Процедура валютного контроля для криптовалюты

Важная информация в статье: "Процедура валютного контроля для криптовалюты", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть?

Криптовалюты – тема, которая на устах уже не первый год. Банк России не раз предупреждал о высоких рисках при инвестициях в криптовалюты. В начале октября Владимир Путин на совещании, посвященном вопросам использования цифровых технологий в финансовой сфере, также отметил серьезные риски при ее обороте. В то же время Президент РФ считает необходимым использовать преимущества, которые дают новые технологические решения в банковской сфере. Портал ГАРАНТ.РУ опросил экспертов, каким может стать правовое регулирование криптовалюты, и что для этого необходимо сделать.

Светлана Васильева, младший юрисконсульт компании Alta Via:

В российском правовом поле до сих пор отсутствует не только четкий механизм оборота виртуальной валюты, но и терминологический минимум. С юридической точки зрения мы не можем рассматривать криптовалюту как абсолютно легальную валюту, так как согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в стране является рубль, а введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещено. Официальные позиции по этому вопросу сформулировали ФНС России в письме от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 и Банк России в релизе «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)». И те, и другие указывают на риски выпуска и обращения криптовалют. Также ФНС России в своем письме напоминает о запрете выпуска денежных суррогатов. Но что такое «денежные суррогаты» и «криптовалюты»? Как относить последнюю к суррогатам, если понятия не определены?

Очевидно, что сейчас все операции с криптовалютами рискованны. Но считать их противоправными, руководствуясь общими принципами права и здравым смыслом, нельзя, так как консерватизм и нерасторопность в принятии новых явлений и, как следствие, разработке законов, проблема власти, а не участников рынка.

Представляется, что при разработке нормативного правового акта следует в первую очередь определиться с содержанием ключевых понятий, сформулировать категориальный аппарат: «виртуальная валюта», «криптовалюта», «денежные суррогаты», «ICO-проекты», «токен», «майнер», «краудфандинг» и другие.

Далее необходимо определить законный механизм выпуска и продажи криптовалюты.

ICO (англ. Initial Coin Offering)– это выпуск и продажа криптовалюты для привлечения средств в проекты, стартапы. ICO представляет возможность бизнесу получить инвестиции здесь и сейчас, не предоставляя гарантий покупателям криптовалюты. При разработке законопроекта следует подумать о способах защиты покупателей криптовалюты, не допустить превращения таких проектов в финансовые пирамиды.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Выпуск криптовалюты сопровождается рекламными кампаниями в Интернете (например, в социальных сетях и т.д.). Известные блогеры могут без вложения личных средств заработать на участии в ICO-проекте. На мой взгляд, помимо закона о криптовалюте, необходимо продумать и доработать законодательство о рекламе, так как привлекательные предложения о заработке на виртуальной валюте могут вводить в заблуждение доверчивых граждан. Возможно, на первоначальном этапе понадобится более жесткий контроль со стороны ФАС России.

ФНС России в письме указала на то, что операции с криптовалютами должны осуществляться через счета резидентов, открытых в уполномоченных банках. Тем не менее действующие нормы валютного законодательства не позволяют контролирующим органам получать информацию о проведенных операциях. Участники системы сверяют данные по специальным алгоритмам, которые зашифрованы ключом, доступ к которому есть у ограниченного количества лиц. Таким образом необходимо также внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в Налоговый кодекс, так как следует конкретизировать порядок уплаты налогов с доходов от криптовалюты.

В России действует Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которым регулируется сфера оказания платежных услуг, перевода денежных средств, безналичной оплаты товаров/работ/услуг. Следовательно, если будет принят закон о криптовалюте, то понадобится определить статус такой валюты в системе платежных инструментов, внести изменения в порядок организации деятельности субъектов национальной платежной системы.

Владимир Попов, юрист проекта Descrow.org и Synergis:

Правовое регулирование криптовалюты, в первую очередь, должно быть поэтапным.

