Проверка третьих лиц налоговая

Важная информация в статье: "Проверка третьих лиц налоговая", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Проверка третьих лиц налоговая

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В адрес организации направлено требование налогового органа о представлении документов в рамках проведения камеральной проверки третьего лица.
Является ли требование налогового органа обоснованным в части представления сведений, не касающихся деятельности проверяемого третьего лица? Каковы налоговые последствия в случае непредставления указанных сведений?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговая проверка третьего лица

«Финансовая газета», 2008, N 43

Для организаций и предпринимателей достаточно распространенной является ситуация, когда по требованию налоговой инспекции необходимо представлять копии хозяйственных документов, оформлять справки или объяснительные записки, подтверждающие взаимоотношения с контрагентами по сделкам. Такая работа проводится, как правило, при проведении встречной проверки.

В редакции части первой НК РФ, действовавшей до 1 января 2007 г., были установлены три вида налоговых проверок:

  1. камеральная налоговая проверка;
  2. выездная налоговая проверка;
  3. встречная налоговая проверка.

Порядок проведения встречной налоговой проверки регулировался положениями абз. 2 ст. 87 НК РФ. Для проведения встречной проверки налоговым органом могли быть истребованы у иных лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов), документы, относящиеся к деятельности последнего. Встречная проверка могла быть назначена налоговым органом в случае необходимости только при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

После вступления в силу изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, с 1 января 2007 г. понятие встречной проверки было исключено из НК РФ. Однако в ст. 93.1 НК РФ был определен порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Фактически в ст. 93.1 НК РФ регулируются вопросы проведения той же самой встречной проверки, несмотря на то что понятие «встречная проверка» в данной статье не используется.

Истребование документов (информации)

В настоящее время для получения необходимых документов (информации) налоговая инспекция, осуществляющая налоговую проверку, должна направить соответствующее письменное поручение в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация). В ранее действовавшей редакции НК РФ порядок направления требования о представлении документов (информации) не был достаточно урегулирован. Как правило, налоговая инспекция направляла соответствующее требование непосредственно налогоплательщикам, однако некоторые из них использовали это обстоятельство как основание для неисполнения требования, ссылаясь на то, что документы (информация) могут быть истребованы только через тот налоговый орган, где они состоят на учете. Арбитражные суды нередко соглашались с такой позицией налогоплательщиков, указывая на то, что при проведении встречной проверки необходимые документы (информация) могут быть истребованы опосредованно. В новой редакции НК РФ законодатель подтвердил обоснованность такого подхода и нормативно закрепил порядок опосредованного истребования документов (информации).

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (Приложение 3 к данному Приказу). Порядком урегулирован вопрос о проведении налоговой проверки в ситуации, когда контрагент проверяемого лица либо лицо, располагающее документами, касающимися проверяемого лица, состоят на учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля. В данном случае, как установлено ФНС России, требование о представлении документов направляется соответствующему лицу указанным налоговым органом. При этом важным нововведением является то, что в письменном поручении об истребовании документов (информации) должны быть подробно описаны основания истребования документов (информации). В прежней редакции части первой НК РФ ст. 87 не содержала такого требования. В связи с этим в поручении отсутствовали сведения об основаниях истребования документов (информации).

На практике это неизбежно порождало споры о правомерности требований налоговой инспекции. Арбитражный суд зачастую соглашался с налогоплательщиками и указывал на необходимость раскрытия в поручении оснований истребования документов (информации). В ст. 93.1 НК РФ этот недостаток устранен. Теперь в поручении на истребование документов налоговый орган обязан указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Форма письменного поручения на истребование документом (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] Согласно Порядку в поручении об истребовании документов указываются следующие данные:

  1. полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;
  2. место нахождения организации (место жительства физического лица);
  3. основание направления поручения (указывается ст. 93.1 НК РФ и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, и (или) информации относительно конкретной сделки);
  4. полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности, которые необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;
  5. перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.
Читайте так же:  Валютное регулирование валютный контроль статьи

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Итак, порядок истребования документов условно состоит из двух этапов:

оформления письменного поручения на истребование документов (информации). Его оформляет налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку, дополнительные мероприятия налогового контроля;

направления требования о представлении документов (информации). Его оформляет налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).

