Прекращение налоговой проверки

Важная информация в статье: "Прекращение налоговой проверки", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Порядок проведения проверки

Проверка проводится только после того, как руководитель территориального органа ФНС принял соответствующее решение. Он издает документ за своей подписью, в котором содержится следующая информация:

  • наименование компании, в отношении которой будет проведена проверка;
  • года, за которые будут проверены налоги;
  • вид налога, который будет проверяться;
  • ФИО и должности инспекторов.

Это решение вручается представителю юридического лица.

Причина проверки – правильность исчисления и уплаты конкретного налога. В некоторых случаях ФНС проверяет предприятие по нескольким налогам. Как правило, период проверки составляет не более 3 лет.

Законодатель, несмотря на то что наделяет ФНС контрольными и надзорными функциями, не разрешает проверять одну и ту же организацию по одному и тому же налогу за один период 2 и более раз подряд. Это делается в целях защиты прав бизнесменов и руководителей компаний.

В случае ликвидации организации налоговая проверка может быть назначена за период, не превышающий 3 года, даже если она была проведена ранее.

Инспекторы ФНС могут проверять ООО не более 2 месяцев. Если нет каких-либо документов или необходимо запросить дополнительные сведения, срок проверки может быть продлен до полугода.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Читайте так же:  Заявление на льготу по ндфл инвалидам

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Допмероприятия традиционно вызывают много споров, потому что процедура их проведения до конца не урегулирована.

Как известно, сотрудники ИФНС вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, истребовать документы у контрагента, назначить экспертизу или допросить свидетеля. Срок проведения подобных мероприятий не может превышать один месяц, а для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца. Об этом сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ.

Но, к сожалению, в Кодексе не прописаны некоторые важные моменты, и мнения налогоплательщиков и инспекторов зачастую расходятся. Рассмотрим вопросы, которые чаще всего служат поводом для разногласий.

Вопрос первый: должны ли ревизоры приглашать налогоплательщика на рассмотрение материалов допконтроля?

Проверяющие склонны давать на этот вопрос отрицательный ответ, но Высший арбитражный суд с ними не согласен. В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.11 № 10519/1 сделан однозначный вывод: если компанию не известили о месте и времени рассмотрения таких материалов, то решение по проверке нужно отменить. Вслед за судьями такую же точку зрения высказали и авторы комментируемого письма.

Вопрос второй: вправе ли компании и предприниматели представить возражения по материалам дополнительных мероприятий?

В Минфине России считают, что отдельные возражения под допматериалам не предусмотрены. Единственное, что может сделать налогоплательщик — это возразить в целом по акту, который составлен с учетом результата допмероприятий (письмо от 18.02.11 № 03-02-07/1-58). Однако из комментируемого письма ФНС России можно сделать вывод, что налоговики оставляют за налогоплательщиком право отдельно представлять возражения по материалам допмероприятий.

Вопрос третий: какое время необходимо отвести налогоплательщику для ознакомления с результатами дополнительного контроля и подготовки возражений на них?

В Налоговом кодексе такие сроки не установлены. По мнению авторов комментируемого письма, их должен назначать руководитель инспекции. Подразумевается, что при определении этих сроков необходимо учитывать фактические обстоятельства, а именно — количество материалов проверки и их объем. Но на практике ревизоры часто не дают достаточно времени на ознакомление, и это служит поводом для отмены решения по проверке. Так, одна компания смогла ознакомиться с материалами доппроверки только в день их рассмотрения, и суд признал, что тем самым были нарушены права налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 14.12.10 № Ф09-10298/10-С3).

Вопрос четвертый: обязаны ли налоговые органы оформлять результаты проведенных дополнительных контрольных мероприятий?

