Роль органов финансового контроля

Важная информация в статье: "Роль органов финансового контроля", собранной на основе данных авторитетных источников. По всем вопросам можете обращаться к дежурному юристу.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Сегодня обеспечение финансовой безопасности страны является наиболее актуальной и приоритетной задачей государства. В решении этой проблемы особое место занимает эффективный и действенный государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой установленную законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

– ошибок и злоупотреблений в области управления хозяйственной деятельностью нематериальными объектами государственной собственности, способных нанести финансовый и материальный ущерб государству;

– недостатков в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью государства и организаций с государственным участием;

– угроз финансовой и национальной безопасности страны.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами, обеспечению их сохранности и приумножения; обеспечение законности и оптимизированного функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства; обеспечение финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность государства – основное условие самостоятельности госконтроля в осуществлении финансово-экономической политики. Сущность финансовой безопасности РФ заключается в формировании положительных финансовых решений и действий государственной власти в необходимых объемах для выполнения государственных функций и задач.

Финансовая безопасность страны находится в прямой зависимости от способности органов государственной власти и управления:

– обеспечивать устойчивое финансово-экономическое развитие страны;

– гарантировать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

– ограничивать вывоз капитала за границу;

– сглаживать конфликты между властями различных уровней и ступеней;

– пресекать преступления в сфере финансов и экономики;

– гарантировать защиту отечественных товаропроизводителей от дискриминации иностранных государств.

Цели государственного финансового контроля будут реализованы в полном объеме, при решении следующих задач:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

– осуществление контроля над доходами и расходами федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

– проведение анализа выявленных отклонений и подготовка предложений, направленных на их устранение;

– осуществление контроля за законностью и своевременностью движения государственных средств в Банке России и иных уполномоченных банках страны;

– обеспечение поступления налоговых, таможенных и прочих платежей, формирующих доходную часть государственного бюджета;

– осуществление контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности организациями и предприятиями;

– выявление причин роста доходов и снижения расходов бюджета;

– выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

– осуществление контроля за обеспечением финансовой безопасности государства и др.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и создания условий для финансовой стабильности страны. Особую роль в реализации государственного контроля в России имеет Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ». Согласно данному Указу, государственный контроль в нашей стране осуществляется по следующим направлениям:

– исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

– организация денежного обращения;

– использование кредитных ресурсов;

– состояние внутреннего и внешнего государственного долга и т.п.

В соответствии с действующим законодательством функции и полномочия по обеспечению государственного финансового контроля в РФ распределены между субъектами, представленными на рисунке 1.

Рис. 1. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в РФ

Современная система финансового контроля в России, на наш взгляд, не реализует своего назначения в полной мере. Ей необходимы серьезные преобразования. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля с целью повышения уровня финансовой безопасности страны.

На сегодняшний день можно привести много примеров, свидетельствующих о проблемах в функционировании органов финансового контроля. Так, например, международным финансово-экономическим организациям (МФЭО) в настоящее время просто необходимы займы для консолидации российской экономики и построения развитой и наиболее прочной рыночно-хозяйственной системы. Все актуальнее становятся проблемы недостатка финансовых и материальных ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства. Медленное расходование заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Это приводит к многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. Поэтому возникает необходимость в исследовании деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в сфере государственного финансового контроля, и устранения причин их плохого функционирования.

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам государственного финансового контроля, то не стоит ожидать, что реформирование пойдет в нужном направлении и предотвратит бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства в большинстве отраслей хозяйственной деятельности государства. Чтобы обеспечить прочную и стабильную финансовую безопасность страны, необходимо произвести множество преобразований, прежде всего, в системе государственного финансового контроля и органах его обеспечения.

Список использованных источников:

1. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации (ред. от 18.07.2001) // http://www.consultant.ru.

2. Белоусова А.А., Землякова А.В. Реформа страховых взносов как часть единой системы сбора платежей // Экономика и предпринимательство. – 2016. –№ 11-3 (76-3). –С. 368-371.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка охватывает три года

3. Ермоленко О.М., Петров И.В. Место и роль международного финансового центра России в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации. В сборнике: Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII-й международной научно-практической конференции.– 2015. – С. 94-106.

4. Сапрыкина В.Ю. Финансовая глобализация и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014. – № 1. – С. 77-81.

Финансовый контроль в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

выявлении внутренних резервов производства;

устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

в силу требований законодательства;

по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

исполнительных органов власти общей компетенции;

ведомственный и внутрихозяйственный;

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

К функциям финансового контроля относятся:

анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

Читайте так же:  Земельный налог в днр для физических лиц

корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

повышение эффективности финансовой политики государства.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и между органами государственной власти субъектов РФ. Исходя из этого, в составе государственных финансов РФ можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне).

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ. Согласно статье 144 «Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно — ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно- ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел.

Основные проблемы в области государственного контроля в России связаны с неэффективностью бюджетного процесса, в частности нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета, неполнотой бюджетного законодательства

Основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

12. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции

ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведовство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:

времени проведения(предварительный, текущий, последующий);

субъектам контроля(президентский, контроль представительных органов власти, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский)

сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой)

форме проведения (обязательный — внешний, инициативный — внутренний)

методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз. деятельности, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Гос. Думы, Счетная палата РФ.

В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответствующие подкомитеты проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

13. Финансовая система Российской Федерации и характеристики её звеньев

Понятие финансовая система является развитием более общего понятия “финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Читайте так же:  Гмк норникель дата выплаты дивидендов

Второе звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение в их состав входят :

Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Фонд отделения медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального объема медицинских услуг гражданам РФ на всей территории государства. ФФОМС осуществляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхования. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование объектов здравоохранения, находящихся на территории.

Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения территориальных, межотраслевых задач:

Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-исследовательских работ. Источником формирования являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.

Государственный фонд конверсий- источником служат бюджетные ассигнования . Средства направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции

Фонд содействия развития малых форм предпринимательства.

Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.

Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.

Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга РФ.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.

Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику страны, поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, использование государственных инвестиций.

Контрольно – ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя жесткий контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.

Органы налоговой полиции — обеспечивают экономическую безопасность РФ и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.

Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.

Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др. органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

— Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений по использованию финансовых ресурсов

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Читайте так же:  Налоговая амнистия для пенсионеров

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

Читайте так же:  Перечень дорогостоящих медицинских услуг подлежащих возмещению ндфл

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

Роль органов финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here