Региональный государственный финансовый контроль

Важная информация в статье: "Региональный государственный финансовый контроль", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

Региональные органы государственного финансового контроля

В законодательстве Российской Федерации закреплено право законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации на создание собственных органов независимого государственного финансового контроля для осуществления контроля за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение.

Для проведения внешнего финансового контроля деятельности исполнительной власти органы представительной власти субъектов Федерации создают контрольно-счетные палаты (счетные палаты или иные органы, в задачи которых входит проведение внешнего аудита региональных бюджетов). Например, в Москве таким органом является Контрольно-счетная палата Москвы, в Ярославле также есть Счетная палата.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10790 — | 8070 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Роль государственного контроля на региональном уровне

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 11.07.2017

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Ивишова Т. Ф., Царегородцева Г. Ю. Роль государственного контроля на региональном уровне [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12762/ (дата обращения: 17.02.2020).

Статья посвящена роли государственного финансового контроля в использовании бюджетных средств на региональном уровне. В данной работе рассматриваются результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области за период 2013–2015 гг.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный финансовый контроль, Контрольно-счетная палата Вологодской области, бюджет Вологодской области

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

В завимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства [1].

Рассмотрим организацию государственного финансового контроля на примере Вологодской области.

Субъекты Российской Федерации в целях проведения собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации [2, с. 57]. В Вологодской области таким органом является Контрольно-счетная палата Вологодской области, созданная в 1997 году и действующая на основании закона области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».

На протяжении последних 8 лет Вологодская область испытывает недостаток финансовых ресурсов, бюджет области принимается все время с дефицитом бюджета, поэтому наиболее острой проблемой является эффективность использования имеющихся ресурсов.

Основные характеристики бюджета Вологодской области за период 2012–2016гг. (млн. руб.) [3–7]

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

В Вологодской области наблюдается дефицит областного бюджета на протяжении длительного времени. Данная проблема является одной из основных проблем бюджетной политики области. Для того чтобы сократить дефицит областного бюджета, необходимо использовать бюджетные средства эффективно и целесообразно.

Большую роль в организации финансового контроля на региональном уровне сыграло принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6 — ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которым расширились полномочия в организации государственного контроля, усилились позиции Контрольно-счетной палаты.

Контрольно-счетная палата Вологодской области осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области, государственной собственности области.

Читайте так же:  Финансовый контроль денежных потоков

Проведем анализ контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой Вологодской области за период 2013–2015 гг.

Динамика контрольных мероприятий на территории Вологодской области за 2013–2015гг. [8–10]

Наименование

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Кол-во (ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Кол-во (ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Кол-во (ед.)

Сумма (тыс.руб.)

Общее количество проведенных контрольных мероприятий

Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий

Выявлено финансовых нарушений

при формировании и исполнении бюджетов

несоответствие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств

при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности

Прочие виды нарушений и недостатков

В 2015 году проведенными проверками выявлено 1500 нарушений законодательства с использованием бюджетных средств и имущества. За рассматриваемый период наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и исполнении бюджетов — 84,4 %. Выявленные нарушения приводят к необоснованным, излишним, неэффективным и безрезультативным расходам бюджета. Руководителям проверенных организаций направлены представления, в которых содержатся предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений финансовой дисциплины, действующего законодательства, а также по восстановлению (взысканию) средств в областной бюджет.

Таким образом, эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля.

Ключевые слова

Похожие статьи

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная палата, Российская Федерация, Счетная палата РФ, предпринимательская деятельность, государственный аппарат, Банк России.

Правовые основы муниципального финансового контроля

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата, стратегический аудит, повышение результативности, орган, аудит эффективности, контрольносчетный орган субъектов, Бюджетный кодекс.

Оценка эффективности финансового контроля

· уровень полноты исполнения функций органами контрольносчетных палат

Эффективность контрольных органов должна осуществляться по результатам деятельности объектов контроля.

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Государственный финансовый контроль в России: проблемы.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности. Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным.