Комментируемое письмо содержит отрицательный ответ на этот вопрос. В частности, в нем говорится, что НК РФ не предусматривает составление акта по итогам допмероприятий. Отсюда можно сделать вывод, что отсутствие акта не будет служить поводом для отмены решения по проверке.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Какие обстоятельства указывают на то, что проверка будет назначена

Зачастую результатом проверки может быть прекращение регистрационных действий, направленных на закрытие общества. Если налоговая найдет какие-либо недочеты, ее задачей будет вернуть деньги в бюджет соответствующего уровня и тем самым снизить издержки государства. Но на практике у организации может не оказаться достаточно средств для оплаты налогов, и дело может перейти в суд.

ФНС не проверяет абсолютно все компании, которые начали процедуру ликвидации или реорганизации. Только те, в отношении которых возникли сомнения.

Есть ряд обстоятельств, которые могут повлиять на решение инспектора назначить проверку:

  • компания не сдавала декларации вовремя или сдавала с ошибками;
  • у организации имеются долги перед бюджетом;
  • имеется информация о наличии больших оборотов, но сумма для налогообложения указывается намного меньше;
  • часть контрагентов ООО – неплательщики налогов;
  • общество применяло методы по оптимизации налоговой базы;
  • компания не предоставляла документы по запросу ФНС;
  • предприятие возмещало НДС и т. д.

Предусмотреть все спорные ситуации, которые могли бы заинтересовать ФНС, невозможно. Однако, если имеются основания для сомнений, инспекторы должны проверить компанию во избежание неуплаты налога.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка?

Проверка – это один из вариантов контроля предприятий. Проводятся как плановые, так и внеплановые виды проверок. В последнем случае должны быть объективные основания для выезда. Например, появилась информация о том, что не был правильно исчислен и уплачен конкретный налог.

Как она может выявить этот факт? При проверке налоговой декларации, поданной компанией за отчетный период. Второй вариант – проведение процедуры ликвидации или реорганизации при наличии признаков нарушения закона в деятельности компании. Например, происходит слияние предприятий, и ФНС предполагает, что таким образом организации хотят уклониться от уплаты налогов.

Если ФНС назначит проверку в ходе ликвидации или реорганизации, то до тех пор, пока проверка не закончится, нельзя приступать к следующему этапу. То есть процедура замораживается как минимум на 2 месяца.

Читайте так же:  Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит

Даже если проверка внеплановая, о ее начале руководитель общества уведомляется заранее. Ему направляется решение о проверке, и только после этого он должен выделить инспекторам ФНС помещения для изучения документов.

О чем еще стоит знать

Налоговая проверка – это одна из форм контроля за деятельностью юридических лиц. Если она все же назначена, то руководителю компании не стоит чинить препятствия и скрывать первичные документы. В противном случае у ФНС может появиться недоверие к предприятию, и они станут проверять еще более тщательно.

Результатом проведения проверки всегда является акт, который доводится до руководителя организации. Если по каким-то причинам он отказывается получить документ, его направляют по почте заказным письмом.

После изучения акта проверки, руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий. В этом случае оповещается руководитель компании, которого вызывают в инспекцию для присутствия при изучении документов.

По результатам проверки руководитель инспекции может принять одно из 2-х решений:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности.

Если инспекторы ФНС выявят в ходе проверки наличие в деятельности организации признаков состава преступления, они должны уведомить об этом правоохранительные органы. Самостоятельно привлечь к уголовной ответственности они не имеют права.

Если контрольные мероприятия были проведены некорректно, руководитель ООО при нарушении прав может обжаловать результаты проверки в суде или составить жалобу в вышестоящую инстанцию.

Также общество может обжаловать решение о привлечении к ответственности. В документе указан порядок и срок обжалования. Если срок будет пропущен по уважительным причинам, его можно восстановить в судебном порядке, заявив соответствующее ходатайство и приложив его к исковому заявлению.

Подведем итоги

Избежать налоговую проверку при закрытии общества можно, если выбрать надлежащую форму реорганизации, а также при осуществлении ликвидации организации с нулевым балансом. При этом в ФНС должны быть вовремя сданы все декларации. У предприятия не будет задолженности перед третьими лицами, в том числе бюджетными и внебюджетными фондами.

