение путем фальсификации и подлога бухгалтерской отечности, смены места регистрации, порчи документов. В результате активного противодействия расследованию материалов проверки большое количество вещественных доказательств, необходимых следователю для принятия объективного и взвешенного решения, подлежит порче или утере.

Ни следователи, ни оперативные сотрудники не могут сформировать четкую доказательственную базу для суда, что приводит к бесперспективности вынесения взвешенного судебного решения. А складывается такая ситуация, прежде всего, потому что налоговые органы не обладают всем спектром организационно-правовых методик для своевременного выявления и пресечения противоправных деяний.

Также следует отметить, что в действующей редакции п. 15.1 ст. 101 НК РФ предусмотрена процедура, согласно которой налоговый орган, установив в отношении физического лица — налогоплательщика, признаки состава административного правонарушения, обязан взыскать с него недоимку по налогу (сбору), пени и штраф. При этом данный факт одновременно расценивается налоговым органом как основание для привлечения физического лица к уголовной ответственности, что прямо противоречит конституционному принципу о недопустимости в отношении одного и того же лица за одно и тоже деяние двойной ответственности.

Следует сказать и о низкой эффективности процессуальных мероприятий, так как следователю, на основании поступившей из налогового органа информации, крайне трудно разобраться в специфической налоговой области, содержащей формулы, коэффициенты, терминологию, без приглашения подготовившего материал специалиста налоговой службы, получения консультационной помощи. Такая двойная работа в отношении одних и тех же материалов дела оказывает отрицательное влияние на своевременность принятия следственных решений должностными лицами, а также снижает эффективность действий налоговиков.

Вместе с тем, некоторые случаи требуют безотлагательного принятия решения о необходимости корректировки поступивших материалов со стороны налогового органа. Подготовка письма, его направление, рассмотрение должностными лицами, принятие решения, — всё это в совокупности пагубно сказывается на качестве материалов уголовного дела.

Читайте так же:  Ограничения имущественного вычета

Примечательно отметить, что между действующими положениями материального права — Уголовного кодекса Российской Федерации и процессуального права — Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации существует правовая коллизия, которая заключается в том, что согласно примечанию 3 к статьям 198–199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации сумма недоимки может быть исчислена в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В свою очередь, статья 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает положения несколько иного характера и цели реализации.

Следует отметить, что нормы, закрепленные в статье. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, являются также камнем преткновения для принятия взвешенного и обоснованного процессуального решения по уголовному делу, так как суд, с учетом принятия налоговым органом решения о привлечении физического лица к ответственности за налоговое правонарушения, вправе принять решение об отказе в привлечении к уголовной ответственности по формальным признакам, которые связанны с нарушением процедур налогового контроля. В связи с тем, что, как правило, сумма налоговой недоимки, которая содержится в налоговом решении, корректируется экспертом, по результатам проверки, с учетом вновь выявленных обстоятельств по уголовному делу, которые изначально не были установлены налоговым органом.

Относительно невысокая выявляемость преступлений налоговыми органами обусловлена тем, что функция противодействия налоговым преступлениям для них является второстепенной. Основная их задача — контроль (проверка) правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов исходя из представленных ими документов бухгалтерской и налоговой отчетности, в доначислении выявленных недоимок по ним и привлечении виновных к налоговой ответственности.

В целях устранения указанных недостатков правового регулирования оснований освобождения лица от уголовной ответственности и приведения его в соответствие с корреспондирующими положениями Уголовного кодекса Российской Федерации можно предусмотреть в статье 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации формулировку, согласно которой сумма недоимки должна определяться в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Во-вторых, назрела настоятельная необходимость в разработке и принятии нового Федерального закона «О финансовой полиции», устанавливающего правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, структуру, полномочия ее органов. При этом следует учесть уже имеющийся отечественный опыт (период деятельности департамента налоговой полиции РФ, Федеральной службы налоговой полиции России), а также апробированную практику других стран в указанной сфере. В целях снижения коррупционных рисков и ведомственной зависимости эту службу целесообразно подчинить Президенту РФ.

http://moluch.ru/archive/224/52739/

Предупреждение и пресечение налоговых правонарушений

Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС

Европейское сообщество является самой крупной экономической силой на мировой арене, но его роль в важных вопросах международной политики пока еще ограничена. Усилия, предпринимаемые Сообществом для того, чтобы придать политическое измерение экономической интеграции, датируются первыми годами его существования. Первые попытки ввести европейскую внешнюю политику и политику безопасности в рамки начавшегося интеграционного процесса были предприняты в начале 1950-х годов.

