Проблемы и перспективы финансового контроля

Важная информация в статье: "Проблемы и перспективы финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант юридического факультета Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета,

канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры финансового права юридического факультета Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета

Государственная казна представляет собой средства государственного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы, иное имущество, принадлежащее государству на праве собственности. Поскольку речь идет о государственном имуществе, то существует необходимость осуществления контроля за расходованием и пополнением государственной казны, формированием бездефицитного бюджета с целью укрепления экономической безопасности и стабильности нашей страны для устойчивого развития России. На сегодняшний день основным механизмом в этой области выступает государственный финансовый контроль. Однако в правовом регулировании данного института существует ряд проблем и противоречий, оказывающих негативное влияние на качество и эффективность осуществления такого контроля, выявления нарушений и принятия соответствующих корректирующих мер с целью восстановления нарушенного права.

Президент Российской Федерации в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ каждый раз отмечает, что для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо разграничить полномочия, ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить элемент неэффективности и дублирования в их работе. По мнению главы государства «…необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была» [1]. Это указание нашло отражение в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденных Правительством РФ 31 января 2013 года.

С 2011 года в правовом регулировании осуществления государственного финансового контроля наблюдаются изменения и подвижки. Так, в 2011 году был принят Федеральный закон №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в 2013 году был принят новый Федеральный закон №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральный закон №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся регулирования государственного финансового контроля. От последнего ожидали больше, но, к сожалению, проблема осталась до конца не решенной. Эти нормативные правовые акты и внесенные изменения в существующие НПА направлены на изменение и усовершенствование действующей системы финансового контроля в Российской Федерации.

Несмотря на то, что 7 лет назад произошли глобальные изменения в области регулирования финансового контроля, все еще остро стоят проблемы правового регулирования данного института. Можно утверждать, что в нашей стране так и не сформирована единая законодательная база, регулирующая проведение государственного финансового контроля. На этот факт указывает то, что нормы, регулирующие контролирующую деятельность, содержатся в актах разного уровня, а также не разъясняют взаимодействие между различными органами, уполномоченными осуществлять государственный финансовый контроль. Складывается ситуация, когда каждый из органов специальной и общей компетенции осуществляет финансовый контроль автономно, не руководствуясь проведенными контрольными мероприятиями других уполномоченных органов. Такой контроль осуществляется как бы «внутри себя». Таким образом, явной является необходимость упорядочения и систематизации уже существующих норм в области финансового контроля, приведения их к единому стандарту, унификации.

Прежде всего, стоит проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых и установленных правил осуществления государственного финансового контроля, единого взгляда на цель, способы, формы и методы его осуществления. Именно поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятия его концепции. Еще в 2012 году Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ подготовить проект Единой концепции государственного финансового контроля, который более точно обозначил бы суть и сферу его осуществления, деятельности органов власти в данной сфере. Необходима также разработка понятийного аппарата для однозначного понимания контрольных мероприятий, полномочий и т.п.

Бюджетный кодекс РФ содержит раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль», посвященный финансовому контролю, но и там не содержится четкого определения государственного финансового контроля. Однако в соответствии со статьей 265 БК РФ «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения». Следовательно, законодатель рассматривает финансовый контроль как бюджетный контроль. А как тогда быть с другими финансовыми институтами?

В настоящее время большое распространение получил аудиторский контроль, заказчиком которого может выступать и государство. Однако аудит не подменяет государственный финансовый контроль, а призван дополнить и облегчить нагрузку на него. В научной литературе все чаще используется понятие «государственный аудит», который нередко отождествляют с понятием «государственный финансовый контроль». На наш взгляд это не совсем соответствует реальному положению вещей.

Так, по мнению В.Е. Рябовой государственный аудит является более широким понятием по сравнению с государственным финансовым контролем [1; С.13]. Необходимо заметить, что на государственный аудит возлагается большее количество задач. Становится очевидным, что на государственный финансовый контроль не возлагаются некоторые задачи, выполняемые государственным аудитом, например, оценку обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета или анализ выявленных отклонений от установленных бюджетных показателей и другие. Следовательно, цель и методы осуществления этих двух видов контроля разнятся.