Искренне не понимаю, зачем сейчас создавать законы, в том числе рамочные: гражданское законодательство – гибкий инструмент, которое позволяет нам любые правовые сущности оборачивать во что-то легитимное с помощью принципов свободы договора, автономии воли сторон и т.д. (ст. 1 Гражданского кодекса).

Главное, что нужно сделать:

Минфин России еще в 2015 году предлагал обозначать криптовалюты через имущественные права: и это правильно. Ведь что есть имущественное право? Это право требования, а когда мы говорим о криптоактивах, это всегда право требования. Тем более что государство не сильно волнует вопрос переводов формата «цифровые деньги – цифровые деньги», но очень заботит вопрос о вводе и выводе. Все, что нужно – не вводить уголовную ответственность. Это, безусловно, был шаг необдуманный.

Усложнение законодательства в данном случае ничего не даст: в период 2014-2017 годов малый и средний бизнес, услышав о том, что мир цифровых денег, как их назвал Банк России, может в России быть табуирован, просто покинул территорию страны. И кому от этого стало легче? Бюджету, который не дополучил новые средства, или бизнесу, которому приходится уходить в Эстонию, Швейцарию, на худой конец на Каймановы Острова или даже остров Мэн, чтобы работать и развиваться?

Лев Глухов, партнер KDS Legal:

Криптовалюты стали новым этапом развития мира Интернета, уникальным явлением эры информации, потому что принципиально отличаются и от национальных валют, и от электронных денежных средств, – законодательное регулирование криптовалют, безусловно, необходимо. Однако сегодня такого регулирования нет. Максимально близкое к криптовалютам понятие существует лишь в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», где дается определение электронным деньгам. Напомню, под ними понимаются имущественные обязательства одного лица, предварительного принявшего денежные средства другого лица для исполнения его будущих денежных обязательств.

Электронные деньги обеспечивают своим существованием функционирование систем электронной коммерции, позволяя учитывать средства пользователей на их лицевых счетах, открытых на различных электронных площадках для совершения покупок. Эти денежные средства находятся в рамках регулирования, поскольку есть возможность точно идентифицировать эмитента средств, а также контролировать системы их централизованного учета.

Криптовалюты по своей сущности ближе к обычным денежным средствам, потому что, в отличие от электронных денег, не представляют собой способ учета предварительного переданных эмитенту денежных средств. Но в силу того, что подчиняются криптовалюты законам математики, они по идее должны быть стабильнее национальных валют.

Читайте так же:  Документы для заполнения декларации 3 ндфл

Если говорить о сложностях, которые возникают при государственном контроле криптовалют, можно выделить несколько проблем.

Первое – это вопрос учета и подтверждения подлинности.

В основе криптовалют лежит система распределенных баз данных, где гарантами истинности являются множественные экземпляры базы, которые хранятся на компьютерах участников сети верификации. Вывод об истинности можно сделать, только сопоставив экземпляры, имеющие одни и те же временные метки, друг с другом.

С точки зрения и праворегулирования, и правоиспользования это создает запрос на методы и инструменты верификации. На данный момент у России нет своего верифицирующего сервиса, иностранные же программы функционируют вне российского правового поля и распространяют свое действие на конкретные криптовалюты.

Как следствие, возникает проблема подтверждения права на криптовалюту в суде, поскольку предоставить имеющие законную в России силу выписки (по аналогии с обычными денежными средствами, владение которыми подтверждается банковскими организациями) владелец криптовалюты не в состоянии.

Перечисленные выше проблемы напрямую связаны с отсутствием в стране государственного центра или сети лицензированных центров верификации, которые могли бы хранить экземпляры баз данных криптовалют и подтверждать права владельцев на криптовалюту. Проблема отсутствующего в России верификационного сервиса выходит, таким образом, на первый план: без него обеспечение эффективного правового регулирования криптовалют будет затруднительным.