Порядок представления документов

Прежде всего после получения требования о представлении документов (информации) необходимо удостовериться, был ли исполнен установленный порядок его направления, правильно ли это требование оформлено. Для этого нужно убедиться, представлено ли наряду с требованием соответствующее письменное поручение на истребование документов (информации). Кроме того, важно обратить внимание на наличие в поручении и требовании необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, дат, оснований истребования документов и пр.). Поручение об истребовании документов (информации) может быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, требование о представлении документов (информации) — любым должностным лицом налогового органа. Содержание документов не должно быть противоречивым.

Только после того как будут удостоверены правильность оформления поручения и требования, обоснованность их направления, соответствующее требование может быть исполнено. В противном случае в налоговый орган может быть направлено уточняющее письмо, в котором выражается согласие представить документы, однако это будет сделано после того, как инспекция устранит все имеющиеся в оформлении указанных документов недостатки либо укажет отсутствующие основания для истребования документов. Выражение согласия на представление документов в уточняющем письме необходимо для того, чтобы налоговая инспекция не расценила его как отказ от представления документов и не приняла меры по привлечению организации к ответственности за непредставление документов.

Сроки представления документов

Запрашиваемые документы представляются в течение пяти дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В ранее действовавшей редакции НК РФ такой срок не был установлен.

Следует учесть, что указанный срок исчисляется в рабочих днях и его течение начинается на следующий день после получения требования. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Требуемые документы представляются в виде заверенных копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. НК РФ не предусматривает представления в рассматриваемой ситуации нотариально удостоверенных копий документов. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Если запрошенные документы (информация) не могут быть представлены в пятидневный срок по причине их отсутствия, об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Если требуемые документы не могут быть представлены в указанный срок по причине его недостаточности, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок их представления. В ходатайстве необходимо указать уважительные причины, по которым документы не могут быть представлены. Как правило, такой причиной является большое количество документов. Ходатайство о продлении сроков представления документов подается в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы. Если указанный срок будет продлен, данный налоговый орган в трехдневный срок сообщает об этом в налоговый орган, который направил поручение об истребовании документов.

Камеральная проверка третьего лица: могут ли налоговики потребовать не относящиеся к нему документы

В адрес организации направлено требование налогового органа о представлении документов в рамках проведения камеральной проверки третьего лица. Является ли требование налогового органа обоснованным в части представления сведений, не касающихся деятельности проверяемого третьего лица? Каковы налоговые последствия в случае непредставления указанных сведений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация вправе не представлять в налоговый орган сведения, не касающиеся деятельности проверяемого третьего лица.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Следует обратить внимание, что нормами ст. 93.1 НК РФ четко не определено, распространяется ли данное право налогового органа лишь на непосредственных контрагентов или же действует также применительно к контрагентам второго, третьего и последующих звеньев.

Согласно позиции Минфина России условиями реализации права налогового органа на истребование документов (информации) в соответствии с нормами ст. 93.1 НК РФ является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (конкретной сделки) (смотрите письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116).

Соответственно, налоговый орган вправе требовать представления документов, даже если они не касаются взаимоотношений с проверяемой организацией.

Аналогичной позиции придерживаются и суды. В определении от 20.02.2015 N 305-КГ14-7282 по делу N А40-172004/2013 Верховный суд РФ указал, что налоговым органом соблюдены требования ст. 93.1 НК РФ, поскольку документы истребовались в рамках камеральной проверки декларации по НДС, а из информации, отраженной в требовании, прослеживается цепочка взаимодействия контрагентов с проверяемым налогоплательщиком. Он также отметил, что положения ст.ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения или запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

Читайте так же:  Основная ставка налога на прибыль организаций

Соответственно, при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информации относительно конкретной сделки налоговый орган, проводящий проверку, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися его деятельности (постановление ФАС ДВО от 15.12.2011 N Ф03-6104/2011 по делу N А51-7061/2011 (определением ВАС РФ от 01.03.2012 N ВАС-1155/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Вместе с тем если истребуемые у организации документы не имеют отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то у налоговых органов отсутствуют основания для направления требования о представлении документов данной организации.

Как свидетельствует арбитражная практика, организация вправе не исполнять требование о представлении документов, направленное в рамках налоговой проверки, если документы истребуются об иных лицах, в отношении которых налоговая проверка не проводится (постановления ФАС ВВО от 10.06.2013 по делу N А43-18174/2012 (определением ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-14062/13 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано), постановление ФАС ПО от 02.08.2011 по делу N А65-18729/2010).

Кроме того, следует обратить внимание, что полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной проверки ограничены положениями ст. 88 НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налоговых органов.

Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки инспекция не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

В силу п. 4 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением налогового законодательства.