Государственный аудит – межотраслевой правовой институт, который регулирует отношения в сфере осуществления независимого, внешнего контроля деятельности органов государственной власти по управлению публичными ресурсами в общественно значимых целях, в том числе, обеспечение гарантий реализации принципа ответственности органов государственной власти и должностных лиц за эффективность и результативность их работы [4; С. 157].

Основное условие эффективности организации финансового контроля – это соблюдение законности при проведении контрольных процедур. По мнению Е.А. Кочерина «принципы контроля — одно из фундаментальных понятий, характеризующих такое сложное явление, как контроль. Проблема принципов контроля в теоретическом, методологическом и практическом аспектах пока недостаточно разработана» [2; С. 46]. Финансовый контроль выступает видом государственного контроля и одна из его функций – управление, что основывается на общих принципах государственного управления.

Когда речь идет о государственных средствах, важным принципом выступает открытость, которую можно обеспечить двумя способами: организация информационных интернет-порталов (цифровизация сферы финансового контроля) и публикация результатов контрольных мероприятий принятия мер по устранению выявленных нарушений и принятых к нарушителям мер принуждения в общем доступе, в СМИ.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл образец заполнения для физических

Поскольку в России главным органом государственного финансового контроля является Счетная Палата РФ, то в первую очередь на нее ложится реализация принципа открытости и объективности. Это выражается, прежде всего, в публикации отчетов о проведенных ею контрольных мероприятиях, например, в «Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации», который выходит ежемесячно.

В настоящий момент взаимодействие контролирующих органов осуществляется на основе координации деятельности по заключенным соглашениям о сотрудничестве. Но такие соглашения носят не регулярный, а единовременный характер, поскольку в России на сегодняшний момент нет четкой регламентации механизма взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля. Внешний контроль осуществляется на деле только по подведомственности. Внешний контроль от горизонтали власти практически отсутствует и даже недопустим. Хотя для объективности это явилось бы целесообразным.

Значительно усложняет эффективность и рациональность осуществления финансового контроля достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля, разбросанность норм, его регулирующих, по различным множественным законодательным актам. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность практически не координируется, за редким исключением. Органы специальной компетенции должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении индивидуальной ответственности каждого уполномоченного органа за свой участок контроля. Несколько лет назад планировалось создание единой Федеральной Финансовой Службы, что представляется достаточно целесообразным в плане объединения контролирующих органов всех уровней в одном. Эта инициатива по ряду причин была отклонена. На сегодняшний день большинство контрольных мероприятий именно в финансовой сфере возложено на Счетную палату РФ, Министерство финансов и подчиненные ему Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство РФ, Федеральную таможенную службу, а также на Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор.

Таким образом, проблемы, возникающие в системе государственного финансового контроля, очевидны. Основное место среди них занимает проблема правового обеспечения слаженности и эффективности деятельности уполномоченных органов власти в области осуществления финансового контроля. Усилия контролирующих органов несогласованны, взаимодействие между ними неэффективно. Отсутствует единая информационная электронная база, что является препятствием полному и своевременному проведению контроля, и в условиях цифровизации всех сфер общественной и государственной жизни вопросы правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля архиактуальны и архиважны, поскольку существует в, том числе, необходимость усиления борьбы с теневой экономикой. В связи с этим данный институт требует серьезных государственных реформ в российском государстве.

Список литературы:

  1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. – Российская газета. – 2012. – №287.
  2. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. – М.: Филинъ, 2000. – 375 с.
  3. Рябова Е.В. Государственный аудит: возможность закрепления данного понятия в российском законодательстве // Юридический мир. – 2013. – № 2. – С. 13-16.
  4. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. – М.: Наука. – 2008. – 602 с.

http://sibac.info/studconf/science/xlvii/113228

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].