Пути совершенствования финансового контроля в России

финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата, Федеральное казначейство, функция, Россия, орган, исполнительная власть, государственный финансовый контроль, бюджетная система.

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности. финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный.

5.2. Региональные органы государственного финансового контроля

В условиях федеративного государства функционирование органов государственного финансового контроля необходимо на каждом уровне бюджетно-финансовой системы.

В законодательстве Российской Федерации закреплено право законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации на создание собственных органов независимого государственного финансового контроля для контроля за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение.

Для проведения внешнего финансового контроля деятельности исполнительной власти органы представительной власти субъектов Федерации создают контрольно-счётные палаты (счётные палаты или иные органы, в задачи которых входит проведение внешнего аудита региональных бюджетов). Например, в Москве таким органом является Контрольно-счётная палата Москвы.

Для повышения эффективности использования имеющихся в их распоряжении государственных средств администрации субъектов Российской Федерации, как правило, создают свои контрольно-ревизионные органы, деятельность которых регулируется региональным законодательством. Например, в Москве создано Главное контрольно-ревизионное управление Правительства Москвы, которое является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, осуществляющим контроль за деятельностью органов исполнительной власти города и субъектов хозяйствования в пределах установленной законом компетенции.

5.3. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Органами административного финансового контроля являются главные распорядители средств: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за:

получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями таких средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Читайте так же:  Как осуществляет финансовый контроль правительства

Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их подведомственными получателями.

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 7976 раз

Библиографическое описание:

Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/51/6552/ (дата обращения: 17.02.2020).

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

    В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

    В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

    Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

    Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

    Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

    Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

    Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50 % расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

    Читайте так же:  Делается ли возврат подоходного налога

    Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

    В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

    Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

    Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

    Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

    Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля — это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

    Таким образом, настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

    О. Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. — Ростов на Дону. 2011г.

    Данилевский Ю. А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 2012г.

    II. Региональный государственный финансовый контроль

    Региональный государственный финансовый контроль осуществляют контрольно-счётный орган субъекта РФ и финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

    Контрольносчётный орган субъекта РФ:

    — экспертизу проектов законов о региональных бюджетах;

    — финансово-экономическую экспертизу проектов нормативных правовых актов и государственных программ субъекта РФ;

    — исполнение региональных бюджетов;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — использование межбюджетных трансфертов;

    — бюджетный процесс в субъекте РФ;

    — годовые отчеты об исполнении региональных бюджетов;

    — эффективность предоставления за счет средств бюджета субъекта РФ льгот и преимуществ и кредитов;

    — законность предоставления за счёт средств бюджета и собственности субъекта РФ гарантий и поручительств;

    выполняет иные функции.

    Особенность правового статуса контрольно-счётного органа субъекта РФ заключается в том, что он не входит в систему государственных органов исполнительной власти региона, а образуется законодательным (представительным) органом субъекта федерации и подотчетен ему.

    Финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (примерный перечень полномочий):

    — ведение бюджетного учета по администрированию доходов, исполнению расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;

    — использование средств бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности субъекта;

    — соблюдение требований действующего бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из бюджета субъекта;

    — законность и своевременность движения средств бюджета субъекта, передаваемых муниципальным образованиям в рамках межбюджетных отношений;

    — операции с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета;

    — соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

    — последующий контроль над исполнением бюджета путем проведения ревизий и проверок;

    — текущий контроль над реализацией целевых программ субъекта;

    — ревизии (проверки) местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта.

    III. Муниципальный финансовый контроль

    Контрольносчётный орган муниципального образования:

    — экспертизу проектов местного бюджета;

    — финансово-экономическую экспертизу проектов: а) муниципальных правовых актов в части расходных обязательств муниципального образования, б) муниципальных программ;

    — исполнение местного бюджета;

    — использование средств местного бюджета и средств, получаемых местным бюджетом из иных источников;

    анализирует: бюджетный процесс в муниципальном образовании;

    проверяет: годовой отчет об исполнении местного бюджета;

    — эффективность предоставления за счёт средств местного бюджета льгот, преимуществ и кредитов;

    — законность предоставления за счёт средств местного бюджета и муниципальной собственности гарантий и поручительств;

    выполняет иные функции.