По мнению судов, при проведении камеральной проверки налоговые органы могут проверять только те документы, которые представлены организацией согласно ст. 88 НК РФ. Что касается документов и информации, полученных в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, они не могут быть использованы в рамках камеральной проверки, истребовать их недопустимо (п. 8 ст. 88 НК РФ). На это указано в определении ВС РФ от 30.09.2014 N 310-КГ14-2017.

Однако при этом Верховным судом РФ также отмечено, что объем полномочий, предоставленных инспекции, позволяет осуществлять проверку налогоплательщика применительно к различным формам налогового контроля и не лишает возможности проведения выездной налоговой проверки в отношении того налогового периода, который был подвергнут камеральной проверке. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика, эти документы и информацию (ст.ст. 89, 93.1 НК РФ) (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 17393/10).

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации организация вправе не представлять в налоговый орган сведения, которые непосредственно не относятся к деятельности проверяемого третьего лица.
При этом следует учитывать, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)

Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)

Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен статьей 93.1 НК РФ.

Внимание

В отношении истребования документов и сведений у третьих лиц нередко используется термин «встречная проверка». В НК РФ такое понятие в настоящее время отсутствует. До 1 января 2007 г. понятие встречной проверки было закреплено абз. 2 ст. 87 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ вместо данной нормы была введена новая ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках». Однако этот привычный для всех термин используется и в настоящее время.

Истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), налоговый орган вправе только в ходе проведения налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, только сведения за проверяемый период, перечень которых определен п. 1.1 ст. 93.1 НК РФ.

Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), и только в случае, если возникает обоснованная необходимость (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Читайте так же:  Кбк возврат ндфл имущественный вычет

Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами», ст. 93.1 НК РФ не определен. Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими, в том числе у физических лиц, являющихся сотрудниками налогоплательщика (письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 12).

Кроме того суды подтверждают правомерность истребования документов (информации) у последующих организаций по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой (у контрагентов второго, третьего и последующего звена), указывая, что положения ст. ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат такого запрета и оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 N Ф04-658/16 (определением ВС РФ от 31.05.2016 N 304-КГ16-7359 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Московского округа от 07.10.2014 N Ф05-9674/14 (определением ВС РФ от 20.02.2015 N 305-КГ14-728 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ)).

Перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем также не ограничен.

Согласно официальным разъяснениям, к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки.

Информация о налогоплательщике включает, в частности, информацию о наименовании налогоплательщика, месте нахождения, ИНН, КПП, руководителе организации, уполномоченных представителях, о деятельности налогоплательщика, его статусе.

Информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).

Внимание

НК РФ не установлены ограничения количества требований о представлении документов (информации), которые могут быть направлены налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-02-08/74563).

Кроме того, указание в норме п. 2 ст. 93.1 НК РФ на возможность получения документов (информации) относительно конкретной сделки не может быть истолковано как получение документов (информации) только относительно одной сделки. Полномочия инспекции в части объема информации и количества сделок, по которым возможно истребование документов (сведений), этой нормой не ограничены. К такому выводу в последнее время приходят суды, признавая законным истребование документов (информации) по нескольким различным сделкам в одном требовании (см. постановления АС Дальневосточного округа от 28.10.2014 N Ф03-4735/14, АС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2015 N Ф02-1857/15, Второго ААС от 05.04.2016 N 02АП-1203/16, Седьмого ААС от 05.09.2014 N 07АП-7539/14).

При этом в силу прямой нормы п. п. 2 и 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать документы , представленные ранее в ходе камеральных и выездных проверок, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Исключение составляют случаи, поименованные в п. 5 ст. 93 НК РФ. Такое ограничение действует в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

Процедура истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика и иных лиц регламентируется п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (далее — Порядок), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] Кроме того, в своей работе налоговые органы руководствуются Рекомендациями по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, направленными письмом ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected]

Внимание

Налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, производит истребование документов и информации у контрагентов проверяемого лица (иных лиц) не самостоятельно, а через налоговый орган, в котором этот контрагент (иное лицо) состоит на налоговом учете.

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту (иному лицу) в том же порядке, что и проверяемому налогоплательщику (п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и п. п. 3-4 Порядка).

Таким образом, лицо, у которого истребуются эти документы, получает информацию, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов, а также сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, из требования о представлении документов.

Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Внимание

Если контрагент проверяемого налогоплательщика (иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика), состоит на учете в налоговом органе, проводящем мероприятия налогового контроля, то необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. В таком случае требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту самим налоговым органом, проводящим мероприятия налогового контроля (п. 5 Порядка, письма Минфина России от 09.12.2014 N 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 N ЕД-4-2/[email protected]).