Следующей проблемой является то, что для полноценного закрепления цифровой валюты на уровне законов, ее необходимо определить как объект права. С появлением криптовалюты возникла необходимость введения в законодательстве отдельного объекта права, так как права владельцев блоков криптовалют не подходят ни под одно из существующих понятий, в том числе интеллектуальную собственность.

Помимо этого, следует ввести классификацию цифровой валюты для разграничения типов криптовалют на такие валюты, как биткойн, ценность которого заключается в использовании в качестве средства расчетов за товары и услуги, и криптовалюты, которые только размещаются на ICO, поэтому неразрывно связаны с эмитентом и пока выступают скорее средством займа для развития новой системы, еще не являясь при этом самостоятельной валютой. В этом смысле они остаются ближе к понятию электронных денежных средств, уже закрепленном в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Тем не менее все эти проблемы могут быть решены на государственном уровне в рамках одной страны. Но, помимо этого, есть еще вопрос технической, цифровой природы криптовалют, который может быть решен только на международном уровне. Это вопрос признания, вопрос международной регистрации технических стандартов: используемых криптоалгоритмов, систем управления, видов баз данных и протоколов передачи данных.

Возможные варианты международного регулирования пока достаточно туманны. Будут ли криптовалюты вовлекаться в сферу регулирования международного права, или же будут созданы международные негосударственные корпорации, сходные с ICANN (корпорации по управлению доменными именами и IP адресами), будет ли проблема регулирования передана науке или бизнесу – покажет время.

Правительство настаивает на введении валютного контроля для операций с криптовалютами

Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.

Российские власти уверены, что операции по обмену криптовалют на сумму, превышающую 600 000 рублей, должны подпадать под требования валютного контроля. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на правительственный отзыв на законопроект «О цифровых финансовых активах».

Правительственная комиссия рассмотрела законопроект, внесённый в Госдуму в середине марта, 9 апреля.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что кабмин решил поддержать законопроект, выделив ряд пунктов, которые необходимо доработать.

В частности, правительство настаивает на введении обязательного контроля за операциями по обмену криптовалют на российскую или иностранную валюту на сумму, превышающую 600 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Согласно позиции Росфинмониторинга, операторы обмена криптовалют должны быть включены в число организаций, указанных в ст. 5 115-ФЗ, и, таким образом, будут обязаны соблюдать правила, направленные на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путём.

Отметим, что в настоящее время согласно закону 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» валютный контроль уже действует в отношении банковских операций, в том числе снятия и внесения средств на счёт юридического или физического лица, обмена валюты и т.д., на сумму, превышающую 600 000 рублей.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

Читайте так же:  Штраф за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговую

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.
Читайте так же:  Где расписываться в декларации 3 ндфл

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Изменения российского валютного контроля 2020

Государственная Дума РФ, 02.08.2019, утвердила изменения к Закону “О валютном регулировании и контроле”. Основная часть их, начнет действовать с 01 января 2020.

Мы рассмотрим наиболее важные из них, которые касаются частных лиц:

  1. С 2020 года, нужно будет сообщать об открытии счетов не только в иностранных банка, но и во всех организациях финансового рынка. Это означает, что если раньше не нужно было сообщать об открытии и движении средств в иностранных платежных системах, то со следующего года, это нужно делать обязательно. Кроме этого, практически все валютное регулирование, относящееся к иностранным банкам, теперь также относится и к платежным системам и иным финансовым организациям, осуществляющим управление средствами в интересах граждан России.
  2. Разрешены, без ограничений, зачисления средств от граждан России, которые провели более 183 дней вне территории России, на счета валютных резидентов и обратно. Раньше был не понятен статус подобных платежей, т.к. такие граждане переставали быть валютными резидентами России. Теперь в законе, такие операции являются разрешенными.
  3. Средства на счета иностранных банков и иных финансовых организаций, могут поступать только из банков стран-участниц ОЭСР и ФАТФ, причем только из тех стран, кто участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми органами России.