    Особенность правового статуса контрольно-счётного органа муниципального образования заключается в том, что он является органом местного самоуправления, но не относится к исполнительным органам, так как образуется представительным органом муниципального образования и подотчётен ему.

    Финансовое управление (отдел) при администрации муниципального образования осуществляет финансовый контроль над:

    — с бюджетными средствами получателей средств местного бюджета;

    — средствами администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета;

    — целевого использования бюджетных средств получателями бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий.

    III. Региональный государственный финансовый контроль

    В этом параграфе, как и в предыдущем, рассматриваются направления только внешнего финансового контроля, распределенные по соответствующим государственным органам субъекта федерации. В круг нашего внимания попадают: контрольно-счетный орган субъекта РФ и финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

    Контрольносчетный орган субъекта РФ:

    — экспертизу проектов законов: а) о бюджете субъекта РФ, б) о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;

    Читайте так же:  Платежка по уплате штрафа по решению налоговой

    — финансово-экономическую экспертизу проектов: а) законов субъекта РФ, б) нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ (в части расходных обязательств субъекта РФ), в) государственных программ субъекта РФ;

    — исполнение бюджета: а) субъекта РФ, б) территориального государственного внебюджетного фонда;

    — использование межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований;

    — бюджетный процесс в субъекте РФ и готовит предложения о его совершенствовании;

    — годовые отчеты об исполнении бюджетов: а) субъекта РФ, б) территориального государственного внебюджетного фонда;

    — эффективность предоставления за счет средств бюджета субъекта РФ: а) налоговых, б) иных льгот и преимуществ, в) бюджетных кредитов;

    — законность предоставления за счет средств бюджета и собственности субъекта РФ: а) гарантий, б) поручительств, в) других способов обеспечения исполнения по сделкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

    выполняет иные функции.

    Особенность правового статуса контрольно-счетного органа субъекта РФ заключается в том, что он не входит в систему государственных органов исполнительной власти региона, а образуется законодательным (представительным) органом субъекта федерации и подотчетен ему.

    Финансовый исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (на примере Министерства финансов Астраханской области):

    — ведение бюджетного учета по администрированию доходов, исполнению расходов бюджета области и источников финансирования дефицита бюджета;

    — использование средств бюджета области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности области;

    — соблюдение требований действующего бюджетного законодательства получателями финансовой помощи и бюджетных инвестиций из бюджета области;

    — законность и своевременность движения средств бюджета области, передаваемых муниципальным образованиям в рамках межбюджетных отношений;

    — операции с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета;

    — соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и гарантий области условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

    — последующий контроль за исполнением бюджета области путем проведения ревизий и проверок;

    — текущий контроль за реализацией целевых программ области;

    — ревизии (проверки) местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из бюджета области.

    Энциклопедия решений. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

    Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

    Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

    Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с положениями п. 2 ст. 265 БК РФ. При этом конкретные контрольные мероприятия проводятся специально создаваемыми контрольно-счетными органами:

    — Счетной палатой РФ (на федеральном уровне);

    — контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

    Функции органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809).

    Регулируется деятельность указанных выше органов финансового контроля:

    1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон N 41-ФЗ);

    2) Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК;

    3) Стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ);

    4) Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон N 6-ФЗ);

    5) соответствующими законами (решениями), принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

    Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ являются юридическими лицами, а контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица (ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, части 7 и 8 ст. 3 Закона N 6-ФЗ). Даже в том случае, когда контрольно-счетные органы муниципального образования не наделены правами юридического лица, должна быть обеспечена их организационная и функциональная независимость (ч. 4 ст. 3 Закона N 6-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830). Поэтому такие органы должны создаваться вне состава представительного органа муниципального образования (п. 3 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

    Полномочия органов по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 268.1 БК РФ включают:

    — контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

    — контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

    — контроль в других сферах, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ (см. ст. ст. 5, 13 Закона N 41-ФЗ; ст. 9 Закона N 6-ФЗ).

    Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

    Приоритетными задачами органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

    1. Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ (см. также письма Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67819, от 30.12.2013 N 02-10-010/58354).

    2. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов (ст. 264.4 БК РФ).

    3. Аудит в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; Методические рекомендации, утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.03.2014 N 15К (961)). Возложение на контрольно-счетные органы полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2014 N Д28и-1758, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.07.2014 по делу N 33-2987).

    Внимание

    Органы Федерального казначейства вправе представлять органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 241.1 БК РФ). Порядок предоставления такой информации утвержден приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 N 8н.

    Передача полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от контрольно-счетного органа поселения, входящего в состав муниципального района, контрольно-счетному органу муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта РФ (п. 2 ст. 264.4 БК РФ). Положения ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ и п. 2 ст. 264.4 БК РФ на городской округ не распространяются (см. ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

    Читайте так же:  Реформа подоходного налога

    Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования может проводиться с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта РФ на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии (п. 4 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

    Объектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются следующие организации госсектора (ст. 266.1 БК РФ):

    При проведении мероприятий Счетной палатой РФ

    При проведении мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ (муниципальных образований)*(1)

    Участники бюджетного процесса

    Федеральные государственные органы (в т.ч. их аппараты)

    Государственные органы субъектов РФ (в т.ч. их аппараты), органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной БК РФ и Законом N 41-ФЗ

    Органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ

    Органы местного самоуправления и муниципальные органы

    Органы государственных внебюджетных фондов

    Органы территориальных государственных внебюджетных фондов

    Центральный банк РФ

    Федеральные казенные учреждения

    Казенные учреждения субъектов РФ

    Муниципальные казенные учреждения

    Организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса

    Федеральные бюджетные и автономные учреждения

    Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ

    Муниципальные бюджетные (автономные) учреждения

    Федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общестав с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

    Унитарные предприятия субъектов РФ

    унитарные предприятия муниципальных образований

    Иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Иные организации, использующие имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности субъектов РФ (муниципальных образований) или получившие субсидии, кредиты, гарантии за счет средств соответствующего бюджета в части соблюдения условий их получения в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, предоставивших указанные средства.

    Иные организации в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента РФи обращениями Правительства РФ.

    Внимание

    Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) могут осуществлять контрольные мероприятия в организациях госсектора, которые созданы на базе имущества иных публично-правовых образований. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 41-ФЗ Счетная палата РФ осуществляет контроль в отношении любых юридических лиц в части соблюдения ими условий:

    — договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    — договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом).

    Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.

    Смотрите также Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-10-06/7315

    Формы осуществления деятельности органов внешнего финансового контроля предполагают проведение (ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ):

    Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ такие мероприятия могут проводиться в форме:

    — оперативного анализа и контроля;

    — последующего аудита (контроля).

    Методами осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются ревизии и проверки, обследования (ст. 267.1 БК РФ, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ).

    Кроме того, в ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ упоминаются такие методы осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ, как анализ и мониторинг.

    В сети Интернет работает несколько информационно-аналитических ресурсов по вопросам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

    Информация, размещаемая на сайте

    Официальный сайт Счетной палаты РФ

    Размещается информация о деятельности Счетной палаты РФ. Портал предназначен для обеспечения общественной открытости, доступности результатов проверок для широкой аудитории российских налогоплательщиков

    Портал Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ

    Интернет-портал является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Портал призван обеспечить повышение эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля)

    Аналитическая система «Госаудит»

    Система позволяет ознакомиться с агрегированной информацией о результатах контрольной деятельности Счетной палаты РФ, подразделяемой по мероприятиям аудита, направлениям деятельности, объектам и географии аудита, а также с данными о конкретных нарушениях на каждом объекте контроля.

    В системе представлены данные об исполнении представлений и предписаний Счетной палаты РФ, а также сведения о протоколах об административных нарушениях, составленных по результатам контрольных мероприятий

    Видео (кликните для воспроизведения).

    *(1) В полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот контрольно-счетный орган

    Источники

    Региональный государственный финансовый контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here