Исполнить требование о представлении документов (информации) о контрагенте налогоплательщик обязан в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией). По ходатайству налогоплательщика этот срок может быть продлен налоговым органом в случае невозможности исполнения требования в установленный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения авансовые платежи

Возмещение расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с представлением в налоговый орган истребуемых документов, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116).

Внимание

Налоговая ответственность за непредставление документов и информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в настоящее время разграничена (п. 6 ст. 93.1 НК РФ):

— отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ;

— неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ*(2).

Такой же порядок истребования документов (информации) применяется налоговыми органами при необходимости получения:

— документов (информации), касающихся участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 93.1 НК РФ), в том числе при проведении камеральных и выездных проверок (п. 11. ст. 88, ст. 89.1 НК РФ).

— у участников контролируемых сделок документов (информации), касающихся сделок, проверяемых ФНС России в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 7 ст. 105.17 НК РФ).

*(1) Ранее вне рамок проведения налоговых проверок налоговые органы были вправе истребовать только информацию относительно конкретной сделки. Право истребовать в этом случае не только информацию, но и документы предоставлено налоговым органам с 30 июля 2013 года изменениями, внесенными в п. 2 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

*(2) До 1 января 2014 года ответственность наступала только по ст. 129.1 НК РФ за отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

Налоговая проверка третьих лиц

Если у контрагента организации проводится налоговая проверка, можно ожидать, что инспекция пришлет компании требование о предоставлении документов, касающихся сделок с этим контрагентом. Но часто бывает так, что инспекторы пытаются превратить эту процедуру в полноценное мероприятие налогового контроля. Какие права предоставляет законодательство налоговому органу при истребовании документов?

Понятие встречной проверки отменено

Напомним, что до 01.01.2007 в части первой НК РФ были установлены 3 вида налоговых проверок: камеральная, выездная и встречная. Порядок проведения встречной налоговой проверки регулировался положениями абз. 2 ст. 87 НК РФ. В порядке проведения встречной проверки налоговым органом могли быть истребованы у иных лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов), документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Встречная проверка могла быть назначена налоговым органом в случае необходимости только при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. С 01.01.2007 понятие встречной проверки было исключено из НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

Вместо этого ст. 93.1 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007, был урегулирован порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Фактически данная статья регулирует вопросы проведения той же самой встречной проверки, несмотря на то что само понятие встречной проверки уже не используется.

Нужно отметить, что по сравнению со старым порядком полномочия инспекций при проведении подобных мероприятий существенно расширены. Так, истребование документов может проводиться не только при выездной и камеральной налоговых проверках, как было установлено ранее, но и при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции по результатам рассмотрения акта налоговой проверки в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, истребование документов может проводиться при проверке как налогоплательщиков (плательщиков сборов), так и налоговых агентов. В ранее действовавшей редакции НК РФ не предусматривалось право налоговых органов назначать встречную проверку в ходе проверки налоговых агентов. Следует учесть, что необходимые документы (информация) при проведении встречной проверки могут быть истребованы как у контрагента, так и у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Порядок истребования документов

В ранее действовавшей редакции НК РФ порядок направления требования о предоставлении документов (информации) не был прямо урегулирован. Как правило, налоговая инспекция направляла соответствующее требование непосредственно налогоплательщику. Это обстоятельство, в свою очередь, некоторые налогоплательщики использовали как основание для неисполнения требования, ссылаясь на то, что документы (информация) могут быть истребованы только через налоговый орган, где они состоят на учете. Арбитражные суды нередко соглашались с налогоплательщиками, указывая на то, что при проведении встречной проверки необходимые документы (информация) могут быть истребованы опосредованно, только через налоговый орган, где состоит на учете лицо, у которого требуются документы (информация).

В настоящее время в НК РФ закреплен порядок опосредованного истребования документов (информации). Сейчас налоговая инспекция лишена возможности истребовать необходимые документы напрямую у налогоплательщика. Для получения документов (информации) инспекция должна направить соответствующее письменное поручение в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (ст. 93.1 НК РФ).

Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. Данным Порядком урегулирован вопрос проведения встречной проверки в ситуации, когда контрагент проверяемого лица либо лицо, располагающее документами, касающимися проверяемого лица, состоят на учете в налоговом органе, проводящем проверку или иные мероприятия налогового контроля. В этом случае требование о предоставлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом.