Очень странно, каким образом это будет осуществляться с такой страной, например, как Великобритания, которая отказалась от автоматического обмена данными с Россией. При этом известно, что большое количество россиян, кратковременно, или на длительный срок, посещают эту страну, периодически возвращаясь на родину.

Очевидно, что они будут стремиться оставаться там на срок более 183 дней, чтобы перестать быть валютными резидентами РФ.

Также непонятно, что делать с другими зарубежными счетами в странах, отказавшихся от автоматического обмена данными с Россией, а это: США, Канада, Турция, Таиланд, Грузия, Сербия, Черногория, Македония.

4. Граждане, попавшие под санкции США и являющиеся налоговыми плательщиками других государств, могут, по заявлению в налоговые органы, не отчитываться по зарубежным счетам. То есть, если вы есть в санкционных списках, то можете не отчитываться.

Не совсем понятно как граждане России, находящиеся под санкциями, могут быть налоговыми плательщиками других государств, кроме России. Но, вероятно — могут, и здесь, как говориться — без комментариев.

5. Все граждане, имеющие иностранные счета в странах, с которыми поддерживается автоматический обмен финансовой информацией с российскими налоговыми органами, могут не подавать отчеты о движении средств за налоговый период в том случае, если общая сумма всех зачислений на данные счета в течение года, не превысила 600 тыс рублей. В законе не указаны на какие даты нужно фиксировать курсы валют и чей курс должен приниматься в расчеты. Скорее всего, это будет разъяснено позднее в ведомственных подзаконных актах.

Как использовать изменения валютного контроля в свою пользу?

При планировании своей деятельности на 2020-е годы, обязательно решите для себя, насколько будет критичном ваша отчетность перед налоговыми органами за счета в иностранных банках и финансовых компаниях. Если это будет неприемлемо по тем или иным причинам, то можно поступить следующим образом:

  • открыть счет в иностранной платежной системе до 01.01.2020. При желании, это можно сделать в нескольких платежных системах и/или в нескольких странах, в зависимости от того какие суммы будут поступать на данные счета. Главное чтобы каждый счет получил менее 600 тыс руб в пересчете на иностранные валюты в течение года,
  • продумайте возможность провести вне России более 183-х дней в году. В этом случае, вы теряете статус валютного резидента и можете не подавать отчеты о движении ваших средств в зарубежных банках и финансовых компаниях, даже в случае, если поступления на них превысят 600 тыс рублей в течение года.

В настоящее время, можно в безвизовом режиме находиться до 1 года в таких странах, как Грузия и Таиланд,

  • выберите страну наиболее подходящую для вашей работы, развития бизнеса, семейного благополучия и образования ваших детей. Не забудьте о медицинском обслуживании и стабильности политической и экономической системы.

Рассмотрите стратегию миграции в данную страну с учетом ментальности местного населения, их отношения к иностранцам и всего вышесказанного.

С точки зрения правительственной поддержки иммигрантов, выделяются законодательства таких стран, как Канада, Австралия и США. Здесь ваша адаптация будет проходить наименее болезненно, т.к. в этих странах многое сделано для того, чтобы иммигранты как можно быстрее социализировались и становились активными.

Что предлагает наша компания

Мы можем оказать профессиональную консультации по следующим вопросам:

  • Бесплатный подбор страны для переезда для любых добропорядочных целей. Это значит, что если вы не занимаетесь криминальной, шпионской или террористической деятельностью, то мы сможем оказать вам информационную поддержку по всему спектру вопросов, связанных с планами по вашей миграции в страну вашей мечты. Подробнее об этом, мы говорим в специальном разделе нашего сайта: “ВНЖ и ПМЖ за границей”.
  • Бесплатный подбориностранного банкаилиплатежной системы для открытия счета по вашим параметрам. Мы постоянно открываем счета в зарубежных финансовых организациях по всему миру. Лично знакомы с офицерами служб комплаенс многих банков и платежных систем.

Более того, мы можем организовать предварительное одобрение именно вашей кандидатуры в том или ином иностранном финансовом учреждении (процедура Pre-Approval). Более подробно о ней можно прочесть на этой странице нашего сайта.