3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл на автомобиль

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

http://sibac.info/studconf/social/xlviii/63768

Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2015, N 10

Кризисные явления в мировой экономике предопределили необходимость экономного и рационального использования финансовых ресурсов государства. Значительность денежных средств, направляемых из федерального бюджета на покрытие расходов муниципальных образований, делает необходимым организацию эффективного контроля за их использованием. Исследование современной нормативно-правовой базы и теоретико-методологических основ функционирования контроля как глобальной экономической категории позволило предложить направления совершенствования отдельных элементов системы муниципального финансового контроля и обосновать его роль и значение при реализации функций государственного финансового контроля.

Негативное влияние мирового финансового кризиса, вызвавшее острую потребность в экономии бюджетных средств, обусловило повышенное внимание к вопросам управления государственными (муниципальными) финансами.

Необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы контроля за использованием средств местных бюджетов обусловлена различными факторами: это увеличение количества муниципальных образований, через которые расходуется около половины бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, от объектного к проектному управлению; развитие системы муниципальных закупок. А значит, для совершенствования механизма контрольных процедур (с соответствующим методическим обеспечением) существуют вполне объективные предпосылки. Помимо прочего в указанной сфере существует множество пробелов как нормативно-правового, так и методологического и методического характера.

Организация финансового контроля в муниципальных образованиях — одна из первоочередных задач для органов власти, так как именно на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Так как контрольная деятельность в системе местного самоуправления не может быть подменена государственным финансовым контролем, муниципальный финансовый контроль необходим как обязательный элемент единой системы финансового контроля в Российской Федерации и инструмент, обеспечивающий повышение эффективности расходования бюджетных средств на местном уровне, сбалансированность местных бюджетов, усиление ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Разработка стратегии развития системы муниципального финансового контроля представляется необходимой по ряду причин, важнейшими из которых являются переход на среднесрочное бюджетное планирование и реализация приоритетных национальных проектов. Основные положения стратегического плана должны соответствовать приоритетам долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития территории.

Для реализации стратегии, а также координации действий контрольных органов, по мнению авторов, необходимо ввести стандарты муниципального финансового контроля. Система стандартов должна учитывать положительный международный и российский опыт и включать в себя:

  • общие стандарты, описывающие принципы контрольной деятельности на муниципальном уровне, а именно независимость, компетентность, гласность, конфиденциальность;
  • рабочие стандарты, которые систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля в разрезе таких функций, как планирование, надзор, доказательства и документация;
  • стандарт отчетности, который устанавливает требования к форме и содержанию отчетов. Целью этого стандарта являются обеспечение прозрачности контроля, укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов;
  • стандарт управления и контроля качеством, который устанавливает требования к осуществлению руководства деятельностью муниципальных контрольно-счетных органов и их работников. Целью стандарта «Управление» являются формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля. Целью стандарта «Контроль качества» является обеспечение соответствия деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и их работников стандартам.

Контрольно-счетными органами применяются в основном две формы контроля:

  • контроль финансовой отчетности;
  • контроль на соответствие.

В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя эффективность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно их использовать в соответствии с целевым назначением.

Читайте так же:  Не приходят налоги на квартиру что делать

Использование бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными актами, достоверная отчетность сами по себе не могут свидетельствовать об эффективности их использования. В связи с этим контроль за эффективностью предполагает проверку различных сторон деятельности органов местного самоуправления в целях определения эффективности использования ими бюджетных средств, выделенных для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ.

В соответствии с международной практикой аудит эффективности направлен на проверку исполнения, экономичности, продуктивности и результативности (эффективности) управления муниципальными финансовыми ресурсами. Он охватывает не только специфическую финансовую деятельность, но и весь спектр деятельности органов местного самоуправления, в том числе организационную и административную системы.

Аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью здесь является не выявление нарушений финансового законодательства, а комплексная оценка эффективности деятельности структурных подразделений местных администраций и подведомственных организаций по использованию ими муниципальных ресурсов.

Эффективная система бюджетного контроля и аудита в современных условиях должна включать следующие взаимоувязанные компоненты:

  1. внутренний контроль;
  2. внутренний аудит;
  3. внешний аудит.
Видео (кликните для воспроизведения).

Базовым уровнем системы контроля и аудита в органе или организации считается система внутреннего контроля.