Какие действия налоговиков могут служить поводом для отмены решения по выездной проверке

Специалисты ФНС России опубликовали письмо от 13.09.12 № АС-4-2/15309, где прокомментировали некоторые спорные моменты, касающиеся проведения выездных налоговых проверок (см. «ФНС: налогоплательщики могут представлять при проверке заверенные копии прошитых многостраничных документов»). В частности, разъяснили вопросы, связанные с назначением дополнительных контрольных мероприятий, приостановлением проверки, а также с проверками предпринимателей, которые сменили адрес или утратили статус ИП. Выводы чиновников и упоминаемые в комментируемом письме решения судов помогут налогоплательщикам разобраться, какие действия ревизоров могут послужить поводом для отмены решения по проверке.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Приостановление проверки

Еще один момент, который вызывает много споров, связан с приостановлением проверки. Суть разногласий сводится к следующему: могут ли инспекторы в момент приостановления проводить какие-либо контрольные мероприятия? Или же приостановление означает, что ревизоры должны полностью бездействовать?
Здесь все зависит от того, о каких мероприятиях идет речь. Если это допросы свидетелей, то проводить их разрешено и во время приостановления. Об этом говорится в комментируемом письме, и чуть раньше это подтвердил Минфин России (письмо от 05.05.11 № 03-02-07/1-156).

Однако в отношении мероприятий на территории самого налогоплательщика полной ясности нет. Осмотр помещений под запретом (это следует из письма Минфина России от 28.10.08 № 03-02-07/1-433). А вот получение тех или иных документов расценивается по-разному. В арбитражной практике есть прецеденты, когда судьи признали: изъятие «первички» в момент приостановления проверки недопустимо (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.11 № Ф03-508/2011). Но есть и обратные примеры. В частности, одна организация хотела оспорить решение по проверке из-за того, что при его вынесении налоговики использовали фискальный отчет ККТ, снятый в период приостановления. Но, по мнению суда, данный факт никак не повлиял на законность решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.12 № А78-7098/2011).

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Как избежать налоговой проверки при прекращении деятельности ООО

Организация может быть освобождена от проведения налоговой проверки при ее закрытии по таким причинам:

  • имеет нулевой баланс;
  • отсутствуют обязательства перед кредиторами – физическими и юридическими лицами;
  • отсутствуют обязательства перед бюджетными и внебюджетными фондами;
  • своевременно предоставляется отчетность в ФНС;
  • отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках;
  • отсутствуют ошибки в бухгалтерском учете и т. д.
Читайте так же:  Возмещение ндфл за дмс

Какие формы прекращения деятельности компании обходятся в большинстве случаев без проверки налоговой инспекцией:

  • слияние, присоединение;
  • смена региона, в котором осуществляется основная деятельность;
  • продажа бизнеса;
  • отчуждение долей третьим лицам;
  • банкротство в добровольном порядке и т. д.

Если у предприятия не было активной деятельности 2 и более года, ФНС это видит по представленным декларациям. Она может не заинтересоваться компанией и завершить регистрационные действия в общем порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительные факторы, снижающие «опасность» для организации:

  • отсутствие наемных сотрудников (кроме руководителя, которому может не платиться зарплата);
  • не должны проводиться никакие зарплатные выплаты;
  • счета должны быть «пустыми».

При подаче документов на регистрацию прекращения деятельности общества необходимо проверить правильность их заполнения, проставление подписей. Уведомления по формам Р15001 и Р16001 должны быть заверены у нотариуса. На всех бланках должна стоять подпись уполномоченного лица. Все бумаги, которые представляют в оригинале, ни в коем случае не должны быть заменены копиями.

В случаях, предусмотренных законом, компания должна получить разрешение от ФАС для продолжения дальнейшей процедуры реорганизации. Если этого разрешения нет, налоговая может заинтересоваться компанией.