  • Корпоративный консалтинг: юридическое сопровождение при переводе вашего бизнеса за рубеж или поиск инвестиций для вашего стартапа за рубежом. Мы подберем вам оптимальную страну для развития именно вашего бизнес-проекта.

Все эти услуги можно комбинировать в комплекты с бесплатными или частично оплачиваемыми услугами. Это значительно экономит время и деньги, причем это взаимовыгодный процесс.

Для того, чтобы выяснить именно ваши потребности и подобрать индивидуальное решение, запишитесь, пожалуйста, к нам на бесплатную консультацию по email: [email protected]

Мы быстро и конфиденциально проведем с вами переговоры и подготовим для вас персональные рекомендации по составлению плана движения к лучшей жизни.

Валютный контроль в РФ и использование иностранных счетов физлицами

Как известно, валютный контроль в России осуществляется Правительством, органами и агентами валютного контроля, в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». В июне прошлого года в этот закон был внесен ряд поправок, которые регулируют операции с иностранными счетами российских граждан.

Читайте так же:  Сдача налоговой декларации налога на имущество

Согласно поправкам, стало разрешено зачислять на иностранные счета зарплату, социальные, страховые выплаты и выплаты штрафов по решениям иностранных судов. Однако, с другой стороны, с 1 января 2015 года граждане РФ обязаны отчитываться перед налоговыми органами о движении средств на своих зарубежных счетах.

Разберем детальнее, что такое валютный резидент РФ и какие обязательства на него накладываются поправками к Федеральному закону.

Российский валютный резидент

Российскими валютными резидентами являются все граждане РФ, с двумя исключениями. Гражданин РФ не является российским валютным резидентом, если

  • не менее одного года постоянно проживает в иностранном государстве;
  • временно работает или учится в иностранном государстве на основании соответствующей визы (или нескольких виз), на протяжении не менее одного года.

Также, валютными резидентами являются граждане других государств и лица без гражданства, которые проживают в РФ на основании вида на жительство.

Для сохранения статуса валютного нерезидента нужно постоянно проживать за территорией РФ. Как только пересекается граница России, валютный нерезидент становится резидентом.

Важно помнить, что граждане РФ считаются валютными резидентами до тех пор, пока они не доказали иное. Доказательства обязательно нужно предоставить банку.

Обязанности валютного резидента в отношении иностранных счетов

Помимо обязанности валютного резидента в течение одного месяца информировать налоговые органы об открытии/закрытии счетов в иностранных банках и изменении реквизитов, с 1 января этого года появилась новая обязанность – предоставлять отчеты о передвижении средств на своих иностранных счетах налоговым органам.

Законные и незаконные операции

Резиденты могут перечислять на иностранные счета нерезидентов валюты в эквиваленте до $5000 в течение одного дня и через один банк. Средства на иностранный счет можно перечислять с российского счета или с иностранного счета, если средства на него были зачислены законно, а также можно перечислять суммы процентов на остаток средств на таких счетах или вкладах. Можно перечислять сумму минимального взноса для открытия банковского счета или вклада.

Для перечислений на счета родственников ограничения не действуют.

Получать денежные средства от нерезидентов можно в виде заработной платы или другой формы оплаты труда, а также в виде возмещения расходов за командировки. Также, можно получать различные социальные выплаты – стипендии, алименты, пенсии. Разрешенными считаются денежные средства, полученные от нерезидентов, в соответствии с решением суда иностранного государства, в виде страховой выплаты или в порядке возврата ранее ошибочно перечисленных средств.

В случае, если иностранный счет открыт в банке страны-участницы ОЭСР или ФАТФ, разрешается также зачисление кредитов и займов (в валюте), по договорам с резидентами государств-членов ОЭСР или нерезидентами-агентами правительств иностранных государств, на срок более двух лет.