Внутренний контроль — это постоянный процесс, который проводится руководством и сотрудниками, при этом исключительная ответственность за его осуществление возлагается на руководителя органа или организации. Именно на систему внутреннего контроля ложится основная нагрузка в части проверки соблюдения законодательства, достоверности бюджетной отчетности, сохранности активов, эффективности использования материальных, человеческих и информационных ресурсов, идентификации и оценки рисков.

Внутренний аудит прежде всего фиксирует адекватность и эффективность системы внутреннего контроля. Кроме того, он позволяет выявить недостатки применяемых процессов, правил, процедур, увидеть в деятельности организации риски, которые могут препятствовать достижению поставленных целей, а также предоставить руководству рекомендации, как работать более эффективно и достигать лучших результатов.

Внешний аудит определяют как выражение независимого мнения о достоверности финансовой или иной отчетности, которое предоставляется заинтересованным пользователям. Задачи внешнего аудита допустимо расширить: к их числу может относиться заключение о том, что системы бухгалтерского учета, отчетности, финансирования и управления организованы правильно и позволяют руководству обеспечивать достижение целей органа или организации, что достижение целей осуществляется наиболее экономичными, эффективными и результативными способами.

Если аудит правильности (финансовый аудит) в Российской Федерации уже имеет свою историю и развитую методологию, учитывающую международные стандарты и многолетние традиции проведения ревизий и проверок, то аудит эффективности возник сравнительно недавно.

Очевидно, что внедрение аудита эффективности неизбежно сопряжено со сложностями и проблемами, обусловленными современной российской практикой управления государственными и муниципальными финансами. Одной из основных проблем является незавершенность реформы бюджетного процесса в части внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях бюджетной системы. Как следствие, во многих случаях для проведения аудита эффективности отсутствует информационная база: отчетность о результатах деятельности, о достижении поставленных целей и задач, сведения о качестве предоставленных государственных и муниципальных услуг. Опыт зарубежных стран показывает, что аудит эффективности становится реальным инструментом только тогда, когда система бюджетирования, ориентированного на результат, уже действует, а в законе о бюджете представлены программы с заданными результатами использования бюджетных средств.

Другой проблемой является отсутствие в Российской Федерации упорядоченной, внутренне непротиворечивой системы правового регулирования муниципального финансового контроля.

Внедрение аудита эффективности в контексте государственных и муниципальных финансов тормозится и в силу фрагментарности методической базы. Для того чтобы аудит эффективности занял надлежащее место в системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации, способствовал модернизации бюджетного процесса и повышению качества государственного управления, необходимо соблюдение ряда принципиальных условий для его дальнейшего развития, решения существующих проблем и сближения с лучшей международной практикой.

Прежде всего следует создать адекватную нормативную и методологическую основу для проведения аудита эффективности, в частности разработать концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и утвердить ее на федеральном уровне. Затем потребуется внести изменения и дополнения в действующее законодательство, главным образом в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Кроме того, нужно разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов.

В качестве самостоятельной проблемы необходимо отметить необходимость сохранения внешнего государственного контроля в сфере государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные направления развития муниципального финансового контроля:

Развивая положения о необходимости расширения сферы деятельности контрольно-счетных органов (КСО), усиления контрольной деятельности и повышения статуса КСО, представляется необходимым разработать стратегию развития муниципального финансового контроля и муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО) в Российской Федерации.

Цель стратегии — содействие дальнейшему повышению экономического потенциала территории муниципального образования посредством проведения качественных контрольно-аналитических мероприятий, направленных на улучшение финансовой дисциплины, обеспечение большей прозрачности и эффективности управления ресурсами и активами муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:

  • усиление независимости, укрепление и наращивание потенциала муниципальных КСО;
  • построение системы конструктивного взаимодействия с представительными и исполнительными органами государственного управления и местного самоуправления;
  • внедрение новых направлений контрольно-аналитической и методической деятельности;
  • модернизацию и дальнейшее повышение качества контрольных мероприятий;
  • повышение эффективности организации работы и профессионального развития кадровых ресурсов.