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

Ликвидация фирмы (ООО) без налоговой проверки

Время чтения: 7 мин.

Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Шрифт: A+ A-

После того как собственники предприятия приняли решение о его ликвидации, в их интересах завершить процедуру в максимально короткий срок и без лишних осложнений. К проблемным моментам могут быть отнесены, в том числе, проверки уполномоченных органов и привлечение руководителя общества к административной ответственности. Поэтому вопрос о том, как закрыть ООО без налоговой проверки, весьма актуален.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Что делать, если проверка назначена?

После того, как компания узнала о том, что принято решение о назначении налоговой проверки, необходимо провести внутренний аудит по налогу. Безусловно, сделать это за короткий промежуток времени будет сложно. Можно привлечь к работе квалифицированных специалистов, которые имеют опыт участия в проверках и знают их подводные камни.

Аудит бывает внутренний и внешний. Первый проводится, как правило, бухгалтерской службой предприятия. Но он не всегда бывает объективен. Например, бухгалтерия может скрыть какие-либо недочеты, чтобы не получить взыскание от руководства, надеясь на то, что налоговая инспекция их не заметит.

Внешний аудит проводится аудиторскими компаниями. Они изучают документацию организации за определенный период и указывают на имеющиеся недочеты. По результатам аудита составляется акт, который передается на изучение руководству компании.

Аудит необходим для того, чтобы узнать, какие нарушения имеются в организации. По его итогам предлагаются варианты, выбрав один из которых, предприятие защитит себя от последствий налоговой проверки.

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.
Читайте так же:  Подоходный налог для ип в беларуси

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

Читайте так же:  Нулевая декларация осно для ип образец

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Утрата статуса ИП, смена инспекции и ликвидация компании

Много вопросов вызывают проверки индивидуальных предпринимателей, утративших свой статус. Сами ИП полагают, будто после снятия с учета налоговики уже не вправе назначить контрольное мероприятие. Однако чиновники из Минфина утверждают: в НК РФ нет нормы, которая запрещала бы инспекторам задним числом проверить период, в течение которого гражданин являлся предпринимателем (письмо Минфина России от 23.01.12 № 03-02-08/6). Ранее аналогичную позицию излагал Конституционный суд РФ в определении от 25.01.07 № 95-О-О. Такие же выводы сделали и авторы комментируемого письма.

Кроме того, путаница с проверками зачастую возникает в ситуации, когда предприниматель меняет место жительства и ИФНС. Какая инспекция — по прежнему или по новому адресу — должна проводить ревизию? Если запись о снятии с учета уже внесена в единый госреестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), то назначить проверку вправе новая инспекция. Если запись еще не внесена, то решение о проверке должна вынести «старая» ИФНС. Об этом четко сказано в комментируемом письме.

Добавим, что момент внесения записи в ЕГРИП чаще всего не совпадает с моментом, когда предприниматель принес заявление о смене места проживания. Причина в том, что по закону налоговики могут сделать запись в реестре не сразу, а в течение пяти рабочих дней с даты предоставления документов. И в период с даты получения заявления и до даты внесения записи сотрудники прежней ИФНС имеют полное право начать ревизию. Предприниматель, который хотел оспорить в суде результаты такой проверки, потерпел поражение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.12 № Ф02-5801/11).

Что касается компаний, то на них все вышесказанное не распространяется. Другими словами, проводить проверку после ликвидации или реорганизации юридического лица нельзя. Как следствие, никакие подтверждающие первичные документы хранить не нужно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что налогоплательщик может легко проверить, грозит ли ему выездная налоговая проверка. Как известно, для включения компаний в план выездных налоговых проверок инспекторы используют 12 открытых критериев (см. «Стали известны новые показатели для расчета вероятности выездной налоговой проверки»). Эти же критерии используются в сервисе «Эксперт». Введя туда ряд показателей, налогоплательщик увидит, может ли он быть включен налоговиками в план проверок.

Источники

Прекращение налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here