24 октября 1950 г. глава французского правительства Р. Плевен изложил в Национальном собрании подробный план создания «европейской армии, тесно привязанной к экономическим и политическим институтам объединенной Европы».

План Плевена предусматривал «полное слияние личного состава и вооружений» западноевропейских стран в армию «под единым европейским политическим и военным руководством». читать далее

http://pandia.ru/text/81/446/98782.php

Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 1680 раз

Библиографическое описание:

Галиева А. А. Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/ (дата обращения: 17.02.2020).

В работе автор выделяет особенности профилактики как меры по предупреждению налоговых правонарушений, определяет цели и методы предупреждения налоговых правонарушений, отмечает направления профилактической деятельности.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, профилактика, предупреждение правонарушений, налоговые деликты, налоговые проверки

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Установлено, что даже значительное увеличение количества проводимых налоговых проверок и доначислений по ним не способствует сокращению задолженности и увеличению объема поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным недостаткам мер пресечения можно отнести непосредственную направленность санкций на последствия уже совершенного налогового правонарушения, не затрагивая при этом причин совершения данных деяний. Тем самым предоставляя налогоплательщику возможность повторного совершения налогового правонарушения, отделавшись лишь уплатой недоимок, пеней и штрафов.

Предусматривается необходимость создания комплекса мер предупреждения, включающего в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. При этом следует основываться на всестороннем анализе причин совершения налоговых правонарушений и оценке деятельности налоговых органов [1, с. 65].

Важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений можно считать устранение пробелов налогового законодательства. Главным правовым источником предотвращения налоговых правонарушений является Налоговый Кодекс Российской Федерации, так как он содержит описание основных моментов, на основе которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы. Следовательно, чем точнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. Для этого создаются Федеральные Законы, Положения, Инструкции, которые уточняют спорные или неясные моменты из Налогового Кодекса Российской Федерации. Совершенствование законодательства о налогах и сборах, должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания и легкости усвоения. Противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений [2, с. 47].

Читайте так же:  Налоговый вычет безработному

Целями предупредительной деятельности в налоговой сфере является укрепление финансовых основ государства, профилактика, стимулирование должного поведения участников налоговых правоотношений, сокращение видов неправомерного поведения и их количества. При этом поддерживается точка зрения тех ученых-исследователей, которые считают, что цель предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов может оставаться неизменной, а направления предупредительной деятельности могут изменяться в зависимости от различных условий и обстоятельств [3, с. 149].

Учитывая публичную природу налогов, их роль в формировании доходов бюджетов, все мероприятия должны проводиться преимущественно в общегосударственном масштабе. Деятельность по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов должна осуществляться как в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики, так и субъективного фактора — формирования качеств добросовестного налогоплательщика.

Политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям: гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств и выявлять и расследовать любые случаи налоговых злоупотреблений. Иначе говоря, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

В развитых западных странах все большее распространение и все большую поддержку получает точка зрения, что концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и что необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера — реформирование учетной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт передовых развитых стран, достигается за счет обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счет общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчетности и в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения [4, с. 237].

Таким образом, эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а также целей и задач предупредительной деятельности. Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Предупредительная деятельность должна быть обеспечена, с одной стороны, мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением, с другой — ответственностью должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей, за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности [4, с.63].

Правовое воздействие непосредственно на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах посредством совершенствования налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др. является целью предупреждения налоговых правонарушений [4, с. 134].

Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Развитие налоговой системы требует совершенствования контроля за уплатой налогов и создания полноценной системы предупреждения налоговых правонарушений путем выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

  1. Чайковская Н. В. «Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений» // Интеграция учетно- аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях; под общ. ред. Л. В. Поповой. — М.: Финпресс, 2010. — 430 с.;
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 46–49;
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. «Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии»: Монография. — М.:ВГНА Минфина России. 2009. — С. 147–155;
  4. Аронов А. В., Кашин В. А. «Налоговая политика и налоговое администрирование»: учеб. пособие. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.;
  5. «Административная юрисдикция налоговых органов»: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.;
  6. Головин А. Ю. «Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых правонарушений»: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МГЮА; 2005. — С. 134.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/

Предупреждение и пресечение налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here