Основными ожидаемыми результатами от реализации стратегии развития муниципального финансового контроля являются:

  • формирование независимого муниципального финансового контроля, соответствующего требованиям международных стандартов и лучшей мировой практики;
  • повышение эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления, государственными органами и другими организациями;
  • проведение качественных контрольных мероприятий в соответствии с международными стандартами аудита;
  • эффективная организация работы и комплектация профессиональными кадровыми ресурсами;
  • улучшение финансовой дисциплины и повышение прозрачности, подотчетности и эффективности управления муниципальными финансовыми ресурсами и собственностью.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/98348-municipalnyj-finansovyj-kontrol-problemy-realizacii-perspektivy-razvitiya

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Сафонова Е.А. Проблемы финансового контроля: практический и теоретический аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 90-95

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ И

ТЕОРЕТИЧ Е СКИЙ АСПЕКТЫ

Е.А. Сафонова , ст удент

Тюменск ий государственн ый университет

(Россия , г . Тюмень )

Аннотация . В статье о бозначены основные проблемы, возникающие при осуществл е нии государственного финансового контроля в Российской Федерации , в частности: ра с смотрен а проблема определения основны х теоретически х положени й финансового ко н троля, выявлен а проблема закрепления системы государственных органов, осущест в ляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Также п роанализированы пр о блемы, возн и кающие в практической д еятельности контрольных органов.

Читайте так же:  13 процентный подоходный налог

Ключевые слова : финансы, государственный контроль, финансовый контроль, бю д жетные средства, эффективность бюджетных расходов.

Нормальное функционирование фина н сового контроля является непременным условием обеспечения непрерывного пр о цесса формирования и использования фондов д е нежных средств . Современные условия развития экономики и российск о го общества предъявляют жесткие треб о вания к эффективности решения вопросов управления сферой, связанной с реализ а цией задач контроля использования ф и нансовых средств и материальных ресу р сов государства и муниципальных образ о ваний. Эффективность финансового ко н троля является одним из важнейших фа к торов финансово-экономической устойч и вости и социальной стабильности госуда р ства, его экономической безопа сности и благоп о лучия граждан [2 , с. 20] .

В условиях современной экономики финансовый контроль должен быть н а правлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесх о зяйственности и хищений, проверку сво е временности выполнения обязательств п е ред бюджетом и внебюджетными фонд а ми, взаимных платежей между хозяйс т вующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рациональн о го использования всех ресурсов, сохранн о сти денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собс т венности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назн а чению [ 1 , с. 11].

В правовом регулировании государс т венного финансового контроля имеет м е сто целый ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государс т венного финансового контроля .

Во-первых , отметим, что нормативная база финансового контроля на сегодня ш ний день далека от современных эконом и ческих и социальных реалий, не о т вечает тем целям и задачам, которые с тавит гос у дарство перед механиз мом фина н сового контроля .

Во — вторых, основной понятийно-категориальный аппарат финансового ко н троля по-прежнему законодательно не з а кре плен на федеральном уровне. В Бю д жетном кодексе РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ отсутствует определение ф и нансового контроля: в нем з а крепляется лишь немногословная характеристика г о сударственного (муниципального) фина н сово го контроля в бюджетной сфере . Н а логовый кодекс РФ Федерации (часть пе р вая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ , регул и рующий такой вид финансового контроля как налоговый контроль, закрепляет о б щие положения о налоговом контроле, но характерист и ки фин ансового контроля не содержит . Прочие дефиниции, касающи е ся финансового ко н троля, рассредоточены по различным нормативно — правовым а к там, регулирующим различные виды ф и нансового контроля. Подобные недостатки говорят о том, что назрела н е обходимость внесения изменений в законодательную базу, касающуюся финансового ко н троля.

Что касается усовершенствования де й ствующего законодательства, то п редста в ляется, что внесение изменений в дейс т вующие нормативно-правовые акты м о жет оказаться недостаточно эффективной м е рой. В связи с этим думается , что реш е ние указанных правовых проблем должно на й ти свое отражение на уровне нового фед е рального закона «О государственном ф и нансовом контроле», в котором необход и мо отразить понятие, виды, цели, принц и пы и задачи финансового контроля, мет о ды и формы его проведения. Также в нем необходимо закрепить систему орг а нов финансового контроля, охарактериз о вать их компетенцию и полномочия.