Также, от нерезидентов можно получать денежные средства, являющиеся оплатой аренды расположенного за пределами РФ имущества или накопленным процентным доходом, предусмотренным условиями выпуска внешних ценных бумаг, принадлежащих резиденту. Могут выплачиваться денежные средства в виде доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям и т.д.) и выплат при уменьшении уставного капитала эмитента внешних ценных бумаг, а также в виде грантов.

При этом, зачисление на иностранные счет валютных резидентов РФ доходов от реализации ценных бумаг иностранных эмитентов запрещается.

Незаконными считаются валютные операции, запрещенные законодательством или осуществленные с нарушением последнего. Вне закона также валютные операции, произведенные, минуя счета в уполномоченных банках за пределами РФ (если это не предусмотрено законодательством), а также валютные операции, произведенные за счет средств на счетах или вкладах банков за пределами РФ (если это не предусмотрено законодательством).

Ответственность за нарушение валютного законодательства

За нарушение валютного законодательства РФ уголовная ответственность не предусмотрена. Административная ответственность подразумевает ряд штрафов. Самым суровым является наказание за совершение незаконной валютной операции – в этом случае штраф составит от 75% до 100% от суммы незаконной операции.

За неуведомление налоговых органов об открытии иностранного банковского счета, его закрытии или изменении реквизитов, придется заплатить штраф в размере от 4000 до 5000 рублей. В свою очередь, за несвоевременное уведомление или нарушение формы уведомления назначается штраф от 1000 до 1500 рублей.

Привлечь к административной ответственности можно в течение одного года после совершения правонарушения. А именно, через год после совершения противозаконной валютной операции, несвоевременного или не в той форме заявленного уведомления, через год и месяц после обязанности уведомить об изменениях (т.к. уведомление должно быть подано в течение месяца).

Валютный правонарушитель сталкивается с целым рядом рисков. В случае, если физическое лицо захочет перечислить свои деньги на российский счет с незадекларированного иностранного счета, оно тут же подпадает под риск изъятия данных средств, так как данная операция квалифицируется как незаконная валютная операция.

В этом случае, если можно документально доказать легальное происхождение средств, можно воспользоваться российской программой амнистии капиталов и задекларировать иностранные активы и счета.

Росфинмониторинг берёт контроль над оборотом криптовалютных активов

Контролем оборота криптовалютных активов будет заниматься Росфинмониторинг. В целях имплементации международных стандартов ФАТФ по противодействию «Отмыванию денег» и финансированию терроризма, российский парламент в первом чтении принимает ряд законопроектов по регулированию данного сектора.

Исследование ФАТФ в сфере виртуальных валют и услуг

За короткий промежуток времени виртуальные валюты стали выгодным цифровым активом и способом оплаты, который продолжает набирать популярности в мире. Биткоин, который появился ровно десять лет назад, был задуман, как защищённый цифровой способ обмена и оплаты товара на основе независимой от государственных структур или территорий.

Так как сфера виртуальных активов довольно новая и находится только в стадии развития, на международном уровне высказываются противоречивые мнения. Если одни называют криптовалюту спекулятивным «пузырём», который вот-вот лопнет, другие в развитии криптовалют видят новые современные технологии, применимые в разных сферах экономики. Сегодня цена за один биткоин составляет в пределах 6 400 – 6 500 USD, а общая его капитализация находится на уровне около 111 млрд. долларов США. С учётом повышенного интереса к виртуальным валютам многие страны стали задумываться над введением контроля по обороту криптовалюты для обеспечения борьбы с «отмыванием денег» через цифровой сектор.

Так организация ФАТФ, начиная с сентября 2018 года, проводила исследования характеристик криптовалют и оценивала уровень потенциальных рисков, которые могут возникнуть при проведении виртуальных платежей. Анализ рынка криптовалют показал, что отсутствие контроля может способствовать «отмыванию денег» и финансированию терроризма. Специалисты ФАТФ определили позитивное влияние цифровых инновационных технологий на сферу финансов и определили термин «виртуальный актив». Данный термин отражает цифровую стоимость цифрового актива и может использоваться как средство для обмена или единиц учёта.