В письменном поручении об истребовании документов (информации) должны быть подробно расписаны основания такого истребования. Налоговый орган обязан указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл возврат ипотеки

Поручение оформляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Согласно утвержденному Порядку взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов в поручении об истребовании документов должно содержаться:

  • полное наименование организации, у которой поручается истребовать документы, ее ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности, информацию о которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;
  • место нахождения организации (место жительства физического лица);
  • основание направления поручения (указывается ст. 93.1 НК РФ и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и (или) информации относительно конкретной сделки);
  • перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о предоставлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Итак, порядок истребования документов условно состоит из 2 этапов:

  • оформления письменного поручения на истребование документов (информации). Это делает налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку, дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • оформления требования о предоставлении документов (информации). Его составляет инспекция по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).

Порядок предоставления документов организацией

Прежде всего после получения требования о предоставлении документов (информации) советуем удостовериться, был ли исполнен установленный порядок его направления, правильно ли оно оформлено. Для этого нужно убедиться, представлено ли наряду с требованием соответствующее письменное поручение на истребование документов (информации). Кроме того, важно обратить внимание на наличие в поручении и требовании необходимых реквизитов (подписей должностных лиц, дат, оснований истребования документов и пр.). Поручение об истребовании документов (информации) может быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, требование о предоставлении документов (информации) подписывается любым должностным лицом налогового органа. Содержание документов не должно быть противоречивым.

При решении вопроса о предоставлении документов следует учесть один важный момент. Инспекция имеет право истребовать документы и информацию только о проверяемом налогоплательщике, то есть налогоплательщике, в отношении которого проводятся выездная, камеральная проверки либо дополнительные мероприятия налогового контроля.

На практике же налоговая инспекция нередко в требовании, направленном в порядке встречной проверки, запрашивает документы (информацию), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лица, которому направлено требование. Например, запрашивается его учетная политика, штатное расписание, регистры бухгалтерского учета и другие документы. Истребование таких документов не соответствует целям встречной проверки и является незаконным.

Поэтому организация вправе их не предоставлять. Однако в такой ситуации существует вероятность применения штрафных санкций и дальнейшего разрешения спора в суде. Арбитражные суды, разрешая подобного рода споры, как правило, принимают сторону налогоплательщика. Суд при этом ссылается на то, что запрашиваемые во время встречной налоговой проверки документы должны касаться деятельности именно проверяемого налогоплательщика, а не деятельности организации, от которой такие документы запрашиваются (постановления ФАС Уральского округа от 27.06.2007 № Ф09-4858/07-С3, от 17.07.2007 № Ф09-5390/07-С3).

Итак, получив требование о предоставлении документов, рекомендуем его внимательно изучить. Если будет удостоверена правильность оформления поручения и требования и обоснованность их направления, то соответствующее требование необходимо исполнить.

В противном случае организация может направить в налоговый орган уточняющее письмо, в котором напишет, что согласна предоставить требуемую информацию, но только после того, как инспекция устранит все имеющиеся в поручении и требовании недостатки либо укажет основания для истребования документов.

Выражение в уточняющем письме согласия на предоставление документов необходимо для того, чтобы налоговая инспекция не расценила уточняющее письмо как отказ от предоставления документов и не приняла меры по привлечению к ответственности за их непредоставление.

Сроки предоставления документов

Документы в порядке встречной проверки предоставляются в течение 5 дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Следует учесть, что течение этого срока начинается на следующий день после получения требования. Данный срок исчисляется в рабочих днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Запрошенные документы предоставляются в виде заверенных копий. Копии заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью организации. НК РФ не требует предоставлять в рассматриваемой ситуации нотариально удостоверенные копии документов. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками.

Если запрошенные документы (информация) не могут быть предоставлены в пятидневный срок по причине их отсутствия, об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Если документы не могут быть предоставлены в пятидневный срок по причине недостаточности данного срока, инспекция по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов. В ходатайстве необходимо указать уважительные причины, по которым они не могут быть предоставлены. Как правило, причиной является большое количество документов. Впрочем, могут быть и другие обстоятельства. Все существенные причины невозможности предоставления документов в пятидневный срок должны быть указаны в ходатайстве о продлении сроков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ходатайство о продлении сроков предоставления документов подается в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребованы документы. Если срок будет продлен, о таком продлении инспекция по месту учета лица, у которого истребованы документы, в трехдневный срок сообщает в инспекцию, направившую поручение об истребовании документов.

Источники

Проверка третьих лиц налоговая
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here