Проблемы возникаю т и в практич е ской д еятельности контрольных органов. О тм е тим, что основной их задачей, кот о рая и обусл о вливает большинство проблем , св я занных с реализацией финансового ко н троля , является предупреждение правон а рушений в ф и нансово-бюджетной сфере.

В целом, оценивая масштабы и общес т венную опасность преступлений и прав о нарушений , совершаемых должнос т ными лицами в финансово й сфере, можно гов о рить об особом виде преступной деятел ь ности, ставящем под угрозу финанс о вую безопасность и бюджетную систему стр а ны [9 , с. 11 ] . В сложившейся ситуации о с новной задачей контрольно-счетных орг а нов видится принятие всевозможных мер, направленных на обеспечение общей и ч а стной превенции правонарушений т а кого рода. Однако меры, предпринима е мые для этого на сегодняшний день , представляю т ся недостаточными.

В связи с этим предлагается обозначить следующие основные направления вза и модействия контрольно-счетных и прав о охранительных органов: п овышение вза и модействия контрольных и правоохран и тельных органов в части организации с о вместных мер о приятий, направленных на борьбу с преступнос тью в финансово-бюджетной сфере; с истематизация ко н трольно-счетными органами выявляемых в финансово-бюджетной сфере нарушений и подготовка на этой основе предложений об изменении норм регулирования и о т ветственности за правонарушения, разр а ботка совместно с правоохранительными органами схем противодействия распр о странения преступности в указанной сф е ре; с овместная реализация мер, напра в ленных на установление и устранение причин и условий, способствующих с о вершению преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Затрагивая вопрос сотрудничества пр а воохранительных и контрольно-счетных органов нельзя не отметить проблему об ъ ема правовой ответственности должнос т ных лиц в финансово-бюджетной сфере, ведь от этого зависит вопрос повышения результативности государственного ф и нансового контроля в целом . По мнению специалистов , достижение указанной р е зультативности возможно лишь при ус и лении действенности финансовых санкций за нарушение финансового законодател ь ства, что по способствует одновременно и укреплению финансовой дисциплины. Так, по мнению Х.Н. Замбаева , повышение р е зультативности государственного фина н сового контроля зависит от усиления де й ственности финансовых санкций. Очеви д ным представляется то, что санкции дол ж ны быть прямо пропорциональны тяжести нарушения бюджетного законодательства и должны тем самым не только возмещать причиненный ущерб государству и нак а зывать виновных, но и сде р живать других от соверш ения подобных правонарушений [7 , с. 133].

Читайте так же:  Как анонимно написать жалобу в налоговую инспекцию

Разделяя данную точку зрения , отм е тим, что решение данной проблемы види т ся в том, что Счетной палатой РФ должен быть проведен всесторонний анализ п о добного п о ведения субъектов финансовых право отношений и должны быть разраб о таны предлож е ния по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы. Помимо проч е го, представляется, что Счётная палата должна дополнительно проанализировать разнообразные госуда р ственные программы, проекты, направл е ния расходования бюджетных средств, оценить , насколько их показатели отвеч а ют поставленным стратегическим целям, насколько точно расставлены приоритеты в этих программах, где есть резервы, кот о рые можно направить на дальнейшее ра з витие. В целом , по нашему мнению, сл е дует и дальше ужесточать контроль за расход ованием сре дств пр и гос ударстве н ных закупках, реализациях ФЦП и пр. , с о вершенствовать работу контрольно-надзорных органов на местах, обеспеч и вать внедрение современных технологий в их рабочий процесс.

Затрагивая вопрос работы контрольных органов в центре и на местах отметим , что н екоторые исследователи всерьез озабоч е ны проблемой подготовки кадров ко н трольных органов. Поскольку действу ю щая нормативно-правовая база подверг а ется постоянным изменениям, эта пробл е ма является наиболее актуальной сегодня. Появляется обусло в ленная необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия с о трудников контрольных органов в разли ч ных учебных мероприятиях и обмена оп ы том [ 6 , с. 67-69].