Например, узаконивание использования виртуальных валют могло бы на практике повысить эффективность проведения международных платежей и снижения издержек по совершаемым транзакциям. Возможность предоставления прав на оказание платёжных услуг с помощью криптовалют, могла бы облегчить жизнь населению, которое не имеет или ограничено в доступе к классическим банковским услугам.

Читайте так же:  Валютный контроль сегодня

В то же время другие характеристики виртуальной сферы показали ряд рисков, которые в глобальном масштабе могут использоваться для «отмывания денег», полученных преступным путём. ФАТФ также акцентирует внимание на том, что любые виртуальные валюты (токены и коины) не являются традиционными фиатными деньгами, которые являются национальными валютами разных стран. Эксперты выделили следующие риски:

  • Высокая степень анонимности, которая присутствует в Интернете при торговле криптовалютами.
  • Ограниченный уровень идентификации владельцев криптовалютных активов и недостаточная проверка инвесторов, участвующих в торгах виртуальными валютами.
  • Отсутствует «прозрачность» соблюдения требований ФАТФ и надзор над проведением виртуальных сделок, в которых участвуют лица из разных стан мира.
  • Отсутствие центрального регуляторного и надзорного органа.

В результате своих исследований ФАТФ рекомендовал всем странам предпринять шаги по предотвращению возможных злоупотреблений криптовалютными активами для «отмывания денег». Многие государства, несмотря на постоянные законодательные корректировки, уже применяют правила государственного регулирования рынка криптовалют.

Как подтвердили эксперты ФАТФ, что многие наработанные нормативы, используемые этими странами в регулировании виртуальных валют, вполне соответствуют стандартам ФАТФ. Тем странам, которые ещё не принимали мер по регулированию виртуальных валют, ФАТФ предоставляет свои разъяснения по соблюдению правил противодействия «отмыванию денег».

По мере проведения исследований на рынке криптовалюты в разных странах и выявления новых рисков, ФАТФ будет обновлять рекомендации, чтобы эффективно противостоять финансовым правонарушениям. В целях обеспечения финансовой стабильности, обеспечения защиты прав потребителей и инвесторов, ФАТФ требует от юрисдикций постоянно мониторить ситуацию на рынке криптовалют и среди поставщиков виртуальных услуг на предмет соблюдения рекомендаций ФАТФ в борьбе с «отмыванием денег».

Россия намерена повысить контроль над виртуальными валютами согласно рекомендациям ФАТФ

Россия с июня 2003 года стала членом организации ФАТФ и вошла в состав 37 государств стран-участниц. По внедрению правил регулирования криптовалюты Россия находится где-то в «серой зоне». Хотя в июле 2018 года правительство представило проект закона «О цифровых финансовых активах» в парламент, который в первом чтении его утвердил, однако до сих пор закон не вступил в силу. Как утверждают российские эксперты, что закон о криптовалютах довольно «сырой» и не учитывает вопросы налогообложения, в результате чего не прошёл требования налогового законодательства.

Также не учтены понятия о криптовалютах и многие ключевые моменты финансового регулирования, а предложение по выпуску крипторубля больше похоже на хаотичную попытку государства контролировать движение виртуальной валюты на рынке. Центральный банк России и Министерство финансов снисходительно относятся к цифровым активам, не считая их реальной рыночной единицей и полагают, что это только временное явление. Отсутствие согласия и заинтересованности в ветвях российской власти, а также ссылки на сложность рассматриваемого предмета, можно назвать основными причинами задержки внедрения закона в России.