Специалистов в сфере финансового права также волнует коррупционный эл е мент в осуществлении финансового ко н троля. Так, О.Г. Геймур указывает, что, к сожалению, сложившаяся система фина н сового контроля в Российской Федерации недостаточно хорошо обеспечивает р а циональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относ и тельно высоким уровнем коррупции в стране. По ее мнению, необходимость с о вершенствования и развития системы г о сударственного финансового контроля в данной сфере назрела уже давно. В связи с этим она предлагает увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организ а ций и иных должностных лиц) за нецел е вое использование бюджетных средств; навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответстве н ности за нецелевое использование бю д жетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных у чреждениях и орг а низациях [ 4 , с. 99].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в вопросах ос у ществления финансового контроля гос у дарственными органами и должностными лицами имеется много «пробелов», кот о рые, несомненно, создают препятствия для эффективной ре а лизации его на практике. Законодательство Российской Федерации в области финансового контроля является во многом недоработанным и провоцирует сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные лица при осуществлении своих полномочий по реализации фина н сового контроля . Представляется, что р е шение указанных проблем может быть найдено путем совершенствования норм а тивно-правовой базы в сфере финансового контр о ля, а также путем внедрения новых методик, систем и механизмов в работу системы ко н тр ольных органов РФ.

1. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Ф е дерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова , отв. ред. Е.Ю. Грач е ва. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. – 2013. – 384 с.

2. Бойко Н.Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации //Финансовое право. – 2014. – № 3. – С. 19 — 22.

3. Владимир Колокольцев дал задания следствию в 2015 году [Электронный ресурс] // Московская правда [сайт]. – URL: http://mospravda.ru/crime/article/policeiskii_korpys/ (дата обращения: 13.03.2016).

4. Геймур О.Г. К оррупция как фактор, снижающий эффективно сть финансового ко н троля // Вестник Т юменского государственного университета . – 2010. – №2. – С. 98-104.

5. Геймур О.Г. П равовое регули рование финансового контроля в Российской Ф едер а ции на современном этапе // Вестник Т юменского государственного университета . – 2014. – №3. – С. 133-140.

6. Горбунова И.Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в Ро с сии и пути совершенст вования его организации / И.Е. Горбунова, С.А. Папоян // Актуал ь ные вопросы экономики и управления: Сб. материалов междунар . науч . конф . — Москва, 2011. – С. 67-69.

7. Замбаев Х. Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модерниз ации государственных финансов // Актуальные вопросы экономики и и управления : Сб. материалов междунар . науч . конф . – Москва, 2011. – С. 130-133.

8. Заседание коллегии Счетной Палаты [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47532 (дата обращения: 13.03.2016).

9. Ильин А.Ю. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля /А.Ю. Ильин, М.А. Моисеенко // Финансовое право. – 2015. – № 4. – С. 8- 14.

10 . Итоги работы Счетной палаты РФ в 2013 году и основные направления деятельн о сти в 2014 году [Электронный ресурс] //Счетная Палата РФ [сайт]. – URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 15.03.2015).

11. Колесов Р.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р.В. Колесов, А.В. Юрченко. – Ярославль: ЯФ МФЮА , 2013. – 99 с.

12. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осущ е ствляемого Казначейством России // Финансы и кредит. – 2015. – №10. – С. 2-11.

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL: A PRACTICAL AND

THEORETICAL A S PECTS

E.A. Safonova , student

Tyumen state university

Abstract. The article outlines the main problems that arise in the implementation of state f i nancial control in the Russian Federation, in particular: has been examined the problem of d e termining the main theoretical provisions of financial control, problem of consolidating the sy s tem of state authoritys exercising financial control in the Russian Federation and problems ari s ing in practical activity of control authority.

Keywords: finance, state control, financial control, budgetary funds, efficiency of budget e x penditures.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://economyandbusiness.ru/problemy-finansovogo-kontrolya-prakticheskij-i-teoreticheskij-aspekty

Проблемы и перспективы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here