В газете «Известия» от 29 октября было опубликовано обращение официального представителя ФАТФ в России Павла Ливадного к правительству Российской Федерации. Как заявил чиновник, государство должно внедрить в своё законодательство стандарты по регулированию и контролю криптовалют, основываясь на рекомендациях ФАТФ, чем сможет обеспечить легитимность данной отрасли. То есть правительство должно постоянно проводить анализ, контролировать, регулировать и оценивать финансовые риски на рынках криптовалют и предприятий связанных с ними. В частности, это касается виртуальных кошельков, криптовалютных бирж, занимающихся обменом виртуальных активов на фиатные деньги, а также поставщиков услуг, обеспечивающих хранение криптовалюты.

П. Ливадный акцентировал внимание на том, что власти не должны оставаться в стороне в тот момент, когда рынок криптовалют растёт и развивается. В последнее время во многих странах, а также в России на рынке криптовалют появилось множество мошеннических ICO, которые дискредитируют развивающийся цифровой сектор. Такие мошеннические ICO компании выводят на рынок новосозданные маркеры токены или коины, собирают капитал и исчезают с рынка, чем вводят в заблуждение потенциальных криптоинвесторов. Поэтому государство должно обязать всех российских криптоэмитентов, виртуальные биржи и аналогичные крипто-предприятия регистрироваться в Росфинмониторинге и строго соблюдать предписанные правила.

Так президент Ассоциации блокчейна и криптовалют России уверен, что регулирование и контроль крипторынка обеспечит безопасность, защиту и доверие инвесторов к крипто-отрасли. В целом регулирование виртуальной индустрии будет способствовать развитию инноваций. До сих пор большая часть сделок находится в «тени» и средства, полученные преступным путём, через криптовалюты легализуются в фиат, что наносит большой ущерб экономике государства.

В настоящее время Росфинмониторинг может осуществлять контроль, исходя из сложившихся в России финансовых правил. Для повышения надежности и прозрачности инвестиционной деятельности в сфере криптоиндустрии может действовать существующий закон, устанавливающий порог на транзакции в размере 600 000 рублей (около 9 000 USD). Это значит, что в случае превышения данного предела при совершении финансовых операций, криптобиржи, обменные виртуальные площадки и компании обязаны регистрироваться в Росфинмониторинге и получать лицензию на деятельность.

Эксперты считают, что пока в России нет закона регламентирующего деятельность на рынке криптовалют, регулирование может осуществляться на основе установленных финансовых законов. В процессе будущих наработок в части законодательных норм и правил, регулирующих цифровой сектор экономики, новые законы автоматически будут входить в силу и иметь приоритет над действующими нормами. В ближайшее время российский парламент должен внести изменения в уже существующий закон № 115, направленный на регулирование банковских операций и занести в него определения, касающиеся виртуального сектора.

В то же время другие эксперты указывают на то, что государство должно аккуратно подходить к вопросу применения инструментов регулирования новой крипто-отрасли с тем, чтобы участники рынка не ушли в «тень». Не стоит начинать реформы, затрагивая потенциальных конечных потребителей, а целесообразней в начале призвать к порядку операторов криптовалютного рынка, оказывающих услуги. Так, например, небольшие транзакции в размере до 15 000 рублей (226 USD) вполне возможно допустить, что они будут анонимными.

Мурат Салихов, который является советником Председателя правления Ассоциации «Финансовые Инновации» утверждает, что в законодательстве, касающегося крипто-бизнеса необходимо было бы повысить финансовый порог 600 тысяч рублей до 6,5 млн. рублей (100 000 USD). Объясняет он это тем, что более низкий порог, обязывающий регистрироваться в Росфинмониторинге, только затруднит деятельность участников в сфере криптобизнеса и может спровоцировать развитие теневого виртуального сектора.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение своего брифинга журналистам Павел Ливадный заявил, что введение контроля со стороны Росфинмониторинга никак не повлияет на рыночную ликвидность и обращение криптовалюты. Кроме того, включение в российское законодательство рекомендаций ФАТФ позволит участникам криптовалютного рынка легально проводить торги и обмены в цифровом формате на международном уровне, опираясь на стандарты противодействия «отмыванию денег» и финансированию терроризма.

Источники

Процедура валютного контроля для криптовалюты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here